Ингиши
Географическое положение
Расположено у подножья горы Бикватамеэр в 4,5 км к югу-востоку от районного центра села Мехельта.
Население
По переписи 2010 года в селе проживало 840 человек. Моноэтническое аварское село [1] .
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Ингиши» в других словарях:
Отав-Тюбе — Село Отав Тюбе Страна РоссияРоссия … Википедия
Гумбетовский район — Герб … Википедия
Гумбетовский район Дагестана — Гумбетовский район Страна Россия Статус … Википедия
Мехельта — Село Мехельта авар. МелъелтӀа Страна РоссияРоссия … Википедия
Аргвани — Село Аргвани Страна РоссияРоссия … Википедия
Арсланбек (князь Турлоевский) — Арсланбек Князь Турлоевский 1757 1770 Предшественник … Википедия
Верхнее Инхо — Село Верхнее Инхо Страна РоссияРоссия … Википедия
Верхний Арадирих — Село Верхний Арадирих Страна РоссияРоссия … Википедия
Гадари — Село Гадари Страна РоссияРоссия … Википедия
Данух — Село Данух Страна РоссияРоссия … Википедия
Источник
Ингиши
Если забудем историю наших предков, которые больше жизни любили свою Родину, мы будем похожи на дерево без корней. Так гласит народная мудрость.
Память о прошлом — это духовный и нравственный стержень нашей жизни, надежный фундамент будущего.
Издавна для горцев характерным было собираться на годекане, который фактически был центром общественной жизни, где обсуждались самые насущные для людей проблемы. Сюда собирались и убеленные сединами старики, имеющие большой жизненный опыт, и молодежь, жаждущая знаний. Старики в больших шубах и огромных папахах восседали на камнях, вели спокойный мудрый разговор о прошлом и настоящем, а молодежь внимательно слушала и впитывала в себя каждое слово.
Нет писаной истории села Ингиши. Из поколения в поколение, из уст в уста, передавалось и не забывалось все важное и значительное.
Но многое, что имело значение, и должно было быть сохранено, в годы советской власти предано забвению. Большевики старались стереть с памяти людей всю подлинную историю народа, разрушили весь уклад жизни, который был создан в течение многих веков трудолюбивыми, мужественными и мудрыми нашими предками.
Село Ингиши расположено в 10 километрах от районного центра Мехельта, к Югу от него, у подножия высоких гор, на высоте более 1500 метров над уровнем моря. Территория села граничит с территориями сел Мехельта, Тлярата, Аргвани, Читль. Протяженность границы с соседями составляет более 100 км.
С высоты села хорошо обозревается огромная территория не только соседних сел, но и соседних районов. Хорошо виден Гимринский хребет, несколько сел Унцукульского района, территории Хунзахского и Ботлихского районов.
Традиционно ингишинцы занимались земледелием — сеяли кукурузу, ячмень, рожь, лен, сажали картошку, скотоводством — выращивали крупный рогатый скот и овец. Часть людей занималась садоводством и пчеловодством. Плодородная пахотная земля и террасное земледелие, значительные площади летних и зимних пастбищ позволяли им получать достаточное количество продуктов земледелия и животноводства и безбедно жить. В зимний период многие из сельчан переселялись в личные хуторские хозяйства, которые были хорошо обустроены и расположены в защищенных от ветра и снегов местах.
В селе были и те, кто занимались торговлей. Заготавливали шкуру и шерсть овец, сушеное мясо, сыр, сушеные абрикосы, возили их на ишаках и лошадях через Харибский перевал в Хасавюрт, Чечню, через Гимринский хребет в Темирхан — Шуру. Обменивали на керосин, сахар, одежду, обувь, привозили в село, продавали и обменивали на другие товары и продукты.
Существуют разные предания о возникновении села Ингиши и происхождении его названия. Одно из них утверждает, что в очень давние времена двое братьев из Шама (Сирия) искали удобное для жизнедеятельности место, и решили остановиться в лесном массиве, у подножия горбогато дичью, согреваемом солнцем с его восходом, обильно обеспеченной родниковой водой, открытой с трех сторон в окружающий мир. Одного из братьев звали Ингил, откуда и произошло название села.
По другим преданиям, место, которое обосновали пришельцы, называлось «ингилабщоб » то есть удобный холм, откуда и произошло название «Ингиши»
Представление о том, какими были леса в этих местах, дает ещё сохранившиеся в разрушенных домостроях длинные и очень толстые бревна, которыми покрыты крыши домов. Они не могли быть привезены из других мест. Большие размеры и огромная масса в бездорожье не позволяло бы перетащить их из других мест.
Часть лесов сохранилась до 30-50-х годов 20 века. Последние деревья на дрова были срублены в годы Великой Отечественной войны.
Село Ингиши, по преданиям, возникло много веков томуназад. Это подтверждается и многими историческими памятниками. Произведенные в 1955 году под руководством кандидата археологических наук Д. Атаева, раскопки обнаружили в окрестностях села захоронения, принадлежащие к началу первого тысячелетия до нашей эры. Сохранились и могильники грузинского типа.
В стене дома Сахратулаева Ахмеда обнаружен камень с записями на древнеалбанском языке. Сбором и систематизацией сведений об истории села, его материальных и духовных ценностях никто не занимался. Сохранились только отрывочные сведения и предания, которых никто до сих пор не изучал и научно не обработал. Поэтому подлинная история села, соответствующая реальному процессу жизнедеятельности людей, живших здесь в течение многих веков, считается неустановленнной.
Первую по-настоящему заинтересованную и осмысленную попытку сбора фактов о событиях и людях села Ингиши сделал выходец из села Ингиши, представитель известного в Ингишитухума ученого-арабиста Абакар-Гаджи Ингишинского — историк по специальности, знаток истории Дагестана, Магомед Каримулаев. Он собрал все доступные ему сведения об Ингиши и ингишинцах, нашел доступ в архивы республики, встречался с известными учеными-алимами, несколько раз выезжал в Турцию для встречи с земляками, которые стали мухаджирами в результате драматических событий в Дагестане в 19 веке. По крупицам собирал материал об истории села, и к их оценке привлекал ученых-историков. Видимо, не суждено было ему завершить начатое благое дело. В 2009 году в возрасте 72 лет Магомед Каримулаев скончался. И весь собранный материал остался неизученным
Небезынтересен в этой связи и тот факт, что в сентябре 1995 года Магомед Каримулаев приехал в село с известным ученым-арабистом Дагестана, востоковедом Магомедом Нурмагомедовым из Аракани.
По этому событию сам М. Нурмагомедов написал: «Я прибыл в с. Ингиши со своим сердечным другом М. Каримулаевым. Я побывал во многих дамах и имел возможность знакомиться с ещё не утерянными, уцелевшими произведениями ученых-арабистов, живших здесь. »
В этот приезд М. Каримулаев и М. Нурмагомедов обнаружили в домах ингишинцев много интересных письменных документов, рассказывающих об истории села, в их числе «Рукописные книги 450-летней давности на арабском языке. Особую ценность составляли документы, обнаруженные в доме Дарбищмагомед — Гаджи Карагишиева, известного в Гумбетовском районе и среди просвещенной части мусульманского общества Дагестана, как активный инициатор возрождения традиционного ислама и организатор сбора средств, для строительства мечетей и медресе. Сбор и систематизация сведений об истории села и его людях связано с его именем. Неутомимый труженик, честный и правдивый, неустанно искал средства для благоустройства села,
строительства дорог и водопроводов, ремонта мечети, создании благоприятных условий для верующих; не скупился на эти цели своими и своих детей и родственников средствами. Он умел организовать и мотивировать людей и, прежде всего своих близких, на сбор документальных источников о людях и событиях села, финансовых и материальных средств на благотворительные цели, и порою бывал жестким с теми, кто не хотел принимать в этом деле приемлемого участия.
В настоящей справке об истории излагаются факты, события и сведения о людях на материалах, собранных покойным Дарбищмагомед — Хаджи, который по его просьбе при его жизни начал систематизировать его друг и друг его сыновей в книге «Село Ингиши» известный арабист и журналист Мухамедхаджи Амирханов из Телетля.
Выборочно и очень коротко, не теряя смысловой нити, не искажая смысла сведений.
При этом нет хронологической последовательности в изложении материала, что не помешает читателям представить характер и особенности жизнедеятельности ингишинцев в различных эпохах и разных событиях. Из доступных и объективных источников известно, что ингишинцы принимали активное участие в борьбе горцев против царского самодержавия под руководством имама Шамиля.
Из принимавших участия в сражениях, погибло 11 человек.
В 1839 году имамом мечети в селе был ДарбищмагомедовСайгидухума. Когда до Ингиши дошла весть, что с. Аргвани, находящееся в 12 километрах от Ингиши, взят неверными, он с другим единоверцем по имени Чупан, пешком отправился в Аргвани, оставив завещание при смерти похоронить их вместе, междуИнгиши и Аргвани.
Русские солдаты в тот момент отдыхали в годекане, поставив ружья конусом. Под кличем «Аллаху Акбар», как львы они бросились на врагов. Воодушевлённыепримером шахидов, оставшиеся в живых аргванинцы тоже начали отчаянно бить врага. Рассказывают, что в этот день в Аргвани враг потерял убитыми 60 человек.
А тела газиевСайгидухумы и Чупана захоронены на обочине дороги Ингиши — Аргвани на дороге Мехельта — Хасавюрт в 100 метрах от участка «квешабнух»
И каждый, кто едет мимо проникается гордостью за отважных земляков и произносит молитву Аллаху за них.
У погибшего имама мечети Сайгидухумы было два сына, оба были мюридами имама Шамиля: Мухума и Крагиш. К Мухуме, который свято соблюдал нормы шариата и отличался беспримерным мужеством и смелостью, у имама были уважительное отношение.
Имам два раза был в гостях у Мухумы по разным поводам. Многие завидовали дружбе Мухумы с имамом. И тогда немало было злопыхателей и завистников, и по малому доносили до Имама Шамиля, что у Мухумы есть намерение перейти к русским. Мухума знал об этих сплетнях, но молчал. Но случилось такое, что в одном из сражений, в перерыве между боями, в обеденное время имам Шамиль входил в палатку для молитвы. Мухума сел на коня без оружия и направился в сторону русских, которые были на ружейном выстреле. Некоторые мюриды, не поняв происходящего, направили винтовки в сторону «предателя». Но имам остался спокойным. Мухума ловко схватил одного из удивленно смотревших на него солдат, мигом положил его на седло перед собой и помчался обратно. Положил пленного на землю, взял в руки своё ружьё и сказал имаму: «Имам, это довод моей верности твоему делу». Имам ответил: « Я сражался без одной руки (без сына Джамалудина), теперь сплетники хотели лишить меня и второй». Мухума в 1858 году был убит в нелепой драке с односельчанином возле мечети.
Карагиши погиб, защищая Гергебиль, там и захоронен.
После прекращения военных действий из с. Ингишив Турцию выехало 12 семей. Известны имена глав семейств: Слепой Осман, Длинный Лабазан, Кванти, Якуб, Бурак, Гиши, Улуби Омаров, Дарбищмагомед, Сагдула, Сайгиднур, Харалав, Ахкубег.
В Турции они были приняты Султаном Абдулхамидом, который выделил для местожительства земли в 500 километрах от Анкары — в местности Кираж. В Турции Улубий Омаров участвовал в русско-турецкой войне в дивизии генерала Гази Магомеда — сына имама Шамиля, залазил высокий офицерский чин. Погиб при сражении под Карсом.
Брат Улубия — Али тоже был храбрым воином. Служил под началом фельдмаршала Магомед-Фазиль-паши из Чоха и погиб в сражении с англичанами шахидом в местности между Дамаском Халебом.
Люди из их рода проживают в городе Муш Турции. В настоящем наследники мухаджиров из Ингиши проживают в различных городах и районах Турции: Анкаре, Стамбуле, Караманманаше, Муше, Ялове, Карсе, Кираже, Орта-Тепе. Некоторые из них занимают ответственные государственные посты: Сабахудин Вильде-депутат парламента Турции, Ахмад Чинар — командир военной полиции одного из районов Турции, Мансур Магомедшапиев — глава округа Ускудар, в последующем — мэр города Болду, Элек-телеведущая национального телевидения Турции.
В 1997 году Магомед Каримулаев (ранее упомянутый) в Стамбуле встретился со многими земляками, проживающими в Турции, в том числе и 93-х летним отцом Мансура — Магомедшапи, и многое сделал для восстановления связей между соотечественниками, волею судьбы, оказавшимися за пределами Родины.
Октябрьская революция в Ингиши пришла только в 1920-1921 годах. После получения сообщения о том, что большевики направляются из Игали в сторону Ингиши, 10 человек молодых людей с винтовками отправились на газават против большевиков. Из них АшуралХанухма, Муса Абдурахманов, Корхол Али, Хасаналиев Магомед, Асхаб и Магомедшапи из Обода, учился у ученого-арабиста Абдулгамида, погибли как шахиды. Это было беспримерным подвигом — идти против целой армии красных, поэтому ЧупалавИгалинский воспел их в нескольких строках, в контексте стихотворения упрекая тех, кто не имел никаких потерь:
Гъазаватинги ах1ун гъорлъежуранрагьулел.
Пусть не рожают женщины в недостойных селах,
Где не умирает никто в каждодневном бою,
Да ежедневно родятся сыновья в Ингиши,
Которые в газавате храбро сражаются.
Вот так, как трагедия, негаданно и нежданно пришла революция в Ингиши, и надолго — в течение 70 лет шаг за шагом, по крупицам разрушала у людей многими веками созданный уклад жизни, образ жизнедеятельности, мировоззрение.
А колхозы? Колхоз, организованный в 1936 году, окончательно лишил сельчан не только собственности на землю, но и человеческого достоинства, превратив их в рабов подневольного труда.
Рассказывают, что колхозы объединялись на добровольных началах. Насколько это было добровольным, показывает тот факт, что с теми кто «добровольно» не вступал в колхоз, не сдавал последнюю овцу в коллективное хозяйство, поступали, как с врагами народа.
. В доме ингишинца Абдулманапа, известного своей порядочностью и надежностью, ночами собирались несколько относительно состоятельных ингишинцев — владельцев нескольких десятков овец и между собой клятвенно договорились не вступать в колхоз. При очередном сходе, Абдурманап был уже другим — мягким, уступчивым, неуверенным. Он не только предлагал, но и требовал от товарищей обязательно вступить в колхоз и, следовательно, сдать туда свой скот. Тайн Абдулманапа об ожидаемой беде при отказе от добровольности осведомил его сосед и родственник, секретарь партячейки — Салатгерей. Вот такая добровольность.
Колхозу, решением Дагестанского правительства, были выделены земли в Бабаюртовской зоне для ведения отгонного животноводства. Его назвали кутаномУтав-Тюбе колхоза им. Энгельса.
Ингишинцы не добровольно пришли на эти дикие земли. Ценою огромного ручного труда, под палящим солнцем, с привозной водой, без элементарных условий жизни, живя в землянках, обрабатывали ее. Каждый трудоспособный житель два раза в год, пешком преодолев более 130 километров, должен был отработать на прикутанном хозяйстве по одному месяцу. Плату за работу не получали, а начисляли трудодни, в конце за них получали копейки.
Сейчас в Утав-Тюбе образовалось небольшое поселение ингишинцев, где люди преимущественно занимаются скотоводством. Многие построили благоустроенные дома, государством проводятся мероприятия по подведению газа, рядом проходит трасса Хасавюрт — Кизляр. Функционирует начальная школа, клуб. В 1994-1996 годах Дарбищмагомед Хаджи Карагишев организовал строительство мечети на кутане. После его смерти, в память о нем, мечеть на свои средства реконструировал его сын Ухума Хаджи Карагишов и содержит её на свои средства.
В разное время, сменяя один другого, председателями колхоза работали: Ордаш, Салатгерей, Байтемир, Камиль, Сайгидгосен, Нажмудин, Хабиб, Ибрагим, Расул Сайпудинов, Омар Джарулаев, Магомед Карагишев, ТагирКайтмазов, БайсултанМаматгереев, Кирингиш Расулов, КурбангаджиЗагиров, Махмуд Загиров.
Поданным переписи населения Дагестана 1886 года в Ингиши проживало 124 семей с населением 410 человек.
Сейчас выходцы из Ингиши проживают в разных городах Дагестана и за её пределами в основном в г. Хасавюрте, Кизляре, Махачкале. Только в Махачкале проживает более 60 семей. В самом Ингиши и его прикутанном хозяйстве проживает 170 хозяйств с населением 560 человек.
Доподлинно не известно, когда пришёл ислам в Ингиши, так и то когда была построена первая мечеть. Но зато точно знают, когда и кем было построено нынешнее новое здание мечети вместо старой. Это были 1906 — 1908 годы. Организатором построения мечети был, Омаров Дибиргаджи. Он был одним из тех одиннадцати ингишинцев, кто совершил хадж в те годы пешком. Ворони: Акай Хаджи, УлубиевАбуталиб Хаджи, МагомедгазиевНурмагомед-Хаджи, Хасбулаев Амир-Хаджи, Омаров Дибир Хаджи, Магомед Хаджи, Абдулкадир Хаджи, Мухамадсултан Хаджи, Давуд Хаджи, Усман Хаджи, Халит Хаджи.
Специальный бело-серый камень для строительства мечети добывали в 5 — б км от села в местности «донк1ахъ» в расщелинах скал. Каждое хозяйство в очередной раз при оповещении криком сельского глашатая, должно было в мешках привезти по четыре камня. Каждый камень оттёсывали специалисты, получая за это плату. Балки для перекрытия вырубали в Цунтинских лесах, отпускали по АндийскомуКойсу до Игали, оттуда по склонам ущелий, усилиями быков и молодежи довозили до места. Обделкой столбов для арок и бревен для крыши занимался Гусейн и Кахабросо (Родина Махмуда). Стены первого этажа сложил Муса Щунгаров из Тлярата, второго этажа каменщик из Арадериха, двери и окна изготовил Чундал Магомед изИгали (по происхождению ингишинец).
В 1928 году в Дагестане решением правительства начали закрывать мечети. В Ингиши её закрыли в 1930 году. Через некоторое время здание мечети начали использовать под клуб, затем под склад колхоза, а к 1977 году здание забросили.
В период перестройки после 1985 года известный активист за возрождение ислама, Дарбищмагомед Хаджи Карагишев не раз обращался с письмами в Совмин СССР от имени верующих граждан с просьбой о разрешении восстановить здание мечети и разрешить в ней религиозную деятельность.
В 1990 году от имени Совета по делам религий СССР такое разрешение было получено. Под руководством Дарбищмагомед Хаджи началась оживленная работа по сбору средств и по восстановлению здания мечети. Средства поступали в кассу мечети к ТайгибуУхумаеву. Разрушенные стены восстановил КарамирзаДжаватханов, все работы по дереву выполнил Юсуп Гусейнов, работы по металлическому покрытию крыши — Магомед Джамалудинов из Игали.
Существенную помощь в восстановлении мечети оказали земляки, живущие за пределами села: Билал Хаджи Кебедов, участник В.О.В., инвалид 1-й группы, который 7 раз совершил хадж, АхкубегХанмагомедов, участник В.О.В., инвалид 2 -й группы БилаловОмардибир, Халидов Магомед, КарагишовМ.,Ордашов И., Магомедалиев X., Узунгаджиев С., Арипов М. Пусть Аллах будет к ним милостив.
В настоящее время имамом мечети работает М. Асхабалиев из сел. Игали. Это удивительный человек, мастер на все руки, одновременно и безвозмездно выполняет функции имама мечети муэдзина. Он своими руками и средствами установил систему парового отопления, благоустроил окружающую территорию и односельчане признательны и благодарны ему за это.
На кладбище села до сих пор сохранился небольшой домик, построенный очень давно — хужра Муса-Шейха, там же и могила его. О нем сохранилось такое предание, будто бы он прилетел в село. В период летней жары, когда земля очень нуждалась в воде, он с детьми отправлялся в окружающие скалы, а возвращался с дождем.
Верующие дни религиозных праздников первую очередь совершают зиярат на могилу Муса-Шейха, а потом к могилам своих близких. До сих пор не известно, откуда он и какого был роду. В местности «конлъохъ» на камне высечена запись, сделанная его рукой: «Муса Салта – Саситль». Аллах во всем сведущ, Он лучше знает.
Первую государственную школу построили в 1936 году. До тех пор школы размещались в конфискованных домах раскулаченных и репрессированных односельчан. Все занятия сводились обучению чтению и письму, в школу преимущественно ходили взрослые.
В новом здании стала функционировать начальная школа — 1-4 классы. В начале 60-х школа была преобразована в семилетнюю, в 1964 году — в восьмилетнюю, в восьмидесятых — в основную девятилетнюю, а в 1998 году в среднюю общеобразовательную с 11 летним сроком обучения.
В разное время заведующими и директорами школы работали: Узун Гаджи
Алиев Шейхов Абдулкадыр, Османгаджи Магомедов из Нижнее-Инхо, Али
Омаргаджиев, НажмудинСайдулаев, ХасилбегДавудбегов, Муса Курамагомедов,
Мужественно перенесли ингишинцы тяготы Великой Отечественной войны. В войну ушли 56 человек, 37 из них не вернулось с поля боя.
В тылу, не покладая рук, на фронт работали женщины, старики и дети. Они не только пахали, сеяли и собирали, но и участвовали в рытье каналов, сооружении линий обороны и других, нужных для страны мероприятиях. Многие из них награждены правительством СССР орденами и медалями за отважный труд в годы Великой Отечественной воны.
Нелегко было сельчанам выжить и в послевоенные годы. Непомерно высокими были налоги на крестьян. Государство заставляло покупать акции на восстановление народного хозяйства. На закупку облигаций продавали скот: из 2-х одну корову, из 4-х — две. И это происходило год за годом.
Более-менее сносно жили чабаны и пастухи в колхозе. Шли на эту трудную работу потому, что пастухам и чабанам разрешалось содержать совместно с колхозным до 25 голов собственных овец.
Колхозным производством занимались практически все — от первого секретаря и председателя исполкома, до агрономов, заведующих фермами и бригадиров колхозов. Государство выделяло кредиты, технику, но развития так и не было, еле-еле обеспечивали простое воспроизводство. Потому что не было заинтересованности людей. Так продолжалось до распада колхозов в конце 80-х, в начале 90-х.
Главное богатство с. Ингиши — это его люди, трудолюбивые, сильные, отважные и очень гостеприимные.
В течение веков каждый клочок земли был благоустроен, на склонах скал, в ущельях по руслу реки Тляратинка, в местностях «Онота», «Сагры» на десятки километров построены террасы и выращены сады абрикосов, персиков и других плодовых деревьев; хорошо росли виноградники.
Каждое из многих десятков хуторских хозяйств по всей окружающей села территории был тщательно обустроен и приспособлен для жизнедеятельности при любых климатических условиях — летом и зимой, и носил имя хозяина.
Даже то, что сохранилось до наших дней, говорит о том, как бережно и любовно относились ингишинцы к земле и окружающей природе, как самоотверженно они трудились в суровых условиях гор.
Ингиши — село долгожителей.Известны имена долгожителей, живших только в 19 — 20 веках, и живущих по сей день.
Сайпилаев Г1иса 121 год, Кантиева Хъандулай 108 лет, Нурмагомедов Хасан 103 года, Акаева Парисат 101 год, Ханмагомедов Ахкубег 102 года, Хочбарова Ирайганат 102 года, Исаев Салих 101 год, Мухаматилаев Игит 101 год, Нурмагомедова Хадижат 101 год, Шайхмагомедова Бика 100 лет, Мусаев Нурмагомед 100 лет, Алиев Ухума 120 лет, Абдурахманова Патина 103 года, Халитов Халит 125 лет.
Исаев Магомедхан Исаевич. 1902 года рождения. Участник Великой Отечественной войны. Всю жизнь трудился на кутане колхоза. Известен как передовик колхозного производства, за высокие достижения в производстве кукурузы, был направлен на Всесоюзную Сельскохозяйственную выставку в Москву. Умер в 2001 году.
СайгидовСайгидмагомед Магомедович. 1917 года рождения, воевал в Великой Отечественной с первых дней до её завершения, участник Парада Победы в 1945 года на Красной площади, награжден орденами и медалями. После демобилизации работал председателем ингишинского сельского совета, председателем колхоза, заведующим отделом коммунального хозяйства района. Честный и высоко порядочный, всегда являлся образцом для подражания.
В настоящее время с семьей живет в городе Кизилюрте.
КебедовБилалКебедович -1911 года рождения. Участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы. (Вернулся без правой руки) после войны долгие годы работал заместителем председателя колхоза, председателем ингишинского сельского совета. Активно занимался благоустройством села, возрождением мечети. 7 раз совершил хадж. Умер в 2008 году.
Алиев Узунгаджи Алиевич -1920 года рождения.
Участник Великой Отечественной войны, после демобилизации, с 1946 года по 1996 год работал учителем Ингишинской СОШ. Сейчас с семьей проживает в сел. Ингиши.
Старший сын ХанмагомедоваАхкубега, одним из первых получил Высшее педагогическое образование в районе.
65 лет радовал в школе, преподавал математику. За успехи в работе ему присвоены звания «Заслуженный учитель Дагестана», «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник Народного Образования» и другие.
Работал директором Мехельтинской, Аргванинской, Ансалтинской средних и Ингишинскойвосьмилетней школ.
Им воспитано целое поколение успешных людей, в том числе много учителей математики, физики, химии и т.д.
Пользовался огромным уважением общественности всего района
5 лет по направлению Партийного комитета, работал председателем колхоза Н-Инхо и отлично справился с заданием. Умер 2010 году.
Гаджиев Алидибир (1923-2011)
С 15-ти лет работал в колхозе счетоводом, бухгалтером, главным бухгалтером, заместителем председателя колхоза, председателем колхоза. Более 70 лет добросовестно трудился в колхозе, известен своим непревзойденным гостеприимством.
Много сделал в целях сохранения имущества колхоза. В 90 -е годы, в период развала колхозов и до последних дней жизни работал бухгалтером. Награжден медалью «За доблестный труд в годы ВОВ».
АлиасхабовНазмудинАлиасхабович 1914 года рождения. Участник ВОВ с самого начала и до её завершения. Несколько раз ранен. Награжден многими орденами и медалями. После войны всю жизнь трудился в колхозе. Умер в 2010 году.
ДжаватхановКарамирзаДжаватханович — участник ВОВ о нем ходят легенды. Служил снайпером в 885 стрелковом полку 290 дивизии армии Западного фронта. 1943 году в фронтовой газете «За правое дело» писали: «Если спросить у воинов, ст. лейтенанта Бедьякова, кто уничтожил больше всех фашистов, вы получите ответ: «Джаватханов».
На его счету было 189 убитых фашистов
Немцы охотились за ним и называли его «Кавказским дьяволом». Но когда охота не удавалась, по громкоговорителю обращались к нему: «Господин Джаватханов, ты хороший человек, но не понятно за кого ты воюешь. Твоя Родина не Россия, а Кавказ. Иди к нам».
Однажды в передовую его сопровождал фронтовой журналист Михаил Вершинин. Он был свидетелем, как одолел удачливого немецкого снайпера. Об этом было написано в фронтовой газете
Михаил Вершинин уже известный писатель,1972 году опубликовал в газете «Красная Знамя статью; «Где ты, мой фронтовой друг» И вскоре состоялось встреча франтовских друзей в селе Ингиши. Это был большой праздник всего джамаата района М. Вершинин был удивлён узнав о том что КарамирзаДжаватханов не получил заслуженную награду-звание Героя Советского Союза. Ведь число уничтоженных Джаватхановым вражеских солдат составляло около 200 человек.
После тяжелого ранения, в 1944 был госпитализирован. После лечения работал председателем сельского совета, заведующим сельским клубом.
Трудолюбивый и очень жизнерадостный, он пользовался уважением у сельчан. Умер 1998 г
Шейхов АбдулкадырШейхович 1912 года рождения.
Учитель, заведующий Ингишинской начальной школой в годы войны. Долгие годы работал заведующим сельским магазином, потом рядовым колхозником.
Умный и трудолюбивый, он пользовался у сельчан уважением.
АхкубеговХабибАхкубегович -1926 года рождения.
Второй сын ХанмагомедоваАхкубега. После семи классов начал трудовую деятельность, работал секретарём районного нарсуда, бухгалтером сельского совета, ревизором колхоза, бухгалтером райПО, председателем Ингишинского сельского совета, председателем колхоза. За 68 лет трудовой деятельности много сделал для обустройства жизни сельчан на кутане и на селе. С 2009 года на заслуженном отдыхе.
Карагишиев Дарбищмагомед Ухумаевич -1925 года рождения.
Трудовую жизнь начал после восьми классов — в 15 лет, с работы учетчика колхоза, в 1943-48 годах работал бухгалтером социального обеспечения района, вернулся в село, работал в колхозе. В 1975 году организовал работу коврового цеха в селе и работал его руководителем 10 лет.
Одним из первых понял значение истории села, для настоящего и будущегого собрал большой материал о событиях, фактах и о жизни села и систематизировал его.
Он был открытым, правдивым и простым человеком. Всегда в нужный момент, в радости и в беде, находился рядом с людьми.
Много сделал для восстановления разрушенной мечети, благоустройства села, строительства мечети на прикутанном хозяйстве села, для возрождения религиозной деятельности в селе.
Умер в 2010 году.
Абдулгамидов Сахрат Абдулгамидович 1936 года рождения.
Родился в известной семье ученых-арабистов. Блестяще окончил физико-математический факультет Дагестанского университета в 1959 году. В том же году поступил в аспирантуру института кристаллографии в Москве, после защиты кандидатской диссертации, работал деканом факультета физики Северо-Осетинского университета, а с 1965 года много лет проректором по учебной работе Дагестанского Государственного университета, в последние годы — зав кафедрой физики твердого тела, профессор. Пользовался большим уважением и авторитетом в районе и в республике. При его содействии и помощи десятки молодых людей села и Гумбетовского района получили возможность поступить в ВУЗы и получить образование.
Умер в 2008 году.
Абдулгамидов Чанакан Абдулгамидович. 1942 года рождения.
После успешного окончания биологического факультета Северо-Осетинского Государственного университета, там же поступил в аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию. В 1965 году перешел на работу деканом биологического факультета ДГПУ. С 1995 по 1997 годы работал ректором Дагестанского института Повышения квалификации педагогических работников, профессор. Активный участник общественной жизни республики. За заслуги в развитии образования награжден правительственными наградами
Умер в 1998 году.
Супруга Чанакана Абдулгамидова — Абдулгамидова Наида Абдурахмановна долгие годы работала министром культуры республики и внесла значительный вклад в развитие Дагестанской национальной культуры и искусства сейчас продолжает работать руководителем департамента культуры города Махачкалы.
АбдулгамидовСайидмагомедАбдулгамидович 1926 года рождения — старший сын в семье Абдулгамидовых. С 15 лет до ухода на пенсию работал учителем родного языка в различных школах района. Знаток Дагестанской литературы. Наизусть знает многие произведения Махмуда, Гамзата Цадасы, Алигаджи из Инхо, Расула Гамзатова и других.
Талантливый поэт, прекрасный рассказчик. Помнит сотни историй, связанных с жизнедеятельностью известных людей и сельчан. Принимает активное участие в решении проблемных вопросов среди людей, убедительным словом приводит спорящих к миру и согласию. В последние годы живет в городе Хасавюрте.
СайдулаевНажмудинСайдулаевич 1928 года рождения. После окончания семи классов работал учителем, окончив же совпартшколу в Махачкале — вторым секретарем Гумбетовского РК КПСС, председателем райПО и колхоза, директором Ингишинской восьмилетней школы.
Карагишиев Ухума Дарбищмагомедович 1953 года рождения.
Экономист по образованию долгие годы успешно работает начальником Управления Федеральной Почтовой связи по Республике Дагестан. Известен в республике как один изпо настоящему порядочных, честных и правдивых руководителей, знающих своё дело и добросовестно исполняющих свои обязанности. Популярен своей благотворительной деятельностью, оказывает помощь и поддержку нуждающимся. Построил на свои средства мечеть на кутане и содержит ее. Пользуется большим уважением у сельчан.
АнтиголаевОмаргаджи 1917 года рождения. В сентябре 1939 года был призван в армию. Принимал участие в войне с Финляндией. С самого начала ВОВ сражался в различных фронтах. В 1943 году пропал без вести. Дома остались жена и двое сыновей.
Старший Омаргаджиев Али Юсупович 1938 года рождения, окончил физико-математический факультет ДГУ, в 1975 году с отличием окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС в Ростове.
Работал учителем, завучем Мехельтинской средней школы, директором Ингишинской восьмилетней школы, заведующим отделом пропаганды Гумбетовского РК КПСС, заместителем председателя районного исполнительного комитета, редактором районной газеты и по сей день продолжает работать директором Ингишинской СОШ.
Активный участник общественно-политической жизни района.
За активное участие в воспитании подрастающего поколения. Награжден «Почетной грамотой Госсовета Республики Дагестан.
Младший Омаргаджиев Магомед Юсупович 1940 года рождения, в 1964 году окончил инженерно-технический факультет, работал технологом, зав производством Тлохского, Чиркатинского консервного заводов, зам директора Хасавюртовского консервного завода, председателем Хасавюртовской Заготконторы. Разносторонне развитый спортсмен, гимнаст первого разряда. В 1969 году победитель по метанию камня среди сельских спортсменов в Хунзахе.
В настоящем на заслуженном отдыхе.
Батиров Тажудин Батирович 1949 года рождения. В школе учился только на отлично. Разносторонне талантливый, блестяще окончил физфак МГУ им. Ломоносова, работал преподавателем ДГУ, защитил кандидатскую, затем и докторскую диссертации по физике. Более 15 лет работает ректором Кизилюртовского филиала ДГПУ. Активный участник общественно политической жизни республики. Пользуется большим авторитетом у сельчан и интеллигенции района.
Акаев Нурмагомед Акаевич 1942 года рождения.
С отличием окончил медицинский институт, кандидат медицинских наук, доцент, работал преподавателем в мединституте и терапевтом в кардиологическом центре в Центральной больнице. За знания и деяния пользовался авторитетом среди людей. Скромный, умный, интеллигентный, он всегда оставался доступным простым людям.
Магомедов Хаджимурад Сайгидмагомедович 1973 года рождения. Внук участника ВОВ Магомеда Сайгидова, чемпион Европы, Мира, победитель Олимпийских игр в Атланте 1996 года по вольной борьбе, в настоящем -тренер сборной команды РФ по вольной борьбе в Москве. Его именем названа Ингишинская СОШ. При его поддержке в школе построен спортивный зал, часто приезжает в село по разным причинам, оказывает на молодежь положительное влияние. Ингишинцы по праву гордятся достойным сыном, прославившим свою Родину на весь мир.
Хабибов Асадула Хабибович 1956 года рождения. После окончания физико- математического факультета Северосетинского Государственного Университета работал учителем, потом почти 30 лет учителем и директором школы №27 г. Махачкалы. Вместе с сыновями Арсеном, Асбегом, Магомедом и Камилем обосновал торговый дом «Планета Детства» и плодотворно работает на благо Дагестана.
Халидов Магомед Гаджиевич 1958 года рождения.
1982 году окончил исторический факультет ДГУ, в 1993 году-строительный факультет ДПТИ. Работал инструктором Гумбетовского РК КПСС, директором комбината бытового обслуживания района, замгенерального директора АО «Горыстрой», с 1993 по2006 гг генеральным директором ООО «Аманат», а с 2006 года работает председателем совета директоров ООО «Юг Агростройхолдинга».
ШАРАПУДИНОВ ИсаЮсупович окончил физкультурный факультет ДГПУ. Долгие годы работает учителем и заместителем директора по воспитательной работе Игалинской СОШ. «Отличник народного образования РД». Активный общественник, высокопрофессиональный специалист воспитательной работы молодёжи, проведения массовых физкультурно- спортивных мероприятий. Миротворец, мастер по разрешению конфликтов споров между людьми. Человечный гостеприимный известен в республике как талантливый поэт. Член Союза журналистов России. Большой популярностью пользуются книги его стихов: «Сад совести», «Чистые родники», «Птица счастья», «Бисил т1инч1». Пишет для детей, на морально-нравственные темы, со знанием дела и высокохудожественно пишет на темы исторических событий. Пользуется большим авторитетом у сельчан, уважением широкого круга читателей.
Нурмагомедов Али Чуайпович с отличием окончил среднюю школу и юридический факультет ДГУ. Работал следователем, прокурорам Унцукульского, Чарадинского районов, зам прокурора природоохранной прокуратуры РД. С 2006года работает заместителем прокурора РД. Как высокопорядочный и ответственный работник, пользуется большим авторитетом в районе и республике.
Арипов Магомед Халидовичс отличием окончил 10 классов и технологический факультет ДГУ. Работал главным специалистом в министерстве сельского хозяйства республики, директором консервного завода. Успешно занимается предпринимательской деятельностью. Интеллигентный и порядочный, он пользуется большим авторитетом в широких кругах общественности.
Курамагомедов Муса Будунович после окончания исторического факультета ДГУ работал учителем Мехельтинской СОШ, ответственным секретарем редакции районной газеты, инструктором Гумбетовского РК КПСС, председателем Ингишинского сельского совета, директором Ингишинской СОШ. В настоящем работает начальником Управления образования района.
Абдулкадиров Шайхав Абдулкадирович после окончания Северо-Осетинского Государственного университета, работал учителем ИгалинскойCOШ, первым секретарем районного комитета комсомола, директором филиала Астраханского радиозавода, секретарем РК КПСС, первым заместителем главы администрации Гумбетовского района. Способный администратор и организатор, ныне на заслуженном отдыхе.
Источник