Международное признание за Россией Охотского моря: радоваться или искать «подводные камни»?
Буквально на днях проявило себя событие, которое вполне можно называть историческим. Своеобразный анклав площадью более 50-ти тыс. кв. км. в Охотском море признан частью российского континентального шельфа. Причём признан специальной подкомиссией Организации Объединённых Наций, которая (подкомиссия) работала над этим вопросом в течение нескольких месяцев после представления Россией соответствующих документов. Эти документы в свою очередь появились после проведения масштабных научных исследований в Охотском регионе. Примечательно, что члены ооновской подкомиссии приняли решение о праве Российском Федерации на упомянутые тысячи километров шельфа единогласно. Последнюю точку в такого рода работе должны поставить после заседания Комиссии ООН в феврале будущего года (33-я сессия). То, что шельф России прирастёт охотской частью как де-юре, так и де-факто, уже не вызывает сомнений, так как мнение специальной подкомиссии ООН, основанной на работе международных экспертов, является более чем авторитетным на международном уровне.
По поводу новых, скажем так, приобретений России высказался министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской:
То есть вместе с получением экономических прав на новые участки шельфа Россия фактически получает во внутреннее пользование целое море – Охотское, которое в ближайшее время перейдёт в разряд внутренних морей Российской Федерации. Это означает, что России достаются все права на ресурсы Охотского моря, и наша страна сможет активно противостоять вылазкам иностранных браконьерских шхун, которые сейчас в этих водах отнюдь не редкость.
Вот свежий пример интереса зарубежных браконьеров к «живности» Охотского моря: российские пограничники в Охотском море провели задержание транспортного рефрижератора «Асари», экипаж которого подозревается в браконьерстве. Экипаж, кстати, интернациональный. По некоторым данным, судовладельцем является южнокорейская фирма. Судно шло под панамским флагом в районе Северных Курил. На требования патрульного пограничного корабля остановиться капитан корейского (панамского?) рефрижератора не реагировал, стараясь увести «Асари» от организованной погони в нейтральные воды. После того, как российские пограничники «Асари» догнали, бортовая документация была изъята, в отношении экипажа были начаты разбирательства.
Если Охотское море будет признано внутренним морем России, то полномочий у российских пограничников в отношении иностранных судов, идущих в морских водах без согласования с российской стороной, точно прибавится.
Как уже было сказано главой Минприроды, прибавится и экономических выгод. По расчётам «Роснефти» в общей сложности на шельфе содержится 2 трлн. кубометров газа и 1,1 млрд. тонн нефти.
Хотелось бы верить, что новые, если можно так выразиться, «завоевания» России принесут выгоду именно народу России (государственной казне), а не исключительно избранной горстке лиц, готовящихся получить часть огромного охотского пирога. Если в перспективе сработает второй вариант, то позитивная информация получит весьма серую окраску, и сведёт все исследования учёных к факту непреднамеренного обслуживания интересов олигархата…
Итак, Россия после работы подкомиссии ООН по границам континентального шельфа, находится в шаге от большой победы. Получение права на Охотское море и на существенный участок континентального шельфа – достижение, которое, бесспорно, является выдающимся. Однако стоит задуматься и над возможным наличием у такого решения подкомиссии ООН «подводных камней». Возможно, никаких «рифов» здесь нет и, возможно, что искать некую конспирологию совершенно не нужно. Однако если присмотреться к ситуации повнимательнее, то можно увидеть небезынтересные вещи. Одна из таких вещей – озвученный министром природных ресурсов и экологии Сергеем Донским потенциальный статус Охотского моря, а именно статус внутреннего моря России.
Охотское море действительно окружено территориями России, однако на южной окраине оно омывает берега японского острова Хоккайдо. Наличие в качестве одного из берегов моря территории сопредельного государства не давало юридической возможности превратить Охотское море во внутреннее море России. О том, чтобы море стало исключительно зоной интересов Российской Федерации, в последнее время не могло идти и речи, так как Япония выступала категорически против обозначенных российских инициатив. И вот теперь Минприроды говорит о готовности полного признания Охотского моря внутренним морем России со стороны мирового сообщества.
В 2001 году Российская Федерация уже подавала заявку по поводу существенного расширения своей экономической зоны в Охотском море, и тогда такую заявку подвергли обструкции именно японцы. Теперь, получается, с японцами никаких проблем не возникло… С чего бы это?
Интересно, что летом текущего года по данному вопросу уже высказывались российские чиновники. Одним из них стал замминистра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов:
Особенно интересным замечание о согласовании «летней» заявки с Японией выглядит в связи с тем, что в конце апреля 2013 года нашу страну посещал глава кабинета министров Страны Восходящего Солнца Синдзо Абэ. Тогда господин Абэ и не собирался скрывать, что главная цель его визита – это «прорывные договорённости» по островам Курильского архипелага. Абэ из Москвы уехал, и вроде бы никакие «прорывы» по островам, слава богу, себя не проявили. Но… Потом появляется наша заявка на охотский участок. И, самое интересное: своё одобрение в адрес российской заявки тут же высказывает Япония – раз, ооновские функционеры голосуют за российскую заявку единогласно — два… Интересно, с чего это вдруг японские «партнёры» оказались столь доброжелательны и уступчивы в отношении России. В своё время приходилось иметь дела с японскими подданными и смею утверждать, что ни один уважающий себя японец никаких подарков без уверенности в собственной выгоде никому и никогда не сделает. Такой уж народ со своим особенным, явно отличным от нашего, менталитетом. Но если допускать, что Японии пообещали выгоду от её поддержки, то даже как-то боязно предположить, в чём такая выгода заключается… Уж не пришло ли кому-то «наверху» в голову поменять статус охотского шельфа на широкий японский «доступ» к Курилам — на некий «бартерный» обмен между территориями и акваториями, между статусами и прочими составляющими в двусторонних отношениях…
Ведь у кого-то из видных гиперлиберальных экономистов, близких к властным кругам, в головах могла и проскочить мыслишка о том, что триллионы газовых кубов и бесчисленные нефтяные бочонки (как результат освоения шельфа) выгоднее, нежели обустройство Курильских территорий. И если такую «мыслишку» ещё и активно довели до лиц, принимающих решения, то тут нужно быть особенно внимательными – продолжать следить за ситуацией, чтобы в один «прекрасный» день мы не проснулись в стране с другими очертаниями на карте
Источник
oldgoro
Искуcство быть самим собой
ПУТИНИЗМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОВЕРЖЕН!
Положениями Конвенции по морскому праву 1982 года , в статьях 74 и 311 определено, что она не затрагивает никаких предыдущих договоренностей, включая вопросы разграничения и делимитации исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями.
Исключительной экономической зоной, (ИЭЗ) прибрежного государства, согласно статьи 55 Конвенции по морскому праву 1982 года является:
ст. 56. устанавливает суверенный правовой режим использования прибрежным государством его ИЭЗ в виде открытого перечня суверенных прав прибрежного государства по использованию ИСЗ, включающий требования положений VI части Конвенции (ст 76) об общих правилах использования морского шельфа, как подводной окраины материка на котором расположено прибрежное государство.
ст. 57 определяет ширину ИЭЗ- 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий от которых отсчитывается ширина территориального моря, т.е. территория исключительной экономической зоны включает территориальное море, но ей не исчерпывается.
Следуя графической визуализации положения п. 3, ст 76, конвенции, устанавливающей легальую международно правововую дефиницию понятия ИЭЗ очевидно, что её внутренняя граница отсчитывается от «подводной окраины материка, включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.»
Соответственно, и внутренняя раница ИЭЗ определяется не только батиметрией (измерением глубин) морского дна, но и его геоморфологической и геологической структурой, геологическими породами условиями залегания и подводным рельефом, характерными для материка и материкового склона.
Поскольку Конвенция определила ИСЗ, как район, с соответствующим МП статусом, исключающим суверенные и приоритетные права прибрежного государства, то налицо правовая коллизия международно правовых норм, которая регулируется соответствующим международно-правовым коллизионным правом.
1. Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что на основании Статьи 287 Конвенции ООН по морскому праву выбирает арбитражный трибунал, сформированный в соответствии с Приложением VII, в качестве основного инструмента разрешения споров, касающихся толкования или применения Конвенции. СССР предпочитает особый арбитражный трибунал, сформированный в соответствии с Приложением VIII для рассмотрения вопросов, связанных с рыбным промыслом, защитой и сохранением морской среды, морских научных исследований, а также навигацией, включая загрязнение от судов и аварийного слива. СССР признает правомочность Международного трибунала по морскому праву, предусмотренную в Статье 292,
в вопросах, связанных с немедленным освобождением задержанных судов и экипажей.
2. Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что в соответствии со Статьей 298 Конвенции не принимает обязательных процедур, влекущих за собой решения, имеющие обязательную силу, для
рассмотрения споров, связанных с определением морских границ, споров, касающихся военных действий,
либо споров, применительно к которым свои функции, определенные Уставом ООН, осуществляет
Совет Безопасности ООН.
Ельцинская РФ ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997 года также с оговорками:
Российская Федерация заявляет, что в соответствии со Статьей 298 Конвенции ООН по морскому праву не принимает процедур, предусмотренных в разделе 2 части XV Конвенции, влекущих за собой решения, имеющие обязательную силу, в отношении споров, касающихся толкования или применения Статей 15, 74 и 83 Конвенции, относящихся к определению морских границ , либо упоминающих исторические заливы и названия; споров, касающихся военных действий, включающих военные действия правительственных судов и самолетов, и споров, касающихся действий правоохранительных органов по отношению к использованию суверенных прав или юрисдикции; а также споров, применительно к которым свои функции, определенные Уставом ООН, осуществляет Совет Безопасности ООН.
Российская Федерация, учитывая Статьи 309 и 310 Конвенции, заявляет, что возражает против любых деклараций и заявлений, сделанных в прошлом или которые могут быть сделаны в будущем при подписании, ратификации или присоединении к Конвенции, либо сделанных по какой-либо другой причине в связи с Конвенцией, которые не соответствуют условиям, изложенным в Статье 310 Конвенции. Российская Федерация полагает, что такие декларации и заявления, как бы они ни были выражены или названы, не могут отменять или изменять юридическую силу положений Конвенции применительно к государству — участнику Конвенции, сделавшей такие декларации или заявления, и по этой причине не должны быть приняты во внимание Российской Федерацией во взаимоотношениях с этим государством — участником Конвенции.
СССР осуществляет суверенные права над континентальным шельфом, примыкающим к внешней границе территориального моря СССР,в целях разведки и разработки его естественных богатств. Континентальным шельфом СССР являются поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к
побережью или к
то они имеют под собой только одно правовое основание — признание высшим Руководством РФ принципа определения ИЭЗ и применение его для определения границ ИЭЗ РФ в Арктике, что влечёт существенную потерю суверенной ИЭЗ, на карте эти территории обозначены малиновым цветом, а в легенде к карте определены как возвращённые от России территории.
Поскольку, исходя из вышеперечисленных документов, предмета спора нет.
Вся территория Охотского моря, в границах курильской гряды и восточной оконечности острова Сахалин является территорией ИЭЗ РФ.
Соответственно, игнорирование первым лицом государства вышеперечисленных норм, как суверенного, так и международно права, повлекло отторжение от российской ИЭЗ территорию в несколько миллионов квадратных километров, а именно примерно третью часть всего суверенного арктического Российского сектора.
Было наше, стало их, западных коллег и партнёров. Крымские аншлюсы просто так никому не даруются.
Налицо некоторые существенные основания для усмотрения в действиях лиц, замешенных в указанных спекуляциях, признаков преступления, ответственость за которое предусмотрена в статье 275 УК РФ (оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи
иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —
Источник
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2015 г. N 845 «О континентальном шельфе Российской Федерации в Охотском море»
В целях реализации Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что морское дно и недра подводного района (анклава) за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, расположенного в центральной части Охотского моря и ограниченного в сторону берега линиями, совпадающими с внешней границей исключительной экономической зоны Российской Федерации в Охотском море, являются континентальным шельфом Российской Федерации.
2. Исходить из того, что в соответствии с пунктом 8 статьи 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года границы континентального шельфа в Охотском море, установленные в пункте 1 настоящего постановления на основе рекомендаций Комиссии по границам континентального шельфа от 11 марта 2014 г., являются окончательными и обязательными для всех.
3. Министерству обороны Российской Федерации:
опубликовать в «Извещениях мореплавателям» информацию о том, что район континентального шельфа, указанный в пункте 1 настоящего постановления, является континентальным шельфом Российской Федерации, в отношении которого Российская Федерация осуществляет права согласно статье 5 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» и части VI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года;
скорректировать соответствующим образом и переиздать навигационные морские карты N 60101 «Южная часть Охотского моря» и N 60102 «Северная часть Охотского моря».
4. Министерству иностранных дел Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года сдать на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций карты и иную информацию, описывающую изменение границ континентального шельфа Российской Федерации, подготовленные в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2015 г. N 845 «О континентальном шельфе Российской Федерации в Охотском море»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 28 августа 2015 г. N 192, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 35 ст. 4978, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 августа 2015 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник