Использование океана человеком важнейшие транспортные пути северного ледовитого океана

SomeGeography.ru

Одним из важнейших транспортных путей Северного Ледовитого океана с начала XX века стал Северный морской путь (Приложение 2), связывающий российские города Мурманск и Владивосток.

Предположение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода

(так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525г. — при этом он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.

В середине XVI века англичане (X. Уиллоби, Р. Ченслер, Барроу) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. Впервые маршрут был пройден с одной зимовкой в 1878-79г.г. экспедицией шведа Нильса Норденшельда на шхуне «Вега». Впервые за одну навигацию был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».[7]

Советское государство понимало, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Мурманск с Владивостоком. В разгар гражданской войны, 2 июля 1918г., Ленин подписал постановление Совнаркома об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана.

Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как советским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись под воздействием авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер». По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. Большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник Главсевморпути И. Д. Папанин. За самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников Главсевморпути награждены орденами и медалями СССР.

Читайте также:  Желоба островов атлантического океана

За время существования СССР исследования Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.).

Сегодня Северный морской путь — кратчайший морской путь между Дальним Востоком и Европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике. Путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 миль, то Северным морским путём — только 5770 миль.

Еще статьи по теме

Северо-Запад России в мировой экономике
Территория сегодняшнего Северо-Западного федерального округа всегда занимала значимую политико-экономическую позицию. Со времен Киевской Руси здесь проходили торговые пути (путь из Варяг в Греки). Старая Ладога стала первой столицей. В .

Описание и понимание жил и брекчий
Жилы и брекчии являются характерной частью большинства эпитермальных и порфировых месторождений. Часто имеется несколько генераций жил и различных типов брекчий, более старых, более молодых и других, тесно связанных с рудной минерализацией .

Источник

Использование ресурсов Северного Ледовитого океана

Северный Ледовитый океан — наименьший по площади и глубине в мире. Характеризуется суровым климатом — ледяной покров центральной части сохраняется на протяжении года. Хозяйственное значение Северного Ледовитого океана велико для стран, берега которых он омывает: России, Канады, США, Норвегии, Дании, Исландии.

Биологические океанические ресурсы

Холодные арктические воды создают неблагоприятные условия для развития многообразных живых организмов, но низкотемпературная среда увеличивает продолжительность их жизни.

Наибольшим богатством органического мира отличается Северо-Европейская часть, прилегающая к Атлантике. Это Баренцево, Норвежское, Карское, Белое моря. Акватория, омывающая Сибирь, Дальний Восток и Канаду, характеризуется суровым климатом и бедными биологическими ресурсами.

В водах Чукотского моря и Берингова пролива наблюдается рост видового состава обитателей.

Морская капуста

Растительный мир океана невелик: ламинарии, фукусы, анфельции.

Морская капуста, добытая в северных морях, ценна содержанием йода, магния и других элементов. Добывают ее со дна Норвежского, Баренцева, Гренландского морей.

У Мурманского побережья ведется промысел ламинарии сахаристой, которая используется в пищевой промышленности, фармакологии, косметологии.

Моллюски

В северных морях водится более 100 видов двустворчатых моллюсков: песчаная мия, съедобная мидия, исландский гребешок, головоногие моллюски и др.

Учеными отмечается, что низкие температуры воды продлевают жизнь мидий до 25 лет, а в южных морях эти моллюски живут только 6 лет.

Крабы

В ХХ столетии в воды Баренцева моря переселили камчатских крабов, т. к. естественные условия Арктической акватории не подходят для жизни этих морских обитателей. Камчатский краб прижился в новом месте и обитает на глубине 20-200 м при комфортной температуре воды +1°C зимой и +12 °C летом.

В северных морях обитают киты:

  1. Гренландские (полярные). Водятся в Беринговом, Чукотском, Восточно-Сибирском, Гренландском морях и Бофорта. По габаритам и массе тела занимают 2 место в мире после синего кита. Вес достигает 100 т, а длина — 18 м. Это млекопитающее — долгожитель, средний возраст 60-70 лет. У рекордсменов продолжительность жизни составляет 200 лет.
  2. Морские единороги (нарвалы). Отличаются от других китов гигантским рогом (бивнем) длиной 2-3 м, который помогает определять температуру, давление воды и добывать пищу.
  3. Серые. Обитают у берегов Аляски. Относятся к виду усатых, достигают 15 м в длину.

Киты питаются ракообразными, зоопланктоном, мелкими рыбами, моллюсками.

Моржи

Моржи относятся к ластоногим животным, их лежбища размещаются на островах Новая Земля, Шпицберген, Гренландия, Исландия, а также в Чукотском и Карском морях , заливах Нортона и Анадырском.

Животное имеет клыки, помогающие выкапывать пищу из морского дна. Моржи — хищники, их добычей могут оказаться маленькие тюлени и нерпы.

Нерпы

По-другому их называют акибы. Принадлежат к роду тюленей. В арктических широтах водятся кольчатые нерпы, отличающиеся красивым рисунком в виде светлых колец на темном фоне спины.

Акибы имеют хорошие обоняние, слух и зрение. У них толстый слой подкожного жира, благодаря которому животные выносят низкие температуры.

Тюлени

Тюлени населяют арктические моря всей акватории океана, селятся в скалистых местах вдали от хищников. Видовое разнообразие включает гренландского тюленя размерами от 160 до 190 см, весом 140-160 кг.

Внешность тюленей отличают красивые выразительные глаза. Животные питаются рыбой, постоянно перемещаются вдоль кромки арктического льда, скрываясь от белых медведей и касаток.

Полярные медведи

Белый, или полярный, медведь — один из крупнейших хищников планеты. Обитает на дрейфующих и паковых льдах. Его тело приспособлено к проживанию при низких температурах воздуха и воды.

Подкожный слой жира достигает 10 см, мех с толстым подшерстком. Белый окрас делает его незаметным среди льдов. Кожа у белых медведей черная — это видно на носу и губах.

Животное хорошо плавает и ныряет, выносливое, может проплыть за сутки до 160 км. На суше развивает скорость бега до 40 км/ч.
Питается кольчатой нерпой, моржами, рыбой, яйцами птиц, морскими водорослями.

В арктических водах водится около 150 видов рыб:

  1. Сельдь атлантическая — на побережье Исландии, Гренландии, отличается жирностью от 12%.
  2. Пикша — крупная рыба весом до 3 кг, длиной 60-70 см. Относится к виду тресковых.
  3. Палтус — принадлежит семейству камбалы, водится в Баренцевом, Белом морях, у берегов Новой Земли.
  4. Атлантическая треска — требует чистую холодную воду от +1 до +10°C.
  5. Путассу — из семейства тресковых, водится в Баренцевом море. Отличается большой головой при малом теле.
  6. Сайда — хищная рыба из семейства тресковых. Обитает у берегов Исландии, в Норвежском море.

Рыбы северных морей имеют особый вкус.

Минеральные ископаемые

Геологи предполагают, что более 20% мировых запасов нефти и газа находятся на дне Арктического океана. Но активное их использование нерентабельно в экономическом плане.

В шельфовых зонах обнаружены нефтегазовые площадки в морях Бофорта, Баренцевом, Карском, Норвежском; бассейне северного склона Аляски, архипелага Канады и северо-восточном шельфе Гренландии.

На арктическом побережье России, США, Канады находятся залежи угля, олова, свинца, золота.

Виды хозяйственной деятельности в Северном Ледовитом океане

Развитие хозяйственной деятельности имеет большое значение для стран, граничащих с арктическими водами. Человек, живущий вблизи океана, высоко ценит его богатство: вкусные и полезные рыбные продукты, охоту в первозданной природе, морские транспортные пути.

Рыбная ловля

Ловля рыбы — первостепенное занятие местных жителей и промышленный промысел России, Норвегии, Гренландии, Исландии.

Общий размер вылова составляет 1,5 млн т в год.

В Баренцевом и Норвежском морях ведется промысел трески и пикши, в Беринговом проливе добывают сайду. Гренландское море богато сельдью, морским окунем, черным палтусом.

Охота

Начало китобойному промыслу было положено в XVII в. английскими судоходами у берегов Шпицбергена. Объектами охоты были также нерпы, моржи, акулы, белухи. К концу XIX столетия популяция китов была почти полностью истреблена. С тех пор добыча китов лимитировали для восстановления их поголовья.

В 1972 г. был принят международный акт о защите морских млекопитающих, разрешающий охоту на тюленей, моржей и нерп исключительно коренному населению.

Добыча может использоваться для пропитания и изготовления предметов народного промысла.

Морские перевозки

Главная транспортная магистраль в Арктике — Северный морской путь протяженностью 5600 км, который проложен вдоль берегов Евразии, соединяет порты Европы с Дальневосточными краями России.

На пути расположены портовые города: Мурманск, Архангельск, Диксон, Дудинка и др. Навигация длится 2-4 месяца. Суда перевозят в отдаленные восточные районы продовольствие, оборудование, топливо. Обратно везут нефть, лес, руды.

Добыча нефти и газа

Разведка месторождений нефти и газа ведется с 70-х гг. ХХ в.

Важные объекты по разработке и добыче углеводородов находятся в следующих странах:

Многие месторождения не разведаны, освоение запасов связано с высокой стоимостью разработок земель.

Военно-стратегическое значение

В морях Северного Ледовитого океана военно-морские силы государств ведут патрулирование и охрану границ, проводят военно-стратегические учения.

Берега Гренландии охраняются датским флотом, база которого расположена в Кангилиннгуите. Норвежская охрана имеет корабли и фрегаты со сверхзвуковой ракетой NSM.

Российский Северный флот базируется на берегах Баренцева и Белого морей. Имеет в арсенале ледоколы, авианосец с установленными баллистическими ракетами.

На берегах Аляски расположены ледоколы военно-морских сил Америки и атомные подлодки. Специальная конструкция лодок позволяет работать подо льдом.

Туризм

Экстремальный туризм захватил Арктику. Путешественники едут сюда познакомиться с неизведанными местами планеты, добраться до Северного полюса, увидеть северное сияние, арктических животных.

Туристические маршруты, спортивные экспедиции совершаются на комфортабельных судах или ледоколах с посещением островов Врангеля, Шпицберген, Земли Франца-Иосифа.

Источник

Транспортно-географическая характеристика Северного ледовитого океана и антарктических вод

Значительно удаленные от оживленных линий мирового судоходства, Северный Ледовитый и Южный океаны, несмотря на суровые природные условия, в некоторых районах используются как транспортные магистрали. Их основная отличительная черта — почти повсеместная круглогодичная ледовитость. Она служит основным препятствием для мореплавания, поэтому здесь применяются специальные типы транспортных судов — ледоколы и ведется научно-оперативное обслуживание флота, что заметно удорожает перевозки. Эти особенности наиболее ярко выражены в плаваниях по морям Субарктики.

Морские перевозки

Вместе с тем пути, проходящие вдоль северных берегов Евразии, значительно сокращают расстояния из северных портов европейской территории нашей страны в порты Дальнего Востока, а морские трассы Америка-но-Канадского севера — от североатлантических до северотихоокеанских берегов этих стран.

Кроме того, морской транспорт в значительной мере ключ к освоению Севера, поэтому он широко используется для грузообеспечения прибрежных районов Арктики. Плавания по арктическим морям проходят по трем главным направлениям: из Атлантического океана через Норвежское море вокруг Скандинавии в Баренцево море; из Баренцева и Белого морей на восток по Северному морскому пути (более подробно о нем см. в разделе, посвященном нашей стране); по разным маршрутам в водах зарубежной Арктики.

В этой части океана судоходство развито главным образом в районе, ограниченном меридианами 10 и 170° з.д. и параллелями 50 и 85° с.ш. на площади более 20 млн. км 2 . Здесь проходит около двух десятков традиционных ледовых трасс. Они соединяют между собой отдельные пункты Канадского Арктического архипелага, северные районы Гренландии и Аляски, западные берега Гренландии и северо-восточное побережье США и т.д. Суммарная протяженность морских путей этого района достигает примерно 20 тыс. миль.

Главная транспортная магистраль морей зарубежной Арктики — Северо-Западный проход с конечными пунктами: бухта Гуз-Бей на востоке и мыс Принца Уэльского на западе. Эта трасса имеет два варианта: северный — через пролив Парри — и южный — через проливы Канадского Арктического архипелага. Выбор того или другого из них определяется ледовой обстановкой и транспортными задачами.

Сквозные плавания по всему Северо-Западному проходу практически не совершаются, но их развитие намечается. Главное место в судоходстве по зарубежным арктическим морям занимает доставка грузов снабжения в заполярные пункты. Общий объем перевозок здесь предположительно превышает 1 млн. тонн. В поселки Аляски и Канадской Арктики суда завозят ежегодно около 100 тыс. тонн грузов, в порты Туле, Фробишер-Бей и др.— примерно 700 тыс. тонн, в устье Маккензи — 100-300 тыс. тонн, к восточным берегам Гренландии — около 200 тыс. тонн и т.п.

Интенсивность перевозок на некоторых участках Северо-Западного прохода особенно возросла в последние годы в связи с открытием нефтяных месторождений на северо-востоке

Аляски, в заливе Прадхо-Бэй. Это увеличило завоз сюда оборудования, материалов, продовольствия и других грузов. Вместе с тем возникла необходимость в морском вывозе нефти. В связи с этим были осуществлены экспериментальные плавания супертанкера с ледовым креплением «Манхеттен», которые доказали возможность танкерных перевозок. Рассматриваются проекты развития подледных транспортных рейсов атомных подводных танкеров. Все это свидетельствует о повышении значения Северо-Западного прохода как транспортной артерии зарубежной Арктики.

Морские пути Южного океана из-за их отдаленности в транспортном отношении используются весьма ограниченно. Они связывают антарктические острова с различными странами. Суда проходят через Магелланов пролив в основном при грузообмене атлантических и тихоокеанских государств Южной Америки. Видное место в транспортных перевозках по антарктическим водам занимает доставка грузов для зимовщиков Антарктиды. Транспортные суда совершают сюда регулярные специальные рейсы из стран, имеющих антарктические научные станции.

В настоящее время Северный Ледовитый океан в транспортном отношении используется гораздо интенсивнее, чем Южный. Несмотря на суровые природные условия и удаленность, арктические и антарктические воды в современных условиях включены в хозяйственное освоение, правда ограниченно. Здесь используются только биологические ресурсы, в небольших размерах добывается нефть и совершаются морские перевозки. Из этих производственных отраслей наиболее важная и развитая — рыбохозяйствен-ная, ей уступает транспорт. Вместе с тем более интенсивное освоение этих районов Мирового океана может помочь в решении многих актуальных проблем: продовольственной, сырьевой, водной.

Источник

Оцените статью