Использование тихого океана человек важнейшие транспортные пути

Краткое описание хозяйственного значения Тихого океана

Хозяйственное значение Тихого океана для человеческой цивилизации заключается в больших ресурсах — энергетических, минеральных, биологических. В его водах обитает половина живых существ Мирового океана. До сих пор обнаруживаются неизвестные науке животные.

Общая информация о Тихом океане

Тихий океан называют Великим, т. к. он омывает 5 материков, занимает 32% поверхности Земли и владеет половиной водного пространства планеты. Акватория включает 25 тыс. островов, что равняется их количеству в 3 остальных океанах.

Самое глубокое место мира — Марианская впадина (-10,9 км). Оно находится на западе океана. Желоб называют «четвертым полюсом Земли».

Тихий океан лидирует по количеству обитателей. В нем более 100 тыс. видов животных — от млекопитающих до моллюсков.

Разновидности хозяйственной деятельности человека в Тихом океане

Тихий океан важен для благополучия стран и народов. С ним связано судоходство и рыбный промысел. С каждым десятилетием океан испытывает большую экологическую нагрузку и требует внимательного отношения к себе.

Полезные ископаемые

В недрах океана обнаружены большие залежи нефти и газа, они составляют до 40% запасов Мирового океана. На освоение этих месторождений выделяют технические и финансовые средства. Нефтяные вышки функционируют у берегов Новой Зеландии, Таиланда, Перу, Эквадора. На побережье Японии ведется добыча каменного угля.

В морской воде содержатся полезные компоненты: поваренная соль, калий, магний, бром. Химическая промышленность осваивает извлечение элементов из морской воды.

Рыбный промысел

В морях Тихого океана обитают морские существа:

  1. Рыбы — около 3 тыс. видов: треска, лососевые, камбала, сельдь, сардины, минтай, тунец, анчоусы.
  2. Млекопитающие — более 100 тыс. видов: моржи, тюлени, киты, дюгони, морские котики, манты, дельфины, пингвины.
  3. Водоросли — ламинарии, морские травы.

Более 50% мирового количества морепродуктов добывается в океане. Основной промысел ведется в 3 регионах:

  1. Северо-Западном — берега Азии. Главные добытчики — Япония, Китай, Россия, Таиланд, Южная Корея. Этот район характеризуется большими рыбными запасами, по улову занимает 1 место в мире.
  2. Северо-Восточном — берега Северной Америки. США занимает 3 место в мире по вылову морепродуктов. Здесь добывают лосось и тунец.
  3. Юго-Восточном — страны Латинской Америки. В Перу и Чили объектом промысла является перуанский анчоус. В этих странах развит сектор рыбной промышленности, производство фермерского лосося.

Основное рыболовство ведется в районах континентального шельфа (до 90%), а на глубоководные части приходится только 10%.

Промышленное сырье

По мнению ученых, минеральные ресурсы, находящиеся под водой, превышают объем ископаемых на суше, при этом акватория океана владеет 70% подводных запасов планеты.

На шельфовых участках ведется добыча строительных материалов: песка, глины, гравия, известняка. Эти вещества также используются для возведения искусственных островов.

Добываемый из морской воды бром применяется в фотографической промышленности. Заводы по его производству работают в США, Японии, Канаде. В фармакологии и косметологии применяются микроэлементы (магний, кремний, кальций), морские травы, ламинарии.

Транспортные пути

На берегах и островах океана расположено около 50 государств, крупными портами которых являются Сингапур, Гонконг, Осака, Шанхай, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сидней и др. Для осуществления экономических связей проложены трассы мирового и регионального судоходства.

Основной путь соединяет порты США и Канады с Японией, Китаем, Филиппинами. В страны Восточной Азии завозится руда, каменный уголь, лес, зерно. В обратном направлении отправляют электронику, автомобили, рыбные продукты, шелк, рис.

Транспортный путь от стран Южной Америки до Японии и Филиппин менее загружен. По нему вывозят горнорудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а обратно отправляют промышленное оборудование. В Сингапур поступают материалы и техника для судоремонтной отрасли.

Путь от портов США и Канады до Австралии проходит через Панамский канал. Из Сиднея отправляют продовольственные товары, промышленное сырье. Из Новой Зеландии — продукцию животноводства. Из Соединенных Штатов везут промышленное оборудование.

Кроме трансокеанских линий, проходят короткие трассы вдоль американского и азиатского берегов по прилегающим морям.

Стройплощадка

Добываемые на шельфах строительные материалы применяются для расширения территорий. В Японии построено 5 искусственных островов, на одном расположен международный аэропорт Кансай. Комплекс построен с учетом воздействия сейсмических сил, агрессивного влияния тайфунов и цунами.

Возможности для отдыха, спорта и туризма

Курорты островов и побережья океана отличаются благоприятным климатом, благоустроенными пляжами и развитой инфраструктурой. Туристы могут заняться серфингом, дайвингом, совершить морские прогулки на яхтах, познакомиться с обитателями океана.

В списке популярных мест для отдыха первые строчки занимают следующие страны:

  1. Таиланд. Туристам предлагают веселый отдых в Паттайе, уединенный комфорт в Краби, первозданную природу в Самуи. Отдыхать в Таиланде можно круглый год. Там теплое море, минимальные осадки.
  2. Фиджи — государство Океании, состоящее из более чем 300 островов. Тропическая дикая природа, бескрайние чистые пляжи, удаленность от цивилизации сочетаются с высоким уровнем комфорта.
  3. Мексика. Популярен курортный город Акапулько на юго-западе страны. С одной стороны горный хребет Сьерра-Мадре, с другой — пляжи на берегу. Туристы приезжают сюда насладиться тропической красотой, купанием с дайвингом, прыжками с парашютом, шоу на скале Ла Кебрада.
  4. Бора-Бора — остров Французской Полинезии, расположен к северо-западу от Таити. Был открыт в 1785 г. Джеймсом Куком, который назвал его «жемчужиной Тихого океана».
  5. Гавайские острова — штат США, архипелаг в северной части океана. Включает 8 крупных и множество мелких островов.

Место для сброса отходов

Использование океанских вод в качестве мест захоронения отходов увеличивается пропорционально росту численности населения Земли. Ежегодно в океан сбрасывается более 9 млн тонн отходов. В южных частях акватории, где отсутствуют транспортные пути, на дно спускают отработавшие космические аппараты. Вблизи штата Калифорния, в Охотском и Японском морях в воды погружают на хранение ядерные реакторы, радиоактивные отходы в бетонных и металлических капсулах.

На севере центральной части океана наблюдается «мусорное» пятно размером 700 тыс. кв. км. Предположительно оно состоит из пластиковых отходов. Течение относит его от берегов азиатской части к североамериканской.

Последствия хозяйственной деятельности человека

На протяжении веков люди скидывали в водоемы рек, морей и океанов бытовые отходы. С развитием производств разнообразие продуктов жизнедеятельности увеличивается и приводит к гибели обитателей морской среды. В XVIII в. исчез вид млекопитающих — морские коровы. С ХХ в. под угрозой находятся киты, морские котики.

Химикаты, радиоактивные отходы, нефтепродукты — все это, попадая в стоки, влияет на экологическую систему планеты. Тяжелые металлы (ртуть, свинец) накапливаются в организме промысловых рыб и приводят к отравлению людей.

Чтобы снизить вред, наносимый хозяйственной деятельностью, принимаются законы и международные соглашения, регламентирующие использование ресурсов океана.

Источник

Транспортно-географическая характеристика Тихого океана

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах Тихого океана проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане — США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов — одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия — как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная нефть перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных металлов, селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.

Источник

Читайте также:  Все киты тихого океана
Оцените статью