Паратетис — одно их самых больших морей в истории Земли. Куда оно исчезло?
Одним из самых больших морей в истории нашей планеты считается Паратетис. На пике своего существования он занимал площадь 2,8 миллиона квадратных километров и простирался от современной Франции до самого Алтая. Воды в нем было в 10 раз больше, чем во всех существующих на данный момент озерах. Это одно из самых загадочных морей, потому что ученые до сих пор не могут понять, что стало причиной его исчезновения около 5 миллионов лет назад. Но недавно международная группа ученых провела исследование и узнала о нем много интересных фактов. Ученые стали на шаг ближе к разгадке таинственного исчезновения и выяснили, из-за чего погибли жившие в водах этого моря животные. В свое время Паратетис сыграл большую роль в истории нашей планеты, поэтому давайте познакомимся с ним поближе.
Давайте разберемся, что интересного знают ученые о самом загадочном море древности?
Особенности моря Паратетис
Ученые считают, что море Паратетис образовалось около 34 миллионов лет назад. Может показаться, что это произошло очень давно, но нет — история начинается в кайнозойской эре, в которой мы сейчас и живем. В некоторых источниках размеры Паратетиса сравнивается с расстоянием от Парижа до Алтая, то есть длина была равна примерно 1 500 километрам. А вот авторы научного издания Science Alert недавно написали, что на современной карте древнее море простиралось бы от Альпийских гор до Казахстана. Если верить Google Maps, расстояние между этими двумя точками превышает 5 000 километрам, так что какой версии верить — не ясно. Лично я бы просто принял тот факт, что максимальная площадь Паратетиса была равна 2,8 миллионам квадратных километров.
Стоит отметить, что во всех источниках даются противоречивые факты о Паратетисе. Например, некоторые издания называют его «самым большим морем в истории Земли», но это далеко не так. Сегодня у нас есть Саргассово море, площадь которого постоянно колеблется в районе 6-7 миллионов квадратных километров — оно в 2 раза больше, чем Паратетис.
Размеры древнего моря тоже постоянно менялись. Около 10 миллионов лет назад, в эпоху миоцена, Паратетис замкнулся и превратился в Сарматское море, которое занимало территорию примерно от Австрии до Туркмении. Около 5 миллионов лет назад он полностью исчез и на данный момент фрагментами былого Паратетиса являются Черное, Каспийское, Средиземное и Аральское море. Но что же стало причиной исчезновения огромного моря?
Интересный факт: термин «Паратетис» впервые был введен русским геологом Владимиром Ласкаревым в 1924 году. Он был членом Сербской академии наук и в 2018 году в Сербии была выпущена почтовая марка с его портретом.
Причины исчезновения Паратетиса
Поиском ответа на этот вопрос занялись ученые из Нидерландов, России, Германии и Румынии — результаты проведенного исследования были опубликованы в научном журнале Scientific Reports. Не будем углубляться в сложные подробности и просто уясним, что за все время своего существования море Паратетис столкнулось с четырьмя катастрофами. Все они были связаны с климатическими изменениями, которые происходили и будут происходить всегда. Периоды похолоданий и потеплений привели к тому, что море начало терять свои воды, что стало причиной исчезновения многих живых организмов.
Море Паратетис исчезло из-за климатических изменений
Ученые уверены, животный мир Паратетиса был очень разнообразным. Там могли обитать моллюски, ракообразные, дельфины и киты. Например, вплоть до момента исчезновения моря, там обитали вымершие киты цетотерии (Cetotherium). Длина их тела составляла от 2 до 8 метров и, как и все млекопитающие, дышали воздухом и кормили детей молоком. Их ископаемые останки часто обнаруживаются на территории Украины и Северного Кавказа. На некоторых костях есть следы акульих зубов — они либо нападали на живых китов, либо поедали туши умерших особей.
Цетотерий в представлении художника и его останки
Самый сильный удар по огромному морю нанесла Великая Херсонская засуха. По расчетам ученых, из-за нее уровень воды в Паратетисе упал на 250 метров и он превратился в множество небольших озер. Само собой разумеется, что 8-метровые киты и другие водные организмы не могли выжить в таких тесных условиях и очень быстро вымерли.
Если вам интересны новости науки и техники, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете статьи, которые не были опубликованы на сайте!
Вообще, за миллиарды лет своего существования, Земля регулярно менялась до неузнаваемости. Изучить все происходящие изменения можно на сайте Ancient Earth Globe — о том, как им пользоваться, я рассказывал в этом материале.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Собаки, как известно, очень чувствительны к языку человеческого тела. Они лучше всех остальных животных умеют расшифровывать наши жесты. Сравниться с ними в …
На территории Австралии существует озеро Хиллиер, которое окрашено в ярко розовый цвет. 🎨🌊 Долгое время ученые не могли выяснить, почему именно вода окрашивается в столь необычный оттенок. Но в 2016 году эта загадка природы наконец-то была разгадана и пришло время о ней рассказать.
Тысячи лет назад на нынешних территориях России, США и других стран обитали первобытные люди и животные, многие из которых уже полностью вымерли. Несмотря на…
Источник
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Три невероятные и интересные морские истории
С незапамятных времён моряки любят рассказывать байки о своих похождениях, зачастую привирая увиденное, а порой и вовсе выдумывая всё от начала до конца. Но даже самые смелые фантазии моряков иногда гаснут по сравнению с реальными происшествиями, которые случаются в морях и океанах. Вот несколько очень странных морских историй, повергающих в недоумение. Каждый из описанных ниже странных случаев имеет под собой документальное свидетельство и считается правдивым.
«Этот невероятный случай произошел в 1891 году, когда английское судно «Звезда Востока» занималось китобойным промыслом в районе Фолклендских островов. В один из дней с судна заметили огромного кашалота, метким выстрелом животное поразили прямо в голову. Раненый кашалот нырнул в пучину, а с судна спустили две шлюпки.
Для моряков оказалось полной неожиданностью, когда внезапно вынырнувший кашалот вдруг проявил невиданную для своего ранения активность. Мощным ударом огромного хвоста он буквально в щепки разнес одну из шлюпок.
Несмотря на добычу, настроение у китобоев было хуже некуда, ведь команда разбитой кашалотом шлюпки недосчиталась двух человек. Скорее всего, оглушенные ударом хвоста смертельно раненного гиганта они захлебнулись и утонули. Капитан сделал в судовом журнале запись о гибели двух моряков, китобои помянули погибших товарищей, выпив по чарке виски. Заниматься добычей не было ни сил, ни настроения. Разделкой кашалота весом в 40 тонн занялись только через 15 часов.
Процедура разделки туши неожиданно прервалась, когда китобои дошли до желудка гиганта. В нем явно кто-то шевелился! Желудок осторожно вскрыли и вдруг увидели скрюченное, покрытое слизью человеческое тело. Это был Джеймс Бартли, один из двух китобоев, которые пропали во время схватки с кашалотом. Несчастного, чей пульс еле-еле прощупывался, быстро обмыли от слизи, растерли спиртом и укутали одеялами. Только через три недели Джеймс, который 15 часов как был записан в покойники, наконец-то пришел в себя.
Полностью поседевший Бартли рассказал, что даже не понял, как после крушения шлюпки он оказался в глотке кашалота. Просто вдруг стало жутко темно, а его тело опускалось вниз по какой-то пульсирующей скользкой трубе. Жуткая вонь и недостаток воздуха буквально сводили с ума. Его отчаянные попытки выбраться наружу к успеху не привели, он потерял сознание. Время от времени Джеймс приходил в себя, но тут же снова проваливался в забытье.
Когда Бартли очнулся в каюте, он долго не мог сообразить, что же с ним случилось — побывал ли он в аду или весь этот кошмар ему только приснился. 15 часов в брюхе кашалота, к счастью, обошлись без плохих последствий для его здоровья. Джеймс еще долгие годы плавал по морям, благополучно прошел всю Первую мировую войну, вырастил много детей. Надо отметить, что случай с разбитой шлюпкой «Звезды Востока» не является исключительным. Раненые кашалоты нередко проявляют большую агрессивность, они погубили немало моряков-китобоев и даже потопили несколько китобойных судов.»
Страшное землетрясение в Крыму ночью с 11 на 12 сентября 1927 года запомнилось некоторым очевидцам не только жуткой картиной страшных разрушений и сотнями жертв, но и невероятным происшествием — загорелось… море. Такое кажется фантастической выдумкой, но море на самом деле горело, и причиной этого был газ, вырвавшийся из его пучины.
Во время землетрясения в Крыму шла гроза, молнии одна за другой били в море, именно они подожгли вырвавшийся на поверхность газ. Очевидцы увидели столбы пламени, которые поднимались из моря на высоту в сотни метров. Возгорания в Черном море были зафиксированы возле Евпатории и Севастополя. Одни пишут, что вспыхнул вырвавшийся из недр метан, другие считают, что горел сероводород, которого, по данным ученых, в Чёрном море хоть отбавляй. Известно, что у Черного моря есть сероводородный слой, возникший из-за разложения органических веществ в условиях недостатка кислорода. С глубины 125 метров сероводород наполняет толщу воды, причем за последние десятилетия уровень сероводородного слоя неуклонно поднимался.
В некоторых местах его подъем составил десятки метров. К счастью, пока не зафиксировано случаев, когда сероводород вырывался бы на поверхность без какого-либо внешнего воздействия, иначе жить на побережье Черного моря было бы просто опасно. О том, что эта проблема весьма серьезна, свидетельствует трагедия в Камеруне, когда в 1986 году удушливые газы, внезапно поднявшиеся со дна озера Ниос, погубили 1746 человек.
Не менее невероятная история произошла в мае 1897 года. Команда бразильского сторожевого корабля «Арагуара» случайно выловила в океане бутылку с запиской следующего содержания:
«На борту шхуны „Морской герой“ вспыхнул бунт. Капитан убит, первый помощник выброшен за борт. Я, второй помощник капитана, насильно приставлен к штурвалу. Они заставляют меня вести судно в устье Амазонки (28 градусов долготы, 22 градуса широты, скорость 3,5 узла). Спасите!»
Капитан сторожевика сразу проверил наличие подобного корабля по книге регистров Ллойда и на самом деле нашел там британский корабль «Морской герой», приписанный к порту Гулль. Бразильский корабль сразу изменил курс и поспешил на помощь. Через непродолжительное время захваченный мятежниками корабль показался на горизонте, военные быстро его захватили и обезоружили бунтовщиков.
Удалось спасти второго помощника капитана Хеджера и двух матросов, которые отказались примкнуть к бунтовщикам. Хеджер очень удивился, когда узнал, что помощь пришла так быстро благодаря записке в бутылке, которую он бросил в море. Оказалось, что никакой записки он не писал и даже не имел возможности это сделать.
Уже в Англии, когда бунтовщиков с «Морского героя» судили, наконец-то раскрылась тайна этой мистической истории с выловленной бразильцами запиской. Оказалось, что еще за 16 лет до спуска на воду «Морского героя» писатель Джон Пермингтон опубликовал роман «Морской герой», где написал о бунте на одноименном корабле.
Рекламируя свой роман, писатель бросил в море 5 тыс. бутылок с фрагментом романа о мятеже на судне. Именно такую бутылку через 32 года (!) выловили бразильцы… Провидению было угодно, чтобы все в записке совпало с реальной ситуацией, которая в тот момент развивалась на самом настоящем, не выдуманном писателем, корабле.
Источник
Из глубины веков и вод: история освоения морей и океанов 🕔 1 мин.
Предисловие к книге «Из глубины веков и вод» (Э. Бреттшнейдер)
Мы живем в век новых, великих открытий. Успехи науки и техники дают нашим современникам возможность создавать корабли, которые могут отрываться от Земли и свободно передвигаться в космосе, в мире невесомости. Одновременно с наступлением на космос человек занялся и на земном шаре освоением последних еще не подвластных ему пространств – освоением морей и океанов. Техники конструируют глубоководные лодки, на которых отважные люди смело, погружаются в еще не изведанные глубины, в мир не менее таинственный, чем Марс и Луна.
Космонавты и океанавты стали в наши дни первооткрывателями, ярким примером для молодежи. Это они претворяют в жизнь давнюю мечту человека – овладеть звездами и проникнуть на дно океана.
На протяжении тысячелетий люди испытывали страх перед стихийными силами природы, на веки вечные были они отданы во власть этих сил. Со временем рыбаки научились плести сети и мастерить лодки, чтобы выходить в море на промысел. Шли тысячелетия. Ученые наблюдали за приливами и отливами, проводили замеры берегов. Инженеры строили гавани и дамбы, мореплаватели на различных судах бороздили океаны. Но подводное царство, как и прежде, оставалось недоступным для человека. Его владения ограничивались сушей, составляющей немногим более четвертой части всей поверхности Земли.
Дальше так не могло продолжаться! Некие великие державы уже претендуют на еще не освоенную «целину» подводного мира. Начало этому положили Соединенные Штаты Америки. Сразу же после окончания второй мировой войны они принялись расширять свои государственные границы за счет морей и океанов. Их привлекают богатые залежи полезных ископаемых, которые скрыты в морских глубинах.
Уже добывается под водой уголь, сооружаются в открытом море буровые вышки для добычи нефти. Геологи исследуют свойства морского грунта, биологи изучают животный и растительный мир океана, изыскивают методы лучшего использования этих богатств.
Водолазы знакомятся с последними достижениями науки. Ученые в свою очередь овладевают техникой глубоководного погружения. Так подрастает новое, молодое поколение исследователей, по мужеству и смелости не уступающих космонавтам. Ибо, как ни велики достижения техники, поединок с морской стихией по-прежнему таит в себе опасность. Вода по-прежнему требует своей дани. Сообщения о гибели судов и наводнениях красноречиво свидетельствуют об этом. В настоящее время существует тридцать четыре тысячи кораблей водоизмещением более ста брутто-регистровых тонн. Из них ежегодно погибает около трехсот пятидесяти. Это означает, что ежедневно уходит ко дну один такой корабль. Но на самом деле число потерь гораздо больше, если учитывать суда меньших размеров. В большинстве случаев о кораблекрушении становится известно: когда судно тонет, оно посылает по радио сигналы бедствия. Но в среднем в пятнадцати случаях из ста только обломки, носящиеся по волнам, свидетельствуют о трагедии, причину которой никогда уже нельзя будет точно установить.
10 апреля 1963 года в трехстах километрах от восточного побережья Америки затонула самая совершенная по конструкции атомная подводная лодка Соединенных Штатов, гордость американского морского флота. Ни одна береговая радиостанция не принимала сигнала бедствия. Когда снарядили поисковую экспедицию, было уже поздно. Морская пучина поглотила судно с экипажем в 129 человек. Причины и подробности этой катастрофы не выяснены, и ничего не удастся узнать до тех пор, пока водолазы не сумеют приблизиться к обломкам корабля, скрытым под водой на пока еще недоступной для них глубине 2500 метров.
Восемь дней спустя в Бискайском заливе обнаружили плывущее кверху килем французское судно водоизмещением 140 тонн. Водолазы осмотрели корпус и обнаружили на нем следы от столкновения с айсбергом. Еще через два месяца, в июне 1963 года, западнее Гренландии затонуло самое современное западногерманское рыболовецкое судно «Мюнхен». Оно не столкнулось с айсбергом, а стало жертвой ошибки, допущенной при конструировании.
В ежедневной прессе подобные сообщения не редкость. Ведь и сегодня, в век атомной энергии и электронных машин, мы не гарантированы от катастроф такого рода.
И все-таки по сравнению с прошлым кое-что изменилось. Чтобы убедиться в этом, достаточно одного примера. Вскоре после катастрофы с атомной подводной лодкой глубоководный корабль, батискаф «Триест», отправился на ее розыски. Работы велись в трехстах километрах от американского побережья, на глубине 2500 метров. При фотографировании морского дна участники экспедиции обнаружили остатки других кораблей. Люди собираются отвоевать у моря то, что оно некогда взяло у них.
Наступило время, когда историки судостроения и археологи должны овладеть техникой глубоководного погружения, для того чтобы отыскивать под водой следы далекого прошлого.
Сколько судов затонуло в морских волнах на протяжении тысячелетий?
Этого мы не знаем, можем только предполагать, что число обломков, сохранившихся в морских глубинах, очень велико. И мы убеждены в том, что морское дно представляет собой огромный музей, единственный в своем роде.
Уже египтяне, критяне и финикияне пересекали Средиземное море. За ними последовали греки, римляне, норманны и арабы с целыми флотилиями галер, всевозможных торговых и военных судов. После них Средиземное море бороздили испанские галеоны, пиратские бриги, ганзейские коги и канонерки европейских завоевателей.
Суда, разбивавшиеся о скалы, получавшие пробоины, погибавшие во время шторма, увлекали в морскую пучину все, что было на борту: людей, оружие, утварь, драгоценности, запасы продовольствия. Так с течением времени появилось огромное кладбище судов.
Но море ревниво стережет свою добычу. Лишь иногда затонувшие предметы попадают в рыбачьи сети или выбрасываются штормом на берег. Однако наука не намерена довольствоваться этими случайностями – ни на суше, ни в море. То, что собрано в музеях всего мира, – результат систематической исследовательской работы археологов. Ученые и впредь будут подвергать научному анализу находки, поднятые со дна океана.
Появление аквалангов и прочих средств подводных исследований вызвало к жизни новую отрасль науки: подводную археологию. О ее первых шагах, успехах и неудачах, дерзаниях и перспективах рассказывается в этой книге. Правда, исчерпывающих сведений о достижениях подводной археологии она не дает, ибо сделать это в наши дни невозможно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
BraveRobot нашел еще статьи на эту тему:
Из глубины веков и вод: история освоения морей и океанов 🕔 1 мин.
Предисловие к книге «Из глубины веков и вод» (Э. Бреттшнейдер)
Мы живем в век новых, великих открытий. Успехи науки и техники дают нашим современникам возможность создавать корабли, которые могут отрываться от Земли и свободно передвигаться в космосе, в мире невесомости. Одновременно с наступлением на космос человек занялся и на земном шаре освоением последних еще не подвластных ему пространств – освоением морей и океанов. Техники конструируют глубоководные лодки, на которых отважные люди смело, погружаются в еще не изведанные глубины, в мир не менее таинственный, чем Марс и Луна.
Космонавты и океанавты стали в наши дни первооткрывателями, ярким примером для молодежи. Это они претворяют в жизнь давнюю мечту человека – овладеть звездами и проникнуть на дно океана.
На протяжении тысячелетий люди испытывали страх перед стихийными силами природы, на веки вечные были они отданы во власть этих сил. Со временем рыбаки научились плести сети и мастерить лодки, чтобы выходить в море на промысел. Шли тысячелетия. Ученые наблюдали за приливами и отливами, проводили замеры берегов. Инженеры строили гавани и дамбы, мореплаватели на различных судах бороздили океаны. Но подводное царство, как и прежде, оставалось недоступным для человека. Его владения ограничивались сушей, составляющей немногим более четвертой части всей поверхности Земли.
Дальше так не могло продолжаться! Некие великие державы уже претендуют на еще не освоенную «целину» подводного мира. Начало этому положили Соединенные Штаты Америки. Сразу же после окончания второй мировой войны они принялись расширять свои государственные границы за счет морей и океанов. Их привлекают богатые залежи полезных ископаемых, которые скрыты в морских глубинах.
Уже добывается под водой уголь, сооружаются в открытом море буровые вышки для добычи нефти. Геологи исследуют свойства морского грунта, биологи изучают животный и растительный мир океана, изыскивают методы лучшего использования этих богатств.
Водолазы знакомятся с последними достижениями науки. Ученые в свою очередь овладевают техникой глубоководного погружения. Так подрастает новое, молодое поколение исследователей, по мужеству и смелости не уступающих космонавтам. Ибо, как ни велики достижения техники, поединок с морской стихией по-прежнему таит в себе опасность. Вода по-прежнему требует своей дани. Сообщения о гибели судов и наводнениях красноречиво свидетельствуют об этом. В настоящее время существует тридцать четыре тысячи кораблей водоизмещением более ста брутто-регистровых тонн. Из них ежегодно погибает около трехсот пятидесяти. Это означает, что ежедневно уходит ко дну один такой корабль. Но на самом деле число потерь гораздо больше, если учитывать суда меньших размеров. В большинстве случаев о кораблекрушении становится известно: когда судно тонет, оно посылает по радио сигналы бедствия. Но в среднем в пятнадцати случаях из ста только обломки, носящиеся по волнам, свидетельствуют о трагедии, причину которой никогда уже нельзя будет точно установить.
10 апреля 1963 года в трехстах километрах от восточного побережья Америки затонула самая совершенная по конструкции атомная подводная лодка Соединенных Штатов, гордость американского морского флота. Ни одна береговая радиостанция не принимала сигнала бедствия. Когда снарядили поисковую экспедицию, было уже поздно. Морская пучина поглотила судно с экипажем в 129 человек. Причины и подробности этой катастрофы не выяснены, и ничего не удастся узнать до тех пор, пока водолазы не сумеют приблизиться к обломкам корабля, скрытым под водой на пока еще недоступной для них глубине 2500 метров.
Восемь дней спустя в Бискайском заливе обнаружили плывущее кверху килем французское судно водоизмещением 140 тонн. Водолазы осмотрели корпус и обнаружили на нем следы от столкновения с айсбергом. Еще через два месяца, в июне 1963 года, западнее Гренландии затонуло самое современное западногерманское рыболовецкое судно «Мюнхен». Оно не столкнулось с айсбергом, а стало жертвой ошибки, допущенной при конструировании.
В ежедневной прессе подобные сообщения не редкость. Ведь и сегодня, в век атомной энергии и электронных машин, мы не гарантированы от катастроф такого рода.
И все-таки по сравнению с прошлым кое-что изменилось. Чтобы убедиться в этом, достаточно одного примера. Вскоре после катастрофы с атомной подводной лодкой глубоководный корабль, батискаф «Триест», отправился на ее розыски. Работы велись в трехстах километрах от американского побережья, на глубине 2500 метров. При фотографировании морского дна участники экспедиции обнаружили остатки других кораблей. Люди собираются отвоевать у моря то, что оно некогда взяло у них.
Наступило время, когда историки судостроения и археологи должны овладеть техникой глубоководного погружения, для того чтобы отыскивать под водой следы далекого прошлого.
Сколько судов затонуло в морских волнах на протяжении тысячелетий?
Этого мы не знаем, можем только предполагать, что число обломков, сохранившихся в морских глубинах, очень велико. И мы убеждены в том, что морское дно представляет собой огромный музей, единственный в своем роде.
Уже египтяне, критяне и финикияне пересекали Средиземное море. За ними последовали греки, римляне, норманны и арабы с целыми флотилиями галер, всевозможных торговых и военных судов. После них Средиземное море бороздили испанские галеоны, пиратские бриги, ганзейские коги и канонерки европейских завоевателей.
Суда, разбивавшиеся о скалы, получавшие пробоины, погибавшие во время шторма, увлекали в морскую пучину все, что было на борту: людей, оружие, утварь, драгоценности, запасы продовольствия. Так с течением времени появилось огромное кладбище судов.
Но море ревниво стережет свою добычу. Лишь иногда затонувшие предметы попадают в рыбачьи сети или выбрасываются штормом на берег. Однако наука не намерена довольствоваться этими случайностями – ни на суше, ни в море. То, что собрано в музеях всего мира, – результат систематической исследовательской работы археологов. Ученые и впредь будут подвергать научному анализу находки, поднятые со дна океана.
Появление аквалангов и прочих средств подводных исследований вызвало к жизни новую отрасль науки: подводную археологию. О ее первых шагах, успехах и неудачах, дерзаниях и перспективах рассказывается в этой книге. Правда, исчерпывающих сведений о достижениях подводной археологии она не дает, ибо сделать это в наши дни невозможно.