Ивана константиновича айвазовского черное море

Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)

Картина Ивана Айвазовского Черное море

Не каждый художник сможет изображать максимально точно и колоритно все нюансы природных стихий. Именно у Айвазовского получалось написать красками водные просторы моря так, как не может никто. Он был наделен талантом именно изображать морскую стихию. И сегодня не найдешь равных в этом мастерстве Айвазовскому. Стоит отметить, что в других жанрах он также себя пробовал (портреты, натюрморты), но картины получались достаточно скромными и не вызывали такого восхищения.

Картина Ивана Айвазовского «Черное море», которая была создана в 1881 году уже на закате творческой карьеры художника. В это период у него уже были сформированы четкие позиции, произошло переосмысление не только своей жизни, но и значения его стихии.

Многие ценители замечают, что именно это произведение является уже результатом переосмысления жизни мастера, а также представляет нам его стихию с другой стороны.

Основные характеристики картины

Как уже отмечалось, картина Айвазовского «Черное море» была написана в далеком 1881 году. Картина, которая дошла до наших времен, имеет следующие габаритные размеры: – 149 см на 208 см. Известно, что это не самое масштабное произведение. Критики и искусствоведы считают ее самым значимым шедевром за всю творческую карьеру. На сегодняшний день картина хранится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Выполнена картина «Черное море» маслом в жанре марина. Все эксперты пришли к заключению, что представленная картина написана в стиле романтизма, того особенного, который был присущ только Айвазовскому. «Черное море», 1881 года, производит грандиозное впечатление на зрителя. И не удивительно.

Читайте также:  Sirius 4 текирова кемер 300 м до моря

Палитра цветов картины

Цветовая палитра

Айвазовский при написании Черного моря, на этот раз, использовал максимально темную гамму. Цвета получились насыщенными и богатыми, при этом на холсте не встретишь ни одного яркого или «открытого» оттенка. Благодаря использованию в построении картины только полутонов, волны поучаются такими переливающимися и живыми.

В стиле моря написано и небо, которое также затянуто и в напряжении. Свинцовые цвета и темная палитра помогают реалистично ощутить, что грозовые тучи вот-вот готовы разразиться ливнем и соединиться вместе с морской стихией.

Каждый понимает, что очутиться в этот момент в изображенном месте очень опасно. Только где-то на уровне горизонта автор прорисовал светлый луч надежды в виде белых облаков. Именно они позволяют надеяться одинокому кораблю, который стремится на этот свет, что его ждёт светлое будущее, и он доберется до земли, а не пропадет в морской пучине во время страшного урагана, что разыграется в считанные минуты.

Сюжет картины

Простата сюжета художника прослеживается и в этой картине. Айвазовский «Черное море» — это очередное творение, где отображены две любимые стихии автора – море и небо. Сразу при первом взгляде бросается четкая линия далекого горизонта, что разделяет все полотно на две части. Именно эта тонкая белая полоска дает каждому надежду на лучшее будущее, на возможность спрятаться от стихии. В этом и кроется все описание Айвазовского «Черное море». Но нельзя говорить про сюжет картины, не уточнив про один момент. Вдали около линии горизонта виднеется едва заметный силуэт морского судна. Автор неслучайно сделал его едва различимым, простым взмахом кисти.

Основы композиции

Композиция картины состоит из двух, равнозначных частей:

  • хмурого и темного неба, которое нависает над морем;
  • беспокойной черной воды.

Разделяет эти две стихи только тонкая линия горизонта. Создается впечатление, что в таком мраке, и она исчезает постепенно. Ведь только у края горизонта белые облака, а затем они становятся к краю картины грозными тучами, сдерживающими в себе дождь и грозу.

Но нельзя описывая картину «Черное море», не сказать о едва различимом силуэте парусника. Тут возникает масса вопросов, куда спешат эти люди перед началом грозы? Стихия застанет их в путешествии? Или они достигнут заветной земли, чтобы укрыться от смертельной опасности?

Эффект присутствия достигается за счет того, что волны на картине нарастают в сторону зрителя от горизонта. В этом и состоит уникальная особенность мастерства Айвазовского. Только он умел так реалистично и правдоподобно передать волнующуюся морскую гладь. Черное море на его картине выступает живым организмом, который наделен особым ритмом и дыханием.

Подробное описание

Как уже отмечалось, картина Ивана Константиновича Айвазовского «Черное море» с первой минуты просмотра впечатляет величием и могуществом отображения буйства водной стихии. Смотря на произведение, каждый понимает, почему такое название получила эта картина.

Мало кто знает, но при написании автор дал другое название произведению – «На Черном море начинает разыгрываться буря». В этом предложении, которое первоначально выступало названием, раскрыт полноценно сюжет полотна.

Картина отображает состояние моря в тот момент, когда начинается буря. Еще до появления взметающихся волн очень далеко, но уже с глубины чувствуется неспокойное состояние воды. Морская гладь уже налилась насыщенным свинцовым оттенком, да и сами волны уже свидетельствуют о приближавшейся стихии.

Любой человек, при внимательном рассмотрении полотна, прочувствует состояние моря и ощутит на себе волнения и качку. Ведь авторское мастерство граничит с настоящим волшебством, так как способно передавать в мельчайших подробностях эмоциональное состояние и движения изображенной ситуации.

Особенности произведения

Айвазовский – это великий мастер, который при создании своих полотен восторгался только водной стихией. Он подробно отображал морские стихии, для него все остальное (корабли, здания, люди) выступало только антуражем, который помогал создать эмоциональность картин и выразить мысли до самого конца.

Роль картины в творчестве

Картина Айвазовского «Черное море», история создания которой уходит в далекий 1881 год, стала символом проявления мастерства художника. В ней прослеживается фирменный стиль Айвазовского, который присущ только ему. Только этот мастер может так досконально, несколькими мазками и слоями изобразить красоту и прозрачность водной глади, показать ее волнения.

Стоит отметить, что картина стала пушечным выстрелом по мнениям критиков, которые сообщали, что стиль работ Айвазовского уже устарел, и творения не популярны и не интересны. Но как показало время, картины Айвазовского остаются востребованными и сегодня, поражая своей эмоциональной глубиной и современных посетителей галереи, где выставляются полотна.

Картина Айвазовского «Черное море» оказывает достаточно сильное психологическое и эмоциональное воздействие на каждого, кто на нее смотрит. Она, по мнению многих, это результат осмысления особенностей водной стихии. Художник чувствовал не только внутреннюю и внешнюю красоту морских просторов, но и восхищался потенциальной мощью моря. Это не единственная картина Айвазовского, которая восхищает и поражает могуществом водной стихии, а также умением автора передавать настроение каждой волны морского пространства.

Источник

Ивана константиновича айвазовского черное море

Иван Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии, древнем городе, разрушенном недавней войной, и пришедшем в полный упадок из-за эпидемии чумы в 1812 году. На старинных рисунках Феодосии мы видим на месте когда-то богатого торгового города груды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц, да не многие уцелевшие дома.
Домик семейства Айвазовских стоял на возвышенном месте на окраине Феодосии. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавную дугу Феодосийского залива, северо-крымские степи с древними курганами, на Арабатскую стрелку и Сиваши, встающие, как марево, на горизонте. У берега моря виднелись остатки старинных крепостных стен и башен с грозными бойницами. Смолоду будущий художник научился распознавать черты давно отшумевшей истории, в обомшелых архитектурных обломках, в черепках старинной посуды и позеленевших монетах, угадывались грозные события ушедшей жизни.


Детство Айвазовского проходило в романтической атмосфере, будившей его воображение. Из Греции и Турции в порт Феодосии приходили смолёные рыбацкие фелюги, они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе греческого народа против турецкого владычества.

Иногда, на рейде Феодосийского залива бросали якоря огромные белокрылые красавцы — боевые корабли российского Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг «Меркурий», слава о его невероятном подвиге облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского.

В свои представления о географии Айвазовский не мог допустить такого абсурд, как суша без моря. Услышав в 8-летнем возрасте рассказ отца о том, что есть такие места, где одна земля, а моря вообще нет, он категорически отказался верить в реальность такого кошмара. Такого не могло быть никогда, ни кораблю, ни человеку без моря жить невозможно, считал Ованнес Айвазовский.

С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: «Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин. Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».

Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в его творчестве.

Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные дарования и музыкальные способности. Феодосийский архитектор — Яков Христианович Кох, первым обратил внимание на художественные способности мальчика, и дал ему первые уроки мастерства. Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи.

Окончив феодосийское уездное училище, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию при помощи феодосийского градоначальника Александра Ивановича Казначеева, заметившего юное дарование будущего художника.

Первым учителем рисования юного Ивана Айвазовского был немецкий художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей лёгкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга и был принят в студенты за казённый счёт 28 августа 1833 года.

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Главный секрет Айвазовского вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, любить его всем сердцем и никогда не расставаться со своей любовью.

В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и за этюд «Воздух над морем» ему была присуждена серебряная медаль второго достоинства, и он был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру, запрещавшему Айвазовскому работать самостоятельно.

Не смотря на запрет приближенного к царскому двору художника Филиппа Таннера, Иван Айвазовский продолжал самостоятельно писать пейзажи и в 1836 году представил пять своих картин на осенней выставке Академии художеств. Работы Айвазовского получили восторженные отзывы критики, а манерные марины Филиппа Таннера остались не замеченными. Разгневанный Таннер пожаловался на Айвазовского императору Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Так Айвазовский убедился в справедливости строк Грибоедова «минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Молодой художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду, учителю рисования царских дочерей. Проучившись в классе морской военной живописи профессора Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Видя особые успехи молодого Айвазовского в учении, профессора Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга приняли решение выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока. Эти два года академия давала студенту Айвазовскому для самостоятельных работ в Крыму.

Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, цвета кажутся очень насыщенными, но не за счёт плотности мазка, а за счёт особой глубины и тонкости.

Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские секреты. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один приём, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды ».

Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, писал небо в один приём — это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а её торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово — можно отдохнуть, отвлечься, а море же мог писать и в несколько заходов.

Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского — это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. Эта работа потребовала максимум усилий художника — и целых десять дней.

«Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Творчество в понимании Айвазовского — это не каторжный труд и радостное любование жизнью!

«По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение» , — это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

Источник

Оцените статью