- История исследования Северного Ледовитого океана
- Первый этап исследований Северного Ледовитого океана
- Второй этап исследований Северного Ледовитого океана
- Третий этап исследований Северного Ледовитого океана
- Четвертый этап исследований Северного Ледовитого океана
- Северный ледовитый океан. Кто открыл, исследователи, список первооткрывателей, интересные факты
- Физико-географическая характеристика
- Острова
- Берега
- Климат
- Флора и фауна
- Геологическое строение и рельеф дна
- Экологические проблемы
- Хозяйственное использование
- Транспорт и портовые города
- Рыболовство
- История формирования океана
- Первооткрыватели океана
- Исследователи океана
- История исследования
- Первый этап исследований Северного Ледовитого океана
- Второй этап исследований Северного Ледовитого океана
- Третий этап исследований Северного Ледовитого океана
- Четвертый этап исследований Северного Ледовитого океана
- Интересные факты
- Видео о Северном ледовитом океане
История исследования Северного Ледовитого океана
Северный Ледовитый океан, самый суровый по природным условиям, стал известен европейцам значительно раньше самого крупного — Тихого океана. В X—XI вв. русские поморы плавали к о-вам Матка (Новая Земля) и Грумант (Шпицберген), знали они и проход к Атлантическому океану. Уже к концу XIV в. русским было известно все побережье до устья Оби.
Первый этап исследований Северного Ледовитого океана
В эпоху Великих географических открытий XV-XVII вв. главной целью плаваний было открытие новых путей сообщения и новых земель. Плавания были без четких планов и соответствующего для полярных широт снаряжения.
В то время русские, английские и голландские мореходы пытались пройти из Атлантического океана в Тихий Северо-Восточным путем вдоль берегов Азии и Северо-Западным путем вдоль берегов Северной Америки. Однако отсутствие практики и умения плавать во льдах, неприспособленность судов помешали достигнуть желаемых результатов. Попытки английских исследователей Г. Торна (1527 г.), Г. Гудзона (1657 г.) пройти на кораблях к Северному полюсу закончились полнейшей неудачей. Не смогли пройти даже до Карского моря на восток и X. Уиллоби (1553 г.), и В. Баренц (1594— 1596 гг.). Правда, плавание В. Баренца преследовало и еще одну цель: укрепление связей с Русским Севером и Сибирью для торговых отношений
В начале XVII в. У. Баффин сделал новый шаг в исследовании Северо-Западного прохода. Вдоль западного побережья Гренландии он доплыл до 77° 30′ с. ш. и открыл устья проливов Ланкастер и Смит Льды не дали возможности проникнуть в проливы, и У. Баффин сделал вывод, что прохода нет. Карты экспедиции затерялись в архивах, и его современники и последователи вообще стали сомневаться в достоверности его исследований. Этому, по-видимому, способствовали и постоянные неудачи последующих экспедиций.
В исследовании Северо-Восточного прохода велики заслуги русских исследователей. Мысль о Северо-Восточном проходе была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым еще в 1525 г. Длина основной ледовой трассы от Новоземельских проливов до порта Провидения — 5610 км, это кратчайший путь вдоль северного побережья Евразии из Мурманска во Владивосток. В первой половине XVII в. землепроходец И. И. Ребров достиг устья р. Яны, а затем в середине XVII в. С. И. Дежнев морским путем обогнул северо-восток Азии, открыл пролив (ныне Берингов). Однако докладная грамота С. И. Дежнева затерялась в якутских архивах на 88 лет и стала известна лишь после смерти и открывателя, и Петра I, которого очень интересовали северные регионы России.
Второй этап исследований Северного Ледовитого океана
С начала XVIII до конца XIX в. проводилось планомерное изучение Арктического бассейна с теоретическим обобщением полученных результатов.
С этим периодом связаны имена В. Беринга, О. Е. Коцебу, всех участников Великой Северной экспедиции, в числе которой были русские офицеры («птенцы гнезда Петрова») Н. П. Румянцев, И. Ф. Крузенштерн и др. Морское соперничество между Россией и Англией в открытиях Северо-Западного и Северо-Восточного путей продолжалось. Англичане организовали в XVII-XIX вв. около 60 экспедиций, часть результатов которых так и не стала достоянием ученых и мореплавателей.
В 1770 г. компания Гудзона организовала экспедицию С. Херка, задачей которой было проверить, существует ли пролив между Северными материками. В отчете он написал, что сомневается в наличии прохода от Баффинова и Гудзонова заливов. В 1778 г Д. Кук через Берингов пролив прошел из Тихого в Ледовитый океан, двинулся на восток и достиг 71° с. ш., далее ему препятствовали льды. К концу XVIII в. на Американском континенте со стороны Ледовитого океана было известно несколько пунктов, вопрос же о существовании Северо-Западного прохода был запутан так, что давал повод для новых гипотез, новых планов и новых заблуждений.
В XVIII в. поисками Северо-Восточного прохода занимались многочисленные русские экспедиции. Крупнейшей серией научных исследований России была Великая Северная экспедиция (1734-1742 гг.), задуманная еще Петром I. Экспедиция эта выделялась своей масштабностью: количеством участников, отменным их мужеством, величием поставленных задач, объемом проведенных исследований, сделанных открытий. Имена многих (С. И. Челюскина, братьев Лаптевых, супругов Пончищевых и др.) сейчас значатся на карте нашей Родины. Главная задача — пройти кратчайшим путем из Европы в Азию не была выполнена не по вине участников: этому препятствовали слабая оснащенность экспедиции и льды. Но описание и изучение морей, северных берегов континента, их картирование от Карского моря до Восточносибирского были проведены с большой тщательностью и точностью, была открыта самая северная точка Евразии — ныне мыс Челюскин (77°43′ с. ш.).
Середина XVIII в. — пора М. В. Ломоносова. Первая высокоширотная экспедиция в Северный Ледовитый океан была организована (1764-1766 гг.) по его инициативе. Возглавлял экспедицию В. Я. Чичагов. Была достигнута широта 80°30′, а кроме того, получен интереснейший материал о природных условиях Гренландского моря, архипелага Шпицберген, обобщены сведения об условиях и специфике мореплавания в суровых и сложных ледовых условиях. М. В. Ломоносову принадлежит идея создания Северного морского пути, которая смогла осуществиться лишь через 170 лет, в XX в.
История изучения Арктики в XIX в. связана с именами выдающихся государственных деятелей и мореплавателей России. В начале века Н.П. Румянцев и И.Ф. Крузенштерн разработали проект дальнейших поисков Северо-Западного прохода и детального изучения берегов Северной Америки. Ставился вопрос и о достижении Северного полюса. Русский Север в те времена простирался от залива Варангер-фьорд Скандинавии до 141° з. д. в Америке, т. е. всего на 200-250 км не доходил до устья р. Маккензи. И. Ф. Крузенштерн считал целесообразным исследовать берега Америки к северу от Берингова пролива, найти бухту, имеющую связь с Баффиновым заливом или с р. Маккензи, поскольку так легче достичь Атлантического океана, чем идти на север. Но осуществлению этого проекта помешала война 1812 г. Однако уже в 1815 г. бриг под командованием О. Е. Коцебу был в океане, моряки через 2 года открыли заливы Коцебу, Св. Лаврентия и др. В первой четверти XIX в. осуществили свои экспедиции Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке. Результатом этих экспедиций были выводы, что Северный Ледовитый океан имеет своеобразный ледовый режим, что льды подвижны, режим океана, как ледовый, так и гидрологический, в различные годы неодинаков. Огромны заслуги в изучении Северного Ледовитого океана адмирала С. О. Макарова. Он предложил преодолевать морские льды на специально приспособленных судах — ледоколах. При его участии, по его проекту и чертежам был Построен первый русский ледокол «Ермак», на котором экспедиция С. О. Макарова достигла широты 81°29′, т. е. прошла на градус севернее экспедиции В. Я. Чичагова.
Из зарубежных исследований конца XIX в. наиболее известна экспедиция Ф. Нансена на судне «Фрам» (1893—1896 гг.). Его судно вмерзло во льды и дрейфовало, и за годы дрейфа были получены интереснейшие сведения о структуре водной массы, рельефе дна, характере ледяного покрова, климате центральной части океана.
Третий этап исследований Северного Ледовитого океана
С первой половины XX в. организуются специальные экспедиции для изучения особенностей природы Северного Ледовитого океана. Активно изучались как восточный, так и западный секторы Арктики, в плаваниях принимали участие русские, английские, американские, норвежские исследователи и моряки.
После настойчивых обращений к правительству адмирала С. О. Макарова в 1901 г. состоялся новый поход в сторону Северного полюса. Пройдя Новую Землю, на подходе к Земле Франца-Иосифа судно попало в ледяной плен, дрейфовало и вынуждено было вернуться обратно. В 1909 г. для исследований в Северном Ледовитом океане были построены гидрографические суда «Вайгач» и «Таймыр» — первые стальные корабли ледокольного типа. Они имели мощные двигатели и обладали радиосвязью. Плавание судов возглавляли капитаны И. Сергеев и Б. А. Вилькицкий. В 1911 г. были проведены батиметрические работы от Берингова пролива до устья р. Калымы, а затем продолжены до устья р. Лены. Карты глубин, полученные экспедицией, используются до сих пор.
В 1912 г. русскими исследователями были предприняты три экспедиции к Северному полюсу, а также для поисков возможности сквозного прохода вдоль берегов Сибири — Г. Л. Брусилова, В. А. Русанова и Г. Л. Седова. Однако ни одна из них не увенчалась успехом. Дальнейшие исследования северных морей были прерваны первой мировой и гражданской войнами и продолжились в восточном секторе океана лишь в 30-е гг.
В западном секторе Арктики исследования проводились с не меньшей интенсивностью и настойчивостью. В 1903—1906 гг. Р. Амундсен с тремя зимовками первым прошел Северо-Западным проходом от Гренландии до Аляски. В первой четверти XX в. Американскую Арктику изучал К. Й. Расмуссен, проведший пять экспедиций в Гренландии и Канадском
Арктическом архипелаге. В 1920—1927 гг. во время пятой экспедиции К. И. Расмуссен прошел на собачьих упряжках от Гренландии через Гудзонов залив и Гудзонов пролив вдоль берега континента к Аляске, проделав путь в 18 тыс. км.
Первым достиг Северного полюса американец Р. Пири 6 апреля 1909 г. Он установил, что в районе полюса сплошные льды находятся над очень глубоким океаном: трос длиной 2750 м, опущенный в прорубь на полюсе, не достиг дна.
Дальнейшие исследования Северного Ледовитого океана связаны с 30-40-ми гг., когда началось очень активное исследование Северо-Восточного прохода. Этот путь пролегает только вдоль берегов России, а следовательно, никак не зависит от сложившейся в любой момент международной обстановки. Кроме того, путь проходит мимо устьев крупнейших сибирских рек, через которые можно иметь связь с самыми глубинными регионами страны. Большие исследования проводились по плану Международного полярного года 1932-1933 гг., исследовались Гренландское, Баренцево, Карское и Чукотское моря. Первое сквозное плавание Северным морским путем в одну навигацию совершила экспедиция, возглавляемая О. Ю. Шмидтом, под научным руководством профессора В. Ю. Визе. Экспедиция была осуществлена на судне «Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина летом 1932 г.
В 1933-1934 гг. была предпринята вторая попытка пройти Северный морской путь за одну навигацию. Ледокольный пароход «Челюскин» был затерт льдами в Беринговом проливе и затонул. Члены экспедиции и экипаж были вывезены с льдины летчиками — первыми Героями Советского Союза. В 1935 г. Северным морским путем прошли четыре грузовых судна, два — из Мурманска во Владивосток, два — в обратном направлении. В 1939 г. ледокол «И. Сталин» в одну навигацию прошел из Мурманска до Анадырского залива и обратно. Северный морской путь (Северо-Восточный проход) был окончательно освоен. Сейчас с развитием ледокольного флота и появлением атомоходов появилась возможность проложить новую трассу от Мурманска в обход Гренландии до порта Черчилл в Гудзоновом заливе.
Исследования Ледовитого океана продолжали и зарубежные ученые и моряки. Бурные успехи авиации дали возможность проводить ледовые разведки с помощью самолетов. В 1925 г. Р. Амундсен и американец Л. Элсуорт организовали первую воздушную экспедицию в Арктику. В результате полетов было установлено, что к северу от Гренландии до 88° с. ш. суши нет. До полюса по воздуху добрался Р. Бэрд в 1926 г. Следом за ним, на дирижабле «Норвегия» под командованием У. Нобиле с Р. Амундсеном и Л. Элсуортом на борту отправилась экспедиция к полюсу, прошла над ним и через 42 часа приземлилась на мысе Барроу (Аляска).
1937 г. был знаменателен тем, что начала работать во льдах гидрометеорологическая станция «Северный полюс-1» под руководством И. Д. Л станина. В экспедиции принимали участие гидролог П. П. Ширшов, метеоролог Е. К. Федоров и радист Э. Т. Кренкель. Работами участников «СП-1» было установлено, что льды постоянно дрейфуют от полюса к Гренландии, что по пути дрейфа станции земли нет, что теплые атлантические воды глубинным противотечением проникают к полюсу. Был изучен рельеф дна, проведена серия метеорологических исследований, которые дали новую картину циркуляционных процессов в приполюсных районах.
Летом этого же года был совершен первый трансарктический перелет через Центральную Арктику из Москвы в США (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков). Интенсивное изучение Арктического бассейна было прервано началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войны.
Четвертый этап исследований Северного Ледовитого океана
С конца 40-х гг. XX в. начинается современный этап освоения и изучения Северного Ледовитого океана и его морей. Он отличается от предыдущих тем, что наряду со специализированными экспедициями проводятся лабораторные и теоретические исследования. Открытие хребтов Ломоносова и Менделеева, а также ряда глубоководных котловин изменили представления о рельефе дна океана.
В 1948-1949 гг. на льды Арктики самолетами доставлялись отряды исследователей на короткий срок — от трех часов до трех суток. Они проводили многочисленные исследования. Таких отрядов было 20, руководили ими известные полярники: М.М. Сомов, Я. Л. Гаккелъ, А. Ф. Трешников и др. Были продолжены работы дрейфующих станций («СП-2», «СП-3» и т. д.). В 1957 г. экспедиция Я. Л. Гаккеля установила, что западнее хребта Ломоносова проходит подводное сооружение вулканического характера — арктическое продолжение Срединно-Атлантического хребта (впоследствии этот хребет получил имя Гаккеля).
В 1963 г. было осуществлено плавание подо льдом к Северному полюсу подводной атомной лодки «Ленинский комсомол». Попытки пройти на судах через Арктический бассейн продолжались. В 1977 г. сотрудниками Института Арктики и Антарктики была осуществлена высокоширотная экспедиция на атомном ледоколе «Арктика». На 88° с. ш. ледокол встретил « канадца » — так полярники называют мощный голубоватого цвета лед, формирующийся у Аляски и Канадского Арктического архипелага. Но ледокол медленно продвигался на север и 17 августа 1977 г. достиг Северного полюса. Впервые были получены достоверные современные сведения о льдах центральной части океана.
Исследования западного сектора и в первую очередь особенности плавания по Северо-Западному проходу среди островов Канадского Арктического архипелага продолжают канадские и американские исследователи.
Источник
Северный ледовитый океан. Кто открыл, исследователи, список первооткрывателей, интересные факты
Северный ледовитый океан, ранее называвшийся Ледовитое море, является самым маленьким и мелким. Тем не менее, это важная часть мирового океана, которую изучали множество исследователей и познают его до сих пор. Как отдельный океан он был выделен еще в XVII веке картографом из Нидерланд – Б. Варениусом. Он назвал его Гиперборейским. Нынешнее название появилось, и было принято в 1935 году.
Физико-географическая характеристика
Океан располагается на севере в полярной области на пространстве, находящемся у полюса, в месте, где Евразия и Северная Америка разделяются мировыми водами. Данный объект характеризуется хорошей изолированностью от остальных морских вод.
Сообщение с Тихим океаном происходит только посредством узкого Берингова пролива. Граница обозначена параллельно проходящим мысом Уныкин на Чукотском полуострове.
С Атлантикой океан соединен проливами:
- Дейвиса;
- Датским;
- Фарерско-Исландским;
- Фарерско-Шотландстким.
Гудзон является границей с востока. Общая площадь данного океана составляет примерно 14,5 млн. квадратов, а объем – более 18 млн. кубов. Это всего 4-5% от площади всего Мирового океана и примерно 1% от его объема. Наибольшая глубинная отметка находится на северо-востоке Гренландского моря и составляет 5527 м.
Средняя глубина примерно 1200-1300 м. 40% всей площади самого холодного океана занимает мелководье в шельфовой зоне с максимальной глубиной в 200 м. Кроме того характерной особенностью является то, что на протяжении всего года океан частично покрыт морским льдом.
Вся акватория Северного ледовитого океана разделена на несколько бассейнов, которые выделены в зависимости от географических и физических отличий и гидрологического режима.
Выделяют бассейны:
- Северно-европейский;
- Арктический бассейн;
- Канадско-арктический.
В Арктическом бассейне дополнительно выделяют 2 субакватории: Авразийская и Амеразийская. Здесь расположились несколько крупных географических объектов, среди них несколько морей и проливов. Также здесь находится Гудзон.
Северный ледовитый океан имеет несколько морей, перечисленных на фото.
В Канадско-арктическом бассейне располагаются морские воды Баффина и Линкольна. Некоторые географы относят к данной акватории и Гудзонов залив. Отдельные специалисты называют еще один бассейн – Норвежско-Гренландский, где находятся только 2 моря: Гренландское и Норвежское.
Острова
Исследователи Северного ледовитого океана пришли к выводу, что он занимает 2 место по количеству островных образований, уступая лишь Тихому океану. По некоторым данным совокупная площадь всех островов, находящихся в территории океана доходит до 4,1 млн км 2 .
А количество островов, чья площадь вышла за пределы отметки в 100 квадратных километров, превышает 255. Преимущественно скопления островов обнаруживаются на отмелях неподалеку от материков. Их происхождение материковое.
Самыми большими являются:
- Гренландские о-ва;
- Исландские о-ва;
- остров Врангеля.
Основная масса островов покрыта вечным льдом. Однако сейчас наблюдается тенденцию к потеплению и площадь территорий, покрытых ледникам начала сокращаться.
Берега
В зависимости от территории, с которой граничит Северный ледовитый океан, называют несколько типов береговых линий:
- фьордовые – можно встретить у берегов Гренландских и Скандинавских о-вов;
- абразионнные – располагаются на побережье Баренцева, Белого и Карского морей. В основном, это берега, которые разделены заливами, встречаются и низкие берега. Иногда встречаются дельтовые;
- дельтовые береговые линии или берега лагунного типа характерны для территории моря Лаптевых и Бофорта, Чукотского и Восточно-Сибирского морей;
- невысокие и ровные берега можно увидеть на Канадской Арктической группе о-вов.
Причиной такого разнообразия побережий служит выветривание в результате сильных и постоянных морозных явлений. Также влияние оказывают и плавающие льды, которые регулярно сталкиваются с берегами. Однако последнее не играет важной роли в формировании формы берега.
Климат
Высокоширотное положение Северного ледовитого океана определяет особенный климат для всей акватории и территорий, находящихся в ее границах. Здесь количество поступающего тепла значительно уступает его выхолаживанию. Такое распределение тепла носит название арктический климат. При этом, теплые течения, которые окружают океан приносят более половины всего тепла.
Эти течения приходят с Тихого и Атлантического океана.
Зимний период продолжается с января по апрель. В это время господствует Арктический антициклон. Атлантический циклон приходит с моря Баффина в северном направлении и уходит на восток через Баренцево море. Зачастую он достигает района около полюса. Летние антициклоны движутся на север, начиная свой путь у берегов Аляски и набираясь сил на севере Канады.
Сухость арктического климата в западной части океана обеспечивается преобладанием северо-западных ветров. Тогда как на востоке климат мягче, благодаря южным и юго-западным ветрам, а также теплому Норвежскому течению. Множество циклонов на данной территории обеспечивает частые туманы и большое количество осадков.
Также здесь часто можно наблюдать резкие изменения погоды. Особенно осенью и зимой возникают волнения, высокая влажность и отрицательные температуры воздуха. Ветер неустойчив, его средняя скорость составляет 5-7 м/с. По побережьям хорошо выражены сезонные изменения. Скорость муссонов резко возрастает в зимний период.
Основные показатели можно увидеть в таблице:
Показатель | Значение |
Средняя температура зимнего воздуха | От -1 до -42 °C |
Средняя температура летнего воздуха | От 0 до 6 °C |
Летняя облачная повторяемость | 90% |
Зимняя повторяемость облачности | 50% |
Годовые осадки (дождь, мокрый снег, снег) | 150-300 мм рт. ст. |
Высота снежного покрова | Резко различает по территориям |
Исследователи Северного ледовитого океана утверждают, что современное изменение климата связано с увеличением среднего показателя воздушной температуры, которое сопровождается значительным стаиванием вечной мерзлоты. Также отмечается взаимосвязь глобального потепления с изменениями направления ветров и активностью солнца.
Согласно прогнозам специалистов возможно полное исчезновение покрова льда в летний период к середине текущего столетия. По мнению других ученых возможен вариант развития событий по противоположному сценарию – восстановление ледников.
Флора и фауна
Климатические показатели Северного ледовитого океана достаточно неблагоприятны, поэтому флора и фауна не богата видами. Исключением является Белое и Баренцево, где растительные сообщества и животным мир представлены большим количеством систематических единиц.
Растительность океана в большей массе состоит из непритязательных водорослей, видов которых насчитывается не так много, в основном это представители класса бурые водоросли – ламинария и фукус.
Однако в водах океана обитает около 200-210 видов растительного планктона, являющегося одним из важных звеньев в пищевой цепи. Им питаются мелкие животные, обитающие в толще воды – зоопланктон, которые, в свою очередь, поедают более крупные рыбы, беспозвоночные и киты.
На берегу островов можно встретить обычные растения для зоны тундр:
- злаковые;
- осоки;
- лишайники;
- низкорослые древесные (ивы, березы).
Животные неравномерно распределены по территории.
Это обусловлено несколькими факторами:
- водной температурой;
- типом течения.
В толще глубин Северного ледовитого океана живет более 160 видов рыб. Среди них наиболее востребованы людьми: сельдь, лосось и камбала. Из класса птиц здесь можно встретить: гагу; кайру и черных казарок. Всего насчитывает около 28-32 видов птиц. Характерная особенность для данной территории – это колониальная организация жизни пернатых.
Самыми крупными млекопитающими являются киты, моржи и тюлени.
Примечательно, что большинство представителей животного мира обладают 2 особенностями: достижение больших размеров тела (гигантизм) и медленный цикл развития, вследствие чего появляются долгожители.
Геологическое строение и рельеф дна
Исследователи Северного ледовитого океана, проанализировав геологическое строение и историю его развития в районе впадины, выделили области:
- Арктический бассейн;
- Норвежско-Гренландский океанический бассейн;
- Область материковой окраины.
После изучения типов структур, образующих земную кору выделили 3 зоны, составляющие область океана:
- океаническая;
- субокеаническая;
- континентальная.
В акватории самого холодного океана можно выделить несколько котловин, которые образовались в разные периоды.
Название котловины | Время образования |
Канадская | Поздний юрский период |
Макарова | Ранний мел |
Подводников | |
Амундсена | Переход на стыке мелового периода и палеогена |
Нансена |
Формирование котловин сопровождалось обильными излияниями базальтовых пород, сосредоточенных, в основном, на восточном побережье Гренландских о-вов, в границах плато Воринг. В прибрежной области ледовитого океана хорошо развита континентальная кора с максимальной мощностью до 42-45 км.
В зависимости от особенностей ее формирования и строения различают два сектора:
Граничат сектора по восточной окраине Северной Земли. Первый является более глубоководным и выделяется резко различающимся рельефом. В его формировании принимал участие плейстоценовый ледниковый покров. Восточный сектор не отмечен наличием больших глубин и обладает более ровным рельефом, поскольку здесь не наблюдалось активных движений тектонических плит и воздействия ледников.
Данные океан является более мелководным среди остальных и обладает хорошо сформированным шельфом, которые занимает около 50% всей площади. Его наружная граница расположена на глубине 150-200 м, а ширина достигает от 450 до 1250 км.
Главный элемент структуры донного рельефа – Канадская котловина, которая обладает ровной поверхностью и достигает 4 км глубины. Она окружена хребтами Чукотки, Альфа и Менделеев, а также возвышением Бофорта.
Экологические проблемы
Как и во многих природных экосистемах, основной проблемой является вмешательство человека в естественный ход событий. В качестве главных причин можно выделить высокую нагрузку на водный объект из-за использования его для передвижения судов и рыболовного промысла, а также строительство производственных комплексов на береговой линии.
Кроме того, из-за регулярной добычи нефтепродуктов происходит загрязнение вод отходами производства и самой нефтью. Ежегодно увеличивается шумовая нагрузка – гидроудары, пневматические взрывы и шумящие двигатели кораблей. Также в океан сбрасываются бытовые отходы и частым явлением стали кислотные дожди, которые негативно сказываются на экологической ситуации акватории.
Хозяйственное использование
Несмотря на то, что Северный ледовитый океан является самым маленьким из всех существующих океанов, он имеет огромное хозяйственное значение. В его глубинах таятся большие запасы природного газа и нефти.
В границах морей, которые располагаются на мелководье в шельфовой зоне, находится ряд крупных провинций, несущих нефть и газ. Особенно интенсивно ведется добыча полезных ископаемых в прибрежной части Норвегии. Одним из крупнейших месторождений нефти является Прадхо-бей в море Бофорта.
Кроме того, в акватории Северного ледовитого океана также известны места происхождения:
- касситерита;
- золота;
- железомарганцевых конкреций;
- запасы строительного песка и гальки.
Помимо запасов минеральных веществ океан используется для перевозки грузов посредством водного сообщения. Также хорошо развито рыболовство.
Транспорт и портовые города
Велико значение Северного ледовитого океана, как пути морского сообщения между странами и континентами. В настоящее время это его значение приобретает все большую важность. В основном, осуществляется сообщение Российской Федерации с портами Соединенных Штатов Америки и Канады по Северной и Северо-Западному морским проходам, соответственно.
Судоходные пути по направлению Исландских, Скандинавских и Гренландских о-вов, а также Шпицбергена независимы от условий оледенения в летний промежуток времени.
Важнейшие порты российской Федерации:
- г. Мурманск;
- г. Архангельск;
- г. Тикси;
- г. Диксон.
За рубежом из наиболее больших портов можно отметить:
Рыболовство
Большинство морей, входящих в состав Северного ледовитого океана являются для местных жителей традиционными для промыслового рыболовства.
Ежегодно вылавливается миллионы тонн разнообразных видов рыбы:
- сельдь;
- морской окунь;
- треска;
- лосось.
В некоторых районах рыболовство является одним из основных источников пропитания коренных жителей.
История формирования океана
В меловой период Евразия и Северная Америка еще не имели разрыва, тогда как последняя была отделена от Европы. В конце вышеназванного периода 2 нынешних материка начали свое разделение.
Вместе с эти образовалось большинство значимых хребтов и складчатостей в зоне Северного ледовитого океана:
- Чукотско-Аляскинская ск-ть;
- хр. Ломоносова;
- хр. Гаккеля.
Позднее в палеоцене произошло отделение хр. Ломоносова от Евразии. В кайнозое разделились Америка и Евразия, в тоже время Гренландия приблизилась к плите Северной Америки. Эти события повлияли на образование самого холодного океана.
Первооткрыватели океана
Дотация одного из самых первых упоминаний о Северном ледовитом океане относится к IV в. до нашей эры. Обнаружил его путешественник из Древней Греции – Пифей во время плавания к Туле. Эта страна по имеющимся данным находилась за пределами Северного круга, поскольку летом в день солнцестояния солнце не заходило всю ночь. Имеются предположения, что Туле – это современная Исландия.
Исследователи Северного ледовитого океана н. э. в V веке изучили о-ва Исландии и Фарерские. XIII век ознаменовался открытием Белого моря мореплавателем их Скандинавии – Оттаром. А в 986 г. основан поселок в Гренландии, где стали проживать викинги.
Исследователи океана
Несмотря на относительно небольшую площадь самого холодного океана, многие ученые интересовались его изучением в разные периоды времени.
С их именами и периодом исследований можно ознакомиться в таблице:
Имя ученого | Когда исследовал океан | Что открыл |
Пифей | IV в. до н. э. | Первое упоминание Северного Ледовитого океана |
Оттар | XIII в. | Белое море |
У. Баффин | Начало XVII в. | Начало проливов Ланкастер и Смит |
Ребров И.И | Первая половина XVII в. | Устье р.Яна |
Дежнев С.И. | Середина XVII в. | Берингов пролив |
Челюскин С.И. | XVIII в. | Мыс Челюскин |
Коцебу О.Е. | Начало XIX в. | Залив Коцебу и Святого Лаврентия |
Амундсен Р. | 1903-1905 г. | Северо-Западный проход |
Пири Р. | 1909 г. | Достиг Северный полюс |
Это далеко не полный перечень всех ученых и их достижений. В таблице отражены лишь основные вехи истории.
История исследования
Северный ледовитый океан – это самая суровая акватория. Она занимает небольшую территорию, но открыта была гораздо раньше даже Тихого океана. Еще в X веке мореплаватели из России ходили на Новую Землю и Шпицберген, а также могли выходить в Атлантический океан.
Первый этап исследований Северного Ледовитого океана
Первый исследовательский этап начался с великой эпохи открытий в среде географов с XV по XVII века. И его главной задачей было находить новые пути сообщения водным транспортом и открывать новые земли. Плавания проходили без конкретного плана и заданного маршрута.
Изучение океана занимались, в основном, 3 державы:
- Российская Империя;
- Голландия;
- Великобритания.
Перед моряками стояла цель найти выход из Атлантики в Тихий океан, следуя вдоль Азиатских и Североамериканских берегов. Выполнению поставленных задач мешало отсутствие умений ходить по морю, где очень много плавающих льдов. В это время потерпели неудачи многие исследователи.
Не смогли добраться до берегов Северного полюса:
- Г. Торн (в XVI веке);
- Г. Гудзон (XVII в.);
- Х. Уиллоби (XVI в.);
- В. Баренц (конец XVI в.).
Конец неудачным плаваниям положил У. Баффин, который достиг точки, где начинаются проливы Смит и Ланкастер. Однако он не смог пробраться дальше из-за льдов.
Русские ученые и мореплаватели добились больших успехов. Первые упоминания о существовании Северо-Восточного пути были высказаны в 25 году XVI века дипломатом Герасимовым. В начале XVII века Ребров И.И. дошел до устья р. Яна, а через несколько лет был открыт Берингов пролив Дежневым С.И. Правда затерялись документы, подтверждающие это. Нашлись они лишь по истечению почти 90 лет.
Второй этап исследований Северного Ледовитого океана
Начало второго этапа исследования Северного ледовитого океана относится к началу XVIII века и продолжается до конца XIX. В этот период планомерно изучался бассейн Арктики.
В данное время работали такие великие ученые как:
Однако новым открытиям мешала политическая обстановка, в которой соперничали Великобритания и Российская Империя. В 1770 году С. Херк вместе с Гудзоном организовали экспедицию для проверки существования прохода между Евразией и Северной Америкой. В итоге так ничего и не узнали, а лишь дали повод для новых гипотез, пройдя через Берингов пролив.
Из России в XVIII веке была снаряжена огромная экспедиция, которую планировал еще Петр I. Тогда были нанесено на карту и описано множество морей. А вот пройти наиболее коротким путем из Европейской части в Азию не удалось из-за плохой оснащенности экипажа.
В середине XVIII века во время высокоширотной экспедиции Ломоносов М.В. внес предложение создать Северный морской путь, которое было реализовано почти через 2 сотни лет. В XIX веке российские деятели Крузенштер и Румянцев предложили проект, имеющий своей целью поиск прохода на Северо-Западе.
Гидрологический режим океан был хорошо изучен во время экспедиции Врангеля Ф.П. За рубежом наиболее заметно путешествие ф. Нансена в конце XIX в. Он изучил покров льда, рельеф и структуру водного массива.
Третий этап исследований Северного Ледовитого океана
Северный ледовитый океан продолжили изучать и в XX в. Перед исследователями стояла задача понять природные особенности акватории.
В этот период список стран, участвующих в экспедициях расширился:
В 1901 г. организовано плавание на Северный полюс, которое не состоялось из-за попадания в плен льда. Возобновления работ произошло только через 8 лет, после того, как были построены специальные суда, позволяющие преодолевать ледяные ловушки. Во главе экспедиции встали Сергеев И. и Вилькицкий Б.А. В самом начале XX века. Р. Амундсен впервые прошел по Северо-западному проходу.
Человеком, впервые достигшим Северный полюс, является гражданин Америки Р. Пири. Событие состоялось в апреле 1909 года.
Следующее крупное событие в изучении Северного ледовитого океана состоялось в 1932 г., когда была организована сквозная экспедиция, которую возглавил Шмидт О. Ю. А в 1925 году Амундсеном совершено первое в мире воздушное путешествие в Арктику. Еще одно знаменательное событие в 37 году XX века начала свою работу первая гидрологическая станция, которая носила название «Северный полюс-1».
Четвертый этап исследований Северного Ледовитого океана
Четвертый и современный исследовательский этап начинается с 1940-х годов. Его отличительной чертой является наличие не только экспедиционных, но и теоретических и лабораторных работ. В этот отрезок времени были открыты Хребет Ломоносова и Менделеева. В конце 40-х ученых на места изучения стали доставлять вертолетами на короткое время от нескольких часов до 2-3 дней.
С эти временем связаны имена таких исследователей:
В 63 году запущена первая подводная лодка. Западный сектор изучали, в основном, ученые из Канады и Северной америки по Северо-западному пути в Канадской группе островов.
Интересные факты
Северный ледовитый океан хоть и обладает самым маленьким размером среди остальных, но он уникален по своим особенностям и таит в себе множество загадок и интересных фактов.
Вот некоторые из них:
- ледовитый океан является самым большим природным хранилищем нефти и содержит около 25% запасов всей мировой нефти;
- в данном океане есть места скопления «мертвой воды». В такой зоне даже самый мощный корабль будет беспомощен и не сможет сдвинуться с места. Это возможно из-за разности плотностей воды у поверхности и под ней, что создает волны внутри.
- океану принадлежит 2 место по числу, принадлежащих ему островов (пальму первенства он уступил лишь Тихому океану);
- на воде имеются большие дрейфующие льдины, которые используются белыми медведями, чтобы добраться до нужного пункта, находящего на большом расстоянии. А люди строят на них исследовательские «поселения»;
- Северный полюс находится вне времени. Такое возможно потому что, он является местом схождения всех линий долготы. Часы здесь всегда показывают 12:00. Обычно ученые используют местное время свое страны.
Северный ледовитый океан – удивительное место, которое всегда интересовало исследователей разных стран, благодаря своей уникальности. К слову, солнце здесь встает лишь 1 раз в год – в марте, а заходит в сентябре. Таким образом, на полюсе год длится 1 сутки: 6 месяцев – полярная ночь и столько же – полярный день.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Северном ледовитом океане
Самый холодный Северный ледовитый океан:
Источник