Как человек покорял океаны

Покорение — от океанских глубин до космических высот

Ровно 60 лет назад, 1 августа 1953 года, швейцарский учёный Огюст Пикар вместе со своим сыном Жаком закончил строительство батискафа «Триест». Через семь лет Жак Пикар впервые спустится на нем на дно Маринской впадины, достигнув глубины 10911 м. В честь этого события мы предлагаем подборку из семи самых известных покорений, совершенных человеком.

1. Марианская впадина: максимальная глубина

Батискаф «Триест» был сконструирован швейцарским ученым Огюстом Пикаром с учетом его предыдущей разработки FNRS-2, первого в мире батискафа. Триест — это имя итальянского города, где были произведены основные работы по его созданию. С 1953 по 1957 год на нем было совершено несколько погружений в Средиземном море, в том числе на нем был установлен рекорд глубины на тот момент 3 150 метров. В 1958 году этот аппарат был куплен ВМС США. После покупки его доработали — были установлена более прочная и долговечная гондола. Несмотря на покупку, основным пилотом и техником аппарата в 1958—1960 годах оставался Жак Пикар, сын конструктора аппарата Огюста.

Жан Пикар (в центре) и лейтенант Дон Уолш во время рекордного погружения. Марианская впадина, 23 января 1960 года:

Самая глубокая впадина из известных на Земле была названа в честь близлежащих Марианских островов. Ее глубину впервые измерили в 1875 году с помощью британского корабля «Челленджер», чьим именем и была названа глубочайшая точка желоба. Жаку Пикару и Дону Уолшу первыми удалось совершить погружение в бездну 23 января 1960 года. На батискафе «Триест» они достигли отметки в 10 911 м.

Читайте также:  Какому океану принадлежит карибское море

Только спустя 52 года, 26 марта 2012 года, их рекорд повторил Джеймс Кэмерон, который в одиночку опустился в «Бездну Челленджер». Канадский кинорежиссер совершил погружение на батискафе Deepsea Challenger, во время которого произвел киносъемку в формате 3D, легшую в основу документального фильма National Geographic.

После погружения Кэмерон опубликовал такой твит: «Только что достиг самой глубокой точки океана. Достижение дна никогда не было столь приятным. Не могу дождаться, чтобы поделиться увиденным с вами».

2. Эверест: самая высокая вершина

Самая высокая точка Земли покорилась человеку раньше самой низкой на 7 лет. 60 лет назад, 29 мая 1953 года, впервые в истории на гору Джомолунгма высотой 8 848 метров ступила нога человека. Честь стать первооткрывателями выпала новозеландцу Эдмунду Хиллари и шерпе Тенцингу Норгею. На «крыше мира» они провели всего 15 минут, но эти «15 минут славы» навсегда вписали их имена в историю. Хиллари и Норгей покорили вершину в ходе девятой по счету британской экспедиции на вершину Эвереста. К слову, Джомолунгма обязана англичанам также своим более распространённым названием, которое вершина получила в честь валлийского географа и геодезиста Джорджа Эвереста.

Новозеландец Эдмунд Хиллари (слева) и шерпа Тенцинг Норгей — первые люди на Земле, покорившие Эверест. Фото 1953 года:

Почти двухметрового роста новозеландец Эдмунд Хиллари сфотографировал малорослого шерпа на снежном куполе с поднятым ледорубом, украшенным флажками ООН, Великобритании, Непала и Индии. Восходители пользовались кислородными приборами, 29 мая 1953 года. (Фото Edmund Hillary | Royal Geographical Society via Associated Press):

3. Луна: самая отдаленное от Земли место, где был человек

Экипаж корабля «Аполлон-11», в ходе полета которого в июле 1969 года земляне впервые совершили посадку на Луну. Слева направо: Нил Армстронг (слева), Базз Олдрин (справа) и Майкл Коллинз. Во время посадки Нила и Базза на поверхность спутника Майкл пилотировал командный модуль на орбите Луны:

21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу Нил Армстронг совершил маленький шаг, ставший гигантским скачком для всего человечества, спустившись по лестнице из спускаемого аппарата «Аполлон 11» на лунную поверхность. Вторым гостем спутника Земли стал Эдвин Олдрин, который присоединился к капитану полета через 15 минут.

В общей сложности они бороздили лунные просторы в течение 2 часов 31 минуты и 40 секунд. За это время астронавты установили американский флаг и приборы, необходимые для научных экспериментов, а также собрали образцы лунного грунта. Спустя 21 час и 36 минут, проведенных на поверхности Луны и внутри прилунившегося модуля, экипаж покинул единственный астрономический объект вне нашей планеты, на который ступила нога человека. Всего в рамках программы полетов на Луну «Аполлон» на поверхности спутника Земли побывало 12 астронавтов.

Э. Олдрин на поверхности Луны, 20 июля 1969 года. Также читайте статьи «Нил Армстронг — первый человек на Луне» и «Другая сторона Луны»:

4. Кольская сверхглубокая: самая глубокая скважина, сделанная человеком

24 мая 1970 года началось бурение самой глубокой «дыры» из всех, когда-либо сделанных человеком. В рамках советской научной программы в Мурманской области (в 10 км от города Заполярный) была пробурена скважина, достигшая рекордной отметки в 12 262 метра в 1990 году.

Кольская сверхглубокая скважина. Буровая первого этапа (глубина 7 600 м), 1974 год:

Грандиозный проект продлился до 1992 года. Только на первые 7 км бурения потребовалось порядка 7 лет. В 1983 году бур впервые вошел в земные породы на 12 км. Позже из-за аварий и технических трудностей работу пришлось приостановить. Только в 1990 году был поставлен окончательный мировой рекорд бурения. С помощью Кольской сверхглубокой ученые хотели изучить древнейшие породы нашей планеты на примере гранитного Балтийского щита.

Кольская сверхглубокая иногда называют «колодцем в ад». Существуют легенда на глубине около 12 тысяч метров, микрофоны ученых записали крики и стоны людей. Это конечно миф, хотя в ходе бурения действительно происходили явления, объяснения которым ученые найти не могли.

Кольская сверхглубокая. Фотография 2007 года. На данный момент объект заброшен, здание фактически разрушено, а сама скважина заварена:

5. Полет Феликса Баумгартнер: самый высокий прыжок в истории

14 октября 2012 года австрийский парашютист Феликс Баумгартнер совершил самый высокий прыжок в истории, прыгнув с 39-километровой высоты (39,45 тыс. метров). На эту отметку 43-летний спортсмен поднялся за 2 часа 16 минут в специальной капсуле. Во время падения, Феликс превысил скорость звука, достигнув скорости 1357,6 километров в час.

Он прыгал в скафандре и впервые без помощи летательной техники находился в свободном падении на протяжении 4 минут 19 секунд. Это «звездное» время могло стать для Баумгартнера смертельным в случае разгерметизации, но, к счастью, эксперимент закончился успешно. За экстремальным прыжком, который транслировался в прямом эфире, наблюдали около 8 миллионов человек.

6. Гаррет Макнамар: покорение самой большой волны

Самая большая волна, высотой в 10-этажный дом, покорилась гавайскому сёрфингисту Гаррету Макнамару. Он «оседлал» 30-метровую стену из воды у португальского побережья близ небольшого города Назара 29 января 2013 года. Гаррет Макнамар покоряет «100-футовый шторм»:

Гигантский вал сформировался над подводным каньоном, который славится своей репутацией «генератора» самых высоких в мире волн. Это не первый мировой рекорд, установленный 45-летним спортсменом. В 2013 году Гаррет покорил свой же мировой рекорд, установленный в ноябре 2011 года на том же португальском побережье. Тогда гавайский смельчак покорил волну высотой 24 метра.

Гаррет Макнамар покоряет «100-футовый шторм»:

7. Бурдж Халифа: покорение самого высокого небоскреба мира

В то время, как все главные природные вершины покорены, французский скалолаз Ален Робер взялся за вершины, созданные человеком. И вошел в Книгу рекордов Гинесса в качестве покорителя небоскребов. На счету «Человека-паука» более 70 восхождений на самые высокие строения в мире, среди которых Эмпайр-Стейт-Билдинг (Нью-Йорк), Эйфелева башня (Париж), Башни Петронас (Куала-Лумпур), Тайбэй 101 (Тайбэй) и главное здание МГУ (Москва).

Ален Робер по прозвищу Человек-паук покоряет самое высокое в мире здание Бурдж-Халифу (828 м):

Альпинисту первому удалось взобраться и на самое высокое строение мира, 828-метровый небоскреб Бурдж-Халифа. На восхождение, которое произошло 28 марта 2011 года, ушло больше 6 часов. Ален Робер знаменит тем, что совершает свои трюки без снаряжения, но в этот раз выполнил требование организаторов и воспользовался страховкой.

Источник

Как люди в одиночку боролись с океаном? Любопытные факты из истории плавания

К концу ХIХ столетия Мировой океан был основательно изучен. И тут стали появляться люди, которые бросали вызов этому огромному водному пространству, занимающему 70% поверхности Земли. Зачем они это делали?

Кто-то хотел проверить собственные силы. Кто-то ставил на себе научный эксперимент. А кто-то надеялся получить неплохие дивиденды от своего триумфального заплыва от одного континента к другому. Бывали и такие.

До нас дошла история об американце Альфреде Джонсоне. Всю жизнь он занимался рыбным промыслом, а в 1876 году решил в одиночку пересечь Атлантический океан. Для этого решительный янки оборудовал свою рыбачью шлюпку четырьмя парусами, основательно укрепил её и в упомянутом году смог совершить свой драматический заплыв.

Атлантику Джонсон преодолел за 46 дней, причём однажды его шлюпка переворачивалась во время шторма, но путешественник смог вернуть её в нормальное положение!

Джонсон не ставил своей целью заработать денег на этом. А вот другие его соотечественники, Харбо и Самуэльсон, хотели как раз получить денег на своём заплыве. Они взяли лодку длиной 5,5 метров, оснастили её самым необходимым и без парусов стартовали из Америки в сторону Франции. Это случилось уже позднее, в 1896 году.

Харбо и Самуэльсон Фото: Источник

Эти два человека могли полагаться только на силу своих рук, ведь им можно было грести либо плыть по воле ветра (океанского течения). Ясное дело, в непогоду их лодка не двигалась вперёд, её даже сносило.

Однако два предприимчивых американца добрались с практически кровоточащими руками до Европы. Тут их встретили с большим почётом, но… Харбо и Самуэльсон не смогли окупить свой необычный заплыв, хотя и очень хотели этого. Про них скоро забыли, а Самуэльсон и вовсе умер в ночлежке для бедных в 1946 году. Причём даже не в Америке, а в Норвегии.

Джошуа Слокам Фото: ru.wikipedia.org

Ещё один американец — Джошуа Слокам — отличился не только своим заплывом, который длился почти три года, а ещё и тем, что он не умел плавать! Помимо этого, в открытый океан этот авантюрист пустился в возрасте 48 лет, то есть, когда он вернулся домой, ему был уже 51 год!

Среди всех этих людей, покорявших океаны, можно особо выделить некоего американца Хоуэрда Блэкберна. Его вместе с товарищем сильным ветром отнесло от рыболовецкой шхуны. Блэкберн принялся грести обратно, а его товарищ вскоре умер. Тем не менее без пищи и практически без воды (если не считать океанской) Блэкберн смог через пять суток добраться до пустынного берега, где его вскорости и подобрали.

Этому человеку ампутировали пальцы на руках по причине обморожения. Но о его чудесном и драматическом спасении рассказали в газетах. Начался сбор средств для пострадавшего моряка, и вскоре тот даже смог открыть маленький кабачок.

Хоуэрд Блэкберн Фото: Источник

Однако Блэкберн тяготился своим, как ему казалось, бездействием и отправился в Калифорнию, в надежде разбогатеть по причине бушевавшей там «Золотой лихорадки». В Калифорнии бывший моряк не разбогател, а наоборот, потерял здоровье — вернулся домой с повреждённой ногой.

Казалось, теперь его авантюрная жилка должна будет угаснуть. Но отчаянный американец (по-другому его назвать нельзя) начинает строить в одиночку лодку длиной 9 метров, и не для развлечений, а для покорения Атлантического океана.

В 1899 году Блэкберн всего за месяц смог пересечь океан, попав из США в Англию.

Тут его опять, что называется, «накрыло», и он изготавливает парусник длиной 7 метров, то есть уже короче. На этом судне Блэкберн движется в обратном направлении, и тут ему удаётся добраться до США уже за 39 дней.

Блэкберну в известном смысле повезло, потому что он прожил более 70 лет и спокойно умер в собственном доме. В отличие от многих, подобных ему, одиночных искателей приключений и адреналина.

Но ведь без таких отчаянных путешественников жизнь была бы более скучной, не так ли?

Автор: Максим Мищенко

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Переплыть океан: Истории путешественников, которым удалось покорить морскую стихию

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На плоту по следам бледнокожих индейцев

Молодой норвежский ученый Тур Хейердал, отчаявшись доказывать научному сообществу свою теорию происхождения народов Полинезии, повторил путь переселенцев из Южной Америки до Таити на аутентичном судне – плоту из бальсового дерева. Плот был назван в честь вождя переселенцев, «Кон-тики», и управлялся с помощью паруса и кормового весла. Экипаж Хейердал набрал из своих армейских друзей и их знакомых, причем ни один из них не был профессиональным моряком. Снабжение удалось получить из лаборатории Пентагона.

Плот, свободно влекомый течением и ветром, слился с природой, оброс водорослями и обзавелся «группой сопровождения» — рыбками-лоцманами и мелкими крабами. Летучие рыбки запрыгивали на палубу, золотистая макрель стаями ходила вокруг необычного судна. Обитатели Тихого океана – акулы, киты и дельфины частенько приплывали к «Кон-Тики». Однажды огромная 15-метровая китовая акула ходила вокруг, сужая круги, пока ее не спугнули гарпуном.

На 97-й день плавания, не встретив по пути ни одного судна, «Кон-Тики» пересек Тихий океан и прибыл в Полинезию. Плот налетел на риф, но экипаж успешно высадился на необитаемый остров. Вождь с соседнего острова, увидев отблески костра, вначале решил, что там пируют духи – тем более что к берегу прибило ящик с надписью «Тики», именем божественного предка. Убедившись, что Тур Хейердал и его товарищи — живые люди, в их честь был устроен грандиозный праздник, продолжавшийся несколько недель, пока с Таити за экипажем не пришел пароход.

Доктор Алан Бомбар: когда отчаянье убивает

Анализируя историю кораблекрушений, французский врач Алан Бомбар пришел к выводу, что, оказавшись на спасательных шлюпках, пассажиры гибнут от страха гораздо раньше, чем кончается еда и питье. Ему была невыносима мысль, что моряки с грузовых судов, потерпевших катастрофу, заранее считаются погибшими и на поиски отводится всего 10 дней. Доктор Бомбар вознамерился доказать, что в океане можно выжить, если не поддаваться панике.

Заручившись финансовой поддержкой, он полгода изучал флору и фауну океана и пришел к выводу, что практически все питательные вещества, кроме сахара, можно добыть из рыбы, а витамин С из планктона. Планировалось, что пойдет группа из 3-х человек, однако после предварительных испытаний его товарищи струсили, и через Атлантический океан Ален отправился один.

В отличие от экипажа «Кон-тики» Бомбар принципиально взял только те вещи, которые доступны жертвам катастроф: нож, компас, карту и запечатанный пакет с неприкосновенным запасом еды. Резиновая надувная лодка «Еретик» длиной 4,5 метра была сделана по специальному заказу, но мало чем отличалась от аналогичных спасательных средств.

В первые же дни буря разорвала пополам основной парус, а запасной унесло ветром. «Еретика» трижды затапливало водой по самые борта. Алан научился отгонять акул ударом весла по носу. Его верные дорады приманивали к лодке вкусную рыбу, которую доктор поедал сырой.

Дважды на пути Бомбара встречались корабли, но он не стал прерывать экспедицию, хотя сильно мучился от истощения и болезней, вызванных малопригодной пищей и неподвижностью.

Только на 65-й день, пережив шторма и штиль, Ален Бомбар приплыл на Барбадос. Он был истощен, покрыт прыщами, от соленой воды отслоились и слезли ногти, но его сил хватило на то, чтобы отогнать нахальных туземцев от запечатанного пакета с НЗ и дойти до полицейского участка.

Подвиг доктора Бомбара, будущего члена Европарламента, позволил пересмотреть нормативы спасения на водах.

На веслах через два океана

Из путешественников, замахнувшись на океан на гребной лодке, первым «одиночкой» считается Джон Фэйрфакс, осуществившим детскую мечту в 1969 году; последним – Федор Конюхов, в 2016 году.

Джон Фэфаркс, сын англичанина и болгарки, был настоящим авантюристом из приключенческого романа. В 9 лет он устроил стрельбу в бойскаутском лагере, украв пистолет вожатого. В 13 сбежал в джунгли из Буэнос-Айреса и жил подобно Тарзану, торгуя шкурами диких оцелотов. Закончив университет, Джон устроился помощником пирата и три года занимался контрабандой спиртного, оружия и табака в качестве капитана одного из кораблей своего босса.

Только в возрасте 32-х лет Фэйрфакс смог заняться подготовкой к плаванию через океан, о котором мечтал в детстве. Переехав в Лондон, он каждый день тренировался в гребле на озере в Гайд-парке. 20 января 1969 года на 6-метровой роскошной лодке «Британия» из красного дерева Джон отплыл с Канарских островов. На борт он взял радиоприемник, овсянку, бренди и чистую воду, запасы которых он пополнял на встречных кораблях. 180 суток провел Фэйрфакс в океане, чуть не сойдя с ума от одиночества. Особенно ему не хватало женщин, в отсутствие которых он разговаривал с Венерой. «Это было чертовски глупо» — заявил Джон, причалив в Голливуде, но спустя два года он уже плыл через Тихий океан со спутницей – Сильвией Кук.

Федор Конюхов, переплывая через океан в одиночку, не отрывался от близких. Если позволяла погода, он беседовал с женой по спутниковому телефону, наставлял младшего сына и получал сведения о погоде и ситуации от группы поддержки. Его 9-метровая лодка «Тургояк», построенная по спецзаказу на верфях г. Ипсвич (Англия), оснащена бортовым компьютером на солнечных батареях, а местоположение отслеживалось командой поддержки через спутниковый буй Yellow Brick. В поход Конюхов брал два опреснителя воды – электрический и механический и три набора весел «Xcell» из углеволокна с ясеневыми рукоятками. Питался он сублимированными продуктами из расчета 6000 килокалорий в день.

Старт экспедиции был намечен на 12 декабря 2013, в день 62-летия знаменитого путешественника из чилийского порта Вальпараисо, однако через 4 дня ему пришлось вернуться и заменить негодный генератор. Стартовав с задержкой и гребя по 16-18 часов в день, Конюхов преодолел расстояние в 8000 морских миль за 160 дней «без помощи людей, но с помощью Бога и тех святых, которым молился».

Через Атлантический океан кролем или брасом

Совершенно невероятными кажутся истории о преодолении океана вплавь. Первым на это решился Бенуа Лекомт, француз, выросший в Америке. Свой заплыв через Атлантику он посвятил отцу, умершему от рака. Профессиональный пловец на дальние дистанции, он преодолел расстояние от Массачусетса до французской бухты Киберон за 73 дня, плывя по 8 часов в день вслед за яхтой, на которой была установлена аппаратура для отпугивания акул. Пловцу пришлось преодолевать волны размером с 3-х этажный дом, стоически относиться к любопытным акулам, дельфинам и черепахам. На Азорских островах пришлось сделать остановку для ремонта аппаратуры, и 28 сентября Лекомт добрался до французской Бретани. Все собранные средства пошли на исследования в области онкологии.

Спустя 10 лет на заплыв через Атлантику осмелилась женщина. Дженифер Фигге отправилась в путь от островов Золотого мыса в возрасте 56 лет. Как ее предшественник, она плыла по 8 часов в день за яхтой в садке, который спасал ее от акул. Пловчихе не удалось доплыть до Багамских островов. Ветер и девятиметровые волны сбили ее с курса, поэтому пришлось финишировать на Тринидаде.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Оцените статью