Как достать титаник со дна океана

Почему легендарный «Титаник» до сих пор не подняли со дна спустя 107 лет после катастрофы

Людей по-прежнему привлекает история «Титаника», несмотря на то что прошло уже 105 лет с тех пор, как он столкнулся с айсбергом и затонул во время своего первого плавания из Англии в Нью-Йорк. В течение трех четвертей века корабль оставался на дне Северной Атлантики. Но 1 сентября 1985 года все изменилось. Команда ученых-океанологов Роберта Балларда на корабле «Кнорр» океанографического института Вудс-Хоул при помощи камеры ROV Argo обнаружила обломки на глубине около 4 км.

Разумеется, после исторической находки на затонувший корабль было совершено множество коммерческих погружений, а водолазы обнаружили там огромное количество предметов. Фильм-блокбастер, снятый в 1997 году с участием Леонардо Ди Каприо, получил 11 наград Академии.

Почему не поднимают корабль

В настоящее время конструкция слишком хрупкая, поднятие корабля с такой глубины означало бы, что ему придется пройти несколько уровней давления, и как только он достигнет поверхности, то может просто разрушиться.

Кроме того, его просто негде будет разместить. «Титаник» был почти 270 м длиной. Нет никакого смысла поднимать его со дна океана и размещать его на суше, занимая полезное пространство.

Возможные препятствия

Еще одна проблема — стоимость подъема. Для того чтобы поднять 15-метровую лодку, необходимо заплатить 250 долларов в час только за использование подушек безопасности. Представьте, сколько это будет стоить, когда понадобится поднять две большие секции корабля.

Читайте также:  Океаны по размеру от меньшему большего

Кроме того, одна его секция зарылась глубоко в ил, поэтому вытащить ее, не разрушая, практически невозможно. То же самое касается кормы.

И самое главное, это могила для 1160 человек. Только 340 тел были найдены. Так как это стало местом упокоения, корабль имеет охраняемый статус ЮНЕСКО как захоронение. Само по себе это предотвращает любые попытки поднять судно.

Бесполезность подъема лайнера

«Титаник» не только огромен, но и находится в отдалении, в 370 км от Ньюфаундленда, на глубине 3,8 км. Судно не только было повреждено до того, как затонуло, но и разбилось, падая на дно. С тех пор оно подвергалось коррозии и частично было разрушено.

В любом случае, уже невозможно восстановить хотя бы часть корабля для того, чтобы превратить его в музейный экспонат даже с учетом доступного оборудования и технологий. Помимо осмотра большого ржавого обломка, он мало что даст посетителям.

Его подъем был бы непосильной задачей, даже если бы корабль находился на мелководье недалеко от суши, но в сложившейся ситуации это просто пустая трата усилий и ресурсов.

Источник

Как поднимали титаник

Содержание статьи

Гибель «Титаника»

14 апреля 1912 года в океане затонул самый крупный пассажирский корабль того времени – «Титаник». Натолкнувшись на огромный айсберг, лайнер затонул в течение нескольких часов. Из 2207 человек погибло 1496, остальных подобрали подоспевшие на помощь другие корабли.

Спустя 85 лет режиссер Джеймс Кэмерон снял одноименный фильм, основанный на этих событиях.

Миллионы людей смогли увидеть, каким же огромным и потрясающе красивым был этот корабль-город…

Поиск затонувшего корабля

Уже в 1912 году начались обсуждения, как поднять корабль на поверхность. Объем финансирования был достаточным, но не было такой техники, с помощью которой можно было бы это осуществить.

И от этой идеи на долгие годы отказались.

В 1966 году проект по поиску и подъему «Титаника» возглавил англичанин Дуглас Уолли. Предполагалось найти точное место залегания лайнера на дне. А далее – поднять его из морсских глубин.

Планы по подъему «Титаника» на поверхность

Обсуждались различные способы подъема судна. Обложить корпус нейлоновыми баллонами и после – заполнить их воздухом.
Заморозить весь корабль изнутри, чтобы тот, превратившись в кусок льда, всплыл на поверхность.

Даже предлагались такие экзотические варианты, как заполнение всего корпуса шариками для пинг-понга, чтобы тот набрал необходимую плавучесть.

Назывались разные суммы, необходимые для поднятия «Титаника» на поверхность. От 6 до 12 миллионов долларов. Но такие инвестиции должны были полностью окупить себя, т.к. согласно документам, на нем провозились драгоценности на сумму свыше 300 миллионов долларов.

«Титаник» останется на дне навечно

Только в 1985 году после многочисленных неудачных попыток «Титаник» был обнаружен на дне и заснят с помощью подводного устройства AGNUS, разработанного с помощью ВМФ США.

Результаты обследований показали, что корабль развалился на части, и его обломки разбросаны в диаметре более 1600 метров. Корма лежала отдельно от носовой части на расстоянии 800 метров. После тщательного изучения ситуации ученые пришли к выводу, что любая попытка поднять со дна корпус судна приведет к его полному разрушению.

Так были оставлены все попытки поднять «Титаник» на поверхность.

Но в течение последующих 6 лет компанией RMS Titanic, официальной правопреемницей останков лайнера и всего его содержимого, было проведено 6 экспедиций, в результате которых были извлечены со дна различные предметы, находившиеся на «Титанике», общая стоимость которых составила 189 миллионов долларов.

15 апреля 2012 года все обломки корабля перешли под охрану ЮНЕСКО, как подводный памятник культурного наследия.

Источник

Необычные способы поднять «Титаник»: версии ученых

Крупнейший в мире на момент постройки пассажирский лайнер «Титаник» (Titanic) компании «Уайт Стар Лайн» (White Star Line) затонул в Атлантическом океане из‑за столкновения с айсбергом во время своего первого рейса 15 апреля 1912 года, по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью‑Йорк (США). На борту находилось более 2200 человек. Погибли, по разным данным, от 1400 до 1517 человек, спаслись около 700 пассажиров.

План поиска «Титаника» обсуждался уже через пять дней после трагедии. Винсент Астор (Vincent Astor), сын британского миллионера Джона‑Джейкоба Астора (John Jacob Astor), объявил о своем желании отыскать место залегания судна, чтобы найти тело своего погибшего отца. Однако тело было обнаружено уже на следующий день и поиски лайнера не начались.

В 1912 году идея подъема «Титаника» ради захоронения тел погибших вместе с ним пассажиров и членов команды стала обсуждаться вновь, но, несмотря на наличие достаточных финансовых средств, с технической точки зрения такая операция в то время была невозможна.

Точные координаты места нахождения останков «Титаника» были неизвестны. Во время длительного погружения лайнер дрейфовал от той точки, где его пытались отвернуть от столкновения с айсбергом. Координаты судна после этого маневра составили 41°46′ с.ш., 50°14′ з.д. (такие координаты передавали радисты судна). В процессе погружения лайнер мог сместиться от точки с этими координатами, что сильно затрудняло поиски.

Выдвигались различные варианты подъема «Титаника» в случае его обнаружения: использование для подъема корпуса «Титаника» подводной лодки, оснащенной электромагнитами; использование магнитов, прикрепленных к понтонам, вместе с которыми корпус судна всплыл бы на поверхность. Но с началом Первой мировой войны идея поднять «Титаник» была на время забыта.

В 1953 году поиски лайнера были возобновлены. В месте предполагаемой гибели «Титаника» британская судоподъемная фирма сделала попытки составить карту океанского дна с помощью эха от взрывов. Поиски прошли безрезультатно.

В 1966 году англичанин Дуглас Уолли (Douglas Wally) начал проект по поискам «Титаника» стоимостью пять миллионов долларов. Он предложил найти лайнер, обложить его пластиковыми контейнерами с водой, пропустить сквозь них электрический ток и получить, таким образом, газы, которые поднимут судно. Уолли также изучал вариант подъема лайнера с помощью нейлоновых баллонов, заполненных воздухом.
В 1970 году Дуглас Уолли основал «Компанию спасения «Титаника», объявив, что он имеет все права на его останки, и анонсировал план поисков лайнера, его подъема и буксировки в Ливерпуль. В Ливерпуле Уолли хотел превратить «Титаник» в плавучий музей. Но необходимые финансовые средства на осуществление этого замысла собраны не были.

С 1970 по 1980 год было предложено множество вариантов подъема судна в случае его обнаружения: заморозить корпус лайнера изнутри, чтобы он «всплыл на поверхность как кубик льда»; заморозить лайнер, обложив его сетью, наполненной азотом; заполнить корпус судна шариками для пинг‑понга или 180 000 тоннами жидкого воска и другие.

Наиболее осуществимым с технической точки зрения проектом был замысел международной экспедиции, которая разработала оригинальный метод подъема: посредством электролиза на большой глубине морская вода разлагается на составные элементы, и полученные таким образом водород и кислород наполняют пластмассовые резервуары, которые должны увлечь корабль на поверхность. Затраты на осуществление проекта оценивались в два миллиона фунтов стерлингов, при том, что в сейфах «Титаника» предположительно находилось золото на сумму восемь миллионов фунтов стерлингов.
14 июля 1980 года на поиски «Титаника» вышло исследовательское судно «Фея», принадлежащее техасскому нефтяному магнату Джеку Гримму. Гримм пригласил для участия в экспедиции двух известных океанологов. Цель экспедиции заключалась в исследовании морского дна в районе предполагаемой гибели лайнера, в случае неудачи предполагалось переместиться на восток. Экспедиция располагала гидроакустической аппаратурой SEA MARC, которую опускали под воду и буксировали за судном. Судно Гримма провело три экспедиции: в 1980, 1981 и 1983 годах. Несмотря на крупное финансирование проекта, «Титаник» обнаружен не был.

Следующую попытку найти «Титаник» предпринял руководитель лаборатории глубоководных исследований Вудс‑Хольского океанографического института штата Массачусетс доктор Роберт Д. Боллард (Robert D. Ballard), изучавший обстоятельства гибели судна в течение 13 лет.

Он изучил все доступные исторические материалы, имеющие отношение к «Титанику». В начале 1970‑х годов были построены опытные образцы буксируемого устройства ANGUS (Acoustically Navigated Geological Underwater Survey) и небольшого глубоководного аппарата «Элвин» (Alvin), в котором команда из трех человек могла работать на глубинах, не превышавших 2000 метров. Основное судно буксировало погруженный ANGUS, камеры которого в это время производили съемку морского дна. Но с «Элвином» невозможно было работать на глубинах, на которых находился «Титаник», а ANGUS не был достаточно оперативен ‑ отснятый материал можно было проявить и изучить только после подъема аппарата на поверхность.

Командование ВМФ США оказало финансовую поддержку в разработке двух более совершенных устройств: необитаемого глубоководного аппарата «Арго» и робота «Джейсон». «Арго», как и ANGUS, представлял собой металлическую конструкцию, оснащенную пятью видеокамерами и двумя гидроакустическими системами. На поверхности «Арго» должно было буксировать основное судно, а робот «Джейсон», соединенный с ним кабелем, включался в тот момент, когда обнаруживал предмет, требующий более подробного изучения. Комбинация «Арго» ‑ «Джейсон» могла позволить исследователям, находящимся в рубке основного судна, вести наблюдения за морским дном.

Летом 1985 года было завершено строительство «Арго», строительство робота «Джейсон» посчитали нецелесообразным. 25 августа 1985 года «Арго» был впервые опущен на глубину.

1 сентября 1985 года монитор, связанный с видеокамерой «Арго», показал объекты неприродного происхождения. На следующий день был обнаружен корпус «Титаника», и на дно был отправлен ANGUS для проведения фотосъемки. Корма «Титаника» отсутствовала, из чего следовало, что корпус судна разломился при погружении.

В следующие четыре дня «Арго» и ANGUS сделали тысячи фотографий. Обломки «Титаника» были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров на глубине около 3800 метров. Носовая часть корабля под тяжестью собственного веса прошла глубоко в грунт. В 800 метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились руины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну были разбросаны различные предметы: набор кухонных принадлежностей из меди, кофейные чашки, туалетные принадлежности, канделябры, кухонные плиты, керамические головы кукол и многое другое.
12 июля 1986 года Баллард и его команда совершили вторую экспедицию к месту гибели «Титаника» на судне «Атлантис II», у экспедиции была подводная лодка «Элвин», которая могла погружаться на 4000 метров, и робот «Джейсон младший» (улучшенным вариант первоначального «Джейсона»).
13 июля Баллард с двумя сотрудниками совершили первый, продолжавшийся два с половиной часа, спуск к «Титанику». Во время первого спуска осмотр корпуса «Титаника» продолжался две минуты. В аккумуляторах произошло короткое замыкание, и команде пришлось всплывать.
На следующий день после устранения неполадок команда приступила ко второму спуску. «Элвин» опустился на дно и приблизился к носовой части лайнера. Стало видно, что она погрузилась в ил и песок более чем на 20 метров. Левый якорь находился в двух метрах от дна, а правый лежал на нем. Борта судна были покрыты ржавчиной образовавшей огромные «сталактиты». Вместо досок палуба была покрыта слоем из мельчайших раковин, моллюсков, которые уничтожили практически все дерево. Обшивка внутри судна и мебель не сохранились, уцелели только некоторые детали, сделанные из тика и дуба.
24 июля 1986 года Роберт Боллард укрепил на носовой части «Титаника» металлическую плиту от нью‑йоркского клуба изобретателей с просьбой, обращенной ко всем, кто доберется до «Титаника», оставить его в покое. Позднее экспертами было установлено, что «Титаник» находится в таком состоянии, что любая попытка поднять его приведет к разрушению корпуса на части.

В 1987 году федеральный суд США признал американскую компанию RMS Titanic полноправным владельцем фрагментов лайнера и прочих артефактов.

Согласно накладным, на «Титанике» перевозилась коллекция драгоценностей на сумму около 300 миллионов долларов. Кроме того, на борту находились оригиналы рубаи Омара Хайяма, а также мумия древнеегипетской принцессы. К тому же многие из пассажиров захватили на борт свои личные драгоценности.
В 1994 году RMS Titanic получила эксклюзивные права на проведение исследований и подъем с океанского дна фрагментов лайнера и других предметов.
В период с 1987 по 2002 год RMS Titanic было проведено шесть экспедиций, обошедшихся компании в 11 миллионов долларов. В ходе экспедиций было поднято на поверхность свыше шести тысяч предметов. Общая стоимость предметов была оценена в 110 миллионов долларов. Найденные предметы выставлены в различных экспозициях, передвижных коллекциях или проданы с аукционов.

В 2002 году компания RMS Titanic заявила об отказе от своих прав и от проведения дальнейших экспедиций к «Титанику» из‑за финансовых проблем. Это произошло после того, как компании в судебном порядке запретили продавать найденные на затонувшем судне вещи.

Американский режиссер Джеймс Камерон с группой ученых совершил две экспедиции к «Титанику»: в 1995 году (во время съемок своего фильма «Титаник») и в 2001 году (при съемках фильма «Призраки бездны»).

В 1998 году Роберт Боллард сообщил, что экспедиция к «Титанику» была спонсирована ВМФ США с целью обнаружить затонувшие в этом же районе две американские подводные лодки. Большую часть времени ученые занимались исследованием подлодок, только 12 дней экспедиции было отведено на поиски и работу с «Титаником». ВМФ США рассекретили данную информацию в 1998 году.

В 2004 году Роберт Боллард организовал новую экспедицию к «Титанику» и обнаружил, что за 19 лет корпус судна был сильно поврежден. Ученый обвинил в этом организаторов туристических экскурсий к судну, во время которых глубоководные аппараты с туристами спускаются прямо на борт «Титаника» и расхищают на сувениры части судна.
Во многих местах у судна обвалилась палуба, заметные детали «Титаника» исчезли, в частности, судовой колокол и мачтовый маяк.

В 2004 году США подписали международное соглашение об охране места гибели «Титаника» и обломков потерпевшего крушение пассажирского лайнера, покоящихся на дне океана. Соглашение было выработано также при участии Великобритании, Франции и Канады. В соответствии с документом, место гибели «Титаника» и обломки судна объявлены «международным морским мемориалом» и местом захоронения мужчин, женщин и детей, погибших во время морской катастрофы.
Страны‑участницы в рамках своей юрисдикции будут также контролировать подводные спуски на «Титаник», в том числе на корпус корабля, на его груз и на участок океанского дна, где лежит лайнер. Соглашение подписано с целью пресечь финансирование и техническую поддержку для несанкционированных спусков на «Титаник» и других действий, которые могут повредить реликвии.

В этом же году был устроен аукцион, с молотка было пущено более 400 экспонатов, среди которых ‑ кусок дерева от центральной лестницы корабля, спасательный жилет, ресторанное меню, а также три из одиннадцати почтовых марок, выпущенных специально для почтового отделения на «Титанике». Также на торги были выставлены карманные часы одного из пассажиров лайнера, которые остановились в минуту, когда судно потерпело крушение.
Владельцем коллекции стал простой американец из города Санта‑Роса. Он начал собирать раритеты после просмотра кинофильма «Титаник».

В 2006 году Федеральный суд США объявил RMS Titanic временным хранителем вещей, который обладает правом демонстрации, но не продажи коллекции. Суд подтвердил исключительные права RMS Titanic на проведение работ на судне.

В конце августа 2010 года на месте гибели лайнера начались исследовательские работы с целью составления виртуальной 3D‑карты района крушения «Титаника». Для ее создания ученые использовали видеотехнику и гидролокационные приборы, ранее не применявшиеся для изучения останков корабля.

В 2012 году планируется круиз по маршруту следования «Титаника», его совершит суперлайнер Balmoral в честь столетней годовщины со дня отплытия «Титаника» из Великобритании.
Balmoral выйдет из гавани английского порта Саутгемптон 8 апреля 2012 года, по пути он зайдет во французский порт Шербург и ирландский Гобх. 15 апреля судно достигнет места, где в 1912 году затонул «Титаник». В память о погибших будет отслужена торжественная месса.

«Титаник» с течением времени все больше разрушается. Сравнивая последние фотографии останков лайнера с теми, которые были сделаны при обнаружении в 1985 году, многие ученые считают, что находящиеся на дне фрагменты судна разрушатся примерно через 20‑30 лет. Ряд экспертов считает, что менее чем через 100 лет в том, что лежит на дне, уже нельзя будет узнать корабль.

Источник

Оцените статью