Как хорошо ты море ночное размер стихотворения

Хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль

Примеры стихотворений

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.

Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять…
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!>

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,

Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
«А не сжечь ли котенка?»
Невозможная внучка из Йены.

Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  • Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
  • Источник

    Стихотворение и анализ «Как хорошо ты, о море ночное…»

    Как хорошо ты, о море ночное, —

    Здесь лучезарно, там сизо-темно…

    В лунном сиянии, словно живое,

    Ходит, и дышит, и блещет оно…

    На бесконечном, на вольном просторе

    Блеск и движение, грохот и гром…

    Тусклым сияньем облитое море,

    Как хорошо ты в безлюдье ночном!

    Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

    Чей это праздник так празднуешь ты?

    Волны несутся, гремя и сверкая,

    Чуткие звезды глядят с высоты.

    В этом волнении, в этом сиянье,

    Весь, как во сне, я потерян стою —

    О, как охотно бы в их обаянье

    Всю потопил бы я душу свою…

    Краткое содержание

    И. Айвазовский. Лунная ночь. 1888

    Перед нами открывается бескрайний пейзаж моря. Над морской гладью нависла тёмная ночь, лишь тусклый свет луны едва освещает морской простор. Под луной переливается и блестит, играя всеми оттенками синей палитры («…здесь лучезарно, там сизо – темно…) морская гладь. Погода проявляет крайнее беспокойство: вдалеке слышны громовые раскаты, порывы ветра несут огромные волны к берегу. Море предстаёт живым существом: оно «ходит, и дышит, и блещет». Автор обращается к нему с вопросом: «Чей это праздник так празднуешь ты?».

    История создания

    Чтобы понять смысл, скрытый между описаниями морской стихии, следует узнать историю создания произведения. Тютчев написал его, посвятив светлой памяти любимой женщины – Елене Денисьевой. Возлюбленная покинула земной мир из-за болезни: её уход стал для поэта тяжёлым ударом. Свои горестные душевные терзания он пытался утолить, ведя внутренние диалоги с Еленой и сочиняя стихи. Поэт сравнивает любимую женщину с волной морскою, поэтому обращается к морю на «ты».

    Впервые произведение увидело свет в 1865 г., на страницах литературно-политического ежедневника «День». Известно, что поэта возмутил тот факт, что редакция осуществила публикацию текста со своими корректировками. Поэтому Тютчев предпринял повторную публикацию, убрав все редакторские правки, в «Русском вестнике», в 1865 г.

    Жанр, направление, размер

    Стихотворение написано в жанре элегии: в нём при описании морского пейзажа отчётливо слышны ноты грусти и тоски. Также в произведении можно увидеть элементы послания: поэт обращается к морю.

    Стихотворный размер – трёхстопный дактиль. Рифмовка строк перекрёстная.

    Композиция

    Произведение невозможно разделить на семантические части: оно представляет собой единый, целостный монолог лирического героя, описывающий красоту морской стихии. С формальной точки зрения стихотворение включает в себя четыре катрена. С творческой точки зрения в нём можно выделить две части:

    Первая часть – описание морских просторов, восхитительных ночных картин, которые можно наблюдать, стоя на берегу.

    Вторая часть – передаются переживания лирического героя, мечтающего погрузиться в морскую пучину, слиться с ней.

    Образы и символы

    Тютчев, передавая эмоции, связанные с морем, прибегает к помощи «говорящей» образной системы:

    образ лирического героя – центральный. Это романтический герой, пытающийся передать морской пучине собственные переживания, чувства, горечь утраты от потери возлюбленной;

    образ моря – мы любуемся морем, смотря на него глазами поэта. Он разговаривает с бескрайней стихией, будто это живой организм, способный слышать и понимать. Поэт сообщает, что при свете звёзд морские просторы становятся необычными. Море созвучно с человеком, оно отражает его внутренние переживания;

    образ морской волны – описывая ночное море, поэт повествует нам о любимой женщине, чью смерть ему пришлось пережить. Мощные волны, бьющиеся о береговую твердь, ненастная погода, ветер, безлюдье – все эти тягостные картины соответствуют состоянию души поэта. Он переносит собственные эмоции на природное полотно, сравнивая любимую женщину с морской волной.

    Темы и настроение

    Центральная тема произведения – красота природы, непостижимая загадочность морской стихии в ночное время. В центре поэтического повествования – лирический герой и море. Они беседуют, их диалогу никто не мешает. Герой выражает искреннюю симпатию к морской стихии. Стихотворение оставляет на душе приятное чувство умиротворения и лёгкой грусти. Автор через виртуозное описание моря передаёт чувство личной утраты, побуждая нас задуматься о вечности.

    Основная идея

    Основная мысль произведения в следующем: восхищение морской стихией, искреннее желание слиться с ней воедино. Человек во все времена стремился постичь наивысшие истины и тайны мироздания. Для Тютчева эти истины заключены, в первую очередь, в познании природы, в гармоничном взаимодействии с ней.

    Средства выразительности

    С целью передачи внутреннего состояния лирического героя и описания красот морских просторов поэт прибегает к использованию следующих выразительных средств:

    эпитеты – море «сизо – темно», «лучезарное», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды»;

    метафоры – «звёзды глядят с высоты», «ходит, и дышит, и блещет оно»;

    сравнение – море «словно живое»;

    аллитерация – рокот морских волн поэт передаёт звуками «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром».

    Источник

    Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева

    За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное», посвящённом памяти Елены Денисьевой, возлюбленной поэта. В школе его изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как хорошо ты, о море ночное» по плану.

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как хорошо ты, о море ночное.

    История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

    Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

    Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.

    Жанр – элегия.

    Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

    Метафоры«тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

    Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

    Олицетворения«ходит и дышит оно», «звезды глядят с высоты».

    Сравнения – море, «словно живое».

    История создания

    Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

    Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

    В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

    В первых строках лирический герой обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-тёмным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

    Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

    Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью хотел бы потопить её в море.

    В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

    Композиция

    Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

    Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

    Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Это грустные размышления лирического героя на философские темы.

    Средства выразительности

    Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры – «тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою» ; эпитеты – море «лучезарно», «сизо-тёмно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды» ; сравнение – море, «словно живое», олицетворения«ходит и дышит оно», «звёзды глядят с высоты».

    Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром» . Эмоции лирического героя подчёркиваются интонацией.

    Источник

    «Как хорошо ты, о море ночное. » — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

    История создания

    Писать Федор Тютчев начинает еще в 1810 году, когда ему едва исполнилось 7 лет. Это были короткие архаичные стишки, которые вызывали интерес у публики, но таких было очень много и у других молодых поэтов.

    Литературный шедевр «Как хорошо ты, о море ночное…» появилось в 1865-м, на 62-м году жизни великого русского писателя. Поводом для его написания была не только красота природы, до глубины души поражавшая автора и вызывавшая в нем бурю эмоций. Известно, что на протяжении многих лет Федор Тютчев был влюблен в Елену Александровну Денисьеву. Роман был пылким и страстным, однако в 1864 году возлюбленная поэта умирает, и это трагическое событие сильно отразилось на его внутреннем мире.

    Автору было невероятно тяжело смириться с такой утратой, боль никак не могла стихнуть и постоянно ранила его душу, а мучительные переживания ни на минуту не покидали. Федор Иванович постоянно искал того, с кем можно было бы поделиться своей печалью, кому поведать о любимой женщине и прекрасных моментах, пережитых вместе. Именно эта тема и стала основой написания стихотворения. Обращаясь к морской стихии на «ты», он сравнивает с ней свою возлюбленную.

    В творческой работе поэта условно выделяется две части:

    • в первой — присутствует описание морских просторов, красивейших ночных пейзажей, какие можно созерцать, стоя у берега;
    • во второй — поэт выражает и передает чувства лирического героя, который мечтает погрузиться в эту пучину, слиться с природой и волнами («О, как охотно бы в их обаянье всю потопил бы я душу свою…»).

    Вторым похожим стихотворением является «Сон на море» Тютчева, анализ которого демонстрирует романтический образ главного героя, познавшего утрату, боль и одиночество, разлад с самим собой. Все это заставляет автора искать утешение и пристанище в бушующей стихии.

    Считается, что произведение было создано в двух версиях. Впервые творчество Тютчева появилось в 1865 году в литературно-политическом издании «День». Однако редакция опубликовала стихотворение, внеся в него собственные коррективы. Возмущенный поэт передал первоначальный вариант в «Русский вестник», где текст уже вышел без изменений и дополнений, в оригинальном виде.

    Тема и образы

    Центральной темой, которую автор пытается донести до читателя, является красота природы, особая загадочность ночной стихии. Главным образом в стихотворении Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» является романтичный герой, который пытается передать волнам свои чувства и горечь утраты любимой женщины.

    Автор отмечает, что при свете звезд водные просторы необычайны. Волны, накатывающие на прибрежную зону, манят лучезарностью, а дальние, наоборот, выглядят темными, почти черными и пугают таким оттенком и неизведанной пучиной. Поэт разговаривает с морем так, будто оно живое существо, внимательно слушающее его и хорошо понимающее: «В лунном сиянии словно живое и ходит, и дышит, и блещет оно…».

    Федор Иванович с восхищением описывает все то могущество, каким обладает водная среда. В отличие от произведения о море, которое есть также и у В. Жуковского, автор замечает природное единство и родство земной и небесной стихии: «Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты…» Поэт очарован красотой и могуществом природы, при этом он умело передает свои переживания на фоне лунного пейзажа и неутихающих волн.

    Особые чувства у Тютчева вызывают:

    • спокойные и тихие небесные светила;
    • отсутствие людей в ночное время у берега;
    • противоположность бурных волн и умиротворенного неба.

    Тема любви к природе просматривается у писателя во многих его произведениях. С одинаковым восхищением он описывает не только водные просторы, но и луга, заснеженные поля, теплые июльские вечера и оттаивающие мартовские равнины. В каждом его произведении присутствуют слова умиления, теплоты и нежности.

    Жанр и композиция

    Стихотворение Тютчева «О море ночное» написано поэтом в жанре романтичной элегии. Наряду с описанием морского пейзажа отчетливо наблюдаются ноты грусти и тоски. В отдельных строках также присутствуют философские размышления. В качестве стихотворного размера выбран трехстопный дактиль, рифмовка — перекрестная.

    Чтобы более ярко и эмоционально передать настроение лирического героя и переживания, подлежащие описанию, лирик использует средства художественной выразительности:

    • метафоры («и ходит, и дышит, и блещет оно…», «звезды глядят с высоты»);
    • эпитеты («сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «море лучезарно»);
    • сравнения (море, словно живое).

    При помощи глагольных форм автору удается усилить мотивы разбушевавшейся стихии («гремя и сверкая»).

    Писать о природе Федору Тютчеву доставляло огромное удовольствие. Он умел обращать внимание на каждую деталь, подробно и красочно описать явления и удивительно точно передать состояние стихии. Читая его произведения, можно легко уловить и представить себе даже краски и оттенки, став частью воображаемой картины.

    Источник

    Читайте также:  Живые обои для рабочего стола море волны
    Оцените статью