Как хорошо ты море ночное тютчев размер

Стихотворение и анализ «Как хорошо ты, о море ночное…»

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Краткое содержание

И. Айвазовский. Лунная ночь. 1888

Перед нами открывается бескрайний пейзаж моря. Над морской гладью нависла тёмная ночь, лишь тусклый свет луны едва освещает морской простор. Под луной переливается и блестит, играя всеми оттенками синей палитры («…здесь лучезарно, там сизо – темно…) морская гладь. Погода проявляет крайнее беспокойство: вдалеке слышны громовые раскаты, порывы ветра несут огромные волны к берегу. Море предстаёт живым существом: оно «ходит, и дышит, и блещет». Автор обращается к нему с вопросом: «Чей это праздник так празднуешь ты?».

История создания

Чтобы понять смысл, скрытый между описаниями морской стихии, следует узнать историю создания произведения. Тютчев написал его, посвятив светлой памяти любимой женщины – Елене Денисьевой. Возлюбленная покинула земной мир из-за болезни: её уход стал для поэта тяжёлым ударом. Свои горестные душевные терзания он пытался утолить, ведя внутренние диалоги с Еленой и сочиняя стихи. Поэт сравнивает любимую женщину с волной морскою, поэтому обращается к морю на «ты».

Впервые произведение увидело свет в 1865 г., на страницах литературно-политического ежедневника «День». Известно, что поэта возмутил тот факт, что редакция осуществила публикацию текста со своими корректировками. Поэтому Тютчев предпринял повторную публикацию, убрав все редакторские правки, в «Русском вестнике», в 1865 г.

Жанр, направление, размер

Стихотворение написано в жанре элегии: в нём при описании морского пейзажа отчётливо слышны ноты грусти и тоски. Также в произведении можно увидеть элементы послания: поэт обращается к морю.

Стихотворный размер – трёхстопный дактиль. Рифмовка строк перекрёстная.

Композиция

Произведение невозможно разделить на семантические части: оно представляет собой единый, целостный монолог лирического героя, описывающий красоту морской стихии. С формальной точки зрения стихотворение включает в себя четыре катрена. С творческой точки зрения в нём можно выделить две части:

Первая часть – описание морских просторов, восхитительных ночных картин, которые можно наблюдать, стоя на берегу.

Вторая часть – передаются переживания лирического героя, мечтающего погрузиться в морскую пучину, слиться с ней.

Образы и символы

Тютчев, передавая эмоции, связанные с морем, прибегает к помощи «говорящей» образной системы:

образ лирического героя – центральный. Это романтический герой, пытающийся передать морской пучине собственные переживания, чувства, горечь утраты от потери возлюбленной;

образ моря – мы любуемся морем, смотря на него глазами поэта. Он разговаривает с бескрайней стихией, будто это живой организм, способный слышать и понимать. Поэт сообщает, что при свете звёзд морские просторы становятся необычными. Море созвучно с человеком, оно отражает его внутренние переживания;

образ морской волны – описывая ночное море, поэт повествует нам о любимой женщине, чью смерть ему пришлось пережить. Мощные волны, бьющиеся о береговую твердь, ненастная погода, ветер, безлюдье – все эти тягостные картины соответствуют состоянию души поэта. Он переносит собственные эмоции на природное полотно, сравнивая любимую женщину с морской волной.

Темы и настроение

Центральная тема произведения – красота природы, непостижимая загадочность морской стихии в ночное время. В центре поэтического повествования – лирический герой и море. Они беседуют, их диалогу никто не мешает. Герой выражает искреннюю симпатию к морской стихии. Стихотворение оставляет на душе приятное чувство умиротворения и лёгкой грусти. Автор через виртуозное описание моря передаёт чувство личной утраты, побуждая нас задуматься о вечности.

Основная идея

Основная мысль произведения в следующем: восхищение морской стихией, искреннее желание слиться с ней воедино. Человек во все времена стремился постичь наивысшие истины и тайны мироздания. Для Тютчева эти истины заключены, в первую очередь, в познании природы, в гармоничном взаимодействии с ней.

Средства выразительности

С целью передачи внутреннего состояния лирического героя и описания красот морских просторов поэт прибегает к использованию следующих выразительных средств:

эпитеты – море «сизо – темно», «лучезарное», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды»;

метафоры – «звёзды глядят с высоты», «ходит, и дышит, и блещет оно»;

сравнение – море «словно живое»;

аллитерация – рокот морских волн поэт передаёт звуками «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром».

Источник

Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева

За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное», посвящённом памяти Елены Денисьевой, возлюбленной поэта. В школе его изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как хорошо ты, о море ночное» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как хорошо ты, о море ночное.

История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

Олицетворения«ходит и дышит оно», «звезды глядят с высоты».

Сравнения – море, «словно живое».

История создания

Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

В первых строках лирический герой обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-тёмным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью хотел бы потопить её в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Композиция

Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Это грустные размышления лирического героя на философские темы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры – «тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою» ; эпитеты – море «лучезарно», «сизо-тёмно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды» ; сравнение – море, «словно живое», олицетворения«ходит и дышит оно», «звёзды глядят с высоты».

Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром» . Эмоции лирического героя подчёркиваются интонацией.

Источник

«Как хорошо ты, о море ночное» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, тема, идея

За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении, о котором рассказывается в статье. В школе его изучают 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как хорошо ты, о море ночное» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как хорошо ты, о море ночное.

История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

Сравнения – море, «словно живое».

История создания

Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Композиция

Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Есть в стихотворении и элементы послания: обращение к морю. Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры – «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою»; эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды»; сравнение – море, «словно живое».

Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром». Эмоции лирического героя подчеркиваются интонацией.

Источник

Читайте также:  Скраб масло мертвое море
Оцените статью