Как оказался садко во синем море что

Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?

По наиболее полному варианту былины, Садко был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья» ; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.

Однажды Садко на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня Садко скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.

Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола угодник под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору.

Читайте также:  Ювенильное море платонов спектакль

По совету Миколы Садко выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. В некоторых вариантах Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже — золото или булат, и решает его в пользу булата.

В одной былине о Садко в сборнике Кирши Данилова Садко является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцом, которому Ильмень-озеро помогает разбогатеть в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: наловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. Садко сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, Садко является представителем новгородской торговли, купцом-богатырём.

Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице Съдке Сытинець (или Сотко Сытиничь) , упоминаемом в летописи под 1167 года в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывёт скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым» .

Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в своё царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в сказках. Так, в одном киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с помощью волшебной зелёной палки вернулся на землю и разбогател.

Читайте также:  Республика у белого моря

Источник

Как оказался Садко в море, что он там видел, чем все закончилось?

Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?

История о том, как Садко попал на дно морское достаточно проста.

Возвращаясь из путешествия со своей дружиной, к себе, в Вел.Новгород, Садко увидел, что корабли перестали плыть. Морской царь объявил Садко, что с него причитается дань, но брошенные в воду бочки с долотом и жемчугом не помогли и тогда Садко сам решается отправиться к Морскому царю, и для этого он со своего корабля встал на брошенную в воду доску.

Очнулся Садко уже в покоях царя на морском дне. Все комнаты дворца были заверены золотом и серебром:

Садко понял, что не драгоценности нужны были морскому царю, а он сам, чтобы играть на гуслях и веселить его.

Садко не знал, что когда под его музыку морской царь начинает плясать, то на море начинается шторм, от которого корабли начинают тонут.

После того, как старик Микола все это поведал, Садко, порвав струны, перестал играть и попросил (по совету Миколы) отдать ему в жены девушку Чернаву. Благодаря ей, Садко заснув в покоях морского царя, просыпается уже на земле — на берегу речушки Чернавы.

После такого приключения Садко больше не отважился на морские путешествия, а стал проживать в Великом Новгороде.

В море Садко оказался после того как снарядил тридцать кораблей и отправился с ими за товаром. Несколько раз он успешно плавал в море, по рекам, до Золотой орды, но в последний раз с ним случилось несчастье.

Неожиданно корабли останавливаются и Садко объявляет дружинникам, что сколько раз они ходили по морю, а ни разу не платили дань Морскому царю. Он велит выбросить в море бочку с серебром.Это не помогает. Тогда Садко велит бросит в море бочку с золотом, но и это не спасает. Тогда Садко говорит, что морскому царю нужен человек и предлагает тянуть жребий.

В первый раз выпадает идти в море Садко и он меняет условия жребия. Его дружинники бросают в море украшенные вольжаны, а Садко обычный. Но все равно тонет вольжан Садко.

И Садко отправляется в море. Он попадает к Морскому царю и тот велит купцу играть на гуслях. Садко играет, морской царь пляшет, на море тонут корабли.

Святой старец Микола появляется перед глазами Садко и советует ему порвать струны. Садко это делает и Морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту. Садко выбирает невесту опять же по совету Миколы и на следующее утро оказывается дома, на берегу реки Чернава.

Прочитаем внимательно былину, выпишем непонятные слова и попробуем объяснить их значение.

  • Поедет во всю рысь: в русском языке есть такое наречие — рысью, оно означает двигаться с большой скоростью. В данном случае имеется в виду, что конь Сятогора никак не может догнать прохожего, потому что тот идет очень быстро, даже быстрее коня.
  • ступою едет: словосочетание образовано от слова «ступать», что значит медленно, шажком ехать.
  • сомножечко: скорее всего, диалектное слово, созвучно и синонимично со словом немножечко.

— здымать обема рукамы: устаревшие формы слов, сегодня мы бы сказали: поднять обеими руками.

Думаю, что данный фразеологизм означает чуть приподнять с земли, дословно — пропустить воздух под суму.

  • здынуть: диалект, мы говорим — сдвинуть (с места).
  • Предложение

я бы «перевела» так: как вас зовут, какое у вас имя и отчество.

  • още: наверное, устаревшее ещё.
  • поезжай. до розстани: розстань — так в старину называли перекресток, перепутье.
  • Фразеологизм

мы уже встречали в сказке про серого волка, правда, он звучал немного по-другому: долы меж ног пропускает. Мы определили, что оно означает почти лететь, или ехать с бешеной скоростью.

  • кораблики червленые. Слово «червленый» сегодня не употребляется, а раньше оно обозначало темно-красный цвет.
  • приезжал невем: наречие от слова неведомый, неизвестный. Мы бы сегодня сказали — тайно.

Источник

как оказался Садко во синем море? что увидел у царя морского? Чем закончилось путешествие Садко?

Русская природа с давних времен привлекает прозаиков и поэтов своей одухотворенной простой красотой. Писатели используют пейзажные зарисовки в своих художественных произведениях, делая их поэтичнее, выразительнее.

В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, все действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с главными героями рассказа на рыбалке.

Природа в этом произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте…». Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это все только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания Ю.П. Казаков использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку.

Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не утонул, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели… все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро…», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели.

Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.

Природа может являться в произведении только красивым фоном, может сама выступать в качестве героя, отражать чувства главных героев произведения, может быть и средством характеристики персонажей.

В рассказе описано раннее утро, когда двое ребят пошли на рыбалку. Утро это было туманное: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом». Еще очень не хочется просыпаться и природе, и главным героям. По дороге к омуту туман как бы играет с ребятами: «Туман отступал перед ними… Будто скупой хозяин, он показывал все это только на минуту и потом снова смыкался сзади».

Природа в рассказе полна звуков: из кузницы раздается стук, что-то «звякнуло», кто-то «мелодически прокричал» в лугах, в реках плещется рыба. Эти звуки понятны деревенскому парню и интересны городскому. Пока дошли до омута, «как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг». Туман продолжает тихонько поддаваться солнцу: «туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена».

Источник

как оказался Садко во синем море

Садко вначале — бедный гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на гуслях. Игру Садко слышит морской царь и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад» , что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» — купцом.

Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась — он вошел в состав новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но Садко не может жить «как все» , в нем есть богатырское начало — только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов выкупить все новгородские товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение.

Садко решает совершить торговое плавание. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Поднимается буря. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас дани требует, требует дани во сине море» . Дружина спускает в море бочку с серебром и с золотом, но ничего не помогает: «Видно, царь морской требует живой головы во сине море» .

Заснул на дощечке на дубовой,
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне.
Увидел Садко — во синем море
Стоит палата белокаменная,
Заходил Садко в палату белокаменну,
Сидит в палате царь морской.

По просьбе царя Садко играет на гуслях — и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть люди.

Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок: он советует порвать струны. Старичок этот — святой Микола Можайский, которого новгородцы почитали как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий. Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря (морской царь) , с христианским святым.

Благодаря святому Садко выходит из тяжелого положения. Но на этом испытания не кончаются: он должен разгадать трудную загадку — разрешать спор между царем и царицей.

У нас с царицею разговор идет,
Злато или серебро на Руси есть дорого
Или булат-железо есть дорого?
Ответ Садко:
— У нас злато-серебро на Руси дорого,
А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого,
Что без злата-серебра сколько можно жить,
А без булату-железа жить-то неможно.

Выбор невесты — последнее испытание для Садко. Для Садко жениться на дочери моря означает навсегда остаться в подводном царстве. Герой же хочет вернуться на землю, к людям. Следовательно, он не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, — девушку Чернавушку.

Согласно одним версиям, Чернавушка — единственная земная среди невест, она вернет его на землю; по другой версии, она — воплощение реки, текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
Когда Садко просыпается после бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского.

Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.

Садко совсем не похож на киевских богатырей — он не совершает воинских подвигов. Но Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю.

В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.

Источник

Оцените статью