Как появились моря и океаны?
» Планета Земля » Как появились моря и океаны?
В процессе формирования Земли участвовало большое количество межзвёздных газов, которые оказались внутри шара. Однако с началом архея они начали активно вырываться на поверхность планеты через трещины в коре. Среди прочего наружу вырывался и водяной пар. Когда температура поверхности Земли упала и стала составлять меньше 100°С, пар стал превращаться в жидкую воду, разливавшуюся по планете. В это же время образовались своеобразные купола, состоящие из гранита. До их поверхности вода не добралась, поэтому они и составили участки суши, ограничившие водные бассейны.
Вся водная оболочка нашей планеты называется гидросферой и состоит из трёх частей: Мировой океан, континентальные водоёмы и подземные воды. Так вот, на долю Мирового океана приходится 94 % всех вод Земли. В его состав входят все океаны, моря, проливы и заливы. Океаны окружают все материки и острова на Земле. Поэтому и неудивительно, что воды Мирового океана покрывают .почти три четверти поверхности земного шара.
Современные океаны
Сегодня на Земле существует 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Однако ни один из этих океанов не имеет чётких естественных границ. Современные океаны представляют собой гигантские массы солёной воды, толстым слоем (средняя
глубина океанов составляет почти 4 километра) покрывающие огромные пространства и отделяющие континенты друг от друга. Самой глубокой точкой планеты является Марианская впадина в Тихом океане. Её глубина достигает 11 километров.
Есть ли на планете пятый океан?
В различных книгах вы можете встретить такое понятие, как «Южный океан». Однако на самом деле такого океана не существует. Это лишь условное название вод Атлантического, Тихого и Индийского океанов, окружающих Антарктиду. Оно используется только некоторыми учёными. Но поскольку Южный океан не очерчен островами и континентами, он отсутствует и на картах мореплавателей.
Источник
Как появился океан для детей
Наука считает, что из 4,5 млрд. лет существования Земли океан существует примерно 3,8—4,2 млрд. лет. При этом современным океанам и морям не больше 200 млн. лет.
Происхождение Мирового океана и воды на Земле тесно связано с формированием нашей планеты, в особенности с образованием ее верхней твердой оболочки — земной коры.
Как считает большинство современных ученых, Земля и другие планеты Солнечной системы когда-то сформировались из огромного холодного газово-пылевого облака, окружавшего Солнце. Состав этого облака подобен составу каменных метеоритов, содержащих в среднем от 0,5 до 1 % воды. По расчетам советского ученого-геофизика В. С. Сафронова , наша планета была телом диаметром от 500 до 1000 км, а 98 % своей массы она приобрела за 100 млн. лет.
Вначале Земля не имела водной и газовой оболочек. Но в процессе происходившего под влиянием разогрева за счет энергии гравитационного сжатия распада радиоактивных элементов (урана, тория, калия-40) и других факторов выделялись различные газы, водяные пары и вода, из которых образовались гидросфера и атмосфера. В дальнейшем под воздействием высоких температур глубинные горные породы расплавлялись и разделялись на легкоплавкиеи тугоплавкие.
Летучие химические соединения (газы), в том числе и вода в жидком и парообразном виде, поднимались вверх, после чего водяные пары, конденсируясь в атмосфере, выпадали ливневыми дождями на Землю. Так образовался Мировой океан и заполнил своей водой впадины. Вода его была соляно-кислой хлоридной кальциево-магниевой или магниево-кальциевой с минерализацией до нескольких граммов на литр. Первичный океан был неглубоким. Постоянно и интенсивно испаряясь, вода в капельно-жидком виде окутывала весь земной шар плотными облаками (подобными тем, что окружают Венеру). Постепенно на Земле накапливалась пресная вода (реки, озера и т. п.).
Таким образом, океан, как считают ученые, возник в результате разогрева водосодержащих минералов и горных пород в конце периода формирования Земли как планеты.
Прошли миллиарды лет, а масса вод Мирового океана и их состав продолжает изменяться. В наше время уровень за счет воды океана из глубинных слоев Земли повышается в среднем на 1 мм за тысячу лет, а благодаря таянию ледников — на 2—3 мм в год.
Считается, что первоначально океаническая вода была малосоленой . Ее современный химический состав формировался постепенно, в результате взаимодействия с горными породами на протяжении многих миллионов лет. На химический состав вод Мирового океана влияла и влияет также зародившаяся около 3,5 млрд. лет назад и существующая теперь в нем жизнь — флора и фауна.
Важным этапом в формировании Мирового океана явилось образование континентов, гор, больших впадин и других форм рельефа земной коры.
Источник
Как образовались океаны?
В истории Земли существует еще немало неразгаданных тайн и загадок. Одной из них является вопрос о том, как образовались океаны.
p, blockquote 1,0,1,0,0 —>
На самом деле, мы даже не знаем точно, когда это произошло. Представляется, однако, несомненным тот факт, что в самый ранний период развития Земли их не существовало. Возможно, что вначале океан представлял собой огромные облака пара, превращавшегося в воду по мере того, как поверхность Земли остывала. По оценкам ученых, сделанным на основе сведений о количестве минеральных солей в океане, это случилось от 500 000 000 до 1 000 000 000 лет тому назад.
p, blockquote 2,1,0,0,0 —>
Современные теории утверждают, что когда-то почти вся поверхность планеты была морем. Некоторые районы Земли по нескольку раз оказывались под волнами морей. Однако не известно, был ли данный участок дна мирового океана сушей и наоборот.
p, blockquote 3,0,0,1,0 —>
Существует множество доказательств того, что в тот или иной период различные участки суши были покрыты неглубокими морями. Большая часть известняка, песчаника и глинистых сланцев, найденных на твердой суше, являются осадочными породами — отложениями минеральных солей на морском дне в течение миллионов лет. Самый обычный мел представляет собой спрессованное скопление ракушек крохотных существ, когда-то обитавших в морях.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —> p, blockquote 5,0,0,0,1 —>
Сегодня волны мирового океана покрывают почти три четверти поверхности Земли. Хотя существует еще множество регионов, в которых человек не исследовал океанское дно, но мы приблизительно знаем, каков его вид. Оно не столь разнообразно, как поверхность материков, однако и на нем имеются горные хребты, равнины и глубокие впадины.
Источник
«От моря к океану». Конспект НОД по познавательному развитию (подготовительная группа)
Игнатова Алина
«От моря к океану». Конспект НОД по познавательному развитию (подготовительная группа)
«От моря к океану». Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир). Подготовительная группа
Цель: учить находить взаимосвязи реальности человека с живой и неживой природой (на примере добычи полезных ископаемых, рыбного промысла, океанского лайнера;работы службы предупреждения о природных бедствия: цунами, землетрясениях, извержениях вулканов, наводнениях);
— Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словарного запаса детей.
— Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой (на примере работы служб предупреждения о природных бедствиях: ураганы, циклоны).
Развивающая задача:
— Продолжать формировать представление о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (полярные животные).
— Развивать коммуникативные навыки.
— Воспитывать чувство коллективизма и сопереживания.
Подготовка к занятию:
— перед занятием, за несколько дней, вместе с детьми налить в блюдце воды из крана столько, чтобы она успела до конца испариться. Оставшийся налет понадобится для объяснения.
— рисунки кораблей с «трюмами» по количеству детей.
— карточки с изображением предметов: корабль, канистра с водой, мыло, письменные принадлежности, фотоаппарат, видеокамера, веревка, спички, шезлонг, лодка, горные крючки, водные лыжи, палатка, термос.
— фотографии или рисунки с изображением вулкана, цунами. Можно использовать и картины К. П. Брюлова «Последний день Помпеи» и И. К. Айвазовского «Девятый вал».
— блестящие бусины под жемчуг или коралл для поделки.
Ход занятий:
1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
— Ребята, нам пора уплывать, а у полярников было столько работы, что вещи они собрать не успели. Помогите им, пожалуйста. Отправляемся на двух кораблях. Одна команда будет исследовать подводный мир, а другая — поверхность воды.
2. Мотивационная игра
Игра: «Собери рюкзак».
Вещи надо собрать очень быстро — надвигается ураган. Вам надо собрать все вещи на корабль, но можно взять лишь самое необходимое. Каждый должен положить только по одной вещи. Посмотрим, чей корабль быстрее выйдет в море. Приготовились, начали.
— Интересно, где вы поставите на корабле палатку. Откуда возьмете воду для термоса — будете соленую из моря пить. Вместо того чтобы от урагана спасаться, станете на водных лыжах кататься. Да, собрались вы быстро, но теперь подумайте, сможете ли вы с помощью этих вещей в море дышать, согреться, поспать, попить, вымыться, поесть, передвигаться, вести наблюдения, действовать в непредвиденных ситуациях (спасение тонущих, опасность морских хищников).
— Хорошо, что мы играем и можем что-то изменить. А то бы вы так и уплыли без необходимых вещей. Давайте я буду рассказывать, а вы по ходу исправите все свои ошибки и найдете необходимые предметы.
4. Получение нового знания
Вспомните, что вы уже знаете об исследованиях океанов и морей. (Их исследуют экологи, чтобы вода была чистой, а метеорологи ведут наблюдения за погодой.)
— Правильно. Все океаны вместе называют Мировым океаном. Несмотря на различия в положении, многое в Мировом океане одинаково во всех широтах. Во-1ых, в океанах и морях вода соленая. Кто же ее солит, ведь в реках, которые впадают в океан, вода пресная. Вспомните, мы несколько дней назад налили пресную воду в блюдце. Посмотрите, вода высохла, а на блюдце появился налет. Если мы будем добавлять туда воды и высушивать вновь, то налета будет оставаться все больше и больше. То же самое происходит в море — вода испаряется, а соль со всех рек остается. Самое соленое море находится в Азии. Оно называется Мертвым морем. Вода там настолько соленая, что в ней не живет ни одно существо.
5. Самостоятельное применение нового знания.
Именно в океане появились первые живые существа. Поэтому его еще называют колыбелью жизни на Земле. В океане, так же как на суше, существуют растения. Как они называются. (Водоросли).
— В океанеживет множество разных животных: самые крупные на Земле и самые мелкие. Их изучают ученые — биологи. Самый сложный вопрос — как появились первые живые существа. Пока ученые не могут точно на него ответить, поэтому вырастайте побыстрее — может быть, кто-нибудь из вас спустится на батискафе на морское дно и найдет там ответ на этот вопрос.
Кроме биологов, океан изучают и другие ученые. Например, те, кто занимается поиском полезных ископаемых. Ведь территория океана больше суши в два раза.
Океан используют для перевозки грузов и людей на кораблях. Конечно, самолетом быстрее, но корабль может взять на борт на много больше людей и груза, чем самолет. Люди с удовольствием путешествуют на кораблях — и отдохнуть можно, и увидеть много интересного.
Еще исследуют океан, чтобы отслеживать в нем передвижение косяков рыб. Специальные рыболовецкие суда выходят в определенное место и ловят рыбу к нашему столу. Как называются профессии людей, работающих в море. Попробуйте вспомнить. (Капитан, рыболов, моряк, биолог, эколог, спасатель и т. д.).
— Океан очень опасен для путешественников. Какие опасности подстерегают его исследователей. (Штормы и ураганы могут перевернуть корабль).
— Да, но не только. Дело в том, что наша планета преподносит и другиесюрпризы. Это землетрясение. От каких слов произошло это слово. (Земля трясется.)
— Правильно. Землетрясение бывают разрушительными и не очень, в зависимости от того, насколько сильно содрогается земля. Но самые опасные землетрясения происходят в океане. От сотрясения поднимается огромная волна. Она называется цунами и может прокатиться от одного континента до другого через весь океан. Такая волна может уничтожить все на своем пути. Бывали случаи, когда корабли, находящиеся в море, цунами относила на несколько десятков километров вглубь суши.
Еще одна опасность подстерегает моряков в океане — это вулканы. Дело в том, что наша планета только сверху твердая, а внутри находится большое количество расплавленных горных пород. Если случается землетрясение, то где-то наверняка «заработает» вулкан. Горы пепла и огня поднимаются над водой, вода нагревается мгновенно и превращается в пар. Даже может возникнуть взрыв. Но вулканы когда-то давно и сотворили сушу такой, какой мы ее все сейчас знаем.
О стихийных бедствиях людей на побережье предупреждают ученые-сейсмологи. Они изучают морское дно и прослушивают его, как доктор слушает ваши легкие. Если где-то захрипело в легких, врач сразу найдет болезнь и пропишет лекарство. Люди еще не научились спасаться от стихийных бедствий, но определить, где произойдет землетрясение или извержение вулкана, уже могут. В мире существует целая система оповещения о приближающихся ураганах, штормах, землетрясениях, цунами и извержениях. В опасные районы выезжают, выплывают или вылетают спасатели и увозят оттуда как можно больше людей. Спасатели же первыми появляются в районах, потерпевших бедствия, и помогают людям восстановить разрушенное. Им помогают и военные. Так что защитники Родины не только воюют за свою родину, но и спасают жизни людей и в мирное время.
Самый опасный океан называется Тихий.В нем чаще всего возникают все стихийные бедствия: штормы, ураганы, землетрясения, цунами, извержения наземных и подводных вулканов. Но великий путешественник Фернан Магеллан, который совершил первое кругосветное путешествие и первым открыл для европейцев и описал Тихий океан, не встретил на своем пути ни одного шторма. Поэтому он и дал ему такое название.
— Попробуйте изобразитьстихийное бедствие по картине, которую я вам покажу. (Можно сделать «картину»из фигур детей: ураган, землетрясение, вулкан и т. д.)
6. Итог занятия. Заключительная часть.
— Давайте посмотрим, все ли необходимые вещи у нас собраны. Можем ли мы исследовать Мировой океан. Как вы думаете, для чего люди так рисковали, чтобы исследовать океаны и моря. (Открывали новые земли; по морю везти груз легче и быстрее, чем на телегах или караванах; добывали рыбу и украшения.)
— Какие профессии, связанные с морем, вы знаете. (Капитан, рыболов, моряк, биолог, эколог, спасатель и т. д.).
У кого были затруднения? Какие?
Конспект досуга по познавательному развитию «Его Величество Электричество» (подготовительная группа) Образовательные области: познавательное, социально — коммуникативное, речевое, художественно — эстетическое развитие. Задачи: Обучающие:.
Конспект НОД по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» (подготовительная группа) Конспект НОД (познавательное развитие) «Откуда хлеб пришел» (Подготовительная группа) Задачи: • обобщать и систематизировать знания детей.
Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы. Задачи: Образовательные: • исследовать строение листа.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Свойства воздуха» (подготовительная к школе группа) Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Задачи: Обобщить, уточнить ранее.
Конспект занятия по познавательному развитию «Сортируем мусор — бережем природу» (подготовительная группа) УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский.
Конспект занятия по ознакомлению с профессиями «Только смелым покоряются моря» (старшая группа) Конспект занятия по ознакомлению старшая группа «Только смелым покоряются моря» Цель. Обобщить представления и знания о службе моряков гражданского.
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в зимний лес» (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в зимний лес» Программное содержание: 1. Развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать ее. 2. Обогащать.
НОД по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме» (подготовительная группа) КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Задачи: 1. Уточнить представления.
Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима» (подготовительная группа) Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности:.
Конспект занятия по познавательному развитию «Распускающиеся цветы» (подготовительная к школе группа) Задачи: — Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов. — Закреплять знания детей.
Источник