Морская лоция
С началом мореплавания возникла насущная необходимость в изучении морей и систематизации этих знаний, а также в передаче их последующим поколениям. Первые морские лоции появились в те далёкие времена, когда человечество ещё только делало свои первые шаги в освоении морских просторов. Со временем накопленные познания в навигации и судовождении развились в целую научную дисциплину, также получившую название морская лоция. Лоцией в современном судовождении именуется пособие, содержащее описание условий навигации, гидрографической обстановки, путей безопасного плавания судов и прочих важных штурманских данных.
Что такое лоция и для чего она нужна
Основная задача лоции – помощь штурманам и шкиперам в прокладке наиболее безопасного и выгодного маршрута мореплавания. Если рассматривать лоцию как морскую дисциплину, то она призвана обучать судоводителей правильному выбору пути, оценке его потенциальной опасности. Она определяет порядок работы с морскими картами, навигационными приборами, различными руководствами и пособиями. Дисциплина лоция устанавливает правила систематизации и корректировки навигационных данных, оснащения морских путей средствами сигнализации и так далее. Как и всякая научная дисциплина, морская лоция обладает и собственной терминологией.
Лоция в смысле навигационного руководства содержит в себе всю необходимую информацию для безопасного мореплавания. В ней имеются исчерпывающие сведения относительно гидрографических и метеорологических условий плавания в определённой части океана или моря. Здесь же указываются определенные опасности, которые могут подстерегать судно в данном районе: отмели, скалы, течения. Таким образом, лоция позволяет капитану или штурману проложить наиболее быстрый и безопасный маршрут перехода от одного порта в другой. От навигационных карт лоции отличаются своим описательным характером, в то время как в основе морской картографии лежит, прежде всего, математический расчёт.
Когда появились первые лоции
Точно сказать, что морские лоции появились в таком-то году, невозможно. Мы можем говорить только о тех документах, что дошли до нас из древних времён. Самой древней лоцией, дошедшей до нас, является так называемая «Периплия Понта Эвксинского», лоция моря, составленная в начале 2-го века Флавием Аррианом. В первой половине 2-го века н.э. этот греческий географ, состоящий на службе римского императора, проплыл вдоль всей береговой линии Чёрного моря, составив её подробное описание.
Вместе с весьма полезной для мореплавателей информацией, например, о расположении удобных для стоянки бухт, портов и расстоянии между ними, в его фолианте содержится множество дополнительных сведений геополитического, этнографического и даже религиозного характера (о расположении прибрежных храмов и святилищ божеств). Вероятно, последняя информация также была важна для древних мореходов, с точки зрения получения благословения, у местных богов на благополучное плавание в «подведомственных» им водах.
Но самым первым прообразом лоций можно считать «карты» самых древних, и, пожалуй, самых отважных, покорителей Тихого океана – полинезийцев. Уже во 2-м тысячелетии до нашей эры они выходили на своих каноэ в бескрайние океанские просторы с целью поиска и заселения маленьких островков, крупицами рассыпанных в сотнях миль друг от друга. Не имея бумаги, чертёжных приспособлений и даже письменности, полинезийские мореходы умудрились создать весьма сложные и точные навигационные «карты». С их помощью они без труда находили маленькие островки, расположенные порой за тысячи миль от их родной гавани.
Особенностью полинезийских «карт» являлся способ их создания – буквально из подручных материалов. В широком смысле, это были даже не карты, а настоящие макеты целых участков океана, созданные из прутиков, прожилок пальмовых листьев, ракушек и камушков. Данные «макеты» содержали исчерпывающую навигационную информацию:
- Камушки и раковины изображали острова, расположенные на определённом расстоянии и направлении друг от друга.
- Прутики, служащие основой карты, одновременно являлись меридианами.
- Прожилки листьев, разбросанные по полю «карты», показывали направление морских течений и преобладающих ветров.
Помимо чисто прикладного использования, «макеты» моря применялись полинезийцами для теоретического обучения будущих мореходов, систематизации и передачи накопленных знаний о море последующим поколениям. С этой точки зрения, полинезийские «карты» смело можно назвать самыми древними лоциями, дошедшими до нас из тьмы веков.
В России штурманское дело также развивалось с давних времён. Первые подтверждения этому найдены в рукописях, на которых зафиксированы данные о глубинах в той или иной части судоходных рек и прибрежных морских районов. Однако, первая полноценная морская лоция была издана в Санкт-Петербурге в 1721 г. и именовалась «Книга морская правдивого мореплавания по Балтийскому морю». Инициатором издания этого пособия был лично император Пётр I.
Виды современных лоций
Как уже говорилось, под словом «лоция» может подразумеваться как научная морская дисциплина, так и практическое навигационное пособие. В последнем случае лоции могут быть нескольких типов. Например, новички часто задаются вопросом – «Что такое лоция океана и чем она отличается от лоции моря?». Подобные пособия различаются объёмам охватываемых участков мирового океана. Лоция может содержать общие широкообъемлющие сведения о целых океанах: о морских течениях, береговой линии, преобладающих в различных его частях сезонных направлениях ветров, о глубинах и прочие сведения.
Для отдельных участков мирового океана издаются отдельные пособия, содержащие описание наиболее сложных и опасных для судовождения мест. Это могут быть лоции определённых участков побережья: заливов, проливов, морей. Для нужд речной навигации издаются лоции внутренних путей, содержащие данные о судоходных условиях рек и озёр.
Помимо этого, они подразделяются на специальную и общую лоции. Различия между ними заключаются в следующем:
- Общая лоция является как бы основой, базой, навигационных познаний. В ней содержатся теоретические познания, общие для плавания по различным морским или речным маршрутам. Знание общей лоции позволяет шкиперу прокладывать безопасный маршрут судна даже в незнакомых районах, используя навигационное оборудование и морские карты. Базовые знания, которые даёт общая лоция, позволяют наиболее быстро выучить специальную лоцию определённого участка пути судна или целого района мореплавания.
- Специальная лоция, в отличие от общей, содержит описание определённого участка или отрезка морского пути. Таким образом, она имеет жёсткую привязку к определённому географическому объекту: морю, реке, заливу, бухте и т.д. Содержит сведения обо всех имеющихся здесь препятствиях и опасностях, навигационной обстановке, гидрографии и метеорологии.
Знание основ морской лоции как научной дисциплины является обязательным требованием для каждого капитана и штурмана как речных, так и морских судов. Перед каждым выходом, судоводитель обязан ознакомиться с лоциями тех участков морей и рек, по которым ему предстоит вести своё судно.
Источник
Конспект урока «Тихий океан» 7 класс. Урок-практикум (составление лоции океана)
Тема: Тихий океан, особенности природы (7 класс)
раскрыть особенности природы океана как самого большого океана Земли; познакомить с хозяйственным использованием океана
На основе имеющихся знаний развивать умения выявлять по картам особенности природы океана
Научить составлять графический конспект «Лоция океана»
Тип урока : урок – практикум (работа в группах).
Оборудование : задания на составление лоции, контурные карты, атлас, карта Мирового океана, видеоклип, ИКТ-презентация.
2.Изучение нового материала.
Опережающее задание учащимся:
-освоение и исследования Тихого океана
-хозяйственное использование океана – использование морской воды.
-биологические ресурсы Тихого океана
-добыча полезных ископаемых
Представления о Тихом океане связывают со словом «самый», почему?
(самый большой…), а в конце урока мы должны определить: по каким еще особенностям можно сказать, что океан – «самый, самый»
Откуда произошло название?
Работа в группах, составляя лоцию океана на контурной карте (по инструкции).
1.Географическое положение Тихого океана
-по рис. ? с.? определить площадь океана,
используя дополнительный материал определить протяженность;
-какие материки омывает, моря, острова (сравнить с другими океанами по количеству островов)
Задание 1: на контурной карте отметить красным карандашом границы океана.
2.Особенности открытия (опережающее задание-сообщение учащихся)
3. Работа в группах.
1 группа Особенности рельефа дна.
2 группа: изучает температуру.
3 группа: изучает соленость
4 группа: изучает течения
Задание 1 группы.
Вспомните основные части дна Мирового океана. По карте «Строение земной коры» определить:
1.строение дна Тихого океана: Какая кора? Сколько литосферных плит? Какие процессы происходят? (уменьшение площади, увеличение глубины, образование желобов, цунами)
2.определить и отметить на контурной карте зоны землетрясений и вулканизма, расположение Марианской впадины (видеоклип «Огненное кольцо»)
4. Изучение гидрологических условий (самостоятельно)
Определить, в каких климатических поясах расположен океан, распределение температуры по широте (приполярные широты, умеренные, экваториальные) Почему на севере океана температура +1+5 градусов, а на юге 0,-1 градус? Отметить на карте айсберги.
Где наибольшая и наименьшая соленость, почему? отметить на карте величины солености в районах экватора, тропиков, умеренных, полярных широт.
(холодные и теплые течения, направление, причины образования). Кольцевые потоки воды в северном и южном полушариях. Обозначить на контурной карте течения Куросио, Перуанское, Межпассатное противотечение, Калифорнийское, Западных ветров. Какое влияние оказывают течения на температуру воды океана?
5. Рассказ учителя. Ветровые волнения.
Штормы – в широтах между 40-55 с.ш. и 40-60 ю.ш. (влияние западного переноса) волны могут достигать 15-20 метров.
Большая высота приливов — Пенжинская губа в Охотском море до 13 метров. Построены приливные электростанции в России, Китае, Японии, США.
Муссоны – приносят часто на побережье Евразии тайфуны (ИКТ-образование тайфунов).
Задание 6: обозначить на контурной карте направление муссонов, тайфунов.
6.Хозяйственное освоение (сообщение учащихся)
Судоходство, рыболовство. Опреснение воды. Подводная добыча полезных ископаемых: нефть-шельф Ю. и С. Америки, каменный уголь-Япония, Австралия, Новая Зеландия.
-обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых, опреснительные станции.
-показать на контурной карте основные направления маршрутов грузовых и пассажирских океанических судов.
7. Закрепление знаний.
По каким особенностям можно сказать, что океан – «самый, самый»
(Самый большой, самый глубокий, больше количество островов, желобов, самые сильные ветры, самые высокие ветровые волны, самые сильные цунами).
Задание 1: на контурной карте отметить красным карандашом границы океана.
-По карте «Строение земной коры» определить строение дна Тихого океана: Какая кора? Сколько литосферных плит? Какие процессы происходят?
-Определить и отметить на контурной карте зоны землетрясений и вулканизма, расположение Марианской впадины.
-Определить, почему на севере океана т-ра 5 градусов, а на юге 0,-1 градус? Отметить на карте айсберги. обозначить т-ру по широтам: приполярные, умеренные, тропические, экваториальные.
Где наибольшая и наименьшая соленость, почему? отметить на карте величины солености в районах экватора, тропиков, умеренных, полярных широт.
-Обозначить на контурной карте течения Куросио, Перуанское, Межпассатное противотечение, Калифорнийское, Западных ветров. Какое влияние оказывают течения на температуру воды океана?
Задание 6: обозначить на контурной карте направление муссонов, тайфунов.
-обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых, опреснительные станции.
-показать на контурной карте основные направления маршрутов грузовых и пассажирских океанических судов.
Задание 1: на контурной карте отметить красным карандашом границы океана.
— Определить, в каких климатических поясах расположен океан, распределение температуры по широте (приполярные широты, умеренные, экваториальные) Почему на севере океана т-ра 5 градусов, а на юге 0,-1 градус?
Отметить на карте айсберги, обозначить т-ру по широтам: приполярные, умеренные, тропические, экваториальные.
-Определить и отметить на контурной карте зоны землетрясений и вулканизма, расположение Марианской впадины.
Где наибольшая и наименьшая соленость, почему? отметить на карте величины солености в районах экватора, тропиков, умеренных, полярных широт.
Обозначить на контурной карте течения Куросио, Перуанское, Межпассатное противотечение, Калифорнийское, Западных ветров. Какое влияние оказывают течения на температуру воды океана?
Задание 6: обозначить на контурной карте направление муссонов, тайфунов.
-обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых, опреснительные станции.
-показать на контурной карте основные направления маршрутов грузовых и пассажирских океанических судов.
Задание 1: на контурной карте отметить красным карандашом границы океана.
-Вспомните, отчего зависит соленость. Где наибольшая и наименьшая соленость, почему? отметить на карте величины солености в районах экватора, тропиков, умеренных, полярных широт.
-Определить и отметить на контурной карте зоны землетрясений и вулканизма, расположение Марианской впадины.
Определить, почему на севере океана т-ра 5 градусов, а на юге 0,-1 градус? Отметить на карте айсберги. обозначить т-ру по широтам: приполярные, умеренные, тропические, экваториальные.
Обозначить на контурной карте течения Куросио, Перуанское, Межпассатное противотечение, Калифорнийское, Западных ветров. Какое влияние оказывают течения на температуру воды океана?
Задание 6: обозначить на контурной карте направление муссонов, тайфунов.
-обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых, опреснительные станции.
-показать на контурной карте основные направления маршрутов грузовых и пассажирских океанических судов.
Задание 1: на контурной карте отметить красным карандашом границы океана.
-Определите холодные и теплые течения, направление, причины образования. Кольцевые потоки воды в северном и южном полушариях.
-Обозначить на контурной карте течения Куросио, Перуанское, Межпассатное противотечение, Калифорнийское, Западных ветров. Какое влияние оказывают течения на температуру воды океана?
-Определить и отметить на контурной карте границу литосферных плит, зоны землетрясений и вулканизма, расположение Марианской впадины.
Определить, почему на севере океана т-ра 5 градусов, а на юге 0,-1 градус? Отметить на карте айсберги. обозначить т-ру по широтам: приполярные, умеренные, тропические, экваториальные.
отметить на карте величины солености в районах экватора, тропиков, умеренных, полярных широт.
Задание 6: обозначить на контурной карте направление муссонов, тайфунов.
-обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых, опреснительные станции.
-показать на контурной карте основные направления маршрутов грузовых и пассажирских океанических судов.
Источник