Как стрела пронзает море
Буревестник — символ приближающейся бури, символ революционного подъема, надвигающейся революции. Как литературный символический образ был введен в революционную символику впервые Максимом Горьким (в 1901 г.) в период развития символизма в русской литературе и одновременно в период создания организованного революционного движения во главе с ленинской “Искрой”. “Песня о Буревестнике” была написана под непосредственным воздействием конкретного события — разгона студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге, была впервые опубликована в журнале “Жизнь”, № 4 (апрель) за 1901 год, что и послужило причиной конфискации и закрытия этого журнала. Как революционный символ буревестник был популярен накануне революции 1905 года и активно использовался нелегальной революционной прессой, помогая развертыванию движения, приобретал значение призыва к революционной борьбе. Как символ революционного подъема образ буревестника сохранялся прочно и в послеоктябрьский период в политической и художественной литературе.
Изображение буревестника используется и как спортивная эмблема. Его эмблематическое значение — дерзание, юношеский порыв. Эта эмблема изображает стилизованный силуэт буревестника белого цвета на голубом поле и используется как атрибут спортивного общества “Буревестник”, образованного в 1957 году и объединявшего спортсменов высших учебных заведений (как студентов, так и профессорско-преподавательский состав). Возникает вопрос: правомерно ли использование одного и того же образа — образа буревестника — в столь разных значениях, причем в одной и той же стране, с одними и теми же господствующим общественно-политическим сознанием и идеалами?
Теоретически такое положение возможно, но при соблюдении некоторых определенных условий. Многообразие значения одних и тех же символических образов и эмблем в принципе обусловлено тем, что в разных исторических условиях один и тот же образ может быть применен к разным аспектам бытия, причем чем эти аспекты дальше друг от друга, тем больше шансов на то, что “одинаковые” по виду (наименованию), но разные по значению образы будут оставаться самими собой и не смешиваться в сознании людей друг с другом. В случае с буревестником эти условия соблюдены: исторические периоды возникновения и применения революционного буревестника-символа и юношеской спортивной эмблемы буревестника не только отделены друг от друга “барьером” в полвека, не только возникли после смены двух поколений в стране, но и применены к столь различным аспектам бытия, как политика и спорт, следовательно, к совершенно разным общественным сферам.
Кроме того, обычно помехой для употребления одного и того же образа в разных значениях служит то, что словесный символ бывает менее конкретен, чем изобразительный. Иными словами, литературный образ более туманен, чем рисованная эмблема, и поэтому последняя затмевает первый. В случае с буревестником этого не происходит. Во-первых, образ буревестника как символа революционной бури настолько ярок, настолько запоминается, что его невозможно ни спутать, ни забыть. Более того, и в литературно-символическом описании он вполне конкретен с эмблематической точки зрения — по абрису, по своему цвету и фону, на котором он действует; он “черной молнии подобен, как стрела, пронзает тучи”, он “черный демон бури над седым от пены морем в синем пламени сияет”, то есть черный узкий силуэт птицы на синем фоне с белой полоской (пеной). Силуэт же спортивного буревестника-эмблемы — белый силуэт птицы на в голубом фоне. Это значит, что они не только далеки по своему значению, но и по своему изображению совершенно не совпадают, а следовательно, и не могут быть спутаны. (СЛОВАРЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИМВОЛИКИ И ЭМБЛЕМАТИКИ)
Огромная птица, напоминающая орла и символизирующая в традиции североамериканских индейцев дух грома и стихийных сил творения и разрушения. Считается, что молнии вылетают из глаз или клюва буревестника, крылья которого распространяют звуки грома. Согласно верованиям индейцев, буревестник обладает некой созидательной и разрушительной способностью, а каждый предмет, в который ударила молния, обретает духовные силы. На северо-западном побережье полагают, что буревестник охотится на китов, которых он способен поднимать своими когтями. Лакоты рассматривают это существо («Вакиньян») как воплощение верховного божества Вакан Танка. На Западе считают, что в каждой из четырех частей света существует свой буревестник. (mifielladi.ru)
Хотя наиболее известное изображение мифического буревестника связано с северо-западом Северной Америки, это существо присутствует и в других частях мира, в разных культурах и религиях, а также в тату искусстве.
В месопотамской религии это был Нинурт (также известный как Анзу, что в переводе означает «дождевое облако»). Изображался буревестник как огромная черная птица, которая приносит жизненно необходимую воду фермерам. С телом птицы и головой льва, она парила с широко распростертыми крыльями, вызывая дождь своим громким криком.
На северо-западе Тихого Океана буревестник представлен в образе огромной сильной птицы. Среди коренных народов (хайда, квакиутле), которые жили вдоль побережья, громовая птица Тандерберд представляла дух предков. Именно ее образ чаще всего используется в традиционном тату искусстве.
В системе верований этих областей буревестник представлял птицу, которая поливает землю. Она принимала человеческую форму и жила в горах, но когда ощущала голод, покрывалась перьями и отправлялась в поисках добычи. Ее громадные крылья затмевали небо.
Образ буревестника используется в тату искусстве в качестве тотема. Согласно верованиям хайда, было время, когда люди и животные могли говорить и взаимодействовать друг с другом.
В качестве татуировки буревестник символизирует связь с духами предков. Хотя для современных любителей татуировок этот смысл не является основным, дизайн пользуется популярностью. Изображение данной птицы является мощным и привлекательным.
Не зависимо от того, в каком стиле представлена тату (графический, реалистический дизайн или сложный стиль северо-западного побережья Тихого океана), она символизирует мифическое прошлое, молнию, воду, огромную силу и мощь природы. (rustattoo.ru)
Буревестник
(Генрик Ибсен)
Живет буревестник на гребне утеса, —
Я это от старого слышал матроса.
Он в пене сверкает крылами и стонет,
Скользит над волнами и в море не тонет,
Качается мерно на зыбкой лазури,
При штиле молчит и кричит перед бурей.
То реет под тучей, то с гребнями рядом,
Как наши мечты между небом и адом.
Тяжел он для воздуха, легок для моря.
Вот, птица-поэт, в чем и радость и горе.
И хуже всего, что ученый с опаской
Рассказ моряка счел бы сущею сказкой.
Источник
Песня о Буревестнике — М. Горький
Поэтический перевод поэмы в прозе.
«Пусть скорее грянет буря!»
Максим Горький, 1901 год.
Над седой равниной моря
Ветер тучи собирает,
Буревестник — ангел горя,
Чёрной молнией летает…
То крылом волны касаясь,
То стрелой взмывая к тучам,
Он кричит, не надрываясь,
Тучи слышат крик могучий.
В этом крике жажда бури,
Сила гнева, пламя страсти,
Он не ждёт морской лазури,
Полный силы, хочет власти…
Чайки стонут перед бурей,
Стонут, мечутся над морем,
Ищут, словно пчёлы улей, –
Буря штормом грянет вскоре.
И гагары тоже стонут,
Им, гагарам, недоступно
Наслажденье – лучше в омут,
Чтобы там пропасть беспутно.
Глупый пингвин робко прячет
Тело жирное в утёсах,
Он и плачет, и рыбачит,
Но в тиши морской на плёсах.
Только гордый Буревестник,
Реет смело и свободно
И снимает, как наместник,
Пену моря где угодно.
Всё мрачней и ниже тучи
Опускаются над морем,
Волны высятся, как кручи, –
Буря! Буря грянет вскоре.
Гром грохочет. В пене гнева
Стонут волны, с ветром споря,
И вода с морского чрева
Рвётся пеной ввысь из моря.
Вот охватывает ветер
Стаи волн объятьем крепким
И бросает их навстречу
На утёс и там на клетки
Разбивает в пыль и брызги
Изумрудные громады;
Буревестник с криком низким
Вторит звукам канонады;
Чёрной молнии подобный,
Как стрела, пронзает тучи,
Он кричит, и глас утробный
Слышат горы, слышат кручи…
Вот он носится, как демон, –
Гордый, чёрный демон бури
И смеётся всласть над небом,
И ревёт при виде фурий.
В гневе грома, – чуткий демон, –
Он давно усталость слышит
И душой уверен: делом
Солнце бури будет выше.
Ветер воет… Гром грохочет…
Синим пламенем пылают
Тучи, носятся, хлопочут
И бесследно пропадают…
Море ловит стрелы молний
И в своей пучине гасит,
Змею огненному молвив:
Мне твои до фени страсти…
Буря! Скоро грянет буря!
Это гордый Буревестник
Между тучами и морем
Нам несёт от Бога вести.
Пусть сильнее грянет буря!
Позабыв про горе, беды,
Так кричит, уже ликуя,
Молодой пророк победы.
***
Буря! Вскоре будет буря!
Но придёт в Россию вряд ли,
Так как нам нельзя по дури
Наступать опять на грабли…
Трубино — Щёлково — Москва — Россия.
21 января 2016 года.
Источник
Песня о буревестнике Песня о соколе Максим Горький
Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
Между тучами и морем гордо реет буревестник,
черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь,
то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат
радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури!
Силу гнева, пламя страсти в уверенность в победе
слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей,— стонут, мечутся над
морем и на дно его готовы спрятать
ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут,—
им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни:
гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет
тело жирное в утесах. Только гордый
Буревестник реет смело и свободно
над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи
опускаются над морем,
и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет.
В пене гнева стонут волны, с ветром споря.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким
и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая
в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон,— гордый, черный демон ; бури,— и смеется, и рыдает. Он над тучами смеется, он от
радости рыдает!
В гневе грома,— чуткий демон,— он давно усталость
слышит, он уверен, что пе скроют тучи солнца,— нет,
не скроют!
Ветер воет. Гром грохочет.
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно
огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих
молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний
над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря.
Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье,
свернувшись в узел и глядя в море.
Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали
в небо, и бились волны внизу о камень.
А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился
навстречу морю, гремя камнями.
Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору
и падал в море, сердито воя.
Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба
Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях.
С коротким криком он пал на землю и бился грудью
в бессильном гневе о твердый камень.
Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что
жизни птицы две-три минуты.
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел
он ей прямо в очи:
— Что, умираешь?
— Да, умираю!— ответил Сокол, вздохнув глубоко.—
Я славно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился.
Я видел небо. Ты не увидишь его так близко. Эх ты,
бедняга!
— Ну, что же — небо?— пустое место. Как мне
там ползать? Мне здесь прекрасно .. тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе
над нею за эти бредни.
И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен:
все в землю лягут, все прахом будет. »
Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал
немного и по ущелью повел очами.
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно
в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
— О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал
бы я. к ранам груди и. захлебнулся б моей он кровью.
О, счастье битвы.
А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле
пожить приятно, коль он так стонет. »
И предложил он свободной птице:
— А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся.
Быть может, крылья тебя поднимут, и поживешь ты
еще немного в твоей стихии.
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву,
скользя когтями по слизи камня.
И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей
грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.
И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро
падал, ломая крылья, теряя перья.
Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела
в пену, умчала в море.
А волны моря с печальным ревом о камень бились.
И трупа птицы не видно было в морском пространстве.
В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.
И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.
— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края?
Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо?
Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Рожденный ползать — летать не может.
Забыв об этом, он пал па камни, но не убился, а рассмеялся. .
— Так вот в чем прелесть полетов в небо!
Она — в паденье! Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя,
они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной.
Там только пусто. Там много света, но нет там
пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем
укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний
и скрыть за ними свою негодность для дела жизни?
Смешные птицы. Но не обманут теперь уж больше меня их речи!
Я сам все знаю! Я — видел небо. Взлетал в него я, его измерил,
познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю.
Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом.
Я знаю правду. И их призывам я не поверю.
Земли творенье — землей живу я.
И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
Блестело море, все в ярком свете; и грозно волны о берег бились.
В их львином реве гремела песня о гордой птице,
дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной
песни:
«Безумству храбрых поем мы славу.
Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью.
Но будет время — и капли крови твоей горячей,
как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых
сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных
духом всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню. »
Другие статьи в литературном дневнике:
- 26.02.2015. Песня о буревестнике Песня о соколе Максим Горький
- 23.02.2015. Прощённое Воскресение
- 13.02.2015. Сплин — Романс
- 04.02.2015. Моё. коротко.
- 03.02.2015. Фильм Третье Чудо
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник