Как транспортируют газ по морю

Как транспортируют газ?

Природный газ является наиболее популярным энергоносителем в нашей стране, чему способствуют обширные отечественные запасы. Его повсеместно используют в различных отраслях промышленности и народного хозяйства. Чтобы доставить «голубое» топливо к потребителю, применяются несколько способов транспортировки.

Подготовка вещества

Прежде чем добытый из скважины газ начать транспортировать, его соответствующим образом готовят.

Процесс подготовки вещества включает в себя следующее:

  • Многоступенчатая процедура удаления примесей, повреждающих оборудование. Первый этап очистки проводится по месту добычи, второй – внутри специальных сепараторов. Третья стадия реализуется на компрессорных установках.
  • Выведение из состава смеси лишней влаги с помощью поглотителей. Если это не сделать, вещество начнет кристаллизироваться и забивать трубы. Еще один способ осушения природного газа – использование дросселирования или охлаждения.
  • Введение в состав топлива добавок, придающих природному газу специфический аромат. Очищенное от примесей вещество полностью лишается запаха (как следствие, его утечка может оказаться незамеченной). Данная проблема решается путем ввода в состав смеси ароматизатора.

После подготовки топливо можно транспортировать одним из перечисленных ниже способов.

Особенности перемещения посредством труб

В нашей стране большая часть природного газа доставляется потребителю посредством трубопроводов. Для газовых магистралей характерно значительное сечение и способность выдерживать внутреннее давление от 75 атм. Для его поддержания на нужном уровне используются компрессорные станции.

Надежность газотранспортной системы

Компания «Газпром» делает все необходимое, чтобы ее газотранспортная система была максимально надежной. Для этого применяются эффективные способы диагностики, своевременно осуществляются ремонтные и обслуживающие мероприятия. За основу работы руководство компании берет инновационные приемы управления и контроля за техническим состоянием и герметичностью ГТС.

Читайте также:  Черное море сколько градусов сейчас вода

Преимущества и недостатки

К несомненным достоинствам транспортировки природного газа посредством трубопроводов можно отнести следующее:

  • небольшие финансовые затраты на перекачку;
  • высокая скорость доставки больших объемов топлива к заказчику;
  • бесперебойность работы (система функционирует круглосуточно в автоматическом режиме);
  • минимизация потерь при транзите;
  • простота использования и обслуживания магистралей;
  • отсутствие утечек в окружающую среду.

Имеются у этого метода и некоторые минусы:

  • во время перекачки газу приходится преодолевать внутренне трение;
  • необходимость капиталовложений на обустройство и обслуживание линий;
  • проблемы с применением в регионах с суровым климатом;
  • невозможность перекачки сжиженного газа;
  • нужда в периодическом ремонте трубопровода;
  • статичность первоначального маршрута ГТС.

Тарифы

Тарификация используется компаниями, владеющими газовыми магистралями.

На формирование тарифа на услуги по транспортировке газа оказывают влияние следующие факторы:

  • ценообразование со стороны государственных органов;
  • специфика заключенных между организациями соглашений;
  • предполагаемый уровень инфляции на определенный договором период;
  • затраты на обслуживание и ремонт ГТС;
  • специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке топлива посредством ГТС (они взымаются в качестве поддержки расширения газификации).

При расчете тарифов за основу берется документ, разработанный по заказу Кабинета Министров в 2000 году. Расчет надбавок на транспортировку регулирует постановление Правительства РФ №179 от 21.02.2019.

Особенности перевозки автотранспортом

Транспортировка природного газа в автоцистернах является достаточно распространенным способом. Газ перед перевозкой переводят в сжиженное состояние, для чего применяется специальная технология. Температура топлива опускается до -160 градусов, а объем уменьшается примерно в 600 раз. Сжатое под давлением топливо закачивают в автомобильную цистерну. Как правило, перевозку газа таким способом применяют в тех случаях, когда другие варианты недоступны.

Слабые места транспортировки сжиженного газа автотранспортом:

  • необходимость строгого соблюдения правил передвижения и оборудования машины;
  • увеличение риска для водителя и рядом расположенных объектов;
  • строгая регламентация разрешаемых к перемещению объемов топлива;
  • высокие требования к технической исправности транспортного средства;
  • дороговизна метода (с учетом расходов на горючее и ТО машины).

Кроме цистерн, сжиженный газ может закачиваться в баллоны (допустимый уровень заполнения – не больше 90% от общего объема). В дальнейшем вещество применяется в промышленных или бытовых целях.

Существуют следующие правила транспортировки газовых баллонов:

  • обязательно наличие специальных приспособлений для надежного крепления баллонов;
  • перед перевозкой с газовых баллонов нужно снять редукторы, а на вентили прикрепить защитные колпачки (при наличии защитных ящиков эти меры предосторожности не требуются);
  • не допускать перегревания емкостей;
  • к работе данного типа разрешается допускать только водителей с соответствующим опытом;
  • выхлопную трубу машины необходимо вывести в переднюю часть авто и оснастить искроулавливающей сеткой;
  • транспортное средство должно быть укомплектовано парой углекислотных огнетушителей;
  • место установки баллонов необходимо оборудовать хорошей вентиляцией;
  • во время погрузки и транспортировки сжиженного газа в баллонах запрещается курить или применять открытые источники пламени.

Еще один вариант наземной транспортировки топлива в сжиженном состоянии – железнодорожные пути. Для транзита используются специальные стальные емкости и цистерны. Как правило, речь идет о транспортировке газа на небольшие расстояния. К достоинствам способа относят универсальность и распространенность железнодорожных веток. Как правило, они соединяют большинство крупных городов страны. Это дает возможность недорого доставлять цистерны или баллоны с газом практически в любой регион.

Транспортировка танкерами

Развитый речной и морской транспортный флот нашей страны позволяет перевозить сжиженный газ на судах. Особенно эффективны в этом отношении морские танкеры.

Плюсы водной транспортировки:

  • безопасность и удобство хранения сжиженного топлива;
  • малые затраты не перевозку;
  • неограниченная пропускная способность морских путей;
  • возможность доставки в прибрежные районы, где отсутствует стационарная ГТС.

Минусы использования водного транспорта:

  • небольшая скорость перемещения танкеров;
  • окупаемость только в случае перемещения больших объемов;
  • узкопрофильность танкеров (обратный рейс может быть пустым);
  • необходимость налаженной системы погрузки и разгрузки газа в портах;
  • высокие требования к пожарной безопасности используемых плавсредств.

Объемы

ГТС компании «Газпром» считается самой крупной в мире. Основная ее часть включена в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) страны. Эти линии связывают между собой газовые скважины, предприятия по переработке сырья, специальные хранилища и точки потребления по всем уголкам России.

Наличие централизованного управления, множества ответвлений и параллельных линий обеспечивает ЕСГ максимальную надежность и способность обслуживать своих клиентов даже в условиях пиковых нагрузок. Общая длина магистралей в РФ – 173 тыс. км. В состав системы входит 254 компрессорных модуля, имеющих суммарную мощность в районе 50 тыс. МВт.

Развитие газотранспортной системы

Руководство компании «Газпром» старается постоянно увеличивать объемы и надежность транспортировки газа промышленным и частным потребителям во все уголки нашей страны и за ее пределы. К примеру, в период 2014-2018 гг. было проложено более 4000 км новых газопроводных линий на территории РФ. Также ведется работа над созданием магистралей от новых скважин и увеличением возможностей существующих газотранспортных линий. Среди приоритетных проектов можно выделить «Северный поток-2», «Турецкий поток», «Сила Сибири» и пр.

Сугубое внимание уделяется наращиванию доли сжиженного природного газа: данный вид топлива открывает перспективы новых экспортных направлений. Для этого были запущены дополнительные комплексы по переводу природного газа в сжиженное состояние («Сахалин-2» и «Балтийский СПГ»). Еще одно перспективное направление – увеличение количества подземных хранилищ газа. Таким образом предполагается поднять планку отбираемого газа до 1 млрд м 3 /сутки.

Сделать это планируется следующим образом:

  • модернизировать и переоборудовать действующие подземные хранилища;
  • обустроить пиковые хранилища в соляных залежах;
  • возвести новые объекты в районах с большим потребительским спросом.

Также предполагается до 2030 года увеличить число подземных хранилищ за пределами страны, доведя их активный объем до 5% от годового экспорта.

Подписывайтесь на нас во Вконтакте и Яндекс Дзен.

Источник

Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) морскими танкерами-газовозами. Загрузка и регазификация

морская доставка СПГ дороже, чем транспортировка газопроводом. Но, к примеру, из США — это единственная возможность экспорта газа в Европу

ИА Neftegaz.RU. Транспортировка морем сжиженного природного газа (СПГ) — это важная часть газовой отрасли промышленности.

Добытый природный газ нужно доставить потребителю, поэтому инвестиции в газовую отрасль промышленности не заканчиваются на этапе геологоразведки, бурении, обустройства газового промысла и добычи.

Это можно сделать с помощью магистральных газопроводов (МГП) или СПГ.

В случае с СПГ газ сначала нужно сжижить на СПГ-заводе, затем загрузить на танкер- газовоз, по прибытии в порт назначения разгрузить доставленный СПГ в регазификационный СПГ-терминал, откуда — доставить потребителю.

Рынок СПГ растет, хотя априори сжиженный газ дороже из-за необходимости сжижения и регазификации.

Растет и флот танкеров- газовозов, как для линейной доставки СПГ, так и для бункеровки.

Количество верфей, строящих суда для перевозки СПГ растет.

Крупнейшими производителями танкеров-газовозов — это японские и корейские верфи: Mitsui, Daewoo, Hyundai, Mitsubishi, Samsung, Kawasaki.

Современные танкеры типоразмеров Q-Flex и Q-Max имеют солидный нетто-тоннаж и спосбны перевозить до 210-266 тыс м 3 СПГ.

Чартерный цикл перевозчика СПГ включает в себя:

  • загрузка судна в экспортном порту СПГ, к примеру 160 000 м 3 жидкого СПГ загружается 1 день;
  • время рейса, за которое берется стоимость чартерного дня. Время рейса — это расстояние между портами через определенный маршрут доставки, предполагающий как обратный, так и обратный путь, в течение которого топливо будет потребляется для питания судовых двигателей.

Средняя премия азиатских цен по Европе снижается до около 1 долл США/ 1 млн БТЕ, в то время. как в 2020 г. премия составляла в среднем 7,3 долл США/ 1 млн БТЕ.

Технически морская транспортировка СПГ на большие расстояния стал возможна в 1950 х гг.

Но еще в 1929-1931 гг Shell попробовала на танкере Megara перевезти СПГ.

Как и в свое время чайные клипперы, танкеры — газовозы — это привилегированный, быстроходный класс углеводородных танкеров.

Ранее, сжигаемый отпарной газ обходился судовладельцам бесплатно, так как из-за отсутствия установки сжижения отпарного газа (УПСГ) его не удавалось утилизировать и нужно было выбрасывать в атмосферу.

Наибольшее распространение получили танки типа MOSS. Компания «Kvaerner Masa-Yards» начала производство танкеров — газовозов типа Moss, заимствовала идею сферических емкостей у танкеров, перевозящих нефтяные газы (ПНГ).

Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ)

Сжиженный природный газ (СПГ) — чистая без цвета и запаха жидкость, как правило, транспортируется и хранится при температуре близкой к точке его кипения около -160°С.

Заполнение грузовых танков природным газом

Подача СПГ на танкер-газовоз:

— подается с берега через жидкостной манифольд, где он поступает в зачистную линию;

Выгрузка СПГ из танкеров-газовозов

При выгрузке поддерживается достаточное давление в танках, чтобы избежать кавитации и иметь хорошее всасывание на грузовых насосах.

Система защиты танкеров -газовозов

Этапы производства СПГ

Технологии сжижения газа

— амбициозным проектом в данной области является плавающая платформа СПГ, которая строится компанией Shell в 25 км от западного берега Австралии.

СПГ-завод. Устройство завода по производству СПГ

Рынок морских перевозок сжиженного газа

Регазификация сжиженного природного газа на СПГ-терминале

Источник

Морская транспортировка СПГ: экономика и политика в одном газовом супертанкере

4-04-2012, 13:47 | Финансы и кризис / Аналитика мирового кризиса | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (5 173)

Морская транспортировка СПГ: экономика и политика в одном газовом супертанкере.

Новые технологии транспортировки природного газа и политика » в одном флаконе»

Энергетической безопасность для стран Евросоюза заменила собой сегодня проблему военной безопасности для стран Западной Европы 50-х — 80-х годов ХХ века. Но вновь, как и 20 лет назад, западноевропейцы тесно связывают этот новый аспект европейской безопасности с Россией. По мнению противников тесного сотрудничества Евросоюза с Россией,( последние — в основном из рядов «евроатлантистов» – США и Великобритании)- сегодня слишком многие европейские страны слишком зависимы от поставок энергоносителей, прежде всего природного газа, поставляемого Россией , представленной на газовом рынке Европы лишь одной корпорацией глобального значения – ОАО «Газпром».

Для того чтобы обеспечить для себя наиболее благоприятные условия для поставок энергоносителей, Евросоюз и США предпринимают самые различные меры. Их спектр весьма широк и разнообразен. От предложений заключить выгодную для себя «Энергетическую Хартию» и попыток «экологического торможения» различных российских проектов альтернативных маршрутов поставок газа в Западную Европу, минуя транзитные страны -Украину и Белоруссию, до реализации собственных крупных проектов по транспортировке газа , которые могли бы обеспечить альтернативные российским поставки природного газа из иных стран. При этом речь идет об альтернативных поставках в очень больших объемах. Бурно развивающиеся технологии в производстве и транспортировке сжиженного природного газа ( СПГ) позволяют добиться этой цели.

С учетом этого обстоятельства представляются весьма интересными сообщения о различных крупных СПГ проектах во всем мире: проекты производства СПГ в развивающихся странах и проекты транспортировки и регазификации СПГ в странах потребителях из Европейского Союза. Проекты, о которых мы пишем ниже как раз и относятся к категории таких важных альтернативных проектов поставки природного газа в ХХI веке. Перефразируя известный рекламный слоган, можно сказать, что новые проекты морской поставки СПГ есть не что иное как «экономика и политика в одном флаконе», а точнее – в танкере –метановозе , способном за один рейс доставить несколько сот тысяч кубометров сжиженного газа в любую точку мира. Если учесть, что количество подобных газовых супертанкеров постоянно растет, то возникают даже сомнения – чего больше в этих «суперфлаконах» — экономической целесообразности или энергетической политики?

Для транспортировки огромных объемов СПГ по морю необходимо создание соответствующей инфраструктуры как для отгрузки, так и для приемки и регазификации полученного морем СПГ. Проекты создания подобных терминалов существуют и развиваются.

К таким проектам следует отнести South Hook LNG Terminal, самый крупный СПГ терминал в Европе, предназначенный для приема танкеров-метановозов на западном побережье Уэльса, в глубоководной бухте Milford Haven. Строящийся терминал СПГ является британским совместным предприятием, в котором 67,5% акций принадлежат катарской государственной корпорации Qatar Petroleum, а 24,15% и 8,35% принадлежат, соответственно, американской корпорации ExxonMobil и французской Total.

Почему у небольшого государства Катар почти три четверти всех акций этого британского супертерминала? Потому что Катар является главным поставщиком СПГ на этот терминал и для того чтобы обеспечить адекватную отправку СПГ морем в Великобританию в Катаре ведется еще одно крупное строительство. Также терминала, но с целью отправки СПГ. Американская корпорация FLUOR уже осуществила поставки оборудования ( включая емкости для хранения СПГ, криогенные насосные станции для закачки СПГ в танкеры и т.п) и обеспечила квалифицированными кадрами этот проект «RasGas” на сумму 1,5 миллиардов долларов. «RasGas» также является совместным предприятием, в котором государственной компании Qatar Peroleum принадлежит 70% акций, а американской ExxonMobil Corporation – 30% .

Морская перевозка СПГ на маршруте между терминалами RasGas и South Hook будет осуществляться пока 14 газовыми супертанкерами, которые обычно принимают на борт в свои криогенные (низкотемпературные) танки СПГ в объеме от 138 тыс. кубометров до 145 тыс. кубометров. Спущенные на воду в 2007 и 2008 году супертанкеры серии D-Flex и D-Max перевозят еще больше СПГ – соответственно, 210 тыс. и 260 тыс. кубометров сжиженного (при температуре 196 градусов ниже Цельсия) природного газа. Если учесть, что при регазификации, (то есть при превращении сжиженного низкотемпературного газа в обычный газ при нормальном давлении и температуре) один кубометр СПГ преобразуется в 600 кубометров обычного природного газа ( что в свою очередь является топливным эквивалентом равным одному литру бензина), то за один рейс супертанкер D-Max может доставить из Катара в Великобританию 156 МИЛЛИОНОВ кубических метров газа.

Новейший газовый супертанкер «Mozah» ( названный по имени шейха Катара – Mozah Bint Nasser Al-Missned.) 7 мая 2007 года. Впервые швартуется у первой очереди терминала South Hook
с 266 тыс. кубометров СПГ на борту.

Много это или не очень? Если взять, например, годовое потребление газа такой небольшой европейской страной как Венгрия ( 15,5 миллиардов кубометров в 2007 году), то для годичного обеспечения газом всей этой страны необходимо всего 100 рейсов супертанкеров D-Max. Жаль только, что швартоваться в озере Балатон они не смогут. Но, если говорить совсем серьезно, то при полном объеме газового экспорта России в Европу на уровне около 124 миллиарда кубометров в год, для того чтобы полностью отказаться от российского газа необходимо осуществить менее одной тысячи рейсов таких супертанкеров в год. Зная по истории Второй мировой войны чудеса военных перевозок по морю из США в Европу нет никаких сомнений, что в случае необходимости по причинам «энергетической безопасности» США могут быстро организовать производство и транспортировку ( а если нужно, то и охрану) такого количества газа супертанкерами, которое они сочтут нужным. Никаких технических проблем для США и ее союзников в этом нет. Нам, россиянам, жителям континентальной Евразии, очень трудно понять, что могут быстро и при этом хорошо сделать для перевалки огромного количества груза морем именно морские державы, прежде всего США. Это факт, который не стоит забывать строителям газовых потоков по морскому дну. Газовые потоки по дну морскому нужны, пока они нужны потребителю как более надежный способ транспортировки газа минуя не очень надежные маршруты через страны-транзитеры: Украину, Польшу и даже Белоруссию. Но бурный рост СПГ перевозок морем наглядно демонстрирует что подобное – транспортировка трубопроводом — не будет оставаться навсегда. Об этом не следует забывать.

Сколько же газа сможет принимать всего один супертерминал СПГ South Hook ? После запуска на полную мощность в первом квартале 2010 года этот терминал сможет принимать ежегодно 15,6 миллионов тонн СПГ или, после регазификации, – 21 миллиард кубометров природного газа, которые будут закачиваться с терминала в Национальную газораспределительную Сеть. И это составит 20% от ВСЕЙ потребности Великобритании в природном газе.

Маршруты поставок газа в Великобританию. Из шести маршрутов три принадлежат СПГ (LNG)

После истощения газовых месторождений в Северном море основные места добычи газа будут находиться на расстоянии около 5000 километров от островного государства Great Britain. Поэтому так важен терминал ilford Haven LNG ( крайний слева на карте).

Здесь есть о чем призадуматься. И Газпрому и тем, кто определяет экспортно-сырьевую модель российской экономики. Какими будут завтра, и тем более послезавтра, цены на газ в Европе при массированных поставках дешевого СПГ из самых разных стран – Катара, Алжира и других газодобывающих стран? Конечно, у нас есть, как альтернативный вариант экспортных маршрутов, «вечно голодный» к энергоресурсам соседний Китай. Но Китай всегда очень жестко торгуется и продать ему «по европейской цене» газ вряд ли удастся. А если трубопроводы, ведущие на Запад будут загружены лишь частично, то какой будет цена газа? И для Запада и для Востока?

Все эти вопросы очень непросты. Но ясно одно: необходимо форсированными темпами развивать производство СПГ в России и необходимо сделать прорыв в новых способах транспортировки газа, причем, не обязательно для экспорта. Конечно, можно по прежнему качать газ по трубе, брать за прокачку газа дополнительные хорошие деньги и при этом рассчитывать на то что это «вечный бизнес». Но ничего вечного нет. Включая способы транспортировки газа. Со всеми вытекающими из этого чисто экономическими и сугубо политическими следствиями, как для Газпрома, так и для российского государства, для его внешнеэкономической политики, для реальной роли России в мировой политике. Частный пример строительства супертерминалов СПГ и супертанкеров СПГ наглядно свидетельствует о том. что у «евроатлантистов» есть хорошо продуманная и уже технически реализуемая стратегия в отношении «энергетической зависимости Европы от России». Что, как минимум, ослабляет позиции России в Европе, а как максимум, делает Россию «не очень нужной» для Европы. А это является подтверждением того, что в новых исторических условиях старые цели создания НАТО остаются неизменными. А именно : «To keep America in, Germany down and Russia out”. То есть «Держать Америку в Европе, Россию – за пределами Европы, а Германию держать в подчиненном состоянии».

Изменились ли эти цели с 1949 года, когда было создана НАТО? Очень сомнительно, что они реально изменились. Возможно, это была одна из причин того, что именно Германия была заинтересована в прокладке газопровода по дну Балтийского моря от российского до германского терминала. А малые сателлиты США всячески сопротивлялись этому, несмотря на экономические интересы гегемона европейской экономики – Германии. Потому, что в трубопроводном «флаконе» на дне морском тоже есть и экономика, и политика, причем политики даже больше. Потому что и США с Великобританией, и зажатые между Россией и Германией малые сателлиты США в Восточной Европе, каждая группа этих стран, по своим собственным причинам, категорически не желают укрепления российско-германского континентального партнерства.

Как бы не критиковала российская оппозиция премьера Путина и какими бы реальными интересами не диктовались его личные усилия по достижению договоренности о прокладке газопровода из России в Германию минуя любые страны — транзитеры, этот подводный газопровод в интересах росийского государства, ибо он способствует большей привязки германской экономики к российской и тем самым вносит вклад в отрицание принципа «To keep Russia out» — «Держать Россию ВНЕ Европы». А, возможно, он будет способствовать и более тесному партнерству России и Германии, чего всегда опасались и чему очень сильно противодействовали морские державы — США и Великобритания. Не говоря уже о лимитрофных государствах, восточноевропейских сателлитах США.

Руководителям двух крупнейших газодобывающих стран есть о чем поговрить. Или договориться.( Фото с сайта www.kremlin.ru. )

Такая политика недопущения российско-германского партнерства и такие страхи не новы – им не менее ста лет. Но они продолжают сказываться на всем. Включая способы и маршруты транспортировки газа из России и из других стран, по дну морскому и по волнам морским. Из чего следует, что в маршрутах и в способах транспортировки российского газа не должно быть перекосов в какую-либо сторону, их выбор должен быть прагматическим, но он всегда должен делаться не только исходя из сиюминутных прагматических интересов, но и с позиций перспектив в обозримом будущем. Именно так поступают «евроатлантисты», стратегически планируя свое будущее и строя для этого будущего новые супертерминалы СПГ и новые супертанкеры СПГ. И хотя строят всё это частные крупные корпорации, нам не надо далеко ходить за примерами тесной связи сверхкрупного частного бизнеса и государственной власти. Пример подобной деловой связи у «евроатлантистов» отличается лишь тем, что у них интересы крупных корпораций совпадают с государственными интересами, иллюстрацией чего может служить строительство нового супертерминала СПГ South Hook на западном побережье Великобритании.

Всего сегодня в мире насчитывается 136 танкеров-метановозов, которые перевозят по морю 120 млн. метрических тонн СПГ в любую точку земного шара. Новые метановозы строятся многими странами. ОАО «Газпром» также планирует строительство двух метановозов на Северной верфи Санкт-Питербурга совместно с южнокорейской Samsung Heavy Industries. Позднее для обслуживания десяти газодобывающих платформ на шельфовых газовых месторождениях в арктических морях планируется построить или заказать около 80 метановозов.

Шейх Катара Mozah Bint Nasser Al-Missned со второй женой ( из трех) на одной из церемоний, связанных с открытием первой очереди СПГ терминала.

(Примечательно, что шейх одет как подобает ему одеваться «по должности», но его жена без паранджи и весьма прилично одета по европейским понятиям, хотя темный цвет одежды и обязательный головной платок пристутствут на жене-мусульманке)))

Мадам не случайно сфотографирована с британскими школьниками: она имет статус спецпредставителя ЮНЕСКО по вопросам среднего и высшего образования.

Источник

Оцените статью