Какие формы рельефа материка расположены ниже уровня океана 5 класс география

Ответы к § 22. Основные формы рельефа Земли. География, землеведение 5-6 класс, Климанова

Страница 99

Вопрос под рисунком 68

Назовите характерные черты гор и равнин

Горы характеризуются большими и резкими колебаниями высот. Равнины – территория с относительно ровной поверхностью.

Страница 101

Вопрос 1

Где расположены самые длинные горные хребты Земли? Как они называются?

Самыми длинными горными хребтами Земли являются срединно – океанические. Они располагаются на дне океанов.

Вопрос 2

Перечислите крупные формы рельефа, которые встречаются при переходе от побережий океанов к их дну.

Материковая отмель, материковый склон, ложе океана, срединно – океанический хребет, отдельные подводные горы, глубоководный океанический желоб.

Вопрос 3

Есть ли сходство между рельефом суши и дна Мирового океана? В чём оно заключается?

Да, есть. Оно заключается в наличии гор и равнин.

Вопрос 4

Почему на шельфе находятся большие запасы нефти и газа?

Шельф — это морская или океаническая выровненная зона дна с глубиной до 200 м. Мировой океан содержит около 70% запасов нефти и газа. В океанах, на шельфах, находится самое большое скопление органики, при гниении которой образуются нефть и газ. Именно поэтому на шельфе формируются богатые нефте-газообразующие и нефте-газонакопительные бассейны, из которых в последствии и происходит добыча ресурсов.

Вопрос 5

Какие формы рельефа наиболее освоены людьми? Почему?

Равнины, так как здесь намного проще строить здания, заниматься сельским хозяйством, прокладывать дорожную сеть, заниматься промышленностью.

Страница 102

Вопросы и задания для обобщения по теме

1. Почему так важно изучать глубины Земли?

Исследования земных глубин помогут изучить процессы развития земной коры, прогнозировать землетрясения и залежи полезных ископаемых.

2. Составьте схему «Виды горных пород по происхождению».

Г о р н ы е п о р о д ы
↓ | ↓
Магматические | Метаморфические
↓ ↓ | ↓
Глубинные Излившиеся | Мрамор, кварц, гнейс
↓ ↓ |
Гранит, Пемза, |
диорит гранит ↓

Осадочные
↓ ↓ ↓ ↓
Обломочные Глинистые Органические Химические
↓ ↓ ↓ ↓
Валуны, галька Глина Нефть, мел Гипс, калийная
соль

3. Пользуясь дополнительной литературой, подготовьте компьютерную презентацию, посвященную какой-либо горной породе. Проиллюстрируйте презентацию фотографиями и рисунками (из дополнительной литературы, Интернета)

Можно сделать презентацию про гранит, базальт, обсидиан — магматические горные породы; про каменную соль, каменный уголь — осадочные; гнейс, мрамор, сланец — матаморфические.

4. Говорят, что серьёзной рельефообразующей силой является человек и его деятельность. Приведите примеры влияния человека на рельеф. Какой силой является человеческая деятельность для рельефа?

Везде, где есть население и промышленность – человек влияет на рельеф. Это заселение берегов водоёмов, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство городов и магистралей (железных и автодорог), туннелей, шахт, разрезов, распашка полей и т.д.

5. Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы жизни в горах и на равнинах?

В горах:
+ свежий воздух, отдых от городской суеты, тишина, красивые пейзажи.
— меньше кислорода, сложно выжить без подготовки.
На равнинах:
+ большие возможностей.
— загрязнение окружающей среды.
— почти постоянно суета и шум.

Источник

GEO-знания

Общая география (6 класс)

Рельеф. Основные формы рельефа. Рельеф дна Мирового океана. Значение рельефа в хозяйственной деятельности человека. Влияние человека на рельеф

Рельеф (от лат. Relevo — «поднимаю») – совокупность неровностей земной поверхности, которые образовались под действием внутренних и внешних сил. По размерам формы рельефа делят на планетарные, основные и мелкие.

Планетарные формы рельефа: материки и океанические впадины.

Основные формы рельефа: горы и равнины.

Равнины и горы различают: по высоте, возрасту и способу образования, по внешнему виду.

Равнины – участки поверхности суши или дна океана, которые имеют незначительные колебания высот. На суше различают равнины:

низменности (высотой до 200 м — Причерноморская, Индо-Гангская, Ла-Платская)

возвышенности (200-500 м — Приднепровская, Волынская, Лаврентийская)

плоскогорья (свыше 500 м — Декан, Западноавстралийское, Восточноафриканское, Бразильское).

Равнины занимают большую часть поверхности Земли. Самая большая равнина — Амазонская (площадь более 5 млн. км 2 ).

Равнины по возрасту и способу образования разделяют на первичные (образовавшиеся в результате вертикальных литосферных движений – Причерноморская) и вторичные (образовавшиеся на месте разрушенных гор – Восточноевропейская или образованы аккумулятивной деятельностью рек – Месопотамская, Индо-Гангская). По внешнему виду равнин выделяют плоские и холмистые.

Основные формы рельефа имеют закономерность в расположении: равнины соответствуют платформам, горы – областям складчатости.

Платформы – сравнительно устойчивые участки земной коры, имеют материковый или океанический тип. В соответствии с этим на платформах образуются равнины суши или равнины океанического дна.

Строение платформы: нижний ярус — фундамент (образован из метаморфических и магматических пород) и верхний ярус — осадочный чехол (из осадочных пород). Большинство платформ на материках древние (в возрасте 1,5-4 млрд. лет): Североамериканская, Южноамериканская, Антарктическая, африкано-Аравийская, Восточноевропейская, Сибирская, Австралийская. Фундамент молодых платформ образовался более 500 млн. лет назад — Западносибирская платформа.

В случае, если на старых платформах плотные породы фундамента выходят на поверхность, образуются щиты. На щитах чаще всего расположены возвышенности и плоскогорья.

Горы – участки поверхности литосферы, которые поднимаются над прилегающими равнинами на высоту более 500 м, имеют значительно расчлененный рельеф.

Низкие горы — с абсолютной высотой от 500 м до 1000 м.

Средневысотные — от 1000 до 2000 м (Скандинавские, Карпаты).

Высокие — более 2000 м (Гималаи, Анды, Кавказ).

В горах отдельно выделяют вершины, горные хребты, горные долины, горные ущелья.

Горы по образованию различают: складчатые (образовавшиеся в результате столкновения двух материковых литосферных плит), складчато-глыбовые (древние разрушенные горы) и вулканические (возникшие благодаря внутренним процессам — вулканизма).

Грабен (от нем. Graben — «ров») — удлиненная, относительно пониженная часть земной коры или блок, ограниченный разломами вдоль его протяженных сторон, то есть, пониженный участок земной коры между тектоническими трещинами. На поверхности земли крупные грабены могут быть впадинами озер (Байкал), морями (Красное).

Горст (от нем. Horst — «возвышенность») — поднята по разломами участок земной коры.

На физической карте горы и равнины обозначают соответствующими оттенками зеленого, желтого и коричневого цветов (в зависимости от высоты).

Рельеф дна мирового океана

В рельефе дна Мирового океана выделяют:

шельф — затопленные прибрежные части материков до глубины 200 м;

материковый склон — наклонная поверхность дна глубиной 200-2000 м;

океаническое ложе — глубинная часть дна.

На океаническом ложе выделяют: подводные хребты (срединно-океанические, Ломоносова, Менделеева), глубоководные равнины и глубоководные желоба (Марианский, Филиппинский). Иногда вершины подводных хребтов выходят на поверхность воды, образуя острова или группы островов (Марианские, Японские острова). Подводные горы, достигшие поверхности океана, образуют острова. Наибольшие подводные горы образовались на границе литосферных плит. Они называются срединно-океаническими, хребтами, достигают 2000 м высотой и простираются на тысячи километров.

Значение рельефа в хозяйственной деятельности человека

и влияние деятельности человека на рельеф

Рельеф непосредственно и опосредованно влияет на хозяйственную деятельность человека. От него зависят площади пахотных земель, сенокосов, пастбищ, определяющие производственную специализацию сельского хозяйства. Рельеф может затруднять возможности применения сельскохозяйственных машин и т.п.

Человек может преобразовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процессы рельефообразования — ускоряя или (реже) замедляя их. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными (от греч. a’ntro–pos — человек и -ge’–nes — рождающий, рожденный).

Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Подземная добыча сопровождается выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, обычно имеющих коническую форму — терриконов (лат.; буквально — земляные конусы). Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов.

При открытой добыче полезных ископаемых обычно сначала создаются значительные отвалы вскрыши — породы, залегающей выше того слоя, который содержит полезное ископаемое; разработка продуктивного слоя идет путем выкапывания обширных понижений — карьеров, рельеф которых очень сложен, он определяется геологическим строением (участки с незначительным содержанием полезного ископаемого могут оставаться нетронутыми), необходимостью предохранить стенки карьера от обваливания, создать рельеф, удобный для подъезда транспорт.

Значительные изменения рельефа производятся при транспортном, промышленном и гражданском строительстве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создаются насыпи и выемки.

Сельское хозяйство оказывает непосредственное влияние на рельеф преимущественно в горных районах тропиков. Здесь широко распространено террасирование склонов для создания горизонтальных площадок.

Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов, особенно неправильная, сверху вниз, создавали условия для бурного роста оврагов. Строительство зданий и инженерных сооружений, создавая дополнительные нагрузки на склоны, способствует возникновению или усилению оползней.
В районах подземной добычи полезных ископаемых могут наблюдаться обширные просадки грунта, так как в отработанных шахтах и штольнях происходят обвалы.

Водохранилища создаются в естественных понижениях рельефа. Но вода, создав свободную поверхность на новом уровне, начинает переработку берегов водохранилищ. Активизируются овражная эрозия, плоскостной смыв, оползни. Одновременно с этим повышается базис эрозии у рек, впадающих в водохранилище, в их руслах происходит накопление аллювия. Ниже плотины водохранилища нередко усиливается эрозия, так как водный поток меньше загружен наносами, значительная часть которых откладывается в стоячей воде водохранилища. Пройдут еще десятки лет, прежде чем придут в соответствие возникший водоем и форма склонов его берегов, новый режим водотоков и форма их русел.

Воздействие человека испытывают не только экзогенные, но и эндогенные процессы. Большие водохранилища — это массы воды, обладающие колоссальным весом: каждый кубический километр воды имеет вес 1 миллиард тонн, а, например, Братское водохранилище содержит более 169 км 3 воды. Под тяжестью воды земная кора прогибается, причем в сейсмоопасных районах увеличивается вероятность землетрясений.

Источник

География 5 класс. Тема»Рельеф суши и дна Мирового океана»

Описание презентации по отдельным слайдам:

РЕЛЬЕФ СУШИ И ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА.

Все неровности поверхности называются- рельефом. Возникают они в результате действия внутренних и внешних сил.

Внутренние силы- это быстрые и медленные движения земной коры, а также вулканизм. Внешние силы- это силы выветривания и техногенные процессы. Внутренние силы создают неровности, а внешние силы их сглаживают. Эти силы действуют одновременно. Сначала действуют внутренние силы, и создают неровности, а потом действуют внешние силы, которые разрушают неровности.

Горы- это высоко приподнятые формы рельефа, в пределах которых наблюдаются значительные перепады высот.

РАВНИНЫ. Это обширные участки поверхности Земли с небольшими перепадами высот(менее 200м.), то есть равные.

Рельеф дна Мирового океана. Сложнее рельефа суши. На дне океана имеются обычные горы, вулканы и равнины, но там есть и гигантские формы рельефа, которые отсутствуют на суше. Это глубоководные желоба и срединно-океанические хребты.

Номер материала: ДБ-413186

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Правительство выделило дополнительные средства на кешбэк за детский отдых

Время чтения: 1 минута

Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы

Время чтения: 2 минуты

Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию

Время чтения: 1 минута

Иностранным студентам упростят пребывание в России

Время чтения: 1 минута

Подборка курсов по арт-терапии

Время чтения: 6 минут

На ПМЭФ-2021 презентовали программу стратегического академического лидерства вузов страны

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Кросворд по теме океаны
Оцените статью