- Охрана морской среды
- Загрязнение морской среды.
- Международно-правовая охрана морской среды.
- Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 г.
- Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.
- Повестка дня на XXI век 1992 года.
- Специализированные международно-правовые акты в области охраны морской среды.
- Мероприятия по охране морей и океанов
- Меры по охране морей и океанов от загрязнения
Охрана морской среды
Существование жизни на Земле всецело зависит от здорового состояния морей и океанов, которые покрывают более 70% поверхности планеты. Они выполняют фундаментальные экологические функции и одновременно служат источником средств к существованию и рабочих мест для сотен миллионов людей во всем мире.
В течение последних десятилетий вопросы защиты и сохранения морской среды вызывают все большую озабоченность международного сообщества. Был достигнут существенный прогресс в области контроля традиционных источников загрязнения морской среды (например, сбросов отходов и захоронений) и сокращения объема уровня наиболее опасных загрязняющих веществ (например, свинца, ртути и нефти). Тем не менее большинство выявленных в прошлом проблем до сих пор не решены, а новые угрозы (например, чрезмерная эксплуатация возобновляемых ресурсов; глобальное потепление; изменение среды обитания и сокращение биологического разнообразия; распространение организмов, перевозимых с балластными водами; бесконтрольное развитие прибрежных районов; разведение рыбы и развитие аквакультуры, гидрологические изменения и туризм) оказывают на экологическое состояние морской среды еще более сильное негативное воздействие.
Загрязнение морской среды.
В статье 1 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (далее – ЮНКЛОС) «загрязнение морской среды» определяется как:
привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха.
Данное положение требует краткого пояснения. Во-первых, это открытое определение, включающее все источники загрязнения морской среды как существующие, так и те, которые могут появиться в будущем. Во-вторых, оно распространяется на вещества или энергию, которые «могут привести» к пагубным последствиям. То есть потенциально опасное воздействие на морскую среду также может стать объектом регулирования. В-третьих, ссылка на «живые ресурсы и жизнь в море» четко указывает, что «морская среда» также включает морские живые организмы. Следовательно, защита морской среды также подразумевает защиту всех морских видов.
Международно-правовая охрана морской среды.
Международно-правовая система охраны морской среды основана на двух отдельных, но взаимозависимых и взаимодополняющих сводах правовых норм:
- Конвенция ООН по морскому праву 1982 года совместно с документами, принятыми по итогам работы нескольких крупных международных конференций, которые устанавливают общие принципы и нормы глобального применения; и
- специализированные нормы, стандарты, рекомендуемые практики и процедуры, направленные на реализацию общих принципов и правил.
Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 г.
Ставшая «концептуальным краеугольным камнем современного международного экологического права» Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, (Стокгольм, 1972 г.) и ее итоговый документ Декларация по проблемам окружающей человека среды, провозгласили принципы и рекомендации, имеющие прямое отношение к охране морской среды. Принцип 7 Декларации предусматривает, что:
государства принимают все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам, нанести ущерб удобствам или создать препятствия для других законных видов использования морей.
Возможно даже большее значение имеет принцип 21, признающий за государствами «суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды» , одновременно налагая на них ответственность «за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции» .
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.
В 1982 году после почти десятилетних переговоров была принята Конвенция по морскому праву с целью создания «правового режима для морей и океанов» , который способствовал бы «справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов и изучению, защите и сохранению морской среды» . Составители и подписанты Конвенции оценивали ее как самый всеобъемлющий экологический договор своего времени. С момента вступления в действие 16 ноября 1994 года природоохранные положения, установленные Конвенцией, получили практически всеобщее признание и, следовательно, могут рассматриваться в качестве норм обычного международного права.
В связи с межсекторальным характером, положения, относящиеся к охране морской среды, в ЮНКЛОС находятся в разных разделах (например, в Части V и VII – сохранение живых ресурсов в исключительной экономической зоне и открытом море или в Части XI – защита морской среды в Районе). Вместе с тем, в Конвенции также имеется Часть XII, полностью посвященная защите и сохранению морской среды, в которой определяется общая структура руководящих принципов и обязанностей государств в данной области.
Статья 192 ЮНКЛОС закрепляет всеобъемлющий характер данной системы, устанавливая общее и безоговорочное обязательство государств «защищать и сохранять морскую среду». «Морская среда» означает весь Мировой океан, без разграничения на морские пространства на находящиеся в пределах и за пределами действия национальной юрисдикции.
Статья 193 ЮНКЛОС подтверждает принцип, что « государства имеют суверенное право разрабатывать свои природные ресурсы в соответствии со своей политикой в области окружающей среды и в соответствии с их обязанностью защищать и сохранять морскую среду» . Однако обязательство охранять морскую среду имеет приоритет над суверенным правом государств эксплуатировать свои природные ресурсы.
Содержание этого обязательства разъясняется в статье 194, которая требует, чтобы государства в соответствии со своими возможностями принимали все меры для предотвращения, сокращения и ограничения загрязнения морской среды из любого источника, с использованием для этой цели наилучших практических средств, имеющихся в их распоряжении. Они также должны принимать все необходимые меры для защиты и сохранения «редких или уязвимых экосистем, а также естественной среды видов рыб и других форм морских организмов, запасы которых истощены, подвергаются угрозе или опасности» .
В Разделе 5 подробно рассматриваются меры по охране морской среды от шести видов источников загрязнения:
- загрязнение из находящихся на суше источников (ст. 207);
- загрязнение, вызываемое деятельностью на морском дне (ст. 208);
- загрязнение, вызываемое деятельностью в районе (ст. 209);
- загрязнение, вызываемое захоронением (ст. 210);
- загрязнение с судов (ст. 211);
- загрязнение из атмосферы или через нее (ст. 212).
Кроме того, государства подчиняются ряду процессуальных обязательств: уведомление о неминуемом или нанесенном ущербе (ст. 198); разработка планов действий в случае чрезвычайной ситуации (ст. 199); сотрудничество в научных исследованиях (ст. 200-201) и техническая помощь развивающимся странам (ст. 202); мониторинг рисков или последствий загрязнения (ст. 204) и публикация результатов этих мониторинговых мероприятий (ст. 205). Статья 206 требует от государств «в той мере, в какой это практически осуществимо» провести оценку потенциальных последствий намечаемой под их юрисдикцией или контролем деятельности, способной «вызвать существенное загрязнение морской среды или привести к значительным и вредным изменениям в ней» . Наконец, статья 235 налагает на государства ответственность за возмещение всего ущерба, причиненного загрязнением морской среды.
Повестка дня на XXI век 1992 года.
Одной из ключевых задач Конференции ООН по окружающей среде и развитию, известной как «Саммит Земли», (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) было принятие программы всемирного сотрудничества направленной на достижение двух целей – высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Основными соглашениями, достигнутыми на «Саммите Земли» являются: обязательные договоры – Конвенцию о биологическом разнообразии и Рамочная конвенция ООН об изменении климата, а также необязательные – Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию и Повестка дня на XXI век.
Общие принципы, воплощенные в Рио-де-Жанейрской декларации, вводятся в действие посредством подробных положений, конкретных рекомендаций и руководящих принципов, изложенных в 40 главах Повестки дня на XXI век.
Глава 17 Повестки дня на XXI век «Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов» стала основой для будущего развития международного морского экологического права. Повестка дня в дополнение применения новых «комплексных по своему содержанию и упреждающе превентивных по направленности» подходов к защите и сохранению морской среды, настоятельно рекомендует государствам проводить экологическую экспертизу всех потенциально опасных видов деятельности, применять «чистые» технологии и внедрять на практике принцип «платит загрязнитель» (ст. 17.22).
Государствам также рекомендуется принять меры по борьбе с деградацией (не только загрязнением) морской среды от наземной деятельности (ст. 17.24-29) и провести оценку необходимости дополнительных мер по контролю за деятельностью на море, такой как судоходство, сброс отходов, и деятельностью морских нефтяных и газовых платформ и портов (ст. 17.30-34). Кроме того, особое внимание уделяется мониторингу, отчетности, а также финансовой и технической помощи (ст.17.35-37, 17.41-42).
Специализированные международно-правовые акты в области охраны морской среды.
В различных статьях ЮНКЛОС оговаривается требование установить «глобальные и региональные нормы, стандарты и рекомендуемые практику и процедуры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем» загрязнения морей и океанов. Компетентными международными организациями были разработаны специализированные технические руководства и нормативные акты, направленные на повышение эффективности мер защиты и сохранению морской среды.
Следующий список не является исчерпывающим, а просто иллюстрирует разнообразие источников международного морского экологического права.
- Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 года;
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года и Протокол к ней 1996 года;
- Международная конвенция по предотвращении загрязнения с судов 1973 года с Протоколом 1978 года и Протоколом 1997 года и шесть технических приложений к ней;
- Кодекс ведения ответственного рыболовства 1995 года;
- Гонконгская международная конвенция о безопасной и экологически рациональной утилизации судов 2009 года;
- Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов 2012 года.
Одним из самых значительных достижений в области охраны морской среды является программа «Региональные моря» в рамках Программы ООН по окружающей среде, инициированной Стокгольмской конференцией 1972 года. Результатом работы данной программы стало создание широкой сети региональных соглашений по защите морской среды, например:
- Барселонская конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 года и соответствующие протоколы с поправками;
- Конвенция об охране морской среды Северо-Восточной Атлантики 1992 года;
- Бухарестская Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
- Хельсинкская конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года.
Источник
Мероприятия по охране морей и океанов
Загрязнение морей и океанов имеет очень большое значение и может рассматриваться в различных аспектах:
- 1. Планетарно-экологический аспект. Моря и океаны составляют примерно 74 % поверхности всей Земли и яачяются легкими планеты, поскольку планктон поглощает углекислый газ и выделяет кислород. При загрязнении (особенно опасны разливы нефти) эта функция морей и океанов страдает.
•2. Социально-экономический аспект. 13 % всех белков получают из моря. При загрязнении (разливе нефти) страдает планктон и как следствие рыба. Следовательно, количество белка, получаемое от моря, уменьшается.
- 3. Санитарно-эпидемиологический аспект. В результате загрязнения морей и океанов в прибрежной полосе возрастает количество инфекционных’заболеваний (холера, сальмонеллез, гепатит и др.).
Основными источниками загрязнения моря являются
- 1) Береговые реки.
- 2) Морские источники (судоходство, нефтяной промысел и тд.)
- 3) Выбросы промышленных предприятий.
Исходя из этого необходимы такие меры по защите морей от загрязнения как снижение загрязненности рек, очистка сточных вод предприятий и кораблей, сбрасываемых в моря.
Особый вклад в загрязнение морей и океанов вносит нефть, поэтом)’ большое внимание уделяется предупреждению нефтяного загрязнения. Предусматриваются следующие меры:
- 1) Запрещение бесконтрольного сброса нефтепродуктов в море. Придя в порт, корабль должен в трехдневный срок освободиться от всех остатков нефтепродуктов в специально отведенных местах.
- 2) При сливе сточных вод, содержащих нефтепродукты в 1 литре сточных вод должно содержаться не.более 100 мг нефтепродуктов.
- 3) Если произошел разлив нефти, необходимо поставить специальные заграждения для предотвращения распространения нефтяного пятна. Необходимо также распылить нефть, не дать ей слипнуться в большие пятна (диспергация нефти). Дпя сбора нефти с поверхности воды применяются сорбирующие материалы.
Надо отметить, что в настоящее время существует два основных документа по защите морей и океанов.
- 1) «Правила по предотвращению загрязнения моря с кораблей».
- 2) «Правила по защите моря»
Источник
Меры по охране морей и океанов от загрязнения
Наиболее серьезной проблемой морей и океанов в нашем столетии является загрязнение нефтью, последствия которого губительны для всей жизни на Земле. Поэтому в 1954 году в Лондоне прошла международная конференция, ставившаяся целью выработать согласованные действия по охране морской среды от загрязнения нефтью. На ней была принята конвенция, определяющая обязанности государств в этой области. Позже в 1958 году в Женеве были приняты еще четыре документа: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции юридически закрепили принципы и нормы морского права. Они обязывали каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять морскую среду нефтью, радиоотходами и другими вредными веществами. Прошедшая в 1973 году в Лондоне конференция приняла документы по предотвращению загрязнения с судов. Согласно принятой конвенции, каждое судно должно иметь сертификат — свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка находятся в исправном положении и не наносят ущерб морю. Соответствие сертификатам проверяется инспекцией при заходе в порт.
Запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров, все сбросы с них должны выкачиваться только на береговые приемные пункты. Для очистки и обеззараживания судовых сточных вод, в том числе хозяйственно-бытовых, созданы электрохимические установки. Институт океанологии РАН разработал эмульсионный метод очистки морских танкеров, полностью исключающий попадание нефти в акваторию. Он заключатся в добавлении к промывной воде нескольких поверхностно-активных веществ (препарат МЛ), что позволяет осуществить на самом судне очистку без сброса загрязненной воды или остатков нефти, которую можно впоследствии регенерировать для дальнейшего использования.
В целях предотвращения утечек нефти совершенствуются конструкции нефтеналивных судов. Многие современные танкеры имеют двойное дно. При повреждении одного из них нефть не выльется, ее задержит вторая оболочка.
Капитаны судов обязаны фиксировать в специальных журналах сведения обо всех грузовых операциях с нефтью и нефтепродуктами, отмечать место и время сдачи или слива с судна загрязненных сточных вод.
Для систематической очистки акваторий от случайных разливов применяются плавучие нефтесборщики и боковые заграждения. Также в целях предотвращения растекания нефти используются физико-химические методы. Создан препарат пенопластовой группы, который при соприкосновении с нефтяным пятном полностью его обволакивает. После отжима пенопласт может использоваться вторично в качестве сорбента. Такие препараты очень удобны из-за простоты применения и невысокой стоимости, однако их массовое производство пока не налажено. Также существуют сорбирующие средства на основе растительных, минеральных и синтетических веществ.
После сбора нефти сорбентами или механическими средствами на поверхности воды всегда остается тонкая пленка, которую можно удалить путем разбрызгивания разлагающих ее химических препаратов. Но при этом эти вещества должны быть биологически безопасны.
В Японии создана и апробирована уникальная технология, с помощью которой можно в короткие сроки ликвидировать гигантское пятно. Корпорация «Кансай санге» выпустила реактив ASWW, основной компонент которого — специально обработанная рисовая шелуха. Распыленный по поверхности, препарат в течение получаса всасывает в себя выброс и превращается в густую массу, которую можно стащить простой сетью.
Оригинальный способ очистки продемонстрирован американскими учеными в Атлантическом океане. Под нефтяную пленку на определенную глубину опускается керамическая пластинка. К ней подсоединяется акустическая пластинка. Под действием вибрации сначала скапливается толстым слоем над местом, где установлена пластинка, а затем смешивается с водой и начинает фонтанировать. Электрический ток, подведенный к пластинке, поджигает фонтан, и нефть полностью сгорает.
Для удаления с поверхности прибрежных вод пятен масел американские ученые создали модификацию полипропилена, притягивающего жировые частицы. На катере-катамаране между корпусами поместили своеобразную штору из этого материала, концы которой свисают в воду. Как только катер попадает на пятно, нефть прочно прилипает к «шторе». Остается лишь пропустить полимер через валики специального устройства, которое отжимает нефть в приготовленную емкость.
Однако, несмотря на некоторые успехи в поиске эффективных средств, ликвидирующих загрязнения, о решении проблемы говорить рано. Только внедрением новых методик очисток акваторий невозможно обеспечить чистоту морей и океанов. Центральная задача, которую необходимо решать всем странам сообща, — предотвращение загрязнения.
Источник