- Какие океаны и моря омывают Европу — список, описание и карта
- Атлантический океан
- Северный Ледовитый океан
- Гренландское море
- Норвежское море
- Баренцево море
- Белое море
- Карское море
- Северное море
- Балтийское море
- Средиземное море
- Мраморное море
- Черное море
- Азовское море
- Ирландское море
- Кельтское море
- Каспийское море
- Реки Европы — Страны, по которым они протекают
Какие океаны и моря омывают Европу — список, описание и карта
Европа – одна из самых маленьких частей света, которая по своей площади (10 млн кв. км) не уступает только Австралии. Также не до конца определены границы Европы и Азии. Большая часть линии разделения проходит от Северного Ледовитого океана и до Каспийского моря по Уральским горам, а вот провести границу между акваторией Каспийского моря и Черным или Азовским морем можно по-разному. Однако независимо от выбранной линии разграничения список океанов и морей, омывающий Европу, не меняется.
Читайте также:
Атлантический океан
Долгое время европейцы считали, что западнее Атлантики нет никакой земли, и водная гладь простирается до края мира. Лишь в конце XV века была открыта Америка. Сегодня через Атлантический океан, который является вторым по площади на планете (91,66 млн кв. км), осуществляется больше всего грузоперевозок, ведь он связывает экономику Старого и Нового света. Самой глубокой точкой Атлантики является желоб Пуэрто-Рико, расположенный на 8742 м ниже уровня моря.
Свое название водоем получил из-за древнегреческого мифа о титане Атланте, который якобы удерживает на своих плечах небесный свод. По мнению греков, место, где должен находиться этот титан, находится как раз далеко на западе в водах Атлантического океана.
Северный Ледовитый океан
Самый маленький из 4 океанов, имеющий площадь лишь в 14,75 млн кв. км. Также он значительнее мелководнее других океанов – его максимальная глубина равна 5527 м, а средняя оценивается в 1225 м. В результате некоторые исследователи даже предлагают считать Северный Ледовитый океан морем в составе Атлантического океана. В зарубежных странах распространено название «Арктический океан».
Значительная часть океана покрыта ледовой шапкой, которая сокращается в летние месяцы и увеличивается в зимние. В последнее время площадь льда сокращается. Минимум был зафиксирован 16 сентября 2012 года, когда лишь 3,61 млн кв. км акватории было сковано льдом. Ожидается, что к 2100 или даже 2050 году в летние месяцы Арктика будет полностью освобождаться ото льдов, что значительно увеличит размеры морской торговли в регионе. Известно, что именно через Северный Ледовитый океан проходят множество кратчайших морских путей, в частности, из Азии в Европу.
Гренландское море
Расположено между Гренландией, Шпицбергеном, и Исландией. Площадь его акватории превышает 1,2 млн кв. км. Самая глубокая точка моря является также глубочайшей точкой всего Северного Ледовитого океана и расположена на глубине 5527 м.
Норвежское море
Омывает большую часть побережья Норвегии. Площадь водоема оценивается в 1,4 млн кв. км, а глубина в среднем составляет 1700 метров, доходя до максимума в 3970 м. Существуют разногласия, к какому именно океану следует относить водоем. Если в России его относят к Северному Ледовитому океану, то во многих англоязычных источниках море считают частью акватории Атлантики.
Баренцево море
Его естественными границами являются Кольский полуостров, Шпицберген, архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Площадь моря равна 1,424 млн кв. км. Средняя глубина водоема равна 222 м, в то время как максимальное расстояние от дна до водной поверхности составляет 600 м. Ранее использовались такие названия, как «Русское море» и «Мурманское море».
Белое море
Внутреннее море России, омывающее с юга Кольский полуостров. На его берегу, в месте впадения реки Северная Двина, стоит город Архангельск. Площадь водоема не превышает 90 тыс кв. км, а максимальная глубина доходит лишь до 343 м, а средняя и вовсе равна 67 м.
Карское море
Расположено к востоку от архипелага Новая Земля и простирается вплоть до Северной Земли. Омывает Европу лишь на незначительной полоске российского берега. Может считаться как самым восточным, так и самым северным морем, омывающим Европу. Его площадь чуть менее 894 тыс кв. км, а самая глубокая точка находится на 620 м ниже уровня моря. Средняя глубина оценивается в 75 м.
Северное море
Занимает обширное пространство между Великобританией, Скандинавским и Ютландским полуостровом. Его акватория занимает 750 тыс кв. км. Глубина в среднем находится на уровне в 95 м, но в некоторых мессах доходит и до 725 м. Водоем имеет огромное экономическое значение. Через его порты (Амстердам, Лондон, Антверпен, Осло) проходит 1/5 мирового грузопотока. Также на шельфе находится множество месторождений нефти и газа, которые делают Норвегию самым благополучным государством мира. Впрочем, постепенно добыча углеводородов снижается из-за истощения месторождений.
Балтийское море
Имеет площадь в 419 тыс кв. км и максимальную глубину в 470 м. Средняя глубина оценивается в 51 м. Соединяется с акваторией Северного моря с помощью пяти датских проливов. Ещё 7,5 тыс лет назад Балтийское море было озером, и лишь из-за отступления ледников оно соединилось с мировым океаном.
Средиземное море
Самое большое европейское море, занимающее 2,5 милн кв. км. Отделяет Европу от Африки, Ближнего Востока и Малой Азии. Считается, что именно в этом регионе возникла вся европейская цивилизация. Средняя глубина водоема составляет 1541 м, а максимальное расстояние от дна до водной поверхности равно 5121 м. Через Гибралтарский пролив море соединяется с Атлантическим океаном, а через Суэцкий канал – с Красным морем, которое относится уже к Индийскому океану. Стоит отметить, что в составе Средиземного моря выделяется как минимум 8 м меньшего размера.
Мраморное море
Пролив Дарданеллы связывает Средиземное море с Мраморным. Это самое маленькое море, омывающее Европу – всего 11 472 кв. км. Его максимальная глубина составляет 1375 м, а средняя – 677 м.
Черное море
В свою очередь из Мраморного моря через пролив Босфор можно попасть в Черное море. Оно занимает 422 тыс кв. км, а его глубина может доходить до 2210 м. Интересная черта – на глубинах более 200 м полностью отсутствует жизнь из-за большой концентрации сероводорода.
Азовское море
Самое мелководное море в мире, чья максимальная глубина не превышает 13,5 м, а средняя составляет всего 7,5 м. Площадь его акватории равна 7,5 тыс кв. км. Соединено с Черным морем Керченским проливом.
Ирландское море
Отделяет Ирландию от Великобритании. Площадь водоема оценивается в 100 тыс кв. км. В некоторых местах глубина доходит до 175 м, но средняя глубина составляет 43 м.
Кельтское море
Расположено на юге от Ирландского моря, с которым соединено проливом Святого Георга. Его площадь равна 190 тыс кв. км, а глубина в некоторых местах достигает 200 м.
Каспийское море
Часто рассматривается как озеро, так как не связано с Мировым океаном. Однако его огромные размеры (371 тыс кв. км), большая глубина (до 1025 м), а также соленость воды позволяют считать его морем. Существует проект канала «Евразия», который должен будет связать водоем с Мировым океаном через акваторию Азовского или Черного моря.
Источник
Реки Европы — Страны, по которым они протекают
Волга (3700 км) — Россия
Дунай (2850 км) — Германия, Австрия, Венгрия
Днепр (2200 км) — Украина, Белоруссия, Россия
Дон (1970 км) — Россия, Украина
Днестр (1360 км) — Украина, Молдавия
Рейн (1320 км) — Швейцария, Германия, Нидерланды
Эльба (1165 км) — Чехия, Словакия, Германия
Висла (1062 км) — Польша
Луара (1020 км) — Франция
Тахо (1010 км) — Испания, Португалия
Эбро (928 км) — Испания
Дуэро (850 км) — Испания, Португалия
Одер (848 км) — Чехия, Словакия, Польша, Германия
Рона (812 км) — Швейцария, Франция
Сена (776 км) — Франция
По (652 км) — Италия
Гаронна (575 км) — Франция
Майн (524 км) — Германия
Неккар (370 км) — Германия
Темза (338 км) — Великобритания
Северн (338 км) — Великобритания
Крупнейшие реки мира
Амазонка (7025 км) — Южная Америка
Нил (6700 км) — Африка
Янцзы (5980 км) — Азия
Хуанхэ (4845 км) — Азия
Заир (Конго) (4640 км) — Африка
Лена (4270 км) — Азия
Нигер (4200 км) — Африка
Меконг (4180 км) — Азия
Маккензи (4100 км) — Северная Америка
Обь (4012 км) — Азия
Енисей (3800 км) — Азия
Река Св. Лаврентия (3800 км) — Северная Америка
Миссисипи (3780 км),(вместе с Миссури — 6260 км) — Северная Америка
Волга (3700 км) — Европа
Юкон (3280 км) — Северная Америка
Парана (3350 км) — Южная Америка
Инд (3180 км) — Азия
Сан-Франциско (3161 км) — Южная Америка
Ганг (3090 км) — Азия
Рио-Гранде (2900 км) — Северная Америка
Дунай (2850 км) — Европа
Амур (2845 км) — Азия
Евфрат (2780 км) — Азия
Замбези (2660 км) — Африка
Амударья (2620 км) — Азия
Муррей (2575 км) — Австралия
Урал (2534 км) — Азия, Европа
Колорадо (2250 км) — Северная Америка
Днепр (2200 км) — Европа
Ориноко (2160 км) — Южная Америка
Сенегал (1700 км) — Африка
Лимпопо (1600 км) — Африка
Днестр (1360 км) — Европа
Рейн (1320 км) — Европа
Луара (1020 км) — Европа
Тахо (1010 км) — Европа
По такому же принципу может быть придумана игра с реками континентов.
Моря. Расчертите на карте мира черным карандашом примерные линии раздела между океанами:
1. Атлантический океан омывает Францию между Европой и Америкой;
2. Тихий океан — самый большой океан между Азией и Америкой;
3. Северный Ледовитый океан расположен вокруг Северного полюса;
4. Индийский океан находится ниже южной оконечности Азии.
К этому списку можно добавить окраинные моря.
Окраинные моря (Европа)
Окраинные моря (Азия)
Окраинные моря (Америка)
Внутренние моря (Европа)
Внутренние моря (Азия)
Разделите карту мира на две части: с одной стороны будут Европа, Азия, Австралия и Африка, с другой — две Америки и Гренландия. Сделайте несколько ксерокопий. Один экземпляр дайте ребенку и научите очерчивать моря, произнося их названия.
Рельеф. Отыщите хорошие иллюстрации и объясните значение терминов, относящихся к рельефу, например таких:
ОЧЕНЬ ВАЖНО. Чтобы все эти игры заинтересовали ребенка, нужно подготовить много ярких, хорошо подобранных иллюстраций, с помощью которых можно подробно рассказывать каждую историю. Для всех стран у вас должны быть цветные фотографии, для каждого термина — забавные определения типа: «Лагуна — это кусочек, который море потеряло при отступлении». Чтобы лучше запомнились названия рек, надо найти для них что-то характерное, присущее только им, например: рыбы и животные, которые там обитают, суда, которые на них используются. Какой-нибудь яркий образ сможет зафиксировать в памяти название реки.
Дети, конечно, не могут запомнить всего, но где-то в уголке их памяти эти сведения отложатся. И если впоследствии они будут интересоваться данным предметом, то гораздо легче усвоят его. Главное, у ребенка останется картина Земли (в целом и в подробностях), связанная с образными воспоминаниями. К сожалению, географические знания, приобретенные в школе, очень редко отличаются такими чертами.
Глава 9. История искусства и рисование
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Итак, перед нами самая легкая, занимательная и интересная область знаний, с которой мы решили познакомить малыша. Начиная с полутора лет (а может быть, и раньше, почему бы нет?) дети с живейшим интересом рассматривают картинки (если с ними правильно занимаются). Эта область ускоренного обучения очень быстро дает очевидные результаты (причем даже при работе с самыми маленькими) по очень простой причине: картинки — наиболее красивые вещи в мире, и дети чувствуют это инстинктивно!
Помните, что отбить у ребенка интерес к живописи чрезвычайно легко. Все зависит от того, как вы себя поведете. Если у вас дома мало книг по искусству и при этом вы их почти не смотрите, но относитесь к ним, как к китайской вазе, которую не дай бог разбить, малыш сделает вывод, что все такие книги исключительно для взрослых. Если вы водите ребенка в музей раз в год, ничего ему при этом не объясняете, не берете его на руки, чтобы он мог получше рассмотреть картины, и беспрестанно делаете замечания, что он шумит, малыш быстро усвоит раз и навсегда: все, что находится в музеях, крайне неинтересно и скучно. И понадобится не один год, чтобы загладить ошибку и наверстать упущенное время.
Вы, конечно же, не относитесь к такому типу людей, поэтому я хочу дать вам некоторые советы, которые помогут ввести ребенка в чудесный мир искусства.
Первое посещение музея. Допустим, что недалеко от вас есть музей или работает выставка, куда вы хотели бы повести своего ребенка. Рекомендую заранее достать репродукции находящихся там картин. Если это альбом, на каждой странице должна быть только одна репродукция. Изображение на другой странице, о котором вы в данный момент не говорите, закройте листом чистой бумаги. Прежде чем показать ребенку открытку, положите ее на кусочек белого картона размером 30х30 см. Выберите пять репродукций, усадите ребенка около себя и начинайте:
Я хочу показать тебе несколько прекрасных картин. Их нарисовал господин, которого звали Антуан Ватто. Все эти картины имеют разные названия: вот «Жиль», а вот «Отплытие на остров Любви». Теперь посмотри-ка на эту: она называется «Лавка Жерсена». А эти две — «Урок пения» и «Две сестры».
Сначала делайте все быстро. Покажите малышу первую картинку, уберите ее и сразу же достаньте вторую. Это займет у вас несколько секунд. Окончив занятие, возьмите ребенка на руки, поиграйте с ним в «разглядывание картинок», добейтесь, чтобы он сам ощутил, как это интересно. Малыш должен почувствовать всю гамму цветов и осознать, что смотреть картинки — очень увлекательное дело. На следующий день повторите пройденное, а через три дня добавьте еще одну репродукцию.
Вскоре ребенок не захочет, чтобы вы так быстро меняли картинки, у него появится желание изучать их подольше: тогда вы можете попытаться объяснить малышу, что же именно изображено на картинке, обратить его внимание на отдельные занятные детали. Когда вы «проработали» таким образом, десяток репродукций, отправьтесь с ребенком в музей или на выставку, чтобы увидеть картины в оригинале. Предупредите ребенка о походе в музей заранее, обставьте это с торжественностью и идите в музей в приподнятом настроении. В залах возьмите ребенка на руки и подойдите сразу к тем картинам, которые вы вместе с ним рассматривали дома. Сделайте так, чтобы малыш сам их узнал.
Конечно, я описываю в данном случае некую идеальную ситуацию, когда рядом с домом есть музей, в котором находится десять шедевров какого-нибудь одного крупного живописца. В действительности так бывает достаточно редко, но в любом случае в начале занятий рекомендуется показывать ребенку картины одного художника. Самое же важное — дать малышу понять, что такое живопись вообще.
Высшая награда. Вскоре вы заметите, что малыш терпеливо (правда, не всегда!) ждет «уроков живописи». Очень соблазнительно, воспользовавшись этим, немного «пошантажировать» его. Например, я старалась таким образом воздействовать на мою дочку (в возрасте одного года восьми месяцев), чтобы она стала есть хоть чуть-чуть побыстрее. Я обещала ей, что если она быстро все съест, на десерт получит «урок живописи». Если подобная затея будет иметь успех, то вам, конечно, захочется поступать так каждый день. Но я вам этого не рекомендую, вы потеряете главное. После двух лет ребенок начинает отдавать себе отчет не только в том, что «уроки» доставляют удовольствие и вам, но и в том, что его реакция на них может для вас это удовольствие увеличить или уменьшить. Таким образом, он приобретает власть над вами. Не пробуждайте у него желания ее использовать. Прежде всего, постарайтесь избежать двух ошибок. Первая — не «торгуйте» уроками (уроки могут играть роль вознаграждения, что только подчеркнет полученное ребенком удовольствие, но они не должны стать для него повинностью); вторая — не занимайтесь слишком долго. Важно, чтобы малышу было мало того, что он успел узнать за один раз, и чтобы ему страстно хотелось «еще». Если ребенок поймет, что вам эти уроки интереснее, чем ему, так как у вас больше терпения, он начнет проявлять свою власть над вами. В результате его интерес к познанию быстро сменится желанием управлять вами. Вот этого как раз и нельзя допустить. Надо сделать так, чтобы он просил вас заниматься с ним, а не вы его.
Упрямые дети. Как всегда, есть дети, к которым не так-то просто найти подход и которые поэтому требуют особого внимания. Некоторые, совсем маленькие, любят больше жевать открытки и книги по искусству, чем их разглядывать. Если вы наблюдаете подобное, значит, ребенок хочет познать мир книги и бумаги с помощью своих пяти чувств. Ему нужно ощутить, как пахнет бумага и какова она на вкус. Конечно, из-за соображений гигиены малышу помешают это сделать, что вызовет его недовольство. Но даже если вам такие его действия не по душе, все равно дайте ребенку книжки из твердого картона, открытки, пусть он их жует, сосет: от этого еще никто не умирал, а желание так поступать пройдет очень быстро. Если же вы увидите, что это продолжается, то объясните малышу:
Посмотри, вот эту книжку ты можешь взять в рот, чтобы узнать, какова она на вкус, а вот эту — ни в коем случае нельзя, так как она очень ценная. Видишь, какие в ней замечательные картинки. Посмотри, как та книжка, которую ты брал в рот, испортилась! А с этой, пожалуйста, так не поступай. Взгляни-ка, какая она красивая!
Ребенок все быстро поймет и все оценит: ему, конечно, кое-что запретили, но не полностью — всякое желание должно быть удовлетворено, но при определенных обстоятельствах и условиях. Если же малыш по-прежнему отказывается понимать ваши слова, то, скорее всего, так получается из-за того, что вы сами когда-то были непоследовательны в своих запретах.
Что же касается детей, которым «уроки живописи» неинтересны, то, вероятно, причина этого в том, что вы в своих занятиях идете вперед очень медленными шагами. С ребенком в возрасте до двух лет и с ребенком, которому скучно подолгу рассматривать книгу, главное — заниматься в достаточно быстром темпе. Нужно, чтобы малыш после очередного «сеанса» думал: «А что это она мне там показывала? Я еле-еле успел все рассмотреть… А она была такая веселая, смеялась!»
Сюжеты (темы). Мне кажется, что смотреть картины с ребенком более старшего возраста лучше, группируя их не по художникам, а по тематике. Нужно выбрать сюжет, который малышу, несомненно, понравится. Вот примерный список тем, которые довольно часто отражаются в картинах:
домашние и (или) дикие.
свадьбы, карнавалы, ярмарки и т. п.
бедные, богатые, играющие, спящие; они учатся, едят и т. п.
крупные планы и общие сцены.
покажите их ребенку на картине и сравните с живыми цветами.
объясните различия в обстановке разных эпох.
Танцы и танцовщики (танцовщицы).
Адам и Ева, сцены земного рая; Ноев ковчег; Юдифь и Олоферн, Саломея (сравните эти две темы); Благовещение; Рождение Иисуса и поклонение волхвов; Бегство в Египет; Св. Иоанн Креститель в пустыне и крещение Христа; Распятие; Снятие с креста и погребение; Вознесение; Страшный суд и падение в преисподнюю и т. п.
Падение Икара; Шкатулка Пандоры (сравните с первородным грехом); Филемон и Бавкида; Похищение Прозерпины (чтобы объяснить происхождение четырех времен года); Рождение Венеры и рождение Минервы (сравните); Вакх; Психея.
Можно создать своеобразные «книги по искусству» для вашего ребенка. Открытки, продающиеся в музеях репродукции из дешевых книжек, журналов, откуда их можно вырезать, — все это нужно наклеить на белые листы бумаги и соединить кольцами.
Рассматривание картин на библейские и мифологические сюжеты сыграет большую роль при чтении Библии и изучении мифов.
Греческие и римские боги. Живопись позволит вам познакомить ребенка с этими известными личностями, у которых почти всегда два имени, а ваша задача помочь малышу разобраться в них. Вот как зовут некоторых из них:
Источник