Координаты: Координаты: 45°18′55″ с. ш. 36°34′06″ в. д. / 45.315278° с. ш. 36.568333° в. д. (G) (O) (Я) 45.315278 , 36.568333 45°18′55″ с. ш. 36°34′06″ в. д. / 45.315278° с. ш. 36.568333° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Связывает
Азовское море, Чёрное море
Страны
Украина , Россия
Разделяет
Керченский полуостров и Таманский полуостров
Крайние мысы
Ак-Бурун, Тузла
Ширина
от 4,5 до 15 км
Длина
45 км
Наибольшая глубина
18 м
Ке́рченский проли́в (укр. Керченська протока , крымскотат. Keriç boğazı, Керич богъазы , адыг. Хы ТІуалэ ) — пролив, принадлежащий к акватории Азовского моря и соединяющий его с Чёрным морем. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным — Таманский полуостров. Ширина пролива — от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт — город Керчь.
В конце XVIII — начале XX веков пролив также называли Таврическим [1] , Еникальским [2] , Керчь-Еникальским. Древние греки называли его Боспор Киммерийский (др.-греч. Βόσπορος Κιμμέριος ) по имени древнего народа киммерийцев.
Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Путина, основной сезон отлова рыбы, начинается в конце осени и длится несколько месяцев.
Содержание
История
Миф, архаика
Еврипид описывает [3] , как со стороны Тавриды (Крыма) пролив переплывает Ио — возлюбленная Зевса, превращенная Герой в корову и гонимая оводом.
Эсхил называет переправу через пролив — «Коровий брод» (греч. Βόσπορος , то есть Боспорос, Боспор, Босфор) [4] .
В своих «Жизнеописаниях» Плутарх, ссылаясь на Гелланика, сообщает, что амазонки переправлялись через Боспор Киммерийский по льду [5] .
Античность
О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота [6] . В VI веке до н. э. греки ионийцы основали на западном берегу пролива город Пантикапей — будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи. Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы [7]
Во II веке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией царя Миридата VI Евпатора под предводительством полководца Неоптолема и варварами:
«Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (то есть в керченском проливе), что в том месте, где зимою военачальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял»
«Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном».
Скорее всего, разбито было племя ахеян, проживавших на территории современного Краснодарского края и обладавших войском и пиратским флотом.
Вход в Меотиду называется Киммерийским Боспором; начинается он с довольно значительной ширины, именно около семидесяти стадиев, где и переправляются из окрестностей Пантикапея в ближайший азиатский город Фанагорию, а оканчивается гораздо более узким проливом. Этот проход отделяет Европу от Азии. (Страбон, VII, 4, 5).
XX век
В апреле 1944 началось строительство железнодорожного моста через пролив . 115 однотипных пролётов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года «к празднику 27-й годовщины Великой Октябрьской революции». Строительство велось из трофейных материалов, оставшихся после отступления немецких войск, которые намеревались по мосту переправлять свои вооруженные силы из Крыма на основную часть РСФСР [8] . Впрочем, есть сведения, что строительство моста планировалось советским руководством еще до войны и часть конструкций моста заказывалась как раз в Германии [9] . Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Буквально за несколько дней до разрушения, по мосту возвращался поезд советской делегации с Ялтинской конференции. Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства [10] .
Вместо разрушенного моста в 1953 году была открыта Керченская паромная переправа. Ее длина составляет 3,8 км [11] , соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым — Порт Кавказ). В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».
В конце 1980-х годов, в связи со старением железнодорожных паромов прекращена перевозка пассажирских, а затем и товарных поездов через пролив. Из-за проблем с финансированием новые паромы для переправы построены не были, и в течение почти 15 лет переправа служила только для перевозки автомобилей. Неоднократно предлагались проекты строительства нового моста через Керченский пролив, но из-за дороговизны они не получили дальнейшего развития.
Сегодня
В 2004 году переправе был передан железнодорожный паром «Анненков», и в ноябре 2004 года в преддверии второго тура президентских выборов на Украине состоялось торжественное открытие паромной переправы. В акции приняли участие Виктор Янукович (на тот момент премьер-министр и кандидат в президенты Украины) и президент России Владимир Путин. После торжественной церемонии открытия железнодорожное сообщение через пролив было восстановлено и существует по сей день, но только для перевозки грузов.
Осенью 2007 года во время сильнейшего шторма в Керченском проливе затонуло несколько кораблей, в море вылилось множество тонн мазута, тем самым был нанесён огромный вред акватории Керченского пролива. [12]
С начала 90-х годов XX века уже было разработано порядка двух десятков предварительных проектов моста через Керченский пролив, как по инициативе Крымской стороны, так и по российской. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года, предусматривает в качестве одного из основных направлений развития транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе до 2015 года провести проектирование моста через Керченский пролив, а также реконструкцию автодорожных подходов к государственной границе с Украиной и подъезда к морскому порту Кавказ. А на период с 2016 по 2030 годы — строительство моста через Керченский пролив [13] . Впрочем, строительство моста надеются ускорить для расширения межгосударственных связей России и Украины в связи с проведением крупных спортивных мероприятий — чемпионата Европы по футболу 2012 года, который пройдет на Украине, и сочинских зимних Олимпийских игр 2014 года.
Территориальный спор
В 1996 году депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Александр Травников впервые поставил вопрос о территориальной принадлежности Тузлинской косы на сессии ЗСК. Обоснование законности территориальной претензии России на эту территорию были сформулированы в книгах А. Травникова «Коса Тузла перечисленная территория» и «Коса Тузла и стратегические интересы России» [14] . В 2003 году Керченский пролив оказался в центре спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размыв морского берега, вызванный уменьшением стока из Азовского моря и увеличением (летом) из Черного после строительства Цимлянского водохранилища, начали в спешном порядке возводить дамбу от крайней точки Таманского полуострова в сторону украинских островов, бывших ранее частью Тузлинской косы. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов — строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской.
24 декабря 2003 года в Керчи был подписан договор, в котором отмечается, что, хотя Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами РФ и Украины, но Азовское море разграничивается по линии государственной границы, а урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива является предметом дальнейших соглашений между Украиной и РФ [15] .
Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря продолжаются, однако, до сих пор [когда?] .
МИД Украины считает позицию России по размежеванию Керченского пролива неправовой. Россия отказывается делить Керченский пролив по бывшей внутрисоветской административной границе, потому что в этом случае она теряет контроль над единственным глубоководным участком Керченского пролива, что влечёт финансовые и политические издержки.
Украина обвиняет Россию в двойных стандартах, напоминая, что межгосударственной российско-эстонской границей в Нарвском и Финском заливах была признана по настоянию России именно бывшая внутрисоветская административная граница. Украина настойчиво требует поделить Керченский пролив аналогичным образом в соответствии с международным правом.
Мост через пролив
Первый мост через Керченский пролив был построен из заготовленного немецкими войсками металла и сдан к 7 ноября 1944 года, но уже в феврале 1945 года был разрушен ледоходом из Азовского моря из-за отсутствия ледорезов.
В апреле 2010 года президент Украины Виктор Янукович и президент России Дмитрий Медведев подписали документ, согласно которому к 2014 году будет построен мост, который соединит Краснодарский край с Крымом. Документ ещё предстоит ратифицировать парламентам обеих стран [16] .
Примечания
↑Таврический пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
↑Еникальский пролив — статья из Большой советской энциклопедии
↑Вы синие, синие волны, Где с морем сливается море, Где жало аргосской осы Когда-то по лютой пучине К берегам азиатским Ио Промчало от пастбищ Европы! Кого переправили к нам вы? Еврипид. Ифигения в Тавриде, ст. 393—399.
↑Придешь ты после к Истму Киммерийскому, К воротам тесным моря. Там, отважившись, Должна ты Меотиды переплыть пролив. И память в людях славная останется Об этой переправе. Будет имя ей — «Коровий брод» — Босфор. Европы кинешь ты Равнины, на Азийский материк придешь. «Эсхил, Прометей прикованный», ст. 732—735. (Пер. А. И. Пиотровского)
↑ Плутарх, Тесей, 26
↑ «…скифы… толпами переходят по льду и на повозках переезжают в землю скиндов» Геродот, IV, 28
↑ Геродот, IV,12,45.
↑Мост через пролив. Керчь — это мой город
↑Мост через Керченский пролив. Крымские тайны XX века
↑ Б. М. Надежин «Архитектура мостов», М.: Стройиздат, 1989
↑Керченский пролив и транспорт Керчи — Города и области Украины
↑Из Керченского пролива эвакуируются полсотни судов
↑ Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р
↑ Травников А. И. Коса Тузла и стратегические интересы России. Изд. «Феникс» Ростов на Дону. 2005
↑Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, 24 декабря 2003 года // МИД РФ
↑«Медведев и Янукович договорились о строительстве моста через Керченский пролив» // Lenta.ru, 25.04.2010
Боспорское царство • Тмутараканское княжество / Тмутаракань • История Керчи • Керченско-Феодосийская десантная операция
Транспорт
Керченская паромная переправа • Порт Крым • Порт Кавказ • Мост через Керченский пролив E 97Европейский маршрут E97: М-17 (Херсон—Керчь) +Новороссийск)
Портал «Крым» • Портал «Чёрное море» • Проект «Крым»
Атлантический океан
Моря
Азовское море · Балтийское море · Ирландское море · Карибское море · море Лабрадор · море Лазарева · Мраморное море · море Рисер-Ларсена · Саргассово море · Северное море · Море Скоша · Средиземное море (Альборан, Балеарское море, Лигурийское море, Тирренское море, Адриатическое море, Ионическое море, Эгейское море) · море Уэдделла · Чёрное море
Важнейшие заливы
Бискайский залив · Бристольский залив · Гвинейский залив · Мексиканский залив · залив Мэн · залив Святого Лаврентия
Азорские острова · Аландские острова · Антикости · Багамские острова · Балеарские острова · Бермудские острова · острова Бижагош · Биоко · Большие Антильские острова · Британские острова · Вознесения · Готланд · Зеландия · острова Зелёного Мыса · Ионические острова · Исландия · Канарские острова · Кейп-Бретон · острова Киклады · Кипр · Корсика · Крит · Лесбос · Лолланн · Лонг-Айленд · архипелаг Мадейра · Малые Антильские острова · Маражо · Моонзундский архипелаг · Ньюфаундленд · архипелаг Огненная Земля · Мальта · Принсипи · Принца Эдуарда · Сан-Томе · Сардиния · Святой Елены · Сицилия · Фарерские острова · Фолклендские (Мальвинские) острова · Фюн · Эвбея · Эланд · Южная Георгия · Южные Оркнейские острова · Южные Сандвичевы острова · Южные Спорады · Южные Шетландские острова
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Керченский пролив» в других словарях:
Керченский пролив — между Керченским (Крым) и Таманским (Кавказ) п овами, соединяет Азовское и Черное моря. Название появилось в середине XIX в.; дано по гор. Керчь. В античное время пролив назывался Боспор Киммерийский (по киммерийцам, народу, жившему в К … Географическая энциклопедия
КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ — между Керченским и Таманским полуостровами. Соединяет Черное и Азовское моря. Длина ок. 41 км, ширина от 4 до 45 км, глубина 5 15 м. Крупный порт Керчь, связанный железнодорожным паромом со станцией Кавказ … Большой Энциклопедический словарь
КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ — КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ, между Керченским и Таманским п овами. Соединяет Чёрное и Азовское моря. Длина ок. 41 км, ширина от 4 до 45 км, глубина 5 15 м. Крупный порт Керчь, связанный ж. д. паромом со ст. Кавказ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Керченский пролив — между Керченским и Таманским полуостровами. Соединяет Чёрное и Азовское моря. Длина около 41 км, ширина от 4 до 45 км, глубина 5 15 м. Крупный порт Керчь, связанный железнодорожным паромом со станцией Кавказ. * * * КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ КЕРЧЕНСКИЙ… … Энциклопедический словарь
Керченский пролив — между Керченским (Крым) и Таманским (Кавказ) п овами, соединяет Азовское и Черное моря. Название появилось в середине XIX в.; дано по гор. Керчь. В античное время пролив назывался Боспор Киммерийский (по киммерийцам, народу, жившему в Крыму), в… … Топонимический словарь
Керченский пролив — (древнегреческий Боспор Киммерийский) пролив между Керченским полуостровом на 3. и полуостровом Тамань на В., соединяет Чёрное и Азовское моря. Длина около 41 км, ширина от 4 до 15 км. Берега К. п. частично низменные с песчаными косами,… … Большая советская энциклопедия
Керченский пролив — (в древности Босфор Киммерийский) соединяет Черное море с Азовским; длина его около 40 верст; ширина от 15 до 3 верст; притом фарватер значительно суживается многочисленными подводными камнями у обрывистых мысов и отлогими мелями двух больших кос … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Керченский пролив — Керченский пролив, Еникальский пролив (древнегреч. Боспор Киммерийский), между Керченским (Крым) и Таманским (Кавказ) полуостровами. Соединяет Черное и Азовское моря. Длина около 41 км, ширина от 4 до 45 км, глубина 515 м. Зимой покрыт… … Словарь «География России»
Керченский пролив — К ерченский прол ив … Русский орфографический словарь
Мост через Керченский пролив — Координаты: 45.3582, 36.6496 … Википедия