Какие моря соединяются проливом керченский пролив

Керченский пролив

Ке́рченский проли́в (укр. Керченська протока , крымскотат. Keriç boğazı, Керич богъазы , адыг. Хы ТІуалэ ) — пролив, принадлежащий к акватории Азовского моря и соединяющий его с Чёрным морем. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным — Таманский полуостров. Ширина пролива — от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт — город Керчь.

В конце XVIII — начале XX веков пролив также называли Таврическим [1] , Еникальским [2] , Керчь-Еникальским. Древние греки называли его Боспор Киммерийский (др.-греч. Βόσπορος Κιμμέριος ) по имени древнего народа киммерийцев.

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Путина, основной сезон отлова рыбы, начинается в конце осени и длится несколько месяцев.

Содержание

История

Миф, архаика

Еврипид описывает [3] , как со стороны Тавриды (Крыма) пролив переплывает Ио — возлюбленная Зевса, превращенная Герой в корову и гонимая оводом.

Эсхил называет переправу через пролив — «Коровий брод» (греч. Βόσπορος , то есть Боспорос, Боспор, Босфор) [4] .

В своих «Жизнеописаниях» Плутарх, ссылаясь на Гелланика, сообщает, что амазонки переправлялись через Боспор Киммерийский по льду [5] .

Античность

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота [6] . В VI веке до н. э. греки ионийцы основали на западном берегу пролива город Пантикапей — будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи.
Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы [7]

Во II веке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией царя Миридата VI Евпатора под предводительством полководца Неоптолема и варварами:

«Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (то есть в керченском проливе), что в том месте, где зимою военачальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял»

«Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном».

Скорее всего, разбито было племя ахеян, проживавших на территории современного Краснодарского края и обладавших войском и пиратским флотом.

Вход в Меотиду называется Киммерийским Боспором; начинается он с довольно значительной ширины, именно около семидесяти стадиев, где и переправляются из окрестностей Пантикапея в ближайший азиатский город Фанагорию, а оканчивается гораздо более узким проливом. Этот проход отделяет Европу от Азии. (Страбон, VII, 4, 5).

XX век

В апреле 1944 началось строительство железнодорожного моста через пролив . 115 однотипных пролётов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года «к празднику 27-й годовщины Великой Октябрьской революции». Строительство велось из трофейных материалов, оставшихся после отступления немецких войск, которые намеревались по мосту переправлять свои вооруженные силы из Крыма на основную часть РСФСР [8] . Впрочем, есть сведения, что строительство моста планировалось советским руководством еще до войны и часть конструкций моста заказывалась как раз в Германии [9] . Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Буквально за несколько дней до разрушения, по мосту возвращался поезд советской делегации с Ялтинской конференции. Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства [10] .

Вместо разрушенного моста в 1953 году была открыта Керченская паромная переправа. Ее длина составляет 3,8 км [11] , соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым — Порт Кавказ). В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».

В конце 1980-х годов, в связи со старением железнодорожных паромов прекращена перевозка пассажирских, а затем и товарных поездов через пролив. Из-за проблем с финансированием новые паромы для переправы построены не были, и в течение почти 15 лет переправа служила только для перевозки автомобилей. Неоднократно предлагались проекты строительства нового моста через Керченский пролив, но из-за дороговизны они не получили дальнейшего развития.

Сегодня

В 2004 году переправе был передан железнодорожный паром «Анненков», и в ноябре 2004 года в преддверии второго тура президентских выборов на Украине состоялось торжественное открытие паромной переправы. В акции приняли участие Виктор Янукович (на тот момент премьер-министр и кандидат в президенты Украины) и президент России Владимир Путин. После торжественной церемонии открытия железнодорожное сообщение через пролив было восстановлено и существует по сей день, но только для перевозки грузов.

Осенью 2007 года во время сильнейшего шторма в Керченском проливе затонуло несколько кораблей, в море вылилось множество тонн мазута, тем самым был нанесён огромный вред акватории Керченского пролива. [12]

С начала 90-х годов XX века уже было разработано порядка двух десятков предварительных проектов моста через Керченский пролив, как по инициативе Крымской стороны, так и по российской. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года, предусматривает в качестве одного из основных направлений развития транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе до 2015 года провести проектирование моста через Керченский пролив, а также реконструкцию автодорожных подходов к государственной границе с Украиной и подъезда к морскому порту Кавказ. А на период с 2016 по 2030 годы — строительство моста через Керченский пролив [13] . Впрочем, строительство моста надеются ускорить для расширения межгосударственных связей России и Украины в связи с проведением крупных спортивных мероприятий — чемпионата Европы по футболу 2012 года, который пройдет на Украине, и сочинских зимних Олимпийских игр 2014 года.

Территориальный спор

В 1996 году депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Александр Травников впервые поставил вопрос о территориальной принадлежности Тузлинской косы на сессии ЗСК. Обоснование законности территориальной претензии России на эту территорию были сформулированы в книгах А. Травникова «Коса Тузла перечисленная территория» и «Коса Тузла и стратегические интересы России» [14] . В 2003 году Керченский пролив оказался в центре спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размыв морского берега, вызванный уменьшением стока из Азовского моря и увеличением (летом) из Черного после строительства Цимлянского водохранилища, начали в спешном порядке возводить дамбу от крайней точки Таманского полуострова в сторону украинских островов, бывших ранее частью Тузлинской косы. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов — строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской.

24 декабря 2003 года в Керчи был подписан договор, в котором отмечается, что, хотя Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами РФ и Украины, но Азовское море разграничивается по линии государственной границы, а урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива является предметом дальнейших соглашений между Украиной и РФ [15] .

Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря продолжаются, однако, до сих пор [когда?] .

МИД Украины считает позицию России по размежеванию Керченского пролива неправовой. Россия отказывается делить Керченский пролив по бывшей внутрисоветской административной границе, потому что в этом случае она теряет контроль над единственным глубоководным участком Керченского пролива, что влечёт финансовые и политические издержки.

Украина обвиняет Россию в двойных стандартах, напоминая, что межгосударственной российско-эстонской границей в Нарвском и Финском заливах была признана по настоянию России именно бывшая внутрисоветская административная граница. Украина настойчиво требует поделить Керченский пролив аналогичным образом в соответствии с международным правом.

Мост через пролив

Первый мост через Керченский пролив был построен из заготовленного немецкими войсками металла и сдан к 7 ноября 1944 года, но уже в феврале 1945 года был разрушен ледоходом из Азовского моря из-за отсутствия ледорезов.

В апреле 2010 года президент Украины Виктор Янукович и президент России Дмитрий Медведев подписали документ, согласно которому к 2014 году будет построен мост, который соединит Краснодарский край с Крымом. Документ ещё предстоит ратифицировать парламентам обеих стран [16] .

Примечания

  1. Таврический пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Еникальский пролив — статья из Большой советской энциклопедии
  3. Вы синие, синие волны,
    Где с морем сливается море,
    Где жало аргосской осы
    Когда-то по лютой пучине
    К берегам азиатским Ио
    Промчало от пастбищ Европы!
    Кого переправили к нам вы?
    Еврипид. Ифигения в Тавриде, ст. 393—399.
  4. Придешь ты после к Истму Киммерийскому,
    К воротам тесным моря. Там, отважившись,
    Должна ты Меотиды переплыть пролив.
    И память в людях славная останется
    Об этой переправе. Будет имя ей —
    «Коровий брод» — Босфор. Европы кинешь ты
    Равнины, на Азийский материк придешь.
    «Эсхил, Прометей прикованный», ст. 732—735. (Пер. А. И. Пиотровского)
  5. Плутарх, Тесей, 26
  6. «…скифы… толпами переходят по льду и на повозках переезжают в землю скиндов» Геродот, IV, 28
  7. Геродот, IV,12,45.
  8. Мост через пролив. Керчь — это мой город
  9. Мост через Керченский пролив. Крымские тайны XX века
  10. Б. М. Надежин «Архитектура мостов», М.: Стройиздат, 1989
  11. Керченский пролив и транспорт Керчи — Города и области Украины
  12. Из Керченского пролива эвакуируются полсотни судов
  13. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р
  14. Травников А. И. Коса Тузла и стратегические интересы России. Изд. «Феникс» Ростов на Дону. 2005
  15. Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, 24 декабря 2003 года // МИД РФ
  16. «Медведев и Янукович договорились о строительстве моста через Керченский пролив» // Lenta.ru, 25.04.2010

Топографические карты

  • Лист карты L-37-XIXКерчь. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты L-37-XXVАршинцево. Масштаб: 1 : 200 000. Издание 1982 г.

Ссылки

Керченский пролив
укр. Керченська протока
крымскотат. Keriç boğazı
адыг. Хы ТІуалэ
Керченский пролив. Вид из космоса
Координаты: Координаты: 45°18′55″ с. ш. 36°34′06″ в. д.  /  45.315278° с. ш. 36.568333° в. д. (G) (O) (Я) 45.315278 , 36.568333 45°18′55″ с. ш. 36°34′06″ в. д.  /  45.315278° с. ш. 36.568333° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Связывает Азовское море, Чёрное море
Страны Украина , Россия
Разделяет Керченский полуостров и Таманский полуостров
Крайние мысы Ак-Бурун, Тузла
Ширина от 4,5 до 15 км
Длина 45 км
Наибольшая глубина 18 м
Керченский пролив на Викискладе ?
  • Мирмекийская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.
  • Керченский пролив, дамба и Тузла со спутника.
  • О катастрофе в Керченском проливе 11 ноября 2007 года
  • Травников А. И. Коса Тузла: перечисленная территория. Изд. Краснодарские Известия. Краснодар. 1997 г.
  • Травников А. И. Коса Тузла и стратегические интересы России. Изд. Феникс, Ростов на Дону, 2005.
  • Вид на Керченский пролив с оконечности косы Тузла Сферическая панорама
Керченский пролив
Пролив Соединяет:Чёрное море • Азовское море • Разделяет:Керченский полуостров • Таманский полуостров
Географические объекты Тузлинская коса(остров Тузла) • Коса Чушка • Таманский залив
Населённые пункты Керчь • Тамань • Чушка • Ильич
Мысы Крымского берега Фонарь • Ак-Бурун • Такиль • Еникале
Мысы Кавказского берега Мыс Тузла • Панагия • Ахиллеон
Маяки Еникальский • Камыш-Бурунский • Павловский • Ахиллеонский • Чушкинский передний • Чушкинский задний
История Боспорское царство • Тмутараканское княжество / Тмутаракань • История Керчи • Керченско-Феодосийская десантная операция
Транспорт Керченская паромная переправа • Порт Крым • Порт Кавказ • Мост через Керченский пролив
E 97Европейский маршрут E97: М-17 (Херсон—Керчь) +Новороссийск)
Портал «Крым» • Портал «Чёрное море» • Проект «Крым»
Атлантический океан
Моря Азовское море · Балтийское море · Ирландское море · Карибское море · море Лабрадор · море Лазарева · Мраморное море · море Рисер-Ларсена · Саргассово море · Северное море · Море Скоша · Средиземное море (Альборан, Балеарское море, Лигурийское море, Тирренское море, Адриатическое море, Ионическое море, Эгейское море) · море Уэдделла · Чёрное море
Важнейшие заливы Бискайский залив · Бристольский залив · Гвинейский залив · Мексиканский залив · залив Мэн · залив Святого Лаврентия
Важнейшие проливы Большой Бельт · Босфор · Гибралтарский · Дарданеллы · Датский · Дейвисов · Дрейка · Кабота · Каттегат · Керченский · Ла-Манш · Малый Бельт · Мессинский · Скагеррак · Флоридский · Эресунн · Юкатанский
Рельеф дна хребет Авес · Азорское плато · Ангольская котловина · Аргентинская котловина · Африканско-Антарктический хребет · Балеарская котловина · хребет Баракуда · хребет Беата · Бермудское плато · плато Блейк · Блейк-Багамский хребет · Бразильская котловина · Венесуэльская котловина · плато Вознесения · Гвианская котловина · Гвинейская котловина · Гвинейское поднятие · Гелленский жёлоб · разлом Гиббс · плато Гобан · Западно-Европейская котловина · котловина Зелёного мыса · Иберийская котловина · жёлоб Кайман · хребет Кайман · Капская котловина · жёлоб Кингс · Китовый хребет · Критская котловина · Лабрадорская котловина · Ливийский жёлоб · возвышенность Мод · возвышенность Никарагуа · Ньюфаундлендская котловина · Ньюфаунлендский хребет · плато Подкупайн · жёлоб Пуэрто-Рико · разлом Рейкьянес · хребет Рейкьянес · плато Риу-Гранди · возвышенность Роколл · впадина Романш · жёлоб Романш · плато Сан-Паулу · поднятие Сеара · Северо-Американская котловина · Северо-Атлантический хребет · Северо-Африканская котловина · Срединно-Атлантический хребет · котловина Сьерра-Леоне · Тирренская котловина · Фарреро-Исландский порог · Фолклендское плато · хребет Хоттон · Центральная котловина (Средиземное море) · Эллинский жёлоб · Южно-Антильский хребет · Южно-Атлантический хребет · Южно-Сандвичев жёлоб
Крупнейшие острова и архипелаги Азорские острова · Аландские острова · Антикости · Багамские острова · Балеарские острова · Бермудские острова · острова Бижагош · Биоко · Большие Антильские острова · Британские острова · Вознесения · Готланд · Зеландия · острова Зелёного Мыса · Ионические острова · Исландия · Канарские острова · Кейп-Бретон · острова Киклады · Кипр · Корсика · Крит · Лесбос · Лолланн · Лонг-Айленд · архипелаг Мадейра · Малые Антильские острова · Маражо · Моонзундский архипелаг · Ньюфаундленд · архипелаг Огненная Земля · Мальта · Принсипи · Принца Эдуарда · Сан-Томе · Сардиния · Святой Елены · Сицилия · Фарерские острова · Фолклендские (Мальвинские) острова · Фюн · Эвбея · Эланд · Южная Георгия · Южные Оркнейские острова · Южные Сандвичевы острова · Южные Спорады · Южные Шетландские острова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Керченский пролив» в других словарях:

Керченский пролив — между Керченским (Крым) и Таманским (Кавказ) п овами, соединяет Азовское и Черное моря. Название появилось в середине XIX в.; дано по гор. Керчь. В античное время пролив назывался Боспор Киммерийский (по киммерийцам, народу, жившему в К … Географическая энциклопедия

КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ — между Керченским и Таманским полуостровами. Соединяет Черное и Азовское моря. Длина ок. 41 км, ширина от 4 до 45 км, глубина 5 15 м. Крупный порт Керчь, связанный железнодорожным паромом со станцией Кавказ … Большой Энциклопедический словарь

КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ — КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ, между Керченским и Таманским п овами. Соединяет Чёрное и Азовское моря. Длина ок. 41 км, ширина от 4 до 45 км, глубина 5 15 м. Крупный порт Керчь, связанный ж. д. паромом со ст. Кавказ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Керченский пролив — между Керченским и Таманским полуостровами. Соединяет Чёрное и Азовское моря. Длина около 41 км, ширина от 4 до 45 км, глубина 5 15 м. Крупный порт Керчь, связанный железнодорожным паромом со станцией Кавказ. * * * КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ КЕРЧЕНСКИЙ… … Энциклопедический словарь

Керченский пролив — между Керченским (Крым) и Таманским (Кавказ) п овами, соединяет Азовское и Черное моря. Название появилось в середине XIX в.; дано по гор. Керчь. В античное время пролив назывался Боспор Киммерийский (по киммерийцам, народу, жившему в Крыму), в… … Топонимический словарь

Керченский пролив — (древнегреческий Боспор Киммерийский) пролив между Керченским полуостровом на 3. и полуостровом Тамань на В., соединяет Чёрное и Азовское моря. Длина около 41 км, ширина от 4 до 15 км. Берега К. п. частично низменные с песчаными косами,… … Большая советская энциклопедия

Керченский пролив — (в древности Босфор Киммерийский) соединяет Черное море с Азовским; длина его около 40 верст; ширина от 15 до 3 верст; притом фарватер значительно суживается многочисленными подводными камнями у обрывистых мысов и отлогими мелями двух больших кос … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Керченский пролив — Керченский пролив, Еникальский пролив (древнегреч. Боспор Киммерийский), между Керченским (Крым) и Таманским (Кавказ) полуостровами. Соединяет Черное и Азовское моря. Длина около 41 км, ширина от 4 до 45 км, глубина 5—15 м. Зимой покрыт… … Словарь «География России»

Керченский пролив — К ерченский прол ив … Русский орфографический словарь

Мост через Керченский пролив — Координаты: 45.3582, 36.6496 … Википедия

Источник

Читайте также:  Одесский залив черного моря
Оцените статью