Каким прибором измеряют глубину моря

Как называется прибор для измерения глубины?

ЛОТ — гидрографический и навигационный прибор ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИНЫ ВОДОЕМА с судна По принципу измерения глубины делятся на РУЧНЫЕ, МЕХАНИЧЕСКИЕ и ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ (ЭХОЛОТЫ) .

Первоначально (во времена парусного флота) в качестве ЛОТА использовалась гиря, обычно свинцовая, с тонкой веревкой (ЛОТЛИНЕМ) для измерения глубины. Лот опускался с носовых русленей судна. Иногда на нижней части гири формировалось углубление, которое смазывали салом, чтобы к нему прилипали частицы грунта для определения характера дна.

РУЧНОЙ ЛОТ представляет собой конический или пирамидальный груз массой 3.5-5 кг, с закреплённым тросом-лотлинем, на который нанесены метровые или футовые метки (марки) . Существует разновидность лота — диплот (нидерл. dieplood), который используется для измерения больших глубин, и отличается особо тяжелым грузом в 20-30 кг. Измерение идёт по отсчёту длины лотлтиня при ослаблении натяжения в момент касания дна. Недостатком лотов этого типа является необходимость проведения измерений на малой скорости (до 3-5 узлов, т. е. 5-9 км/ч на глубинах до 50 м) или при остановке судна и трудность определения момента касания дна на больших глубинах.

МЕХАНИЧЕСКИЙ ЛОТ представляет собой прибор для измерения гидростатического давления воды у дна, простейший вариант механического лота — вертикальная заполненная воздухом трубка, запаянная с верхней стороны и погружённая нижним открытым концом в воду. Глубина определяется по высоте подъёма воды (например, по смыву или изменению цвета краски, нанесённой на внутренние стенки трубки) . Так как вертикальность лотлиня в случае измерений механическим лотом значения не имеет, механический ЛОТ может использоваться для измерений глубин до 200 м на ходу (до 16 узлов, т. е. 28 км/ч) . МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОТЫ для измерения больших глубин называют ГЛУБОМЕРНЫМИ МАШИНАМИ.

Читайте также:  Отели анапы вблизи моря

ЭХОЛОТ ИЗМЕРЯЕТ ГЛУБИНЫ по времени прохождения акустического импульса, отражённого от дна.

В настоящее время ЛОТЫ в качестве навигационных приборов практически повсеместно вытеснены ЭХОЛОТАМИ, однако при океанографических исследованиях используются ЛОТЫ-БАТОМЕТРЫ, снабжённые устройствами для измерения температуры, отбора проб воды на глубине и грунтозахватами для отбора проб донного грунта.

АКУСТИЧЕСКИЙ ГЛУБИНОМЕР — прибор ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИНЫ
ВЗРЫВНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СКВАЖИН, независимо от угла их наклона, в условиях подземных работ при добыче полезных ископаемых. Регистрируют глубину скважин имеющих глухой забой или входящих в отработанное пространство или горные выработки. Марки глубиномеров: АГМ, ГСА-60.

ТРАССОИСКАТЕЛЬ серии FM 9800 (фирмы Seba KMT) предназначен для точной локации трасс и ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИНЫ ЗАЛЕГАНИЯ кабелей и металлических трубопроводов в земле.

ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ — универсальный инструмент, предназначен для измерений с высокой точностью. Применяется ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ наружных и внутренних размеров деталей и ГЛУБИНЫ ОТВЕРСТИЙ, ПАЗОВ, ВЫЕМОК и т. д.

ШТАНГЕНГЛУБИНОМЕР — прибор ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИНЫ ОТВЕРСТИЙ, ПАЗОВ, высоты уступов и т. д.

ГЛУБИНОМЕР, ИНДИКАТОР, КМД для ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИНЫ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕТАЛЕЙ В МАШИНОСТРОЕНИИ

ТРЕЩИНОМЕР RMG 4015. Прибор для ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИНЫ ПОВЕРХНОСТНЫХ ТРЕЩИН В МЕТАЛЛАХ

Источник

Лучшие эхолоты (измерители глубины) для яхт

Эхолоты — очень важная часть электронного оборудования на яхте. Если вам нужно знать, сколько воды находится под вашим килем, вам точно понадобится какой-нибудь эхолот — либо можно следовать старой школе и отправить кого-нибудь на нос с рыболовным ярусом и грузом.

В последние годы наблюдается тенденция к тому, что яхты передают большинство данных о самой яхте посредством # картплоттера или многофункционального дисплея (MFD), но большинство лучших моделей эхолотов по-прежнему имеют отдельный ЖК-экран. Сам дисплей достаточно простой, и главное — это простота использования прибора, а также яркость дисплея и функции подсветки. Впрочем, для измерения глубины вам необходимо установить на яхте датчик.

При установке автономного эхолота он иногда поставляется с внутрикорпусным датчиком. Они устанавливаются в пластиковой трубе и прикрепляются вертикально к внутренней части корпуса судна. Трубка содержит немного масла под датчиком, что обеспечивает хорошую передачу звука через корпус. Если вы устанавливаете двойной датчик скорости / глубины или другой тип датчика, проходящего через корпус, его необходимо будет устанавливать через отверстие диаметром 50 мм в корпусе.

Датчики глубины передают звуковые импульсы, которые отражаются от морского дна. Время, необходимое звуковому сигналу для спуска и возврата, является мерой расстояния до морского дна. Единственная разница между так называемыми «аналоговыми» и «цифровыми» преобразователями заключается в том, что в последних сигнал отправляется в виде данных через интерфейс NMEA.

Эхолот Raymarine i50

Лучший эхолот с точки зрения удобства использования

Приборы Raymarine i50 созданы для дополнения многофункциональных дисплеев Raymarine последнего поколения. i50 доступен в нескольких вариантах. Прибор i50 предлагает только показания глубины, в то время как дисплей i50 Tridata предлагает и скорость, и глубину, а журнал измерений отслеживает пройденное расстояние.

Экран имеет отличные углы обзора как для дневных, так и для ночных условий, а простые кнопки управления делают приборы i50 удобными для просмотра и использования. Этот дисплей отличается низким энергопотреблением, имеет хорошую красную подсветку для видимости в темноте и прост в установке. Он быстро стал одним из самых популярных на рынке дисплеев для эхолотов.

Что касается датчиков, предлагаемых Raymarine, у них также имеется возможность выбора. Raymarine предлагает датчик в корпусе (P79) и ряд опций только для сквозного фитинга в корпусе. Если требуется автономный глубиномер, лучше всех подойдет P19. Эти датчики, скорее всего, будут использоваться с дисплеем глубины i50 в качестве автономного эхолота.

Чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами дисплея, вам следует рассмотреть датчик глубины и скорости, продаваемый в комплекте с дисплеем. D800 — это интеллектуальный # мультисенсор от Airmar, поставщика большинства датчиков глубины на рынке, который предлагает функции измерения глубины, скорости и температуры в одном сквозном фитинге. Цифровая обработка сигналов внутри корпуса предоставляет данные о глубине, скорости и температуре на картплоттер, экран радара или цифровой дисплей, например i50.

Nasa Marine Clipper

Лучший недорогой эхолот

NASA заработали надежную репутацию в области создания морской электроники, которая хорошо работает, доступна по цене и проста в использовании. Таким образом, продуктовая линейка NASA Clipper хорошо известна и пользуется доверием, а также пользуется особой популярностью у владельцев малых и средних яхт. Хотя они могут быть не самыми продвинутыми инструментами, работают они довольно хорошо и доступны как автономные аналоговые устройства по очень разумной цене.

Clipper Depth выглядит несколько устаревшим, но цифры на дисплее очень большие и их легко читать на расстоянии, что более важно, чем иметь причудливый дизайн. Поставляемые в комплекте провода датчика глубины входят прямо в дисплейный блок, обеспечивая простую опцию измерения глубины без лишних наворотов.

Nasa Marine также предлагает вариант Clipper Duet с датчиком, проходящим через корпус, что позволяет измерять скорость и глубину. Установка немного сложнее из-за # датчика, проходящего через корпус, но все равно это остается очень дешевым способом измерять скорость и глубину на борту яхты.

B&G Triton 2

Лучший эхолот топового уровня

B&G Triton² предоставляет морякам четкое представление о ключевых данных измерений, таких как скорость, глубина, ветер и курс, а также выделяет специальную страницу SailSteer. Для большинства этих функций вам потребуется дополнительный комплект B&G, но, учитывая их положение на рынке в качестве поставщика инструментов для серьезных гонщиков, вряд ли они ожидают, что пользователи будут рассматривать нечто большее, чем просто глубину.

В сочетании с пультом управления Triton² Pilot Keypad дисплей может также служить полноценной системой управления автопилотом. Дисплей имеет низкопрофильный дизайн и предлагает эффективный ЖК-экран, а простая установка делает его идеальным выбором на круизных парусных яхтах либо интегрированным в полноценную навигационную систему на круизных и гоночных яхтах.

Вы можете купить дисплеи Triton² либо с датчиком глубины / скорости, устанавливаемым через корпус, либо с датчиком глубины / скорости, проходящим через корпус, и проводным ветрозащитным устройством, что позволяет использовать все возможности технологии B&G SailSteer. Весь комплект можно также приобрести в беспроводном решении.

Garmin GNX 20

Лучший эхолот для настройки

Легко читаемый дисплей морских приборов GNX 20 от Garmin отображает черные цифры на белом или цветном фоне. Он может отображать глубину, скорость, ветер и более 50 морских параметров яхты. Стеклянный дисплей с антибликовым покрытием обеспечивает хорошую читаемость в дневное и ночное время благодаря высококонтрастным цифрам, масштабируемым до размера 36 мм.

Полностью настраиваемые профили пользователей позволяют вам выбирать из пяти доступных конфигураций отображения для профилей пользователей парусных и моторных яхт: одиночная, двойная и тройная функция, а также режим шкалы и графика для отображения данных о ветре, глубине и скорости, либо можно настраивать страницы для отображения морских данных и параметров яхты, которые наиболее важны для вас.

Он совместим с NMEA2000 и, как и многие # эхолоты в этом списке, предназначен для работы вместе с основным дисплеем (MFD). Чтобы максимально использовать функциональные возможности GNX 20, вам понадобится полнофункциональный трансдьюсер, проходящий через корпус, например, такой как DST 800 от Airmar.

Эхолот Plastimo Echotest

Лучше всего подходит для измерения глубины без установки электроники

Это портативное устройство не требует установки дополнительной электроники на яхте и очень простое в эксплуатации. Устройство полностью водонепроницаемое и дает показания на максимальную глубину до 80 метров. Echotest имеет большой ЖК-дисплей со светодиодной подсветкой, что позволяет использовать его в ночное время.

Чтобы получить измерения, вам нужно окунуть его в воду, и он покажет, сколько воды под вами. Этот эхолот работает от батареи типа drycell 9 В. Это, конечно, не самый точный или лучший вариант, если у вас большая яхта, но для тех, кто планирует просто немного покататься на яхте, это вполне достойный вариант.

Источник

ОКЕАНОЛОГИ́ЧЕСКИЕ ПРИБО́РЫ

  • В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 13

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ОКЕАНОЛОГИ́ЧЕСКИЕ ПРИБО́РЫ, тех­ни­чес­кие уст­рой­ст­ва, при­ме­няе­мые при на­тур­ных ис­сле­до­ва­ни­ях в океа­нах и мо­рях для оп­ре­де­ле­ния фи­зич., хи­мич., оп­тич. и др. па­ра­мет­ров мор­ской во­ды . Де­лят­ся на при­бо­ры, из­ме­ряю­щие разл. ха­рак­те­ри­сти­ки не­по­сред­ст­вен­но в мор. сре­де, и раз­но­го ро­да при­спо­соб­ле­ния или про­бо­от­бор­ни­ки, с по­мо­щью ко­то­рых до­бы­ва­ют об­раз­цы мор. во­ды, дон­ных осад­ков, взве­шен­но­го в во­де ве­ще­ст­ва и жи­вых ор­га­низ­мов для по­сле­дую­ще­го их ана­ли­за в ла­бо­ра­тор­ных ус­ло­ви­ях. Пря­мые из­ме­ре­ния в мор. сре­де в осн. про­во­дят­ся для фик­си­ро­ва­ния фи­зич. па­ра­мет­ров во­ды (темп-ры, со­лё­но­сти, элек­тро­про­вод­но­сти, плот­но­сти, ско­ро­сти зву­ка, оп­тич. ха­рак­те­ри­стик) и ди­на­мич. про­цес­сов (из­ме­не­ний уров­ня мо­ря, вол­но­вых ко­ле­ба­ний и те­че­ний), а так­же её хи­мич. ха­рак­те­ри­стик, та­ких как рас­тво­рён­ный в во­де ки­сло­род, ми­нер. со­еди­не­ния азо­та, фос­фо­ра и крем­ния, по­ка­за­тель pH. От­бор разл. проб – гл. ме­тод в био­ло­гич. и гео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях мо­рей и океа­нов.

    Источник

    Как называеться прибор для измерения глубин океанов?

    Эхолот. Слово сонар (эхолот) это сокращение трех английских слов: Звук, Передвижение, Расположение. Сонар был разработан во время Второй Мировой Войны для отслеживания подводных лодок. Эхолот состоит из передатчика, преобразователя, приемника и дисплея.

    В самых простых словах: электрический импульс от передатчика преобразуется в звуковую волну в преобразователе и передается в воду. Когда волна попадает на объект (рыбу, дно, дерево и т. д. ) она отражается. Отраженная волна попадает в преобразователь, где она трансформируется в электрический сигнал, усиленный приемником, и посылается на дисплей. Так как скорость звука в воде постоянна (приблизительно 4800 футов в секунду) , промежуток времени между отправкой сигнала и получением эха может быть измерен и по этим данным расстояние до объекта может быть определено. Этот процесс повторяется многократно в течение секунды.

    Наиболее часто используемая частота волны составляет 192 кГц, также иногда производятся приборы на частоте 50 кГц. Хотя эти частоты находятся в диапазоне звуковых частот, они неслышимы ни людям, ни рыбе. Как упомянуто ранее, эхолот посылает и принимает сигналы, затем «печатает» эхо на дисплей. Так как это случается много раз в секунду, непрерывная линия идущая поперек дисплея, показывая сигнал дна. Кроме того, на экране отображается сигнал, возвращенный от любого объекта в воде между поверхностью и дном. Зная скорость звука через воду (4800 футов в секунду) и время требуется для возращения эха, прибор может показывать глубину

    Источник

    Мореходные приборы и инструменты

    Содержание

    На ходовом мостике находятся приборы и устройства, необходимые для управления судном. Навигационные приборы – предназначены для определения местоположения судна и измерения отдельных элементов его движения:

    • компасы
    • гироазимуты
    • автопрокладчики
    • лаги
    • лоты
    • эхолоты
    • секстаны и другие устройства

    Компасы

    Компас – основной навигационный прибор, служащий для определения курса судна, направлений (пеленгов) на различные объекты. На судах применяются магнитные и гироскопические компасы.

    Магнитные компасы используются в качестве резервных и контрольных приборов. По назначению магнитные компасы делятся на главные и путевые. Главный компас устанавливают на верхнем мостике в диаметральной плоскости судна, так, чтобы обеспечить хороший обзор по всему горизонту (рис. 3.1). Изображение шкалы картушки при помощи оптической системы проектируется на зеркальный отражатель, установленный перед рулевым (рис. 3.2).

    Путевой магнитный компас устанавливают в рулевой рубке. Если главный компас имеет телескопическую передачу отсчета к посту рулевого, то путевой компас не устанавливают.

    На магнитную стрелку на судне действует судовое магнитное поле. Оно представляет собой совокупность двух магнитных полей: поля Земли и поля судового железа. Этим объясняется, что ось магнитной стрелки располагается не по магнитному меридиану, а в плоскости компасного меридиана. Угол между плоскостями магнитного и компасного меридианов называется девиацией.

    В комплект компаса входят: котелок с картушкой, нактоуз, девиационный прибор, оптическая система и пеленгатор.

    На спасательных шлюпках используется легкий, небольшой по размерам компас, не закрепленный стационарно (рис. 3.3).

    Гирокомпас – механический указатель направления истинного (географического) меридиана, предназначенный для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления (рис.3.4–3.5). Принцип действия гирокомпаса основан на использовании свойств гироскопа и суточного вращения Земли.

    Гирокомпасы имеют два преимущества перед магнитными компасами:

    • они показывают направление на истинный полюс, т. е. на ту точку, через которую проходит ось вращения Земли, в то время как магнитный компас указывает направление на магнитный полюс;
    • они гораздо менее чувствительны к внешним магнитным полям, например, тем полям, которые создаются ферромагнитными деталями корпуса судна.

    Простейший гирокомпас состоит из гироскопа, подвешенного внутри полого шара, который плавает в жидкости; вес шара с гироскопом таков, что его центр тяжести располагается на оси шара в его нижней части, когда ось вращения гироскопа горизонтальна.

    Гирокомпас может выдавать ошибки измерения. Например, резкое изменение курса или скорости вызывают девиацию, и она будет существовать до тех пор, пока гироскоп не отработает такое изменение.

    На большинстве современных судов имеются системы спутниковой навигации (типа GPS) и/или другие навигационные средства, которые передают во встроенный компьютер гирокомпаса поправки. Современные конструкции лазерных гироскопов не выдают таких ошибок, поскольку вместо механических элементов в них используется принцип разности оптического пути.

    Электронный компас построен на принципе определения координат через спутниковые системы навигации. Принцип действия компаса:

    1. На основании сигналов со спутников определяются координаты приемника системы спутниковой навигации.

    2. Засекается момент времени, в который было сделано определение координат.

    3. Выжидается некоторый интервал времени.

    4. Повторно определяется местоположение объекта.

    5. На основании координат двух точек и размера временного интервала вычисляется вектор скорости движения:

    • направление движения;
    • скорость движения.

    SC-130 спутниковый компас — Основные особенности:

    • Не требует технического обслуживания
    • Точность определения курса 0,25°. Идеально подходит для установки на средних по размеру и крупных судах для навигации в переполненных судами портах
    • Использование ГНСС Галилео и ГЛОНАСС для получения максимальной точности. За счет приема сигналов от спутников различного типа исключается проблема отсутствия сигнала из-за недостаточного количества спутников
    • Сверхмалое время инициализации – 90 секунд
    • Удобное подключение к существующей судовой сети через Ethernet
    • Высокая скорость слежения 40°/с (в два раза больше, чем требуется ИМО для высокоскоростных судов)
    • Высокоточные данные о бортовой/килевой качке в аналоговом и цифровом форматах для стабилизаторов качки, гидролокаторов, и др.
    • Контроль скорости перемещения носа и кормы судна для безопасной швартовки

    Эхолот

    Навигационный эхолот предназначен для надежного измерения, наглядного представления, регистрации и передачи в другие системы данных о глубине под килем судна (рис. 3.7). Эхолот должен функционировать на всех скоростях судна от 0 до 30 узлов, в условиях сильной аэрации воды, ледяной и снежной шуги, колотого и битого льда, в районах с резко меняющимся рельефом дна, скалистым, песчаным или илистым грунтом.

    На судах устанавливаются гидроакустические эхолоты. Принцип их работы заключается в следующем: механические колебания, возбуждаемые в вибраторе-излучателе, распространяются в виде короткого ультразвукового импульса, доходят до дна и, отразившись от него, принимаются вибратором-приемником.

    Эхолоты автоматически указывают глубину моря, которую определяют по скорости распространения звука в воде и промежутку времени от момента посылки импульса до момента его приема (рис. 3.8).

    Эхолот должен обеспечивать измерение глубин под килем в диапазоне от 1 до 200 метров. Указатель глубин должен быть установлен в рулевой рубке, а самописец – в рулевой или штурманской рубке.

    Для измерения глубин применяется также ручной лот в случаях посадки судна на мель, промера глубин у борта во время стоянки у причала и т. п.

    Ручной лот (рис. 3.9) состоит из свинцовой или чугунной гири и лотлиня. Гиря выполняется в форме конуса высотой 25–30 см и весом от 3 до 5 кг. В нижнем широком основании гири делается выемка, которая перед замером глубины смазывается солидолом. При касании лотом морского дна частицы грунта прилипают к солидолу, и после подъема лота по ним можно судить о характере грунта.

    Разбивка лотлиня производится в метрических единицах и обозначается по следующей системе: на десятках метров вплетаются флагдуки различных цветов; каждое количество метров, оканчивающееся цифрой 5, обозначается кожаной маркой с топориками.

    В каждой пятерке первый метр обозначается кожаной маркой с одним зубцом, второй – маркой с двумя зубцами, третий – с тремя зубцами и четвертый – с четырьмя.

    Примерно с конца XV в. получил известность простой измеритель скорости – ручной лаг. Он состоял из деревянной дощечки со свинцовым грузом формой в 1/1 круга, к которой прикреплялся легкий трос, имеющий узлы через равные промежутки (чаще всего 7 м). Для измерения скорости парусных судов, плававших в те времена, лаг, как приблизительно постоянная отметка на поверхности воды, бросали за борт и поворачивали песочные часы, отмеряющие определенную продолжительность времени (14 с). За время, пока сыпался песок, матрос считал количество узлов, которые проходили через его руки. Число узлов, полученных за это время, давало в пересчете скорость судна в морских милях в час. Этот способ измерения скорости объясняет возникновение выражения «узел».

    Лаг – навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. На морских судах применяются механические, геомагнитные, гидроакустические, индукционные и радиодоплеровские лаги.

    • относительные лаги, измеряющие скорость относительно воды;
    • абсолютные лаги, измеряющие скорость относительно дна.

    Гидродинамический лаг – относительный лаг, действие которого основано на измерении разности давления, которая зависит от скорости судна. Основу гидродинамического лага составляют две трубки, выведенные под днище судна: выходное отверстие одной трубки направлено к носовой части судна; а выходное отверстие другой трубки находится заподлицо с обшивкой. Динамическое давление определяется по разности высот воды в трубках и преобразуется механизмами лага в показания скорости судна в узлах. Кроме скорости, гидродинамические лаги показывают пройденное судном расстояние в милях.

    Индукционный лаг – относительный лаг, принцип действия которого основан на зависимости между относительной скоростью проводника в магнитном поле и наводимой в этом проводнике электродвижущей силой (ЭДС). Магнитное поле создается электромагнитом лага, а проводником является морская вода. Когда судно движется, магнитное поле пересекает неподвижные участки водной среды, при этом в воде индуцируется ЭДС, пропорциональная скорости перемещения судна. С электродов ЭДС поступает в специальное устройство, которое вычисляет скорость судна и пройденное расстояние.

    Гидроакустический лаг – абсолютный лаг, работающий на принципе эхолота. Различают доплеровские и корреляционные гидроакустические лаги.

    Геомагнитный лаг – абсолютный лаг, основанный на использовании свойств магнитного поля Земли.

    Радиолаг – лаг, принцип действия которого основан на использовании законов распространения радиоволн.

    На практике отсчеты лага замечают в начале каждого часа и по разности отсчетов получают плавание S в милях и скорость судна V в узлах. Лаги имеют погрешность, которая учитывается поправкой лага.

    Радионавигационные приборы

    Судовая радиолокационная станция (РЛС) предназначена для обнаружения надводных объектов и берега, определения места судна, обеспечения плавания в узкостях, предупреждения столкновения судов (рис. 3.10).

    В РЛС используется явление отражения радиоволн от различных объектов, расположенных на пути их распространения, таким образом, в радиолокации используется явление эха. РЛС содержит передатчик, приемник, антенно-волноводное устройство, индикатор с экраном для визуального наблюдения эхо-сигналов.

    Принцип работы РЛС следующий. Передатчик станции вырабатывает мощные высокочастотные импульсы электромагнитной энергии, которые с помощью антенны посылаются в пространство узким лучом. Отраженные от какого-либо объекта (судна, высокого берега и т. п.) радиоимпульсы возвращаются в виде эхо-сигналов к антенне и поступают в приемник. По направлению узкого радиолокационного луча, который в данный момент отразился от объекта, можно определить пеленг или курсовой угол объекта. Измерив промежуток времени между посылкой импульса и приемом отраженного сигнала, можно получить расстояние до объекта. Так как при работе РЛС антенна вращается, излучаемые импульсные колебания охватывают весь горизонт. Поэтому на экране индикатора судовой РЛС создается изображение окружающей судно обстановки. Центральная светящаяся точка на экране индикатора РЛС отмечает место судна, а идущая от этой точки светящаяся линия показывает курс судна.

    Изображение различных объектов на экране радара может быть ориентировано относительно диаметральной плоскости судна (стабилизация по курсу) или относительно истинного меридиана (стабилизация по норду). Дальность «видимости» РЛС достигает несколько десятков миль и зависит от отражательной способности объектов и гидрометеорологических факторов.

    Судовые РЛС позволяют за короткий промежуток времени определить курс и скорость встречного судна и избежать, таким образом, столкновения.

    Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП) – это радиолокационные информационно-вычислительные комплексы, выполняющие автоматическую обработку радиолокационной информации. САРП выполняет следующие операции (рис. 3.11):

    • ручной и автоматический захват целей и их сопровождение;
    • отображение на экране индикатора векторов относительного или истинного перемещения целей;
    • выделение опасно сближающихся целей;
    • индикацию на табло параметров движения и элементов сближения целей;
    • проигрывание маневра курсом и скоростью для безопасного расхождения;
    • автоматизированное решение навигационных задач;
    • отображение элементов содержания навигационных карт;
    • определение координат местоположения судна на основе радио-локационных измерений.

    Автоматическая информационная система (АИС) является морской навигационной системой, использующей взаимный обмен между судами, а также между судном и береговой службой для передачи информации о позывном и наименовании судна для его опознавания, координатах, сведений о судне (размеры, груз, осадка и др.) и его рейсе, параметрах движения (курс, скорость и др.) с целью решения задач по предупреждению столкновений судов, контроля за соблюдением режима плавания и мониторинга судов в море.

    Электронные картографические навигационные информационные системы (ЭКНИС) являются эффективным средством навигации, существенно сокращающим нагрузку на вахтенного помощника и позволяющим уделять максимум времени наблюдению за окружающей обстановкой и выработке обоснованных решений по управлению судном (рис. 3.12).

    Основные возможности и свойства ЭКНИС:

    • проведение предварительной прокладки;
    • проверка маршрута на безопасность;
    • ведение исполнительной прокладки;
    • автоматическое управление судном;
    • отображение «опасной изобаты» и «опасной глубины»;
    • запись информации в электронный журнал с возможностью дальнейшего проигрывания;
    • ручная и автоматическая (через Internet) корректура;
    • подача сигнала тревоги при приближении к заданной изобате или глубине;
    • дневная, ночная, утренняя и сумеречная палитры;
    • электронная линейка и неподвижные метки;
    • базовая, стандартная и полная нагрузка дисплея;
    • обширная и дополняемая база морских объектов;
    • база приливов более чем в 3000 точек Мирового океана.

    Спутниковая система навигации – это система, состоящая из наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат), а также параметров движения (скорости и направления движения и т. д.) для наземных, водных и воздушных объектов (рис. 3.13).

    GPS – это глобальная навигационная спутниковая система определения местоположения Global Position System. Система включает группировку низкоорбитальных навигационных спутников, наземные средства слежения и управления и самые разнообразные, служащие для определения координат. Принцип определения своего места на земной поверхности в глобальной системе позиционирования заключается в одновременном измерении расстояния до нескольких навигационных спутников (не менее трех) – с известными параметрами их орбит на каждый момент времени, и вычислении по измененным расстояниям своих координат.

    Навигационный секстан – угломерный инструмент (рис. 3.14), служащий:

    • в мореходной астрономии – для измерения высот светил над видимым горизонтом;
    • в навигации – для измерения углов между земными предметами.

    Слово «секстан» происходит от латинского слова Sextans – шестая часть круга.

    Морской хронометр – высокоточные переносные часы, позволяющие получать в любой момент достаточно точное гринвичское время (рис. 3.15).

    Судовое время определяется по меридиану местонахождения судна и чаще всего корректируется ночью вахтенным офицером. Так, например, при изменении долготы на 15° на восток часы переводятся на 1 час вперед, а при изменении долготы на 15° в западном направлении – на 1 час назад.

    Для того чтобы в машинном отделении, столовой команды, каютах, салонах, барах, камбузе иметь точное и одинаковое показание времени, устанавливают электрические часы, корректируемые от главных часов, находящихся на мостике.

    К прокладочным инструментам относятся (рис. 3.16):

    • измерительный циркуль – для измерения и откладывания расстояний на карте;
    • параллельная линейка – для проведения на карте прямых, а также параллельных заданному направлению линий;
    • навигационный транспортир – для построения и измерения углов, курсов и пеленгов на карте.

    Кроме этого, на мостике находятся журналы, папки с документацией, навигационные карты, обязательные справочники и пособия и др. (рис. 3.17).

    Литература

    Матрос морского судна — Шарлай Г. Н. [2014]

    Источник

    Оцените статью