Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря ответ

Морской пейзаж в музыке

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

Две симфонические поэмы о море

Страстное увлечение красотами моря французского композитора-импрессиониста К. Дебюсси отразилось в ряде его произведений: «Остров радости», «Сирены», «Паруса». Симфоническая поэма «Море» написана Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.

Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» – безмятежные и радостные. Контрастный Финал поэмы – «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

К. Дебюсси Симфоническая поэма “Море” в 3-х частях

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках. В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы. Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.

Читайте также:  Иран над уровень моря

М. Чюрлёнис Симфоническая поэма “Море”

Жанровые контрасты

Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его Симфоническая картина «Шехеразада», оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане», насыщены превосходно созданными картинами моря. Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции. Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.

Н.А. Римский-Корсаков – Песня варяжского гостя

А. Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А. Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

А.Петров «Море и румба» (Музыка из к-ма «Человек-амфибия»

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1578)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (302)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (57)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1519)
  • Музыкальные жанры и формы (731)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (382)
  • Певцы (363)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (249)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (206)
  • Музыкальная культура народов мира (165)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (113)
  • Музыкальный словарь (104)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Море -«. и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое»

Четверг, 24 Сентября 2015 г. 10:33 + в цитатник

liudmila_leto все записи автора 24 сентября -Всемирный день моря.

Море завораживает, море убивает, волнует, пугает, а ещё смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное — море зовёт.
Алессандро Барикко “Море-океан”

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

Симфоническая поэма «Море» написана К.Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.

Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» — безмятежные и радостные. Контрастный финал поэмы — «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках.

В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы.

Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.

Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его симфоническая картина «Шехеразада», опера «Садко», насыщены превосходно созданными картинами моря.

Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции.

Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.

Андрей Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром.Композитор нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Только человеку, глубоко равнодушному к природе, море может показаться однообразным.
Жюль Верн

картины художника Владимира Фёдорова

Рубрики: Музыка/Симфоническая
Композиторы
Опера
Музыка и литература

Метки: Римский -Корсаков Н Петров А тема моря в музыке симфоническая поэма Дебюсси природа и музыка Чюрлёнис

Процитировано 12 раз
Понравилось: 17 пользователям

Источник

Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря ответ

Елена Карнович запись закреплена

Тема урока:
Импрессионизм в музыке и живописи (Записать тему в тетрадь)

Прочитай:
В изобразительном искусстве есть направление, которое оказало большое влияние на музыку, — это импрессионизм (от французского слова imression — впечатление). Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолётные впечатления от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворённости предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха. Всё это порождало светлую, трепетную живопись. Ашиля — Клода Дебюсси (1862-1918), выдающегося французского композитора, называют основоположником импрессионизма в музыке. Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др.

Запиши ФИО композитора, годы жизни в тетрадь.

Прослушай фрагмент «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море».
Запиши название фрагмента в тетрадь и ответь письменно на вопрос:
. Как ты думаешь, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать картину моря в этом фрагменте? Читайте вопрос внимательно, не нужно делать анализ музыкального произведения.

Прочитай:
«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе» — так назвал К. Дебюсси одну из своих фортепианных прелюдий. Названия большинства прелюдий звучат как поэтические строки: «Что видел западный ветер», «Феи — восхитительные танцовщицы», «Затонувший собор», «Шаги на снегу» и др. Известно, что тембровая красочность симфонической музыки связана со звучание тех или иных инструментов оркестра. В фортепианной музыке К.Дебюсси в роли различных тембров выступают своеобразные, необычные сочетания звуков, аккордов — прозрачные, кружевные, невесомые гармонии. Наиболее близки музыке К.Дебюсси пастельные тона, акварельные краски. Частыми обозначениями характера исполнения в произведениях К. Дебюсси являются не указания темпа, а такие замечания, как «вполголоса», «Шепотом», «напевая».

Прослушай фрагмент прелюдии «Лунный свет» в разных интерпретациях (фортепиано, орган, оркестровка).
Запиши название фрагмента в тетрадь и ответь письменно на вопрос:
. Какая интерпретация понравилась тебе больше и почему?

Прочитай:
Творчество К.Дебюсси интересно и тем, что он первым из европейских композиторов ХХ века включил новые джазовые ритмы в классическую фортепианную музыку. В финале сюиты «Детский уголок» звучит «Кукольный кек-уок» — модный в начале века танец американских негров. Слово кек -уок в переводе с английского означает шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику). К.Дебюсси написал эту музыку под впечатлением от американского шоу в Париже, в котором загримированные белые актёры копировали произношение, жесты, пластику негров.

Прослушай фрагмент «Кукольный кек-уок» из сюиты «Детский уголок».
Слушая пьесу К.Дебюсси, обрати внимание на то, как она создает музыкальный портрет маленького танцора. Главным выразительным средством становится синкопированный ритм — с неожиданными ударениями, акцентами на слабой доле, паузами вместо ожидаемых тонов.
Запиши название фрагмента в тетрадь и выполни задание:
. Охарактеризуй музыку кек-уока с помощью эмоциональных терминов (достаточно трех прилагательных, карточку прилагаю)

Источник

Конспект урока в 5 классе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» ГОРОДА БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Урок по музыке в 5 классе на тему:

«Импрессионизм в музыке и живописи»

Конспект урока музыки в 5 классе

по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Цель урока : раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства.

— создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;

— развивать способность к интерпретации;

— формирование представление о рисунке и схеме;

— развитие воображения, художественной интуиции.

— раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

— формирование художественного вкуса

— формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни.

Оборудование: компьютер, проектор.

Музыкальный материал : Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», фрагмент симфонической сюиты «Море»- «Диалог ветра с морем », «Океан- море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Девушка с волосами цвета льна» Клод Дебюсси, физминутка «У оленя дом большой», Петряшева А. «Песенка про песенку».

Чарующий рассвет, неясные тона.
Вот облака раскрасило огнём!
И, робкая, как птица, тишина
Вдруг упорхнула. Где ей место днём?
Струится кверху золото огня,
Прорвался луч! И, между туч, в оконце,
Торжественно открыв начало дня,
Из океана величаво всходит солнце!

Учитель: Восход солнца ознаменовал начало нового дня. И это здорово! Ведь сегодня мы с вами встретились здесь. Давайте улыбнёмся новому дню, друг — другу.

Ребята, какие виды искусства помогли мне сегодня воссоздать прекрасную картину утра?

Ученики: Музыка, литература, живопись

Учитель: А как вы считаете, эти виды искусства могут друг без друга обойтись?

Можем ли мы их назвать друзьями?

О связи каких видов искусства мы говорили на последних уроках?

Ученики: Музыка и живопись.

Учитель: Ребята, а кто из вас является поклонником музыки, живописи?

Учитель : Я очень рада, что вы цените прекрасное!

Ребята, а что нужно делать, если хочешь увидеть больше картин или услышать прекрасной музыки?

Ученики : Посещать концерты, музеи, или путешествовать!

Учитель : А вы любите путешествовать? Разрешите пригласить вас в путешествие! Закрыли глаза…

Открывайте. Где же мы с вами оказались?

Учитель : Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века.

Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё видение искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.

Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Парижа вы знаете?

Учитель :. Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох, но я обращаю ваше внимание на две экспозиции. Взгляните на эти картины и подумайте

-Какая картина проработана более детально?

— На какой из них изображена импрессия, впечатление?

Ученики : На второй картине художник старался изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Она кажутся нам как бы несколько задымлённой.

Учитель :. Эта репродукция картины выдающегося французского живописца Клода Моне, которая называется «Впечатление. Восход солнца»

Что является центром композиции картины? (Оранжевый круг солнца)

В какие тона окрашивает солнце небо и воду? (В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная дорожка.)

Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Лодки – темные силуэты на воде; краны; линия берега, суда – все словно в призрачной дымке; все окутано влажным туманом.)

Учитель : Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression .

Как бы вы сформулировали тему урока?

Ученики : Импрессионизм в музыке и живописи. Слайд 7.

Учитель : Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи».

Импрессионизм ( фр. impressionnisme , от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков , зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке .

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с вами с новым направлением в живописи. Кто запомнил, как оно называется.

(Учащимся предлагается послушать и сравнить между собой два музыкальных фрагмента: «Океан – море синее» Н. Римского-Корсакова и «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты (симфонических эскизов) «Море» К. Дебюсси.)

Учитель : Сейчас я представлю вашему вниманию два музыкальных произведения:

1.«Океан- море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Каков характер этого фрагмента?

Что вы представляете, слушая эту музыку?

2. «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты «Море» К. Дебюсси.

Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?

Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря?

В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передается впечатление от нее?

Учитель : Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты- красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам. Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

Сейчас мы послушаем прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет»

По окончании слушания ответим на вопросы:

Какое настроение создает эта музыка? (ответы учащихся)

Изменяется ли оно в произведении? (ответы учащихся)

Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж. (ответы учащихся)

Учитель : Давайте рассмотрим с вами картины художников- импрессионистов. Можем ли мы сказать, что эти картины музыкальны? Ведь не зря живопись сравнивают с застывшей музыкой. Кто из вас, рассматривая эти картины «слышит музыку»? Какую музыку? Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении?

Наверное, тоже необычной!

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и вспомнить физминутку «У оленя дом большой»

Сейчас вы послушаете музыкальное произведение. Вот и постарайтесь почувствовать в ней необычное!

(звучит «Девушка с волосами цвета льна»)

Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?

Ученики : Утончённая, поэтичная, изысканная, звуки словно повисают в воздухе, оригинальные созвучия.

Учитель: Это произведение тоже написал Клод Дебюсси.

Ребята, лично меня очень удивляют названия его произведений: «Что видел западный ветер», « Феи – восхитительные танцовщицы», «Затонувший собор», « Девушка с волосами цвета льна», «Шаги на снегу», «Снег танцует».

Красиво звучит? Конечно. Как вы считаете, какое название ближе той музыке, которую вы сейчас услышали? Почему?

Учитель : Да это «Девушка с волосами цвета льна».

Ребята, сегодня на уроке мне очень важно ваше впечатление от услышанной музыки.

Сейчас вы послушаете еще раз эту музыку, и вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вами, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение.

Я заранее для вас приготовила необходимый раствор. Ваша задача во время звучания музыки выбрать из всего многообразия красок выбрать нужный цвет. Можно использовать несколько, учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка. И эти цвета добавить палочкой в раствор и смешать. Далее я подойду к вам, и вы выливаете получившийся раствор в любое место данной ёмкости.

( Технология приготовления раствора «Волшебные краски» . Для приготовления раствора необходимы мука – 1 стакан, подсолнечное масло – 2 ч. л., соль – 2 ч. л., клей ПВА – 2 ч. л., вода (столько, чтобы консистенция краски была как у сметаны). Данный раствор замешивается до начала урока, разливается в небольшие ёмкости и ставится на партах перед каждым учеником. Кроме этого, у каждого ученик должен иметься набор гуашевых красок и палочка для перемешивания краски.
Во время выполнения импровизации учитель предлагает ученикам в приготовленный ранее раствор добавить гуашевую краску любого цвета (который ему подсказывает музыка), учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка.

Второй этап работы – учитель подходит к каждому ученику с ёмкостью с низкими краями (например, коробка из-под конфет) и предлагает вылить получившийся раствор в любое место данной ёмкости. После полученный состав аккуратно перемешивается. После застывания получается очень красивая, созданная коллективно, картина).

Так как это наше общее настроение, мы смешаем все краски. Вот такая картина нашего общего настроения. Какая она?

Учитель : А теперь, давайте схематично представим всё то, что сегодня вы узнали на уроке.

С каким направлением в искусстве вы сегодня познакомились? (импрессионизм).

В какой стране зародился импрессионизм? (во Франции).

Когда это произошло? (в конце 19 века).

В каком виде искусства импрессионизм нашёл своё отражение? (в живописи).

В каком виде искусства импрессионизм проявил себя так же ярко? (в музыке).

Кто стал композитором – импрессионистом? (К.Дебюсси).

Эта схема поможет вам, ребята, лучше запомнить то, о чём мы сегодня с вами вели разговор.

Учитель: Ребята, на уроке вы услышали лишь одно имя художника – импрессиониста Клод Моне. Надеюсь, что дома вы постараетесь найти информацию о художниках – импрессионистах и подробнее познакомитесь с их творчеством.

Надеюсь, что наше сегодняшнее погружение в искусство Франции останется в вашем сердце и памяти.

А закончим наш сегодняшний урок мы песней «Песенка про песенку».

(Исполнение песни «Песенка про песенку»)

Источник

Оцените статью