Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Описание презентации по отдельным слайдам:
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (на примере урока литературы в 5 классе на тему: «Море Пети и море Гаврика» по повести В.П.Катаева «Белеет парус одинокий») Жугинская О.И., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№17»
Стратегия смыслового чтения Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что должен привести к определенным результатам.
Виды стратегий Традиционная методика Инновационная методика
Наиболее продуктивные предтекстовые стратегии : «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Батарея вопросов» «Предваряющие вопросы» «Рассечение вопроса» «Алфавит за круглым столом» «Соревнуемся с писателем»
Стратегии текстовой деятельности : «Чтение в кружок» (попеременное чтение) «Чтение про себя с вопросами» «Чтение про себя с остановками» «Чтение про себя с пометками»
Стратегии послетекстовой деятельности : «Отношение между вопросом и ответом» «Вопросы после текста» «Тайм-аут» «Проверочный лист»
Предтекстовая стратегия:предваряющие вопросы. Валентин Петрович КАТАЕВ «ПАРУС» АКВАРЕЛЬ ЛЕРМОНТОВА.
Море Пети и море Гаврика
Предтекстовая стратегия: «Глоссарий» Штиль – затишье, безветренная или тихая погода со слабым ветром. Тёмно – индиговое – тёмно- синее. Грифельное (небо) – серый цвет ,является сочетанием черного и белого цветов. Глянцевитое, глянцевое -имеющее глянец, блестящий,лоснящийся . Малахитовые (доски прибоя) – вся палитра зеленых тонов от светло-зеленого с голубизной (бирюзового) до густого темно-зеленого цвета. Фосфорическое (свечение) — светиться в темноте слабым голубовато зеленоватым светом.
В.П. Катаев говорит, что «душа ребёнка, кто бы он ни был, всегда тянется к прекрасному, доброму, ребёнок ищет в жизни счастье, красоту, очарование, он хочет любить жизнь и радоваться ей».
Работа с текстом во время чтения: «Чтение в кружок»(попеременное чтение)
ВОСПРИЯТИЕ МОРЯ ПЕТЕЙ И ГАВРИКОМ Для Пети , который воображает себя героем Майн Рида, море- это тайны, приключения, игра, наблюдения. Для Гаврика с «его валкой, цепкой походочкой одесского рыбака» море – это труд и пища. Петя воспринимает море восторженно, а Гаврик более утилитарно. Но оба видят его стихией.
-Чем различается восприятие моря глазами Пети и Гаврика? — Что можно сказать о каждом из мальчиков? — С какими героями из прочитанного их можно сопоставить и почему? Послетекстовые стратегии : «Вопросы после текста»
Послетекстовые стратегии «Проверочный лист».
Море глазами Пети Петя залюбовался морем. Оно разное, новое, невиданное: то светло-голубое, то пламенное.. То играет барашками. Грозно преображается. Появляется крупная зыбь. Малахитовые доски прибоя разбиваются о берег. Очарование моря в тайне.
Море глазами Гаврика Гаврик кисло приоткрыл глаза. Глянцевое лимонное море. Сумрачная заря. Сероватое небо. Редкая волна шлёпает в берег. Шлёпнет и уходит назад. Небо отражается в море. Звёзды выходят из моря. Море темнеет. Утренняя звезда отражается в тёмной воде.
Море вашими глазами
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-501846
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов
Время чтения: 2 минуты
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Гаврик, Гаврош фр. , Гавриил этимология
Имя и термин Гаврик используется в русской литературе с 1861 года (очень редко), в древнерусских текстах и в словарях XVIII-XIX вв. не фиксируется. Пик применения в 1933-1939, вероятно связан с повестью В. Катаева «Белеет парус одинокий» (имя одного из героев), 1936 г.; фильм снят в 1937 году. Сюжет произведения связан с революционными событиями 1905 года в Одесе (героям повести Пете и Гаврику в Одессе установлен памятник в 1988 г.) и рассказывает о возмужании подростков в сложных общественных условиях.
В это же время в СССР (1937) был снят героико-революционный фильм «Гаврош» (фр. Gavroche) — по мотивам романа Виктора Гюго «Отверженные» (1862). Читатели интересуются и этимологией французского имени, однако обсуждение не дало результатов, одна из необъясненных версий – блатной.
Исследователи считают, что Гаврик уменьшительное имя от Гавриил, очевидно, что наличие общего корня Г.В.Р. в терминах «гавр+ик» и «гавр+ош» должны нас вывести к библейскому имени Гавриил, из которого мы выведем характеристику (содержание) имени Гаврик и Гаврош. Архангел Гавриил — один из ангелов в иудаизме (ивр.Гавриэл) и христианстве (греч. Gavriil), а также в исламе (где он известен под именем Джибриль (Джабраил)).
Имена и термины можно рассматривать как часть «национальной» культуры, но также и как общую европейскую культуру, основанную на образах (словах-понятиях) единой доктрины иудеохристианства. Не так ли? Каждое имя – программа жизни, которую закладывают родители (получив консультацию у священника) в своего ребёнка. Соответственно вложить негативную идею (как комментируют лингвисты термин) в имя ребенка родители не могли, да и священник не позволил бы.
1) Существующая этимология
а) Этимологический словарь Макса Фасмера
Гаврик. Уменьш. от Гавриил, Гаврила, из греч. Gavriil, диал. гаврик «простак», также «хитрец», «мальчуган», донск. (Миртов).
б) Викисловарь. Гаврик
Корень – нет. Значение: прост. бездельник, озорник, несерьезный человек; рег. (орл.) простак, простофиля, разиня. Этимология — нет.
2) Применение имени (термина) в русской литературе
Национальный корпус русского языка
* А. Н. Островский. Горячее сердце (1869)
«Ну, Гаврик, какие я чудеса видел, так, кажется, всю жизнь не увидишь!».
* Галицкая летопись (Летописец Даниила Галицкого, 1201-1260)
«и воеваша по Б;г;. и посла по нихъ Данилъ. Гаврила Д;шиловича. и Семена ;л;евича. Василка Гавриловича. …;т;д; же собравша рать. посласта на нь Андр;;. В;чеслава. Гаврила. Ивана».
3) Терминология иврита и библейский образ
а) Библейский образ
* Сайт: http://toldot.ru/tags/gavriel/
««Гавриил» образовано от еврейского имени «Гавриэль». Имя это означает буквально «Всевышний — сила моя». Вместе с архангелом Михаэлем архангел Гавриэль упоминается в книге Даниэля, где он разъясняет пророку видение (Даниэль 8, 16-26; 9, 21-27). …
Эти четыре архангела (Гавриэль, Михаэль, Уриэль и Рефаэль; в русской традиции Гавриил, Михаил, Юрий и Рафаил), которые и поныне призываются в молитве на сон грядущий, часто упоминаются вместе. Эти четыре имени выгравированы на одной золотой таблице, найденной в гробнице супруги императора Гонория, — без всякого сомнения, заимствование из еврейской традиции (Kopp, Palaeographia critica 3, § 158). Чаще всего Гавриэль упоминается рядом с Михаэлем, как занимающий второе после него место. На одной гностической гемме имеется греческая надпись: «Михаэль — высочайший, Гавриэль — могущественнейший», что свидетельствует о довольно раннем заимствовании этого греками от евреев (Kopp, loc. cit., 4, § 766)».
б) Терминология иврита
* Еврейский и халдейский словарь этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.
ГАВАР возрастать, усиливаться, одолевать, быть сильнее.
ГЕВЕР мужчина, муж (мужественный воин, силач).
* Иврит-русский словарь, Ф.Л. Шапиро, М., 1963
ГАВРИ мужественный, храбрый, твердый (о характере).
ГАВРИК = ГАВРИ + К = ГАВРИ мужественный, храбрый, твердый (о характере) + К как, подобно.
Положения Библии предусматривают разную ответственность индивидуума в связи с достижением человеком определенного возраста, например, к военной службе призывались юноши по достижению 20 лет (Чис. 1:3). До 20 лет человек считался малолетним, к его проступкам относились снисходительно, т.к. он согласно общим представлениям действовал без разума. Эта идея заложена в стихе книги Числа 14:29; где сказано, что израильтяне от 20 лет и выше, роптавшие на Господа падут в пустыне, лиц моложе указанного возраста Господь, очевидно, щадил в связи с их неразумием.
Изменились условия жизни, и Талмуд отказывается от определения совершеннолетия по достижению определенного года и делает упор на индивидуальное развитие личности. Талмудисты считали, что физическая и умственная полноценность личности наступает одновременно с половой зрелостью, при нормальных условиях для юношей в возрасте 13 лет, а для девушек в возрасте 12 лет. Если совершеннолетие не будет достигнуто в указанном возрасте, то человек остаётся на положение малолетнего до 35 лет. Один из факторов удивительного выживания еврейского народа – несозревших людей (проще говоря – дураков) не допускали к юридическим действиям.
Зрелость определялась не исчислением лет, а наличием признаков взрослости (возмужанием), способностью лица совершать правовые (юридические) действия, которая наступала лишь вместе со физической зрелостью.
Таким образом, имя (термин) Гаврик сформировалось как психологическая характеристика подростка, достигшего возраста половой зрелости и способного совершать юридические действия. Принимающего своевременно обоснованные решения и выполняющего их; проявляющего волевые качества характера в трудных ситуациях жизни (мужество, смелость, храбрость).
Источник
Конспекты. Литература 5 класс
Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми»
Море Пети и море Гаврика
(По повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий»).
Формирование УУД и технология оценивания
На данном уроке: учащиеся анализируют поведение героя на материале глав «Моисей в тростниках» и «Страшная клятва нашей шайки» и стараются ответить на проблемный вопрос раздела «как мы становимся взрослыми»?
II. Введение в тему.
1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.
— Давайте послушаем стихотворение «Парус».
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
В утренней, туманной дымке на морских просторах виден белый зрачок паруса.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Картина другая: судно борется со стихией. Но ради чего. Не стремление к счастью, не жажда наживы, не рок двигают мореходами. Тогда что же?
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
У него есть всё, о чём можно только мечтать. Но он ищет бури, чтобы бороться с ней. Ведь его жизнь – это борьба. И жизнь человека – борьба. В борьбе он становится сильнее, обретает смысл бытия.
Давайте вспомним, где вы уже встречали первую строчку стихотворения ?
(Это название повести Катаева)
О чём, по-вашему пойдёт речь в повествовании?
(Оно будет связано с морем)
Сегодня мы будем говорить о главных героях повесте, Пете и Гаврике. Какую тему мы могли бы вывести?
Море Пети и море Гаврика.
1. Работа с текстом до чтения.
2. Работа с текстом во время чтения
3.Работа с текстом после чтения
— Давайте проанализируем, что нам известно о Пете и о Гаврике из прочитанных нами глав. Составляем литературные портреты Пети и Гаврика в виде кластеров (работа в парах), затем меняемся тетрадями и подчёркиваем общие черты.
Необходимо обратить внимание, как одет Петя, как одет Гаврик; какие книги читает Петя; заметить, что он живёт на даче и переезжает с отцом и братом на городскую квартиру, а Гаврик живёт с дедушкой в хибарке на берегу моря и спит под открытым небом; упомянуть, что Петя – из интеллигентной учительской семьи, а Гаврик – из семьи рыбака. При этом и Петя, и Гаврик живут без матери.
Петя залюбовался морем.
Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест. В (почему?) О (оно очень большое) Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. П
То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. (наверное, это утром, в тихую погоду) То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее (в солнечную погоду). То оно играет барашками (лёгкий ветер). То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса (гуляют волны) То налетает буря, и оно грозно преображается. В (как?) О (становится опасным, тревожным?) Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному (тёмно-серому?) небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. П
Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.
— О чём этот текст? С чем сравнивается море? (С жизнью)
— Открываем тетрадь по литературе и выполняем задание II.1 на с. 23.
Гаврик кисло В (Почему?) О (Не хотелось вставать? Надо было работать?) приоткрыл глаза. Он видел глянцевое лимонное море и сумрачную темно-вишневую зарю на совершенно чистом сероватом небе. День будет знойный. Но пока не подымется солнце, о тепле нечего и думать. Конечно, Гаврик свободно мог спать с дедушкой в хибарке. Там было тепло и мягко. В (почему же не спал?) О Но какой же мальчик откажется от наслаждения лишний раз переночевать на берегу моря под открытым небом? П
Редкая волна тихо, чуть слышно, шлепает в берег. Шлепнет и уходит назад, лениво волоча за собой гравий. Подождет, подождет — и снова тащит гравий обратно, и снова шлепнет. (тишина, покой)
Серебристо-черное небо сплошь осыпано августовскими звездами. Раздвоенный рукав Млечного Пути висит над головой видением небесной реки. (Это воспоминание, описание ночи)
Небо отражается в море так полно, так роскошно, что, лежа на теплой гальке, задрав голову, никак не поймешь, где верх, а где низ. Будто висишь среди звездной бездны.
По всем направлениям катятся, вспыхивая, падающие звезды.
В бурьяне тыркают сверчки. Где-то очень далеко на обрыве лают собаки.
Сначала можно подумать, что звезды неподвижны. Но нет. Присмотришься — и видно, что весь небесный свод медленно поворачивается. Одни звезды опускаются за дачи. Другие, новые, выходят из моря.
Теплый ветерок холодеет. Небо становится белее, прозрачнее. Море темнеет. Утренняя звезда отражается в темной воде, как маленькая луна.
По дачам сонно кричат третьи петухи. Светает.
Как же можно спать в такую ночь под крышей?
Гаврик встал, сладко растянул руки, закатал штаны и, зевая, вошел по щиколотку в воду. С ума он сошел, что ли? В (Почему?) О (вода холодная?) Ноги и так озябли до синевы, а тут еще лезть в море, один вид которого вызывает озноб!
Однако мальчик хорошо знал, что он делает. Вода только на вид казалась холодной. На самом деле она была очень теплой, гораздо теплее воздуха. Мальчик просто-напросто грел в ней ноги. П
Затем он умылся и так громко высморкался в море, что несколько головастых мальков, безмятежно заснувших под берегом, брызнули во все стороны, вильнули и пропали в глубине.
Зевая и жмурясь на восходящее солнце, Гаврик насухо вытер рубашкой маленькое пестрое лицо с лилово-розовым (от холода) носиком, облупленным, как молодая картофелька.
— Ох-ох-ох. — сказал он совершенно как взрослый, не торопясь перекрестил рот (суеверие, считается, что с зевотой выходят бесы) где до сих пор еще не хватало двух передних зубов (молочные) , подобрал пиджак и побрел вверх валкой, цепкой походочкой одесского рыбака.
(В чём отличие восприятия моря Петей и Гавриком? Первый воспринимает его восторженно, Гаврик – более утилитарно. Но оба видят его стихией).
Он продирался сквозь густые заросли сильно разросшегося бурьяна, осыпавшего мокрые ноги и штаны желтым порошком цветения.
Хибарка стояла шагах в тридцати от берега на бугорке красной глины, мерцавшей кристалликами сланца.
Собственно, это был небольшой сарайчик, грубо сколоченный из всякого деревянного старья: из обломков крашеных лодочных досок, ящиков, фанеры, мачт.
Плоская крыша была покрыта глиной, и на ней росли бурьяны и помидоры.
Когда еще была жива бабушка, она обязательно два раза в год — на Пасху и на Спаса — белила мелом хибарку В (Зачем?) О (для красоты?) , чтобы хоть как-нибудь скрасить перед людьми ее нищенский вид. П Но бабушка умерла, и вот уже года три, как хибарку никто не белил. Ее стены потемнели, облезли. Но все же кое-где остались слабые следы мела, въевшегося в старое дерево. Они постоянно напоминали Гаврику о бабушке и о ее жизни, менее прочной, чем даже мел.
Гаврик был круглый сирота. Отца своего он совсем не помнил. Мать помнил, но еле-еле: какое-то распаренное корыто, красные руки, киевское печатное кольцо на скользком, распухшем пальце и множество радужных мыльных пузырей.
-Чем различается восприятие моря глазами Пети и Гаврика?
— Что можно сказать о каждом из мальчиков?
— С какими героями из прочитанного их можно сопоставить и почему?
Материалы для учителя:
«Белеет парус одинокий» В. Катаева и «Приключения…» Марка Твена имеют одно главное сходство, кроме образов Пети и Тома, Гаврика и Гека. Это – побудительный посыл написания. И в одном и в другом случае автору хотелось поделиться собственными детскими воспоминаниями, преломленными через жизненный опыт.
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности — «отлично».
Максимальный уровень — решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
— Напишите небольшое рассуждение (работа в парах). Один пишет образ моря глазами Пети, другой – Гаврика. Заканчиваем выводом: море – это…
Возможные варианты ответов:
Образ моря символизирует течение жизни. Для одного жизнь полна приключений и неразгаданных тайн, для другого – это забота о завтрашнем дне, тяжёлая работа, груз самостоятельных решений. Гаврик тоже видит загадочность в морских просторах, но более приземлённо.
Материалы для учителя.
говорит, что душа ребёнка, кто бы он ни был, всегда тянется к прекрасному, доброму, ребёнок ищет в жизни счастье, красоту, очарование, он хочет любить жизнь и радоваться ей. И эта тяга к прекрасному ощущается в том, как Петя и Гаврик любуются Чёрным морем. Они оба выросли на море, оба прекрасные пловцы, море – это их стихия, и показано оно в этих главах глазами детей.
V. Домашнее задание
К следующему уроку учащиеся читают главы V,
VII, VIII, XIII, XIV, XV, XVI, XXI, XXII, XXIII.
Источник