«Певец моря» — Айвазовский И.К.
Общение с природой дает человеку массу приятных впечатлений. Древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».
Особым даром понимать природу обладал романтический художник Иван Константинович Айвазовский. Море было для него одним из самых ярких чудес природы.
Слово «маринист» образовано не от русского слова «море», а от имени «марина», что в переводе с итальянского означает морская. Художник-маринист изображает морские виды.
И.К. Айвазовский вырос в Крыму, на берегу моря, в многодетной армянской семье. С детства любил и понимал его, а потом научился блестяще передавать в картинах изменчивую морскую стихию.
С самого раннего детства он с увлечением копировал гравюры из книг, самоучкою играл на скрипке. Его одаренность была замечена городским архитектором Феодосии — Кохом, который определил его в Симферопольское училище, а затем в Петербургскую академию художеств. Развитие дарования шло необыкновенно быстро. За этюд «Воздух над морем» ему была присуждена серебряная медаль, а за картину «Штиль» — золотая медаль первой степени «За превосходные успехи в живописи морских видов», с которой сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования. Он посетил Италию, Венецию, Флоренцию, Неаполь и Рим, где много и плодотворно работал, восхищённый старинными живописными городами. Любителей искусства поражало, как быстро работает русский художник, а также его безупречное мастерство.
Иван Айвазовский пытался передать переменчивые оттенки, освещённых солнцем, морской воды и облаков.
Когда он был в Венеции, художник познакомился с маркизом, которому продал картину за колбасу и ветчину…
В те годы он был признан в Европе, стал членом Парижской, Римской, Амстердамской академий художеств. А затем вернулся в столицу. Петербург встретил Айвазовского как триумфатора. Он был удостоен звания академика живописи, а несколько дней спустя его причислили к Главному морскому штабу в звании «первого живописца» с правом носить морской мундир.
Художнику было поручено написать виды приморских городов Кронштадта, Ревеля, Петербурга и крепостей Свеаборг и Гангут. Наш герой с энтузиазмом взялся за новую работу и за несколько месяцев выполнил её.
В своих картинах «Смольный монастырь. Закат солнца», «Ревель», «Кронштадт. Форт», «Император Александр I», «Свеаборг», «Морское сражение при Ревеле 2 мая 1790 года» он прославил мощь и величие русского флота.
В 1845 году вместе с экспедицией Ф.П. Литке, Айвазовский побывал у берегов Турции, Малой Азии. Возвратившись, он уезжает в Феодосию: «Это чувство или привычка, моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, — писал художник, — но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине – меня тянет в Крым, к Черному морю».
Он построил большой дом-мастерскую, где трудился до конца жизни, оставив потомкам около шести тысяч картин.
Айвазовский женился на дочери петербургского врача Юлии Яковлевне Гревс. В Феодосии он основал картинную галерею, художественное училище, историко-археологический музей, построил несколько храмов и часовен. Он много и плодотворно работал. Почти ежегодно бывал он со своими выставками в Петербурге и других городах России, но иногда выезжал за границу. Он прославил русскую школу живописи за границей. Персональные выставки принесли ему широкое признание на родине.
Уже в мае 1854 года, в период Крымской войны, художник устроил выставку «морских баталий» для поднятия духа русских солдат. Особенно замечательными были полотна, посвящённые обороне Севастополя: «Вход в Севастопольскую бухту», «Севастопольский рейд», «Севастополь во время Крымской войны», «Синопский бой».
Одной из лучших своих работ этого периода мастер считал картину «Чесменский бой», написанную в честь сокрушительной победы русских моряков над турками в 1770 году в Чесменской бухте Средиземного моря.
Художник изобразил эпизод битвы, когда капитан одного из русских кораблей поджёг своё судно, чтобы от него загорелись остатки вражеской флотилии, уже серьёзно пострадавшей во время боя, а сам вместе с командой эвакуировался на шлюпке. Подожжённый корабль взрывается, турецкие судна горят, русские моряки предвкушают грандиозную победу в битве. На картине видно объятые пламенем корабли, взлетающие обломки, огромные клубы дыма, которые смешиваются с тёмно-серыми облаками. А в небе спокойно висит бело-жёлтая луна, словно отрешённый наблюдатель бурных событий.
Стихия Айвазовского-мариниста – буря. Он часто писал кораблекрушения, людей, борющихся с волнами, помогающих друг другу.
В широко известных полотнах «Девятый вал», «Радуга» и «Буря у мыса Айя» он воспел смелость и волю человека.
На сказочность его мировосприятия проницательно указывал Ф.М. Достоевский: «В его бурях есть упоение, — писал он, — есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре».
Картину «Девятый вал» Иван Константинович выставил в Москве. Многие критики сразу назвали полотно шедевром.
Художник изобразил раннее утро. Ночью на море была буря. Первые лучи солнца освещают дикие громады волн, готовых обрушиться на горстку людей, ищущих спасение на обломках мачты. Только представьте, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки!
Айвазовский нашёл точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления: золотой свет солнца, разгорающийся над людьми, усиливает её общий оптимистический характер. Мы верим, что моряки спасутся.
В 1860-е годы И.К. Айвазовский много своих работ посвятил великолепной крымской природе: «Вид из Ливадии», «У берегов Ялты», «Морской вид», «Феодосия. Закат солнца», «Вид моря с гор», «Море».
Особого внимания заслуживает картина «Море» 1864 года. На картине видно, как волны в стремительном беге разбиваются о камни. По небу мчатся страшные косматые тучи. В просвет выглянул чарующий свет луны и озарил море, корабль, переживший бурю, и дальний скалистый берег с крутыми обрывами, расщелинами и каменной россыпью на кромке прибоя. Лунный свет подчеркнул форму и направление движения волн, написанных мастерски, лёгким касанием кисти. Эта картина считается лучшей работой Айвазовского.
В 1868 году наш герой путешествовал по Кавказу. Он увидел величественные громады гор с неприступными снеговыми вершинами, глубокими ущельями, бурными водопадами. Суровая природа покорила воображение художника. Дорожный альбом быстро заполнялся набросками и рисунками.
Айвазовский устроил в Тифлисе мастерскую и принялся за работу. За короткое время он написал 12 картин, среди которых особенно хороши «Дарьяльское ущелье в лунную ночь», «Гора Арарат», «Цепи Кавказских гор», «Река Риони», «Аул Гуниб в Дагестане», «Вид Тифлиса» и «Вид на озеро Севан».
Когда жители Тифлиса увидели эти работы на выставке, они были в восторге! Кстати, все вырученные деньги Иван Константинович передал местному детскому приюту. Он занимался благотворительностью, помогал нуждающимся жителям, студентам Академии художеств, Красному Кресту, ветеранам обороны Севастополя и их семьям. Во время военных действий находился в Севастополе, на передовой, воодушевляя русских солдат.
В 1881 году маринист написал одно из своих наиболее значительных произведений — полную величия и силы картину «Чёрное море». Недаром И.Н. Крамской писал: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».
Хотелось обратить ваше внимание на картину, копия которой размещена в Рязанском государственном областном художественном музей им. И.П. Пожалостина – это «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».
Когда 31 августа 1714 года русские корабли попали в бурю в Финском заливе, то Петр I, чтобы спасти их, отправился вместе с небольшим отрядом на сушу; там был разведен огонь, послуживший эскадре маяком. И.К. Айвазовский истолковывает произошедшее в романтическом духе – как противостояние сильной личности и слепой стихии.
Иван Константинович обращался к портретному жанру. Целый цикл полотен он посвятил поэту А.С. Пушкину, перед талантом которого преклонялся всю жизнь и стремился постичь образ моря через его поэзию. Художник писал: «С того времени любимый поэт стал для меня предметом вдохновения, раздумий, любознательности и долгих бесед». Впоследствии художник исполнил около двадцати картин и рисунков на сюжеты из жизни и творчества поэта: «Пушкин на берегу Черного моря», «Буря у крымских скал», «Пушкин на берегу Южного Крыма», «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» и др.
Первую картину — «Прощание Пушкина с морем» художник создал совместно с И.Е. Репиным в 1877 году к 40-летию со дня гибели поэта. На этом полотне поэт выглядит спокойным, смотрит вдаль на морское безбрежье, на грозные волны. Всё ближе и ближе надвигаются страшные тучи, но, кажется, А.С. Пушкина это совсем не тревожит. Он прощается с морем, как со старым другом. Александр Сергеевич будто читает волнам свои прощальные стихи, а они, не желая его отпускать, в ответ с огромной силой разбиваются о скалы.
Зимой 1899 года Айвазовский провёл свою последнюю выставку работ в Петербурге. В начале 1900 года он возвратился в Феодосию и начал готовиться к поездке в Италию.
Утром 18 апреля 1900 года Иван Константинович чувствовал себя здоровым, поставил на мольберт чистый холст в своей мастерской и приступил к работе над картиной «Взрыв корабля».
В центральной части он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма, в которых чётко просматриваются обломки мачт и рей, летящих в воздухе от произведённого взрыва.
Контурно была обозначена и лодка греческих повстанцев, удаляющаяся от корабля, а на заднем плане — гористый остров с виднеющимися у подножия гор зданиями города.
Завершение полотна уставший мастер отложил на завтрашний день.
Наступил час обеда, после которого художник отправился на обычную прогулку, зашёл в гости и засиделся до позднего вечера. Вернувшись домой, он лёг спать и больше не проснулся.
Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте.
Согласно завещанию художник погребен в Феодосии. Надпись на его могиле гласит: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
Имя И.К. Айвазовского стоит в ряду самых известных русских живописцев, а его шедевры украшают лучшие музеи мира и являются гордостью отечественной школы живописи.
Я надеюсь, что прочитав этот пост, он вдохновит вас на дальнейшее знакомство с его полотнами.
Память о великом певце моря жива и не иссякнет никогда.
Источник
Певец моря
Он всегда начинал встречать рассвет на берегу моря. Так началось и это утро. Айвазовский сидел на берегу. Художник думал о картине, которая стояла неоконченная в мастерской. Он побудет тут еще немного и вернется к полотну.
Айвазовский подавляет в себе невольный вздох, так хочется побыть еще здесь, но не менее властно и другое желание — скорее вернуться к краскам, кистям. Это второе желание побеждает, и Иван Константинович медленно направляется к дому.
Но вдруг поднялся ветер, на спокойное море набежала рябь, и волны со стоном устремились к берегу. Айвазовский вернулся к морю. Набежавшие волны с тревожным шумом легли у его ног. Потом опять все стихло.
Айвазовский взволнован. Ему кажется, что море не отпускает его, что оно хочет поведать ему еще одну тайну. Художник снова садится на большой камень у самой воды и задумывается.
Море. Здесь он родился, сюда он вернулся после окончания Академии художеств и пребывания в чужих краях. Здесь он будет жить до конца дней своих, потому что любит родной город и море у его берегов.
Айвазовский не только художник моря, но и его летописец. Каждый день оно открывает ему свои тайны. Когда тучи заволакивают небо и приближается буря, воображение художника уносится в открытое море. Ему рисуются отважные корабли среди волн. В такие минуты все его думы с ними — неведомыми моряками. Не раз бывало, что он вслух ободрял их. Вот и теперь ему кажется, что море неспроста заставило его вернуться, чтобы предупредить о приближающейся буре. Айвазовский долго еще так грезил, но вдруг услышал — кто-то громко окликает его.
— Иван Константинович, — говорит тот, — извините, что помешал вашим размышлениям. Но я знаю, с каким нетерпением вы дожидаетесь писем из Италии. Вчера поздно вечером на ваше имя пришло письмо из Рима. Вот я и поспешил обрадовать вас посланием от друзей.
Айвазовский сидит у себя в мастерской и перечитывает долгожданное письмо из Рима. Ему писали, что Векки, товарищ его юности, сражается за свободу Италии, что он присоединился к Джузеппе Гарибальди и стал его адъютантом. Айвазовский горячо сочувствовал делу, которому посвятили себя Векки и его друзья, он тревожился за их участь. Еще в молодые годы познакомился Айвазовский с неаполитанцем
Веккн. Он был из числа восторженных поклонником таланта художника. Им доводилось достаточно часто встречаться, пока Айвазовский жил и работал в Италии. Прошло время, а дружба не померкла, опасение за судьбу Бекки не покидало знаменитого художника. Оно стало еще острее после возвращения художника из чужих краев на родину, в Россию.
И вот теперь пришла весть о том, что Веккн встал рядом с Гарибальди и борется за свободу Италии на баррикадах. (463)
Источник
Изложение с дополнительным творческим заданием
ПЕВЕЦ МОРЯ
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года. Из окон небольшого домика были видны синие просторы моря, то бурного и сурового, то спокойного и ласкового. На противоположном берегу залива тянулись бесконечные степи, и ветер примешивал полынную горечь к соленому запаху моря.
Море, корабли он любил пламенно. Он полюбил их еще тогда, когда не умел ходить и, еще на руках матери, тянулся к белокрылым входящим в гавань судам.
Позже он бегал в порт, чтобы посмотреть, как разгружаются торговые корабли. Грузчики, сгибались под тяжестью, проносили мимо него большие тюки, которые тревожно пахли ароматами далеких, неизвестных стран. И на стенах домов, на страницах книг, на листах бумаги, когда он мог ее достать, возникали силуэты шхун и бригов, вздымались волны прибоя, и трепетали паруса.
Шестнадцатилетним юношей Айвазовский уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. А через четыре года мальчик из Феодосии стал маринистом-художником, изображающим морские пейзажи. Его картины появились на выставках, он посетил Италию и другие страны.
Родина присвоила ему звание академика, но прославленный художник покинул Петербург и навсегда поселился в Феодосии. Его манил к себе родной город, а море давало бесконечную смену впечатлений. Он стремился запечатлеть изменчивые, проходящие состояния природы — движение облаков, порывы ветра, всплески волн, необычное освещение, придающее сказочность давно знакомому пейзажу.
Каждый день с шести часов утра, надев широкий яркий халат, художник становился к мольберту. Он написал около шести тысяч картин и работал даже в день своей смерти, оставив незаконченным последнее творение «Взрыв турецкого корабля».
Некоторые художники годами собирали этюдный материал. Айвазовский писал свои картины по совершенно исключительной зрительной памяти. Он ничего не выдумывал. Все, что он изображал, он видел в действительности. Чаще всего он рисовал бурное море, ураганы, кораблекрушения, передавая неуловимый ритм морского прибоя.
Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине «Девятый вал» изображено ранее утро после бури. Первые лучи солнца освещают еще бушующее море. Вода кажется прозрачной и как бы светится изнутри, словно художник писал не обычными масляными красками, а какими-то невидимыми составами. Громадная волна вот-вот обрушится на группу людей, которые судорожно цепляются за обломок мачты погибшего корабля. Весь драматизм момента передан состоянием моря, видом волн, воздуха и неба. Лучи солнца пронизывают воду, насыщают утренний воздух и как бы вселяют уверенность в то, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы со стихией.
Долгие годы прожил Айвазовский в Феодосии. Его знал и любил весь город.
На памятнике, воздвигнутом на могиле Айвазовского, начертано: «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память». (397 сл.)
ЯНУШ КОРЧАК
Жил в Польше, в Варшаве, удивительный доктор. Он редко лечил богатых, а все больше ходил по квартирам бедняков и помогал им, не требуя платы. Особенно жалел и любил он детей.
Доктор стал писать про них книги. И это были замечательные книги! Про то, как взрослые не понимают и не уважают детей, как трудно приходится ребятам в холодном взрослом мире. Вскоре доктор Корчак стал известным писателем. Но и тогда он не оставил своих бедняков.
Особенно тяжелым тогда в Варшаве было положение еврейской бедноты, живущей в еврейских кварталах. Там было много детей-сирот. Корчак решил построить для них детский дом. Польское правительство не дало ни копейки. Сам писатель был человеком небогатым, но пожертвовал все свои сбережения на строительство. Однако этого было слишком мало. Тогда Корчак обратился к различным благотворительным организациям и просто богатым людям и деньги были собраны.
Януш Корчак был и директором, и главным воспитателем, и доктором Дома сирот. Ему помогали педагоги-энтузиасты, которые за скромное жалование готовы были отогревать и воспитывать детишек, повидавших в жизни много тяжелого.
Это был необычный детский дом. Корчак ввел детское самоуправление. Все вопросы, касающиеся их жизни в доме, решали сами дети.
По вечерам, когда дети укладывались спать, директор присаживался на кровать то одного, то другого загрустившего малыша, ласково гладил по головке и рассказывал сказку.
И только когда все дети засыпали, Корчак садился писать свои книги. До глубокой ночи горел свет в его кабинете.
А в мире было неспокойно. Фашистская Германия развязала мировую войну. Одной из первых стран, оккупированных Германией, была Польша. Фашисты вошли в Варшаву. Согласно расистской теории, которой они придерживались, евреи были одной из самых низших рас. Фашисты отправляли евреев в концлагеря и там уничтожали. Узнав, что в Доме сирот находятся дети из еврейских кварталов, а директор дома – тоже еврей, немецкое командование отдало приказ отправить детей в лагерь смерти. Дом был оцеплен солдатами. Корчаку было приказано на следующее утро построить детей и привести их на вокзал.
Корчак скрывал от детей страшную правду. Малыши думали, что их просто перевезут в другое место. Однако старшие ребята понимали все. Они учились мужеству у своего директора и помогали ему отвлекать младших от беспокойных мыслей, читали им книжки, рассказывали сказки.
Утром Корчак построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома. Дети пели, маршируя. Это выглядело бы, как обычный поход в цирк, если бы детей не сопровождали солдаты с автоматами.
Стройными рядами, со знаменем и песнями, шел Дом сирот по перрону вдоль поезда, приближаясь к своему вагону. Это так поразило сопровождавших поезд немецких офицеров, что некоторые из них, не выдержав, даже отдали детям честь. Ведь обычно люди, которых гнали к поезду смерти, рыдали.
Началась погрузка. И вдруг немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в директоре Дома сирот автора своих любимых книг. Он подошел к Корчаку и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободны. Я не стану вас задерживать». Но Корчак отказался оставить своих воспитанников. До последней страшной минуты он ободрял их. Вместе с ними вошел он в газовую камеру и погиб вместе с ними.
Великий гуманист не мог ненавидеть никого. Он мечтал о том времени, когда в мире не будет больше жестокости и ненависти и все люди будут ощущать себя членами единого всечеловеческого братства. (517 сл.)
Изложение с дополнительным творческим заданием
СОЛНЦЕ С БЕЛЫМИ ЛУЧАМИ
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:
— Мама, мы нашли странный цветок!
— Он растет за домом, около клена с красными листьями.
— Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.
— Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
— Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.
-Это ромашка, — тихо сказала бабушка.
– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно срывали.
-Зачем? – спросили дети.
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно:
— Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. (416 сл.)
Задание к тексту
Напишите творческое изложение по плану, постройте рассуждение о том, права ли бабушка, считая, что люди в ответе за ромашку.
1. Незнакомый цветок.
2. Никто не узнает растение.
3. Оказывается, он из бабушкиного детства.
Источник