- § 20. Значение Мирового океана для природы и человека
- Как человек использует Мировой океан
- Значение Мирового океан в жизни планеты
- Мировой океан для природы и человека
- Терморегуляция
- Сырьевой источник
- Проблемы Мирового океана и их решение
- Что мы узнали?
- Конспект урока «Значение мирового океана для человека» план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Презентация по географии на тему «Значение Мирового океана» (5 класс)
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
§ 20. Значение Мирового океана для природы и человека
Как человек использует Мировой океан
Моря и океаны издавна кормили человека. Люди употребляют в пищу рыбу и других морских животных: ракообразных (лангустов, омаров, креветок, крабов), моллюсков (мидий, устриц, кальмаров), трепангов, морских ежей, а также морские водоросли, прежде всего морскую капусту — ламинарию (рис. 59).
Широко используются морские организмы и как сырьё для промышленности: из мелкой рыбы получают клей и костную муку; кожу крупных рыб применяют в кожевенной промышленности; из водорослей делают лекарства, красители, крахмал, изготавливают бумагу.
Испокон веков человек получал из воды морей и океанов поваренную соль, а позже и другие соли.
Дно Мирового океана богато полезными ископаемыми. Здесь есть нефть, газ (рис. 60), каменный уголь, железная руда и даже алмазы и золото.
В прибрежных водах Юго-Западной Африки ведётся добыча алмазов. В водах, омывающих Аляску, добывают золото.
Но как ни был бы велик океан, человек должен относиться к нему бережно, охранять и рационально использовать его богатства. Воды многих морей и океанов загрязнены, гибнут ценные виды рыб, редкие виды птиц и млекопитающих.
Воды Мирового океана являются источником продуктов питания и полезных ископаемых. Охрана морей и океанов — одна из важнейших задач человечества.
Значение Мирового океан в жизни планеты
Вам уже известно, что водные просторы океана — это среда обитания многочисленных растительных и животных организмов. Роль океана велика в жизни всей нашей планеты. Солнечные лучи нагревают его воды. Вода нагревается медленнее, чем суша, но и остывает тоже медленнее. Например, зимой суша уже остыла, а океан остаётся тёплым. Постепенно остывая, океан отдаёт тепло атмосфере, согревая нашу планету. Если бы не было Мирового океана, зимы были бы значительно холоднее.
Кроме того, океан — поставщик влаги. С поверхности океана постоянно испаряется вода. Из неё образуются облака. Ветер переносит эти облака на большие расстояния, где рано или поздно выпадают осадки. Дожди увлажняют сушу, давая возможность течь рекам, зеленеть растениям, жить людям.
Воды Мирового океана являются средой обитания живых организмов, участвуют в формировании климата на планете.
1. В океане обнаружено множество видов живых организмов, живущих в толще воды и на дне.
2. Человек издавна использовал богатства океана. В океане он ловит рыбу и других морских животных, добывает полезные ископаемые.
3. Океан играет большую роль в жизни природы Земли.
Условия обитания, живой мир.
1. Почему наиболее плотно заселены верхние слои вод Мирового океана?
2. На какие группы можно разделить всех обитателей Мирового океана?
3. В чём состоит значение Мирового океана для человека и природы Земли?
А теперь более сложные вопросы
1. Почему живой мир Мирового океана разнообразен?
2. Почему необходимо охранять воды Мирового океана?
От теории к практике
Объясните значение фразы: «Океан — кормилец человечества»
Источник
Мировой океан для природы и человека
Терморегуляция
Мировой океан – это огромная батарея. Он способен накапливать тепло и отдавать его тогда, когда наступит холодная пора, чтобы согреть землян. В летнее время, забирая на себя большую часть солнечных излучений, он спасает экваториальные страны от выгорания. Такая способность объясняется большим содержанием солей в огромной массе воды.
Рис. 1. Коралловый риф
Сырьевой источник
В последнее время улов рыбы достиг опасного предела. Начиная с 17 века количество потребляемых морепродуктов неуклонно росло. Сегодня цифры говорят о том, что на каждого человека земли приходится по 22 кг. рыбы в год. Еще немного и океан не сможет успевать возобновлять свой животный мир.
Экономическое значение океана состоит в том, что это богатый неизведанный источник ценных топливных ресурсов – газа и нефти. Многие дорогие руды, недостаток которых ощущается на суше, в море находятся в избытке. Это марганец, кобальт, никель.
Мощь водных масс – это потенциальный источник неиссякаемой энергии. Пока эту сферу освоили недостаточно, но это хороший аналог атомных электростанций.
Рис. 2. Красота океана
Обозначим коротко какова роль океана в жизни человека:
- Является накопителем солнечного света;
- Определяет погоду и климат планеты;
- Поставщик пресной воды в гидросферу;
- Выполняет фильтрующую функцию;
- Очищает воздух и поставляет в атмосферу насыщенный кислород;
- Источник морепродуктов;
- Источник минеральных ресурсов;
- Источник энергии;
- Транспортный союзник;
- Центр рекреационных ресурсов и туризма.
Однако, помимо положительного влияния на природу и человека, океан выполняет отрицательную и очень опасную работу. Он – причина возникновения разрушительных цунами, штормов и ураганов.
Самое крупное цунами в истории человечества произошло в 2014 году на берегах Индийского океана. Тогда разрушительная сила унесла жизни 240 000 человек. Пострадали 14 стран, а некоторые острова были стерты с лица Земли.
Проблемы Мирового океана и их решение
Конечно же, вспоминая проблемы океанов, стоит отметить, что пагубное влияние сказывается прежде всего из-за перепромысла. Чем больше людей – тем больше потребности. Тем больше нужно добывать сырья, рыбы, тем больше истощаются ресурсы Земли. Своей деятельностью человек загрязнил воды настолько, что океан не успевает перерабатывать все продукты жизнедеятельности. Опасные разливы нефти или крушения танкеров вызывают опасность вымирания подводной жизни.
В 1957 году была создана Международная океанографическая комиссия при ЮНЕСКО. Основные ее задачи:
- Совместное со всеми странами безопасное изучение морских глубин;
- Следить за рациональным использованием ресурсов;
- Охранять богатства Мирового океана и сохранять чистоту его вод.
Что мы узнали?
Мировой океан для природы и человека играет огромную роль. Прежде всего, он – мощный регулятор климата и погоды нашей планеты. Он сохраняет тепло и влияет на дожди. Рациональное использование ресурсов Мирового океана и решение проблемы его загрязнения – залог жизни всего человечества в будущем.
Источник
Конспект урока «Значение мирового океана для человека»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Тема урока: Значение мирового океана для человека
Класс: 5
УМК: Учебник Домагацких Е. М. «География. Введение в географию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Значение мирового океана для человека
УМК: Учебник Домагацких Е. М. «География. Введение в географию»
Автор : Фоминых Светлана Николаевна
Место работы : Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9 городского округа город Михайловка Волгоградской области»
Урок географии в 5 классе представлен при изучении Темы 5. «Путешествие по планете Земля» Тема урока: «Значение Мирового океана для природы и человека.»
Урок построен на основе учебника «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких,
Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2012.
Тип урока: изучение нового материала. Выбор типа урока обоснован дидактическими целями, содержанием и особенностями класса.
В классе 28 учащихся. Учащиеся имеют достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Физическое и психологическое развитие учащихся соответствует норме.
Цель урока : сформировать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами частично – поискового метода. Основными задачами урока стали:
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Для проведения этого урока выбрала частично – поисковый метод. Определила формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Планируемые образовательные результаты.
Решаемая учебная проблема
«Неужели значение воды в жизни человека так велико?»(прописано на доске)
Урок построила с таким расчетом, чтобы у детей были задействованы все каналы восприятия: зрительный, слуховой, тактильный. Урок проходит в едином сюжете, переходит от одного этапа урока к другому.
Планируя этапы урока, мною были определены основные задачи и спрогнозированы результаты каждого этапа.
1 и 2 этап. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
На этих этапах была проведена подготовка учащихся к уроку. Поставлена проблема, которую учащимся надо решить в течение урока. Заданные вопросы направлены на обеспечение эмоционального восприятия учащимися темы урока и задач. Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
3 этап. Целеполагания — постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
4. ЭТАП планирования.
На данном этапе происходит формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
5 ЭТАП «Открытие» нового знании.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; способности каждого ученика к участию в работе в малых группах, которая способствует:
-воспитанию способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; -формированию способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; -формированию способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладению приемами самоконтроля правильности полученных результатов.
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания .
На данном этапе учащиеся обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы.
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Формулируют высказывания, слушают товарищей, дополняют их ответы
7 ЭТАП. Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Задачей этого этапа являлось получение достоверной информацией о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Мобилизация учащихся на осмысление своих действий и самооценки. Учащиеся отмечают самую продуктивную работу группы. По результатам взаимопроверки при работе в парах и итогам работы в группах всем учащимся выставляются оценки.
Целью моих уроков является: сделать всё зависящее от меня, чтобы ребёнок с желанием шел в школу, чтобы понял, что учиться – это интересно, а чтобы успешно учиться, надо много трудиться и заниматься поиском нового и интересного.
Источник
Презентация по географии на тему «Значение Мирового океана» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок 22 «Значение Мирового океана для природы и человека» Учитель: Зорихин Игорь Леонидович Олифирова Т.И. Олифирова Т.И.
Вспомним Что такое мировой океан? Олифирова Т.И.
Вспомним Мировой океан — это водное пространство, которое покрывает большую часть поверхности земного шара. Он является основной частью гидросферы. Олифирова Т.И.
Запишем Группы организмов в океане Планктон (дрейфующие на поверхности воды) Нектон (свободно плавающие в толще воды) Бентос (обитатели дна) Олифирова Т.И.
ПЛАНКТОН Олифирова Т.И.
НЕКТОН Олифирова Т.И.
БЕНТОС Олифирова Т.И.
Значение Мирового океана Накопитель солнечного тепла Определяет погоду, климат Поставщик пресной воды в результате круговорота «Легкие» планеты Источник морепродуктов Источник минеральных ресурсов Источник энергии Транспортные пути Морской туризм Олифирова Т.И.
Значение океана (таблица) Параграф 20 (2 и 3 пункт) Для человека В природе Земли Олифирова Т.И.
Значение океана (таблица) Длячеловека В природе Земли 1. Источник пищи (морепродукты) 1. Среда обитания многих организмов 2. Сырьёдля промышленности 2. Океан- источниктепла 3. Источниксоли и других полезных ископаемых 3. Поставщик влаги 4.Источникпресной воды Олифирова Т.И.
Домашнее задание Параграф 20, ответы на вопросы (устно). Олифирова Т.И.
Номер материала: ДБ-574097
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Иностранным студентам упростят пребывание в России
Время чтения: 1 минута
Данные цифрового портфолио ученика будут раскрываться лишь с его согласия
Время чтения: 1 минута
В школах Подмосковья появятся предпринимательские классы
Время чтения: 1 минута
Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник