Может ли капля воды познать, что такое Океан?
«Единственный путь к бессмертию для капли воска — это перестать считать, что она капля, и понять, что она и есть воск. Но поскольку наша капля сама способна заметить только свою форму, она всю свою короткую жизнь молится Господу Воску о спасении этой формы, хотя эта форма, если вдуматься, не имеет к ней никакого отношения. При этом любая капелька воска обладает теми же свойствами, что и весь его объем. Понимаете? Капля великого океана бытия — это и есть весь этот океан, сжавшийся на миг до капли. Но как, скажите, как объяснить это кусочкам воска, больше всего боящимся за свою мимолетную форму? Как заронить в них эту мысль? Ведь именно мысли мчат к спасению или гибели, потому что и спасение, и гибель — это тоже, в сущности, мысли.»
Виктор Пелевин.
«Чапаев и Пустота»
Интересная проблема.
Уважаю и ценю творчество Виктора Пелевина.
Может ли капля воды «осознать», «знать», что такое Океан?
Может ли молекула воды «знать», что такое волна?
Конечно же нет.
Это принципиальная и важная проблема философии.
В капле воды (или воска) просто нет тех внутренних качеств, свойств, которые определяют качества и свойства Океана в целом. Молекулы воды не обладают свойствами водных волн. Так устроен мир.
Пока конкретная «капля» или «молекула» не выйдут за пределы Океана или волны и не смогут «понять», а что это такое они «видят» в качестве Океана (волны) и какое место эти системы и они занимают в Мире в целом (об этом также должно возникнуть какое-то представление), они ничего не смогут сказать о бытие Океана или движении волны.
Но чтобы это «понять» необходим разум. Нечто, способное одновременно представить «себе» своего носителя (воспринимающий субъект) и то, что находится вне его (окружающая среда).
«Безмозглые» капли и молекулы этого сделать не могут. Они не разумны и даже не живые. А человеку дана возможность выхода за пределы породившей его системы посредством разума, сознания, мышления , мыслей.
Виктор Пелевин заблуждается насчёт того, что отдельная «капля великого океана бытия — это и есть весь этот океан, сжавшийся на миг до капли.» Это мировозренческое заблуждение. Часть системы не может в полном объёме «знать» о всех качествах системы в целом. Как колесо автомобиля не может содержать в себе «знания» обо всём автомобиле в целом. Это системы разного уровня организации.
Как в конкретном человеке нет «свойств» толпы или всего человеческого общества, так и в «капле» чего бы-то ни было, нет «свойств» системы в целом.
Или скажем так: свойства железа не предопределяют свойства автомобиля, который создан из этого железа.
Виктор Пелевин просто не знает физической химии и законов, определяющих свойства веществ и систем. Ему это не нужно. Но, как настоящий художник, чувствует проблему соотношения части и целого.
И ещё один момент: «наша капля сама способна заметить только свою форму. «. Каким это образом оно может это сделать? Заглянуть в зеркало? Значит должна существовать некая независимая от капли реальность (зеркало), относительно которой капля может оценить себя и свою форму. Это возможно только при наличии соответствующего аппарата оценки — разума. И при наличии соответствующих эталонов для сравнения — других «капель».
Капли воска или воды, попадая в объём вещества, «погибают» как индивиды: они приобщаются (растворяются) к новому Целому и становятся всего лишь количественной его составляющей. Все свои особые «личные» качества, делающие их отдельными и уникальными «каплями» в предыдущей «жизни» они теряют(забывают). Ни о каком бессмертии конкретной «капли» воды или воска речи быть не может. Как только «капля» становится частью вещества — она перестаёт быть чем-то индивидуальным, отдельным — «каплей». Это можно называть «смертью» объекта. Уничтожением, «смертью» данного бытия конкретного проявления формы объекта.
Конечно же, составляющие каплю молекулы воска или воды, при переходе в фазу воска или воды, не перестают быть теми же молекулами. Но эти молекулы не имели никаких «представлений» о состоянии капли воска или капли воды как целого, как отдельного объекта. И не способны «увидеть» воск или воду в целом.
При определённых обстоятельствах из воска или из воды могут вновь образоваться новые капли. Но они не буду иметь никакого отношения к тем предыдущим каплям, которые влились в вещество воска или воды когда-то. Это будут совершенно новые объекты бытия.
Все эти рассуждения можно распространить и на жизнь отдельного человека, его бытия и смерти, как и к человечеству в целом на планете Земля.
Проблема соотношения части и целого. Проблема возникновения новых свойств. Пелевин в своих работах неоднократно затрагивает эти проблемы.
Источник
Капля океана
Первые теплые лучи весеннего солнышка пробудили от зимней спячки капельку. Капелька сонно скатилась с крыши дома но, увидев с какой высоты ей придется падать, в нерешительности задержалась на свисающей с крыши сосульке. «Что там? Что дальше? Куда? Зачем?» — пыталась вспомнить она.
— Давай с нами, не отставай! — крикнули ей подруги.
— Я хочу вспомнить свою задачу. Есть что-то важное, для чего мы сюда пришли. Но видно от мороза потеряли память. – Задумчиво ответила капелька.
— Да что там думать! Давай посмотрим что там! Догоняй! Быстрей! – и капельки весело улетели вниз, но тут же, попали в городскую канализацию.
Капелька не спешила окунуться с головой в омут, поэтому она, задержавшись на сосульке, пыталась вспомнить что-то очень важное. На рассвете, как будто во сне, ей привиделось огромное, состоящее из бесчисленного количества таких же капелек, безбрежное сияющее пространство. «Это мой дом» — догадалась она и от радости засверкала в лучах восходящего солнца. Она рассказала о видении подругам. Но те только смеялись над ней:
— Фантазёрка! Тебе приснился океан. Но ты посмотри вокруг себя – где он? Ты видишь его? Нет. Наоборот мы видим вокруг только, как нами вытирают грязь. Затем, наговорив при нас всякую гадость, выливают в канализацию. Потом, пройдя отстойники, нам вроде как для очистки, примешивают всякую химию и ужасными насосами гонят куда-то по трубам. Это наша судьба. Тем, кому повезёт, удастся на время, полететь к тучкам, чтобы кислотным дождем опять вернуться в этот ад. А ты говоришь, океан. Океан это просто сказка для наивных, или сон свеженьких капелек.
«Океан это наш дом» — с нежностью подумала капелька. “Тогда почему и зачем я здесь? Что я могу дать ему?» — продолжала рассуждать она. Неожиданно она, нет, не услышала, а поняла ответ: «Ты должна сохранить свою чистоту, подарить миру радость и принести домой ответную любовь». В восторге, от радости осознания, капелька чуть было не свалилась вниз. Куда бы она при этом попала? Нет, надо думать, иначе, если быть беспечным, тебя затянет водоворот жизни, и ты попадешь в неприятный круговорот, который подруги назвали адом.
Много опасностей удалось избежать на своем долгом пути капельке. Но она всеми силами старалась обойти сомнительные течения. Намерение достичь океана, рождало в ней Веру и Надежду. Вера и Надежда освящались Любовью. И тогда приходила к ней Мудрость, которая подсказывала, как правильно поступить в Пути.
Она не была легкомысленной, но при этом не превращалась в зануду. На своем Пути она дарила радость и пожинала Любовь. И вот она увидела океан. Он был огромен и занимал собой всё видимое пространство. А она, хоть и была такой маленькой, но почувствовала, что океан ждет её. «Как это? Как это возможно? Кто он и кто, по сравнению с ним я? Он состоит из бессчетно огромного количества таких же капелек?» — думала наша героиня, но сама при этом ликовала в ожидании священного, не поддающегося объяснению, магического действа. И вот, о чудо! Маленькая капелька стала огромным на весь мир океаном. Она принесла ему Любовь и соединилась с его душой. Именно благодаря таким вот капелькам океан имеет своё таинственное магическое свечение. Ну а те, кто был еще не готов к этому, отправились с тучками на следующий круг. Они имели желание, на этот раз, выполнить свою задачу. Вот только, пролетев тучкой по небу, затем выпав дождем или снегом, не все помнили о ней.
Ну а наша капелька навсегда осталась в океане, ведь она и была, сам океан.
Закончив чтение, дедушка поправил очки и закрыл книгу.
— А разве капелька имеет выбор? – спросила моющая посуду женщина.
— Доподлинно неизвестно, но разве здесь речь о капельке? – и дедушка подмигнул сидящей в задумчивости внучке.
Источник
Семейный экологический проект «Капля за каплей — спасешь океан»
Наталья Шунькова
Семейный экологический проект «Капля за каплей — спасешь океан»
Автор: Шуньков Александр Владимирович.
Руководитель работы: мама Шунькова Наталья Викторовна,воспитатель МДОАУ № 10 «Казачок», г. Новокубанска.
Участники проекта: папа Шуньков В. А., сестра Яна.
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, и пригодной для жизни человека воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство — надо беречь! А как можно научиться бережно расходовать питьевую воду?Поэтому мы выбрали тему исследования: «Почему и как надо беречь питьевую воду».
Воспитание экологического мировоззрения и формирование бережного отношения к воде как драгоценному дару природы и жизненно важному ресурсу для человека.
Узнать о запасах пресной воды.
Выяснить, где мы теряем воду или нерационально её расходуем.
Определить, как устранить потери воды.
Познакомиться со свойствами воды.
Вопросы проекта:
Как вода попадает в кран и куда потом девается?
Что такое круговорот воды в природе? Почему так говорят?
Для чего человеку нужна вода?
если каждый человек будет беречь воду, то потери пресной воды сократятся.
Объект исследования: пресная вода.
Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.
Приблизительная продолжительность проекта: 1 месяц
1. Педагогика сотрудничества.
2. Технология исследовательской деятельности.
3. Проектная технология.
компьютер, фотоаппарат, бытовые приборы для наблюдения за состоянием воды.
объяснительно-иллюстративный с элементами диалога,
поиск информации в Интернете,
Вода — бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель. Во время выполнения проектной работы ребенок знакомится с физическими свойствами воды; узнаёт, откуда берется вода в кране; учится экономить и беречь ее. У ребенка развивается наблюдательность, творческие способности, воспитывается бережное отношение к воде. Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла такой необходимости, не раскрыв всей проблемы, можно воспитать аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном,проводилась в естественных условиях: на природе, дома. Почему же была выбрана именно эта тема? Просто потому,что ребенка давно интересовал вопрос: «Откуда берется вода у нас в кране? И куда она выливается?».
Меня зовут Саша. Мне очень нравится рассматривать глобус – уменьшенную копию нашей планеты Земля. Если быстро раскрутить глобус, то он кажется одноцветным — голубым. И всё потому, что этой краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой.
Голубой краской изображена на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Я вот иногда думаю, почему нашу планету называют Земля, если большую часть занимает Вода? И почему взрослые говорят, что воду нужно беречь, что её не хватает всем жителям нашей Земли?
Папа в ответ на мой вопрос наполнил трёхлитровую банку водой, а рядом поставил стакан, наполовину заполненный водой.
«Вот смотри,- сказал мне папа. — Представь, что банка, наполненная водой — это вся вода на нашей планете Земля, вода в стакане — это запасы пресной воды».
Оказывается, несмотря на то, что воды на нашей планете много, для питья пригодна только малая её часть
Моя старшая сестра Яна быстро нашла информацию в Интернете о том, сколько же воды на земле. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Для питья и приготовления пищи пригодна только пресная вода.Она же используется для хозяйственных нужд: полива растений, мытья посуды, машин, помещений, для умывания, ухода за животными. Вода нужна всему живому на Земле!
Просматривая с сестрой информацию из интернета о воде, вся наша семья узнала,что:
97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов
2 % воды — это льды
1 % воды – это пресная вода
3 % – пригодны для человека
Запасы пресной воды распределены так:
3 % — запасы пресной воды на Земле
69-75 % — Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги
24-30 % — грунтовые воды
0,5 % — атмосферная влага
0,5 % — поверхностные воды
А как же вода из рек и озёр попадает к нам в дом? Куда она девается потом? Изучая информацию дальше, мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки.Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки или из скважины человек направил воду в трубы, затем она попадает на очистную станцию, где воду очищают, и только после этого она приходит к нам в дом. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана,пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т. е. построили водопровод, третьи очищали воду, четвёртые – проводят монтаж кранов. А мне раньше казалось, что вода сама течёт из крана и её очень много, зачем её экономить, пусть себе льётся! Но теперь я знаю, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, то высохнут реки, исчезнут озёра. Если закончатся запасы пресной воды – закончится жизнь.
Вода в нашем доме.
Мама предложила мне понаблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось,неразумно: чистим зубы — открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Не всегда плотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Я всегда открываю кран полностью, когда хочу помыть руки, и вода из крана бьёт сильной струёй. Сколько драгоценной воды расходуется зря! Кухонный кран. Вода используется для приготовления пищи, мытья посуды, мытья рук, полива цветов.
Душ и кран для ванны. Вода используется для купания членов семьи.
Кран для гигиенических процедур. Вода используется для умывания и чистки зубов, мытья рук в течение дня.
Сливной бочок унитаза. Вода используется для смыва органических отходов жизнедеятельности человека
Стиральная машина. Вода используется для стирки и полоскания белья
Вода в кране для гигиенических процедур
Мы с мамой и сестрой Яной решили подсчитать, какой объём горячей воды используется для умывания и чистки зубов утром и вечером.
папа – 2,5 минуты
мама – 3,5 минуты
сестра – 3 минуты
Оказалось, расход воды получается далеко не маленький. Соответственно, каждый член семьи использует его 2 раза в день.У каждого из нас на данную процедуру уходит:
При расходе 8,2 литров воды в минуту для умывания и чистки зубов за неделю наша семья расходуется следующее количество горячей воды:
2 раза в день 7 дней (2,5 мин + 2,5 мин + 3,5 мин + 3 мин) 8,2 л/мин = 1320,2 литра
Прибавим к этому количеству примерно 6 литров в день (данная вода расходуется на периодическое мытье рук и другие недолговременные включения крана, ее количество не одинаково и точному просчету не подлежит).
Получаем расход горячей воды из данного источника:
1320,2 литра + 6 литров 7 дней = 1362,2 литра.
Мы посчитали, сколько денег платит наша семья за воду за один только месяц, потом умножили на 12 месяцев – получили сумму за год. Оказалось – много мы тратим денег. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой, как и раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить один кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.
Исходя из небольших подсчетов, мы убедились, что много воды в доме вытекает зря, без пользы.
На семейном совете решили, что будем экономней и бережней относиться к воде.
Но что же для этого необходимо? А всего лишь, к примеру, нужно прикрутить кран и сделать струю воды поменьше, когда необходимо помыть руки. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. И чистить зубы можно так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не нужно оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Просто взять и налить воду в стаканчик, а закрыть кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
А вот еще несколько рекомендаций по экономному использованию воды от моего папы:
При использовании воды снизить напор с максимального на умеренный или минимальный (в зависимости от потребностей);
Заменить купание в ванной принятием душа или по возможность снизить количество купаний в ванной;
Выключать воду во время намыливания при купании;
Закрывать кран во время намыливания грязной посуды, используя воду только для ополаскивания или мыть грязную посуду в раковине используя заглушку;
Своевременно менять или чинить пришедшие в негодность краны, трубы, сантехнику;
По возможности заменить сливной бачок на унитазе на более современный с двухрежимной кнопкой слива (в зависимости от потребностей можно слить как весь объем воды, так и половину объема воды в бачке);
Сократить количество стирок, посредством исключения работы стиральной машины с неполным барабаном.
Пока мы с папой и мамой занимались подсчетами экономии воды,старшая сестра Яна нашла в интернете несколько интересных фактов о воде: Вода – самое простое и привычное вещество на
планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.
Факт первый: самая чистая вода в Финляндии.
В исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. И самые чистые озёра и водоёмы оказались в Финляндии.
Факт второй: лед быстрее получить из горячей воды.
Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.
Факт третий: сверхохлаждение воды. Таким свойством обладает очень чистая вода – без примесей. Даже при охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Но и в том, и в другом случае существуют температуры, при которых вода станет льдом или закипит.
Факт четвертый: у воды более 3 состояний. Из приведенных опытов мы узнали,что у воды есть 3 состояния: жидкое, твердое и газообразное. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.
Факт пятый: вода как стекло. Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. Она превращается в «стеклянную» воду. «Стеклянная» вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.
Факт шестой: основа жизни – это вода.
Вода – основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды.
Факт седьмой: вода – переносчик болезней.
Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. Большинство всех заболеваний в мире передается с помощью воды. Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.
А ещё один вопрос,на который я хотел получить ответ: что такое круговорот воды в природе? Совсем недавно посмотрел мультфильм «Лунтик и его друзья», в котором упоминалось об этом явлении.
Что же такое круговорот воды в природе?
Мама предложила мне нарисовать вместе с ней это явление карандашами, попутно объясняя, как происходит круговорот воды в природе. Вот что у нас получилось.
А еще мы нашли очень интересное стихотворение об этом явлении.
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока,наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше.
Пока Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Наконец-то я понял, что происходит с водой в природе и для чего она нам нужна!
Итак, работая над проектом, мы познакомились со свойствами воды, провели несколько опытов. Расширили свои знания о воде,узнали много нового: Что такое круговорот воды в природе? Какими свойствами обладает такая привычная для человека вода? Сколько же пресной воды на Земле? Где же мы теряем воду и как можно экономно расходовать этот важный природный ресурс?Я и вся моя семья теперь твердо знаем правила бережного отношения к воде: не оставлять краны открытыми; следить за исправностью кранов; регулировать силу струи воды; мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства. выключать воду, пока чистим зубы; уменьшать напор, когда моем посуду; в унитазе снизить уровень заполнения; мыть посуду в чашке. На семейном совете решили все эти правила соблюдать!
Опыт первый. Три состояния воды
Опыт второй. Вода растворяет некоторые предметы, продукты (соль, сахар).
Опыт третий. Для чего мы используем воду.
Опыт четвертый. Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.
Опыт пятый. Вода – источник жизни
1.Источник: http://fishki.net/1256802-15-interesnyh-faktov-o-vode.html © Fishki.net
2. Н. А. Рыжова. Наш дом – природа. Волшебная вода. Москва, 1997
3. Алексеева Е. Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
Семейный экологический проект «Упаковка» Конкурс «Семейные экологические проекты» тема: «Упаковка» Работу выполнили: П. Ваня, старшая группа, МБДОУ № 12 «Октябренок» г. Примосрко.
Семейный экологический досуг для детей младшей группы «А у нас во дворе» Цель: укреплять взаимоотношение между: родитель — ребенок — воспитатель, вовлекая родителей в педпроцесс, создавая положительное эмоциональное.
Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле» Вид проекта: исследовательский Продолжительность проекта: среднесрочный проект (3недели). Объект исследования: вода. Возраст: Старшая и.
Семейный экологический проект «Вторая жизнь упаковки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 Семейный экологический проект «Вторая.
Семейный экологический проект «А у нас во дворе…» учреждение детский сад общеразвивающего вида № 48 Семейный экологический проект «А у нас во дворе» Подготовил Колодченко Савелий Колодченко.
Семейный экологический проект «Я исследователь» Творческий проект «Я исследователь» На тему: Автор проекта: Воспитанник МАДОУ №48 г. Армавира Егизаров Александр Руководитель: Воспитатель.
Семейный экологический проект «Я-исследователь» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 48 Семейный экологический проект.
Семейный экологический проект «Пищевые запасы в доме» Масштаб Проект кратковременный : 1-3 апреля 2014 год Обоснование проблемы Правильное хранение пищевых продуктов позволяет сберечь их пищевую.
Семейный экологический проект «Вторая жизнь упаковки» Оглавление. 1. Введение 2. Основная часть 2.2 История. 3. Практический этап 4. Заключение 5. Практическая значимость проекта 6. Список.
Семейный экологический проект для детей 4–5 лет «Осень. Экскурсия по лесным дорожкам» Совместный экологический проект с семьей для детей среднего возраста 4-5 лет. Тема: «Осень. Экскурсия по лесным дорожкам». Авторы проекта:.
Источник