Карское море главные порты

Вехи большого пути

Северный морской путь и его главные порты

26 декабря 2019

Северный морской путь – главная арктическая судоходная трасса России. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» в числе главных национальных интересов названо развитие Северного морского пути «в качестве глобально конкурентоспособной национальной транспортной коммуникации».
Освоение и развитие северных территорий, доступ к полезным ископаемым Арктики, наращивание объемов грузоперевозок и торговли, в том числе экспортной – в решении этих задач Севморпути отводится особая роль. Но ставка при этом делается не только на удобство маршрута как такового – СМП должен развиваться за счет развития морских портов, расположенных на его протяжении.

Путь через пять морей

Севморпуть – кратчайший морской маршрут между Европой и Азией: от пролива Карские Ворота до бухты Провидения – около 5600 км. Этот маршрут вдвое короче маршрутов, проложенных через Суэцкий и Панамский каналы. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока, если идти через северные моря, составит примерно 14 тыс. км. Если же выбрать «южную альтернативу», выйдет более 23 тысяч. Естественно, что грузоперевозки по СМП обходятся существенно дешевле перевозок по южным маршрутам – от 30% до 3-4 раз.

Кроме того, Северный морской путь, пролегающий через пять морей – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское – один из наиболее эффективных, а в некоторых случаях и безальтернативный способ снабжения населенных пунктов российской Арктики.

Читайте также:  Готика 3 мора сул кубки души

По данным, приведенным в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2018 году составил 20,2 млн тонн. Это втрое больше пикового показателя, достигнутого в советское время, и вдвое больше, чем в 2017 году. Предварительные данные по 2019 году – 26 млн тонн. Но это только начало. 25 ноября 2019 года в правительство РФ был передан обновленный план развития Северного морского пути. Согласно этому документу, к 2024 году объем перевозок по СМП составит 80 млн тонн грузов, к 2030-му – 120 млн тонн, к 2035 году – 160 млн тонн.

Такие показатели будут достигнуты не только за счет транспортировки грузов между востоком и западом, но в первую очередь за счет развития нефтегазового сектора в Арктике. Благодаря арктическим месторождениям Россия выйдет на добычу газа и нефти в 90% и 25% от общемирового объема соответственно, станет мировым лидером на рынке сжиженного природного газа и будет производить до 120 млн тонн СПГ в год. На российских арктических территориях в ближайшие 10-15 лет будет развиваться нефтехимическая отрасль. В итоге объемы перевозок по Севморпути будут интенсивно расти в первую очередь за счет отечественных грузоотправителей.

Но эти планы смогут осуществиться, только если морские порты СМП, их техническое оснащение, инфраструктура будут этим планам соответствовать.

Курсом с запада на восток

Всего вдоль Северного морского пути расположено более 70 крупных и мелких портов и перевалочных пунктов. Но как об основных принято говорить о 10: это Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, бухта Провидения.

Мурманск

Мурманский морской порт с круглогодичной навигацией расположен в Баренцевом море, в южном колене Кольского залива.

Постановление о его создании было издано в 1870 году. Однако строительство порта началось уже в ХХ веке, а днем его рождения считается 1 сентября 1915 года: в этот день в порту ошвартовался первый грузовой пароход Drott.

С 1930-х годов Мурманский торговый порт – один из основных российских арктических портов и ключевая база Главсевморпути.

Сегодня его площадь составляет 645,895 га, в порту действуют 109 причалов, длина причального фронта превышает 12,5 км. Грузовые терминалы способны пропускать около 23,6 млн кг грузов ежегодно. Пропускная способность пассажирских терминалов – 141 тыс. человек в год. Морской порт может принимать суда любых габаритов, без каких-либо ограничений. С 2010 года Мурманский морской порт имеет статус особой экономической зоны.

В 2019 году произошло сразу несколько знаковых для работы порта событий. Так, в сентябре вышло распоряжение правительства РФ о расширении границ морского порта в связи с организацией перегрузочного комплекса для перевалки СПГ по схеме «борт-борт». А в ноябре 2019-го границы были расширены еще раз – в них включили пять земельных участков под объекты строящегося центра судостроения.

Ожидается, что благодаря строительству и модернизации инфраструктурных объектов Мурманского морского порта (терминалы по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов; контейнерный терминал, складская и дистрибуционная зона, логистический центр) его грузооборот составит 70 млн тонн в 2025 году.

Архангельск

Старейший российский морской порт был основан одновременно с городом – в 1584 году. Именно он долгое время оставался главным «связующим звеном» между Россией и Европой.

В наше время Архангельский морской торговый порт с круглогодичной навигацией – современное, мощное многопрофильное предприятие по транспортировке всех видов грузов, кроме наливных. Общая площадь его складов – 6 гектаров. Порт обслуживается двумя железнодорожными станциями Северной железной дороги. В Архангельском порту базируется основной состав экспедиционного арктического флота, Северного регионального управления гидрометеослужбы, полярной гидрографии Минтранса РФ и ВМФ.

Перспективы развития Архангельского морского порта в первую очередь связаны с освоением месторождений углеводородов в Арктике и развитием потоков экспортных грузов.

Нарьян-Мар

Навигация в этом морском порту, расположенном на реке Печора, длится с июня по ноябрь. Основные грузы, проходящие через порт Нарьян-Мар, – лес, уголь, минерально-строительные, продовольственные грузы, контейнеры и т.д.

На данный момент потенциальная пропускная способность грузового морского терминала (его площадь – 13,26 га) составляет 500 тыс. тонн в год. Максимальная загрузка терминала была зафиксирована в 1983 году – 453 тыс. тонн. В 1990-х дело пошло на спад, но сейчас порт наращивает мощности. По итогам навигации 2019 года грузооборот составил 120 тыс. тонн – на 30% больше, чем в прошлом году. Ожидается, что в 2020-м грузооборот порта удвоится – в том числе благодаря его техническому переоснащению.

Сабетта

Порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря – самый молодой арктический порт России: его строительство началось в 2012 году, а уже через год порт принял первые суда.

Порт Сабетта строился в рамках проекта «Ямал СПГ» под вполне конкретные задачи: транспортировку сжиженного природного газа и обеспечение круглогодичной навигации по Севморпути.

По итогам 2018 года грузооборот Сабетты составил около 22 млн тонн. Это только начало. Терминал «Утренний», с которого компания «Новатэк» намерена отгружать сжиженный газ в рамках проекта «Артик СПГ», в 2019 году был включен в границы Сабетты. Для отгрузки СПГ к порту припишут 26 специальных судов, в том числе 4 ледокола. Это позволит достичь намеченных планов и увеличить грузопоток всего Северного морского пути до 80 млн тонн к 2024 году.

Игарка и Диксон

Отступим от принятого нами правила и «зайдем» одновременно в два арктических порта, расположенных на севере Красноярского края. У обоих этих портов – столетняя история и схожая судьба. Их расцвет пришелся на советский период, а вот в 1990-е годы оба они пришли в упадок: сказались и экономические проблемы того времени, и массовый отток людей с севера.

Только сейчас начинается возрождение этих портов. В Игарке порт «ожил» с началом освоения нефтегазовых месторождений Ванкорской группы. А порт Диксон в 2019 году после многолетнего перерыва был открыт для иностранных судов. Это решение напрямую связано с планами по увеличению грузоперевозок по Севморпути. В Диксоне построят терминал для перевалки нефти и угля – там будет идти перегрузка на морские суда полезных ископаемых с ближайших месторождений. В свою очередь эти планы поспособствуют возрождению и самого поселка Диксон, в котором сейчас живут чуть больше 300 человек.

Дудинка

Этот арктический морской порт в Красноярском крае – структурное подразделение «Норильского никеля» и ключевой транспортный узел для вывоза продукции комбината и жизнеобеспечения Норильского промрайона.

Порт способен принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Пропускная способность его причалов (23 речных, 9 морских плюс 8 причалов высокой воды) составляет 25 тыс. тонн груза в сутки, около 4 млн тонн в год.

В 2020 году в порту Дудинка начнется масштабная реконструкция причалов М2 и М3 с формированием единого грузового фронта для эксплуатации мобильных кранов нового поколения. Одновременно будет идти модернизация систем электроснабжения причалов, увеличатся площади хранения некоторых видов грузов. Это позволит существенно увеличить пропускную способность порта.

Тикси

Держим курс к северу Якутии, в порт Тикси, расположенный на побережье моря Лаптевых. Порт специализируется на продовольственных, строительных грузах, лесной продукции, угле, нефтепродуктах. Площадь его складов – около 55 тыс. кв. м, емкость резервуаров – 38 тыс. тонн. В Тикси работают 9 портальных, 6 плавучих, 4 гусеничных, один мостовой контейнерный и десятки автомобильных кранов, 30 автопогрузчиков, бульдозеры, тракторы, ролл-трейлеры, 50 грузовиков, другая техника.

Несмотря на короткую навигацию, которая длится меньше трех месяцев – с середины июля до начала октября, – у порта Тикси с учетом четырех морских терминалов в устьях рек Колымы, Лены и Яны весьма солидные показатели по грузообороту: в 2018 году – 302,8 тыс. тонн, предварительные данные по 2019 году – около 400 тыс. тонн.

Порт Тикси рассматривается как базовый пункт управления инфраструктурой восточной части СМП. Поэтому встал вопрос о его глобальной модернизации. Она будет включать дноуглубительные работы, восстановление портовой инфраструктуры, приобретение собственного портового флота и т.д.

Певек

История порта Певек, распложенного на Чукотке, насчитывает 65 лет. Грузооборот его составляет более 300 тыс. тонн в год. Через Певек проходит более четверти объема всех поставок на Чукотку. Через порт, кроме того, завозятся генеральные грузы для компаний, работающих в Чаун-Билибинском промышленном узле. Здесь находятся крупнейшие в России месторождения золота (общие запасы – более 950 тонн), серебра (7 тыс. тонн), олова (508 тыс. тонн) и меди (27 млн тонн). Так что работой порт Певек обеспечен на много лет вперед.

Ожидается, что грузооборот морского порта Певек вырастет до 2 млн тонн к 2026 году. Это связано с предстоящим освоением Баимской рудной зоны и увеличением добычи уже действующими недропользователями. Поэтому сейчас в порту идет реконструкция: расширяются складские территории, обновляется береговая инфраструктура.

Порт Бухта Провидения

Заканчиваем наше «заочное» путешествие по Северному морскому пути в порту Бухта Провидения, также на Чукотском полуострове.

Основная специализация порта – завоз угля и нефтепродуктов для нужд Чукотки и генеральных грузов, поступающих из порта Владивосток. Порт, кроме того, принимает иностранные пассажирские суда с туристами из Аляски и, конечно, те, что совершают местные перевозки.

Планируется, что два порта Чукотки, Певек и Провидения, станут «опорными точками» для Севморпути и будут обеспечивать бункировку, безопасность судоходства и поддерживающие функции на СМП.

В свою очередь, это откроет новые возможности для региона – реализации в Чукотском автономном округе инвестиционных проектов, развития собственной энергетики.

В целом же реконструкция портов Чукотки позволит увеличить их грузооборот в 5 раз.

Источник

Морские грузовые перевозки порты и портопункты Белого моря, Баренцевого моря, Карскогоморя.

Доставка груза в портопункты Белого, Баренцева и Карского морей

Основные морские порты – Нарьян-Мар, Амдерма, а также 16 портопунктов, расположенных в устьях рек, впадающих в Белое, Баренцево и Карское моря.

Одним из основных преимуществ морских перевозок грузов является возможность доставки грузов в географические районы, труднодоступные для остальных видов грузоперевозок.

ООО «РоссКаргоТранс» осуществляет доставку грузов различного характера из порта Архангельск в порты и портопункты Белого и Баренцева морей, такие как Нарьян-Мар , Варандей, Харасавей, Каратайка, Амдерма, Белушья Губа (Новая Земля), Земля Франца Иосифа, и др.

В летнюю навигацию компания ООО «РоссКаргоТранс» предлагает регулярные перевозки грузов морским транспортом на линии Архангельск – Нарьян-Мар . Движение судов осуществляется по четкому расписанию в течение всей навигации.

Услуги, предоставляемые компанией:

  • Доставка товара в порт погрузки Архангельск из любой точки РФ
  • Прием груза, ответственное хранение, оформление необходимых документов
  • Морская упаковка согласно требований 4М
  • Погрузка на судно, размещение и крепление груза
  • Морская перевозка
  • Выгрузка в порту назначения Нарьян-Мар и ответственное хранение
  • Доставка груза из порта Нарьян-Мар до склада получателя

Возможно предоставление в аренду различных контейнеров (трех-, пяти-, двадцати тонных).

Перевозки гастролей театров, концертных коллективов, шоу программ.

Источник

Карское море

Карское море — настоящее испытание для любых мореплавателей. Оно считается одним из самых холодных морей на земле. Сюда впадают крупнейшие сибирские реки — Енисей и Обь и только возле их устьев вода немного теплее. Практически весь год, как и Восточно-Сибирское море, Карское покрывается льдом и температура воды летом едва поднимается до 6 градусов.

Арктические грузоперевозки по Карскому морю сильно затруднены из-за неблагоприятных климатических условий. Но оно является частью Северного морского пути и через море осуществляется сообщение Европы с Азией. На севере акватории расположена земля Визе, остров, где находится одна из самых северных метеостанций. Как и Баренцево море, Карское омывает берега архипелагов Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и нескольких других групп островов. С северо-востока оно ограничено Северной Землей.

Логистика доставки грузов по портопунктам Карского моря предполагает составление транспортного маршрута от Архангельска и Мурманска, если речь идет о перевозках морским путем. Благодаря крупным рекам, здесь возможны и речные грузоперевозки.

Несколько крупных морских заливов врезаны в материковую часть и создают такие территории, как Обская и Байдарацкая губа. На их побережье есть несколько поселков, где проводятся геологические изыскания в поисках газа нефти. Транспорт в Карское море должен пройти сквозь северные сибирские ворота или Карские ворота — пролив между островом Вайгач и архипелагом Новая Земля. Это водораздел между Баренцевым и Карским морем.

Через эту акваторию лежит путь, по которому суда транспортируют лес и пиломатериалы по Енисею и другим рекам. Для этого чаще всего используется Дудинский морской порт, что находится в месте слияния Енисея и его притока Дудинки. Сюда осуществляется транспортировка по Карскому морю нефтепродуктов, технологических и навалочных грузов, леса. Из порта вывозят руды металлов и уголь, серу и металлолом, теллур и медь. Суда из Мурманска и Архангельска могут заходить в Дудинку круглый год.

Еще один порт, участвующий в доставке грузов по Карскому морю — Диксон, который относится к Красноярскому краю. Здесь, на берегу Енисейского залива, расположены полярные станции, военные городки и одноименный поселок. На побережье залива приплывают речным путем рыболовецкие и охотничьи артели: по весне они добывают белух и ловят рыбу. Тонны добытого груза суда увозят в крупные арктические порты, где мясо идет на переработку на заводы.

Карское море стало «домом» для самых старых полярных станций, построенных чуть ли не на заре арктического мореплавания. Физические условия, климат, расположение делают плавание по нему очень трудным. Здесь много участков, где не может пройти корабль с большой осадкой, море не только почти все время покрыто льдом, но даже реки, впадающие в него, замерзают раньше прочих. Отправка товаров по Карскому морю осложняется тем, что здесь мало якорных стоянок и плохо изучены течения.

Грузоперевозки в этом районе также осуществляются в порт Сабетта (Обская губа), где добывается сжиженный природный газ и в Игарку, расположенную в одноименной протоке, из которой экспортируют лесоматериалы. Одним из перспективных портов Карского моря также считается Амдерма, терминал торгового порта Нарьян-Мара. Здесь планируется осваивать нефтяные и газовые месторождения.

Источник

Оцените статью