Карское море порт диксон

Арктический порт государственного значения

Фото: ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Диксон – российский арктический морской порт, расположенный на берегу Карского моря. Одна его часть находится на западном краю полуострова Таймыр, другая – на острове Диксон. Эти части порта разделяет полуторакилометровый пролив, по которому зимой проходит трасса-зимник.

Диксон является замерзающим портом, навигация в нем длится с июня по октябрь. Судоходство в морском порту осуществляется в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ, Обязательными постановлениями в морском порту Диксон.

Владимир Кантемир, капитан морского порта Диксон ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Из истории

Остров Диксон открыли русские поморы в начале XVII века: в 1610 году сюда ходил на кочах по Енисею купец Кондратий Курочкин. В те времена остров называли Долгий или Кузькин. В XVIII веке о.Диксон появился на картах Великой Северной экспедиции, штурман Обь-Енисейского отряда Федор Алексеевич Минин в 1738 году обнаружил здесь удобную, защищенную от ветров бухту, а остров назвал Большим Северо-Восточным.

В 1875 году остров и бухту на зверобойной шхуне «Превен» посетил шведский географ и полярный мореплаватель Нильс Норденшельд, дал им название Диксон (в честь шведского купца Оскара Диксона, субсидировавшего его экспедицию) и нанес на свои морские карты. В своем дневнике Н.Норденшельд записал: «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем».

Читайте также:  Море загрязнено пластиковыми бутылками

В 1915-1916 годах на острове была построена одна из первых арктических радиостанций, с 1916 года работает гид-

рометеорологическая станция. На их базе в 30-х годах советское государство создает первый на Северном морском пути арктический радиометеорологический центр и геофизическую обсерваторию.

В 30-е годы в СССР была запущена программа планомерного освоения Севера. В 1932 году решением советского правительства создается Главное управление Северного морского пути (ГУ СМП) и ставится задача освоения СМП на всем протяжении. В этих условиях географическое положение о.Диксон, находящегося в середине маршрута, оказалось наиболее выгодным. В 1933 году гавань посещают суда первой Ленской экспедиции, специальная комиссия ГУ СМП решает вопросы по строительству порта и угольной бункеровочной базы для судов.

После постановления ГУ СМП от 22.05.1934 г. №74 (дата считается днем рождения порта) на Диксон прибывают строители, которые сооружают причалы порта и угольной базы, а на материке – поселок. Параллельно строится самый мощный в Арктике радиоцентр.

В навигацию 1935 года, когда начинаются первые сквозные транспортные операции на трассе СМП, гавань Диксона посещает около 70 судов. С этого момента порт становится важнейшим узловым пунктом.

В годы Великой Отечественной вой-ны на о.Диксон располагался Штаб морских операций Западного сектора советской Арктики, база полярной авиации и радиометеоцентр, на материковой части – первые сооружения морского порта, на находящемся в гавани небольшом острове Конус – угольная база. В августе 1942 года недалеко от поселка Диксон произошел бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер». Это был единственный бой с вооруженными силами вермахта на территории Сибири, в результате которого нападение немцев на арктический порт было отбито. В 1943 году командование Северного флота создает на Диксоне Карскую военно-морскую базу.

Настоящее порта

В XX веке Север для СССР стал не только местом ссылки заключенных, но и регионом поиска и разработки месторождений полезных ископаемых, научных исследований, строительства новых заполярных поселков и городов. Среди них п.Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов страны приезжали осваивать Север геологи, метеорологи, гидрографы, строители, военные, полярные летчики, радисты, учителя и представители других профессий. 80-е годы прошлого века были золотыми годами Диксона. Здесь проживало около 5 тыс. человек.

Сегодня арктический поселок Диксон, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает непростые времена. По официальной статистике, сейчас в поселке проживает чуть более 500 жителей.

Морской порт используется в основном для обеспечения военных объектов и жизнедеятельности поселка, а с началом возрождения СМП в 2000-х годах – для гидрометеорологического и гидрографического обслуживания трассы.

Порт имеет причалы генеральных грузов ряжевого типа 1 , построенные еще в 1940 году, которые представляют собой один причал с двумя стенками. Причал №1 (западная стенка) имеет длину 110 метров, глубину – 9,4 метра, причал №2 (восточная стенка) – длину 95 метров, глубину – 7,6 метра. На причале есть портальный кран типа Ganz грузоподъемностью 5 тонн в нерабочем состоянии. Имеется пассажирский причал длиной 40 метров и глубиной 2,5 метра для обслуживания перевозок пассажиров и работников аэропорта из поселка на остров Диксон.

С 2015 года причалы генеральных грузов выведены из эксплуатации распоряжением ЗТФ «Норильский никель» ввиду их неудовлетворительного состояния. Новый собственник причалов ООО «Арктик Логистик» перевел их в состояние консервации. Деятельность на них не ведется с 2017 года. Распоряжение о запрете подхода и швартовки судов имеется на сайте морского порта Диксон.

Грузы доставляются в основном для обеспечения жизнедеятельности поселка в рамках северного завоза. Грузовые операции осуществляются через переходную дамбу, которая примыкает к причалам генеральных грузов. За январь — август 2020 года грузооборот порта составил 5,3 тыс. тонн (в основном уголь), что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

За летнюю навигацию текущего года Службой капитана морского порта Диксон оформлено 16 справок портовых сборов. Проведено 7 осмотров судов под флагом РФ, административных правонарушений не зафиксировано. Иностранные суда в порт не заходят. Информации о случаях заболевания COVID-19 в экипажах судов не поступало.

МСКЦ Диксон – в единой системе

Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и морские спасательные подцентры (МСПЦ) составляют основу структуры управления национальной системы поиска и спасания на море. В настоящее время в морских бассейнах РФ функционирует 7 МСКЦ (Диксон, Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Астрахань, Владивосток) и 8 МСПЦ (Архангельск, Тамань, Севастополь, Керчь, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Певек, Тикси), за каждым из них закреплен соответствующий поисково-спасательный район (подрайон).

Основными задачами МСКЦ и МСПЦ в закрепленных за ними поисково-спасательных районах являются: организация выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года; организация и координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти РФ, учреждений и предприятий других форм собственности и иностранных государств при поиске и спасании людей на море.

МСКЦ Диксон образован в 2012 году. Центр оборудован всей необходимой аппаратурой для поиска и спасания жизни на море, а именно: УКВ-радиостанциями, радиостанцией ПВ/КВ Furuno, спутниковыми телефонами «Инмарсат» и «Иридиум».

Зона ответственности МСКЦ в период навигации (с июля до начала ноября) – от восточного побережья о.Новая Земля на западе до меридиана 125E на востоке. После закрытия навигации и прекращения сезонной работы МСПЦ Тикси и Певек, зона ответственности МСКЦ Диксон распространяется далее на восток, до меридиана м.Дежнева в Беринговом проливе. В этот период центр тесно взаимодействует со спасательными центрами из США.

В зависимости от сложившейся ситуации, МСКЦ Диксон осуществляет поиск и спасание людей в зоне ответственности, организацию медицинских консультаций, эвакуации больных с судов. В обязанности цент-ра не входит спасание плавсредств и грузов.

1. Ряж – деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый вязкой глиной или булыжниками; применяется в гидротехнических постройках для устройства основания плотин, молов, набережных, мостовых опор и проч.

Источник

Морской порт Диксон в России. Порт Диксон в Малайзии

С названием Диксон связаны два земных местечка, совершенно противоположных по своим климатическим условиям. Это самое северное в России городское поселение, расположенное на маленьком островке с одноименным названием, и великолепный город-курорт в солнечной Малайзии. Больше нет ничего общего между ними, если не считать то, что в обоих них находятся морские порты.

В статье представлена информация о российском поселке и морском порте Диксон.

Остров Диксон

Это скалистый островок, расположенный на северо-восточной территории Енисейского залива (Карское море) у выхода в Ледовитый океан Енисейской губы. Это место находится примерно в 1500 метрах от материка (Северный Морской путь). От Северного полюса до него всего лишь два часа полета на самолете.

Площадь острова составляет приблизительно 25 квадратных километров. Средняя высота рельефа равна 26 метрам, по максимуму она достигает до 48 метров. Главным образом поверхность его сложена диабазовыми отложениями.

В XVII-XVIII веках остров имел названия Долгий и Кузькин (в честь имени русского помора, который открыл его). В 1875 году шведским мореплавателем А.Э. Норденшельдом, посетившим бухту и остров, он был переименован в честь О. Диксона – купца, субсидировавшего эту экспедицию.

Официальное название бухта и остров получили в 1884 году. А первая в Арктике радиостанция была на нем построена в 1915 году.

Это была краткая предыстория возникновения в этих местах порта Диксон.

Поселок Диксон

Это районный центр Таймырского округа, расположенный в 685 километрах от поселка Дудинки в северном направлении. Находится он на одноименном скалистом острове.

Район Диксона представляет собой арктическую пустыню с достаточно суровым климатом (расположение – на многолетней мерзлоте, за Северным полярным кругом). Средние январские температуры – от -25 °С до -28 °С, а июльские – 3-8 °C. В год здесь выпадает 250 мм осадков. Численность населения поселка – более 4 тысяч человек (по данным 1991 года).

В связи с началом строительства порта в 1934 году возник поселок и на материковой части, а в 1957 году эти два населенных пункта были объединены в административном плане.

Поселок имеет свой аэропорт, Управление гидрометеорологии, комбинат «Диксонстрой», гидрографическую базу, геологоразведочную экспедицию, рыбозавод и пр. Здесь имеется даже Картинная галерея, а также памятники Н. А. Бегичеву (исследователю Таймыра) и П. Тессему (погибшему в Арктике норвежскому моряку – участнику экспедиции 1918 года под руководством Р. Амундсена). Есть место памяти и погибшим в 1942 году в бою с немецким линкором «Адмирал Шеер» морякам Северного флота.

Морской порт

Диксон (Россия) – арктический морской порт. Расположен он на территории Красноярского края в поселке Диксон.

Его годовой грузооборот составляет около 12 тыс. тонн, пропускная способность — 200 тысяч тонн: 50 000 тонн генеральных грузов, 150 тысяч тонн навалочных. Навигация здесь при необходимости круглогодичная с ледокольным сопровождением. Всего в порту 8 действующих причалов. Ближайшим портом является Дудинка. Имеется на территории крытый склад для хранения грузов. Его площадь – 10 000 квадратных метров. Также есть и открытый склад (4 000 кв. м). В порту работают по 3 крана гусеничных и портальных, 1 автокран колесный и 4 автопогрузчика.

Использовался и используется порт Диксон для обеспечения жизнедеятельности поселка, полярных станций, военных объектов, арктических экспедиций, а также для гидрографического и гидрометеорологического обслуживания трассы Севморпути.

Основной грузопоток к этому порту совершается из Дудинки по Енисейскому заливу. Кроме того, возможен водный путь по р. Пясина до небольшого порто-пункта Валек, расположенного на территории округа города Норильск, но он сегодня практически не используется.

В летний период порт Диксон регулярно осуществляет пассажирские перевозки между материковой и островной частями поселка. Для этого предназначен катер «Станислав Гуменюк».

Краткая история создания порта

Возведение поселка вместе с портом Диксон началось в июле 1934 года строителями, прибывшими из Архангельска и Игарки (145 человек). Первые причалы на острове Конус были сооружены в 1936 году, и они в первую свою навигацию приняли 3 000 тонны угля. На каменном основании в 1939 году было начато строительство главного причала, сданного в эксплуатацию в 1941 году. Однако в 1942 году немецким крейсером были обстреляны и разрушены угольные причалы, которые в 1958 году были реконструированы.

К середине 70-х годов XX столетия были сооружены новое здание управления, склады с овощехранилищем и жилой дом.

В настоящее время часть старых зданий порта не используется, в связи с сильным износом и находится в консервации, а некоторые из них просто заброшены.

Летом период навигации в порту длится с июня по сентябрь (иногда октябрь). Зимой, как отмечалось выше, навигация может быть круглогодичной с проводкой судов ледокольным флотом.

В заключение о городе Порт Диксон Малайзии

Есть в южной стране замечательный город-курорт, являющийся прекрасным райским местом для пляжного отдыха.

Находится он на побережье Малаккского пролива (место соединения Тихого океана с Индийским). Это самый молодой курорт в Малайзии.

Раньше в Порт Диксоне добывали нефть и уголь, но после строительства железной дороги и морского порта, в нем активно стала развиваться коммерческая и туристическая деятельности. Довольно быстро вдоль побережья стали возникать гостиницы и благоустроенные отели. Благодаря теплому климату, наличию песчаных пляжей и спокойному морю, город на протяжении 20 лет переживает курортный бум. Число желающих попасть в Порт Диксон Малайзии, по сравнению с российским поселком Диксон, растет с каждым годом.

Источник

Порт Диксон

Из Википедии — свободной энциклопедии

Морской порт Диксон
МУП «Диксонский морской торговый порт»
Местонахождение Россия , Диксон
Грузооборот 11,71 тыс. тонн (2010)
Пропускная способность 200 тыс. тонн
Время навигации круглогодично с ледокольным сопровождением
К-во и длина причалов 8, действующих 5
К-во портовых кранов 3
Глубина у причала 5—14
Дополнительные сведения
Наличие собственного флота есть
Ближайшие порты Дудинка
Ближайшая ж/д станция порт не связан с ж/д сетью
Ближайший аэропорт Диксон — 4 км
73°30′22″ с. ш. 80°30′39″ в. д. H G Я O L

Ди́ксон — российский арктический морской порт, расположенный на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив. Находится на территории посёлка Диксон Красноярского края.

Порт используется для обеспечения жизнедеятельности посёлка Диксон, военных объектов, арктических экспедиций и полярных станций, а также для гидрометеорологического и гидрографического обслуживания трассы Севморпути.

Источник

Оцените статью