Первая картина Айвазовского Этюд воздуха над морем 1835 г.
«Этюд воздуха над морем» — первая картина Айвазовского и картина «Вид на взморье в окрестностях Санкт Петербурга» во многом определили дальнейшее направление творческой деятельности художника. Сложно сказать, когда появилась задумка будущего полотна с «этюдом». Известно только, что в течение нескольких лет художник совершает ряд поездок, чтобы изучить природу моря. И вот, в 1835 году творец представляет на суд общественности свое творение, выставив его на академической выставке.
Публика тепло принимает картину, а совет присуждает Айвазовскому серебряную медаль. Даже спустя два года полотно продолжает поражать публику. За три морских пейзажа, в числе которых и «этюд» Айвазовский немного погодя получает еще одну награду – большую золотую медаль. Кроме того, ему дают задание: нарисовать целую серию картин, изображающих морские пейзажи.
Чем же так понравилась современникам картина молодого художника? В первую очередь первые зрители обратили внимание на необычную красоту моря, смелое наложение мазков и не слыханная колоритная гамма. Нникто ранее из русских художников так правдоподобно не отражал в своих картинах. То что, за первые картины он был награжден всего лишь серебрянной медалью, говорит о не дальновидности тогдашних академиков, в другом случае оценка была искусственно занижена по определенным причинам сего времени, то есть время не очень хороших отношений Айвазовского со своим первым учителем Ф. Таннером, из за разногласий с ним по поводу тематики работ. Как известно Таннер не терпел всякого вольнодумства и даже жаловался царю Николаю о наказании непослушного Айвазовского.
Эти первые произведения заставили современников обратить внимание на талант молодого мариниста, мало кто из них представлял, какое количество шедевров создаст этот гениальный художник в будущем. Этюд воздуха над морем был хорошим трамплином для еще молодого Айвазовского и вдохновил будущего художника к созданию многих впечатляющих и просто великолепных живописных работ.
В этй первой картине взможно не зная того, худжник раскрывал себя сам, как мариниста, он начал понимать, что море в его живописных работах — это именно его стихия. На этом выбранном пути последовательно продвигаясь к высшему мастерству и глубоким познаниям красоты моря, он по сей день демонстрирует нам свой непревзойденный талант и всем последующим поколениям.
Источник
Картины айвазовского этюд воздуха над морем
Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка — коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!
Иван Айвазовский родился в Феодосии. Отцу мальчика, рыночному старосте, на попечении которого были еще две дочери и двое сыновей, после чумы 1812 года, накрывшей и Феодосию, жилось крайне тяжело.
Содержать семью ему помогала жена Рипсиме.
Мальчик начал учится в армянской приходской школе, затем в Симферопольской гимназии. Потом он был принят на казенный счет в Академию художеств Санкт-Петербурга в пейзажный класс профессора Максима Воробьева. Окончил ее в 1839 году, и первая его выставка была
организована именно в этой академии.
В 1835 году за пейзажи “Вид на взморье в окрестностях Петербурга” и “Этюд воздуха над морем” Айвазовский получил серебряную медаль и был определен помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы, а работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были с оттуда удалены.
Там он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины “Десант отряда в долине Субаши”, написанной позже по предложению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрел сам Николай I.
В июле 1840 года Айвазовский отправился в Италию. Он часто бывал в Венеции и посещал остров св. Лазаря, где его брат — Габриэл являлся членом религиозного братства. Айвазовский постоянно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал туда для изучения армянского языка. Долгое время художник работал в Сорренто и других городах. Творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех. Его картина “Хаос” была куплена папой Григорием XVI, который также наградил художника золотой медалью.
Большой популярностью Айвазовский пользовался не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф.П. Литке, в составе которой был и Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Константинополь покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи. Там художник провел несколько выставок своих работ. В 1880 году по окончании выставки картин художника в здании русского посольства султан Абдул-Хамид II вручил Айвазовскому “Алмазную медаль”.
Последняя поездка Ивана Константиновича в Константинополь состоялась в 1890 году. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В тот приезд он был награжден султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.
Весть о чудовищных зверствах — резне армян в Турции застала Айвазовского во время его пребывания на лечении в Ницце. Шокированный этим известием, Айвазовский набросал эскизы для будущих картин на эту тему. Три из них — “Погром армян в Трапезунде”, “Армян погружают на корабли”, “Турки армян живыми бросают в Мраморное море” — он в срочном порядке отослал их в Петербург для публикации в сборнике “Братская помощь пострадавшим в Турции армянам”. Выставки его исполненных трагедий картин проходили в России и по всей Европе, вызывая всеобщее негодование по поводу учиненных зверств.
Пробыв в Ницце более месяца, Айвазовские в начале апреля 1896 года вернулся в Феодосию. Там художник швырнул в море все пожалованные ему османские награды и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему “кровавому” хозяину его слова: “Если пожелает, пусть и он выбросит в море мои картины, их мне не жаль”. Но, видимо, турецкая сторона не последовала “совету” художника, поскольку в настоящее время в резиденции президента Турции все еще висит картина Айвазовского “Тонущий во время шторма корабль” (1899), а в военном музее в Стамбуле находится другая картина художника — ”Корабль на Черном море” (1893).
При жизни Айвазовского в последний раз его картины выставлялись в Санкт-Петербурге. Последней работой художника была картина “Приезд Байрона на остров св. Лазаря”.
В настоящее время интерес к полотнам Айвазовского не ослабевает.
Источник
Воздух над морем
Документы Российского государственного исторического архива помогли прояснить обстоятельства, при которых широкая публика увидела первую большую самостоятельную работу Ивана Айвазовского. Случилось это в 1835 году, когда художнику было всего восемнадцать лет.
Картина Ивана Айвазовского «Вид на взморье в окрестностях Петербурга (Этюд воздуха над морем)», 1835 г. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Двумя годами ранее по повелению самого царя Николая I из Крыма в столицу был доставлен «на казенный счет» способный юноша Ованес Гайвазовский. Он был зачислен в Императорскую академию художеств, как значится в архивном документе, «пенсионером его Императорского Величества. с содержанием его по 600 р. из Кабинета Его Величества».
Николай I, большой поклонник Петра Великого, возрождал идеи своего прадеда, в том числе пришедшую в запустение Приморскую (Ораниенбаумскую) дорогу. Выкупил за свои средства у наследников Стрельну (за один миллион триста тысяч руб.), Михайловское и Знаменское, которые отдал своим сыновьям. Для жены создал усадьбу Александрия, для дочери — Сергиевскую дачу, для цесаревича — Собственную дачу, а Петергоф сделал императорской резиденцией. И враз Ораниебаумская (Петергофская) дорога превратилась в одну из красивейших благодаря своим морским видам дорог в Европе.
Подавая пример подданным, царь приучал своих малолетних детей к морю — к большому страху матери-царицы. Ходил в шторм на катере, сам управлял им. Дочери на Ольгинском пруду Петергофа упражнялись в гребле.
Чтобы еще больше привлечь столичную публику, Николай I пригласил прославленного парижского мариниста мастера изображать исторические морские баталии Филиппа Таннера. На Рождество 1835 года в Эрмитаже была устроена выставка его картин. Восхищенный Айвазовский познакомился с мастером и даже напросился ему в ученики. Как писал Айвазовский, Таннер был «очень ласков и просил что-нибудь из моих работ показать ему». Молодой академист продемонстрировал ему свои летние ладожские рисунки, Таннеру они понравились, и он обратился к императору, чтобы тот направил своего протеже Айвазовского к нему — обучать писать марины, да и помогать писать приморские виды Петербурга.
Царь согласился, и в 1835 — 1836 годах в мастерской Эрмитажа, принадлежавшей раньше Джорджу Доу, способный ученик осваивал ремесло французского мариниста. Познавал, как писать морское освещение, волны и пену, облака и землю в разных ракурсах, корабли. И спустя два года превзошел своего учителя. Однако не всякому художнику это нравится, тем более работающему по императорскому заказу. Разразился скандал.
Согласно архивным документам, дело было так. Президент Академии художеств А. Н. Оленин в 1835 году, зная, что, выполняя поручение Таннера, Айвазовский ездит по окрестностям Петербурга и пишет морские виды, посоветовал ему создать для выставки академии большую картину на тему «Этюд воздуха над морем». Заказанная картина под этим названием была написана Айвазовским в том же году. 26 сентября 1836 года совет академии удостоил художника за эту работу Малой золотой медали.
В том же сентябре 1836-го в Академии художеств была открыта персональная выставка Таннера. Айвазовский, по-видимому, с разрешения Таннера, выставил на ней пять своих картин. Однако публика отметила только одну из пяти — тот самый «Этюд воздуха над морем». 28 сентября 1836 года выставку посетил Пушкин. Впоследствии Айвазовский вспоминал, что Пушкин встретил его «очень ласково» и с интересом смотрел его произведение.
Таннер явно не ожидал такого успеха своего ученика и почувствовал себя обойденным. Бытует версия, будто бы он пожаловался императору, что его ученик без спросу выставил на его персональной выставке свои работы. Император, любивший везде порядок, без промедления дал распоряжение снять картину, вызвавшую резонанс, и уволить «бывшего ученика живописца Таннера». Министр двора, не вдаваясь в подробности, решительно ответил в этот же день: «По Высочайшему повелению. прошу. приказать снять с выставки Академии художеств все картины, писанные бывшим больным учеником живописца Таннера. ».
Так враз Айвазовский стал «бывшим». Но почему же больным? Любопытен хранящийся в архиве рапорт штаб-лекаря Академии художеств. Оказалось, что Айвазовский «заболел простудной лихорадкой и вступил в лазарет 28-го июля сего года. скоро выздоровел. просил дозволить ему остаться еще на некоторое время в лазарете».
Лишь спустя пять месяцев удалось уговорить императора сменить гнев на милость. Только когда Николаю Павловичу показали картину «Этюд воздуха над морем», он простил Айвазовского. 14 марта 1837 года министр двора сообщил президенту академии: «Государь Император Высочайше повелел соизволить художника Айвазовского причислить к классу батальной живописи для занятий его под руководством профессора Зауервейда морской военной живописью. ».
Картина была передана в музей академии. Поскольку на обороте не было указано название, хранитель музея, заполняя формуляр, обозначил наименование исходя из содержания: «Тихое море на берегу судно с матросом». В других архивных источниках приводится другое близкое название, только вместо слова «судно» употреблено «лодка». Ныне картина находится в Третьяковской галерее в Москве под двойным названием «Вид на взморье в окрестностях Петербурга (Этюд воздуха над морем)».
Когда я впервые увидел это произведение, долго стоял перед ним очарованный. А после долгих путешествий с репродукцией картины в руках по южному берегу Невской губы Финского залива мне, как представляется, удалось установить место, где увидел и написал это чудо слияния «воздуха над морем» талантливый молодой маринист. Это Стрельна, вид на взморье с западной стороны петровского мола. Он известен у местных жителей под именем «петровской дамбы».
Здесь издавна промышляли рыбаки на соймах (тип лодок, которыми пользовались на Ладоге и в Финском заливе). И сюжет понятен: ночью рыбацкую лодку, не сумевшую войти под парусом в устье Портового канала, выбросило на песчаный берег. Товарищи ушли за помощью, чтобы столкнуть лодку в море, а оставшийся на вахте рыбарь, утомленный ночными переделками, заснул в ожидании подмоги.
Море, камыши, песчаный пляж и необъятные белые облака — все это в Стрельне осталось. И вот родилась мысль: а почему бы не установить в том самом месте на берегу раму в размер картины (134 х 107 см) со скамейкой? Чтобы каждый приходящий здесь на море мог так же, как когда-то Айвазовский, ощутить радость созерцания воздуха над морем в Стрельне.
Источник