- Феодосия, музей Айвазовского. Картины Айвазовского
- Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
- КАРТИНЫ АЙВАЗАВСКОГО В СОБРАНИИ МУЗЕЯ АЙВАЗОВСКОГО В ФЕОДОСИИ
- Феодосийская картинная галерея — один из старейших художественных музеев нашей страны.
- Самые известные и красивые картины Айвазовского
- Девятый вал
- Чесменский бой (1848)
- Радуга (1873)
- Черное море (1881)
- Пушкин на берегу Черного моря (1887)
- Лунная ночь на Капри (1841)
- Среди волн (1898)
- Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)
- Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (1842)
- Буря на море ночью (1849)
- Ночь. Голубая волна (1876)
- Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)
- Штиль (1885)
- Навари́нский бой (1846)
- Русская эскадра на севастопольском рейде (1846)
- Сцены из каирской жизни (1881)
- На лодке по Кумкапы в Константинополе (1846)
- Великая Пирамида в Гизе (1871)
- Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в) (1892)
- Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)
- Зимний пейзаж (1876)
- Исаакиевский собор в морозный день
- Мельница (1874)
- В заключение
Феодосия, музей Айвазовского. Картины Айвазовского
Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
АДРЕС: Крым, Феодосийский р-н, Феодосия г., ул. Галерейная, 2
КАРТИНЫ АЙВАЗАВСКОГО В СОБРАНИИ МУЗЕЯ АЙВАЗОВСКОГО В ФЕОДОСИИ
«Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи, со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусств, составляли полную собственность Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.» Из завещания И. К. Айвазовского
Феодосийская картинная галерея — один из старейших художественных музеев нашей страны.
Ее экспозиционные залы расположены в здании, где прошли жизнь и творчество выдающегося русского мариниста И. К. Айвазовского (1817—1900). Этот дом был построен по проекту самого Айвазовского в 1845 году. Через 35 лет Иван Константинович пристроил к зданию большой зал специально для показа феодосий-цам своих картин перед отправкой их на выставки в другие города России и за границу. Таким образом, 1880 год принято считать годом основания картинной галереи. При жизни Айвазовского галерея была известна далеко за пределами Крыма, она стала своеобразным культурным центром Феодосии. После смерти художника она продолжала существовать, но, по сути дела, это был самый глухой период ее истории. Хотя согласно завещанию Айвазовского галерея стала собственностью Феодосии, городские власти мало заботились о ее деятельности. Период настоящего расцвета галереи начался после установления Советской власти в Крыму.
В 1921 году дом Айвазовского и собрание картин были национализированы и стали достоянием народа. Здание картинной галереи и в прошлом веке, и в настоящее время выделяется среди архитектурных построек города. Возведенное на самом берегу моря, оно несколько напоминает итальянские виллы. Это впечатление усиливает необычная для этих мест окраска стен в темно-красный цвет, наличие в нишах скульптурных изображений античных богов и вертикальные линии пилястров серого мрамора по всему фасаду. Создавая проект, художник заранее хорошо продумал и предусмотрел назначение всех помещений. Поэтому парадные гостиные в то время не соприкасались с жилыми помещениями, а рабочий кабинет и мастерская были непосредственно связаны с выставочным залом. Основой собрания Феодосийской картинной галереи были 49 картин, завещанные художником городу.
В 1922 году, когда картинная галерея гостеприимно распахнула двери перед первыми советскими посетителями, в ее экспозиции были только эти живописные работы Айвазовского. В 1923 году в галерею поступило значительное собрание произведений (более пятисот), принадлежавших внуку Айвазовского, художнику М. Лат-ри. Позднее поступили работы художников Л. Лагорио, А. Фесслера. В 1925 году была приобретена первая папка с графическими листами Айвазовского. В 1927 году экспозиция галереи пополнилась работами К. Богаевского, М. Волошина. Под экспозиционные залы начали использовать бывшие жилые комнаты второго этажа. В 30-е годы из музеев страны в фонды галереи поступили произведения самого Айвазовского, его учеников, а в 1940 году — небольшая, но весомая коллекция марин западноевропейских мастеров XVII—XIX веков из Государственного Эрмитажа.
Таким образом, за два послереволюционных десятилетия Феодосийская картинная галерея изменилась неузнаваемо. Собрание картин и рисунков Айвазовского в ней возросло до 150. По сравнению с 1923 годом более чем в 15 раз увеличилось количество посетителей. С первых дней Великой Отечественной войны было принято решение об эвакуации коллекций из Феодосии. Ночью 30 сентября 1941 года сокровища галереи были погружены на теплоход «Калинин». Через несколько часов корабль благополучно дошел до Новороссийска. Далее путь картин лежал на Краснодар, где была временно развернута выставка. После этого коллекция почти два года находилась в столице Армении — Ереване. Только осенью 1944 года она вернулась в Феодосию. 2 мая 1946 года, после того как был восстановлен дом Айвазовского, галерея возобновила деятельность. В послевоенные годы произведения Айвазовского были выставлены в восьми залах. В остальных четырех залах разместились работы его учеников, современников, внуков.
В соответствии с этим экспозиция галереи делится на два отдела. Открывает экспозицию мемориальный раздел. Его экспонаты отражают основные моменты жизни и творчества самого художника, этапы развития и деятельности картинной галереи. Основой собрания галереи считается экспозиция выставочного зала № 2, называемого Большим. Представленные здесь работы охватывают весь творческий путь Айвазовского, начиная со времени обучения его в Петербургской Академии художеств и кончая произведениями, созданными в последние годы жизни. Начало творческого пути художника характеризуют такие пейзажи, как «Берег моря ночью» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1839).
В картине «Берег моря ночью», выполненной художником в период его обучения в Академии, мастерски написаны серебристосинее небо с низко мчащимися тучами, взволнованное золотистозеленое море, накренившиеся под порывами ветра корабли. С большим мастерством, хотя и под влиянием С. Щедрина, написана картина «Ялта». Молодой художник сумел передать своеобразие и красоту пейзажа. Не стремясь к сложному сюжету с тщательно продуманной композицией, он в данном случае «богатство мелодии» извлек из незатейливого мотива, подобно тому, как великий музыкант извлекает ее из самого простого инструмента.
В становлении таланта Айвазовского важную роль сыграли годы, проведенные за границей. Знакомство с шедеврами мирового искусства в музеях Европы обогатило его, а великолепная природа Италии вдохновила на создание таких произведений, как «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842), «Неаполитанский залив утром» (1843), «Кораблекрушение» (1843). По этим работам можно судить, что уже тогда Айвазовский проявил умение чувствовать цвет, линию, стремился наполнить свои полотна светом. Одной из самых лиричных страниц творчества замечательного мариниста можно считать его прелестные лунные марины. К их числу следует прежде всего отнести такие пейзажи, как «Георгиевский монастырь» (1846), «Венеция» (1849). В последнем особенно хорошо передано ощущение величавого покоя, тишины, одухотворенности. Великолепен центр картины, озаренный лунным сиянием, которое, постепенно затухая, окутывает даль и словно растворяется в густой синеве ночного неба. Романтический характер творчества Айвазовского особенно ощутим в его работе «Море» (1853). Полотно привлекает жизнерадостностью, поэтичностью в изображении залитой багрянцем заката Коктебельской бухты.
Айвазовский, носивший почетное звание живописца Главного морского штаба, создал немало картин, посвященных боевой истории русского военно-морского флота. Среди них «Бой в Хиосском проливе» (1848), «Чесменский бой» (1848), «Осада Севастополя» (1859), «Малахов курган» (1893), «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (1892), «Черноморский флот в Феодосии» (1890) и другие.
Зрелым мастерством отличается картина 1864 года «Море», также экспонируемая в этом зале. В этом произведении художник сумел создать романтически приподнятый образ морской стихии. Интересны картины художника, написанные в последнее двадцатилетие его жизни. Как и в прежние годы, он любил писать вольные морские просторы, наполненные ветром паруса кораблей, величавую голубизну, неба. Философской содержательностью отмечена картина «Восход луны в Феодосии» (1892). Древний город с его богатой многовековой историей был для Айвазовского источником подлинного вдохновения.
Его всегда волновали вопросы, связанные с развитием родного города. В этом плане интересна картина «Первый поезд в Феодосии» (1892). В ней удачно переданы соотношения темной массы берега, мерцающего зеленоватым светом моря и озаренного лунным сиянием неба. К 100-летию присоединения Крыма к России Айвазовским была написана картина «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883).
В главном выставочном зале центральное место занимает монументальное полотно «От штиля к урагану» (1895), в котором Айвазовский запечатлел три состояния моря — штиль, надвигающуюся бурю и ураган. Одно из самых совершенных творений Айвазовского — «Среди волн» (1898). Этот пейзаж — подлинная жемчужина собрания галереи. В нем художник великолепно передал пластическую красоту разбушевавшихся волн, воплотил героический и в то же время проникновенно-лирический образ моря. Как и большинство произведений Айвазовского, картина «Среди волн» написана импровизационным методом. Разносторонность дарования художника подтверждают его произведения, экспонируемые в залах второго этажа. Чертами яркой декоративности отмечена работа «Берег моря. Лунная ночь» (1856). Приметы типичного южного городка и величественную панораму гор запечатлел Айвазовский в картине «Алушта». Она словно соткана из света и воздуха; радужная игра голубых, зеленоватых, золотистых оттенков покоряет воображение. Торжественный гимн солнцу, мелодия рождающегося дня звучат в картине «Восход солнца» (1878).
Эти и другие произведения художника разных лет экспонируются на стенах балкона-перехода, что ведет к бывшей мастерской художника. Сейчас в ней выставлены в основном работы конца века. Это автопортреты 1892—1898 годов, картины на исторические и мифологические сюжеты («Наполеон на острове св. Елены», 1897; «Путешествие Посейдона по морю», 1894), а также одно из лучших произведений Айвазовского «Прибой у крымских берегов» (1892). В картине линия горизонта условно разделяет холст на две почти равные части, вследствие чего массы неба и моря оказались уравновешенными. Произведение лишено детализации, оно написано в широкой, свободной манере, с преобладанием холодных серосеребристых и серебристо-оливковых тонов. В нем особенно заметен тот перелом, который у Айвазовского начался еще в 1870-е годы, когда на смену раннему романтизму с его эффектными бурями и молниями, красивыми восходами и закатами пришел более объективный взгляд на природу.
В бывшем рабочем кабинете художника экспонируются картины, созданные им под впечатлением от многочисленных путешествий. Воспоминания о.пребывании в Италии в 1840-х годах легли в основу его работы «Итальянский пейзаж. Вечер» (1858). Тщательная детализация, «гладкая» манера письма, яркость колорита картины характерны для живописи художника этих лет. Совсем по-иному решено произведение «Ниагарский водопад» (1893). Впечатление от увиденного здесь столь велико, что художник на первое место ставит эмоции, избегая излишней детализации. Живопись этого полотна свойственна последним годам творчества художника. В картинах «Туманное утро в Италии» и «Буря на Ледовитом океане» (обе— 1864 г.) художнику средствами живописи удалось создать своеобразный колорит, передать особенности природы жаркого юга и сурового севера. Рядом с рабочим кабинетом мариниста находилась одна из больших гостиных. Среди экспонируемых в ней произведений обращают на себя внимание полотна, в которых запечатлена природа Украины. В картине «Камыши на Днепре» (1857) художник с помощью тончайших цветовых нюансов создает ощущение угасающего летнего дня. Своеобразна красота украинской степи в картинах «Обоз чумаков» (1862), «Во время жатвы на Украине» (1883). Освободительной борьбе греческих повстанцев против турецких поработителей посвящена картина «Остров Крит» (1867). Драматическая сцена прощания повстанцев с мирным населением, острова изображена художником на фоне прекрасной южной природы. Творческий путь Айвазовского охватывает более шести десятилетий, в продолжение которых он создал около шести тысяч произведений. Незадолго до смерти он начал работу над картиной «Взрыв корабля» (1900). Эпизод, изображенный на полотне, посвящен событиям греко-турецкой войны.
В творчестве художника значительное место занимает графика. В собрании Феодосийской галереи насчитывается свыше 270 графических работ художника. Многие из его рисунков отличает подлинное техническое совершенство исполнения, непосредственность и поэтичность восприятия природы. Полотна учеников Айвазовского, его современников и внуков, экспонируемые в галерее, составляют целую эпоху в развитии русской маринистической живописи. Преисполнены мягкой лирики картины А. Фесслера, одного из лучших учеников Айвазовского. Фесслер долгие годы работал в мастерской Ивана Костантинови-ча, часто и помногу копировал его произведения. Поэтому в работах живописца «Феодосия» (1866), «Ялта» (1868) и особенно «Симеиз. Морской берег» (1884) так ощутимы черты, роднящие его творчество с произведениями прославленного мариниста.
Несколько сдержанны, но выполнены с несомненным мастерством и отличающиеся чертами самостоятельности произведения Л. Лаго-рио «Выборг» (1848), «Морской пейзаж» (1870), «Алушта» (1889). Для них характерной является неяркая, даже несколько приглушенная цветовая гамма, построенная на умелом сочетании голубых, зеленоватых, серебристо-серых тонов. Под непосредственным влиянием Айвазовского складывалось творчество А. Боголюбова и Э. Магде-сяна, работы которых также представлены в экспозиции.
Являясь музеем маринистической живописи, Феодосийская картинная галерея им. И. Айвазовского имеет в своем собрании ряд морских пейзажей Н. Дубовского, А. Куинджи, В. Сурикова.
Источник
Самые известные и красивые картины Айвазовского
Настоящая фамилия талантливейшего русского мариниста Ивана Айвазовского Ованнес Айвазян. Но фамилию семья была вынуждена поменять в результате трагических событий, связанных с преследованием и геноцидом армян со стороны турок. Родился великий художник в Феодосии, и сегодня многие знаменитые картины Айвазовского выставлены в художественной галерее этого южного города. А в нашем небольшом обзоре представим несколько наиболее известных картин талантливейшего художника.
Тот, кто интересуется живописью знает, что художник — маринист Иван Константинович Айвазовский происходит из знатной армянской семьи и настоящее имя живописца — Ованнес Айвазян. Родился Ованес 17 июля 1817 года в городе Феодосия, откуда и родилась большая любовь к морю у будущего художника.
Вид на взморье в окрестностях Петербурга, 1835
Самые знаменитые картины Айвазовского:
Девятый вал
Начнем с картины, которая обросла множеством легенд, и бесспорно является своеобразной визитной карточкой русского художника. «Девятый вал» без сомнения, самая знаменитая картина Айвазовского, которая просто не может не вызывать восхищение.
Именно в «Девятом вале» раскрылось мастерство и невероятный талант художника. Так точно и реально передан весь трагизм и губительность шторма в открытом море. Но из-за туч восходит солнце, даря морякам, зацепившимся за обломок мачты, надежду на спасение.
Интересно, но монументальное полотно Айвазовский написал всего за 11 дней. Просто поражает, какое вдохновение, невероятная сила творчества овладели в тот момент художником.
Легендарная работа Айвазовского под названием «Девятый вал» завораживает и удивляет в одночасье. Сюжет картины рассказывает о том, как группа людей, переживших кораблекрушение на маленьком обломке судна, пытается спастись от разыгравшегося шторма, но огромная волна беспощадно настигает своих жертв и вот-вот укроет в морской бездне. Морской пейзаж очень реалистично изображен и восхищает игрой красок, теней и света. Ярко-красный закат и лазурные волны словно играют с нами в прятки то скрываясь, то снова выныривая с дна морского.
Чесменский бой (1848)
Обращался художник и к славным страницам русской истории. Победное сражение российского флота над турками в Чесменской бухте летом 1770 года на полотне Айвазовского поражает реалистичностью.
Догорают мачты тонущих турецких кораблей, меж них победным строем проходят суда русской эскадры. Несмотря на кровопролитие и жестокость войны, картина поражает зрителя невероятным спокойствием. Все уже позади, время зачехлить орудия и оказать помощь раненым товарищам.
И снова сквозь темные тучи и пепел проглядывает диск солнца, как символ русской победы в морском сражении.
Радуга (1873)
Иван Константинович, выросший, и живший долго у моря был страстно в него влюблен. Но бурные события XIX века оставили свой отпечаток на творчестве мастера.
Море на полотнах Айвазовского чаще всего бурное, неспокойное, как и на картине «Радуга». Небольшое судно, не выдержав удары стихии, предательски накренилось и вот-вот пойдет ко дну. Люди в надежде на спасение пересели в крохотные шлюпки, и продолжают противостоять грозной буре.
Но и здесь, в, казалось бы, обреченной ситуации, живописец дает надежду на лучшее. Маленькая чайка, тревожно бьющаяся между небом и бушующими волнами, как бы указывает людям путь к спасению. И радуга… Библейский символ окончания потопа.
Черное море (1881)
Где-то вдали, на самом горизонте, едва просматривается силуэт корабля, а море вот-вот взыграет бушующими волнами. Второе название этой картины «На Черном море разыгрывается буря».
Глядя на полотно, просто удивляет, как живописцу удавалось так точно, едва заметными мазками передать игру волн на фоне разыгрывающегося ветра.
Пожалуй, не одному художнику, ни до Айвазовского, ни после, не удавалось так реалистично писать море, а также передавать разные его состояния.
Пушкин на берегу Черного моря (1887)
Еще в детстве маленький Ованнес познакомился с творчеством великого мастера пера Александра Пушкина, и пронес эту любовь через всю свою жизнь, и отобразил в творчестве.
В 80-е годы живописец даже создал целый ряд картин, посвященных Пушкину. А в сотрудничестве с Ильей Репиной они написали бесспорный живописный шедевр «Прощание Пушкина с морем».
Интересно, но на картине «Пушкин на берегу Черного моря» трудно понять, кто более задумчив, поэт или слегка волнующееся море.
Лунная ночь на Капри (1841)
Обращался настоящий патриот своего Отечества и к иностранным сюжетам, но море — единственная любовь художника, и всегда выступает главным героем сюжета. Иван Константинович объездил многие прибрежные города мира, и каждый старался запечатлеть на холсте.
«Ночь на Капри» достойно заняла свое место в коллекции Третьяковской галереи, и не одно поколение выросло на завораживающем, мягком и романтическом пейзаже.
Лунная дорожка, на фоне которой величественно проплывает корабль, и суетятся мелкие шлюпки, будто напоминает морякам о береге, о родном доме, где ждут и любят.
Среди волн (1898)
Закончим наш обзор картиной, которая наиболее полно отображает все творчество Ивана Айвазовского, его душу и стремление к совершенству. Так красками передать настроение моря на холсте мог только он.
Буря в самом разгаре, но до кульминации еще далеко. И снова сюжет и техника исполнения поражают своей реалистичностью.
По хронологии картина написана позже других полотен, и стала логическим, а скорее символическим, «завещанием» мастера. Вот также среди бушующих волн прошла яркая, бурная, наполненная волнительными событиями, жизнь великого русского художника, пожалуй, самого русского среди армян.
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)
Это одна из моих самых любимых картин Ивана Айвазовского. Данная работа художника, который любит изображать бушующее море, кораблекрушения и штормы, напротив — очень светлая, чистая и на первый взгляд спокойная. На ней изображен бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, но несмотря на это, кажется, что ничего не предвещает беды. Море немного волнующееся, прозрачно голубое, небо усыпано белыми перинами, и лишь с одной стороны видны серые тучки, а паруса всех трех кораблей — белоснежные.
Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (1842)
Работа несет в себе умиление, нежность и позитив, ведь мастер кисти изобразил радость встречи родных людей, которые не виделись долгое время. Наконец, морской царь и покровитель мореплавателей — Нептун отпустил их на сушу, где их уже встречают семьи, в данном случае — жена и дети одного из рыбаков. Айвазовский всегда работал с маслом и картины его получались как живые, яркие, красочные и сочные. Художник нарисовал эту встречу не где-нибудь, а на одной из частей Тирренского моря, на западном берегу Италии, что придает ей некий романтизм.
Буря на море ночью (1849)
А этот холст мариниста 19 века, я бы назвала — самым мрачным, трагичным и печальным среди работ Ивана Айвазовского, а делают его таковым темные краски, тусклые тона игра света, и даже яркая луна не спасает ситуацию. Бушующее, темное, почти черное море жаждет захватить в свои сети маленькое судно, так стойко пытающееся удержаться на огромных волнах. Одинокий корабль испытывает свою судьбу, попав в шторм ночью, и лишь яркая луна — единственная его спутница и подруга.
Ночь. Голубая волна (1876)
Синяя лазурь морских волн словно слилась в одну плавную линию с горизонтом, а сила водной стихии качает наклоненный турецкий парусник, уставший дрейфовать в бескрайних просторах морских, и кажется, уже отдавшийся на волю судьбы.
Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)
Это удивительная работа Айвазовского! Речь идет не только о сюжете, но и о мастерстве. Посмотрите как все детально изображено, а нарисовал ее мастер кисти всего за одни сутки, особо уделяя внимание лишь морю, а не кораблям, как можно подумать, не верится, правда? Но это факт. Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти и никогда с натуры, такая тогда у него была феноменальная память. Четкость линий и натуральность всех деталей, игра света, сочетание красок и умение правильно колорировать рисунок поражают и восхищают. Не зря весь мир знает Айвазовского как мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему свету, и их у него больше шести тысяч.
Штиль (1885)
Среди множества картин, где живописец морских стихий изображает бушующую водную стихию, нашлось место и картине, на которой изображен тихий и спокойный бирюзовый штиль. Глядя на эту работу, хочется попасть на тот самый лазурный берег и насладится теплыми лучами солнца, нежась и наблюдая за дрейфующим красавцем-парусником, справа окруженным горами, а сверху окаймленным нежными, небесно-чистыми облаками.
У художника имеются и другого рода пейзажи…
Десант Н.Н. Раевского в Субаши, 1839 г.
Художник-пейзажист обожал историю родного края, поэтому в его коллекции есть целая серия художественных работ под названием батальные сюжеты, где Айвазовский изображает ход исторических морских битв и сражений. Вот несколько примеров…
Навари́нский бой (1846)
Самый известный бой русской флотилии 1770 года во время русско-турецкой войны, который закончился взятием русскими турецкой крепости Наварин. Полотно дышит опасностью и пахнет порохом, поверженные корабли утопают в морской пучине, все вокруг в серых тонах и тумане, а море, на удивление, тихое и спокойное, его синие воды уже готовы принять свои первые жертвы. Художник рассказывает нам об этом событии в своей работе — достоверно, грациозно и горделиво, а еще ярко, красочно и натурально.
Русская эскадра на севастопольском рейде (1846)
Очень красивая и важная картина в коллекции Ивана Константиновича, ведь он очень любил и ценил Россию, которая была его Родиной, поэтому каждый успех и победу принимал на свой счет и гордился как своей. Он хотел показать всю мощь и красоту российского флота, и у него получилось просто великолепно.
Да, Айвазовский Иван Константинович всю свою жизнь писал в одном жанре, то есть изображал море, море и еще раз море, но мало кто знает, что в его коллекции картин есть и другие пейзажи, например, восточные сюжеты. Автор родился в Крыму и был выходцем из древнего армянского рода. Картины, передающие жизнь восточного народа, также достойны нашего внимания.
Кстати, на сайте most-beauty.ru есть интересная статья про самые красивые места Крыма.
Сцены из каирской жизни (1881)
Эту работу маринист Айвазовский написал специально к торжественному событию, а именно, к открытию Суэцкого канала в Египте в 1869 году, куда автор морских пейзажей был делегирован в составе специальной группы русских представителей. Его заданием было запечатлеть событие мирового масштаба, что у него гениально получилось. Египет и все его чудеса впечатлили пейзажиста-мариниста, что после этой работы он написал еще пару картин на восточную тематику, забыв на некоторое время про любимое море.
На лодке по Кумкапы в Константинополе (1846)
Жизненные устои и традиции Востока так повлияли на Ивана Константиновича, в результате чего в его фантазии, а позже и на полотне, появилась картина под названием «На лодке по Кумкапы в Константинополе», на которой мы видим восточных женщин и мужчин в традиционных нарядах, плывущих по реке Кумкапы куда-то по своим делам. На заднем фоне видно дом, за которым виднеется купол мечети. В этих работах художник использует новые для себя цвета и оттенки, кроме хорошо известных ему синих, белых и зеленых, с которыми он тоже отлично справляется.
Великая Пирамида в Гизе (1871)
Как ни парадоксально, но гений морских пейзажей был поражен красотой и величием египетских пирамид, и не смог удержаться, чтобы их не нарисовать. Он изобразил седьмое чудо света тоже в море, но не воды, а в море песка, охраняемое сказочным сфинксом — вечным охранником мертвых песчаных дюн. Картина выполнена в пастельных тонах, красно-коричневых цветах в изобилии света. За пирамидами виден ярко-красный закат, освещающий всю пустыню.
А о самых известных древних пирамидах мира Вы можете прочитать нашу статью!
Как истинный армянин, художник затронул в своем творчестве армянскую историю, религию. Культуру и христианские темы писал в форме библейских сюжетов.
Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в) (1892)
Самое главное событие в религии армянского народа — это его переход в христианскую веру, которое осуществил Григор-Просветитель в четвертом веке нашей эры. Именно это библейское таинство изобразил Айвазовский, по-моему, вышло очень религиозно, торжественно и таинственно.
Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)
Самый известный ветхозаветный библейский эпизод, когда Ной, уставший после длительного пребывания в ковчеге, возвращается домой на землю после Всемирного потопа, спускаясь с горы Арарат вместе со своей семьей и животными, которые спаслись.
Живя в солнечном и теплом Крыму, Иван Константинович обожал снежную и суровую зиму, любил в детстве разглядывать узоры на окнах, нарисованных морозом, обожал деревья, покрытые инеем, и огромные сугробы. Вот это все и изображал он на своих полотнах, обычные деревенские зимние пейзажи. Взгляните сами…
Зимний пейзаж (1876)
Снежная тропа то ли в лесу, то ли в парке, по которой прохаживаются люди, а по обеим сторонам стоят запорошенные снегом огромные деревья, которые словно молчаливые слушатели знают все, о чем говорят прохожие. А как красиво на картине показан белый и серый цвета! Сколько существует оттенков белого цвета, я и представить себе не могла! А вы?
Исаакиевский собор в морозный день
Санкт-Петербург — культурная столица всей России, и именно здесь Айвазовский увидел эту замечательную зимнюю картину, которую позже воспроизвел маслом на холсте. Исаакиевский собор во всей красе блестит от снега в морозный день, а возле него белые запряженные тройки с бубенцами катают дам и кавалеров на санях — самое распространенное развлечение того времени.
Мельница (1874)
Этот рисунок в жанре этюда выполнен в черно-белом цвете грифельным карандашом. Старая мельница давно стоит без дела, и только снег красиво нарисовал на ее огромных лопастях красивые узоры. Мимо, на санях и пешком, проходят прохожие, на улице пасмурно и темно и словно грустно на душе у этих прохожих. Четкие и точные линии делают эскиз совершенным и красивым. Правду говорят, талантливый человек — талантлив во всем…
В заключение
По объективным причинам невозможно рассказать обо всех картинах, ведь у Айвазовского их много, и среди них просто нет плохих. Все они великолепны и по праву признаны мировыми шедеврами живописи.
Несомненно, представленные фото репродукций величественных шедевров мастера не могут передать всей красоты и глубокого смысла сюжетов. Так что, если будете в Феодосии, обязательно посетите художественную галерею Ивана Константиновича Айвазовского. Редакция most-beauty.ru просит вас написать какие картины Айвазовского вам больше всего нравятся.
Море. Коктебельская бухта. 1853 г.
Имя армянского художника — Ивана Константиновича Айвазовского — навек запечатлено в истории русской живописи.Его вклад просто неоценим, а его работы, которых насчитывается около шести тысяч.
Шедевры Айвазовского до сих пор очень популярны и продаются на разных аукционах за большие деньги. Красивое и качественное искусство никогда не потеряет свою ценность и не выйдет из моды, в чем можно убедиться, глядя на картины гениального пейзажиста-мариниста.
А полный список его картин в высоком разрешении Вы сможете посмотреть на сайте Википедии, пройдя по ссылке.
Источник