- NeWestMuseum Музей нового западного искусства
- Коллекция → Поль Синьяк → Песчаный берег моря в Сен-Бриаке (Пор-Юэ)
- Песчаный берег моря в Сен-Бриаке
- Описание картины «Песчаный берег моря в Сен-Бриаке»
- Поль Синьяк Берег моря в Сен-Бриак. (Песчаный берег моря). 1890
- Поль Синьяк Берег моря в Сен-Бриак. (Песчаный берег моря). 1890
NeWestMuseum
Музей нового западного искусства
Коллекция → Поль Синьяк → Песчаный берег моря в Сен-Бриаке (Пор-Юэ)
Происхождение
Приобретена С.И. Щукиным в Париже. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3342
Инв. ГМНЗИ: 213
Местечко Пор-Юэ на берегу залива Сен-Бриак в Бретани привлекало художника еще в середине 1880-х годов, в эпоху его импрессионистических поисков. В апреле 1890 года он возвратился сюда, чтобы разрабатывать уже возможности техники неоимпрессионизма. За лето в окрестностях деревушки Сен-Бриак-сюр-Мер им была создана небольшая серия пейзажей, которые художник объединил названием «Море».
В соответствии с принципами, которые Синьяк разделял с Жоржем Сёра, живописная плоскость картины создается мелкими ровными точечными мазками, иллюзионистический эффект которых раскрывается по мере отдаления зрителя от полотна. Картину отличает своеобразное сочетание рационального и поэтического подходов: элементы композиции сбалансированы по сочетанию дополнительных цветов, при этом они создают романтическое настроение отрешенности и уединения. Верность натуре сочетается с условностью изображения: с удивительной точностью переданы эффекты освещения, фактура песка с галькой и следами ног, тогда как куст чертополоха и его тень превращаются в близкий ар-нуво декоративный мотив.
Подобно большинству ранних картин Синьяка «Песчаный берег моря», написанный в августе 1890 года, имеет «музыкальное» определение — Opus 212. Произведение, вошедшее в группу работ под общим названием «Море», было представлено в 1891 году вначале на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе, а затем в Салоне независимых в Париже.
В собрании С.И. Щукина находились две картины Синьяка, по которым можно было проследить эволюцию художника — от строгости раннего неоимпрессионизма начала 1890-х годов до почти фовистской живописи конца 1900-х («Сен-Тропе. Сосна Берто», ГМИИ). Как и работа Анри-Эдмона Кросса («Церковь св. Марии близ Ассизи», Эрмитаж), по смыслу они должны были примыкать к коллекции произведений импрессионистов, однако лишь украшали экспозицию Гогена, располагаясь в простенках между окнами в дубовой столовой особняка коллекционера.
Поль Синьяк (Paul Signac)
1863, Париж — 1935, Париж
Французский живописец-неоимпрессионист, вместе с Жоржем Сёра создавший колористическую систему этого направления и технику пуантилизма.
Щукин Сергей Иванович
27 июня (10 июля) 1854, Москва — 10 января 1936, Париж
Потомственный купец-фабрикант, меценат и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
© Музей нового западного искусства. Все права защищены.
Использование материалов регламентируется соглашением.
Источник
Песчаный берег моря в Сен-Бриаке
Описание картины «Песчаный берег моря в Сен-Бриаке»
Картину «Песчаный берег моря в Сен-Бриаке» Поль Синьяк написал в пору, когда еще был последовательным проповедником идей пуантилизма. После знакомства с изобретателем метода Жоржем Сёра в 1884 году Синьяк увлекся необычной техникой создания картин при помощи нанесения тысяч точек чистых цветов, складывающихся в сложные оттенки. После написания этой картины пройдет всего год — и Сёра скоропостижно скончается (предположительно, от менингита), а Синьяк безвозвратно разочаруется в пуантилизме (точнее, той его разновидности, что зиждется сугубо на точках).
«Я все больше и больше ненавижу мелкую точку и сухость» , — писал он о своих тогдашних настроениях. И хотя к помощи точек при создании полотен Синьяк больше не прибегал, он все-таки не совсем разорвал отношения с научными теориями о цвете. В его технике изменилось лишь одно: точки уступили на холстах место раздельным контрастным мазкам (1, 2, 3).
И если на картинах, относящихся к позднему периоду, художник существенно отходит от реалистической цветовой гаммы, больше прибегая к кислотным оттенкам, то «Песчаный берег моря в Сен-Бриаке» максимально приближен к действительности. Песок желтый, небо и море синие, растительность тоже тех цветов и оттенков, которые ей положены. Да и сам пейзаж не настолько монументален, насколько это привычно для произведений пуантилизма, и лишен характерной для него статичности.
Синьяк был страстным морским путешественником и за всю жизнь сменил 32 яхты. Первую лодку он приобрел в 1883 году и назвал ее «Мане — Золя — Вагнер». Несложно догадаться, что помимо живописи он увлекался литературой и музыкой. Из-за любви к последней Синьяк давал своим картинам поэтичные музыкальные названия: «Адажио», «Ларгетто», «Скерцо» и тому подобные. «Песчаный берег моря в Сен-Бриаке» тоже имеет музыкальный подзаголовок – «Опус 212». Вместе с другими картинами он вошел в сюиту «Море», которая выставлялась в парижском Салоне Независимых 1891 года.
Французский писатель Поль Вайян-Кутюрье говорил: «Синьяк любил искусство, человечество и море». Эмоциональный и открытый для общения, художник с такой же спонтанностью наносил краски на холст. По его словам, он не стремился неотступно воплощать в жизнь сухую теорию сочетания цветов, но работал в соответствии с теми душевными порывами и эмоциями, которые хотел передать.
Хотя находились и более темпераментные художники, которым подход Синьяка все равно казался слишком формальным. «Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту , – писал Анри Матисс в книге «Заметки живописца». — Такой художник, как Синьяк, основываясь на некоторых высказываниях Делакруа, заботится о дополнительных цветах и кладет здесь один тон, а там — другой, согласно теории. Я же просто стараюсь положить цвета, передающие мое ощущение» .
И пусть Матисс прав, и Синьяк действительно наносил краску на холст исходя из научных изысканий, но атмосферности и настроения картине «Песчаный берег в Сен-Бриаке» не занимать: от нее веет раскаленным полуденным зноем и жаждой морской прохлады. Даже колючка на переднем крае холста, хоть и предназначена для уравновешивания общей композиции и придания ей глубины, поэтична настолько, насколько может быть поэтичным чертополох.
Источник
Поль Синьяк
Берег моря в Сен-Бриак. (Песчаный берег моря). 1890
Картина является примером практического осуществления метода неоимпрессионистов. Подобный мотив характерен и для импрессионистов, но им не было свойственно такое упорядочение живописной фактуры, напоминающей работу мозаичиста. В картине изображен залив Сен-Бриака с пологими песчаными холмами. Бледно-желтыми точечными мазками Синьяк пишет песчаный склон, поросший чертополохом, который передан сине-зелеными точками. Тени, падающие от него на песок, художник изображает лилово-голубыми мазками. В передаче моря и неба доминируют синие точки, но нельзя не заметить и желтоватых цветов, вкрапливаемых в синюю гамму. Немалое внимание Синьяк уделяет композиции, четко разделяя ее диагональю пополам, благодаря чему картина обретает простоту, ясность и монументальность, не свойственную произведениям импрессионистов.
Полотну присуща и особая музыкальность. Совсем не случайно он пометил свою картину внизу надписью «Ор. 212». Подобную музыкальную нумерацию имели почти все работы живописца. Синьяк не любил грязных и тусклых оттенков, используя в своей живописи только чистые цвета спектра, не смешивая их предварительно на палитре. С помощью мазков синего, лилового, желтого художник точно воспроизводит особенности освещения. Помимо цвета не меньшее значение Синьяк уделяет и линии, опираясь при этом на теоретические изыскания поэта и ученого Шарля Анри, пытавшегося в своих работах установить соответствие между линией, цветом и теми эмоциями, которые они вызывают. На рационалистический характер поисков Синьяка указывает его стремление последовательно и методически приложить к искусству данные современных научных открытий в области оптики. Стремление упорядочить живописный мазок и уподобить его форму точке дало неоимпрессионизму еще одно название – пуантилизм (от фр. point – точка). Приемы, которые художник использовал в своих картинах, не позволяли ему работать на натуре. Он отдавал предпочтение мастерской.
Источник
Поль Синьяк
Берег моря в Сен-Бриак. (Песчаный берег моря). 1890
Картина является примером практического осуществления метода неоимпрессионистов. Подобный мотив характерен и для импрессионистов, но им не было свойственно такое упорядочение живописной фактуры, напоминающей работу мозаичиста. В картине изображен залив Сен-Бриака с пологими песчаными холмами. Бледно-желтыми точечными мазками Синьяк пишет песчаный склон, поросший чертополохом, который передан сине-зелеными точками. Тени, падающие от него на песок, художник изображает лилово-голубыми мазками. В передаче моря и неба доминируют синие точки, но нельзя не заметить и желтоватых цветов, вкрапливаемых в синюю гамму. Немалое внимание Синьяк уделяет композиции, четко разделяя ее диагональю пополам, благодаря чему картина обретает простоту, ясность и монументальность, не свойственную произведениям импрессионистов.
Полотну присуща и особая музыкальность. Совсем не случайно он пометил свою картину внизу надписью «Ор. 212». Подобную музыкальную нумерацию имели почти все работы живописца. Синьяк не любил грязных и тусклых оттенков, используя в своей живописи только чистые цвета спектра, не смешивая их предварительно на палитре. С помощью мазков синего, лилового, желтого художник точно воспроизводит особенности освещения. Помимо цвета не меньшее значение Синьяк уделяет и линии, опираясь при этом на теоретические изыскания поэта и ученого Шарля Анри, пытавшегося в своих работах установить соответствие между линией, цветом и теми эмоциями, которые они вызывают. На рационалистический характер поисков Синьяка указывает его стремление последовательно и методически приложить к искусству данные современных научных открытий в области оптики. Стремление упорядочить живописный мазок и уподобить его форму точке дало неоимпрессионизму еще одно название – пуантилизм (от фр. point – точка). Приемы, которые художник использовал в своих картинах, не позволяли ему работать на натуре. Он отдавал предпочтение мастерской.
Источник