Кашкаранцы терский берег белого моря

Заполярное путешествие. Часть 3. Терский берег Белого моря: Кандалакша, Умба, Кашкаранцы, Варзуга.

Сегодня наше путешествие станет по-настоящему «заполярным», после небольшой вступительной карельской части, состоящей из посещения Рабочеостровска и Кеми мы отправляемся на Терский берег Белого моря, а это уже Заполярье.

Полярный круг. Остановка обязательна.

В этом году, оставляем в подарок Заполярному Троллю игрушку кабанчика. Пусть заберет и отнесет своим маленьким троллятам на радость. Кабанчик, надо сказать, был привезен, в качестве сувенира, из теплой и солнечной Флоренции, а теперь вот на северах оказался, в общем попутешествовал кабаненок.

Бип-бип! Пора ехать дальше!

Кандалакша
В Кандалакше заправились, скушали по сосиске и поехали в сторону Умбы. На выезде из Кандалакши дорога поднимается высоко в гору, откуда открывается фантастический вид.

Умба
Заехали в Умбу, в Умбе — пожар и пожарные.

Зашли в магазин, спросили рыбки. Нам предложили свежую горбушу по 120 рублей за кило! Круто, чего… берем, конечно.
Мы очень хотели съездить в Тоню Тетрину , где уже были в прошлом году и нам сильно понравилось, но забронироваться не получилось, все занято на два месяца вперед. Поэтому просто едем на берег Белого моря, отдыхать и жарить рыбку. Вот она — рыбка.

Рыба оказалась с икрой. Выкидывать икру жалко. А как ее есть то? Выложили в тарелку, залили водой, посолили, минуток тридцать постояла и в пакет. Пакет повесили на палку, истыкали иголкой, чтобы рассол утекал, и оставили. Получилось почти хорошо, только от пленок не удалось полностью избавится, ну ничего — съели.

Читайте также:  Гурзуф жилье у моря 2021 июль

Ну, а с мясом то понятно…

Здесь хорошо, здесь много воды.

И много дров. Дрова приплывают прямо из моря, и потом сохнут на берегу.

С костром проблем нет. Решили устроить помывку, вода холодная и на улице дубак. Развели огромный костер, такой, что в радиусе трех метров жара была, нагрели воды в ведрах и чайниках и устроили баню.

Пока ели рыбу, мылись, пили чай, употребляли настойку вода ушла — отлив. С берега море выглядит вот так.

А берег с моря вот как.

На берегу валяются медузы, которые не успели убежать с отливом.

А еще какая-то фигня — песочные червяки. К своему стыду не знаю, что это такое.

Прямо весь берег в этих червяках.

А в море какой-то зверь плавает! Вот чудо-чудное! Наверное это белуха.

Ну да ладно, время позднее, темнеть не будет, а спать ложится надо. Все — отбой.

Кашкаранцы
Утром отправились вдоль побережья на восток в сторону Варзуги. По пути встречаются рыбаки, вытаскивающие из моря горбушу и селедок.

Потихоньку, по грунтовке доехали до Кашкаранцев. Здесь глушь глухая, но люди живут.

Я ничего не знаю про Кашкаранцы, знаю самое главное — в Кашкаранцах невероятно красиво.

Варзуга
Вопреки ожиданиям, в Варзуге мы не нашли ничего интересного.

Моря здесь нет, зато есть река. Поселок расположен на двух берегах, пассажиропоток обслуживают дежурные моторные лодки. Стоимость проезда для местных — 10 рублей.

На обратном пути из Варзуги заехали посмотреть на Мыс Корабль. И пособирать аметистов на заброшенном карьере.

Вокруг красивые цветочки.

Мы гуляли и собирали аметисты. Сначала фигня всякая попадалась, но мы не знали, что это фигня и собирали.

А потом распробовали, вошли во вкус, да и аметисты получше пошли.

Мы ходили и гуляли по берегу. Было тепло светило, солнышко. Мы собирали аметисты и было очень клево.
Короче — отдыхайте на курортах Белого моря.

Источник

Приехали в богом забытый край на окраине Белого моря и посмотрели, как здесь живут люди.

Поморское село Кашкаранцы расположилось на узком, длинном мысу берега Белого моря в 120 километрах от Умбы.

Над столетними, черными, покосившимися избами, вдавленными в землю могучим северным ветром, возвышаются старинная церковь и бело-красный спасительный маяк, посылающий лучи надежды блуждающим кораблям.

Тихо. На улицах никого. Только одинокая старушка, наклонясь до полу, веником сметает снег с покосившегося неокрашенного крыльца. Да седовласый старичок, услышавший наши голоса, выглянувший из-за двери своего дома разузнать, что нам надо и так же быстро скрывшийся за ней. А жаль, мы даже не успели ни о чем его спросить..

Интересно, что жители юга и севера разительно отличаются друг от друга. Здесь, на севере, люди более сдержанны в проявлениях эмоций, закрыты и выдержанны. Наверное, суровый климат способствует замедлению психических процессов. Тогда как на юге, жаркий климат, напротив, все ускоряет.

Кстати, северные собаки, напротив, очень эмоциональные и открытые. Объяснения этому феномену я не нашла. За шоколадку четвероногие друзья готовы, не считаясь с личным временем, сопровождать тебя по всему селу. Знаю-знаю, что шоколад вреден собакам! Но, думаю, не часто им здесь перепадают сладости.

По данным последней переписи населения в Кашкаранцах постоянно проживает 79 человек. На мой взгляд — сведения сомнительные. Были мы здесь в ноябре. Вечером, свет горел только в нескольких домах.. Значит от силы здесь живут и работают 20-30 человек. Десятки остальных домов, лишь смутными, серыми очертаниями напоминали о себе.

До последнего времени в селе не было внешнего электричества, люди спасались генераторами. Но недавно завершилось строительство электроподстанции, о чем громогласно объявили власти. Теперь постоянный свет есть в каждом жилом доме. И в единственном магазине. Надо сказать, что работы по электрификации Терского берега планировалось произвести ещё в середине 1990-х годов, однако проект был заморожен. И причина, как всегда одна — недостаток средств. Мобильная связь в селе есть, но интернет почти не ловит.

Наряду с 24-х метровым трудягой — маяком, функционирующим с 1978 года, здесь с 1946 года ведёт свои наблюдения гидрометеорологическая станция, оборудованная, как и положено, термометрами, гигрометрами, анеморумбометрами и осадкометром Третьякова.

На берегу села, у самой кромки воды Белого моря разместились низенькие, исключительно колоритные хибарки с деревянными трубами: то ли бани, то ли коптильни для рыбы. Самое примечательное, что двери этих хибар не закрываются на замки, они просто приперты палкой.

Там же на берегу лежат на боку несколько карбасов. Это большие деревянные лодки, которые строились, точнее шились, поморами для рыбного промысла.

Единственная церковь в Кашкаранцах — церковь Тихвинской иконы Божией Матери — деревянный однопрестольный храм 1894 года постройки. В 1932 году святыня, как и многие другие в нашей стране, была закрыта, а здание в течение долгого времени использовалось в качестве клуба. Североморский епархии храм был возвращен в 2000 году и сейчас ежедневно там проводит службу иеромонах Варлаам.

На большой избе, рядом с которой аккуратно, клетью сложена поленница свежих дров, мы увидели табличку: «Советская литература». Ну как было не подойти ближе. Оказалось, что это сельская библиотека, филиал номер 5. Причем она действующая, правда, в тот день была закрыта. Заглянув через почерневшую от старости раму окна, нарядно украшенную домашними милыми занавесками с подхватом, я рассмотрела в глубине несколько стеллажей с книгами.

В общем, хорошо здесь, колоритно. Но надо ехать дальше.

Прикреплю еще несколько фотографий, смотрите.

Источник

Путешествие по Кольскому полуострову «Навстречу Левиафану». День четвёртый (Кандалакша, Кашкаранцы, Терский берег)

День четвёртый: Кандалакша, Кашкаранцы, Терский берег.

Прочитать о предыдущем дне путешествия можно по ссылке День третий.

День четвёртый.

Несмотря на постоянный гул пролетающих недалеко машин, ночёвка была спокойной: медведи к нам не ломились, новые комары не пробрались. Утром перед отъездом сложили сейд на большом камне у нашей полянки. С дороги его должно быть хорошо видно — рассчитывали посмотреть на него на обратном пути несколькими днями позже, но на обратной дороге как-то очень незаметно пролетели это место.

Кандалакша. Знакомство с городом начали с вокзала. Небольшой деревянный домик бордового цвета. Сама станция показалась достаточно большой: на фоне гор протянулись многочисленные грузовые составы.

Далее отправились в центр. Центральная площадь пропитана советским духом: танк на постаменте и здания правительства, гостиница «Беломорье».

Город запомнился тем, что, между домами то тут, то там мелькают горы.

Не теряя времени, отправились на окраину города в местечко под названием Монастырский наволок. По дороге переехали через очень интересную речку — воды в ней было немного (бурные потоки тут, скорее всего, можно наблюдать в период таяния снега), но всё русло было заполнено довольно крупными светлыми камнями.

Монастырский наволок расположен на небольшом мысу, вдающемся в Белое море (Кандалакшский залив). Место это имеет историческую ценность. Здесь была обнаружена стоянка первобытного человека периода неолита. В XVI веке здесь располагался монастырь, который неоднократно уничтожался, но вновь восстанавливался. Сейчас от монастыря остался только фундамент. Также здесь расположено старое поморское кладбище.

Место красивое, с видом на Белое море. Утверждается, что здесь можно встретить множество растений, занесённых в Красную книгу.

В интернете мы вычитали, что недалеко от Монастырского наволока был обнаружен древний лабиринт. В некоторых источниках утверждалось, что от этого места, идя вдоль берега, можно выйти к лабиринту. Это мы и попытались сделать.

Накрапывал дождь, но это нас не смущало. Тропинка вдоль берега действительно обнаружилась. Вначале она была вполне проходимая. Мы частенько выходили на полянки, на которых были кострища — по всей видимости местные жителю любят отдыхать в этих местах. В некоторых местах было удобно выходить на берег и идти по дну отступившего моря. Временами попадались не успевшие спастись от отлива медузы. Но по большей части всё-таки пришлось идти по лесной тропе, которая становилась всё более непроходимой.

Появились скалы, дорога от дождя стала скользкой.

Вышли на поляну с огромным камнем. Пока фотографировали, я потеряла очки. Около получаса безрезультатно пытались их найти. обследовали каждый сантиметр, но безуспешно. Когда надежда пропала окончательно, я вдруг нащупала очки в кармане куртки. Было очень жаль потерянного времени.

Продолжили путь, но после поляны тропинка практически пропала. Мы просто карабкались по скалистому берегу, рискуя соскользнуть. В какой-то момент решили, что идти дальше слишком опасно. Повернули обратно, так и не дойдя до лабиринта.

Мокрые и уставшие вернулись в машину.

Наш путь лежал вдоль терского берега в сторону Варзуги. Дорога обещала быть плохой, поэтому нужно было поторапливаться. Однако мы сделали остановку в окрестностях Крестовой горы и Саша предпринял ещё одну попытку выйти к лабиринту, заходя уже с другой стороны. Я идти отказалась, ждала его в машине больше часа. Лабиринт был найден. Как оказалась, с этой точки дорога хоть и петляющая и многократно разветвляющаяся, но вполне проходимая.

Пока ждала в машине, обнаружила, что с фотоаппаратом происходят странные вещи — мигала кнопка аккумулятора, перестал работать фокус. В завершении всего форматнулась карта памяти. И весь отснятый за предыдущие дни фотоматериал был утерян. Настроение было на нуле. В какой-то момент я даже поверила в магическую силу лабиринта, не желавшего, чтобы я его увидела. С этим чувством, что часть фоторепортажа безвозвратно утеряна, я жила на протяжении всего нашего путешествия. Но оставалась маленькая надежда, что, вернувшись домой, удастся восстановить данные на отформатированной карте (забегая вперёд, скажу, да вы и сами это заметили, фотографии частично восстановить удалось).

Заправившись под завязку у посёлка Умба, едем к Терскому берегу (ближайшие 130 км рассчитывать на заправку не стоит). В какой-то момент выезжаем за пределы Полярного круга. У дороги также установлен соответствующий знак.

Источник

Край, в котором я живу. Удивительные чудеса села Кашкаранцы.

Случайно наткнувшись в интернете на информацию о селе Кашкаранцы и на его святыню — Тихвинскую икону Божией Матери, была удивлена, что ничего не знала об этом. Значит нужно обязательно съездить туда и увидеть это чудо. Вот мы и поехали посмотреть на знаменитую икону. Село расположено на расстоянии 97 км от села Умба. Тогда я еще многого не знала — это уже сейчас, в ходе подготовки этого рассказа-отчета, мне посчастливилось узнать интереснейшие подробности про кашкаранские чудеса.

Итак, древнее поморское село — Кашкаранцы существует с конца 15 века, и у этого села — удивительная история. Стоит село на совершенно голой территории на самом берегу Белого моря. И продувает его летом и зимой со всех сторон. Во время штормов морская пена хлопьями летит на огороды. Поселились здесь поморы, казалось бы, в не очень благоприятных условиях, и были на это веские причины. Здешние места богаты рыбой — она и давала поморам жизнь. Основной доход селяне получали от промысла семги и нерпы.

Существующая кашкаранская Тихвинская церковь была построена в 1895 году, чуть позже открыли школу. Жили селяне достаточно благополучно. Дома строили просторные, светлые (зимняя половина, летняя половина).

Это все — о самом селе…. Но история села — это не главное, главное здесь совсем другое… Все чудеса это места связаны с тремя святыми, жившими и почившими на этой земле.

Немного истории. В XV веке земля эта принадлежала боярыне Марфе Борецкой из Новгорода, но похозяйничала она недолго. В 1470 году она передала эти земли Соловецкому монастырю. Именно с монахами из Соловецкого монастыря и связаны удивительные истории этого края.

Начать повествование об удивительных чудесах следует с описания трех святых — Аксия (Астерия), Авксентия и Тарасия, погребенных в Кашкаранской церкви Тихвинской иконы Божией Матери, вернее погребенных в часовне, которая ранее стояла на месте церкви. Сейчас часовня является частью церкви и под алтарем существует крипта, вот только не знаю, есть ли туда доступ сейчас (не нашла эту информацию нигде).

Итак, первым из святых на этой земле появился Аксий. Тогда села еще не было, а был только Кашкаранский наволок, куда приходили поморы на промысел.

Аксий был монахом и жил в монашьем ските. Прославился Аксий тем, что своими молитвами поддерживал болевших цингой, но сам заболел и умер именно от цинги. После смерти инока кто бы из больных цингой не приходил ко гробу попрощаться с усопшим монахом, от гроба отходили уже здоровыми. И таким образом цинга на всем Терском берегу исчезла. Духовные власти Соловецкого монастыря велели доставить тело монаха к ним. И вот лодка с телом усопшего вышла в море. Вышли они почему-то в ночь. А наутро обнаружили, что лодка оказалась на том же самом месте, откуда отчалила вечером. Этот знак «прочитали» и похоронили Аксия здесь. Место захоронения стало очень почитаемым, к нему потянулись люди со всего Терского берега.

А что сделали Авксентий и Тарасий, что их признали святыми? Если Аксий изгнал из края цингу, то Авксентий и Тарасий имели власть над местными «нечистыми духами». Их молитвами были прекращены жуткие ночные видения, явления древних покойников и прочих привидений. Кашкаранские тони всегда считались особенно нечистым местом.

Над могилами Аксия, Авксентия и Тарасия были поставлены кресты и захоронение это очень почиталось поморским людом. Считалось, что для благополучия в промысле нужно помолиться у могил Кашкаранских иноков.

В 16 веке над могилами трех иноков была воздвигнута первая Тихвинская Часовня.

Вторая Кашкаранская часовня, построенная в 17 веке вместо первой, посвящена не просто «Тихвинской иконе Божьей Матери», а в память Явления Тихвинской Божьей Матери.

Почему именно Явления? Разгадку можно найти в «Сказании о чудесах от иконы Богоматери Тихвинской в 1581–1611 годах», где повествуется о «чуде Пресвятой Богородицы и о 23-х мужах мучимых голодом на море-океане». 23 помора, чудесно спаслись от гибели, благодаря явлению одному из них Божьей Матери.

А дело было так.

Ранняя выдалась зима, неожиданно ранняя. Застала она поморов далеко от родной земли, налетели штормовые ветра, и лишили мужиков возможности вернуться домой. Хорошо еще, что смогли добраться они до какого-то острова. Но уже нет еды, уже закончилась вода. Голод наступил. А с ним и смерть стала дышать в лицо. Но поморы обладают сильный духом и сдаваться не собирались. Кто-то вспомнил о том, что есть Чудотворная икона Божьей Матери в Тихвинском монастыре и что дивные чудеса происходят от той иконы. Стали мужики усердно молиться и явилась она одному из них во сне, указав на спасение — травку, растущую на берегу.

Травка эта называется «Пучка» — действительно вкусная, проверено нами еще в детстве.

Двадцать дней провели поморы на этом острове, питаясь травой, а после улучшения погоды, приплыли к родным берегам. В благодарность — отсыпали часть заработанных денег тихвинскому монастырю.

Итак, в 17 веке воздвигли новую часовню и в ней хранились иконы Воскресение Христово и Тихвинская Икона Божьей Матери и посвящена она была Явлению Тихвинской Божьей Матери. В 1866 году к часовне пристроили алтарь, и она стала Церковью Тихвинской иконы Божией Матери. Потом ее еще раз перестраивали, после пожара в 1885 году (об этом чуть позже).

А сначала — еще одна удивительная история связана с этим местом.

Кашкаранская чудотворная икона Тихвинской Божией Матери спасла село от небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4 на 5 января 1888 года, когда с моря на берег стали надвигаться глыбы льда высотой в 10–17 метров, ломая и сметая суда, дома и амбары

О чудесном спасении Кашкаранцев рассказывает Игумен Митрофан (Баданин)

Зимой 1888 года, 5 (18) января, в Крещенский сочельник, около трёх часов ночи жители села Кашкаранцы, расположенного на Терском берегу Белого моря, были разбужены странным и пугающим гулом, надвигавшимся со стороны моря, сила которого угрожающе нарастала. Когда же гул перерос в страшный грохот, похожий на пушечную канонаду, и жители села с факелами высыпали из домов, им открылась ужасающая картина: со стороны моря на берег надвигались горы льда небывалого размера.

Ледяные массы «возвышались горными уступами на 5, и даже 8 сажен высоты», что в переводе на метрическую систему составляет 10,5 и 17 метров соответственно. Для примера: стандартная высота пятиэтажного дома — 11–12 метров.

В эту ночь, накануне великого церковного праздника Крещения Господня, будто вся древняя нечисть этих берегов, колдовское воинство лопарской богини Лоухи, решили дать бой Кашкаранским святыням, смести с лица земли селение, основавшееся вокруг мощей трёх преподобных иноков.

Как только жители села осмыслили весь ужас происходящего, было решено срочно послать в Варзугу за священником. В это время настоятелем церквей обоих сёл — Варзуги и Кашкаранцев — был иерей Михаил Истомин.

К моменту прибытия в Кашкаранцы отца Михаила Истомина жители села пребывали в состоянии полного смятения и ужаса. Ледяные горы успели превратить в деревянную пыль 41 карбас жителей села и два торговых судна и проглотить 27 амбаров со съестными припасами и рыболовными снастями, 11 бань и шесть дворов с хлевами.

Лёд приступил к уничтожению жилищ поморов — два ближайших к морю дома вместе со скотными дворами превратились в труху. Ледяные громады уже нависали над церковью. Священник обратился к народу, призвав всех собраться в храме и всем миром вознести молитву ко Господу о спасении кашкаранцев.

Всё село устремилось в церковь, где начался слёзный молебен. Люди молились так, как не молились ещё никогда в жизни — всем сердцем. Из Тихвинской церкви жители вышли крестным ходом с иконами, крестами и хоругвями. Впереди несли главную надежду и святыню села — Тихвинскую икону Божией Матери — давнюю заступницу кашкаранцев и всего Русского Севера. Люди встали перед ледяными громадами. Впереди держали икону два помора — староста села и дьячок церкви. Священник запел, и люди горячо подхватили самую любимую народную песнь-молитву православных христиан ко Пресвятой Богородице: «Царица моя Преблагая, надежда моя Богородице…»

Рокочущая, страшная и неумолимая ледяная стихия приблизилась вплотную к стоящим насмерть с верой в душе людям. Казалось, ещё мгновение — и ледяные глыбы обрушатся со страшной высоты и раздавят наивных смельчаков… И тут вдруг что-то произошло, что-то изменилось. Люди не сразу даже поняли — что. А это наступила тишина — лёд встал. Он даже двинулся назад, как бы пятясь, отступая от необоримой силы христианской веры.

Отец Михаил подошёл к иконе, земно поклонился Царице Небесной. За ним с молитвой опускались на колени все жители села.

Масштаб небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4 на 5 января 1888 года, стало возможным оценить лишь когда окончательно рассвело. Ночное ледяное наступление шло на село с моря фронтом шириной около километра. От моря, от полосы границы максимального морского воздействия на берег волнами и приливами, ледяные горы сумели продвинуться в направлении села на 150 метров.

Как сообщали в Архангельских губернских ведомостях очевидцы, «движения льда в таком громадном количестве и с такими ужасными последствиями не помнит никто из старожилов всего Терского берега, так что описанное бедствие в полном смысле — явление совершенно небывалое».

В 1894 году случился пожар, и церковь сгорела. Но икона Тихвинской Божией Матери уцелела.

Вместо сгоревшей, в 1895 году была построена новая церковь на средства (5500 рублей) купца Конрада Галтери из города Бендзина (Польша), который попал в шторм, погибал, но был спасен кашкаранскими поморами. Поляк отблагодарил рыбаков, построив им храм.

Источник

Оцените статью