Корейко .ru
Авторская редакция романов Ильфа и Петрова
« Двенадцать стульев » и « Золотой телёнок »
без купюр и цензуры
12 стульев ◦ Двенадцать стульев
Часть 3. Сокровище мадам Петуховой
Глава 38. И др.
Утро застало концессионеров на виду Чебоксар. Остап дремал у руля. Ипполит Матвеевич сонно водил веслами по воде. От холодной ночи обоих подирала цыганская дрожь. На востоке распускались розовые бутоны. Пенсне Ипполита Матвеевича все светлело. Овальные стекла их заиграли. В них попеременно отразились оба берега. Семафор с левого берега изогнулся в двояковогнутом стекле так, будто бы у него болел живот. Синие купола Чебоксар плыли в стеклах Воробьянинова, словно корабли. Сад на востоке разрастался. Бутоны превратились в вулканы и принялись извергать лаву наилучших кондитерских окрасок. Птички на левом берегу учинили большой и громкий скандал. Золотая дужка пенсне вспыхнула и ослепила гроссмейстера. Взошло солнце. Остап раскрыл глаза и вытянулся, накреняя лодку и треща костями.
— С добрым утром, Киса, — сказал он, давясь зевотой, — я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по чем-то там затрепетало.
— Пристань, — доложил Ипполит Матвеевич. Остап вытащил путеводитель и справился.
— Судя по всему — Чебоксары. Так, так. «Обращаем внимание на очень красиво расположенный г. Чебоксары». Киса, он в самом деле красиво расположен. «В настоящее время в Чебоксарах 7702 жителя». Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. А? Это будет очень эффектно. Откроем «Пти шво» и с этого «Пти шво» будем иметь верный гран-кусок хлеба. Ну-с, дальше. «Основанный в 1555 году, город сохранил несколько весьма интересных церквей. Помимо административных учреждений Чувашской республики, здесь имеются: рабочий факультет, партийная школа, педагогический техникум, две школы второй ступени, музей, научное общество и библиотека. На Чебоксарской пристани и на базаре можно видеть чувашей и черемис, выделяющихся своим внешним видом».
Но еще прежде, чем друзья приблизились к пристани, где можно было видеть чувашей и черемис, их внимание было привлечено к предмету, плывшему по течению впереди лодки.
— Стул! — закричал Остап. — Администратор! Наш стул плывет.
Компаньоны подплыли к стулу. Он покачивался, вращался, погружался в воду, снова выплывал, удаляясь от лодки концессионеров. Вода свободно вливалась в его распоротое брюхо. Это был стул, вскрытый на «Скрябине» и теперь медленно направлявшийся в Каспийское море.
— Здорово, приятель! — крикнул Остап. — Давненько не виделись! Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плывем по течению. Нас топят, мы выплываем, хотя, кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать уголовного розыска, который тоже нас не любит. Никому до нас нет дела. Если бы вчера шахматным любителям удалось нас утопить, от нас остался бы только один протокол осмотра трупов: «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием». Любители били бы нас, очевидно, шахматными досками. Орудие, что и говорить, туповатое. «Труп первый принадлежит мужчине лет пятидесяти пяти, одет в рваный люстриновый пиджак, старые брюки и старые сапоги. В кармане пиджака удостоверение на имя Конрада Карловича гр. Михельсона». Вот, Киса, все, что о вас написали бы.
— А о вас бы что написали? — сердито спросил Воробьянинов.
— О! Обо мне написали бы совсем другое. Обо мне написали бы так: «Труп второй принадлежит мужчине двадцати семи лет. Он любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка. Голова его с высоким лбом, обрамленным иссиня-черными кудрями, обращена к солнцу. Его изящные ноги, сорок второй номер ботинок, направлены к северному сиянию. Тело облачено в незапятнанные белые одежды, на груди золотая арфа с инкрустацией из перламутра и ноты романса «Прощай, ты, Новая Деревня». Покойный юноша занимался выжиганием по дереву, что видно из обнаруженного в кармане фрака удостоверения, выданного 23/VIII-24 г. кустарной артелью «Пегас и Парнас» за № 86/1562». И меня похоронят, Киса, пышно, с оркестром, с речами, и на памятнике моем будет высечено: «Здесь лежит известный теплотехник и истребитель Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей, отец которого
был турецко-подданный и умер, не оставив сыну своему Остап-Сулейману ни малейшего наследства. Мать покойного была графиней и жила нетрудовыми доходами».
Разговаривая подобным образом, концессионеры приткнулись к чебоксарскому берегу.
Вечером, увеличив капитал на пять рублей продажей васюкинской лодки, друзья погрузились на теплоход «Урицкий» и поплыли в Сталинград, рассчитывая обогнать по дороге медлительный тиражный пароход и встретиться с труппой колумбовцев в Сталинграде.
Светящийся гигант понес компаньонов вниз по реке. Миновали Мариинский посад, Казань, Тетюши, Ульяновск, Сенгилей, село Новодевичье и перед вечером второго дня пути подошли к Жигулям.
Сто раз в этом романе наступал вечер, падало солнце и сияла звезда, но ни разу еще в этом романе вечер не был наполнен такой кротостью и предчувствием великих событий, как этот.
Палубы «Урицкого» наполнились оранжевой под заходящим солнцем толпой пассажиров. Невысокие Жигулевские горы мощно зеленели с правой стороны. Волнение охватило души пассажиров.
Остап, чудом пробившийся из своего третьего класса к носу парохода, извлек путеводитель и узнал из него, что путь вдоль Жигулей представляет исключительное удовольствие.
— «Пароход, — прочел Остап вслух, — проходит близ самого берега, разрезая падающие в реку тени береговых вершин. Густой ковер зеленой в различных оттенках растительности манит путника углубиться в девственную толщу лесов, чтобы насладиться прекрасным воздухом, полюбоваться открывающимися далями и мощной здесь красавицей Волгой и вспомнить далекое прошлое, когда неорганизованные бунтарские элементы. »
Пассажиры сгрудились вокруг Остапа.
— «неорганизованные бунтарские элементы, бессильные переустроить сложившийся общественный уклад, «гуляли» тут, наводя страх на купцов и чиновников, неизбежно стремившихся к Волге как важному торговому пути. Недаром народная память до сих пор сохранила немало легенд, песен и сказок, связанных с бывавшими в Жигулях Ермаком Тимофеевичем, Иваном Кольцом, Степаном Разиным и др.»
— И др! — повторил Остап, очарованный вечером.
— И др! — застонала толпа, вглядываясь в сумеречные очертания Молодецкого кургана.
— И др-р! — загудела пароходная сирена, взывая к пространству, к легендам, песням и сказкам, покоящимся на вершинах Жигулей.
Луна поднялась, как детский воздушный шар. Девья гора осветилась.
Это было свыше сил человеческих.
Из недр парохода послышалось желудочное урчание гитары, и страстный женский голос запел:
Из-за острова на стрежень, На простор речной волны, Выплывают расписные Стеньки Разина челны.
Сочувствующие голоса подхватили песню. Энтузиазм овладевал пароходом. Все вспоминали «далекое прошлое, когда неорганизованные бунтарские элементы гуляли тут, наводя страх».
Луна и Жигули производили обычное и неотразимое душой человеческой впечатление.
Когда «Урицкий» проходил мимо Двух братьев, пели уже все. Гитары давно не было слышно. Все покрывалось громовыми раскатами:
Свадьбу но-о-о-овую справля-а-а-а.
На глазах чувствительных пассажиров первого класса стояли слезы лунного цвета. Из машинного отделения, заглушая стук машин, неслось:
Он весе-о-о-олый и хмельно-о-о-ой.
Второй класс, мечтательно разместившийся на корме, подпускал душевности:
Позади их слышен ропот:
— Нас на бабу променял.
Только ночь с ней провозжа-а-ался.
— Провозжался, провозжался, провозжался! — с недоумением загудела Лысая гора.
— «Провозжался! — пели и в третьем классе. — Сам наутро бабой стал».
К этому времени «Урицкий» нагнал тиражный пароход. Издали можно было подумать, что на пароходе происходит матросский бунт — раздавались стоны, проклятия и предсмертные хрипы. Казалось, что на «Скрябине» уже разбиты бочки с ромом, повешены на реях гр. пассажиры первого и второго классов, а капитан с пробитым черепом валяется у двери с табличкой «Отдел взаимных расчетов».
На самом же деле и матросы, и пассажиры первого, второго и третьего классов с необыкновенным грохотом и выразительностью выводили последний куплет:
Что ж вы, черти, приуныли? Эй ты, Филька, черт, пляши! Грянем, бра-а-а-атцы, удалу-у-ую.
И даже капитан, стоя на мостике и не отводя взора с Царева кургана, вопил в лунные просторы:
Грянем, бра-а-атцы, удалу-у-ую На помин ее души!
— Ее души! — пел кинооператор Полкан, тряся гривой и вцепившись в поручни.
— Ее души! — ворковали Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Залкинд.
— Ее души! — взывал Симбиевич-Синдиевич.
— Ее души! — заливались служащие, резвость которых в этот благоуханный вечер не была заключена в рамки служебных отношений.
И капитан, старый речной волк, зарыдал, как дитя. Тридцать лет он водил пароходы мимо Жигулей и каждый раз рыдал, как дитя. Так как в навигацию он совершал не менее двадцати рейсов, то за тридцать лет, таким образом, ему удалось всплакнуть шестьсот раз.
Нужно ли еще какое-нибудь доказательство неотразимости грустной красоты Жигулей?
Поравнявшийся со «Скрябиным» «Урицкий» находился в центре песенного циклона. Пассажиры скопом бросали персидскую княжну за борт.
Набежали пароходы местного сообщения, наполненные здешними жителями, выросшими на виду Жигулей. Тем не менее местные жители тоже пели «Стеньку Разина». Не вида-а-али вы пода-арка От донско-ого ка-а-зака-а-а.
Светились буи, отражались в воде четырехугольные окна пароходных салонов, мигали фонарики пароходов местного сообщения. Гремели песни, и казалось, что на реке дают бал.
«Урицкий» легко обошел тиражный пароход. Концессионеры смотрели на свое первое плавучее пристанище с надеждой. Там, в огнях, среди запретительных надписей и служебной суеты, в каюте режиссера стояли три стула. «Скрябин» медленно отдалялся и до самой Самары были видны его огни.
В Сталинграде концессионеры ждали театр Колумба две недели. За это время они несколько раз доходили до самого бедственного положения. Если бы не бюро любовных писем, учрежденное великим комбинатором на базаре, концессионерам пришлось бы умереть с голоду.
Бюро ко времени приезда театра завело уже обширную клиентуру среди домработниц, и Остап начинал опасаться визита милиции. Жить, однако, пришлось скромно, прикапливая деньги на возможные расходы по изъятию стульев.
«Скрябин» пришел под звуки оркестра в начале июля. Друзья встретили его, прячась за ящики на пристани. Перед разгрузкой на пароходе состоялся последний тираж. Разыграли крупные выигрыши.
Стульев пришлось ждать часа четыре. Сначала с парохода повалили колумбовцы и тиражные служащие. Среди них выделялось сияющее лицо Персицкого.
Сидя в засаде, концессионеры слышали его крики:
— Да! Моментально еду в Москву! Телеграмму уже послал! И знаете какую? «Ликую с вами». Пусть догадываются!
Потом Персицкий сел в прокатный автомобиль, предварительно осмотрев его со всех сторон и пощупав радиатор, и уехал, провожаемый почему-то криками «Ура!».
После того, как с парохода был выгружен гидравлический пресс, стали выносить колумбовское вещественное оформление. Стулья вынесли, когда уже стемнело. Колумбовцы погрузились в пять пароконных фургонов и, весело крича, покатили прямо на вокзал.
— Кажется, в Сталинграде они играть не будут, — сказал Ипполит Матвеевич. Это озадачило Остапа.
— Придется ехать, — решил он, — а на какие деньги ехать? Впрочем, идем на вокзал, а там будет видно.
На вокзале выяснилось, что театр едет в Пятигорск через Ростов — Минеральные Воды. Денег у концессионеров хватало только на один билет.
— Вы умеете ездить зайцем? — спросил Остап Воробьянинова.
— Я попробую, — робко сказал Ипполит Матвеевич.
— Черт с вами! Лучше уж не пробуйте! Прощаю вам еще раз. Так и быть — зайцем поеду я.
Для Ипполита Матвеевича был куплен билет в бесплацкартном жестком вагоне, в котором бывший предводитель и прибыл на уставленную олеандрами в зеленых кадках станцию «Минеральные воды» Северо-Кавказских железных дорог. Воробьянинов ступил на каменистую платформу станции и, стараясь не попадаться на глаза выгружавшимся из поезда колумбовцам, стал искать Остапа.
Давно уже театр уехал в Пятигорск, разместясь в новеньких дачных вагончиках, а Остапа все не было. Он приехал только вечером и нашел Воробьянинова в полном расстройстве.
— Где вы были? — простонал предводитель. — Я так измучился.
— Это вы-то измучились, разъезжая с билетом в кармане? А я, значит, не измучился? Это не меня, следовательно, согнали с буферов вашего поезда в Тихорецкой? Это, значит, не я сидел там три часа, как дурак, ожидая товарного поезда с пустыми нарзанными бутылками? Вы — свинья, гражданин предводитель! Где театр?
— Едем! Я кое-что накропал по дороге. Чистый доход выражается в трех рублях. Это, конечно, немного, но на первое обзаведение нарзаном и железнодорожными билетами хватит.
Дачный поезд, бренча, как телега, в пятьдесят минут дотащил путешественников до Пятигорска. Мимо Змейки и Бештау концессионеры прибыли к подножию Машука.
Источник
12 стульев. По следам Оси и Кисы в Пятигорске
Многим, и мне в том числе, нравится бродить по местам, связанным с любимыми литературными героями. При этом я прекрасно понимаю, что литературные герои не обязаны строго придерживаться географических привязок, но всё равно интересны эти прогулки по их следам.
Остап Бендер имел мечту путешественника — побывать в Рио де Жанейро, да по просторам Советского Союза изрядно поколесил. В материале Саратов. По следам «Золотого телёнка» я рассказал как черты реального города Саратова проявляются в городе Арбатове, а в материале Ехал в Саратов Ильф без Петрова о том, как часть приключений Остапа Бендера в «12 стульях» была взята из повседневной жизни Саратова того времени. Ильф бывал в Саратове два раза, может поэтому столько деталей появилось в романах.
В Пятигорске Ильф и Петров побывали вдвоём в 1927 году, он их не порадовал. Суть высказана в одной из фраз из «Записных книжек»: «В Пятигорске нас явно обманывают и прячут куда-то местные красоты».
В романе «12 стульев» Пятигорску уделена целая глава под названием «Вид на малахитовую лужу».
Открываем роман и смотрим, что же осталось с тех времён, а что изменилось.
…выпив два пятикопеечных стакана нарзану, путешественники проникли в город на трамвае линии «Вокзал — Цветник».
Трамвай в Пятигорске функционирует до сих пор.
Пять трамвайных линий проходит мимо «Цветника», на трёх трамваях (№ № 1, 3, 5)можно доехать от железнодорожного вокзала до «Цветника», хотя трамвая «Вокзал — Цветник» сейчас не существует. Да и нарзан на железнодорожном вокзале уже не продаётся на разлив.
Единственно, надо знать, что до «Цветника» трамваи не доходят один квартал, который требуется преодолеть пешком. С учётом графиика движения быстрее можно добрать на автобусе № 1, который останавливается прямо у входа в «Цветник».
За вход в «Цветник» с них взяли десять копеек. В «Цветнике» было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов. В белой раковине симфонический оркестр исполнял «Пляску комаров». В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали в киосках и в разнос.
Если охотники за бриллиантами побывали в Пятигорске в июле месяце, то я — в ноябре.
За вход в «Цветник» давным-давно никто деньги не берёт, а вот живая музыка в исполнении различных музыкантов звучала с утра до вечера всю первую декаду месяца, пока было относительно тепло. Основной площадкой является место перед Лермонтовской галереей.
Здесь по книге располагался на гастролях театр Колумба, в который попало три из 12 стульев с потенциальными бриллиантами.
С цветами также было плоховато. Нарзаном здесь больше не торгуют. Рядом с «Цветником» несколько десятилетий назад была построена Центральная питьевая галерея, где можно пить минеральную воду бесплатно, причём как холодную, так и тёплую.
Первую ночь на курорте концессионеры провели у нарзанного источника… Так проходили дни, и друзья выбивались из сил, ночуя у места дуэли Лермонтова.
В разные времена царят разные нравы и законы. В настоящее время бездомные в Пятигорске не заморачиваются, где провести ночь. Бомж из Магадана, как он мне потом сказал, спокойно расположился на проспекте Кирова как раз в середине квартала между входом в «Цветник» и трамвайной остановкой «Цветник».
Видимо Ильф и Петров недостаточно представляли внутреннюю географию Пятигорска, потому, что место дуэли Лермонтова располагается в нескольких километрах выше от «Цветника» в отдалённом от людей месте
и вряд ли уставшие концессионеры стали бы ходить просто так эти километры, с достаточно крутым подъёмом.
Когда монтёр Мечников согласился продать за 20 рублей стулья, то во у Остапа Бендера возник вопрос «Где взять деньги?»
Идей появилось несколько.
Остап принял из рук удивленного Ипполита Матвеевича пиджак, бросил его наземь и принялся топтать пыльными штиблетами.
— Затем, — сказал Остап веско, — … Вы сейчас пойдете к «Цветнику», станете в тени и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние, упирая на то, что вы бывший член Государственной думы от кадетской фракции.
В книге не указано точное место преображения Кисы в нищего, но в фильме Леонида Гайдая, вышедшего на экраны в 1971 году, это место располагалось возле знаменитого орла.
Что вполне логично, т. к. орёл располагается прямо над «Цветником».
Но Леонид Гайдай при проведении натурных съёмок был порой шутником. Кавказ он снимал в Крыму Кавказская пленница» на фоне Алушты. Пятигорские похождения великого комбинатора сняты не в тех местах, где они были на самом деле. В качество Провала выступил Грот Лермонтова, а просящего милостыню Воробьянинова сняли в Ессентуках.
Но известный многим гостям памятник «отцу русской демократии» в образе нищего стоит именно в пятигорском «Цветнике».
Но в Пятигорске есть еще один памятник Кисе Воробьянинову, правда не в «Цветнике», а на улице Дзержинского возле пивного бара «12 стульев».
Попытки посетить бар оказались безрезультатными, он всё время был закрыт.
Возможно разорился в связи с коронавирусом.
Вторым направлением добычи денег стал Провал.
Остап сбегал в писчебумажную лавчонку, купил там на последний гривенник квитанционную книжку и около часу сидел на каменной тумбе, перенумеровывая квитанции и расписываясь на каждой из них.
Мимо санаториев и домов отдыха, обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу.
Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:
— Приобретайте билеты, граждане. Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам — пять копеек! Не членам профсоюза — тридцать копеек.
Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход «куда-то» не представляло ни малейшего труда.
В память о «провальной авантюре» Остапа Бендера возле Провала установлена его скульптура. А эти счастливые лица довольны, что платить более за вход в Провал не требуется.
На другое утро монтер получил деньги и вечером притащил два стула… Для большей безопасности вскрытия друзья забрались почти на самую вершину Машука… Пониже Пятигорска плохонькие огоньки обозначали станицу Горячеводскую.
Вот так выглядит вершина Машука из «Цветника», где стулья были получены.
А это станица Горячеводская, вечером, но еще без огоньков.
Вот такая небольшая экскурсия получилась по Пятигорску по следам героев «12 стульев». А еще один памятник Остапу Бендеру я видел в Элисте Как рождаются туристические приметы.
Источник