Каспийское море его проблемы

Главные экологические проблемы Каспийского моря

Весь прошедший век, особенно его вторая половина, были периодом интенсивного антропогенного воздействия на водный режим и биоту Каспийского моря, что привело к резкому снижению его рыбохозяйственного значения. Кроме того, акватория моря включает в себя ряд особо охраняемых участков природного наследия.

Источники и вещества, загрязняющие водную среду, поступают в море, главным образом с транзитом речных стоков. Только российскими реками в Каспий привносится 99 % всех нефтепродуктов приносимыми от общего стока в море.

Вскоре Северо-Каспийский регион превратится в крупного поставщика углеводородного сырья. По данным главы Минэнерго Казахстана по итогам 2017 года на главном месторождении страны на Каспии – Кашагане, уже добыто 8,2 млн тонн нефти. В перспективе основной прирост добычи Казахстан ожидает именно на Кашаганском месторождении. В 2018 году он должен составить 11 млн.тонн, а далее будет расти в арифметической прогрессии. Эти планы не могут не вызывать опасения у экологов, ведь освоение морских месторождений углеводородного сырья в Северном Каспии ранее никогда не осуществлялось.

В настоящее время российский сектор Каспия разделен на сферы «сырьевого влияния», право поисков, разведки и добычи углеводородного сырья разделено между различными компаниями. ОАО «ЛУКОЙЛ», ведущая российская компания на севере Каспия, уже побила отметку в 15 млн тонн добытой каспийской нефти. За счёт ввода новых блоков на уже разрабатываемых месторождениях, а также ввода в разработку других перспективных структур этот показатель вскоре должен существенно вырасти.

Читайте также:  Белое море есть ли берега

Попадание нефтепродуктов (НП) в море (аварийные разливы нефти) могут произойти при авариях на буровых установках, крушениях нефтеналивных танкеров повреждениях нефтепроводов на морском дне и т.п. Нескоро наступит баланс в экосистеме Мексиканского залива, после аварии на буровой платформе компании «British Petroleum», произошедшая 20 апреля 2010 года, когда в океан попало до 760 тысяч тонн нефти. Общие расходы компании на ликвидацию последствий разлива нефти у берегов США составляют 70 млрд. долларов.

В настоящее время в Каспийском море танкеры ежегодно перевозят от 12 до 14 млн. тонн нефти. За год танкеры совершают около 2500 рейсов. А с началом эксплуатации месторождений в российском и казахском секторах моря ожидается резкое увеличение морской перевалки и перевозки НП. Столь интенсивное движение, особенно в условиях суровых зимних штормов и неудовлетворительном техническом состоянии судов (неприспособленных танкеров с одинарной обшивкой корпуса) значительно увеличивает вероятность крупных аварий. Масштабы экологического бедствия, которое может произойти в Каспийском море, можно представить на примере крушения танкеров 11 ноября 2007 года в Керченском проливе. Экологический ущерб, причиненный в результате попадания в акваторию Азовского и Черного более 3,2 тыс. тонн топлива, составил 6,2 млрд. руб.

Существенную угрозу экологической безопасности Северного Каспия, в качестве трансграничного переноса загрязняющих веществ, представляют затопленные (в связи с подъёмом уровня моря) скважины в восточном — казахском секторе моря, где имеются затопленные месторождения, сотни скважин, на которых ежегодно фиксируются случаи разгерметизации. Кроме того, на крупнейшем казахском морском месторождении «Кашаган» за три года со времени его открытия уже произошло 4 аварийных разлива нефти.

Нефтяная пленка на поверхности водоема ухудшает газообмен воды с атмосферой, замедляя скорость аэрации (насыщение воды кислородом) и удаления углекислого газа, образующегося при окислении нефти. Только одна тонна нефти способна покрыть до 12 км поверхности моря. Каждая капля нефти покрывает непроницаемой пленкой 20 м 2 морской поверхности. Это изменяет все физико-химические процессы: повышается температура поверхностного слоя воды, ухудшается газообмен, живые организмы погибают либо покидают опасные места. Но, и осевшая на дно нефть может сохраняться в течение 10 лет и более, отравляя донные организмы.

Специфика Каспия, особенно его мелководной северной части, такова, что достаточно одного серьезного разлива нефти, чтобы нанести фатальный удар по осетровому стаду и гнездовьям птиц. По подсчетам экспертов, ежегодный ущерб от утраты рыбных богатств моря для всех прикаспийских государств может достигнуть 15 миллиардов долларов.

Следует отметить, что российские нефтяные компании гарантируют «нулевой сброс». В их арсенале имеются специальные планы ликвидации аварийных разливов нефти — ЛАРН (локализация нефтяных разливов и сбор нефти с поверхности моря с использованием сорбентов).

Однако планы ЛАРН – это не панацея, они имеют свои минусы.

Первый минус: в случаях, продолжительного шторма аварийная служба не сможет выполнить свои задачи. К примеру, ближайшая скважина на месторождении «Ю. Корчагина» (Северный Каспий) находится всего в 50 км от федерального памятника природы – «Остров Малый Жемчужный» и нефтяное пятно за сутки ветрами может быть перенесено к уникальному природному объекту. Тогда экологическая катастрофа, в результате которой могут погибнуть редчайшие птицы и животные неизбежна.

Второй минус: даже если аварийная команда соберет часть нефти с поверхности моря, какая-то ее часть все-таки уйдет в толщу воды и осядет на дне, отравляя морскую среду.

Третий минус: нельзя сбрасывать со счетов случаи загрязнения моря во время эксплуатации морских скважин в казахском секторе Каспия. В случае аварии нефтяное пятно в короткий срок сильными восточными ветрами и течением, может быть перенесено из казахского в российский сектор моря. Казахские экологи утверждают, что добыча нефти на морских месторождениях Казахстана может инициировать землетрясения, по причине аномально высокого пластового давления. Здесь же планируется пробурить 240 новых скважин и проложить трубопроводы длиной 1775 км. И все это на 4-х метровых глубинах, где сильная волновая динамика. Зимой в Восточном Каспии средняя толщина льда — 1 м, а ледяные стамухи (скопление льда) образуются до самого дна.

Четвертый минус: отсутствие российско-казахстанского комплексного мониторинга морских участков всех лицензионных участков в Северном Каспии; отсутствие в арсенале большинства нефтяных компаний систем спутникового наблюдения позволяющего выявлять места, источники аварийных розливов нефти, отслеживать движения нефтяных пятен. Хотя задействование таких систем и повлечет значительные затраты, но, как говориться «болезнь эффективнее предупредить, чем лечить», тем более, что эти системы уже используют многие страны (Китай, Саудовская Аравия, Норвегия).

Российские ученые (ИОРАН) разработали биотехнологии экологического контроля, сохранения среды и биоты моря в условиях нефте-газодобычи. На базе природоподобных локальных комплексов, которые формируются на специальных искусственных субстратах открывается возможность осуществления широкого спектра мероприятий, направленных на оздоровление моря и восстановления его биоресурсов. Биотехнология позволяет: осуществлять многоуровневый экологический контроль за состоянием среды и природных комплексов моря, усиливать самоочистку водной среды от загрязнений, создавать кормовую базу для ценных видов рыб, воспроизводить биоресурсы, осуществлять охрану и воспроизводство запасов осетровых рыб. Предлагаются пути и методы реализации разработанных биотехнологий в экосистеме моря на основе международного сотрудничества прикаспийских стран.

Статья подготовлена коллективом Каспийского филиала Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН (КФ ИО РАН) под руководством директора учреждения Владимира Борисовича Ушивцева.


Основной целью Каспийского филиала Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН является выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области океанологии с использованием научно-исследовательского флота, воздушных судов, подводных и космических аппаратов и других всевозможных технических средств.

Каспийский филиал разрабатывает и участвует в выполнении экологических программ по сохранению экосистемы Каспийского моря в условиях морской нефтедобычи.

Источник

Экологические проблемы Каспийского моря

На сегодняшний день экологическое состояние Каспийского моря очень сложное, находится на грани катастрофы. Данная экосистема изменяется из-за влияния и природы, и человека. Раньше водоем был богатым рыбными ресурсами, но сейчас некоторые виды рыб оказались под угрозой уничтожения. Кроме того, есть сведения о массовых заболеваниях морских обитателей, сокращении площадей нерестилищ. На отдельных участках шельфа образовались мертвые зоны.

Постоянное колебание уровня моря

Еще одна проблема – это колебание уровня моря, понижение воды, сокращение площадей водной поверхности и шельфовой зоны. Уменьшилось количество воды, которая поступает с рек, впадающих в море. Этому способствовало строительство гидросооружений и отвод воды рек в водохранилища.

Пробы воды и отложений со дна Каспийского моря показывают, что акватория загрязнена фенолами и различными металлами: ртутью и свинцом, кадмием и мышьяком, никелем и ванадием, барием, медью и цинком. Уровень этих химических элементов, находящихся в воде, превышает все допустимые нормы, что значительно вредит морю и его обитателям. Очередная проблема – это образование безкислородных зон в море, что может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, проникновение чужеродных организмов наносит ущерб экосистеме Каспийского моря. Ранее здесь был своего рода полигон для вселения новых видов.

Причины экопроблем Каспийского моря

Вышеуказанные экологические проблемы Каспия возникли по таким причинам:

  • чрезмерный вылов рыбы;
  • строительство различных сооружений на воде;
  • загрязнение акватории промышленными и бытовыми отходами;
  • угроза от нефтегазового, химического, металлургического, энергетического, сельскохозяйственного комплекса экономики;
  • деятельность браконьеров;
  • другие воздействия на экосистему моря;
  • отсутствие соглашения прикаспийских стран об охране акватории.

Данные пагубные факторы влияния привели к тому, что Каспийское море утратило возможность полноценного саморегулирования и самоочищения. Если не активизировать деятельность, направленную на сохранение экологии моря, оно утратит рыбопродуктивность и превратиться в водоем с грязной, сточной водой.

Каспийское море находится в окружении нескольких государств, поэтому решение экологических проблем водоема должно быть общим делом этих стран. Если не позаботиться о сохранности экосистемы Каспия, то в результате будут утрачены не только ценные запасы водных ресурсов, но и многие виды морских растений и животных.

Источник

Акватория Каспийского моря- проблемы и возможные пути решения

Главная / Экология / Гидросфера

Время на чтение: 3 мин

Каспийское море – уникальный объект, чьи углеводородные ресурсы и биологические богатства не имеют аналогов.

Каспий – один из старейших районов добычи нефти. О природе Каспия ученые ведут спор до сих пор. Одни классифицируют его, как самое большое озеро на Земле, другие относят к бессточным морям.

  • Основные экологические проблемы Каспийского моря Загрязнение сточными водами
  • Загрязнение нефтью
  • Избыточный вылов рыбы и браконьерство
  • Снижение уровня воды
  • Проникновение чужеродных организмов
  • Последствия загрязнения Каспийского моря
  • Пути решения

    Сейчас на берегах Каспийского моря расположены пять стран:

    • Азербайджан;
    • Россия;
    • Казахстан;
    • Иран;
    • Туркменистан.

    Каждая страна вносит свою лепту в экологический кризис, в который погрузился регион за последние десятилетия. Каспий мелеет, его воды загрязнены нефтью и продуктами химической промышленности, рыба исчезает.

    Основные экологические проблемы Каспийского моря

    Экологические проблемы Каспия возникли и продолжают стремительное развитие по причинам:

    • неконтролируемого, в том числе браконьерского, вылова рыбы;
    • строительства гидроэлектростанций и плотин на реках, питающих море;
    • загрязнения акватории сточными водами и твердыми отходами;
    • выбросов нефти;
    • попадания в море химии, которой обрабатываются поля;
    • отсутствия согласия прикаспийских стран по вопросу охраны и очистки акватории.

    На сегодняшний день Каспийское море не может самоочищаться – на его берегах и в воде слишком много мусора и грязи.

    Если не разрабатывать совместные мероприятия по очистке акватории, через пару десятилетий Каспий утратит рыбопродуктивность и станет просто грязным водоемом, наполненным сточными водами.

    Загрязнение сточными водами

    Воды Каспия загрязняются не только в результате аварийных выбросов нефти. Волга и все остальные реки, несущие свои воды в Каспийское море, приносят с собой тонны продуктов жизнедеятельности людей, а также бытового твердого мусора.

    Многие прибрежные города не имеют очистных сооружений и сливают канализацию – как из домов, так и с предприятий – прямо в море.

    Грязные воды, впадающие в Каспий, создают опасные бескислородные зоны – они уже появились на юге региона. Это части моря, где из-за высокого уровня загрязнения погибает вся морская растительность, вырабатывающая кислород, и вслед за водорослями гибнут все морские обитатели.

    Белое море и его экологические проблемы

    Основные причины истощения ресурсов Охотского моря

    Что собой представляет проблема загрязнения водоёмов?

    Пять основных экологических проблем Амура

    Загрязнение нефтью

    Нефтяные загрязнения – главная проблема экосистемы.

    Нефть создает на поверхности воды пленку, которая не дает развиваться фитопланктону. Это, в свою очередь, приводит к снижению уровня кислорода в воде и гибели морских жителей.

    Сокращается число осетровых рыб, вслед за ними – водоплавающих птиц.

    Вы знали, что последствия экологического загрязнения вызывают массовую гибель морских обитателей?

    Избыточный вылов рыбы и браконьерство

    Сокращение количества осетровых в Каспии связано также с браконьерством, на которое, по неофициальным данным местных жителей, приходится до 80% улова.

    С «икорной мафией» в последние годы начали активно бороться, что привело к незначительному восстановлению популяции осетров.

    Снижение уровня воды

    Еще одна серьезная проблема – снижение уровня моря. В некоторых регионах береговая линия отступает на метр в год.

    Происходит это из-за активного строительства плотин и электростанций на реках, питающих Каспий, а также из-за избыточного забора воды из рек для полива полей.

    Геотермальные электростанции — прекрасная альтернатива традиционным методам получения энергии

    Есть ли будущее у волновых электростанций?

    Энергию ветра – в энергию жизни!

    Проникновение чужеродных организмов

    Настоящей проблемой для Каспийского моря является активное размножение гребневика мнемиопсиса.

    Гребневик практически опустошил Азовское и Черное моря в 80-е годы, сейчас же уничтожает пищевую базу каспийских рыб, потребляя огромное количество планктона. Гребневик также поедает икру осетровых, уменьшая и без того скудную популяцию.

    Загрязнение вод мирового океана – серьёзная проблема человечества

    Основные экологические проблемы акватории Азовского моря

    Особенности экологии Чёрного моря

    Шесть основных экологических проблем Балтийского моря

    Главные экологические проблемы Каспийского моря

    Весь прошедший век, особенно его вторая половина, были периодом интенсивного антропогенного воздействия на водный режим и биоту Каспийского моря, что привело к резкому снижению его рыбохозяйственного значения. Кроме того, акватория моря включает в себя ряд особо охраняемых участков природного наследия.

    Источники и вещества, загрязняющие водную среду, поступают в море, главным образом с транзитом речных стоков. Только российскими реками в Каспий привносится 99 % всех нефтепродуктов приносимыми от общего стока в море.

    Вскоре Северо-Каспийский регион превратится в крупного поставщика углеводородного сырья. По данным главы Минэнерго Казахстана по итогам 2020 года на главном месторождении страны на Каспии – Кашагане, уже добыто 8,2 млн тонн нефти. В перспективе основной прирост добычи Казахстан ожидает именно на Кашаганском месторождении. В 2020 году он должен составить 11 млн.тонн, а далее будет расти в арифметической прогрессии. Эти планы не могут не вызывать опасения у экологов, ведь освоение морских месторождений углеводородного сырья в Северном Каспии ранее никогда не осуществлялось.

    В настоящее время российский сектор Каспия разделен на сферы «сырьевого влияния», право поисков, разведки и добычи углеводородного сырья разделено между различными , ведущая российская компания на севере Каспия, уже побила отметку в 15 млн тонн добытой каспийской нефти. За счёт ввода новых блоков на уже разрабатываемых месторождениях, а также ввода в разработку других перспективных структур этот показатель вскоре должен существенно вырасти.

    Попадание нефтепродуктов (НП) в море (аварийные разливы нефти) могут произойти при авариях на буровых установках, крушениях нефтеналивных танкеров повреждениях нефтепроводов на морском дне и т.п. Нескоро наступит баланс в экосистеме Мексиканского залива, после аварии на буровой платформе , произошедшая 20 апреля 2010 года, когда в океан попало до 760 тысяч тонн нефти. Общие расходы компании на ликвидацию последствий разлива нефти у берегов США составляют 70 млрд. долларов.

    В настоящее время в Каспийском море танкеры ежегодно перевозят от 12 до 14 млн. тонн нефти. За год танкеры совершают около 2500 рейсов. А с началом эксплуатации месторождений в российском и казахском секторах моря ожидается резкое увеличение морской перевалки и перевозки НП. Столь интенсивное движение, особенно в условиях суровых зимних штормов и неудовлетворительном техническом состоянии судов (неприспособленных танкеров с одинарной обшивкой корпуса) значительно увеличивает вероятность крупных аварий. Масштабы экологического бедствия, которое может произойти в Каспийском море, можно представить на примере крушения танкеров 11 ноября 2007 года в Керченском проливе. Экологический ущерб, причиненный в результате попадания в акваторию Азовского и Черного более 3,2 тыс. тонн топлива, составил 6,2 млрд. руб.

    Существенную угрозу экологической безопасности Северного Каспия, в качестве трансграничного переноса загрязняющих веществ, представляют затопленные (в связи с подъёмом уровня моря) скважины в восточном — казахском секторе моря, где имеются затопленные месторождения, сотни скважин, на которых ежегодно фиксируются случаи разгерметизации. Кроме того, на крупнейшем казахском морском месторождении «Кашаган» за три года со времени его открытия уже произошло 4 аварийных разлива нефти.

    Нефтяная пленка на поверхности водоема ухудшает газообмен воды с атмосферой, замедляя скорость аэрации (насыщение воды кислородом) и удаления углекислого газа, образующегося при окислении нефти. Только одна тонна нефти способна покрыть до 12 км поверхности моря. Каждая капля нефти покрывает непроницаемой пленкой 20 м2 морской поверхности. Это изменяет все физико-химические процессы: повышается температура поверхностного слоя воды, ухудшается газообмен, живые организмы погибают либо покидают опасные места. Но, и осевшая на дно нефть может сохраняться в течение 10 лет и более, отравляя донные организмы.

    Специфика Каспия, особенно его мелководной северной части, такова, что достаточно одного серьезного разлива нефти, чтобы нанести фатальный удар по осетровому стаду и гнездовьям птиц. По подсчетам экспертов, ежегодный ущерб от утраты рыбных богатств моря для всех прикаспийских государств может достигнуть 15 миллиардов долларов.

    Следует отметить, что российские нефтяные . В их арсенале имеются специальные планы ликвидации аварийных разливов нефти — ЛАРН (локализация нефтяных разливов и сбор нефти с поверхности моря с использованием сорбентов).

    Однако планы ЛАРН – это не панацея, они имеют свои минусы.

    Первый минус: в случаях, продолжительного шторма аварийная служба не сможет выполнить свои задачи. К примеру, ближайшая скважина на месторождении «Ю. Корчагина» (Северный Каспий) находится всего в 50 км от федерального памятника природы – «Остров Малый Жемчужный» и нефтяное пятно за сутки ветрами может быть перенесено к уникальному природному объекту. Тогда экологическая катастрофа, в результате которой могут погибнуть редчайшие птицы и животные неизбежна.

    Второй минус: даже если аварийная команда соберет часть нефти с поверхности моря, какая-то ее часть все-таки уйдет в толщу воды и осядет на дне, отравляя морскую среду.

    Третий минус: нельзя сбрасывать со счетов случаи загрязнения моря во время эксплуатации морских скважин в казахском секторе Каспия. В случае аварии нефтяное пятно в короткий срок сильными восточными ветрами и течением, может быть перенесено из казахского в российский сектор моря. Казахские экологи утверждают, что добыча нефти на морских месторождениях Казахстана может инициировать землетрясения, по причине аномально высокого пластового давления. Здесь же планируется пробурить 240 новых скважин и проложить трубопроводы длиной 1775 км. И все это на 4-х метровых глубинах, где сильная волновая динамика. Зимой в Восточном Каспии средняя толщина льда — 1 м, а ледяные стамухи (скопление льда) образуются до самого дна.

    Четвертый минус: отсутствие российско-казахстанского комплексного мониторинга морских участков всех лицензионных участков в Северном Каспии; отсутствие в арсенале большинства нефтяных компаний систем спутникового наблюдения позволяющего выявлять места, источники аварийных розливов нефти, отслеживать движения нефтяных пятен. Хотя задействование таких систем и повлечет значительные затраты, но, как говориться «болезнь эффективнее предупредить, чем лечить», тем более, что эти системы уже используют многие страны (Китай, Саудовская Аравия, Норвегия).

    Российские ученые (ИОРАН) разработали биотехнологии экологического контроля, сохранения среды и биоты моря в условиях нефте-газодобычи. На базе природоподобных локальных комплексов, которые формируются на специальных искусственных субстратах открывается возможность осуществления широкого спектра мероприятий, направленных на оздоровление моря и восстановления его биоресурсов. Биотехнология позволяет: осуществлять многоуровневый экологический контроль за состоянием среды и природных комплексов моря, усиливать самоочистку водной среды от загрязнений, создавать кормовую базу для ценных видов рыб, воспроизводить биоресурсы, осуществлять охрану и воспроизводство запасов осетровых рыб. Предлагаются пути и методы реализации разработанных биотехнологий в экосистеме моря на основе международного сотрудничества прикаспийских стран.

    Статья подготовлена коллективом Каспийского филиала Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН (КФ ИО РАН) под руководством директора учреждения Владимира Борисовича Ушивцева.

    Основной целью Каспийского филиала Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН является выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области океанологии с использованием научно-исследовательского флота, воздушных судов, подводных и космических аппаратов и других всевозможных технических средств.

    Каспийский филиал разрабатывает и участвует в выполнении экологических программ по сохранению экосистемы Каспийского моря в условиях морской нефтедобычи.

    Поделиться ссылкой:

    • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
    • Ещё
    • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
    • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)

    Похожее

    Нефть и газ Каспия Экология Каспийского моря

    Последствия загрязнения Каспийского моря

    Каспий – общий экологический объект Прикаспийского региона. Страны, которые строят на берегах рек, питающих море, плотины, а также сливают в акваторию сточные воды и мусор, должны понимать – кризис в одной из частей региона обязательно затронет другие. Если Каспийское море не начать спасать прямо сейчас, оно превратится в мелкий, загрязненный нефтью и бытовой химией мелкий водоем, в котором не останется рыбы и других морских обитателей.

    Загрязнение воды, важной составляющей всего живого на Земле – проблема мирового масштаба

    Пять рек в мире, которые претендуют на мировое лидерство по загрязнению воды и берегов

    Влияние экологических катастроф на акваторию Мирового океана планеты

    Отлов рыб

    Каспий известен ценными сортами рыб. Именно здесь осуществляется свыше 80% мировой добычи осетровых. На сегодняшний день в Каспийском море насчитывается около 130 рыбных пород. Особенно ценятся север водоема и устье Волги — в этих местах отмечается максимальная концентрация осетровых, севрюги и белуги. Также в этой части водного пространства обитает много тюленей. По этой причине еще во времена Советского Союза этот регион считался заповедной зоной.

    Чрезмерный вылов рыб осетровых пород — одна из главных экологических проблем Каспийского моря. Эта рыба считается ценной из-за икры (некоторые называют ее «черными золотом»). Каспий поставляет более 90% ее мирового объема.

    Распад СССР повлек отмену монополии на вылов осетров в Азербайджане и Туркменистане. В итоге отлов этих рыб стал носить массовый характер. Сегодня осетры находятся на грани полного исчезновения. Браконьеры уничтожили свыше 90% запасов осетровых пород.

    Существуют мероприятия по искусственному сохранению оставшейся рыбы, но восполнить потери может только естественная среда.

    Каспийское море — уникальный водоем. Пристальное внимание к нему, решение экологических проблем., поможет сохранить акваторию и ее экосистемы.

    Пути решения

    Меры по спасению региона должны быть выработаны всеми странами, находящимися на берегах Каспия, и должны включать:

    • разработку систем экстренной ликвидации аварийных выбросов нефти;
    • очистку и грамотное хранение отходов перерабатывающих предприятий;
    • прекращение браконьерства;
    • создание природоохранных территорий;
    • создание осетровых и иных рыборазводных предприятий;
    • выделение средств из бюджета на изучение экологических проблем региона.

    Многие страны уже принимают активные меры, направленные на изменение ситуации, например, Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана выделило деньги на организацию «Центра немедленного реагирования на несанкционированные выбросы нефтеотходов и другие загрязнения». Тщательно контролируется и пресекается также вопрос слива с судов канализации и загрязненных рыбопереработкой вод.

    Источник

  • Оцените статью