Каспийское море разделение по странам

Как разделили Каспийское море

В минувшее воскресенье был разрублен один из самых запутанных узлов в международном праве: России, Азербайджану, Ирану, Казахстану и Туркменистану удалось наконец договориться о том, как поделить Каспийское море, чтобы никому не было обидно.

Море или озеро?

Не прогуливавшим в свое время школьные уроки географии должны быть известны по крайней мере два важных факта о Каспийском море. Первый — это то, что в Каспий впадает Волга. И второй: ученые до сих пор не разобрались, море это или все же большое — самое большое на Земле — озеро.

Последняя проблема, как оказалось, не только научная, но и геополитическая. И она вроде бы наконец начала разрешаться.

После распада СССР на Каспии вместо двух государств в одночасье образовалось пять. И каждая прикаспийская страна, естественно, стала претендовать на свой кусок пирога, то бишь дна и акватории спорного водоема. Богатого как биоресурсами, так и залежами углеводородов.

Договориться не удавалось более двадцати лет. За это время Иран уже успел рассориться из-за газовых месторождений с Азербайджаном, в результате чего едва не вспыхнул вооруженный конфликт, Азербайджан параллельно спорил с Туркменистаном — опять-таки из-за ряда месторождений.

Россию при этом волновали планы Туркмении и Азербайджана проложить по морскому дну Транскаспийский газопровод в сторону Европы, который стал бы конкурентом российским «трубам». Наконец, появились слухи, якобы Казахстан рассматривает возможность предоставления своих портов США и странам НАТО для транзита грузов в Афганистан: вот только НАТО на южных рубежах нем не хватало!

Читайте также:  Черное море без ротавируса

И договориться, в общем-то, мешала старая географическая дилемма: Каспий — это море или все-таки озеро?

Вопрос не праздный вот почему. Дело в том, что определение границ на морях и озерах принципиально различается.

Озера делятся между прибрежными государствами поровну. То есть при таком подходе каждая из пяти стран претендовала бы на 20 % Каспия, а линии разграничения, по сути, являлись бы госграницами государств. Есть в этом что-то от нарезки пиццы или пирога.

Если же Каспийское море — это все же море, то и делиться оно должно согласно Морской конвенции (Конвенции ООН по морскому праву 1982 года). Согласно ей морское пространство разделяется на внутренние воды, территориальное море, прилежащие зоны и прочие части со сложной системой функционирования каждой из зон.

На «озерном» статусе Каспия настаивал Иран, власти которого заявляли, что по Морской конвенции им от водоема оставалось всего ничего. Впрочем, остальные стороны и Морскую конвенцию применять на Каспии не очень стремились, а в итоге пришли-таки к компромиссу. Все гениальное просто: Каспий — не море и не озеро, и к нему можно применить особые правовые условия.

Компромисс

Согласно Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, подписанной 12 августа в казахском Актау лидерами России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана, каждому государству достается 15 морских миль территориальных вод (именно здесь пролегает госграница) и плюсом к ним — еще 10 миль рыболовных зон с исключительным правом на промысел.

Остальное водное пространство остается общим, но, в отличие от положений конвенции ООН, на Каспии запрещается присутствие вооруженных сил третьих стран. Все вопросы безопасности на море должны решаться исключительно силами пяти государств-подписантов.

Впрочем, несмотря на восторги политологов, увидевших в подписании конвенции чуть ли не революционный прорыв, многие увидели в документе и узкие места.

В частности, если акваторию удалось поделить довольно четко, то вопрос о размежевании дна Каспийского моря, как следует из текста конвенции, размещенного на сайте Кремля, осуществляется «по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права».

Иными словами, все, кто хочет разрабатывать недра Каспия на предмет добычи углеводородов (а хотят все), должны делить дно отдельно, садясь за стол переговоров друг с другом.

Впрочем, для России этот момент как раз менее принципиален, чем для тех же Азербайджана, Ирана и Туркменистана. А вот что для России действительно важно, так это договоренность о безопасности, благодаря которой в регионе не удастся закрепиться военным силам США и НАТО. Здесь интересы Москвы совпали с интересами Тегерана.

Выгоды и вызовы

Даже иностранные СМИ признают, что выигрыш России от подписания конвенции больше имиджевый и политический, нежели экономический.

Но в сложившейся в мире обстановке он более важен.

Москва еще раз подтвердила свою важную дипломатическую роль в регионе, продемонстрировав способность сажать за стол переговоров и приводить к договоренности кого угодно, умение выводить ситуацию из тупика. И это вопреки той кровожадной маске, которую пытаются нацепить на нашу страну западные партнеры.

Что не менее важно: нынешняя победа дипломатии не должна затмить собой еще одну важную проблему — экологическую. Прекрасно, если на Каспии появятся четкие границы, но они никак не отменяют необходимость совместной работы по сохранению биоресурсов, защите окружающей среды.

Например, экологи задаются вопросом: как проводить границы по Каспию в случае, если будет снижаться уровень воды?

И здесь от государств Каспийского бассейна понадобится уже не просто политическая воля — потребуются конкретные меры по сохранению того единого целого, которое в свое время так успешно удалось разделить.

Источник

«Конституция Каспия»: как разделили Каспийское море

12 августа президенты пяти прибрежных стран на Пятом Каспийском саммите в Актау подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Данное событие стало историческим итогом переговоров, продолжавшихся с 1996 г. Подписанный документ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и вовсе сравнил с «конституцией». Вместе с тем, принятие Конвенции не означает снятия всех вопросов относительно взаимодействия в регионе. Анализ основных итогов Пятого Каспийского саммита, содержания принятой Конвенции, и перспектив решения оставшихся вопросов странами региона – в материале «Евразия.Эксперт».

Планы и прогнозы

Об определенности с подписанием каспийской Конвенции в Актау стало ясно уже в конце июня этого года, когда в российских СМИ появилась вполне определенная информация о завершении процесса согласования ее текста. Тогда же стали ясны и основные параметры документа, который, вопреки ожиданиям, отнюдь не разрешал всех спорных вопросов по разделу этого богатого нефтегазовыми ресурсами водоема. 23 июня «Коммерсант» со ссылкой на портал правовой информации сообщил, что правительство РФ одобрило текст конвенции и предлагает президенту его подписать. На этом же портале ненадолго появился сам текст конвенции, с которым удалось ознакомиться изданию.

По предварительным данным акваторию Каспия планировалось разделить на территориальные воды, внешний периметр которых будет являться госграницей, рыболовные зоны и общее водное пространство. Разграничение дна и недр проект конвенции объявлял предметом двухсторонних договоренностей. Как пояснил 9 августа статс-секретарь, заместитель главы российского МИДа Григорий Карасин, у Каспия, который в силу своих физических и географических особенностей не может считаться ни морем, ни озером, будет особый правовой статус: дно будет делиться на национальные сектора, а статус водной толщи будет другим.

Специфика раздела

Подписанная 12 августа Конвенция о правовом статусе Каспийского моря действительно делит его на три основные части: территориальные воды, простирающиеся от берега на 15 морских миль, прилегающую к ним рыболовную зону шириной 10 миль и общее водное пространство. Территориальные воды считаются морской границей государства, а в рыболовной зоне оно располагает исключительными правами на рыбный промысел. «Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам, – сообщает пресс-служба российского президента, – При реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор».

Подтвердилась и информация о том, что разграничение южной части моря, где расположено большинство спорных месторождений, вынесено за рамки конвенции.

«Разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права…», – гласит пункт 1 восьмой статьи Конвенции. По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, принятие конвенции о правовом статусе Каспийского моря поможет завершить процесс разделения его дна и поверхности между прикаспийскими государствами. «Как фундаментальный нормативный документ Конвенция определяет общий правовой режим Каспийского моря, – заявил он, – Определение правового статуса Каспийского моря будет способствовать завершению разделения между сторонами его дна и поверхности в соответствии с принципами и нормами международного права».

Таким образом, для постройки Транскапийского газопровода Баку и Ашхабаду предстоит вначале договориться не только друг с другом, но и с Тегераном, у которого есть свой взгляд на раздел Южного Каспия.

Разграничить его три государства не могут уже четверть века, и перспектива строительства газопровода в этих условиях выглядит довольно туманной. Кроме того, существуют сомнения и относительно экономической целесообразности проекта. Строительство Трансаналолийского газопровода, продолжением которого должен стать Транскаспийский, обошлось в $45 млрд, что ставит под вопрос окупаемость проекта. По расчетам экономистов, газопровод через Каспий окупится при объеме поставок не менее 30 млрд. куб. м. в год, для которых в Южной Европе сейчас нет рынка сбыта.

Море для пятерых

Успехом России стало включение в конвенцию пункта о запрете размещения на Каспии военных сил некаспийских стран, что позволит предотвратить появление здесь военных баз США и НАТО. Показательно, что президент России Владимир Путин в ходе своего выступления на саммите отметил этот пункт конвенции одним из первых. «Важно, что Конвенция четко регламентирует вопросы необходимых разграничений, режимов судоходства и рыболовства, фиксирует принципы военно-политического взаимодействия стран-участников, гарантирует использование Каспия исключительно в мирных целях и неприсутствия на море вооруженных сил внерегиональных держав», – подчеркнул он.

Опасения по поводу появления на Каспии американских военных отнюдь не выглядят беспочвенными. Руководствуясь геополитическими концепциями Збигнева Бжезинского, США в 1990-е и «нулевые» годы предпринимали активные попытки закрепиться в Азербайджане. Ввиду тесного сотрудничества США с Грузией и начала в 2001 г. операции в Афганистане Азербайджан мог бы стать удобной морской и авиационной перевалочной базой для снабжения афганского контингента. Наличие на Каспии военно-морских сил открывало американцам доступ к южным регионам России и северным провинциям Ирана.

Показательно также, что в условиях конфликта с Москвой и Исламабадом организовать снабжение своей афганской группировки США смогли только через Азербайджан, Каспий и территорию Центральной Азии.

Сохранение в общем пользовании акватории моря дает России важные преимущества и в сфере использования своих Военно-морских сил. Особенности географии Каспия позволяют держать под прицелом «калибров» большую часть Ближнего Востока, включая район Персидского залива. Российские суда при этом остаются неуязвимыми для флотов третьих государств, включая США и Великобританию. Возможности использования вооруженных «калибрами» судов в полной мере продемонстрировало их использование в сирийском конфликте. Новый правовой статус Каспия «цементирует» это положение, открывая возможности для дальнейшего наращивания ударных возможностей Каспийской флотилии.

«Урожайный саммит»

Вообще Пятый прикаспийский саммит, в отличие от предыдущих мероприятий, оказался на редкость «урожайным». Помимо самой конвенции по его итогам была подписана целая серия документов, включая соглашение о предотвращении инцидентов в Каспийском море, протоколы о сотрудничестве пограничных ведомств, борьбе с терроризмом и организованной преступностью, соглашения торгово-экономическом сотрудничестве и сотрудничестве в области транспорта. Кроме того, в течение полугода планируется создать механизм регулярных консультаций на уровне заместителей глав МИДов или полномочных представителей, который должен стать продолжением прикаспийских саммитов и способствовать более глубокому сотрудничеству прибрежных стран в политической, экономической и военной сферах.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук

Источник

Как делить Каспийское море

По итогам четвертого саммита прикаспийских государств, который завершился 29 сентября в Астрахани, лидеры России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана согласовали политическое заявление, где впервые зафиксировали будущие договоренности по статусу Каспия. Как ожидается, это позволит в 2015 году принять декларацию, которая поставит точку в спорах о том, как делить Каспийское море и как пользоваться его ресурсами, сообщает РИА Новости.

Президент России Владимир Путин заверил, что достигнутые договоренности отвечают долгосрочным интересам всех сторон. По его словам, по итогам переговоров удалось выйти на четкие формулировки о разграничении водных пространств, дна и недр, а также о режиме судоходства и рыболовства.

Путин отметил, что большая часть акватории Каспия останется в общем пользовании сторон. «Благодаря всему этому теперь исключаются недоразумения или какая-то напряженность в межгосударственных отношениях, которые раньше могли появляться из-за разного толкования режима каспийских вод», — добавил российский президент.

Тем не менее, как отмечает «Газета.ru», четких предложений по тому, как разделить Каспий – его дно, воду и воздушное пространство над морем, – на саммите не прозвучало.

Ильхам Алиев, президент Азербайджана, намекнул, что его страна придерживается трехстороннего соглашения (Азербайджан — Россия — Казахстан) о разграничении дна моря и придании прикаспийским государствам 25-мильной зоны. По мнению Алиева, такой подход могли бы взять за основу и другие государства.

Глава Ирана Хасан Роухани, в свою очередь, отметил, что Каспий должен стать «символом мира и добрососедства», который нужно сохранить для потомков.

Наиболее сложная проблема – раздел шельфа. От того, какую часть шельфа получит та или иная страна, зависит ее доля запасов углеводородов. Позиции России, Казахстана и Азербайджана более или менее совпадают и не вызывают разногласий. Каждая из этих стран, теоретически, может получить более 20% площади дна Каспия, отмечает ВВС.

Однако Иран выступает за равные права прикаспийских государств на его акваторию и недра. Сейчас иранская доля самая незначительная. По разным оценкам она колеблется в пределах 14-17%.

Как ожидается, Конвенция о правовом режиме Каспия будет принята на следующем саммите, который состоится в 2015 году в Казахстане.

«Передача эстафеты каспийских саммитов Казахстану имеет определенную смысловую нагрузку. Особенно если на следующем саммите будет наконец-то принято соглашение о международно-правовом статусе Каспия. Из всех пяти государств Казахстан занимает внутри «пятерки» наиболее нейтральную позицию, не имея практически никаких конфликтов ни с кем из каспийских стран», – пояснил «Независимой газете» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.

Накануне президент Ирана единственный из пяти лидеров четко сформулировал мысль о том, что Каспий не должен быть местом для гонки вооружений, и предложил узаконить запрет на военное присутствие здесь других государств.

В итоге президенты договорились, что военная деятельность в регионе должна осуществляться на принципах «разумной достаточности» и обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств. Также они подтвердили согласованный ранее принцип «неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам».

«Я полностью присоединяюсь к своим коллегам, которые считают этот саммит прорывным. Это так и есть, поскольку мы договорились о принципах взаимодействия, о принципах решения основных вопросов взаимодействия на Каспии и закрепили их в соответствующем заявлении. Это действительно прорыв, над этим много и долго работали наши эксперты, большое им спасибо», — заявил по итогам встречи российский президент.

Кроме того, страны «каспийской пятерки» согласовали создание транспортного хаба, цель которого – соединить основные каспийские порты и расширить выход с берегов Каспия через сеть автомобильных и железных дорог в Китай и в Европу.

Ранее министры транспорта стран «пятерки» согласовали строительство в 2015–2018 годах железной дороги, которая пройдет по побережью Каспия и соединит порты каспийского бассейна. По оценкам экспертов, это позволит увеличить товарооборот между странами региона в восемь-девять раз.

Путин согласился, что проект создания железнодорожного кольца вокруг Каспия является перспективным для России. По его данным, объем российской торговли с Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном в 2013 году составил 33 млрд долларов, однако этот показатель не соответствует потенциалу.

По итогам саммита также был подписан ряд других важных для региона документов, в частности, соглашение о пятистороннем сотрудничестве при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым будут согласованы зоны ответственности национальных спасательных служб.

Кроме того, в ходе саммита было подписано соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии, реализация которого позволит создать региональную систему обмена информацией о состоянии Каспийского моря для обеспечения безопасности судоходства и нефтедобычи.

Также заключено соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря, которое предполагает создание международно-правовой базы для регулирования промысла в данном регионе.

Завершив переговоры в Астраханском кремле, президенты пяти прикаспийских государств прогулялись по набережной Волги и выпустили в реку молодых белуг. Лидеры России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении вместе нажали символическую голубую кнопку у бассейна с осетровыми, и рыба через воронку на дне ушла в Волгу.

Пока мальки выплывали в Волгу, лидерам стран рассказали, что у каждой из этих рыб есть генетический паспорт, который позволит отследить их жизнь в водоеме.

В России с 2005 года запрещено ловить каспийского осетра и белугу. Как отметил Владимир Путин, этот мораторий будет в силе до тех пор, пока не восстановится популяция рыбы. В Каспийском море сосредоточены 90% всех мировых запасов осетровых, и за последние полвека их численность снизилась более, чем в 17 раз.

Переговоры о правовом статусе Каспийского моря продолжаются уже на протяжении 18 лет. Данный вопрос стал актуальным после распада СССР, когда появление новых государств — Азербайджана, Казахстана и Туркменистана — поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. До этого и по настоящее время статус Каспия регулировался договором 1921 года между Россией и Персией и договором о торговле и мореплавании 1940 года между Советским Союзом и Ираном.

Переговоры осложняются еще и вопросом о том, чем считать Каспий – морем или озером. Нормы международного права будут применимы, если водоем будет признан морем. Данное решение могут принять сами прикаспийские страны.

Источник

Оцените статью