Каспийское море урок географии

Открытый урок географии Тема: «Каспийское море»
план-конспект урока по географии (9 класс)

«Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. « Море зовет» — это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности человека, но так же на культуру, религию, на эпос и традиции, на архитектуру, одежду, хозяйство, транспорт.

Различные сферы деятельности людей связанны с морем: рыболовство, навигация, добыча полезных ископаемых, продуктов питания. Человек издревле селился по берегам морей .Древнейшие цивилизации возникали именно на морских побережьях.

Скачать:

Вложение Размер
kaspiyskoe_more.rar 1.78 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учащимися полученных страноведческих знаний с использование в устной речи структур в косвенной речи.

Урок «Мировой океан».

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему «Вода. Вода. » Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться.

Конспект урока географии » Географическое положение Евразии. История открытия».

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме «Открытия русских пуьешественников», разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО.

УМКУчебник «Географии России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем.

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли.

Источник

Каспийское море
материал по географии (8 класс) на тему

Дополнительный материал по теме «Моря, омывающие берега России» урок географии 8 класс

Скачать:

Вложение Размер
kaspiyskoe_more.doc 408 КБ

Предварительный просмотр:

Каспийское море, карта

Каспийское море — самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 % близ устья Волги до от 11—13 % на юго-востоке.

Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время — примерно 28 м ниже уровня Мирового океана.

Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км.кв, максимальная глубина — 1025 м.

Протяжённость береговой линии Каспийского моря оценивается примерно в 6500 — 6700 километров, с островами — до 7000 километров. Берега Каспийского моря на большей части его территории — низменные и гладкие. В северной части береговая линия изрезана водными протоками и островами дельты Волги и Урала, берега низкие и заболоченные, а водная поверхность во многих местах покрыта зарослями. На восточном побережье преобладают известняковые берега, примыкающие к полупустыням и пустыням. Наиболее извилистые берега — на западном побережье в районе Апшеронского полуострова и на восточном побережье в районе Казахского залива и Кара-Богаз-Гола.

В Каспийское море впадает 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме дельты. Крупные реки, впадающие в Каспийское море — Волга, Терек (Россия), Урал, Эмба (Казахстан), Кура (Азербайджан), Самур (граница России с Азербайджаном), Атрек (Туркменистан) и другие.

Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств:

России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) — на западе и северо-западе, длина береговой линии 695 километров

Казахстана — на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километров

Туркмении — на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километров

Ирана — на юге, длина береговой линии — 724 километра

Азербайджана — на юго-западе, длина береговой линии 955 километров

подвержена значительным широтным изменениям, наиболее отчетливо выраженным в зимний период, когда температура изменяется от 0 — 0,5 °C у кромки льда на севере моря до 10 — 11 °C на юге, то есть разность температуры воды составляет около 10 °C. Для мелководных районов с глубинами менее 25 м годовая амплитуда может достигать 25 — 26 °C. В среднем температура воды у западного побережья на 1 — 2 °C выше, чем у восточного, а в открытом море температура воды выше, чем у побережий на 2 — 4 °C.

Климат Каспийского моря — континентальный в северной части, умеренный в средней части и субтропический в южной части. В зимний период среднемесячная температура Каспия изменяется от ?8 ?10 в северной части до +8 — +10 в южной части, в летний период — от +24 — +25 в северной части до +26 — +27 в южной части. Максимальная температура зафиксирована на восточном побережье — 44 градуса.

Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным. В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нём же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море — среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее — Каспийский тюлень.

Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами. Из растений в Каспийском море преобладают водоросли — синезелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых — зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.

Добыча нефти и газа

В Каспийском море разрабатывается множество месторождений нефти и газа. Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18 — 20 миллиардов тонн.

Нефтедобыча в Каспийском море началась в 1820 году, когда на Апшеронском шельфе была пробурена первая нефтяная скважина. Во второй половине XIX века началась добыча нефти в промышленных объёмах на Апшеронском полуострове, затем — и на других территориях.

Помимо добычи нефти и газа, на побережье Каспийского моря и каспийском шельфе ведется также добыча соли, известняка, камня, песка, глины.

Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок показывает роль градообразующего предприятия в жизни поселка и его жителей.

Каспийское море – это внутренний замкнутый водоем. Как и многие другие водные объекты, он подвержен значительной антропогенной нагрузке, на его экологическое состояние влияют многие фактор.

Каспийское море – это внутренний замкнутый водоем. Как и многие другие водные объекты, он подвержен значительной антропогенной нагрузке, на его экологическое состояние влияют многие факторы, как приро.

Урок в форме конференции на котором можно познакомить обучающихся с Каспийским морем, с его историей, природой, достопримечательностями, флорой и фауной, значимостью и экологическими проблемами.

Цель: Познакомить детей с подводным миром Каспийского моря.Задачи:• обобщить, уточнить и расширить знания о морских богатствах и многообразии рыб Каспийского моря;• формировать осознанн.

Знакомство обучающихся с Каспийским морем, с его историей,природой,достопримечательностями, значимостью и экологическими проблемами.

laquo;Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. « Море зовет» — это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности че.

Источник

Урок «Каспийское море»

Урок посвящен уникальности природы Каспия. Также на уроке затронуты проблемы экологии озера.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Каспийское море»»

Тема урока: Каспийское море.

1. Образовательные: сформировать представление о тектонической структуре, растительном и животном мире Каспийского моря, раскрыть уникальность природы озера, сделать вывод об экологических проблемах озера.

2. Развивающие: развитие устной речи, умения работать с картами, способности применять на практике имеющиеся знания.

3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование: физическая карта России, карта Каспийского моря, презентация «Каспийское море», компьютер, мультимедийный проектор, видеофильм «Экология Каспийского моря», аудиозапись «Шум прибоя».

Подбор сообщений, видеофильма, составление презентации.

Подготовка классного помещения, доски, учеников к уроку.

Технологии урока: урок с использованием ИКТ и проблемного обучения.

I. Организационный момент. Организация класса.

II. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня у нас будет очень интересный урок. Отгадайте, о чем сегодня на уроке пойдет речь (включаю аудиозапись «Шум прибоя»).

-Некоторые люди называют его «бессточным озером», другие — «древним океаном». Его берега то ближе, то дальше от центра моря, из-за того, что уровень воды в нем всегда колеблется. (Каспийское море).

Покажите это море на карте. Как сформулируем тему урока? Запишите ее в тетради.

Какая цель урока?

Урок хочу начать стихами дагестанского поэта Расула Гамзатова.

Скажи, родимый Каспий, на каком

Из сорока наречий Дагестана

Ты говоришь? Язык звучит твой странно.

Он непонятен мне, хоть и знаком.

Он мне напоминает гул, который

Я на базарах слышал до сих пор.

Когда звучат все языки, все сорок,

Единым языком народов гор.

Я прихожу твои услышать речи,

Постичь твои повадки человечьи.

Ты покачаешь вдруг едва-едва,

То зашуршишь, как на лугу трава,

То вдруг, как птичья стая, защебечешь.

То стонешь, как на кладбище отец,

Прощаясь с сыном, со своей надеждой,

То утихаешь, как больной мудрец,

Осмеянный удачливым невеждой.

Это море загадок и вопросов. Сегодня на уроке постараемся выяснить особенности этого моря.

III. Сообщение ученика «Каспий».

Еще 34 столетия назад поэт древней Греции Гомер упоминал о далеком восточном бассейне, из-за которого поднималось древнее светило. Гомер пел о Каспии, окрестив его поэтическим именем «Пруд Солнца». Это первое имя Каспия. С течением веков море сменило до сорока названий. Китайцы называли его Западным, арабы- Хазарским, русские- Хвалынским, европейцы- Гирканским, турки- Ширванским, грузины- Дербентским, азербайджанцы и поныне называют Хазар-денези, т.е. Хазарское море. Но всюду оно известно как Каспийское.

Откуда произошло это последнее название? Давным-давно на западном побережье моря, в древнем Кавказском государстве Албания жило кочевое племя каспиев. Оно вымерло еще до нашей эры, оставив единственную память о себе-название моря».

1. Каспийское море-самое большое озеро на Земле. Смотрите-парадокс: почему-то на картах написано Каспийское море, а мы говорим озеро. Может, какая-то ошибка, кто знает? (оно не может считаться морем, так как не имеет связи с Мировым океаном. Это замкнутый внутренний водоем).

2. Это бессточное озеро. Объясните,почему? (Из него не вытекают реки). Да, в Каспийское море впадает 130 рек, но ни одна река оттуда не вытекает.

3. По карте определите,какие крупные реки в него впадают.(Волга,Урал,Эмба,Кура). А какие реки Дагестана туда впадают?( Терек, Самур, Сулак,Аликазган,Уллучай).

4. А кто проживает на берегах Каспийского моря в настоящее время? (казахи, туркмены, азербайджанцы, иранцы, народы Дагестана, калмыки, татары, русские.)

5. Кто наши соседи по Каспию? Покажите на карте страны, берега которых омывает море. Чтобы не забыть информацию, мы ее запишем в тетради.( 5 государств: Россия, Казахстан, Туркмения, Иран, Азербайджан.)

V. Учитель. Каспийское море отделилось от Черного моря в результате поднятия земной коры в конце неогена. Этот период можно считать временем образования озера. Каспий не всегда был таким, каким мы его знаем. В мезозойскую эру и в начале третичного периода кайнозойской эры он являлся частью океана Тетис. Он занимал участок нынешных морей: Средиземного, Черного, Азовского, Аральского, Каспийского. Его ложе сложено земной корой океанического типа.

Работа с физической и тектонической картами Каспийского моря.

Учитель. По шкале глубин определите, какая часть озера самая глубокая?(южная часть). Определите самую большую глубину (1025 метров). А какую глубину имеет средний Каспий? (от 200м. до 800 м.). Какие глубины характерны для северного Каспия? (это самая мелководная часть, средняя глубина здесь составляет 5-8 метров, а максимальная около 30 метров).

-Уровень Каспия в геологическом прошлом подвергался значительным изменениям. В 1830-1929 годах его уровень держался на отметках -25,5 и 26,6 метров. С 30-х годов прошлого столетия началось резкое понижение уровня воды (-29 метров). В 1978 году уровень моря стал повышаться и к 1995 году поднялся на 2,5 м. Море вновь затопило прибрежную полосу: жилые и хозяйственные постройки, дороги, пляжи. В настоящее время уровень Каспийского моря стабилизировался. Географы до сих пор не пришли к однозначному ответу, почему уровень моря все время колеблется.

VI. Работа с климатическими картами Каспийского моря.

-Каспийское море находится в зоне умеренного и субтропического климатических поясов. По карте определите среднемесячную зимнюю температуру воды поверхностного слоя ( от -2*С на севере, до +10*С на юге, в средней части до +6*С).

А какова средняя температура воды летом? (на севере от +23*С до +25*С, в средней части +24*С ,а на юге от +25*С до +28*С).

VI. В древней легенде говорится, что в море утонули 3 «солонки». Как вы думаете, есть ли правда в этой легенде? ( Да. Первая «солонка»-это северная часть. Здесь соленость воды 0,3 промилле. Вторая «солонка»-в южной части (15 промилле). И, наконец, третья «солонка» — в заливе Кара-Богаз- Гол (350 промилле).

Ответьте на вопрос: почему северная часть пресноводная?

VII. Сообщение ученика » Органический мир Каспийского моря».

Животный мир представлен 1809 видами. В море зарегистрирован 101 вид рыб, в нем же сосредоточены большая часть мировых запасов осетровых. Каспийское море-среда обитания таких рыб, как вобла, сазан, судак,карп, кефаль, лещ, килька, кутум, окунь, лосось т.д. Также обитает морское млекопитающее- каспийский тюлень.

Растительный мир Каспия и его побережья представлен 720 видами. Из растительности преобладают водоросли: сине-зеленые, красные, бурые, диатомовые.

Главным загрязнителем моря, безусловно, является нефть. Нефтяные загрязнения подавляют развитие фитобентоса и фитопланктона Каспия, представленных сине-зелеными и диатомовыми водорослями, снижают выработку кислорода. Увеличение загрязнения отрицательно сказывается и на тепло-, газо-, влагообмене между водной поверхностью и атмосферой. Из-за распространения на значительных площадях нефтяной пленки скорость испарения снижается в несколько раз. Загрязнение Каспийского моря ведёт к гибели огромного числа редких рыб и других живых организмов. Наиболее наглядно влияние нефтяного загрязнения видно на водоплавающих птицах. Неуклонно сокращаются запасы осетровых.Одной из причин сокращения улова осетровых в Каспийском море является и браконьерство.Подтверждается достоверность неофициальных данных,что на долю браконьерства приходится около 80% улова осетровых. В СМИ широко распространены слухи об «икорной мафии», контролирующей не только рыболовство, но и правоохранительные органы в прикаспийском регионе.

IX. Итак, сделайте вывод. Каспий-это озеро или море? Приведите доказательство того,что Каспий-самое большое в мире озеро. Также приведите доказательство того, что Каспий-это море( озеро-нет связи с океаном,колеблется уровень воды. Мре, так как есть течения имеет большую площадь).

X. Просмотр фильма «Каспийское море».

XII.Д/З. С помощью дополнительных источников информации подготовьте краткое сообщение об одном из аспектов хозяйственного использования дагестанского побережья Каспия.

Источник

Читайте также:  Страны омывающиеся северным морем
Оцените статью