Каспийское море заброшенные корабли

«Каспийский форт Боярд»: чем на самом деле является странная заброшенная постройка

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В 1931 году на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве нового завода №182 в 18 км от Махачкалы. Предприятие будет заложено уже в 1932 году и получит в последствии название Дагдизель. На сегодняшний день этот завод остается старейшим и одним из крупнейших на территории Дагестана. Во времена Советского Союза предприятие было ведущим заводом по производству дизельных агрегатов и торпед (а также необходимого оборудования).

В 1934 году началось строительство еще одного цеха. Он получил обозначение «№8» и в последствии стал одним из наиболее засекреченных мест советской довоенной «оборонки». Строительные работы были завершены уже к 1938 году и на предприятии сразу же закипела работа по разработке, созданию и тестам торпедного вооружения для кораблей и подводных лодок. Именно здесь советскими инженерами были созданы самые грозные противолодочные и противокорабельные боеприпасы.

Отличительной особенностью цеха №8 было то, что возвели его прямо посреди Каспийского моря в 2.7 километрах от побережья. Для того, чтобы построить завод, пришлось сначала создать котлован, а затем установить каменное основание, на которое и был поставлен секретный цех. Посреди моря отделение завода строили не только для обеспечения секретности, но и для простоты проведения испытаний.
Высота цеха над фундаментом (вместе с вышкой) составляет 42 метра. Суммарная рабочая площадь – 5 тысяч кв.м. Помимо непосредственно цеха в отделении завода Дагдизель было построено общежитие, библиотека, кинотеатр, зона отдыха, столовая, лифт, испытательская лаборатория.

Читайте также:  Судно белое море росморпорт

Интересный факт : испытывали в лаборатории цеха №8 Дагдизель не только торпеды.

Здесь тестировали многие другие виды вооружения, выпущенные по всей стране.
Секретный завод работал всю войну. Только в 1941 году здесь было выпущено более 3200 парогазовых торпед. О предприятии знала немецкая разведка. Хотя линия фронта до Каспия не дошла, люфтваффе регулярно бомбило этот регион. Досталось от авианалетов и 8-му цеху. Несмотря на это, завод продолжал работать.

Все изменилось в 1950-е годы. Парогазовые торпеды, как вид эффективного вооружения стремительно устаревали. Заводской цех и лаборатория стали постепенно терять свою актуальность. В 1966 году подразделение окончательно закрыли за ненадобностью, а испытательную лабораторию перенесли на Черное море. Все документы были забраны КГБ в архив или уничтожены. Спустя 10 лет в закрывшемся цеху произошел пожар. После этого было принято решение использовать остатки 8-го цеха для проведения учебных стрельб.

Сегодня «восьмерка» стоит заброшенной постепенно разрушаясь под действием времени и стихии. Данное место стало настоящей Меккой для многих любителей заброшенных советских заводов и прочих экстремалов.

Видео

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Удивительный город посреди Каспийского моря — на острове из затонувших кораблей

В Каспийском море, в 42 километрах от Апшеронского полуострова, есть место под названием ​​Нефтяные Камни. Это место является легендарным, хотя и не так известно сегодня.

​​Нефтяные Камни – посёлок городского типа, крайняя восточная сухопутная точка Азербайджана. Посёлок необычный — он стоит среди воды на металлических эстакадах. И это — старейшая морская нефтяная платформа в мире, в этом качестве она даже внесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Рядом с эстакадами находится каменная гряда под названием Черные Камни. В конце 40-х годов прошлого века, вскоре после окончания Второй мировой войны, здесь началась по-настоящему «большая работа», поскольку было принято решение начать добычу нефти на морском месторождении с тем же названием — Нефтяные Камни. Нефтеносный слой на дне моря в этом районе же был и вовсе открыт в 1946 году.

Считается, что именно этот проект стал стартовым для освоения морских залежей нефти. В первую очередь с точки зрения разработки и использования новых технологий — как строительства, так собственно и нефтедобычи. Скажем, позже именно здесь впервые стали применять «кустовой» способ бурения — несколько скважин под углом с одной буровой платформы.

Долгое время Нефтяные Камни являлись крупнейшим в мире известным морским нефтяным месторождением — как в плане объёма залежей, так и в плане добычи, пик которой пришелся на 1967 год. К этому моменту в море вырос настоящий город — в многоэтажных домах поселились люди, они также, как жители обычных населенных пунктов, ходили в поликлинику, баню, столовую и магазины, здесь были построены пекарня и лимонадный цех.

В 80-х годах — а строительство началось в 1956 году — тут уже была своя «высотка» в 9 этажей, разбит свой реальный парк с деревьями и создана футбольная площадка. И даже был открыт Бакинский нефтяной техникум. Это не считая необходимых для работы и жизни электростанций, очистных сооружений, очистительной установки для воды и т.п. Всё это, повторимся, посреди моря, вдали от берега.

Протяженность улиц и переулков этого города в открытом море составляет около 350 километров! Понятно, что это не единая плоскость — передвижение осуществляется по эстакадам, которые соединяют буровые вышки. Но первая эстакада связала не просто вышки, а два острова — но это особая история!

Так вот, в 40-х начинали с обычных деревянных свай, которые вбивали в дно моря. Ведь месторождение начали разрабатывать именно с Черных Камней, которые местами входили на поверхность, местами — находились под водой, но всё же глубина здесь была не безмерно большой. Однако в любом случае это не давало возможности вести работу быстро. И было придумано необычное решение — сделать остров из потопленных кораблей.

Первые нефтяники здесь в итоге жили в каютах полузатопленного корабля — топить его надо было и для устойчивости, и для того, чтоб не унесло в море. Использовались, конечно, старые корабли, но тем не менее — затопив таким образом несколько кораблей, получилось сделать искусственный остров, потом второй — а потом соединить их с помощью эстакады.

В дальнейшем эстакады буквально разрослись — на фото видно, что сейчас это такой «морской лабиринт». Отдельным вопросом было пассажирское сообщение с Нефтяными Камнями. Добраться долгое время можно было только по воде, но путь сделали максимально коротким — от Апшеронского полуострова проложили дамбу к острову Артем (теперь он называется Пираллахи), по ней на поезде можно было доехать до порта, из которого уже можно было доплыть до места назначения.

Затем появилась возможность долететь до Нефтяных Камней на вертолете. В 1960 году здесь побывал Хрущёв, который на тот момент был главой страны. После «жалоб трудящихся» на проблемы с тем, чтоб добраться сюда, он и приказал создать здесь вертолётное сообщение — тоже, кстати, достаточно прорывное решение для своего времени.

Нефть, которой здесь оказалось много, сначала возили танкерами. Затем, с выходом на большие объёмы добычи, здесь построили 78-километровый трубопровод, который вёл к Апшеронскому полуострову. Но это уже более поздняя история — запустили его только в 1981 году. Примерно тогда же здесь появились и последние капитальные строения, которые относятся к советской эпохе.

Позже, после распада СССР, этот город столкнулся с большим количеством проблем. Не только из-за того, что месторождение стало азербайджанским, хозяйственные связи были нарушены и начала сказываться нехватка необходимых для поддержания всей этой махины в рабочем состоянии вещей. Сказалось и то, что уровень воды в Каспийском море повысился — и часть строений оказались затопленными.

Но в настоящее время город, как можно понять из азербайджанских новостей, живёт. В прошлом году, 7 ноября, Нефтяные камни праздновали юбилей — 70 лет с момента, как первый нефтяной фонтан ударил здесь с глубины 942 метра.

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал — это позволит алгоритму «Дзена» показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!

Источник

О военном флоте на море, которое исчезло

Недавно в одном из комментариев меня попросили уделить внимание и речным военным флотилиям. А вы заметили интересный момент: на море и военные, и гражданские называются одинаково — моряки. Но на реках гражданские — речники, а военные всё равно моряки 🙂

Однако я подумал, что про речные военные флотилии написано немало, но редко где наткнёшься на что-нибудь о военном флоте Аральского моря. И решил поискать, что о нём известно. Вообще-то Аральское море правильно называть солёным озером, но не будем изменять укоренившейся традиции.

Основателем Аральской военной флотилии был Алексей Иванович Бутаков, представитель славной морской фамилии, в одном из поколений которой из пяти братьев четверо стали адмиралами, в том числе и наш герой.

Но в 1848 году, когда ему было поручено создать гидрографическое описание Аральского моря, он был ещё лейтенантом. А об Аральском море почти ничего не было известно. Надо знать, что Аральское море как таковое образовалось всего лишь к 1570-м годам. До этого его размеры сильно колебались, иногда оно разбивалось на несколько водоёмов, что мы имеем и сейчас.

Флот на Арале начался с 14-метровой шхуны «Константин», за два года с её помощью и второй, «Николай», было произведено описание берегов, открыты острова. К работе в экспедиции привлекался и ссыльный Тарас Шевченко в качестве художника. Один из его рисунков:

Но шхуны, как килевые суда, не везде могли проникнуть, поэтому в Швеции были заказаны плоскодонный пароход «Перовский» водоизмещением в 140 тонн и барказ «Обручев» всего в 16 тонн:

Их доставили в разобранном виде и в 1853 году спустили на воду. Котлы на них топились саксаулом, ничего другого под рукой не было. Уже в том же году «Перовский» с воды поддерживал наши войска при взятии кокандской крепости Ак-Мечеть. «Обручев» участвовал в перевозках десанта.

Далее количество кораблей увеличилось — прибавилось 4 парохода, плавдок, 9 барж. На вооружении находилось 22 орудия. 18 июня 1866 г. впервые утвержден штат флотилии — 13 офицеров и чиновников, 344 нижних чина (с января 1880 г. — 24 офицера и чиновника, 548 нижних чинов). Корабли и личный состав неоднократно участвовали в боевых действиях против феодальных Бухарского, Кокандаского и Хивинского ханств, помимо всего прочего промышлявших работорговлей. Вот картина художника Н.Н. Каразина. Одно из первых боевых дел флотилии — поход на Хиву генерала Кауфмана — обеспечение переправы через Аму-Дарью(1873 г.) Я специально оставил её в большом размере, чтобы можно было разглядеть на ней моряков, предлагаю кликнуть мышкой по изображению:

Окончательно флотилия была расформирована в 1883 году.

Во время Гражданской войны в 1919 году была создана советская Аральская военная флотилия. 4 шхуны, 2 парохода и более мелкие суда участвовали в боях с белогвардейцами и басмачами на берегах Арала и реке Аму-Дарья. Расформирована в ноябре 1920 года.

В уже так сказать, наше время на Арале базировался отдельный дивизион Каспийской флотилии. Вот что удалось найти о нём. Состав:

2 десантных катера на воздушной подушке пр. 1205П и 1205П1 (шифр «Скат»): Д-422, Д-732
1 поисково-спасательный катер на воздушной подушке пр. 4660 (шифр «Барс»): №704
2 катера-торпедолова пр. Т368: ТЛ-998, ТЛ-999
1 рейдовый водолазный катер пр. РВ376
1 морская самоходная сухогрузная баржа — модернизация проекта «малый десантный корабль (МДК) пр.106К (шифр «Сайгак»): МБСС-705200
1 танковоз пр. 306
1 рейдовая самоходная сухогрузная баржа — модернизация проекта «малый десантный корабль (МДК) пр. 106 К (шифр «Сайгак»)
1 (или больше) морская несамоходная сухогрузная баржа пр. 411

После обмеления моря и последовавшего развала СССР катера на воздушной подушке своим ходом смогли уйти на Каспий, всё остальное было брошено в солёных песках, в которые превратился Арал.

А занимался дивизион обеспечением космических запусков с космодрома Байконур, поскольку акватория Аральского моря входила в территорию возможной посадки космического аппарата, и военных объектов, находившихся на островах. Наверняка, и других дел хватало.

Моряки дивизиона на местном параде, 1976 год:

Источник

Кладбище кораблей у Аральского моря в закладки

До 1960-х годов Аральское море было четвёртым озером планеты. В его водах водилось много рыбы, на берегах работали порты и заводы, люди были трудоустроены, в городах шла жизнь.

Потом всё изменилось. Море начало высыхать. Не могу вспомнить, где происходило похожее. На ум приходит только обратный процесс — постройка морей на Волге и затопление городов — Мологи, Калязина, Весьегонска, Ставрополя-на-Волге. В общем, только от самого факта ухода моря становится не по себе.

Не по себе было и местным. В Муйнаке, куда мы сегодня и поедем, люди очень надеялись вернуть море. Рыли каналы и строили дамбы. В конце концов просто плакали и просили море не уходить. Но всё было напрасно. Говорят, в одну ночь море ушло сразу на 200 метров. Проснувшись, люди просто не узнали своего родного города.

Сегодня — бывший порт Муйнак. Остатки прежней жизни.

Текст и фото cr2

По гипотезам, Аральскому морю всего 10 000 лет. Активное его изучение началось с середины XIX века, с приходом в эти края русских. С тех пор же ведутся и наблюдения. За весь период наблюдений (1850—1960 года) колебания уровня Арала не превышали 3 метров и происходили только по природным причинам. То есть до 1960 года состояние Аральского моря оставалось вполне стабильным.

А дальше — начало всем известной катастрофы. Советскому союзу нужен был хлопок, для чего воды Амударьи растаскивают на каналы для орошения, вода не доходит до устья, море мелеет. Тема известная, останавливаться на ней долго не хочется.

Интересно другое. Ученые говорят, за 10 000 лет жизни море меняло свои границы 9 раз. По непроверенным гипотезам вода переливается в Каспий. В общем, Арал сжимался и снова разливался. На дне высохшего сегодня водоёма находят свидетельства этих колебаний. Это остатки росших здесь тысячи лет назад деревьев или «Кердери» — мавзолей XI-XIV веков, который долго находился на глубине 20 метров.

Отсюда можно сделать вывод, что нынешнее обмеление моря — очередной этап, а хлопковые каналы просто ускорили процесс, и люди виноваты не до конца. Может быть даже стоит ждать возращения моря. Одно понятно точно: даже если это и произойдёт, мы этого не застанем. Но факт остаётся.

Как бы то ни было, давайте посмотрим на современный порт Муйнак, а точнее на то, что от него осталось. Для большего понимания, даю несколько карт. Вот анимация из сети, на которой видно, как меняется уровень моря с 1960 по 2008 года. Всего вода упала на 31 метр — высота 10-этажного дома!


И несколько фотографий меняющегося уровня.

Фото NASA. Аральское море в 1970 году. Воды ещё много, но море уже начинает мелеть:

В конце 1980-х море рзделилось на две части. Бывшую северную часть стали называть Малым морем (Казахстан), южную — Большим (Узбекистан). Чуть позже Большое море делится на Западное и Восточное, а остров Возрождения, на котором был советский полигон по испытанию бактериологического оружия, становится сначала полуостровом, а потом и просто сушей.

Фото NASA. 2006 год. К этому времени ушло 85 % бывшего объёма:

Фото NASA. 2009 год. Море мелеет очень быстро. Практически всё высохло за последние 10 лет:

В отличие от Узбекистана, Казахстан предпринял ряд мер по спасению своей части моря. Была построена дамба, в результате чего Малое море начало наполняться, в нём появилась рыба.

На бывшем высоком берегу моря стоит памятник. Дата обновляется, а вот контуры Арала давно уже уменьшились:

На другой стороне — море 1960 года, до начала быстрого высыхания. В тот момент, когда были мы, рисунок находился в тени. Символично. Тенью как будто показывается, что лучшие годы здесь давно прошли.

За оградой обрыв, а где пески — когда-то была вода:

Корабли. Вся суша до горизонта в 1960-х служила дном. То, что вдалеке поначалу можно принять за воду, на самом деле соль:

Кораблей было очень много, теперь многие распилили на металлолом. По слухам, официально оставшиеся трогать не будут, сохранят как память, но как будет на деле — неизвестно:

Состояние всех судов среднее:

Спускаемся от уже знакомого нам высокого берега вниз. Бывшая кромка. Представьте здесь воду. Жара, шум волн, отличнейшее песчаное дно:

Красота уходила очень быстро. Ещё в середине 1990-х годов море находилось на расстоянии 45 км от Муйнака, а в начале 2000-х уже ушло на 100 км.

Теперь же до воды отсюда 180 км — расстояние от Москвы до Рязани:

Из-за резкого повышения солёности, вся флора и фауна в Большом море погибла. Водоём потерял промысловое значение.

Судьба самого Муйнака печальна. До обмеления в море водилось очень много рыбы, градообразующим предприятием в городе был рыбоконсервный завод. С отступлением моря в 1980-х, чтобы не закрывать завод, сюда привозили замороженную рыбу из России.

Дело оказалось невыгодным, в 1990-х рыбоконсервный завод закрывается. Началась безработица, жители стали покидать свои дома и уезжать в соседние города.

На смену волнам и штормам пришли пыльно-солевые бури. Пестициды и химикаты, смываемые с хлопковых полей в Амударью и море, теперь стали разноситься ветрами на сотни километров. Многие местные жители начали болеть, увеличилась смертность. Часто фиксировались глазные и кожные болезни, поражения желудочно-кишечного тракта.

Местность начала превращаться в пустыню, а многие родники стали не пригодны для питья из-за высокого содержания тех же пестицидов.

Порт стал кладбищем кораблей:

Или точкой, куда заезжают многие, путешествующие по Узбекистану. Наша команда — не исключение.

От построек порта, по словам местных, не осталось и следа. Также разобрали все прибрежные строения.

Усыхание моря повлияло и на климат региона. Лето стало более сухим и жарким, зима — более холодной и продолжительной.

Многие специалисты до сих пор видят решение проблемы Арала только в повороте сибирских рек на юг. Но она дорогостоящая, и на мой взгляд совершенно утопичная и идиотская. Последним активным ее сторонником был бывший мэр Москвы Лужков. Даже если это и случится, по мнению учёных, морская чаша заполнится только через 200 лет…

Теперь немного отдохнём от текста. Несколько картинок без комментариев. Всё понятно и так.

По прогнозам Большое море исчезнет полностью к 2020 году. Таким образом в Узбекистане моря не останется совсем, а от некогда четвёртого озера на планете останется только бывшая северная часть в Казахстане — Малое море.

Источник

Оцените статью