- Переход через Атлантический и Тихий океаны на катамаране
- Переход через Атлантический и Тихий океаны на катамаране
- О путешествии
- Маршрут
- О катамаране
- Новости путешествия
- Как устроен катамаран на солнечных батареях
- Через два океана — на энергии солнца
- Конюхов впервые в мире пересечет Тихий океан на катамаране на солнечных батареях
- Катамаран на солнечной энергии
- Экологическая миссия
- Федор Конюхов: на катамаране с солнечными батареями
Переход через Атлантический и Тихий океаны на катамаране
Федор Филиппович вновь отправится покорять океаны, но на этот раз не на лодке, а на 11-метровом катамаране с солнечными модулями для накопления энергии.
Переход через Атлантический и Тихий океаны на катамаране
Федор Филиппович вновь отправится покорять океаны, но на этот раз не на лодке, а на 11-метровом катамаране с солнечными модулями для накопления энергии.
О путешествии
Путешествие пройдет в два этапа. В 2021 году Федор Филиппович перейдет Атлантический океан, а в 2022 году — Тихий океан. Эта экспедиция станет не только испытанием человеческих возможностей, но и экологическим исследованием.
Совместно с ведущими российскими океанологами и научными институтами Федор Филиппович проведет мониторинг загрязнения океана микропластиком. Для этого катамаран оборудуют устройствами фильтрации, а Федор Филиппович будет вести видеодневник и ежедневно отмечать наличие или отсутствие пластиковых отходов в морской воде.
Также в ходе путешествия наш герой испытает фотоэлектрические преобразователи энергии российского производства и аккумуляторные батареи в условиях непрерывной работы на протяжении многих месяцев.
Снова перед Федором Конюховым стоит сложнейшая задача — преодолеть в одиночку на уникальном судне два океана, используя только энергию Солнца. Снова это будет не просто путешествие на пределе человеческих возможностей, но и целое исследование — на этот раз экологическое.
Мы вместе наблюдаем настоящий феномен нашего современника, человека, который добивается невероятных результатов за счет упорства, дисциплины, веры, очень качественной подготовки и опыта. Такие люди, как Федор Конюхов, радикально расширяют горизонты возможностей и меняют восприятие мира.
Мы поддерживаем проект и надеемся, что энергия Солнца и энергия самого Федора Филипповича помогут воплотить этот смелый замысел в жизнь»
Дмитрий Мраморов, председатель совета
директоров СКБ Контур
Маршрут
О катамаране
Путешествие пройдет в два этапа. В 2021 году Федор Филиппович перейдет Атлантический океан, а в 2022 году — Тихий океан. Эта экспедиция станет не только испытанием человеческих возможностей, но и экологическим исследованием.
Совместно с ведущими российскими океанологами и научными институтами Федор Филиппович проведет мониторинг загрязнения океана микропластиком. Для этого катамаран оборудуют устройствами фильтрации, а Федор Филиппович будет вести видеодневник и ежедневно отмечать наличие или отсутствие пластиковых отходов в морской воде.
Также в ходе путешествия наш герой испытает фотоэлектрические преобразователи энергии российского производства и аккумуляторные батареи в условиях непрерывной работы на протяжении многих месяцев.
Длина | 11 м |
Ширина | 7,5 м |
Вес конструкции в сборе | 2 200 кг |
Масса аккумуляторных батарей | 672 кг |
Материал корпуса | углеродное волокно |
Площадь солнечных модулей | 66 м² |
Новости путешествия
Как устроен катамаран на солнечных батареях
Катамаран NOVA — это судно океанского класса длиной 11 метров, оборудованное электрическими моторами и солнечными модулями площадью 51 кв.м. Для увеличения мощности на двух корпусах установили солнечные батареи площадью 15 кв.м. Катамаран спроектировал британский дизайнер Филипп Моррисон, который разрабатывал все три весельные лодки для Федора Конюхова.
Для создания корпуса использовали специальные материалы на основе углеродного волокна. За счет этого удалось снизить вес конструкции и обеспечить ее высокую прочность и антикоррозийную стойкость. Общий вес катамарана — 2.2 тонны.
Чтобы исследовать состояние мирового океана, на катамаране установили специальные фильтры проточного типа со сменными картриджами. Они могут улавливать частицы пластика размером от 200 мкм до 1,5 мм. Федор Филиппович будут ежедневно следить за фильтрами, упаковывать и маркировать собранные образцы.
Опыт по использованию солнечных батарей используют в авиационном проекте «Альбатрос — вокруг света на энергии солнца». Осенью 2022 года Федор Конюхов собирается облететь земной шар за 180 часов на «Альбатросе» — самолете, который приводят в движение солнечные батареи. Пока в истории мировой авиации только один кругосветный полет на энергии солнца. Швейцарские пилоты Бертран Пиккар и Андре Боршберг преодолели 42 тысячи километров за 558 часов, совершив 17 посадок.
Федор Филиппович намерен не просто побить этот рекорд. Путешественник готовится облететь земной шар без остановок. Сложность в том, что использовать энергию солнца по ночам невозможно, в это время самолет будет парить как планер. И это еще один вызов для нашего героя.
Через два океана — на энергии солнца
Федор Конюхов готовится к историческому путешествию. Он намерен в одиночку пересечь Атлантический и Тихий океаны на 11-метровом катамаране, оборудованном солнечными модулями. Сделать это еще не удавалось никому в мире.
У Федора Филипповича особая экологическая миссия — изучить степень загрязнения мирового океана частицами микропластика. Во время экспедиции путешественник будет ежедневно отмечать наличие или отсутствие пластиковых отходов в воде. Во время пути Федор Конюхов планирует вести видео-дневник и рассказывать о результатах исследования.
Путешествие будет состоять из двух этапов. В 2021 году Федор Филиппович перейдет Атлантический океан, а в 2022 году — Тихий океан. Общая протяженность маршрута составит 12 тысяч морских миль.
Источник
Конюхов впервые в мире пересечет Тихий океан на катамаране на солнечных батареях
МОСКВА, 14 апреля. /ТАСС/. Федор Конюхов намерен первым в мире пересечь Тихий океан на катамаране с электрической силовой установкой, оборудованном солнечными батареями российского производства. Об этом сообщила в среду пресс-служба путешественника.
Старт перехода запланирован на декабрь 2021 года из портового города Вальпараисо (Чили), местом финиша выбран порт Брисбен в Австралии. В автономном плавании Конюхову предстоит преодолеть 9 тыс. морских миль (более 16,5 тыс. км), путешественник проведет в одиночестве в открытом океане более 100 дней. «Ревущие сороковые широты южного Тихого океана требуют внимательного изучения прогнозов погоды и тщательного выбора стартового окна, — цитирует Конюхова пресс-служба. — Необходимо дождаться обширного антициклона с солнечной погодой и умеренным ветром. Такие условия позволят безопасно отойти от побережья Южной Америки».
Подготовка к экспедиции, отметил путешественник, проходит в сложное время. «Мы ждем открытия границ, чтобы выехать в Великобританию, где собирается катамаран, и принять участие в работе. Надеюсь, сможем сделать это, как только ситуация стабилизируется», — добавил он, признавшись, что очень скучает по океанским просторам.
Катамаран на солнечной энергии
Катамаран NOVA длиной 11 и шириной 7 м способен развить скорость до 5-7 узлов. Его силовая установка полностью электрическая и не загрязняет океан и атмосферу, а солнечные модули общей площадью 66 квадратных метров произведены российской компанией «Хевел», сообщает пресс-служба. Корпус судна водоизмещением 2,2 т также изготовлен из российских композитных материалов на основе углеродного волокна компании Umatex.
«Это первое морское судно океанского класса под российским флагом, которое может работать и в беспилотном режиме. Продолжительность автономного плавания достигает полугода, дальность без ограничений. Современные технологии позволяют вести различные наблюдения, осуществлять фото и видеосъемку, забор проб воды и проводить измерения без участия человека», — приводит пресс-служба слова руководителя экспедиционного штаба Оскара Конюхова.
NOVA, добавил он, может работать даже в сложнейших природных условиях и зонах техногенных катастроф. Солнечная энергия, по его словам, будет использована и в проекте «Альбатрос: беспосадочный полет вокруг света».
Катамаран спроектировал британский дизайнер Фил Моррисон, который уже создал три весельные лодки для переходов Конюхова через Атлантику и Тихий океан. Ходовые испытания судна, по предварительной информации, назначены на июль.
Экологическая миссия
Во время перехода Федор Конюхов будет вести видеодневник и проводить экологический мониторинг океана на наличие пластиковых отходов в морской воде. Его судно оснастят специальной установкой, позволяющей улавливать микрочастицы пластика размером от 200 мкм до 1,5 мм и более. Собранные образцы и видеоматериалы, рассказали в пресс-службе, будут переданы для изучения и интерпретации научному партнеру экспедиции — Институту океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук.
Федор Конюхов — российский путешественник и исследователь, совершивший пять одиночных кругосветных плаваний. Он 17 раз пересек Атлантику и стал первым россиянином, побывавшим на семи вершинах мира. С 1992 года по 1997 год Конюхов покорил Эльбрус, Эверест, Аконкагуа, Килиманджаро, массив Винсон, пики Косцюшко и Мак-Кинли.
Источник
Федор Конюхов: на катамаране с солнечными батареями
И с Nova в поход! Самый известный российский путешественник готовится в одиночку пересечь Атлантический и Тихий океаны на катамаране Nova с солнечными батареями. Подробности рассказывает руководитель экспедиционного штаба Федора Конюхова Оскар Конюхов.
Каким образом возникла идея пройти на катамаране через Атлантический и Тихий океаны?
В 2019 году Федор Конюхов пересек Южный Тихий океан на весельной лодке «Акрос» за 154 дня. Лодка была оборудована гибкими солнечными модулями, специально изготовленными в научно-техническом центре российского производителя «Хевел». В Южном Тихом океане, на маршруте от Новой Зеландии к мысу Горн большую часть времени пасмурно, туманы, идут дожди. Отечественные гибкие солнечные модули показали свою высокую эффективность. На весельной лодке нет двигателя или дизельного генератора, всю энергию для навигационных приборов, средств связи, а также подогрева каюты Федор получал из солнечного света. Мы были впечатлены таким показателем и эффективностью работы модулей в рассеянном свете и после завершения перехода решили с партнерами продолжить эксперименты в области фотовольтаики, организовав новый проект – катамаран Nova. Наша задача – построить судно, оборудованное электродвигателями и солнечной установкой, преобразующей солнечный свет в электроэнергию, позволяющую осуществлять автономные пересечения океанов, включая Тихий, по самой большой длине. Позже к этим задачам добавилась программа мониторинга загрязнения поверхности океанов микропластиком. Специальное фильтрующее устройство разработано и будет поставлено на борт российским Институтом океанологии им. П. П. Ширшова РАН.
С чем связан выбор маршрута?
Это традиционный маршрут для пересечения океанов с востока на запад в пассатах. Старт перехода через Атлантику запланирован на март 2021 с Канарских островов, финиширует Федор Конюхов на Антигуа. Это достаточно поздно для сезона пересечения под парусом, но, чем ближе к лету, тем больше световой день, а для нас это ключевой момент. В идеале, с точки зрения длительности светового дня, надо пересекать океан в мае, но для такого маршрута май – это уже месяц зарождения тропических штормов, переходящих в ураганы.
Какие Федор Филиппович видит преимущества в катамаране?
Мы рассматривали две опции: однокорпусное судно или катамаран. Катамаран для наших целей подходит лучше. Во-первых, мы получаем почти 60 квадратных метров палубы для размещения солнечных модулей. В одном поплавке размещается навигационная рубка, в другом – каюта для отдыха и камбуз. На каждом поплавке установлен электродвигатель. У катамарана повышенная остойчивость, при этом у катамарана традиционно выше скорость, чем у однокорпусного судна. Узкая подводная часть корпусов катамарана суммарно создает гораздо меньшее сопротивление, чем один широкий корпус.
Приходилось ли ему раньше совершать такого рода переходы на катамаранах?
Да, Федор пересекал Атлантику на легендарном катамаране Enza, на котором Питер Блейк и Робин Нокс-Джонстон установили рекорд кругосветного плавания на Кубок Жюля Верна – 75 суток. Позже этот катамаран был выкуплен англичанином Тони Буллимором и наша команда арендовала его для двух трансатлантических переходов из Англии на Карибы и обратно в Англию. Кстати, именно на катамаране «Торнадо» Федор начинал свои занятия парусным спортом в далеких 1970-х годах в Находке под руководством Юрия Куликова.
Как в Rannoch Adventure восприняли идею построить катамаран? Они ведь делают различные весельные лодки и у них есть еще RIB сопровождения с подвесными моторами, а катамараны на солнечной энергии для них будут в новинку, не так ли?
С большим энтузиазмом. Англичане знают, что проекты Федора Конюхова хорошо освещаются в СМИ, к ним повышенное внимание, что идет на пользу верфи. Это наш третий проект с англичанами, в 2013 и 2018 они построили две весельные лодки «Тургояк» и «Акрос» для переходов через Тихий океан в обоих направлениях. Специалисты Rannoch Adventure имеют большой опыт в создании сверхлегких корпусов для океанских переходов. Они специализируются на композитных судах любого применения, но 90% заказов – это океанские весельные лодки. Основатель компании Чарли Питчер сам дважды пересекал океан. В 2013 году установил мировой рекорд и сделал себе имя в среде путешественников. Действительно, его основная специализация – весельные лодки.
А как работалось над проектом с дизайнером Филом Моррисоном?
В ТЗ на проектирование мы указали необходимость транспортировки катамарана в разобранном виде в 40-футовом контейнере. Нам важна возможность доставить катамаран в любой регион планеты для организации перехода и проведения экомониторинга поверхности акватории на предмет загрязнения пластиком. Помимо океанов, это может быть переход через Каспийское море, Японское море, Байкал. Размеры катамарана – 11 метров в длину – ограничены контейнером. Два поплавка размещаются в контейнере, а сверху укладывается разборная палуба.
Исходя из этих размеров Фил Моррисон вычислил общую доступную площадь палубы и поплавков для размещения солнечных модулей – 66 м². В соответствии с проектом, площадь солнечных модулей, горизонтально расположенных на палубе, составляет 51 м². Пиковая мощность солнечного массива, размещенного на палубе, составляет 9 кВт. Кроме того, площадь солнечных батарей, установленных на двух корпусах катамарана, составляет 15 м², и данное решение позволяет получить в бортовую сеть дополнительно пиковую мощность до 1,8 кВт с освещаемой стороны.
Катамаран должен иметь приличную скорость, сравнимую со скоростью круизной парусной яхты. Правильный расчет энергобаланса на этапе проектирования имеет ключевое значение: важно определиться с площадью покрытия, емкостью аккумуляторов, мощностью электродвигателей, общим весом конструкции в 2,2 тонны. После чего ушло несколько месяцев на проектирование конструкции и затем чертежи были переданы на верфь.
Вес, скорость и маневренность катамарана имеют критическое значение для судна, использующего возобновляемую энергию. Достичь необходимых показателей помогут композитные материалы на основе углеродного волокна, которые используются в производстве корпуса, палубы и других деталей катамарана. Речь идет об отечественных материалах производства дивизиона UMATEХ «Росатом». В создании корпуса катамарана применяются тканые и мультиаксиальные структуры на основе углеродного волокна отечественного производства. Данные материалы являются идеальной составляющей частью усиленных композитов, которые используются в проектировании высоконагруженных конструкций. В готовом изделии эти материалы обеспечивают снижение веса конструкции и высокую прочность, также антикоррозийную стойкость в сравнении с металлическими аналогами.
Как будет проходить жизнь на борту?
Катамаран дает достаточно жизненного пространства. Правый корпус будет использоваться для навигационной рубки, левый – для сна, и там же камбуз. В обоих поплавках размещены аккумуляторы. Общий вес почти 700 килограммов – по 350 кг в каждом корпусе. Спутниковая связь от нашего партнера Iridium. Планируем делать прямые включения из океана.
Какие будут исследовательские работы? Что собой представляет система сбора микропластика, как она работает?
В марте 2020-го Федор Конюхов и его Экспедиционный штаб подписали Меморандум о сотрудничестве с Институтом океанологии им. П. П. Ширшова РАН в целях реализации совместных научных, просветительских и экспедиционных проектов, направленных на изучение и освоение Мирового океана, исследование рельефа дна, подводной флоры и фауны, а также экологический мониторинг морей и океанов.
Первым проектом в рамках данного научно-технического сотрудничества станет изучение степени загрязнения вод мирового океана частицами микропластика. Специальные фильтры проточного типа со сменными картриджами, установленные на катамаране, способны улавливать частицы пластика размером от 200 мкм до 1,5 мм и более. Задачами Федора будут ежедневное обслуживание фильтров, упаковка и маркировка собранных образцов с указанием координат места, времени сбора и показаний водосчетчика отфильтрованной воды. Он также будет вести визуальный мониторинг поверхностных слоев океана на предмет загрязнений и видеодневник. Собранные образцы и видеоматериалы будут переданы в Институт для анализа и интерпретации.
Запланированные исследования позволят оценить степень загрязнения пройденных акваторий Атлантического и Южного Тихого океанов микропластиком и в дальнейшем изучить пути его переноса при помощи математического моделирования.
В анонсе путешествия написано, что полученные данные будут использованы в проекте «Альбатрос» – самолета на солнечной энергии. А какие именно данные будут собираться и как использоваться? Какие планы у «Альбатроса» на ближайшее время?
Проект «Катамаран на солнечной энергии» реализует та же команда, что и проект «Альбатрос – вокруг света на энергии солнца». Ее руководители – председатель Совета директоров компании «Ротек» Михаил Лифшиц и путешественник Федор Конюхов. С 2018 года мы заняты проектированием и строительством самолета, способного совершить беспосадочный перелет вокруг света, используя только энергию солнца. В истории авиации был всего один успешный перелет вокруг света. Швейцарский самолет Solar Impulse 2 облетел нашу планету в северном полушарии с 19 остановками (подзарядками или заменой аккумуляторов). Для того, чтобы замкнуть круг, им потребовалось почти 500 дней.
В настоящее время несколько международных команд, включая нашу, находятся в конкурентной борьбе по решению задачи безостановочного полета. Наш самолет «Альбатрос» полетит в Южном полушарии со стартом и финишем в Австралии примерно тем же маршрутом, которым Федор Конюхов пролетел на воздушном шаре в 2016 году. У нас большой объем данных по погодным и ветровым условиям на этом маршруте. Оба проекта – Nova и «Альбатрос» – имеют схожие задачи и технологические решения. И там, и там корпуса выполнены из сверхлегких композитных материалов, используются электродвигатели различной мощности, передовые накопители энергии и солнце в виде источника энергии. Разница в морской и воздушной стихиях и скорости. У самолета скорость 100 узлов, у катамарана 10 узлов. На катамаране Nova будут установлены измерительные приборы, записывающие показания работы солнечных модулей и бортовых аккумуляторов. Полученные данные будут переданы технологическим партнерам проекта «Альбатрос – вокруг света на энергии солнца». Поставщик солнечных модулей для катамарана и самолета – структурные подразделения российской группы компаний «Хевел».
Пандемия не остановила постройку?
Работы по строительству катамарана продолжаются. Верфь не может пока работать в полную мощь: она работает, но количество персонала сокращено вдвое. Есть перебои с поставками материалов и комплектующих, поэтому спуск на воду сдвинут с мая на август.
Как в самоизоляции проводил время Федор Филиппович?
Появилось время для творческой работы: дописал книгу о переходе на весельной лодке «Акрос» через Южный Тихий океан к мысу Горн, книга уже в типографии. Пишет масштабные карты на холстах 2 на 3 метра в мастерской. Строит часовню в своей деревне в Тульской области. Единственный сдерживающий фактор – это необходимость получения пропусков для поездки в мастерскую или в деревню. Ему, как человеку, посетившему 180 стран, сложно принять тот факт, что у него было всего две возможности в неделю для поездки из Москвы в Тульскую область.
Катамаран океанского класса длиной 11 м, оборудованный электрическими моторами и солнечными модулями. Уникальный катамаран проектирует британский дизайнер Фил Моррисон, который ранее проектировал все три весельные лодки Федора Конюхова («Уралаз», «Тургояк» и «Акрос»). Строительством судна займется английская верфь Rannoch Adventure. На катамаране Nova будут установлены измерительные приборы, записывающие показания работы солнечных модулей и бортовых аккумуляторов.
ТЕКСТ АРСЕНИЙ ЗАГУЛЯЕВ, ФОТО ОСКАР КОНЮХОВ
Источник