- Каноэ или каяк – в чём разница и что лучше?
- Различия и сходства
- Что лучше: каноинг или каякинг?
- + Каноэ плюсы +
- – Каноэ минусы –
- + Каяк плюсы +
- – Каяк минусы –
- Различия каноэ и каяков
- Размер: кто больше?
- Дизайн лодок
- Сидения
- Вёсла
- Канойное весло в каяке и наоборот
- Гибридные каноэ-каяки
- Вкратце о материалах
- Что легче – каякинг или каноинг?
- Рыбалка: каноэ или каяк?
- Что лучше для семьи?
- Что было раньше?
- Финальный вердикт
Каноэ или каяк – в чём разница и что лучше?
Большинство покупаемых каноэ являются тандемными. Большинство покупаемых каяков являются сольными. Это данные статистики в северной Америке. Но что же из них лучше и почему? Всё, что вам нужно знать о различиях между каноэ и каяком вы найдёте в этой статье.
Table of Contents
Различия и сходства
Начнём с начала. Каноэ и каяки – это малые суда, приводимые в движение человеком, обычно, с помощью весла. Как каяки, так и каноэ производятся в широком ассортименте конструкций, подходящих для любой ситуации – от тихих озёр до бурной воды.
Говоря по-простому, каяки приводятся в движение с помощью двулопастного весла, чередуя гребки с каждой стороны лодки. В каноэ же, как правило, гребец работает с одной стороны. Для удержания прямой траектории в каноэ можно, веселя всех вокруг, грести почерёдно с разных сторон каноэ, но лучше воспользоваться накопленным опытом человечества и выучить несколько приёмов техники гребли, такие как J-гребок.
Самая значительная разница между каяками и каноэ состоит в том, что каноэ открыты сверху. У каяков есть палубы, закрывающие верхнюю часть лодки, и кокпит, в котором сидит гребец. Каноэ имеют открытую конструкцию, усиленную фальшбортами и перемычками.
В каяках гребцы сидят ниже (ближе к воде) на сидении со спинкой. Большинство каноэ имеют сидения, установленные выше нижней части корпуса, поэтому гребец может сидеть или становиться на колени, в зависимости от ситуации.
Каяки часто имеют люки и переборки, которые обеспечивают плавучесть и хранение снаряжения сухим. Туристические каяки, предназначенные для гребли на открытой воде, часто имеют руль, чтобы помочь каякерам контролировать их на ветру.
Каноэ редко имеет рули и, как правило, проще и легче, чем каяки того же размера и стиля. Их открытый дизайн позволяет с лёгкостью загружать их большим количеством рюкзаков, ящиков и прочих принадлежностей для кемпинга, практически любых габаритов.
Что лучше: каноинг или каякинг?
+ Каноэ плюсы +
Самые значительные преимущества каноэ связаны с грузоподъемностью, переносом и весом.
Каноэ обычно имеют большую грузоподъемность, чем каяки аналогичного размера, и их легче упаковать. Открытая конструкция каноэ позволяет легко загружать их большими мешками, ящиками, бочками, членами семьи и собаками. Каяки имеют меньшую грузоподъемность и должны загружаться через небольшие люки, поэтому они менее практичны для перевозки громоздкого снаряжения.
– загруженное каноэ в семейном походе –
Многие популярные маршруты для каноэ включают в себя обносы, что означает перенос вашей лодки с одного озера на другое. Лучшая стратегия для транспортировки – положить снаряжение для кемпинга в несколько больших непромокаемых мешков, которыми легко управляться в пути. Такие мешки можно легко загружать и выгружать из каноэ, что было бы невозможно сделать в случае с каяком.
Каноэ также может оснащаться йоком для переноски (перемычка по центру с изгибами под шею и плечи), что позволяет переносить её одному человеку. Это гораздо проще, чем тащить каяк на одном плече весь аналогичный путь. Если вы отправляетесь в поход с обносами, каноэ обычно предпочтительнее каяка.
Вес – ещё один фактор, где каноэ имеют преимущество над каяками. Каноэ не всегда легче, но они часто бывают легче. Отсутствие больших палуб, как в каяках, уменьшает вес, что позволяет большему каноэ весить, как меньший каяк. Тандемные каноэ часто весят столько же или меньше, чем одиночные туристические каяки одинакового размера, сделанные из того же материала.
Вес является большим преимуществом для переноски, но будет также сказываться при повседневном использовании, когда нужно перенести лодку с места на место или погрузить её на автомобиль.
– Каноэ минусы –
Наибольшим существенным недостатком каноэ является их парусность на ветру и волнах, а также необходимость выучить несколько приёмов гребли, чтобы эффективно управлять её движением.
В каноэ обычно труднее грести на ветру, чем в каяках. Открытый дизайн улавливает больше ветра и создает больше сопротивления, чем закрытый дизайн каяков. Каноэ также глубже, чем каяки, и гребцы сидят выше в выше. Эти факторы в совокупности делают каноэ более сложным для управления при сильном ветре, чем каяки.
Большие волны – еще одна проблема для каноэ. Если волны достаточно велики, они могут перелиться через нос или корму, наполняя лодку водой. В специальных каноэ для горных порогов эта проблема решается заполнением внутреннего пространства большими подушками безопасности. Но закрытые палубы каяков всё равно лучше защищают от попадания воды.
– экипировка каноэ для рафтинга –
На протяжении эволюции каноэ люди изобрели несколько различных форм дна под разные типы водёмов (более круглые формы лучше ведут себя на волнах). Также есть способы контроля качки от волн с помощью весла, но в-общем, каяки лучше справляются с большими волнами, чем каноэ.
Прямолинейное движение можно обеспечить делая гребки веслом с разных сторон лодки, или же используя двулопастное весло для каяка. Большинство же людей (около 99%) предпочли изучить пару несложных техник односторонней гребли, такие как упомянутые ранее J-гребок или канадский стиль.
Изучение гребли в каноэ не является чем-то сложным, но это дополнительный шаг, который нужно учитывать новичкам, выбирая новую лодку. В первый раз проще прыгнуть в каяк и пойти туда, куда ты хочешь, чем сделать то же самое в каноэ.
+ Каяк плюсы +
Самыми большими преимуществами каяков являются их простота использования и их стабильное поведение на ветру и волнах.
Каякеры используют двулопастное весло и попеременные гребки по обе стороны лодки. Это делает управление каяком более интуитивно понятным. Путешествовать на каяках с рулями ещё проще. Просто нажимаете нужной ногой на педаль, и ваш каяк движется в нужном направлении. Эти факторы облегчают первый опыт в каяке с успешным управлением.
Крытая конструкция каяков облегчает управление ими на ветру, к тому же они ещё и ниже, чем каноэ, и гребец сидит ближе к воде, что снижает центр тяжести. Также каяки имеют меньшее ветровое сопротивление, что также облегчает управление ими на открытой воде, например, на больших озёрах.
Каяки также имеют преимущество при больших волнах. Волны, которые затопили бы каноэ, скатываются с палуб каяка. Каяки с короткой палубой могут быть приспособлены к брызговикам (юбкам), не пропускающими воду, даже если волна проходит по всей палубе каяка.
Опытные каякеры могут плавать в прибое или в бурной воде горных порогов, а те, кто научился переворачиваться в каяке (алеутский кувырок), могут вынырнуть из-по воды без попадания воды внутрь. Когда дело доходит до волн, каяки обычно превосходят каноэ.
– Каяк минусы –
Наиболее существенными недостатками каяков являются вес и ограниченная вместимость.
Каяки могут быть тяжелее каноэ. Палубы, переборки, удобные сиденья и люки добавляют вес. Это означает, что даже меньший прогулочный каяк может показать такой вес, который затруднит его подъём на крышу автомобиля для транспортировки. Специальные облегчённые материалы значительно снижают вес каяков, но эти материалы также используются и для постройки удивительно лёгких каноэ.
В-среднем, каяк весит больше, чем каноэ такого же размера, изготовленное из тех же материалов.
Палубы, люки и переборки делают каяки более мореходными. Но также они затрудняют погрузку снаряжения. Небольшие люки требуют упаковки снаряжения во множество маленьких водонепроницаемых мешков. Эти мешки затем загружаются в каяк по одному, пока отсеки для хранения не заполнятся.
Такое расположение подходит для походов, где можно загружать и выгружать каяк только один раз в день. И совершенно не работает в походах с обносами там, где русла рек могут периодически заростать камышом или быть перегорожены упавшими деревьями.
Различия каноэ и каяков
Размер: кто больше?
Каноэ и каяки имеют различные размеры. Некоторые тандемные туристические каяки имеют длину более 20 футов. Специальные каноэ, построенные для больших групп гребцов, могут быть еще длиннее, поэтому нет простого ответа на вопрос, какой вид лодки длиннее.
Каноэ обычно шире каяков одинаковой длины. Добавленная ширина компенсирует тот факт, что сиденья для каноэ установлены выше от воды, чем сиденья для каяков, чтобы обеспечить возможность стоять на коленях. Более высокий центр тяжести делает лодку менее устойчивой, поэтому она должна быть шире. Это означает, что данное каноэ обычно будет шире каяка той же длины.
Большинство купленных каноэ являются тандемными моделями – для двух и более человек. Эти каноэ почти всегда 4,5 метра в длину или длиннее. Большинство купленных каяков – соло (для одного человека). Многие из них – прогулочные каяки длиной до 3,6 метра. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что средний размер купленного каноэ больше, чем среднего каяка.
Дизайн лодок
Основы дизайна лодки одинаковы как для каноэ, так и для каяков. Составить представление о том, как лодка будет работать, можно сосредоточившись на трёх основных факторах: длина, ширина и форма днища.
При одинаковом весе лодка, которая длиннее, будет быстрее. Очень короткий развлекательный каяк будет очень медленным, а длинный морской каяк будет намного быстрее. Большинство людей с лёгкостью чувствуют разницу в скорости между 3-метровым и 3,6-метровым каяком или между 4,8-метровым каноэ и 5,5 метровым.
При этом более короткая лодка будет легче поворачивать, чем более длинная. Маленькие, рекреационные каяки очень манёвренны, а длинные экспедиционные каноэ требуют правильной техники владения веслом для быстрого поворота.
Увеличение рокера каноэ или каяка облегчает поворот. Рокер – это изгиб дна лодки, который проходит от носа до её кормы. Если поставить каноэ или каяк на землю, то можно с лёгкостью увидеть рокер. Нос и корма лодок с высоким рокером не коснутся земли. Лодка без изгиба днища полностью коснётся земли от носа до кормы.
Больший изгиб облегчает поворот лодки, но при этом уменьшает её ватерлинию и делает её медленнее, чем лодка такой же длины без изгиба. У высоких манёвренных каяков для горных рек изгиб дна очень большой. У быстрых гоночных каяков его практически нет.
Более широкие лодки ведут себя более устойчиво, а узкие – перемещаются по воде с меньшими усилиями. Ширина должна быть сбалансирована с длиной лодки и высотой сиденья. Каноэ, как правило, шире, чем каяки, потому что их сиденья установлены выше нижней части корпуса. Рекреационные каяки широки для максимальной стабильности. Туристические каяки уже и более эффективно перемещаются по воде.
Сидения
Каяки получают дополнительный бал за удобство сидений. Каяки для отдыха и рыбалки часто имеют сложные, регулируемые сиденья с высокими спинками. Сиденья в каноэ обычно более простые. Классическое сиденье для каноэ представляет собой плоскую скамью, покрытую тростниковым или нейлоновым плетением. Этот стиль сиденья позволяет гребцам сидеть или становиться на колени. Некоторые каноэ оснащены литыми пластиковыми или композитными сидениями, форма которых соответствует анатомии гребца.
– складное деревянное сидение для каноэ (примерно 100$) –
Самые сложные сидения каяка обычно предназначены для отдыха или рыбалки. Сиденье с высокой спинкой может помешать некоторым техникам гребли или спасения. Эти факторы становятся очень важными в гоночных и морских каяках. Для всех других стилей каяков дополнительный комфорт большого удобного сидения приветствуется.
У каноэ тоже есть удобные опции. На рынке имеется несколько видов удобных сидений и спинок различных конструкций. Читайте статью Комфортные сиденья для каноэ. Есть из чего выбрать
Вёсла
Вёсла для каноэ оснащены одной лопастью с ручкой на противоположном конце древка. Верхняя рука удерживает рукоятку во время гребли, а нижняя рука удерживает древко возле лопасти.
Про вёсла для каноэ в блоге уже есть отдельная статья – Как правильно выбрать весло для каноэ.
Вёсла для каяков имеют две лопасти. Гребец держит весло обеими руками и чередует гребки с каждой стороны лодки, чтобы двигаться вперёд или назад.
Вёсла для каяков и каноэ изготавливаются из широкого спектра материалов, от алюминия и пластика, до дерева и композитов, таких как стекловолокно и карбон. Большинство вёсел для каноэ сделаны из дерева, а большинство вёсел для каяка – из синтетических материалов. Недорогие материалы жёсткие, но тяжелые. Более дорогие материалы легче и лучше работают в воде.
Качественное весло стоит вложений. Неважно, будете ли вы кататься на каноэ или каяке, вы будете делать сотни и тысячи взмахов веслом в день. В конце долгого дня вы будете рады более лёгкому веслу, которое требует меньше усилий.
Канойное весло в каяке и наоборот
Нет никаких причин, по которым нельзя использовать канойное весло в каяке и наоборот. Если вы собираетесь грести в туристическом каяке с канойным веслом, вам не нужно будет держать длинное тяжёлое весло весь день. Также, вы не получите в кокпит ни единой стекающей по веслу капли воды.
Выбор весла полностью зависит от пользователя, но в большинстве случаев люди начинают грести на каноэ с веслом для каноэ, а в каяке – с веслом для каяка.
Гибридные каноэ-каяки
Некоторые лодки стирают грани между каноэ и каяками и доказывают исключение из некоторых правил, перечисленных выше. Можно купить небольшое каноэ с сиденьем, которое предназначено для гребли в каяках. Точно так можно найти модели сверхлёгких одиночных каноэ с небольшими отсеками на каждом конце, в которые можно загрузить громоздким снаряжением. Некоторые рекреационные каяки открыты сверху, как каноэ.
Эти гибридные конструкции между каноэ и каяками занимают особую нишу. Сверхлёгкое одиночное каноэ с сиденьем может быть хорошей альтернативой для тех, кто предпочитает прогулочный каяк, но нуждается в чем-то более лёгком для катания.
Каноэ с отсеками может стать подходящим выбором для похода, на котором большие, открытые ветренные озера сочетаются с жёсткими обносами.
Разнообразие дизайнов, доступных на рынке, гарантирует, что вы найдёте каноэ или каяк практически для любого применения.
Вкратце о материалах
На эту тему будет отдельная статья в блоге. Каноэ и каяки строят как из полностью синтетических материалов так и из полностью натуральных. В каждом случае есть свои плюсы и минусы и не всегда новое лучше старого.
Купить деревянное каноэ в Украине можно в моей мастерской Ginkgo-Canoe. Строю каноэ с 2013 года по традиционной канадской технологии. Длинна каноэ 4,5 метра, вес около 35 кг, цена в районе $4000 с полной гарантией 5 лет.
А пока что посмотрите этот короткий ролик, где эксперт из OldTown Canoe&Kayak провёл короткий объяснительный курс.
Что легче – каякинг или каноинг?
Однолопастное весло для каноэ требует, чтобы гребец изучил рулевые движения или переключился на другую сторону, чтобы его каноэ двигалось прямо. Выучить несколько видов гребков или переключиться на другую сторону при гребле нетрудно. Но многие люди считают, что для того, чтобы прочувствовать каноэ, требуется всё же больше времени.
Двулопастное весло для каяка чередует движения вперёд с обеих сторон, и большинство людей достаточно быстро разбираются, как заставить его двигаться в нужном направлении. Более того, у некоторых каяков есть рули, которые позволяют управлять лодкой ногами, пока вы просто гребёте вперёд. Комбинация двулопастного весла и руля позволяет легко освоить каякинг для начинающих. Добавьте к этому тот факт, что каяки менее подвержены влиянию ветра и волн, и получите достаточно аргументов, что каякинг проще каноинга.
Рыбалка: каноэ или каяк?
Рыбу можно ловить как в каноэ, так и в каяке, но выбор всё же часто зависит от того, где вы будете грести.
Если вы путешествуете в классической «стране каноэ», например, в водах Онтарио, для удобной переноски между озёрами лучше взять каноэ. В этом случае вы будете ловить рыбу в каноэ потому, что это лучший транспорт именно для похода.
Точно так же, если вы отправляетесь на рыбалку на отдалённое озеро, лучше предпочесть сверхлёгкое каноэ более тяжелому каяку.
Каноэ также являются хорошим выбором для тандемной рыбалки, так как в них больше места между гребцами, чем в тандемном каяке. При забросе снасти это поможет избежать зацепов за вашего партнёра по рыбалке. Тандемы также позволяют одному человеку управлять лодкой, пока второй гребец занят рыбалкой.
Помимо этих исключений, большинство людей предпочитают ловить рыбу в каяках. Особенно если они занимаются этим в одиночку. Специализированные открытые рыболовные каяки типа «sit-on-top» являются одними из самых популярных выборов среди рыбаков. Эти каяки часто достаточно широки, чтобы в них можно было стоять. Многие модели имеют педальные ножные приводы, которые позволяют освободить руки для заброса и выуживания.
Такие каяки обычно тяжёлые, поэтому некоторые рыболовы предпочитают использовать более традиционные рекреационные каяки. Их оснащают держателями для удочек и другими рыболовными принадлежностями. Об этом тоже будет отдельная статья )
Что лучше для семьи?
Большинство покупаемых каноэ являются тандемными. Большинство покупаемых каяков являются сольными.
Это не означает, что каноэ лучше для гребли тандемом, чем каяки. Это также не означает, что каяки превосходят сольные каноэ. У тандемных каноэ и каяков есть свои преимущества, и ни один из них не является явным победителем.
Все преимущества и недостатки каноэ и каяков максимально проявляются, когда речь заходит о тандеме. Каноэ имеет большую грузоподъемность для снаряжения, детей и домашних животных. Каяки лучше на ветру и волнах, чем каноэ. Каноэ часто легче и, следовательно, их легче грузить на крышу автомобиля или переносить в одиночку. Когда вы в походе вдвоём, делать это ещё проще.
– тандемное каноэ в походе –
Одним из недостатков тандемных каяков является то, что носовые и кормовые гребцы должны координировать движения, чтобы не сталкиваться вёслами. Эта проблема устранена в длинных круизных моделях с большим пространством между кокпитами, но в большинстве тандемов данный вопрос актуален.
Тандемные канойщики сидят далеко друг от друга в лодке и обычно используют однолопастные вёсла, делая гребки на противоположных бортах, поэтому необходимости в идеальной синхронизации нет.
Все эти факторы в совокупности дают преимущество каноэ для гребли на тандеме, особенно для семей с детьми или домашними животными.
Что было раньше?
Различные исторические источники указывают на происхождение каноэ около 10 000 лет назад. Появление арктического рамного каяка датируется около 4000 лет. Точно определить возраст древних каноэ и каяков сложно, поскольку они были сделаны из натуральных био-материалов.
Массовое производство современных каноэ произошло в начале 1900-х годов. Первые деревянно-тканные каяки получили свою популярность в 1950-х годах. Композитные каяки стали доступны в 1960-х и 70-х годах, а полиэтиленовые каяки впервые появились в 1980-х годах.
Финальный вердикт
Что лучше, каноэ или каяк? Ответ: это зависит от множества факторов. Правильный выбор лодки зависит от того, как вы планируете её использовать и какие характеристики наиболее важны. Если вы заинтересованы в прогулках по морю или на Великих озерах, лучшим выбором будет морской каяк. Если вы хотите сверхлёгкую лодку для одиночной гребли, то лучше предпочесть одиночное каноэ. Рыболовные каяки получат преимущество для рыболовов, которые не хотят идти на компромисс со стабильностью и приспособлениями для рыбалки. Тандемные каноэ лучше всего подходят для классических походов по озёрам и рекам семьёй или в компании.
Нет простого ответа на вопрос, что же из них лучше – каноэ или каяк. Поэтому, если вы заглянете в гараж заядлого любителя водных прогулок, то часто найдёте и то, и другое.
При написании статьи использованы материалы с сайта paddlingmag
Источник