Тихоокеанская Россия
Восточное море издавна называлось Восточным, в то время как в мире его
ошибочно переименовали в Южно-Китайское. Оно обладает важным стратегическим положением, богато природными ресурсами, что имеет значение не только для Юго-Восточной Азии, и прежде всего Вьетнама, но и для всех стран региона. Конфликт по поводу суверенных прав на расположенные здесь Парасельские острова и о-ва Спратли, исключительную экономическую зону и континентальный шельф возник и по настоящий день существует между Вьетнамом, Китаем, Филиппинами, Малайзией, Брунеем и Тайванем. Конфликт этот чрезвычайно сложен и требует больших усилий в разрешении, пишет в издающимся Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН журнале «Россия и АТР» кандидат исторических наук, доцент Ву Зыонг Хуан, работающий в Генеральном консульстве Вьетнама во Владивостоке, информирует «Тихоокеfнская Россия»
Territorial disputes in the Eastern Sea
Vu Zyong Phuan, Cand. Sc. (History), Vietnamese Consulate General in Vladivostok.
The Eastern Sea has had this name for a long time but the world calls it the South China
Sea. It has an important strategic location, rich in natural resources not only for the countries
of the South East Asia, first of all Vietnam, but also for all the countries in the region.
There was and there is a conflict for the sovereign rights to Parasel Islands and Spratly Islands,
exclusive economic zone and continental shelf between five countries and six parties
which are Vietnam, China, Philippines, Malaysia, Brunei and Taiwan. Demands of all parties
are very different. This conflict is extremely complicated and cannot be easily solved.
Восточное море, расположенное на краю западной части Тихого океана,
называется по-английски The South China Sea и по-французски La mer
de Chine m?ridionale. Изначально его называли Жао Тьи Зыонг (‘море, расположенное в районе Жао Тьи’) или Донг Зы онг Дай Хай (‘огромное море Индокитая’), сокращённо Донг Хай (название на китайский лад) и Биен Донг (название на вьетнамский лад).
Португальцы обогнули сначала западную часть Африки, затем мыс
Доброй Надежды, взяли курс на восточную часть Африки и добрались
до Индии. Они обнаружили Юго-Восточную Азию, которую называли
«Presqu’il de l’Inde de le Gange», что означает ‘Индия, которая расположена на той стороне Ганга’. А часть моря между Вьетнамом и архипелагом Paracel (нынешние Парасельские острова и острова Спратли) западные страны в то время отметили на своих картах как Golfe de la Cochinchine. Это наименование было ошибочным. Ведь Cochinchine на самом деле было названием двух стран — тогдашнего Вьетнама (Жао Тьи, франц. Cochin) и Китая в период правления династии Цинь (франц. Chine). Более того, Cochin было в то же
время названием небольшого района в Индии. Для различения указанной
части моря и этого района Индии португальцы называли её Cochinchine.
Когда в XIX в. стало известно, что эта часть моря не принадлежит Индии, португальцы переименовали её в Сhine.
Таким образом, в XVIII в. Юго-Восточную Азию отмечали на картах как l’Inde de le Gange и толь ко в XIX в. переименовали в Индокитай
(Indochine), что всё-таки обозначает архипелаг, который расположен на
той стороне Ганга. Это ошибочное название существует и сейчас.
Полузамкнутое Восточное море — один из наиболее важных стратегических регионов мира. Располагается оно от 3° до 26° с.ш. и от 100° до 120° в.д., его общая площадь со ставляет примерно 3,5 миллиона квадратных километров. По другим данным, его площадь около 4 миллионов квадратных километров, то есть оно од но из самых больших морей в мире. Его окружают 9 государств — Вьетнам, Китай, Филлипины, Индонезия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Камбоджа.
По приблизительным подсчётам, с ним непосредственно связано около
300 миллионов жителей этих стран.
Восточное море — стратегически важная территория не только для
стран Юго-Восточной Азии, но и для Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Соединённых Штатов Америки. О суверенитете над Парасельскими островами и островами Спратли, а также над континентальным шельфом и буферными исключительными экономическими зонами в Восточном море спорят 5 государств (6 сторон) — Китай, Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Бруней и Тайвань, относящийся к Китаю. На Парасельские острова претендуют лишь Вьетнам, Китай и Тайвань. Стороны спорят также о богатых природными ресурсами зонах, расширенными в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
ВОСТОЧНОЕ МОРЕ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ
Парасельский архипелаг и архипелаг Спратли
Парасельский архипелаг (Yellow Beach) по-вьетнамски Чы онг Ша европейцы называют Paracel или Pracel, а китайцы — Сиша (Xisha). Расположен он между 111° и 113° в.д. (площадь примерно 95 морских миль) и между 17°5? и 15°45? с.ш. Общая площадь Парасельского архипелага составляет от 15 до 16 тысяч квадратных километров. Расположен на той же параллели, что и провинции Куанг Чи, Тхыа Тхиен — Хуэ, Куанг Нам и часть провинции Куанг Нгай.
Горячие точки региона
По отношению к материку он ближе к Вьетнаму, чем к Китаю: расстояние
от островава Трито на (Triton island) до мыса Ба Ланг Ан (cap Batangan) составляет 135 морских миль, до острова, находящегося недалеко от острова Хайнань (Китай), — 140, а до континентальной части Китая минимум 235 морских миль. На китайских веб-сайтах написано: «к юго-востоку от острова Хайнань расположен архипелаг Сиша, который является одним из четырёх самых крупных архипелагов нашей страны в Южном море. Если взять центром остров Винь Хынг (Woody Island), то данный архипелаг находится в 330 морских милях от порта Юйлинь городка Там А (Sanya) и на таком же расстоянии от порта Тхань Лан (Wenchang xian), городка Ван Сыонг (Qinglan gang)».
Тридцать островов и рифов Парасельского архипелага можно отнести к двум группам: Круассан (Crescent group) на юго-западе и Амфитрит (Amphitrite group) — на востоке.
Архипелаг Спратли французы называют archipel des оles Spratleys, англичане и американцы — Spratley Islands или Spratlies, китайцы — Наньша / Nan Wei, а филиппинцы — Kalayaan. Он расположен в 350 милях от самого близкого острова Парасельского архипелага и 500 милях от его самого далёкого острова. Ближайшие к Спратли точки побережья Вьетнама — Камрань (250 миль) и Фантхиет (270 миль).
Спратли расположены между 6°50? и 111°28? с.ш., 112° и 115° в.д. В Китае считают, что самая южная точка островов Спратли расположена на 4° с.ш. и граничит с Борнео. Таким образом, общая площадь островов Спратли по утверждению китайской стороны больше, чем в понимании вьетнамской стороны. В состав архипелага входят более 100 островов, рифов и отмелей, площадь которых составляет от 160 до 180 тысяч квадратных километров. Однако площадь островов, рифов и отмелей, которые видны на поверхности моря, лишь 11 квадратных километров.
Природные ресурсы Восточного моря
Восточное море со своими природными ресурсами (морепродукты,
нефть и газ, туристический потенциал) играет важную роль в жизни и экономическом развитии региона. Его считают одним из пяти крупнейших бассейнов нефти и газа. Континентальные шельфы, богатые нефтью и газом — это бассейны Bruney—Saba, Sarawak, Malay, Pattani Thai, Нам Кон Шон (Nam Con Son), Меконг, Красная река, устье реки Сицзян. Здесь добывают и перерабатывают нефть и газ Китай, Вьетнам, Малайзия, Бруней, Индонезия и Таиланд. В территориальном море и на континентальном шельфе Вьетнама были обнаружены осадочные бассейны со значительными запасами нефти и газа, среди которых Кыу Лонг и Нам Кон Шон считаются самыми перспективными. Общий объём нефти и газа на континентальном шельфе Вьетнама, по геологическим расчётам, составляет примерно 10 миллиардов тонн в нефтяном эквиваленте, в том числе разведанные запасы нефти — 2 миллиарда тонн и прогнозируемые запасы газа — 1 тысяча кубометров. Установленный запас нефти в Восточном море, по оценкам Министерства энергетики США, составляет 7 миллиардов баррелей с добычей 2,5 миллиона баррелей в день. А по оценкам китайской стороны, запас нефти и газа в Восточном море составляет 213 миллиардов баррелей, а запас нефти на архипелаге Спратли может достичь 105 миллиардов баррелей. По другим оценкам Китая, архипелаг располагает 225 млрд баррелей нефти и большими запасами природного газа: здесь можно добывать нефть и газ в течение 15 — 20 лет. Нетронутыми, но потенциальными районами являются континентальный шельф в устье Тонкинского залива, побережье центральной части Вьетнама и континентальный шельф Ты Тинь.
Вьетнам по запасам и добыче нефти и газа находится в одном ряду с Таиландом и Малайзией, занимая среднее место в региональной иерархии.
По мнению российских специалистов, в водах островов Спратли и Парасельских островов содержится большое количество газогидратов —замороженного газа (запас газогидратов во всём мире сопоставим с запасом нефти и газа, которые они могут в ближайшем будущем заменить). Именно этот неразработанный запас нефти и газа служит важной мотивацией, усиливающей требования сторон по суверенитету над островами Спратли, Парасельскими островами и прилегающей морской зоной.
Кроме того, огромен рыболовный потенциал Восточного моря. Лидируют в добыче и разведении рыбы Китай, Таиланд, Вьетнам, Индонезия и Филиппины. В настоящее время вылов рыбы всего региона составляет 7 — 8% общего вылова стран мира, где Китай занимает 1 место (примерно 4,38 миллиона тонн в год), а Таиланд — 10 (1,5 — 2 миллиона тонн в год).
Стратегическая значимость Восточного моря
Восточное море соединяет Северо-Восточную Азию и запад Тихого
океана с Индийским океаном, Ближний Восток с Европой. С Восточным
морем связаны пять из десяти крупнейших в мире морских торговых маршрутов: восточноазиатский маршрут в Австралию, Новую Зеландию, на юг Тихого океана; в Западную Европу и Северную Америку через Средиземное море; в Индию, Восточную Азию, Австралию и Новую Зеландию через Суэцкий канал; к восточному берегу Северной Америки и Карибскому морю через Панамский канал и маршрут от северо-запада Америки до Восточной Азии и Юго-Восточной Азии.
Транспортные пути через Восточное море считаются вторыми в мире
по интенсивности движения судов. Robert D. Kaplan (учёный, занимающийся вопросами Азии) отметил, что значимость Восточного моря в регионе сделала его «Средиземным морем Азии». Каждый день через него проходит от 150 до 200 кораблей, из них около половины грузоподъёмностью свыше 5 тысяч тонн и более 10% — от 30 тысяч тонн.
В Юго-Восточной Азии работают 536 морских портов, самые крупные и современные среди них — Сингапур и Гонконг. Кроме того, торговля и морская промышленность в регионе набирают оборот. Торговля между
АСЕАН и США в 2008 году составила 181 миллиард долларов, между АСЕАН и Японией — 212 миллиардов, между АСЕАН и Китаем — 198 миллиардов, а инвестиции США в страны АСЕАН превысили 100 миллиардов долларов. От маршрутов через Восточное море в значительной степени зависят экономики Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и даже Китая. По этим маршрутам перевозят нефть, природные ресурсы и товары из Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии в Японию, Республику Корея и КНР. Известно, что 90% мировых товаров перевозится морским путём, из них 45% — через Восточное море. Объём нефти и сжиженного газа, перевозимых через Восточное море, в 15 раз превышает объём перевозимых через Панамский канал.
Среди 16 мировых стратегических морских путей, пролегающих
в Юго-Восточной Азии, в районе Восточного моря расположены 4 пролива — Малакка, Ломбок, Сунда, Омбай-Ветар. Пролив Малакка считают вторым по пропускной способности после пролива Хормуз. Количество кораблей, перевозящих нефть через этот канал, в 3 раза превышает количество идущих через Суэцкий и в 5 раз — через Панамский канал. Бруней, Малайзия и Вьетнам сейчас экспортируют нефть, а Китай, наоборот, с 1993 года вышел на уровень ведущих стран по её импорту и в мае 2008 года занимал второе место после Японии. Только в 2009 году Китай потреблял 10 — 12 миллионов баррелей нефти ежедневно, 53% из которых ввозили из-за рубежа. Сейчас Китай импортирует 46% нефти с Ближнего Востока, 32% из Африки, 5% из Восточной Азии. 80% нефти доставляется в Китай через Малаккский пролив.
Каждый год по Восточному морю провозится 70% импортируемой нефти
и 45% экспортируемых японских товаров. По данному морю проходит 29
из 39 морских маршрутов Китая и 60% импорта и экспорта страны. В Восточном море случаются преступления, связанные с пиратством и терроризмом, особенно необходимо отметить преступление террориста-смертника на французском танкере в октябре 2002 года.
Таким образом, можно ещё раз подчеркнуть, что Восточное море имеет огромное значение для всех стран, особенно для США и Японии, в геостратегическом, оборонном, навигационном и экономическом плане. Более того, оно оказывает определённое влияние на другие регионы мира, прежде всего на Ближний Восток. Однозначный контроль над ним какой-либо стороны негативно скажется на оборонных, политических и экономических интересах стран региона.
Центральное расположение Парасельского архипелага, архипелага
Спратли и других островов в Восточном море имеет большое значение для
многих стран с точки зрения стратегической национальной обороны. Среди значимых в Азии морских маршрутов необходимо отметить Малаккский пролив, через который провозятся товары стран Юго- и Северо-Восточной Азии, а также маршруты вокруг этих архипелагов. По ним проходит 42% экспорта Японии, 55% экспорта стран Юго-Восточной Азии, 26% экс порта новых индустриальных стран, 40% экспорта Австралии и 22% экспорта Китая (в денежном выражении около 31 миллиарда долларов США).
Если Малаккский пролив по каким-то причинам перестанет работать,
относящиеся к территории Индонезии проливы Сунда, Ломбок и Makascha
будут использованы для перевозки товаров с Индийского океана в Северо-Восточную Азию, однако увеличатся соответственно протяжённость перевозок и затраты. А если обострится кризис в Восточном море и корабли пойдут по новым маршрутам или в обход южной части Австралии, то стоимость перевозки товаров увеличится в 5 раз, что впоследствии приведёт к их неконкурентоспособности на мировом рынке.
Стратегическое положение Парасельского архипелага и архипелага
Спратли в Восточном море позволяет контролировать морские маршруты
в регионе и устанавливать радарные сооружения, коммуникационные, заправочные станции. Западные разработчики стратегий считают, что Восточное море полностью контролирует тот, кто владеет архипелагом Спратли.
Споры по Восточному морю
История споров фактически началась ещё век тому назад. Можно осуществить периодизацию в соответствии с процессом колонизации Францией Вьетнама или ходом развития международного морского права.
В этой статье мы основываемся на ходе развития событий, который можно
поделить на 4 периода: до возникновения споров; 1909 — 1974 годы (с возникновения споров до захвата островов насильственным путём); 1974 — 2009 годы (заинтересованность других сторон) и с 2009 года по настоящее время (окончание срока подачи документов в ООН о континентальном шельфе прибрежного государства).
Первый период: до возникновения споров
До XVII в. на островах сезонно жили вьетнамские и китайские рыбаки. В начале XVII в. оба архипелага на картах Вьетнама были отмечены
как Бай Кат Ванг (‘жёлтопесочная отмель’) и отнесены к территории района Бинь Шон провинции Куанг Нгай (Вьетнам). Позднее, короли Нгуены (1558 — 1783), императоры династии Тэй Шон (1786 — 1802) и императоры династии Нгуен (1802 — 1945) непрерывно осваивали острова, а также занимались на них различным промыслом. Солдаты групп Хоанг Ша и Бак Хай каждый год работали на архипелагах от 6 до 8 месяцев, ловили рыбу, поднимали вещи с затонувших кораблей. В 1753 году произошёл несчастный случай: восемь солдат вы шли на берег, а двое остались на корабле. Начался тайфун, оторвался якорь, и этих солдат занесло в порт Китая Тхань Лан (Wenchang xian). Китайский мандарин после расследования случившегося отпустил их домой. Позднее, в 1816 году, император Жа Лонг (династия Нгуен) официально освоил архипелаги, приказав установить национальный флаг и начать изучение морских приливов и отливов. Затем в 1835 году император Минь Манг (династия Нгуен) приказал построить храм, установить каменные стелы, деревянные столбы и посадить деревья.
Отрядам Хоанг Ша и Бак Хай было поручено вести промысел на островах, заниматься патрулированием, сбором налогов и защитой архипелагов.
Солдаты занимались этим до появления Франции в Индокитае. В 1877 году
власть на острове Labuan, являющемся колонией Британии, выдала британским предпринимателям лицензии на торговую деятельность, установила британский флаг на островах Спратли и острове An Bang. Эти острова были зарегистрированы как часть территории Британии (островов Labuan на севере Борнео был куплен Британией у Брунея в 1846 году).
В 1884 году династия Нгуен и Франция подписали в городе Хуэ соглашение о колониальном режиме во Вьетнаме. А соглашение, подписанное в Тяньцзине между Францией и династией Цин в Китае, положило конец конфликту этих стран; в дополнительной к данному соглашению части, которая была подписана 26 июня 1887 года, определялась государственная граница между севером Вьетнама и Китаем. Однако в 1895 — 1896 гг. произошёл инцидент с кораблями недалеко от Парасельских островов. В 1895 году затонул корабль La Bellona, а в 1896 — Imeji Maru. Когда рыбаки, проживавшие на острове Хайнань, подняли медь с затонувших кораблей, страховые компании, в свою очередь, выдвинули претензии китайским властям. Китай не взял на себя ответственность за инцидент в связи с тем, что Парасельские острова не являлись его территорией. Французский генерал-губернатор Индокитая Поль Думер обращался к правительству Франции с предложением построить маяк, однако из-за финансовых трудностей оно было отклонено.
Второй период (1909 — 1974)
Губернатор китайских провинций Гуангжоу и Гуандун в 1909 году отправил адмирала Ли Туана на Парасельские острова и начал спор по данным островам. Позже, в 1920 году, компания Mitsui Busan Kaisha попросила у французских властей разрешение на освоение островов, но получила отказ.
С того же года французские власти начали контролировать сбор налогов
и осуществлять патрулирование этих островов.
8 марта 1921 года губернатор Индокитая заявил, что Спратли и Парасельские острова являются территорией Франции. 30 марта 1921 года губернатор провинций Гуангжоу и Гуандун заявил о принадлежности Парасельских островов острову Хайнань.
С 1925 года директор Института океанографии в городе Нья Чан ге доктор Krempt проводил научные опыты на островах. В 1927 году на Парасельские острова заходил французский корабль De Lanessan. В 1930 г. французские корабли La Malicieuse, L’Alerte и L’Astrobale заняли Парасельские острова и установили на них французский флаг. В 1931 году китайские власти разрешили компании Anglo-Chinese Development собирать гуано на Парасельских островах, против чего выступала французская сторона.
В 1932 г. Франция официально объявила, что Ан Нам (тогдашнее название Вьетнама) имеет исторический суверенитет над Парасельскими островами, которые относятся к территории провинции Тхыа Тхиен. А в 1933 году Франция объявила о суверенитете над Спратли и передала их в распоряжение администрации провинции Ба Риа, против чего английская сторона не выступала. Франция предлагала китайцам вынести спор на рассмотрение в международный суд, но они отказались. В 1938 году французские власти установили каменные стелы, маяк, построили метеорологические станции и отправили группу вьетнамских пограничников на защиту острова Хоанг Ша (Pattle island), относящегося к Парасельским островам. Тогда же Франция
установила ещё одну суверенную стелу на острове Ба Бинь (Itu Aba island) и поставила его под свой контроль.
В 1939 г. Британия официально заявила об отказе от требований по суверенитету над островами Чыонг Ша и Ан Банг. Во время Второй мировой войны Япония использовала Спратли и Парасельские острова в качестве военных баз.
В 1945 г. Япония потерпела поражение в войне и ушла с островов,
а в 1947 г. Китай захватил их (Itu Aba и Woody). В декаб ре 1947 года КНР выдвинула идею об U-об раз ной линии, состоящей из 9 частей (вьетнамская сторона называет её линией, напоминающей коровий язык), заявив, что воды в районе этой линии являются историческими. В знак протеста Франция ввела на острова вьетнамско-французские войска, но впоследствии вынуждена была их вывести в связи с войной на материковой части Вьетнама. Китай и Франция проводили переговоры в Париже, на которых французская сторона предложила разрешить спор в международном арбитраже, но получила отказ.
В 1950 году войска Чан Кайши были выведены с острова Вуди. 15 августа
1951 года на конференции в Сан-Франциско министр иностранных дел Китая Чжоу Эньлай заявил о суверенитете Китая над Спратли и Парасельскими островами. Япония, наоборот, отказалась от требований по суверенитету над всеми, в том числе и данными островами, а премьер-министр тогдашнего Вьетнама (при правлении короля Бао Дай) Чан Ван Хыу подтвердил суверенитет Вьетнама над обоими архипелагами, против чего не выступала ни одна из стран. В соответствии с Женевским соглашением об Индокитае, подписанным в июле 1954 г., Франция вывела войска из Вьетнама, который временно был разделён на две части.
В ноябре 1955 года французские войска собирались напасть на остров Фу Лам, в декабре того же года Китай захватил остров Вуди и группу островов Амфитрит (Amphitrite group) (восточная часть Парасельских островов). В 1956 г., когда французские войска покинули Индокитай, патрульная группа Франции на острове Пэттл была заменена группой из Вьетнама.
1 июня 1956 г. министр иностранных дел Республики Вьетнам
Ву Ван Мау вновь подтвердил суверенитет Вьетнама над Спратли и Парасельскими островами. 22 августа 1956 г. морские силы Республики Вьетнам установили на островах Спратли флаг и суверенную стелу.
В 1958 г. премьер-министр Демократической Республики Вьетнам подписал ноту в ответ на заявление Китайской Народной Республики о территориальном море шириной в 12 морских миль.
В 1961 г. администрация Демократической Республики Вьетнам передала Парасельские острова в распоряжение провинции Куанг Нам.
В 1971 г. Тайвань вновь захватил остров Ба Бинь, Филиппины заняли острова Шонг Ты Донг, Винь Вьен, Лоай Та и Тхи Ты.
В 1973 г. администрация Демократической Республики Вьетнам отнесла Спратли к территории провинции Фыок Туи.
Третий период (1974 — 2009)
В январе 1974 г. морские и военно-воздушные войска Китая заняли западную часть Парасельских островов, которые находились в распоряжении армии Демократической Республики Вьетнам, открыв тем самым новый период в споре по Восточному морю. Против такого нападения выступили власти и временное революционное правительство Южного Вьетнама. После воссоединения страны в апреле 1975 г. Народная армия Вьетнама заменила армию Республики Вьетнам на островах Спратли. 12 мая 1977 г. Вьетнам сделал заявление о территориальном море шириной в 12 морских миль, исключительной экономической зоне шириной в 200 морских миль и континентальном шельфе; 12 ноября 1982 г. — об исходной линии.
В декабре 1979 г. в Малайзии вы шли в свет две карты, где были изображены территориальное море и континентальный шельф. Таким образом, в Малайзии считают, что к суверенитету страны относятся острова, расположенные в районе изображённого на этих картах континентального шельфа.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, разработанной в 1982 году
и вступившей в силу в 1994 году, прибрежные государства, включая Вьетнам, имеют право расширить своё территориальное море до 12 морских миль, а исключительную экономическую зону — до 200 морских миль. В 1993 году Бруней заявил о том, что ширина континентального шельфа составляет 200 морских миль и поэтому риф Луиза, расположенный на данном шельфе, относится к его территории.
11 июня 1979 г. на Филиппинах обнародован Указ № 1599 об исключительной экономической зоне площадью 200 морских миль и употреблении филиппинского слова «Kalayaan» для обозначения островов Спратли.
В 1983 г. малайские войска за хватили остров Хоа Лау, относящийся
к островам Спратли. В 1987 г. в Брунее издана карта с указанием района ловли рыбы и континентального шельфа, включая риф Луиза. В 1988 г. малайские войска захватили ещё два острова, относящихся к о-вам Спратли — Ки Ван и Киеу Нгыа.
В марте 1988 года Китай впервые ввёл войска на острова Спратли, занял шесть островов и установил там суверенные стелы. В этих столкновениях погибли 74 вьетнамских солдата. В 1990 и 1992 годах Китай занял ещё два острова, а в 1990 г. предложил совместно осваивать острова Спратли. 25 февраля 1992 г. в Китае был принят Закон о территоральном море и прилежащей зоне, в мае этого года китайские власти разрешили американской энергетической компании Crestone разведку нефтяных и газовых запасов на отмели Ты Тьинь (кит. Ван Ан Бак), которая, по сути, относится к континентальному шельфу Вьетнама и расположена в 160 морских милях от материковой части Вьетнама и в 600 морских милях от китайского острова Хай нань. В 1994 г. между Вьетнамом и Китаем произошли столкновения. В Китае приняты регламенты об исходной линии (15 июня 1996 г.) и Закон об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе (26 июня 1998 г.).
10 марта 2009 г. на Филиппинах утверждён республиканский Закон
№ RA 9522 об исход ной линии и управлении островами Спратли и отмелями Хоанг Ньам (Scarborough) по регламентам, распространяемым на другие острова. Малайзия и Бруней разработали новый подход к решению вопросов о суверенитете над островами, за основу которого была взята Конвенция 1982 г. (в 1966 г. в Малайзии был принят Закон о континентальном шельфе).
На Тайване, в свою очередь, заявили об исключительной экономической зоне (8 октября 1979 г.), издав Закон об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Китая (30 декабря 1992 г.), Закон о территориальном море и прилежащей зоне Китая (2 января 1993 г.) и Заявление об исходной линии (10 февраля 1999 г.).
В январе 1995 г. китайские войска захватили риф Вань Кхан (Mischief
Reef), который является коралловой отмелью и, по мнению филиппинской
стороны, расположен в её исключительной экономической зоне. Филиппинские войска в ответ задержали четыре китайских корабля с 62 рыбаками на борту, разрушили каменные сооружения, построенные китайской стороной на этом острове. Захват рифа вызвал озабоченность стран АСЕАН, и организация выступила посредником для сдерживания заинтересованных сторон.
9 июля 2007 г. при обстреле китайской стороной погиб вьетнамский рыбак, много раненых. Китайская сторона считала, что эти рыбаки работали в море, относящемся к китайской морской территории. В декабре того же года китайские власти сформировали административный городок Там Ша, в территорию которого вошли Парасельские острова и острова Спратли, что вызвало протест Вьетнама и Филиппин.
В 2008 г. Китай произвёл предупредительный выстрел, в результате чего вынудил американскую нефтегазовую группу Exxon—Mobil прекратить
участие в совместном с Вьетнамом проекте по разведке нефти и газа на море, которое, по сути, относится к континентальному шельфу и исключительной экономической зоне Вьетнама.
С 16 мая 2009 г. китайская сторона в одностороннем порядке ввела запрет на вылов рыбы и морепродуктов в Восточном море и отправила корабль «Нгы Тинь» (переоборудованный из военного корабля) на патрулирование. В результате многие суда вьетнамских рыбаков были задержаны с требованием выкупа или потоплены.
В соответствии с предложением ООН о расширении континентального шельфа заинтересованные стороны подали доклады с изложением
своих позиций. 6 мая 2009 года Вьетнам и Малайзия совместно подали в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (Commission on
the Limits of the Continental shelf, CLCS) доклад о границах расширенного на юге Восточного моря континентального шельфа. А 7 мая 2009 г. Вьетнам подал документы о границах континентального шельфа в северном районе моря. Китай и Филиппины попросили CLCS не рассматривать документы Вьетнама, считая, что данные границы могут повлиять на суверенитет над островами. Впервые китайская сторона официально выдвинула требования по юрисдикции над водами и всеми объектами внутри U-образной морской линии, вьетнамская сторона оперативно выступила против. Индонезия, в свою очередь, в адресованной ООН ноте от 8 июля 2010 г. выразила протест против данного требования китайской стороны, несмотря на отсутствие требования страны по суверенитету над островами Спратли и Парасельскими островами. Бруней в документах
о границах континентального шельфа 12 мая 2009 г. изобразил природно-
расширенный континентальный шельф, проходящий с суши через Опасные зем ли островов Спратли (Dangerous Grounds — Spratly Islands) до океанского края Восточного моря.
В 1974 — 2009 гг. применение силы или его угроза были основной мерой, периодически использовавшейся Китаем для захвата островов. Кроме того, стороны также проводили демаркацию морской границы на основе двусторонних договорённостей. Это Договор между Индонезией и Малайзией о континентальном шельфе 1969 г., Договор между Малайзией и Таиландом о демаркации морской границы 1974 г., Договор между Вьетнамом и Таиландом о демаркации морской границы 1997 г., Договор между Вьетнамом и Китаем о демаркации морской границы в Тонкинском заливе 2000 г., Договор между Вьетнамом и Индонезией о континентальном шельфе 2003 г., Договор между Брунеем и Малайзией о демаркации морской границы 2009 г., Договор между Вьетнамом и Малайзией о совместной добыче нефти 1992 г., Договор между Малайзией и Таиландом 1979 г.
Более того, на международных конференциях выдвигались предложения по решению споров в международном суде и международном арбитраже, которые оказались нереальными. Были проведены также двусторонние
переговоры между Вьетнамом и Китаем о морских вопросах, Филиппинами и Китаем о регламентах по поведению и геологическому изучению,
между Вьетнамом и Филиппинами о совместных научных исследованиях.
К тому же стороны пытались решить вопросы на многосторонних форумах, между АСЕАН и Китаем была принята Декларация о поведении сторон в Восточном море (2002), Договор о геологическом изучении в определённом районе Восточного моря совместной нефтегазовой компанией, созданной филиппинской, китайской и вьетнамской сторонами (2005).
Четвёртый пе риод (2009)
13 мая 2009 г. закончился срок подачи в ООН документов о расширенном континентальном шельфе. С той поры ведётся урегулирование
споров, совершенствование Конвенции 1982 г., устранение ограничений
данной конвенции в региональном применении и мирное разрешение
споров по Восточному морю. В марте 2010 г. Китай впервые заявил, что
ключевым интересом страны являются вопросы о Восточном море, однако никаких официальных заявлений впоследствии не поступало.
Столкновение в марте 2009 г. между американским кораблём
«Impeccable» и военно-морским кораблём Китая продемонстрировало возвращение Америки в Юго-Восточную Азию. На XVII Региональном форуме АСЕАН (АРФ) в июле 2010 г. госсекретарь США Хиллари
Клинтон официально заявила, что США имеют национальные интересы
в Восточном море. На саммите АСЕАН — США 25 сентября 2010 г. президент США Б. Обама вновь упомянул об интересах США в Восточном
море и заявил, что США хотят играть важную роль в регионе, как и Китай. В Совместной декларации АСЕАН — США, подписанной 24 сентября 2010 г., была снова подтверждена важность стабильности и мира в регионе, безопасности и свободы морской навигации, беспрепятственной
торговли и разрешения споров мирным путём в соответствии с регламентами, прописанными в международных договорах (Конвенция 1982 г. и другие международные договоры о морской навигации).
Стороны выдвигали новые инициативы, новые механизмы безопасности с центральной ролью АСЕАН, такие как встреча министров обороны стран АСЕАН + (ASEAN Defence Ministers’ Meeting Plus, ADMM+), Восточноазиатский саммит. Успех XVII саммита АСЕАН, XVII встречи АРФ, ADMM+1, прошедших в 2010 г., предоставил мировому сообществу возможность рассмотреть и оценить АСЕАН с другого ракурса.
В настоящее время АСЕАН и Китай конкретизируют Декларацию о поведении сторон в Восточном море путём разработки Кодекса поведения, однако процесс обсуждения этого кодекса непрост. Китайскими кораблями 25 мая и 9 июня 2011 г. были отрезаны кабели вьетнамских кораблей «Binh Minh 2» и «Viking 2», которые разведывали нефть и газ в исключительной экономической зоне Вьетнама, что вызвало особую озабоченность заинтересованных сторон и подверглось критике мирового сообщества.
Претензии заинте ресованных сторон
Бруней претендует на суверенитет лишь над одной частью о-вов Спратли — риф Louisa, который является скрытым под водой природным образованием. Малайзия также претендует на этот риф и заняла его в 1984 г.
Претензии Малайзии на исключительную экономическую зону и континентальный шельф направлены на 12 островов, отмелей и рифов Восточного моря. Малайзия также требует суверенитета и юрисдикции над исключительной экономической зоной и континентальным шельфом вод
в том районе, где Сиамский залив омывает страну.
Филиппины претендуют на все острова Спратли, кроме самого большого острова (о-в Чыонг Ша), а также исключительную экономическую зону и континентальный шельф своей страны в Восточном море.
Китайская сторона требует суверенитета почти над всем Восточным
морем, а также над островами Спратли и Парасельскими островами, на многих из которых созданы военные гарнизоны. Претензии Тайваня по Восточному морю не отличаются от претензий Китая.
Вьетнам требует суверенитета над всеми островами Спратли и Парасельскими островами, претендует на юрисдикцию над исключительной экономической зоной и континентальным шельфом своей страны в Восточном море. Страны, которые не претендуют на острова, выдвигают иные требования.
Индонезия претендует на ту часть Восточного моря, которая окружена исключительной экономической зоной и континентальным шельфом.
Таиланд претендует на исключительную экономическую зону и континентальный шельф в Сиамском заливе 36, Камбоджа, в свою очередь,
также претендует на часть Сиамского залива, считая, что данная часть является её историческими водами, поскольку расположена в районе исключительной экономической зоны в соответствии с принципом расширения континентального шельфа.
В настоящее время на 45 островах и рифах присутствуют войска Вьетнама, Китая, Тайваня, Филиппин и Малайзии. Китайская сторона заняла все Парасельские острова, девять рифов архипелага Спратли и создала на этих рифах военные базы. В распоряжении Вьетнама семь островов, 16 рифов и три отмели, в том числе и остров Чыонг Ша, самый крупный остров архипелага Спратли. Малайзии принадлежат семь островов и каменный риф, Филиппинам — семь островов и два рифа, Тайваню — один остров (Itu Aba island) с аэродромом длиной 2 километра и один риф. Бруней на острова не претендует, но требует суверенитета над богатой морепродуктами южной частью Восточного моря.
* * *
Огромное Восточное море, обладая большими запасами морепродуктов и полезных ископаемых и важным геостратегическим расположением, очень значимо в военном и навигационном планах для тихоокеанских
стран. Сложный спор по Восточному морю существует несколько десятилетий. К сожалению, его пытались решать насильственным путём, что запрещено в Уставе ООН. Заинтересованные стороны чётко изложили позиции. Путь к окончательному решению, который мог бы стать приемлемым для всех спорящих, нелёгкий и длительный. Потребуются усилия не только всех сторон, но и международного сообщества.
Источник