Когда была отмена россии нейтрализации черного моря
Главной задачей внешней политики России в третьей четверти XIX в. была борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира, запрещавших России держать военные суда и строить крепости на Чёрном море. Россия не могла мириться с положением, при котором её черноморская граница оставалась незащищённой и открытой для военного нападения. Экономические и политические интересы страны, а также интересы безопасности государства требовали отмены нейтрализации Чёрного моря. Решать эту задачу в условиях внешнеполитической изоляции и военно-экономической отсталости государства можно было только дипломатическим путём.
19 (31) октября 1870 г. правительствами Англии, Франции, Австро-Венгрии и Пруссии был получен циркуляр, подписанный министром иностранных дел России А. М. Горчаковым, в котором говорилось: «Государь император не может долее считать себя связанным обязательствами трактата 18 (30) марта 1856 г., поскольку они ограничивают его верховные права в Чёрном море».
В результате последовавших за этим переговоров было решено созвать международную конференцию, которая открылась 5 (17) января 1871 г. в Лондоне. После долгих дебатов 1 (13) марта была подписана конвенция, которая отменила все ограничения для России, Турции и других прибрежных стран на Чёрном море.
Отмена нейтрализации Чёрного моря явилась крупным успехом российской дипломатии. Отныне Россия могла держать в этой зоне неограниченное количество своих военных кораблей и строить военные базы, что послужило основой для восстановления позиций, утраченных в результате Крымской войны.
За успешно выполненную задачу А. М. Горчаков, награждённый уже к тому времени всеми высшими российскими орденами, получил почётную приставку Светлости к своему княжескому титулу. В царствование Александра II это было единственное пожалование титула светлейшего князя, оказавшееся последним в истории России.
Лит.: Нарочницкая Л. И. Россия и отмена нейтрализации Чёрного моря, 1856-1871 гг. М., 1989; Документы к отмене некоторых статей Парижского трактата 1856 года // Сборник договоров России с другими государствами, 1856-1917. М., 1952; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/grchakov.htm .
См. также в Президентской библиотеке:
Источник
Отмена Россией нейтрализации Черного моря в 1871 г
1870 – 1871 гг. франко-прусская война. Прусская армия разбила французскую. В 1871 г. в Версале (Франция) было провозглашено образование нового государства – Германской империи. Франко-прусская война изменила обстановку в Европе. Окончательно распалась «Крымская система», направленная против России. Россия использовала это событие для отмены ограничительных условий Парижского мира. Франция, занятая войной с Пруссией, не могла оказать противодействия России. Пруссия поддержала Россию. Австрия не решилась воевать с Россией. Англия избегала единоличного участия в войнах Европы. Турция без европейской помощи не смела выступить против России.
Решение русского правительства об отмене нейтрализации Черного моря было изложено в циркуляре А.М. Горчакова от19 октября1870 г.Циркуляр был согласован с Александром II и отправлен правительствам всех государств, подписавших парижских договор. Содержание документа сводилось к доказательству нарушений державами условий Парижского договора 1856 г.: Турция держала свой ВМФ в проливах, Англия и Франция – в Средиземном море, а южные границы России не защищены. В этих условиях, говорилось в документе, Россия не может считать себя связанной условиями договора 1856 г., но указывалось, что Россия ставит вопрос лишь об отмене отдельных статей договора, касавшихся нейтрализации Черного моря, что она согласна выполнять другие условия договора.
Все европейские государства были недовольны нотой России. Русское правительство заявило, что оно никому не угрожает, «возвращая лишь право суверенитета, без чего не может существовать ни одно великое государство». Бисмарк поддержал Россию и предложил обсудить этот вопрос на конференции держав, подписавших договор 1856 г.
Лондонская конференция 1871 г. завершилась дипломатической победой России. Нейтрализация Черного моря, ущемлявшая национальные интересы России и и ее достоинство как черноморской державы, была отменена при сохранении других статей парижского договора. Россия получила право строить военные крепости на Черном море и держать там военный флот. Горчаков получил от Александра II добавление к титулу князя – «светлейший князь». Решение Лондонской конференцией проблемы черноморских проливов: проливы контролировала Турция, они были закрыты для всех военных кораблем. Однако турецкому султану было предоставлено право открывать проливы в мирное время для военных судов «дружественных и союзных держав». Эта статья была направлена против России.
Во второй периодпроизошло образование в центре Европы Германской империи. Это представляло опасность для всех государств, особенно для Франции. Франко-прусская война и образование единой германии открыли новый период в истории Европы. С 70-х гг. 19 в. усиливается борьба за передел мира, обостряются противоречия между государствами.
Образование единой Германии заставило Францию добиваться соглашения с Россией. Но ослабленная войной Франция не могла противостоять Германии в Европе. Понимая это, русская дипломатия не предпринимала шагов к союзу с Францией. Она с тревогой следила за ростом военного могущества Германии, за укреплением позиций Австро-Венгрии на Ближнем Востоке. Чтобы избежать изоляции, Россия пошла на союз с Германией, который давал известную гарантию от нападения Германии на Россию. Особое значение русское правительство придавало балканской проблеме, рассматривая Германию как посредницу в русско-австрийских отношениях. (Австрия, как и Россия, претендовала на Балканы как сферу своего влияния).
В 1873 г. состоялась встреча германского (Вильгельма I)и русского(Александра II) императоров.В итоге была подписана русско-германская военная конвенция (каждая сторона в случае нападения третьей державы обязывалась направить армию для помощи союзнице). В том же году Александр II подписал с австрийским императором политическую конвенцию, не содержавшей конкретных обязательств (при нападении третьей державы главы государств должны были договориться о совместном образе действий). Неопределенный характер русско-австрийской конвенции свидетельствовал о глубоких противоречиях обеих держав на Ближнем Востоке. Германия в 1873 г. присоединилась к русско-австрийской конвенции. Так сложилось объединение, получившее название «Союза трех императоров». Он представлял собой скорее династическое соглашение монархов. Создание «Союза трех императоров» не ликвидировало противоречий между его участниками. Для Германии главный смысл союза – изоляция Франции. Россия выступала за восстановление международного престижа Франции и не раз спасала ее от нападения германии. Каждая их подписавших его сторон преследовала свои задачи в союзе. Для России союз с Германией был средством решения балканской проблемы:
— ослабления австрийско-русских противоречий
— восстановление ведущей роли России на Балканах – европейских владениях Турции.
Германия считала, что Союз трех императоров позволит ей начать новую войну против Франции. В 1875 г. Германия пыталась спровоцировать новый военный конфликт с Францией. Но Россия выступила на защиту Франции, которая была спасена от нового разгрома. Но в русско-германских отношениях выросли недоверие и отчужденность.
Источник
19 октября / 1 ноября 1870 г. Россия инициировала отмену нейтрализации Черного моря
Правительствами Англии, Франции, Австро-Венгрии и Пруссии был получен циркуляр, подписанный министром иностранных дел России А. М. Горчаковым, в котором говорилось: «Государь император не может долее считать себя связанным обязательствами трактата 18 марта 1856 г., поскольку они ограничивают его верховные права в Черном море».
В результате последовавших за этим переговоров было решено созвать международную конференцию, которая открылась 5 января 1871 г. в Лондоне. После долгих дебатов 1 марта была подписана конвенция, которая отменила все ограничения для России, Турции и других прибрежных стран на Черном море.
Отмена нейтрализации Черного моря явилась крупным успехом российской дипломатии. Отныне Россия могла держать в этой зоне неограниченное количество своих военных кораблей и строить военные базы, что послужило основой для восстановления позиций, утраченных в результате Крымской войны.
За успешно выполненную задачу А.М.Горчаков, награжденный уже к тому времени всеми высшими российскими орденами, получил почетную приставку Светлости к своему княжескому титулу. В царствование Александра II это было единственное пожалование титула светлейшего князя, оказавшееся последним в истории России.
Источник
Отмена нейтрализации Черного моря
9. Отмена нейтрализации Черного моря.
Поражение России в Крымской войне ослабило ее позиции в Европе. Она утратила руководящую роль, которую играла на континенте длительное время после Венского конгресса. В Европе сложилась так называемая «крымская система», основой которой был англо-французский блок, направленный против России. Самым тяжелым условием Парижского мира были статьи о нейтрализации Черного моря. России и другим черноморским странам запрещалось иметь там военный флот и строить прибрежные оборонительные сооружения. Нейтрализация Черного моря значительно ухудшала положение России, так как создавала постоянную угрозу безопасности ее южного побережья. В случае возникновения войны, заручившись согласием султана, западные державы могли беспрепятственно ввести в Черное море свои военные корабли.
Было поколеблено и влияние России на Балканах, где ее право на преимущественное покровительство христианским народам заменялось коллективными гарантиями. С утратой Бессарабии российская граница отодвигалась от Дуная.
Ухудшилось положение России на Балтике (демилитаризация Аландских островов, антирусский договор Англии и Франции со Шведско-Норвежским королевством 1856 г.).
Наконец, с крахом во время войны Священного союза Россия оказалась в состоянии дипломатической изоляции.
Столь неблагоприятная ситуация требовала решительного поворота во внешней политике страны . Это, в свою очередь, диктовало смену руководства Министерством иностранных дел, которое 15 апреля 1856 г. возглавил А.М. Горчаков.
Новый министр был проникнут сознанием ответственности за отстаивание государственных интересов России, понимая их в помещичье-буржуазном смысле. Он сознавал, что отсталость страны побуждает обратить особое внимание на решение внутренних проблем. Горчаков сочетал приверженность принципам самодержавия с умеренно-либеральными воззрениями. В отличие от многих царских сановников, ему было чуждо высокомерное отношение ко всему русскому. Уже современники отмечали, что Горчаков порвал со старыми «принципами» и «традициями» и в значительной степени отошел от дворянско-династической политики Николая I.
Новое направление внешней политики было обосновано министром в докладе Александру II и изложено в известном циркуляре от 21 августа 1856 г., направленном в российские посольства и миссии при европейских государствах. В нем подчеркивалось желание российского правительства посвятить «преимущественную заботливость» внутренним делам, распространяя свою деятельность за пределы империи, «лишь когда того безусловно потребуют положительные пользы России». Отказ от прежней активной роли на континенте носил, однако, временный характер, на что недвусмысленно намекала следующая фраза циркуляра: «Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, а сосредоточивается», то есть собирается с силами
Не меньшее значение имело намерение проводить впредь «национальную» политику, не жертвуя интересами России во имя чуждых ей политических целей. Речь шла об отказе — ради «пользы своих народов» — от целей Священного союза .
Наконец, отмечалось, что Россия стремится «жить в добром согласии со всеми правительствами», то есть отбрасывалась прежняя почти постоянно подчеркиваемая враждебность к правительствам «незаконного» или революционного происхождения.
В начале 70-х годов обстановка в Европе еще больше обострилась. Разбив Австрию, Пруссия готовилась начать войну против Франции. А. М. Горчаков продолжал проводить осторожную политику. Однако он не собирался чинить препятствий Пруссии. Ведь торжество Наполеона III могло закрепить ограничительные условия Парижского трактата. Незадолго до франко-прусской войны царь еще раз подтвердил Бисмарку свое обещание: в случае вмешательства Австро-Венгрии Россия выдвинет к ее границе трехсоттысячную армию и, если понадобится, даже «займет Галицию». В августе 1870 года Бисмарк, в свою очередь, сообщил в Петербург, что Россия может рассчитывать на поддержку в пересмотре Парижского трактата.
В ходе войны французская армия потерпела катастрофическое поражение, которое коренным образом изменило политическую обстановку в Европе. Внимание Англии и Австрии было приковано к конфликту. Наступил момент, когда Россия могла приступить к решению своей важнейшей внешнеполитической задачи. Горчаков заявил царю, что пора возбудить вопрос о «справедливом требовании» России. Одновременно с требованием отмены нейтрализации Черного моря министр (в чем его поддержали Н. П. Игнатьев и некоторые другие государственные деятели) считал возможным поставить вопрос о возвращении России Южной Бессарабии.
15 октября 1870 г. предложения Горчакова обсуждались на заседании Совета министров. Среди царских сановников не было единства мнений. Многие опасались, что выступление России может привести к нежелательным последствиям. Они предлагали сначала выяснить мнение европейских правительств. Горчаков возражал. Он считал, что решение вопроса нельзя передать на рассмотрение европейских держав, это грозит привести к утверждению незыблемости Парижского трактата. И тогда пересмотр его условий мирным путем станет невозможным. Учитывая исторический и дипломатический опыт, канцлер сомневался в возможности рассчитывать на «признательность» Пруссии в будущем. Поэтому он настаивал на немедленных действиях. Горчаков предвидел, что несогласные державы прибегнут лишь к «бумажной войне». По предложению военного министра Д. А. Милютина было решено ограничиться заявлением об отмене статей трактата, относящихся к Черному морю, но не касаться территориальных требований.
19 октября 1870 г. циркуляр Горчакова о решении России не соблюдать часть статей Парижского трактата был направлен в российские посольства для вручения правительствам государств, подписавших этот договор. Момент для заявления был выбран исключительно удачно. Главный «гарант» Парижского трактата — Франция потерпела военный разгром, Пруссия обещала поддержку, Австро-Венгрия не рискнула бы выступить против России из опасения подвергнуться новому нападению Пруссии. Оставалась Англия, которая всегда избегала единоличных военных действий.
В своем циркуляре Россия заявляла, что Парижский договор 1856 года неоднократно нарушался державами, подписавшими его. Трактат ставил Россию в несправедливое и опасное положение, так как Турция, Англия и Франция сохраняли право содержать свои военные- эскадры в Средиземном море. Появление в военное время с согласия Турции иностранных судов в Черном море «могло явиться посягательством против присвоенного этим водам полного нейтралитета» и делало Причерноморское побережье открытым для нападения. Поэтому, отмечалось в циркуляре, Россия «не может долее считать себя связанной» положениями трактата, которые ограничивают ее суверенные права и безопасность на Черном море. В то же время царское правительство заявляло о намерении соблюдать все остальные пункты Парижского договора .
Главной заботой Горчакова стало закрепление объявленного в циркуляре освобождения России от обязательств по нейтрализации Черного моря. В ответных нотах, разосланных всем европейским правительствам, канцлер старался найти убедительные аргументы для каждой державы и соглашался на созыв международной конференции. Она открылась 5 января 1871 г. в Лондоне. 1 марта 1871 г. была подписана Лондонская конвенция, которая отменила все ограничения для России, Турции и других прибрежных стран на Черном море. Отныне Россия могла содержать там военный флот и строить военно-морские базы. В мирное время проливы признавались закрытыми для военных судов всех стран (с предоставлением султану права открывать их для кораблей дружественных и союзных держав в специальных целях поддержания постановлений Парижского трактата 1856 г.).
Отмена унизительных статей Парижского трактата явилась крупным успехом русской дипломатии. Общественное мнение России справедливо приписывало этот успех Горчакову.
Победа России на конференции укрепила ее международные позиции. Отмена нейтрализации Черного моря упрочила безопасность южных границ государства, способствовала экономическому развитию страны, прогрессу и во внешней торговле и ускорила освоение Новороссийского края.
10. Восточный кризис.
Едва улеглась франко-германская военная тревога, как в том же 1875 г. обострилась и другая кардинальная проблема международной политики — ближневосточный вопрос. Начался восточный кризис. Он продолжался с 1875 по 1878 г.
Летом 1875 г. сначала в Герцеговине, а затем и в Боснии произошло восстание христианского населения против феодально-абсолютистского гнёта турок. Повстанцы встретили горячее сочувствие в Сербии и Черногории, которые стремились завершить национальное объединение южного славянства.
Сербское национальное движение было направлено в первую очередь против Турции. Но оно представляло опасность и для Австро-Венгрии. Под скипетром Габсбургов жили миллионы южных славян. Каждый успех в деле национального освобождения южного славянства от гнёта Турции означал приближение того дня, когда должно было свершиться и освобождение угнетённых народов Австро-Венгрии. Немецкие и венгерские элементы Австро-Венгрии были злейшими врагами славянской свободы. Господствуя над обширными территориями со славянским и румынским населением, мадьярское дворянство в случае торжества славянского дела рисковало потерять большую часть своих земель, богатства и власти. Немецкая буржуазия Австрии в целом держалась в славянском вопросе той же позиции, что и мадьяры.
Чтобы предотвратить освобождение славянских народов, австро-венгерское правительство под влиянием немецкой буржуазии и мадьярского дворянства стремилось поддерживать целостность Оттоманской империи и тормозить освобождение из-под её ига как южных славян, так и румын. Напротив, Россия покровительствовала славянскому национальному движению. Таким образом, она оказывалась главным противником Австро-Венгрии, а русское влияние на Балканах — важнейшим препятствием для успеха немецко-мадьярской политики.
Впрочем, борясь против славянской свободы и русского влияния на Балканах, ни мадьярское дворянство, ни немецкая буржуазия в Австрии не стремились в те времена к присоединению балканских областей. Мадьяры опасались всякого усиления славянского элемента в монархии Габсбургов. «Мадьярская ладья переполнена богатством, — заметил однажды Андраши, — всякий новый груз, будь то золото, будь то грязь, может её только опрокинуть».
Когда началось герцеговинское восстание, Андраши заявил Порте, что рассматривает его как внутреннее турецкое цело. Поэтому он не намерен ни вмешиваться в него, ни чем-либо стеснять военные мероприятия турок против повстанцев.
Однако удержаться на этой позиции Андраши не удалось. В Австрии имелись влиятельные элементы, которые рассчитывали иначе решить южнославянский вопрос: они думали включить южнославянские области западной половины Балкан в состав Габсбургского государства, начав с захвата Боснии и Герцеговины. Таким образом, наряду с Австрией и Венгрией эти области вошли бы как третья составная часть в монархию Габсбургов. Из дуалистической державы Австро-Венгрия превратилась бы в «триалистическое» государство. Замена дуализма триализмом должна была ослабить в империи влияние мадьяр. Сторонники этой программы в отличие от мадьяр и от немецкой буржуазии готовы были согласиться на то, чтобы восточную часть Балкан получила Россия. С ней они рекомендовали заключить полюбовную сделку. На такой точке зрения стояли военные, клерикальные и феодальные круги австрийской половины Австро-Венгрии.
Императору Францу-Иосифу очень хотелось хотя бы чем-нибудь компенсировать себя за потери, понесённые в Италии и Германии. Поэтому он с большим сочувствием прислушивался к голосу аннексионистов. Эти политики энергично поощряли антитурецкое движение в Боснии и Герцеговине. Весной 1875 г. они организовали путешествие Франца-Иосифа в Далмацию. Во время этой поездки император принимал представителей герцеговинского католического духовенства, которые приветствовали его как защитника христиан от мусульманского ига. Эта поездка наряду с предшествовавшей хорватско-католическои агитацией в немалой мере способствовала тому, что герцеговинцы решились на восстание.
Русское правительство также считало необходимым оказать помощь восставшим славянам. Оно надеялось таким путём восстановить среди них свой престиж, подорванный поражением в Крымской войне. Однако русское правительство отнюдь не желало затевать серьёзный конфликт с Австро-Венгрией.
Стремясь поддержать авторитет России среди, славян и при этом не поссориться с Австро-Венгрией, Горчаков решил проводить вмешательство в балканские дела в контакте с этой державой. Такая политика соответствовала и принципам соглашения трёх императоров.
В августе 1875 г. Горчаков заявил в Вене о необходимости совместного вмешательства в турецко-герцеговинские отношения. Он высказал мнение, что восставшим провинциям нужно предоставить автономию наподобие той, какой пользуется Румыния, иначе говоря, близкую к полной независимости.
Создание ещё одного южнославянского княжества отнюдь не улыбалось Австро-Венгрии. От нового государства нужно было ждать установления теснейшего сотрудничества с Сербией и Черногорией. Таким образом, освобождение Боснии и Герцеговины могло явиться первым шагом к образованию «Великой Сербии». Тем не менее Андраши согласился на совместное выступление. Он не желал передавать герцеговинское дело в руки одной России; более того, он считал нужным кое-что предпринять в пользу повстанцев, дабы предупредить вмешательство Сербии. Но при этом Андраши намерен был ограничиться самыми минимальными мероприятиями. В конце концов он добился значительного сужения первоначальной русской программы. Покровительство христианам свелось к плану административных реформ, которых державы должны были потребовать у султана.
30 декабря 1875 г. Андраши вручил правительствам всех держав, которые подписали Парижский трактат 1856 г., ноту, излагавшую проект реформ в Боснии и Герцеговине. Нота приглашала к совместным действиям с целью добиться принятия этой программы как Портой, так и повстанцами.
Все державы изъявили своё согласие с предложениями Андраши. Однако, соглашаясь с его программой, Россия вкладывала в неё свой собственный смысл. Андраши в требовании реформы усматривал путь к восстановлению власти султана; напротив, Горчаков видел в реформах шаг к будущей автономии, а затем и к независимости восставших областей.
Источник