Владыка морей
КРАБ ИЗ ЛЕГЕНДЫ
С древнейших времен люди, жизнь и труд которых тесно связаны с морем, верили, что в пучине живут странные огромные существа, не похожие на других обитателей глубин. Одни называли их полипусами, другие – пульпами. О крупных морских животных, вооруженных многочисленными щупальцами с присосками, писал еще Аристотель. О многоногом полипе, пойманном как-то в андалузском порту, упоминал и Плиний Старший. Похоже, что и загадочная Сцилла Гомера приходилась близкой родственницей вышеупомянутым монстрам.
В фольклоре скандинавских народов с незапамятных времён известна легенда о кракене – огромном чудовище, живущем в море и держащем в своих щупальцах всю землю. В минуту плохого настроения он занимается тем, что губит мореплавателей, втягивая их в свои владения вместе с судном.
Слово «кракен» произошло от скандинавского krabbe – «краб». Рыбаки, давшие ему такое имя, не сильно разбирались в зоологии и называли крабом (морским пауком) всякую тварь, имевшую множество конечностей.
Легенда о кракене имеет древнее происхождение. Ее распространенность среди северных народов в древности подтверждается многочисленными свидетельствами моряков, встречавшихся с монстром, оставивших записанные позднее рассказы, которые, впрочем, большинство ученых не принимало на веру.
Одна из первых обстоятельных попыток разъяснения загадки появилась в книге Понтоппидана «История природы Норвегии (1752–1753)». Этот образованный служитель церкви, бывший епископом Бергена с 1746 по1764 год, посвятил целую часть двухтомного произведения исследованию легендарных животных северных морей, мысль о существовании которых казалась ему не лишенной основания. Начав с рассказов о сиренах, он перешел к описанию того, кого называл «бесспорно, самым огромным морским чудовищем».
«Его называют Krake, Kraxe, a чаще – Krabbe. Это название вполне походит к округлому, сплющенному существу, имеющему множество конечностей, или “ветвей”. Называют его также “Ankertrold” (якорь-злодей), но, кажется, никто из древних или современных авторов не имеет об этом создании ясного представления».
«Наши рыбаки, – пишет Понтоппидан, – единодушно утверждают, что иногда, особенно в жаркие летние дни, выходя в открытое море, они сталкиваются с сильным изменением глубины (тридцать пять–пятьдесят метров вместо ожидаемых ста пятидесяти–ста восьмидесяти). В таких местах, как правило, почти полностью отсутствует рыба. Рыбаки с трудом забрасывают свои снасти, из чего делают вывод, что под ними на глубине находится кракен. По их мнению, именно это существо не позволяет нормально измерить глубину, создавая преграду для зонда.
Впрочем, таким встречам, как правило, рады, так как они считаются предзнаменованием успешной ловли. Иногда более двадцати лодок собираются над кракеном так близко друг к другу, что становится почти невозможным продолжать ловлю: остается только наблюдать с помощью зонда за глубиной. Ее уменьшение свидетельствует о том, что животное поднимается к поверхности. И тогда, не теряя времени, рыбаки хватаются за весла и как можно скорее уплывают на нормальную глубину, где могут чувствовать себя в безопасности.
Остановившись, они наблюдают, как на поверхности воды появляется огромный монстр: он всплывает, пока не показывается все его тело, которое человеческий глаз не способен охватить взглядом. Его спина, имеющая около двух километров в окружности, с первого взгляда напоминает скопление островков, окруженных некой субстанцией, плавающей и колышущейся, как морские водоросли. То здесь, то там на поверхности воды появляются бугры, похожие на песчаные отмели, над которыми подскакивает множество маленьких рыбок, пока “отмели” снова не погружаются в воду. И тогда над морской поверхностью вырастают, постепенно расширяясь, многочисленные блестящие шипы, или рога, достигающие порой в высоту и ширину размеров средних корабельной мачты. Рассказывают, что, если бы «руки» этого создания обхватили даже самый большой военный корабль, они бы увлекли его за собой в бездну.
После того как в течение нескольких коротких минут монстр находится на поверхности воды, он начинает медленно опускаться; и в этот момент опасность так же велика, как и прежде, – погружаясь, животное производит такие круговороты и всплески воды, что утягивает за собой все вокруг».
ВСТРЕЧИ С МОРЯКАМИ
В описании ученого епископа кракен впервые предстает неправдоподобно огромным (размером до двух километров!), но все-таки реальным морским животным – скатом, спрутом или гигантской морской звездой. Он не злой и не добрый, а корабли топит, так сказать, «нечаянно».
Разумеется, после такого описания мифологического монстра, сделанного почтенным прелатом, в кракена вообще перестали верить. Таких огромных спрутов не существует, а то, что болтают моряки, – не более чем глупости суеверной и неграмотной черни.
Однако свидетельства о монстре множились, и спустя всего лишь сто лет уже никто не сомневался, что где-то в самых темных глубинах океана обитает загадочное и ужасное создание.
30 ноября 1861 года французская канонерка «Алектон» увидела и начала преследовать огромное существо. Это было в ста двадцати морских милях от Канарских островов. Судовая команда загарпунила животное, но оно было столь крупным, что его не смогли поднять на борт. Существо кирпично-красной окраски, измеренное от щупальцев до кончика хвоста, имело длину около семи метров (не двакилометра, конечно, не размеры впечатляют!).
Весной 1874 года индийская шхуна «Пэл» отплыла с Цейлона к берегам Бирмы. Прошел месяц. Хозяева шхуны уже занесли ее в список пропавших без вести. Но следы «Пэл» нашлись. Пароход «Стетоуэн», прибывший в один из портов Индии, доставил на родину несколько спасенных моряков с действительно погибшей шхуны.
«Мы шли на шхуне «Пэл» в Рангун, – рассказали спасенные. – Попали в штиль. Пока лежали в дрейфе, в полумиле от нас из воды медленно поднялась огромная масса, похожая на спину кита. Странный предмет или зверь был такой же толщины, как наше судно, и лишь вдвое короче его. Чудовище рывками стало приближаться к шхуне. Оно нанесло ей страшный удар, судно покачнулось, и в тот же миг огромные, точно деревья, щупальца взвились над судном и оплели его. Чудовище стало вползать на палубу. Оно протиснулось между двумя мачтами. Кто-то из матросов закричал: «Рубите, кому жизнь дорога!» Но было поздно: ужасный зверь тянул судно в пучину. Мачты шхуны наклонялись все ниже, она опрокинулась и пошла ко дну».
Незадолго до этого в руки зоологов, изучающих морских животных, попал необыкновенный трофей – два обрубка огромных щупалец кальмара. Вот как это произошло, по свидетельству английского ученого Фрэнка Лейна. В октябре 1873 года трое рыбаков – двое взрослых и двенадцатилетний мальчик – ловили сельдь в районе острова Ньюфаундленд. Вдруг они заметили огромный предмет, проплывающий мимо. Решив, что это обломок корабля, рыбаки стали грести к нему, и один из них ударил его багром. «Обломок» ожил, выбросил над водой две гигантские руки – щупальца и обхватил ими баркас. Затем чудовище стало погружаться в воду, увлекая за собой лодку.
Рыбаков сковал ужас. Лодка быстро наполнилась водой. Еще несколько секунд, и они бы пошли на дно. Но двенадцатилетний мальчик – его звали Том Пикот – оказался более смелым, чем взрослые мужчины. Он схватил топор и обрубил оба щупальца. Лодка выпрямилась. Кальмар выпустил из своего тела какую-то темно-фиолетовую жидкость, от которой вода вокруг лодки сразу потемнела. Мальчик был готов продолжать борьбу, но чудовище, не возобновив атаки, стало погружаться в воду и скрылось.
Перепуганные рыбаки изо всех сил гнали лодку к берегу. Они привезли домой два обрубка щупалец. Эти щупальца – одно из самых ценных приобретений зоологической науки того времени. С этого момента началось действительно научное изучение кракена.
30 ноября 1896 года на берег около города Сент-Огастин, штат Флорида (США) были вынесены останки огромного морского животного. Когда Эдисон Верилл, профессор биологии Йельского университета, исследовал находку, он пришел к выводу, что это был громадный осьминог с размахом щупальцев до шестидесяти метров. Коллеги ученого подняли его на смех, и спустя несколько месяцев павший духом и лишившийся уважения коллег Верилл признал, что изученные им останки принадлежали кашалоту. Тем не менее, когда в 1957 году двое американских биохимиков, Джозеф Дженнер и Рой П. Макэл, сделали анализ проб ткани из туловища животного, хранившегося в Смитсоновском институте, было обнаружено, что структура ее клеток и химический состав наиболее характерны для осьминогов. Первоначальная идентификация Верилла оказалась, по-видимому, правильной. Так, хотя бы после смерти, было восстановлено доброе имя ученого.
В наши дни кракен – официально признанный наукой жилец моря. Это гигантский кальмар – Architeuthis, – по-видимому, имеет так называемую нейтральную плавучесть, чем и объясняется, почему мертвые или умирающие кальмары часто поднимаются к поверхности и выбрасываются на берег. Поэтому утверждение некоторых ученых о том, что гигантский кальмар – хороший пловец, явно неверно. Главную пищу этих животных составляют более мелкие кальмары и рыбы, а никак не корабли и несчастные моряки, потерпевшие крушение.
70-е годы прошлого столетия были, видимо, губительными для кракенов. За истекшие сто лет этих чудовищ не раз находили выброшенными на берег, издыхающими на поверхности воды, а также в желудках кашалотов в разных частях Мирового океана, но в основном у берегов Ньюфаундленда, Великобритании, Норвегии и Новой Зеландии. Самый крупный из найденных экземпляров имел длину восемнадцать метров, но большая ее часть (двенадцать метров) приходилась на конечности. И сейчас время от времени появляются сообщения о находках этих кальмаров, но все реже и реже.
Итак, благодаря стараниям зоологов с легендой о морском властелине, утаскивающем в бездну корабли и людей, покончено. А скоро будет покончено и с реальным кракеном – достаточно безобидным, хотя и огромным кальмаром.
Но, может, где-то в самых темных глубинах, куда еще не добрались люди, все-таки живет настоящий Кракен – владыка моря? Очень хочется надеяться, что да.
Источник
Ньёрд — бог плодородия и владыка морей
Ньёрд (др.-сканд. Njörðr) — в скандинавской мифологии бог представляет ветер и морскую стихию, но, как и другие ваны, является богом плодородия.
Ньёрд богат, имеет власть над морем, ветром и огнём, покровительствует мореплаванию, рыболовству, охоте на морских животных. Ньерд — посредник между людьми, которые добывают себе пропитание в воде. Он умиротворяет бурные воды и дружелюбен с морскими богами, духами рек, озер, ручьев.
Асы и ваны обменялись заложниками после ужасной войны, которую они вели друг против друга. После этого Хенир, брат Одина, отправился жить в Ванахейм, а Ньёрд с двумя детьми, Фрейром и Фрейей, поселились в Асгарде. Ньерд поселился в Ноатуне (др.-сканд. Nóatún — «Корабельный двор»), который расположен, согласно «Младшей Эдде», на небе, но, вместе с тем, у моря.
Когда асы убивают великана Тьяцци, Ньёрд женится на его дочери, богине-охотнице Скади. Скади согласилась выйти замуж за Ньёрда в знак примирения с асами, но не смогла жить с ним у моря, где её будили крики чаек, поэтому они живут по девять суток в жилище Ньёрда — Ноатуне и столько же в Трюмхейме, в горах, так как Скади любит горы и волков.
Как Скади выбрала Ньерда
Все обитатели Асгарда собрались у огромных ворот, готовясь приветствовать невесту Фрейра. И тут появилась девушка-великанша, но не Герд. И была она с ног до головы закована в броню.
— Я Скади, — сказала она, — дочь Тьяцци. Мой отец принял смерть от обитателей Асгарда. Я требую возмещения.
— Какого возмещения ты хочешь, дева? — спросил Один, улыбаясь при виде девушки-великанши, так смело явившейся в Асгард.
— Мужа из вашего племени, как у Герд. И по моему выбору.
Все расхохотались над словами Скади. Потом Один проговорил, смеясь:
— Мы позволим тебе выбрать у нас мужа, но ты должна выбрать его по ступням.
— Я согласна, — сказала Скади, не сводя очей с Бальдра, самого прекрасного из всех обитателей Асгарда.
Великанше завязали глаза, и асы и ваны уселись вокруг нее. Переходя от одного к другому, она каждому клала руки на ступни и наконец, добралась до того, у кого ступни были настолько красивые, что у нее не возникло сомнений, что это Бальдр. Она встала и сказала:
— Вот тот, кого Скади выбирает себе в мужья.
Тут асы и ваны расхохотались еще громче, сняли у нее с глаз повязку, и Скади узрела… нет, не Бальдра Прекрасного, а Ньёрда, отца Фрейра. Но чем дольше Скади всматривалась в Ньёрда, тем больше она радовалась своему выбору, ибо Ньёрд был силен и благороден обликом.
Эта пара, Ньёрд и Скади, сперва отправилась жить в прибрежный чертог Ньёрда, но крики морских чаек слишком рано будили Скади по утрам, и она увлекла мужа на вершину горы, где чувствовала себя гораздо лучше. Ньёрд же тосковал по шуму прибоя. Так с горы к морю и обратно путешествовали Скади и Ньёрд.
Ньёрд в «Саге об Инглингах»
Когда Один прибыл в Скандинавию, он поселил своего жреца Ньёрда в Ноатуне. Тот был женат на Скади, но она не захотела жить с ним и позже вышла за Одина[2]. После смерти Одина Ньёрд стал правителем шведов. Он умер от болезни и перед смертью приказал посвятить себя Одину. Его власть перешла к сыну Фрейру. Таким образом, Ньёрд стал предком Инглингов.
Поклонение Ньёрду
Ньёрд благословляет суда, входившие и выходившие из порта, и храмы в его честь располагались на морском побережье. Его именем клялись, на пире пили за его здоровье, упоминая его имя наряду с именем его сына Фрейра. У Ньерда просили удачу на улов рыбы.
Так как все водные растения принадлежали ему, морская губка известна на севере как «перчатка Ньёрда».
Обращение к Ньёрду
Ньерд может наделить богатством любого, кто просит об этом. Но при условии правильного обращения.
Я (имя) взываю к миру Ванакхейм, к чертогам Ноатуна, к тебе бог Ньерд.
Славься повелитель морей и гаваней,безупречный повелитель людей, податель богатств и денег.
Приветствую тебя, Ньерд в своем чертоге, и прошу посетить меня у своего алтаря.
Дарю тебе свой подарок (называете) и обращаюсь к тебе со своей просьбой.
Озвучиваете просьбу…
(Нельзя в просьбе причинять вред другим людям, иначе Ньерд вам откажет).
Еще можно написать руны Феху и Лагуз и в оговоре обратиться к богу Ньёрду.
Источник
Владыка морей
Арсений Замостьянов
Двести семьдесят пять лет назад, 13 (24) февраля 1745 года, родился Федор Ушаков – адмирал, не знавший поражений. Он заложил победные традиции русского Черноморского флота и, не считаясь с канонами, создал собственную систему морского боя
Подобно многим знаменитым русским флотоводцам, он родился вдали от морской стихии, в глубинной России – в селе Бурнакове под Рыбинском. Его отец – небогатый дворянин – служил в лейб-гвардии Преображенском полку, но карьеры не сделал. Федора в гвардию не записали, для него родитель избрал стезю поскромнее – Морской кадетский корпус. И не прогадал. Ушаков, пленившись идеями Петра Великого, мечтал о больших корабельных баталиях, о командовании мощным флотом.
В те годы Россия стремилась утвердиться на Черном море. Во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов Ушаков сражался в Донской флотилии под командованием адмирала Алексея Сенявина, который полюбил этого плечистого и немногословного офицера с медвежьими повадками. Но слава пришла к Ушакову несколько позже, в преддверии следующей войны с османами.
Любимец светлейшего
В 1783 году на юге России свирепствовала чума. Россия и Турция готовились к решающим сражениям за Крым, и многие приписывали эпидемию козням османов: «Вдруг последовало несчастие: турецкие суда нам привезли зло и заразу; пошло косить, зачали люди падать вдруг мертвые».
Ушаков руководил строительством кораблей в Херсоне – эпицентре эпидемии. Борьба с болезнью стала главной заботой морского офицера. Неподалеку от верфи он построил карантинный лагерь и приказал вырыть землянки для больных. В городе непрерывно горели костры и моряки окуривали дымом свою одежду. Если рабочий заболевал – в карантин отправляли всю артель. За эти энергичные действия Ушаков получил первую награду – орден Святого Владимира 4-й степени – как «отличившийся неусыпными трудами, попечением и добрым распоряжением, через что… гораздо скорее успели отвратить опасную болезнь, так как она… больше не показывалась». Его заметил всесильный Григорий Потемкин – он разглядел в Ушакове победоносную энергию. В 1787 году, когда Стамбул объявил России войну, именно Ушаков стал надеждой князя Таврического на Черном море.
К этому времени турки с французской помощью вот уже 20 лет лихорадочно преобразовывали флот. Россия значительно уступала Османской империи не только по количеству, но и по боевым качествам кораблей. Оставалось надеяться на военную науку, на мастерство командиров и моряков.
Бригадир Ушаков командовал авангардом Севастопольской эскадры и непосредственно подчинялся графу Марко Войновичу – морскому командиру, который героически проявил себя во время предыдущей Русско-турецкой войны. Сербский граф был на несколько лет моложе Ушакова, но уже получил адмиральский чин и командовал эскадрой.
Их первый поход оказался не слишком удачным. Возле берегов Болгарии невиданный шторм едва не разметал в щепки всю русскую эскадру. Корабль «Мария Магдалина» занесло в Босфор, и он стал трофеем османов, а фрегат «Крым» потонул. Ушакову удалось проявить свои таланты: он пресек панику на «Святом Павле» и, умело маневрируя, вернулся в Севастополь почти без поломок.
Первое крупное морское сражение той войны состоялось в июле 1788 года близ острова Фидониси (ныне Змеиный) – там, где Дунай впадает в Черное море. При равенстве малых судов у турок имелось значительное превосходство в крупных кораблях – 25 против 12. Османы начали бой самоуверенно: первыми открыли огонь и атаковали русские корабли. Но маневры ушаковского авангарда заставили турок, еще недавно обещавших султану разгромить русскую эскадру, спешно ретироваться.
Сражение у острова Тендра 28–29 августа 1790 года. Худ. А.А. Блинков. 1955 год
После боя Войнович послал бригадиру записку – дружескую и по духу, и по форме: «Поздравляю тебя, бачушка, Федор Федорович. Сего числа поступил весьма храбро: дал ты капитан-паше порядочный ужин. Мне все видно было». Но в реляции Потемкину граф несколько принизил заслуги Ушакова, хотя и отметил его храбрость в бою. Ушаков не скрывал возмущения. Войнович узнал о его высказываниях и написал будущему адмиралу резкое письмо, после которого их отношения были испорчены навсегда: «А вам, позвольте сказать, что поступок ваш весьма дурен, и сожалею, что в этакую расстройку и к службе вредительное в команде наносите». Ушаков не замедлил пожаловаться Потемкину. Но на беду, светлейший уже успел не только получить рапорт от Войновича, но и пересказать его в письме императрице… И все-таки Потемкин нашел возможность щедро наградить Ушакова за Фидониси.
От Керчи до Калиакрии
14 апреля 1789 года героя произвели в контр-адмиралы, и он возглавил Севастопольскую эскадру. Впрочем, не остался в обиде и Войнович: ему вверили командование всем Черноморским флотом. Но на этой должности адмирал как будто впал в спячку. За целый год он не подготовил ни одного похода. Потемкин посчитал за благо и на этом посту заменить сербского графа Ушаковым. Кампанию 1790 года Черноморский флот начал походом к турецким портам. Неожиданно появившись в акватории Синопа, русские моряки захватили несколько купеческих кораблей с зерном, не менее четырех судов потопили и с честью выдержали бой с двумя османскими фрегатами. После столь удачной диверсии Ушаков взял курс на Анапу. Там он обстрелял турецкие позиции и вернулся в Севастополь в самом добром расположении духа.
Кадр из кинофильма режиссера Михаила Ромм
Турки попытались ответить и с мощной эскадрой подошли к берегам Крыма. Тут-то и настал звездный час Ушакова. Он незамедлительно вышел на поиски противника и приметил турок в Керченском проливе. Залогом новой победы стали умелые действия артиллеристов ушаковской школы. Уничтожить турецкую эскадру не удалось, но и такой урок надолго лишил турок инициативы на Черном море.
После керченской виктории Потемкин окончательно убедился, что не ошибся в Ушакове. А адмирал и не думал почивать на лаврах. Он искал новой встречи с турецкой эскадрой. Корабли османского флотоводца Гусейна-паши располагались вдоль берега от Гаджибея до мыса Тендра, в районе нынешней Одессы. Туда под парусами тремя колоннами двинулась и эскадра Ушакова. Ему удалось по-суворовски использовать фактор внезапности. Туркам пришлось, забыв о военной дисциплине, рубить канаты для спешного отступления. Авангард Гусейна-паши успел ретироваться, а отставшие корабли оказались на грани гибели. Османы попытались восстановить боевой порядок. Но тут неожиданно Ушаков вывел из линии три фрегата. Это были «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» – оперативный резерв, который сковывал действия противника. Тем временем русский флагманский корабль «Рождество Христово» повел бой с тремя кораблями и вывел их из строя. За два часа усиленной перестрелки турки лишились эскадры. На глазах паши в щепки разлетелась корма его собственного корабля. Ушаков преследовал врага вплоть до наступления темноты. В дружеском письме Михаилу Фалееву, одному из строителей Черноморского флота, Потемкин не скрывал торжества: «Наши благодаря Богу такого перцу туркам задали, что любо. Спасибо Федору Федоровичу! Коли бы трус Войнович был, то бы он… у Тарханова Кута, либо в гавани».
В Петербурге привыкли к постоянным морским викториям Ушакова, но не могли объяснить секрета его побед. А он, подобно Петру Румянцеву и Александру Суворову, создал собственную «науку побеждать»: не считался с тактическими канонами, искал кратчайшие пути к успеху, к уничтожению противника, умело проводил учения. В то время все флотоводцы следовали линейной тактике. Ушаков первым в мире начал активно маневрировать в бою, атакуя главные силы противника, и прежде всего – флагманский корабль. Так он находил кратчайший путь к победе. В этом смысле британский морской гений Горацио Нельсон был если не учеником, то последователем Ушакова.
А Ушаков завершил войну окончательным разгромом турецкого флота при Калиакрии. Там ему удалось провести корабли тремя колоннами между берегом и турецкой эскадрой под огнем береговых батарей и нанести им такой урон, что османскому флотоводцу Сеиду-али оставалось только пасть ниц перед султаном с горестным признанием: «О великий! Твоего флота больше нет!»
Памятник адмиралу Ушакову в Херсоне
Герой Эллады
Павел I не стал припоминать Ушакову дружбу с Потемкиным – и после смерти Екатерины Великой адмирал сохранил свои позиции на флоте. В 1798 году Россия вошла в антифранцузскую коалицию. Прежние непримиримые противники – османы – стали нашими союзниками в войне против якобинцев. Объединенную русско-турецкую эскадру возглавил русский флотоводец – Ушак-паша.
Из Стамбула они направились в Средиземное море. За шесть недель морякам удалось освободить от французов четыре острова – Кефалонию, Китиру, Закинф и Лефкас. Оставался главный морской форпост революционного Парижа – Корфу, мощная крепость на острове, которую прикрывали бастионы, расположенные на островке Видо. Несколько месяцев Ушаков вел осаду этой твердыни, постоянно обстреливая французские позиции с моря, а в начале весны 1799 года решился на штурм. С утра 2 марта массированным обстрелом с кораблей адмирал уничтожил бастионы Видо. К обеду весь остров занял русский десант. Французы выдвинули против русско-турецкой эскадры несколько военных кораблей, но ушаковцы быстро вынудили их отступить. На следующий день, почти без сопротивления, капитулировал и Корфу. Около 3 тыс. французов сдались в плен. Победителям достались 16 кораблей, более 600 пушек, несколько знамен.
При покровительстве Ушакова возникло первое за несколько веков независимое греческое государство – Республика Семи Островов. Возглавил ее уроженец Корфу Иоанн Каподистрия, будущий министр иностранных дел России. Ушакова сравнивали с легендарными героями Эллады. Греки преподнесли ему медаль с надписью «Всех Ионических островов спасителю». Но главной наградой стало для Ушакова письмо Суворова – полководца, которым адмирал восхищался: «Великий Петр наш жив! Что он, по разбитии в 1714 году шведского флота при Аландских островах, произнес, а именно: ”Природа произвела Россию только одну: она соперницы не имеет!” – то и теперь мы видим. Ура! Русскому флоту. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!»
Орден Ушакова 1-й степени. Учрежден 3 марта 1944 года
Поздняя слава
В 1800 году русские моряки возвращались в Крым как триумфаторы, а вскоре Ушакова перевели в столицу – командовать Балтийским гребным флотом. Это была престижная, но не боевая должность. В Севастополе, угрожая воинственным османам, он чувствовал себя владыкой морей. А в Петербурге адмиралу больше пришлось заниматься парадами. Но при дворе он не прижился и на исходе 1806 года подал императору Александру I прошение об отставке.
Столичная суета никогда его не прельщала, и свои последние годы он провел в тихой усадьбе в Темниковском уезде на Тамбовщине. Ушаков не нажил ни семьи, ни большого богатства. Числилось за ним всего лишь 118 душ крепостных «мужеского пола». В 1812 году его избрали начальником ополчения Тамбовской губернии, но отставной адмирал отказался от такой чести. В отличие от Суворова, Ушаков не мечтал умереть с оружием в руках. Он чувствовал, что отвоевался, и на закате дней монастырские стены привлекали его сильнее, чем паруса и пушки. Адмирал умер в 1817 году…
Великий флотоводец так и не удостоился высших степеней российских орденов. В его честь не слагались торжественные оды. Вскоре после отставки «медведя морей» почти забыли. В разгар Наполеоновских войн во времена Александра I военный флот оказался на обочине императорского внимания. А после Крымской войны национальным героем стал защитник Севастополя адмирал Павел Нахимов. Об Ушакове вспоминали нечасто. За весь XIX век вышла лишь одна биография легендарного адмирала – книга Ростислава Скаловского. Изображение Ушакова отсутствует на новгородском памятнике «Тысячелетие России».
Возрождение посмертной славы выдающегося военачальника началось только в годы Великой Отечественной, когда адмирал Николай Кузнецов предложил назвать высшую флотоводческую награду СССР орденом Ушакова. Вскоре появились книги об Ушакове – и научные монографии, и популярный роман Леонтия Раковского. В 1950-е вышла на экраны красочная кинодилогия Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». После этих фильмов непобедимый адмирал окончательно стал всенародным героем. Такова сила искусства, основанного на исторической правде. Первый памятник флотоводцу, установленный в Херсоне в 1957 году, ваяли с актера Ивана Переверзева, ведь достоверных прижизненных изображений Ушакова не сохранилось. Так что слава пришла к нему поздно – почти через полтора столетия после смерти. Зато навсегда.
Что почитать?
Скаловский Р.К. Жизнь адмирала Ушакова. СПб., 2006
Овчинников В.Д. Адмирал Федор Ушаков. Ярославль, 2015
Святой адмирал
Федор Ушаков – единственный российский военачальник, канонизированный Русской православной церковью. За какие заслуги канонизируют исторических деятелей такого масштаба и кто из них точно не может быть причислен к лику святых? Об этом в интервью «Историку» рассказал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
По словам отца Владимира, Федор Ушаков был уникальной фигурой – одновременно и выдающимся флотоводцем, и искренне верующим, праведным человеком. Последнее обстоятельство сыграло решающую роль в момент обсуждения вопроса о причислении адмирала к лику святых. Это произошло сравнительно недавно – в 2001 году. Тогда и появился в святцах еще один святой – праведный воин Феодор Ушаков.
Уникальный случай
– Почему было принято решение о канонизации Ушакова?
– Адмирал Федор Федорович Ушаков был праведным человеком. Он всегда поступал по своей христианской совести, всегда молился Господу. В конце своей жизни, когда был уже в отставке, он полностью посвятил себя Богу. В браке он не был, никаких внебрачных отношений у него никогда не было, он никогда не стремился к богатству, ни блестящей карьеры, ни почестей не искал – все это в совокупности и дало основания для канонизации.
– Достаточно ли этого для прославления в лике святых?
– Не будем забывать, что он был еще и настоящим героем, который свою жизнь, по существу, ежечасно готов был отдать за свое православное Отечество, а значит, и за православие в целом. Ведь Россия к тому времени давно уже была единственной в мире православной империей. Так что, укрепляя позиции Российской империи, он одновременно укреплял позиции Православной церкви в мире. Думаю, он и сам именно так понимал смысл своего служения – не как агрессию в Средиземном море, а как борьбу за православие.
– Но вообще говоря, прославление полководца такого уровня, такого масштаба — это скорее уникальный случай. Вы с этим согласны?
– Абсолютно неординарное событие, уникальный случай. В Синодальной комиссии мы постоянно получаем письма, в которых нам задают вопрос о том, скоро ли прославят Суворова…
– И что вы отвечаете?
– Пока не находится достаточных оснований для этого.
– Почему?
– Потому что Александр Суворов – фигура более сложная. Такой удивительной однозначности, простоты и чистоты, которая была у адмирала Ушакова, у него все-таки нет.
– Чего не хватает? Может быть, это позволит лучше понять мотивы канонизации Ушакова? Какие черты Суворова все-таки вызывают сомнения? Это поведение бытовое, или это недостаточная крепость веры, или это еще какие-то факторы?
– Александр Васильевич был очень верующим человеком. Он, безусловно, был настоящим христианином. В этом нет сомнений. И он тоже воевал и тоже за православную веру. Может быть, масштаб его деятельности был значительно больше, чем у Ушакова, и поэтому ему приходилось чаще бывать при царском дворе, а это обычно сильно сказывается на жизни человека и может на него отбрасывать какую-то тень. У него была семья, и эта семейная жизнь была очень драматической. Я не исключаю того, что Суворов был тоже близким к святости человеком. Но однозначно это утверждать пока не получается. Может быть, пройдет время, выявятся еще какие-то свидетельства, и что-то изменится. Но с Ушаковым получилось очень просто, потому что ничего, никаких противоречащих канонизации событий в его жизни не было. Праведный воин, и этим все сказано.
– Негласный главный святой военно-морского флота…
– Естественно. Больше таких нет. И его почитание растет. Строятся все новые и новые храмы, часовни в его честь. Он действительно удивительный герой. Ни одного поражения не потерпел. И никогда не старался убивать ради того, чтобы побольше убить…
Типы святости
– Должны ли быть для прославления таких людей – светских все-таки, не мучеников за веру – какие-то еще подтверждения святости, в виде чудес например?
– Вообще в истории Церкви мы знаем два главных типа святости. Один тип святости связан с мученичеством за веру, и здесь для прославления в лике святых никогда не требовалось никаких чудес. Если человек отдал свою жизнь за веру в Бога, то это всегда признавалось достаточным для его прославления. Хотя очень часто случалось так, что именно от таких мучеников бывали и чудеса – от их мощей, по молитве к ним. И таких примеров очень много: Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский… Но при прославлении не чудеса играли роль, а мученичество.
Святой праведный воин Феодор Ушаков. Икона храма Николая Чудотворца на крейсере «Аврора». Худ. А.Н. Усалев. 2007 год
Второй тип святости – различные другие подвиги: это преподобные, святители, благоверные князья. В таких случаях, конечно, важнейшее значение при решении вопроса о канонизации имели чудеса как доказательные свидетельства самого Бога праведности и святости подвижника. Без этого прославление невозможно, требуются чудеса. Конечно, с благоверными князьями и святителями немного сложнее, но все-таки тоже нужны чудеса.
Каких-то особых чудес в истории прославления Феодора Ушакова вроде бы мы не находим, кроме невероятной победоносности его военных действий. Так что и в этом смысле это достаточно уникальная ситуация.
– Но получается, чудеса необязательны в данном случае?
– Да. Потому что он хоть и не мученик, но во время битвы жертвовал своей жизнью. Он бросался в бой, где ему явно грозила смерть, никогда за чужими спинами не прятался, всегда был готов умереть за победу добра над злом, а он именно так понимал смысл войн, которые вел.
– Вы сказали о том, что в Синодальную комиссию по канонизации часто обращаются по поводу Александра Васильевича Суворова. Есть ли еще – извините за такой, может быть, светский термин – какой-то список людей, которых предлагают причислить к лику святых?
– Есть. Например, часто обращаются по поводу современного воина Евгения Родионова.
– Который погиб в Чечне?
– Да. И его имя обсуждается постоянно, но пока канонизация не проходит. Хотя его вполне можно было бы канонизировать.
– Потому что это – как раз мученичество?
– Да, это – мученичество за веру, при этом он еще и воин. Трудность с канонизацией заключается в том, что документов, точно подтверждающих это мученичество, пока нет. Есть свидетельства, и очень яркие: известно, что его мать ездила в Чечню, нашла его тело, отрезанную голову, привезла сюда, погребла здесь, в Подмосковье. О том, что там случилось и привело Евгения к смерти, она узнала со слов убийцы, но никаких других свидетелей казни не было. Он рассказал, что, когда воин Евгений попал в плен к боевикам, те предложили ему снять крест и тем самым спасти свою жизнь, но он отказался это сделать, после чего ему отрезали голову. Эта версия некоторыми членами комиссии подвергается сомнению: может быть, он был умучен не за веру? Поэтому решение о канонизации пока не принимается.
– Но правильно ли я понимаю, что это не окончательный отказ?
Памятник адмиралу перед собором Святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске
– Я думаю, что не окончательный. Дело в том, что есть еще третий аргумент при канонизации – это народное почитание. А народное почитание в отношении Евгения Родионова очень большое. В его честь уже строят храмы – причем в России это делать нельзя, хотя и строят часовни тоже, а в Греции – можно, и там есть храм в честь Евгения Родионова.
Кутузов, Жуков, Сталин
– Известны случаи достаточно позднего прославления исторических деятелей. Например, Дмитрий Донской и Андрей Рублев были прославлены пять с половиной – шесть столетий после кончины, уже в наше время, в 1990 году. Почему такой долгий срок?
– Так часто бывает. Очень нескоро был прославлен, например, патриарх Гермоген – спустя 300 лет. И это не единственный случай, а довольно распространенный. Одна из причин в том, что синодальный период, длившийся с 1700 по 1917 год, был очень неблагоприятным временем для прославления святых. За весь синодальный период канонизаций святых было немного. В итоге, как мне кажется, церковное священноначалие и народ просто отвыкли от самой постановки вопроса о канонизации.
– Почему так?
– Не считали даже нужным. Рассуждали так: «А зачем? И так много святых прославлено, зачем еще кого-то прославлять?» Все-таки нужно помнить, что императорская власть была у нас с достаточно сильным немецким компонентом в менталитете, а в лютеранстве святых не почитают. Патриарха не было, а Святейший синод весьма сильно зависел от императора.
– А потом был советский период: тогда Церкви было не до канонизаций…
– Совершенно верно. Так что около 300 лет можно вычесть из истории канонизации русских святых. И тогда сразу все делается понятным.
Русский герой – Евгений Родионов. Худ. М.В. Фаюстов. 2009–2010 годы
К тому же каких-то чудес в отношении Дмитрия Донского, конечно, не было зарегистрировано. Сказать, что он умер за веру, нельзя: он был ранен во время Куликовской битвы, но остался жив. Что он в конце жизни был аскетом и подвижником, как, например, Ушаков после выхода в отставку, – такого нам тоже неизвестно.
В честь великих российских полководцев названы современные награды России, но лишь Федор Ушаков удостоился еще и причисления к лику святых. На фото: орден Ушакова, орден Суворова, орден Кутузова, орден Жукова
Почему о нем вспомнили? В конце XX века Русской церкви нужно было как-то выходить из того периода гонений, который продолжался 70 лет, и нужно было искать какие-то мосты с советской властью. Дмитрий Донской – как раз тот государственный деятель, который спас Русь от нашествия Мамая, при этом он сам сражался с мечом в руках на поле брани, был ранен. Это был подвиг за веру и за Русь православную. И этот подвиг был признан в том числе и Советским государством…
Так что и внутриполитическая ситуация располагала к такому шагу. Впрочем, такое было в истории Церкви и раньше. Потому что наивно думать, что святыми являются только те, кто у нас в календаре напечатан. Это же не так. Только один Бог знает, кто святой, а кто не святой. А люди могут ошибаться. Дело не в том, что Церковь кого-то назначает святым, а кого-то не назначает. Если мы видим эту святость воочию, мы прославляем святого, и это бывает на пользу всем.
Так, например, было со святым Серафимом Саровским. При этом инициатива прославления, как вы знаете, принадлежала царю, а не Синоду. Синод как раз всячески тормозил процесс канонизации. Непонятно теперь даже почему, но так к тому времени сложились взгляды синодалов. А народу все было очевидно: к этому времени уже множество чудес было явлено.
– Задам вам совсем наивный вопрос – вы уж меня простите! Но есть ведь еще великие воины Русской земли – фельдмаршал Михаил Кутузов, маршал Георгий Жуков. Каждый из них в свое время спас страну от завоевателей. Жуков, правда, партийный билет носил в кармане. Может хотя бы гипотетически сложиться ситуация, когда люди такого масштаба и таких качеств будут прославлены в лике святых, или же все-таки нет?
– Гипотетически многое возможно. Но думаю, вряд ли это произойдет.
– Партбилет препятствует все-таки?
– Конечно. Про Жукова даже нельзя сказать, был ли он верующим. И сама его жизнь совершенно не подходит под критерии православной жизни. И то, что он был полководцем и внес большой вклад в победу над гитлеровцами, еще не повод для канонизации. В отношении Кутузова есть вопросы, скажем мягко, к его семейной жизни, к его моральному облику, что тоже идет вразрез с представлениями о праведности…
– Но при этом есть то ли секта, то ли какое-то течение в Церкви, которое даже Сталина пытается прославлять?
– Нельзя сказать, что это – в Церкви. Может быть, какие-то отдельные церковные, но наивные люди так думают, но чтобы течение – я такого не знаю. Сталин был настолько из ряда вон выходящим тираном, деспотом и гонителем Церкви, что непонятно, как можно так прельститься, чтобы сделать из него святого. Я знаю отдельных людей и даже священников, которые распространяют слухи, что будто бы он принял монашество перед войной, что он тайно покровительствовал Церкви и так далее, но это не выдерживает никакой критики.
– Но есть люди, которые, я понимаю, даже создают нечто подобное иконам с изображением Сталина.
– В наше время неадекватных людей, как теперь говорят, очень много. Это какая-то самодеятельная инициатива, к Церкви не имеющая никакого отношения.
Беседовал Владимир Рудаков
Фото: FINE ART IMAGES / LEGION-MEDIA, НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА, LEGION-MEDIA
Источник