Разработка урока «Части Мирового океана», 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)
Разработка урока «Части Мирового океана»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_mirovogo_okeana.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии в 6-м классе.
Тема: «Части Мирового океана»
Терехова Т. Н., учитель географии
Образовательная: с формировать картографические представления о Мировом океане, его составных частях, участках суши в Океане.
Развивающая: Продолжить формирование навыков работы с картой в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
Воспитательная: Воспитание интереса к предмету через игровую деятельность, решение проблемных ситуаций. Воспитание толерантности.
1. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой.
2. Проверка домашнего задания.
-“Что мы изучали на прошлом уроке?”
Письменный опрос (тест) по теме “Гидросфера”.
По завершении работы производится самоконтроль (ключ вывешивается на доску).
- Водная оболочка Земли:
- Атмосфера.
- Литосфера.
- Гидросфера.
- Биосфера.
- Пресными водами гидросферы являются:
- Воды Мирового океана.
- Внутренние воды суши.
- Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
- Круговороту воды в природе.
- Выветриванию.
- Океаническим течениям.
- Приливным явлениям.
- Землетрясениям.
- Вода на суше может находиться в следующем состоянии:
- Только в жидком.
- В жидком и твёрдом.
- К водам суши относятся:
- Реки, озёра.
- Реки, озёра, моря, ледники.
- Реки, озёра, болота, ледники.
- Вода гидросферы может находиться:
- Только в жидком состоянии.
- В жидком, твёрдом состоянии.
- В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.
- Поставщиком пресной воды на суше является:
- Ветер.
- Мировой океан.
- Осадки.
3. Мозговой штурм.
А. — Что же такое гидросфера? – Водная оболочка Земли.
Б. — Из каких частей она состоит? – Воды суши-2% и Мировой океан-98% (прикрепляю к понятию “Гидросфера” на стенде “Опорные понятия”).
В. — Благодаря чему сохраняются 2% пресной воды на суше? – Круговорот воды в природе.
Г. — Кто является поставщиком пресной воды на суше? – Солёный Мировой океан.
Д. — Знаете ли вы части Мирового океана, сушу в Океане? Прикрепляю эти понятия к понятию Мировой океан. Перечисляю новые понятия: моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги.
Эти новые для вас понятия мы сегодня изучим. Это и является темой нашего урока. (Переворачиваю заранее приготовленный транспарант на доске. Дети записывают число и тему урока с доски в тетрадь).
- Целью нашего урока является: сформировать представление о Мировом океане, его составных частях, о размещении суши в нём.
- Задачей вашей является: в результате поисковой деятельности сформировать картографические представления о размещении частей Мирового океана и суши в нём, продолжить формирование умений и навыков нанесения объектов на контурную карту.
Просмотр видеосюжета о Мировом океане (дети отдыхают, получают положительные эмоции).
- Немного отдохнули, отправляйтесь в путешествие по Мировому океану! Каждая пара получает маршрутный лист с заданием.
4. Изучение нового материала (работа в парах):
1 пара – Части Мирового океана.
Инструктивная карта: 1. Составить структурно-логическую схему (СЛС) частей Мирового океана. 2. Обозначить их на контурной карте. 3. Работа по карте у доски (один из пары даёт определения, называет объекты, а другой показывает).
Инструктивная карта: 1. Дать определение моря. Написать понятие “Море” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Обозначить на к/к внутренние и окраинные моря, записать их определения в тетрадь. 3. Показать по карте у доски.
Инструктивная карта: 1. Дать определение залива. Написать понятие “Залив” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Нанести на к/к заливы, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
4 пара – Проливы.
Инструктивная карта: 1. Дать определение пролива. Написать понятие “Пролив” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Обозначить на к/к проливы, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
5 пара – Материки.
Инструктивная карта: 1. Дать определение материка. Написать понятие “Материк” в тетрадь в схему “Суша в Океане”.2. Обозначить на к\к материки, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
6 пара – Острова.
Инструктивная карта: 1. Дать определение острова. Написать понятие “Остров” в тетрадь в схему “Суша в океане”. 2. Обозначить на к/к острова, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
7 пара – Архипелаги.
Инструктивная карта: 1. Дать определение архипелага. Написать понятие “Архипелаг” в тетрадь в схему “Суша в Океане”. 2. Обозначить на к/к архипелаги, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
8 пара – Полуострова.
Инструктивная карта: 1. Дать определение полуострова. Написать понятие “Полуостров” в тетрадь в схему “Суша в Океане”. 2. Обозначить на к/к полуострова, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
Работа выполняется при музыкальном сопровождении “Слушаем прибой” (магнитофон).
Проводится физкультминутка (учащиеся сбрасывают утомление).
5. Изложение нового материала.
Пары работают у доски: дают определения новым понятиям, прикрепляют на доску новые понятия, последовательно составляют структурно – логическую схему “Части Мирового океана” и “Суша в Океане”, показывают объекты на карте. Учащиеся вносят в свои тетради недостающие понятия, таким образом, составляя опорные структурно – логические схемы, сопровождающие изложение нового материала.
Учащиеся просматривают красочный видеофильм “Мировой океан”.
- Но не всегда Океан бывает таким спокойным и ласковым. Иногда он обрушивается на нас разрушительными цунами. Учёные – гидрологи высказывают свои предположения, что движения земной коры, вызывающие цунами, связаны с накоплением отрицательной энергии, исходящей от людей в результате военных конфликтов. Даже природа напоминает нам о более бережном, терпимом отношении друг к другу!
6. Закрепление знаний.
- А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу?
Проводится устный фронтальный опрос: игра “Пойми меня!”
Зачитывается утверждение. Если оно верное “+”, то учащиеся поднимают красные жетоны (раздаются заранее), если неверное утверждение “-”, то учащиеся поднимают синие жетоны. В списке класса фиксирую их ошибки, которые будут определять оценки.
А) Тихий океан – самый большой по площади “+”.
Б) Евразия – самый маленький материк “-”.
В) Северный Ледовитый океан – находится в южном полушарии “-”.
Г) Остров Гренландия – самый большой остров по площади “+”.
Д) Аравийский полуостров – самый большой по площади “+”.
Е) Бенгальский залив – часть Атлантического океана “-”.
Ж) Чёрное море – относится к внутренним морям “+”.
З) Полуостров – часть суши, со всех сторон окружённая водой “-”.
И) “Я – велик!” Кто это такой самозванец выискался? “-”.
Молодцы, ребята! Конечно, это – полуостров Ямал! (показывают по карте, обозначают в своих контурных картах).
7. Проверка усвоения знаний.
Проводится письменный фронтальный опрос: “Программированный диктант”.
Источник
Тема урока: Природные комплексы
План-конспект урока по географии
Тема урока: Природные комплексы
Тип урока : Урок открытия новых знаний
Цели:
Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре – смело, чётко говорим. И тихохонько сидим.
Какую тему мы проходили на прошлом уроке?
Опрос домашнего задания _______________________________________________________________________________________________
3.Выявление места и причин затруднения.
Какую тему мы будем изучать сегодня?
Что вы знаете про эту тему?
4.Построение проекта и решение проблемы.
Что мы должны узнать из темы?
Какие будут цели урока?
5.Реализация сформированной модели.
Различия в соотношении температуры воздуха и количества осадков в разных частях Земли определяют разнообразие растительности, почв и животного мира. Поэтому наша планета — это восхитительное разнообразие «картин природы»
Что такое природные комплекс . Взаимодействие природных компонентов: горных пород, воздуха, воды, растительного и животного мира — приводит к образованию природных комплексов.
Любой природный комплекс характеризуется особым составом компонентов и имеет неповторимый внешний облик.
Особенности природного комплекса зависят от географического положения территории, на которой он формируется. Поэтому устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определённой территории, называют природно-территориальным комплексом.
Размеры природных комплексов . Самый крупный природный комплекс (планетарный), охватывающий всю земную поверхность, — географическая оболочка. Природные комплексы Земли второго уровня — суша и Мировой океан.
Ещё меньше по размерам природные комплексы отдельных материков и океанов. Небольшие природные комплексы — холм, овраг, долина реки. Чем меньше природный комплекс, тем однороднее его природные условия.
Наиболее крупные зональные природные комплексы Земли — географические пояса. Они протягиваются в широтном направлении, совпадают с климатическими поясами и имеют те же названия.
В пределах географических поясов на суше выделяют природные зоны — обширные территории с однородными климатическими условиями, растительным и животным миром. Названия природным зонам дают по преобладающему типу растительности
тундр, хвойных лесостепей, степей, пустынь).
Смена природных зон определяется изменением соотношения тепла и влаги. Размещение природных зон в целом подчиняется широтной зональности географической оболочки.
Природные комплексы в горах, сменяющие друг друга с высотой, называются высотными поясами. Их количество зависит от географического положения и высоты гор. Чем выше горы и чем ближе они расположены к экватору, тем больше набор высотных поясов.
В Мировом океане наряду с зональными выделяются мелководные и глубоководные природные комплексы.
Сегодня всё чаще встречаются природно-антропогенные комплексы — территории, существенно изменённые человеком. Это осушенные болота, распаханные степи, искусственные лесополосы, парки и сады, орошаемые и обводняемые участки пустынь, районы добычи полезных ископаемых. В городах, крупных портах, вдоль автомобильных и железных дорог, где природная среда полностью изменена человеком, формируются антропогенные комплексы.
6.Первичное закрепление с проговариванием вслух.
1. С чем связано разнообразие природных комплексов? 2. Что такое природные зоны?
7.Самостоятельная работа с самоконтролем.
1. Что является самым крупным природным комплексом? 2. Приведите примеры природных комплексов вашей местности.
3. Что такое природно-территориальный комплекс и каковы его основные компоненты?
8.Включение в систему знаний и повторений.
1 Чем природно-антропогенный комплекс отличается от антропогенного? Приведите примеры таких комплексов, расположенных в вашей местности.
9.Рефлексия учебной деятельности на занятии.
Ребята, цели урока мы свами выполнили?
Тема урока понятна?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Источник
Природные комплексы мирового океана
Природные комплексы мирового океана.
Составлено ученицей 7 «Б»
Зосимовой Алиной.
Природный комплекс — территория, однородная по происхождению, истории геологического развития и современному составу специфических природных компонентов. Он имеет единый геологический фундамент, однотипный характер и количество поверхностных и подземных вод, однородный почвенно-растительный покров и единый биоценоз (сочетание микроорганизмов и характерных животных). В природном комплексе однотипны также взаимодействие и обмен веществ между составляющими его компонентами. Взаимодействие компонентов и приводит в конечном итоге к образованию конкретных природных комплексов.
Природные комплексы океана в отличие от суши состоят из следующих компонентов: воды с растворенными в ней газами, растений и животных, горных пород, рельефа дна. В Мировом океане выделяются крупные природные комплексы — отдельные океаны, менее крупные — моря, заливы, проливы и пр. Кроме того, в океане различают природные комплексы поверхностных слоев воды, различных толщ воды и океанического дна.
Мировому океану как планетарному природному комплексу свойственны неодинаковые в разных районах геологические условия (строение берегов и дна), физико-химические характеристики (температура, соленость, плотность воды) и процессы (течения, волнение, приливы и др.), биологические показатели (биологическая продуктивность, видовой состав организмов и т. п.).
Наиболее важные пространственные различия природных условий в Мировом океане определяются:
• глобальными факторами: особенностями геологического развития Земли,
• географической широтой,
• местными факторами: влиянием суши, конфигурацией берега, рельефом дна, материковым стоком.
По совокупности взаимосвязанных геолого-геоморфологических, гидрометеорологических, биологических и других показателей некоторые части Океана представляют собой целостные природные образования. Причем этим природным образованиям свойственны только им присущие особенности. Как природные объекты они характеризуются:
• географическим положением,
• размерами,
• степенью связи с открытыми океанскими пространствами,
• системой течений и т.д
Кроме того, эти природные образования имеют свою иерархическую подчиненность, исторически сложившиеся наименования, и представляют собой основные подразделения (части) Мирового океана. К таким природным объектам, относятся:
Океан – обширная часть Мирового океана, обособленная материками, с характерным геологическим строением и рельефом дна, самостоятельной системой течений и циркуляцией атмосферы. Кроме того, важными признаками океана служат свойственная ему структура вод, особенности горизонтального и вертикального распределения океанологических характеристик.
Море – более или менее обособленная часть океана, обладающая собственным режимом. Режим моря формируется под влиянием местных условий свободного или затрудненного водообмена с прилегающими океанскими или морскими акваториями. Море непосредственно или через проливы сообщается с этими акваториями и отделяется от них островами, подводными поднятиями (порогами). Главный признак моря – лишь ему присущие гидрометеорологические условия.
Залив – часть океана или моря, более или менее глубоко вдающаяся в сушу, но не отделенная от сопредельных океанских (морских) участков подводным порогом. Залив открыт для воздействия вод океана или моря.
Пролив – относительно узкое водное пространство между участками суши, соединяющее смежные участки океана (океанов) или моря (морей). В большинстве случаев для пролива характерно поднятие дна – подводный порог.
Среди названных подразделений Мирового океана наиболее значительны по площади (несколько миллионов квадратных километров) – океаны.
По современным представлениям, океан – это региональный природный комплекс, в котором особенности взаимодействующих крупномасштабных процессов обусловливают его самостоятельность и индивидуальность как географического объекта.
Индивидуальные черты отдельного океана сформировались под влиянием различных природных факторов. Таким образом, каждый океан имеет свою специфику. Специфика океана отражается в географических, гидрометеорологических и биологических условиях. В океане, вытянутом в меридиональном направлении, географическая зональность представлена полнее и выражена более отчетливо, чем при его широтном простирании.
От географического положения океана зависит характер атмосферной циркуляции над ним и свойства поступающих в его районы воздушных масс. Циркуляцией воздуха над океаном в основном определяются особенности течений. Отдельным океанам свойственны самостоятельные системы течений. С ними в значительной мере связаны распределение температуры, солености на поверхности и глубине, а также структура вод. В свою очередь от температуры, солености и особенностей циркуляции вод зависит состав и концентрация растворенных газов, перенос питательных веществ, интенсивность биологических процессов и богатство органического мира океана. Природное своеобразие океанов, расположенных в полярных регионах, проявляется, например, в том, что суммарный годовой поток тепла направлен из воды в атмосферу. В связи с этим здесь значительно преобладают холодные воды, круглогодично присутствуют льды, распространены холодолюбивые организмы. Для океанов и их районов, находящихся преимущественно в тропических широтах, напротив, характерны в основном хорошо прогретые воды, теплолюбивая флора и фауна.
Таким образом, весь комплекс природных условий, свойственных каждому из океанов, делает их качественно отличными друг от друга, со своей спецификой и региональными особенностями.
Источник