- Урок географии «Тихий и Индийский океаны» план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по теме «Тихий океан» план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии «Тихий и Индийский океаны»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Тихий и Индийский океаны»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihiy_i_indiyskiy_okeany_7_kl.docx | 222.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорова Татьяна Алексеевна
Тихий и Индийский океаны 7 класс
учебные: сформировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана на примере Тихого (крупнейшего океана Земли) и Индийского (теплого) океанов в форме комплексной характеристики; закрепить практические умения учащихся сравнивать природу океанов; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами, статистическим материалом; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения, извлекать знания из различных источников географической информации.
развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения двух океанов, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах;
воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам, формировать понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом. ;
планируемые образовательные результаты:
личностные: воспитание бережного отношения к природе, интересу к изучаемому предмету, ответственность безопасного поведения на воде, знать и оценивать вклад ученых в изучение Мирового океана.
метапредметные: развивать умение сравнивать, делать вывод, работать с картами атласа, контурной картой, учебником, дополнительной литературой, сравнивать карты атласа и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров, устанавливать причинно-следственные связи между процессами.
предметные: изучение особенностей расположения Тихого океана, сформировать представление о геологическом строении и рельефе дна, знать основные виды движения воды и причины их возникновения, воздействие на природу и использование человеком в хозяйственной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся : индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: карты (физическая карта полушарий, карта строения земной коры, карта океанов), рисунки, контурные карты, географический атлас, презентация.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Как то один из поэтов сказал:
Считай, ты потерял день,
В который не улыбнулся.
Готовность к уроку.
личностные : соблюдение норм и правил поведения на уроке.
2.Мотивация учебной и познавательной деятельности
Погружение в тему.
Вступительное слово учителя
В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока я выбрала китайскую мудрость: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «океан»
Океан — это необъятная стихия, которую изучают всем миром.
— Какие слова возникли в русском языке от слова океан? (океанолог, океанология)
Слово «океан» означает? ( Происходит от названия мифической реки Океан, которая, по
сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. В переводе с древнегреческого
означает «большая река, которая омывает Землю». ) .
-Сколько океанов на Земле?
Показ на карте океанов и ответ учащихся.
Отвечают на проблемный вопрос.
личностные: Осознание целостности природы
предметные: умение работать с разными источниками географической информации
метапредметные: умение организовывать свою деятельность, способность к сотрудничеству и коммуникации
На нашей Земле океанов — четыре:
Индийский — самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый всё время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий —
А буйный, глубокий и самый великий!
Методический прием: «Верные и неверные утверждения»
С какими строками стихотворения вы согласны?
А с какими не согласны?
-Какие океаны мы сегодня будем изучать?
Открыли тетради, записываем число и тему урока.
Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Практическая работа Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу.
Работать будем в парах. 1 вариант изучает Индийский океан. 2 вариант изучает Тихий океан Прием «Концептуальная таблица»
1. Площадь, млн км2
2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана
Экватор пересекает посередине, нулевой меридиан –нет, пересекает 180 меридиан
Экватор пересекает в северной части, нулевой меридиан -нет
3. В каких климатических поясах расположен океан
Во всех, кроме арктического
С тропического до антарктического
4. Наибольшие моря и заливы
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Филиппинское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена,
Заливы: Аляска, Калифорнийский, Анадырский, Сиамский
Моря: Арафурское, Тиморское, Андаманское, Аравийское, Красное, Космонавтов, Содружества, Моусона
Заливы: Большой Австралийский, Карпентария, Бенгальский, Персидский, Аденский
5. Проливы, которые соединяют с другими океанами
Дрейка, Малаккский, Торресов, Басов, Берингов Панамский
Малаккский, Торресов, Басов, Баб-эль-Мандебский
6. Особенности океанических течений
Теплые: Восточно-Австралийское, Куросио, Восточно-Австралийское, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское
Холодные: Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров
Теплые: Мозамбикское, мыса Игольный, Муссонное, Южное Пассатное
Холодные: Сомалийское, Западных Ветров
7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан
Северная и Южная Америки, Австралия, Антарктида, Евразия
Острова: Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские,
Гавайские, Тасмания
Австралия, Антарктида, Евразия, Африка
Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява
8. Средняя глубина, м
9. Максимальная глубина, м
10. Температура воды в поверхностном слое, °С
11. Солёность воды, ‰
12. Представители растительного и животного мира
- Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.
Инди́йский океа́н — самый молодой и третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. Его площадь составляет— 76,17 млн. кв. км. Природе Индийского океана в большей мере, чем другим океанам, присуща тропическая экзотика. Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади находится в южном полушарии. Он не имеет непосредственной связи с Северным Ледовитым океаном.
Тихий океан — самый большой по площади и глубине океан на Земле. Площадь которой составляет – 178,6 млн. кв. км.
- Индийский океан расположен преимущественно в Южном полушарии между берегами Африки, Азии, Австралии и Антарктиды. На юго-западе и юго-востоке, где Индийский океан широкими проходами соединен с Атлантическим и Тихим океанами
- На северо-западе и западе Тихий океан ограничен берегами Евразии и Австралии, на северо-востоке и востоке — берегами Северной и Южной Америки.
Рельеф дна океанов. Тихий океан имеет самую большую среднюю глубину… (около 4300 м) и самые большие абсолютные глубины… (до 10 863 м). . Для Тихого океана характерно расположение наибольших глубин … (по его окраинам). Особенно много больших глубин в … (западной половине ) океана. Почти все впадины Тихого океана имеют вид … (сильно вытянутых ложбин), направление которых в общем совпадает с направлением горных цепей близлежащих островов.
Индийский океан отличается также значительной средней глубиной… (3900 м), около 50% его площади имеет 4500—5000 м глубины. Для него характерны два поднятия дна, из которых одно является как бы южным … (продолжением Индостана), а второе— северным … (продолжением Антарктиды). Эти поднятия делят Индийский океан на две части: западную и восточную — с глубинами от 4 до 6 тыс. м. Наиболее глубокие впадины, имеющие вид…( вытянутых ложбин) , лежат в восточной части. Самая глубокая из них …(у Зондских островов) от 5 до 7 тыс. м.
Этот океан является океаном нагретых вод. Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера;
- его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт;
- в южной части сказывается влияние холодной Антарктиды, встречаются айсберги;
- характерны муссонные ветры и муссонные течения.
Для Индийского океана характерна максимальная температура поверхностных вод. В северной части океана их средняя температура составляет около +30° С, а в Персидском заливе достигает +34° С . Однако из-за мощного притока холодных вод из антарктических широт средняя температура океанской воды составляет +17° С. При средней солености вод ниже, чем в Атлантике, в Индийском океане отмечаются акватории с повышенной соленостью. Так, в персидском заливе соленость вод достигает 39 % , а в Красном море – 41 % .
В Тихом океане соленость воды в области субтропических максимумов значительно меньше, чем в других океанах. Средняя широтная величина солености у 20-25° ю.ш. составляет 35,70‰, а у 25 — 30° с.ш. — только 34,95‰. Поэтому в Тихом океане наблюдаются отрицательные аномалии солености воды, получающие особенно широкое распространение в северном полушарии, где они достигают — 1‰.
Источник
Конспект урока по теме «Тихий океан»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Данный урок соответствует требованиям ФГОС :развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_primeneniem_kriticheskogo_myshleniya.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тихий океан.
Используемая технология: развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн.
Оборудование: Раздаточный материал «Тихий океан», шляпы разного цвета, презентация «Тихий океан».
Цель урока: познакомить учеников с историей исследования Тихого океана, с наиболее значительными экспедициями и знаменитыми путешественниками и исследователями; сформировать у них представление об особенностях рельефа, климата и вод Тихого океана.
- Познакомить учеников с историей исследования Тихого океана, с наиболее значительными экспедициями и знаменитыми путешественниками и исследователями.
- Сформировать у обучающихся представление об особенностях рельефа, климата и вод Тихого океана
- Продолжить формирование умения составлять характеристику географического объекта, на примере характеристики Тихого океана.
- Продолжить формирование умений работать с картой, контурной картой (составление лоции Тихого океана).
- Продолжить формирование умений делать выводы.
- Развитие творческого мышления (синквейн).
- Продолжить работу над формированием географической картины мира.
- Воспитывать в учениках чувство сплочённости посредством работы в группе.
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела «Материки и океаны».
Сначала, мы с вами познакомимся с океанами Земли.
Океаны – самые обширные природные комплексы. Недаром учёные называют Землю планетой морей или планетой Океан.
Мировой океан обнимает Землю неразделимыми водами и является по своей природе единой стихией, которая приобретает разные свойства с изменением широт.
Мировой океан – самый большой природный комплекс географической оболочки, который делят на части – отдельные океаны.
? Сколько океанов на Земле? Кто сможет показать на карте?
Знакомство с океанами мы с вами начнём с Тихого океана. Открыли тетради. Записали тему урока «Тихий океан».
Давайте с вами вспомним, что мы знаем о Тихом океане. Для этого зачертим в тетради таблицу:
Заполняем графу З (знаю) графу Х (хочу узнать).
- Изучение нового материала.
С особенностями Тихого океана мы будем знакомится немного в необычной форме – форме заседания Академии юных знатоков географии.
Представьте, что вы академики и находитесь на очередном заседании Академии по теме «Тихий океан».
Перед вами на столах находятся шляпы разного цвета. Исходя из цвета шляпы, вы будете представлять свои впечатления и мысли.
При помощи цветных жетонов формируются группы, которые будут мыслить в «соответствующем цвете».
Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций. Только факты.
Позитивное мышление. Нужно выделить, что именно было хорошо, полезно, продуктивно и объяснить почему.
Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить, почему так произошло.
Это – творческое мышление. Нужно представить тот или иной факт в иной, новой ситуации.
Обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» цвете, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы. За ними последнее слово.
Итак, мы приступаем к заседанию. В нашу Академию пришло письмо от главного редактора газеты, в которую был вложен научно-фантастический рассказ «Тихий океан». Главный редактор просит нас, чтобы мы внимательно изучили рассказ и сделали выводы, что же в нём научно, а что фантастично.
Не забываем, что мы поделились на группы, у каждой группы шляпа определённого цвета, и мыслить мы должны неодинаково.
Однажды осенним дождливым вечером собрались выкурить по трубке и повспоминать былые дни знаменитые капитаны разных стран и времён. Всегда – и раньше были такие люди, и сейчас, их мало, но есть, которые испытывают жажду – куда-то пойти в неизвестное. Им не живётся спокойно, их куда-то тянет жажда дальних странствий, любознательность первооткрывателей, а зачастую и амбиции, жажда славы. А бывает, что и наоборот – хочется от всех сбежать. Некоторые открывали целые новые материки, и возвращались героями, некоторые погибали сами и губили всю команду.
Слово за слово и оказалось, что все капитаны плавали по самому большому океану Земли – Тихому.
-Да, я Васко Нуньес де Бальбоа – первооткрыватель Тихого океана, и великий завоеватель Америки. В сентябре 1513 года я с отрядом в 66 человек, пробираясь сквозь сплошные заросли, поднялся на вершину горы, откуда увидел простирающуюся морскую гладь. Спустившись на побережье, мы пересекли Панамский канал и войдя по колено в воду с обнаженной шпагой и кастильским знаменем в руках, я торжественно назвал открытое мною море Южным и объявил его владением испанского короля.
-Но название-то океану дал я, прервал его Фернан Магеллан. Я потому-то и назвал его Тихим, что океан встретил нас гостеприимно: не было ни сильных ветров, ни волнения. Мои корабли почти 4 месяца не встречали суши. Мы питались сухарями, но это уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью шкуру, покрывавшую грот-мачту. Мы питались древесными опилками. Крысы продавались за полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать. Если бы не изумительная погода, мы бы не смогли выжить целых полгода , путешествую по Тихому океану.
-Ну и что, возразил Эль Кано. Зато мы пересекли величайший океан планеты и открыли столько островов – Марианские, Филиппинские, достигли Молуккских островов, где дёшево закупили пряности – корицу, гвоздику, мускатный орех.
-Да, гостеприимный океан, проворчал Дрейк. Мои люди очень сильно страдали от холода. Выйдя из пролива, носящего моё имя, Тихий океан показал свой свирепый нрав. Началась буря. Днём не было видно солнца, а ночью — звёзд. Ветер разбросал мои корабли и погнал их на юг. Один из них пропал без вести. Целых два месяца мою «Золотую Лань» трепала и терзала буря.
Кто был первооткрывателем тихого океана? Кто дал название океану? Какой Тихий океан — спокойный или бурный?
Что было полезно, продуктивно в данной части письма?
Что было трудно, неясно, проблематично?
▲ У учащихся в «чёрной шляпе» возникает вопрос – когда океан бывает спокойным, а когда на нём господствуют бури и ураганы?
Что было бы, если бы Магеллана встретил не спокойный Тихий океан, а бушующий, как Дрейка?
Сделайте выводы по данному отрывку.
Выводы записываются в третью колонку таблицы (У):
- 1513г – Бальбоа впервые вышел к Тихому океану.
- Магеллан дал название океану.
- Ф. Дрейк испытал суровый нрав Тихого океана.
-Что ваши открытия, по — сравнению с моими, скромно, но с достоинством сказал Абель Тасман. Я открыл большую часть северного побережья Австралии, остров Тасмания, который носит моё имя, так же как и море в южной части Тихого океана между берегами Австралии и Новой Зеландии, острова Тонга и Фиджи. Одно плохо – мы не смогли найти новые районы торговли. Встречные ветры не позволили мне войти в пролив Баса, отделяющий открытую нами Новую Зеландию от материка, ведь в субтропических широтах господствуют пассаты.
-Мне же суждено было продолжить ваши исследования Тихого океана, сказал капитан Джеймс Кук. На моём «Индеворе» мы совершили много открытий, которые поубавили белых пятен на карте. Я первым доказал, что Новая Зеландия – это два острова, разделённые проливом, который впоследствии был назван моим именем – пролив Кука), а не часть неведомого Южного континента, исследовал восточное побережье Австралии и нанёс его на карту; доказал, что Новая Гвинея не соединяется с Австралией. Через год на «Резольюшене» и «Адвенчуре» я попытался достигнуть Антарктиды, но мне помешали льды, зато я посетил самый загадочный в мире остров – остров Пасхи. В своё третье путешествие я изучил сказочно красивые Гавайские острова, которые однако принесли мне погибель.
-Мы, русские, также внесли немалый вклад в исследование Великого океана. Я, знаменитый русский землепроходец Семён Иванович Дежнёв, в 1648 году, обогнув Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой.
-Ну и что, что вы его открыли. Носит то он моё имя, с усмешкой возразил Витус Беринг. Я был нанят на русскую службу по поручению Петра I, который ценил опытных моряков. В результате Первой Камчатской экспедиции мы исследовали побережье полуострова Камчатка, самое суровое море Тихого океана – Охотское, которое зимой почти полностью покрывается льдом, кроме него подо льдом оказывается северная половина Берингова моря и небольшая часть побережья Японского моря. Это происходит потому, что с азиатского материка дует холодный и сухой муссон, оказывающий большое влияние на климат океана. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы – тайфуны («тайфун» означает сильный ветер). Во время Второй Камчатской экспедиции я вместе с Алексеем Чириковым на кораблях «Святой Павел» и «Святой Пётр» открыли северо-западные берега Америки – полуостров Аляска. Каких только лишений мы не претерпели – бури, цинга, голод, туманы. Ведь в умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы, ураганы поднимают в океане водяные горы до 30 м высотой. Не смотря на все лишения мы не теряли бодрости духа.
-На мою же долю выпало завершение дел Второй Камчатской экспедиции – сказал Алексей Чириков. Я составил карту северной части Тихого океана, северо-западных берегов Америки, островов Алеутской гряды и восточных берегов Камчатки.
— А мы, в свою очередь, пытаясь завязать торговые отношения с Японией, произвели много географических открытий, сказали в один голос Иван Фёдорович Крузенштерн и Юрий Фёдорович Лисянский. Наши «Нева» и «Надежда» исследовали Маркизские острова, Гавайские острова. Во время плавания Тихий океан то оправдывал своё названии, представал перед нами гладким как зеркало. Можно было спокойно плавать на шлюпках, производить исследования температуры воды и делать другие наблюдения. Ещё бы, ведь мы были в экваториальных широтах, где весь год в основном штилевая погода. Однако у берегов Японии мы испытали все прелести Тихого океана – сильнейшие бури, туманы. Однако благодаря специальным приборам (секстанту, хронометру) мы определили направление и скорости морских течений – Южного и Северного Пассатного, Экваториального противотечения. Поверхностные течения в океане согласуются с движением воздушных масс над ними. При помощи термометра Сикса мы исследовали вертикальное распределение температур в океане. Из-за большой протяжённости океана с севера на юг среднегодовая температура поверхностных вод изменяется от -1 0 С до +29 0 С у экватора. В летнее время различия в температурном режиме морей Тихого океана весьма существенны. В Беринговом море средние температуры июля составляют 7-10 0 С, в Охотском 11-14 0 С, Японском 15-20 0 С. На моря из южных широт проникают иногда тайфуны и мощные циклоны, приносящие ураганы. Для всех морей Дальнего Востока характерны низкие зимние температуры воды: от 0… +2 0 С до 1,3…1,8 0 С. Солёность морских вод изменяется от 30-32‰ в Охотском море до 33‰ В Беринговом море и в Японском море.
- Какие открытия совершил Абель Тасман? Джеймс Кук? Семён Дежнёв?Витус Беринг и Алексей Чириков? И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский?
- Каковы климатические условия в северо-восточной и северо-западной части Тихого океана?
- Как изменяется температура поверхностных вод и солёность Тихого океана с севера на юг?
Что было полезно, продуктивно в данной части письма?
Что было трудно, неясно, проблематично?
У учащихся возникает вопрос – почему такие большие различия в климате и характеристиках водных масс в разных частях Тихого океана?
Предположите цепь событий, которые могли бы произойти, если бы Тасману не помешали ветры, Берингу – туманы, а Крузенштерн и Лисянский имели бы современное оборудование?
Сделайте выводы (под запись в третью колонку):
- А. Тасман – северное побережье Австралии, о. Тасмания, Тасманово море, острова Тонга и Фиджи, Новая Зеландия.
- Дж. Кук – Новая Зеландия – два острова, между ними пролив Кука, Новая Гвинея – остров, О. Пасхи, Гавайские острова, Льды в южной части океана помешали достичь Антарктиды.
- С. Дежнёв – Берингов Пролив.
- В. Беринг, А. Чириков –
- Берингово, Охотское море, Японское море, северо-западные берега Америки (полуостров Аляска), Алеутские острова, восточные берега Камчатки.
- Северные моря зимой покрыты льдом (причина холодный сухой муссон), в западной части океана – тайфуны. Берингово море покрыто туманами.
- Крузенштерн, Лисянский – температурный режим морей, солёность
-Начало же комплексным научным исследованиям в океане положила моя океанографическая экспедиция на корабле «Челленджер» с 1872 по 1876 г., сказал капитан Уайвилл Томсон. Наш маршрут лежал через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Мы выяснили, что цвет воды в субтропических и тропических широтах синий, прозрачность в отдельных местах более 50 м. В северных умеренных широтах преобладает тёмно-голубой цвет воды, у берегов — зеленоватый, что связано с подъёмом из глубины прозрачных как стекло маленьких сальп; прозрачность 15—25 м. В антарктических широтах цвет воды зеленоватый, прозрачность до 25 м.
Лёд в северной части Тихого океана образуется в морях с суровыми зимними климатическими условиями (Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое) и в заливах у берегов острова Хоккайдо, полуостровов Камчатка и Аляска. Зимой и весной льды выносятся Курильским течением в крайнюю северо-западную часть Тихого океана. В заливе Аляска встречаются небольшие айсберги. В южной части Тихого океана льды и айсберги образуются у берегов Антарктиды и течениями и ветрами выносятся в открытый океан. Северная граница плавучих льдов зимой проходит у 61—64° южной широты, летом смещается к 70° южной широты, айсберги в конце лета выносятся до 46—48° южной широты Айсберги образуются главным образом в море Росса.
В экваториальной части Тихого океана наиболее благоприятный климат. Температура над морем составляет около 25 0 С и почти не меняется в течение года. В Тихом океане количество осадков больше, чем испаряющейся воды. С учётом речного стока сюда ежегодно поступает свыше 30 тысяч км 3 пресной воды. Поэтому солёность поверхностных вод Тихом океане ниже, чем в других океанах (средняя солёность равна 34,58‰). Наиболее низкая солёность (30,0—31,0‰ и менее) отмечается на З. и В. северных умеренных широт и в прибрежных районах восточной части океана, наибольшая (35,5‰ и 36,5‰) — соответственно в северных и южных субтропических широтах. У экватора солёность воды уменьшается от 34,5‰ и менее, в высоких широтах — до 32,0‰ и менее на С., до 33,5‰ и менее на Ю.
К западу от 180-го меридиана климат постепенно меняется. Здесь господствуют муссоны с их внезапными капризами.
Мы же положили начало исследованиям самого глубокого места в океане – Марианской впадине. Впервые составили карту глубин и рельефа дна.
Характерная особенность рельефа дна океана — приуроченность наибольших глубин к его окраинам. Глубоководные впадины тянутся в виде узких длинных желобов в западной и восточной частях океана. Крупные поднятия разделяют ложе океана на котловины. На востоке океана расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. Океан расположен почти целиком на одной литосферной плите, которая на своих границах взаимодействует с другими плитами. Океан окружает кольцо глубоководных желобов. Края плиты погружаются в их тесное пространство. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Это знаменитое «огненное кольцо» планеты.
-Также значительный вклад в изучение Тихого океана внесли мы русские моряки, совершившие кругосветную экспедицию на «Витязе» в 1886-1889 г. под моим руководством, сказал Степан Осипович Макаров. Я впервые пришёл к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют как правило круговое вращение и направлены против часовой стрелки. В Южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. А в 1958 году экспедиция на одноимённом корабле установила наличие жизни на глубинах более 7000 м. А в 1960 г. было проведено погружение батискафа «Триест» на дно Марианского желоба на глубину 10925 м.
- На каком корабле и в каком году началось первое комплексное исследование Тихого океана?
- Опишите цвет и прозрачность вод Тихого океана?
- Где встречаются айсберги в Тихом океане?
- Солёность Тихого океана?
- Особенности рельефа дна Тихого океана?
- Как проходят течения в северном и южном полушарии?
Что было полезно, продуктивно в данной части письма?
Что было трудно, неясно, проблематично?
Предположите, как изменился бы климат Тихого океана, если бы Берингов пролив был бы по ширине равен проливу Дрейка?
Сделайте выводы (под запись в третью колонку):
- 1872-1876 г – «Челленджер», первая научная океанографическая экспедиция.
- Цвет воды от тёмно-голубого до зелёного.
- Прозрачность 15-50 м.
- Айсберги — небольшие в заливе Аляска, у берегов Антарктиды из моря Росса.
- Осадков больше чем испаряющейся воды→средняя солёность34, 58‰ (ниже, чем в других океанах)
- К западу от 180 меридиана – муссоны.
- Рельеф – наибольшие глубины на окраинах океана, есть глубоководные впадины и крупные поднятия.; единая литосферная плита; на границе «огненное кольцо» планеты.
- 1886-1889- Макаров, «Витязь» — направление течений.
- 1958 г «Витязь» — глубинная жизнь.
- 1960-«Триест» — погружение в Марианскую впадину.
Рассказ прочитан. Что же в нём было научно, а что фантастично?
Теперь мы с вами знаем гораздо больше о Тихом океане, чем знали в начале занятия. Давайте полюбуемся видами Тихого океана. ( показ слайда)
Давайте попробуем составить синквейн на тему «Тихий океан»
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Однако дома нам предстоит выполнить ещё одно закрепление полученных знаний о Тихом океане – составить лоцию Тихого океана при помощи атласа и контурной карты, а также того материала, который мы с вами сегодня получили на уроке.
§ , Практическая работа №13 (задания 1-6).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный конспект используется при изучении нового материала по географии в 7 классе по теме «Тихий океан» (учебник Коринской В.А.). Обучающиеся знакомятся с географическим положением океана, с особенно.
Ресурс используется на уроке начального курса географии в 6 классе при изучении новой темы «Организмы в Мировом океане» (учебник Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П.) и формирует представление обучающихс.
Конспект урока по географии в 6 классе предназначен для лучшего закрепления учебного материала учащимися данного возраста.
Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет.
познакомить учащихся с физико-географическими особенностями, происхождением берегов, рельефом дна, познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием, хоз. использованием.
конспект урока в 6 классе «Волны в океане».
Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро.
Источник