Конспект занятия для детей обитатели морей

Конспект занятия » Обитатели моря»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

— продолжать расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;

— учить правильной последовательной речи;

— расширять словарный запас;

— развивать логическое мышление;

— совершенствовать графические навыки детей в технике рисования процарапыванием – «граттаж»;

— раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования;

— продолжать формировать композиционные умения расположения изображения на всей плоскости листа;

— воспитывать интерес детей к изобразительному искусству;

— развитие фантазии, воображения.

Скачать:

Вложение Размер
obitateli_morya.docx 24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

— продолжать расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;

— учить правильной последовательной речи;

— расширять словарный запас;

— развивать логическое мышление;

— совершенствовать графические навыки детей в технике рисования процарапыванием – «граттаж»;

— раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования;

— продолжать формировать композиционные умения расположения изображения на всей плоскости листа;

— воспитывать интерес детей к изобразительному искусству;

— развитие фантазии, воображения.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а самое настоящее увлекательное путешествие, причём не простое, а морское. А вы что вы можете сказать о море. Какое оно? ( красивое, шумящее, беспокойное, прозрачное, синее, таинственное…) А еще оно манящее, оно манит нас к себе. Вы готовы отправиться в путешествие.
У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произносим, сразу станем морскими жителями. Под музыку звуки моря (Встаем в круг , беремся за руки, все вместе произносим слова)
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь узнаете? Вы просто молодцы!
(Дети называют известных им обитателей морей, изображения рыб). Здесь, как и на земле есть «растения» но называются они водоросли. Есть рыбы, съедобные для человека, есть рыбы опасные. Многие люди уверены, что акулы очень смелые животные, поэтому они бесстрашно бросаются на свою жертву. На самом деле акулы трусливы и нападают, только убедившись в беззащитности жертвы. Но, учуяв запах крови, акула забывает об опасности. Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости. На морском дне живут осьминоги, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом. В море живет множество обитателей, которые совсем не похожи на тех, кто живет на суше. Есть здесь и морские коньки они не бросается за добычей, а ждут , пока она сама не подплывет к нему. Питаются коньки мелкими рачками и креветками .Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, а так же и морскими ежами. А морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.

Некоторые даже могут ударить током, как морской скат. Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе.

В это время дети берут соответствующую картинку о которых они будут рассказывать и прячут их за спину.)

Воспитатель: А сейчас к нам заплыли настоящие морские обитатели, они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (на ковре) и попытаться отгадать, кто к нам заплыл.

1 ребенок : Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды.

Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Эта чудо-рыба-… (кит).

2 ребенок: Это крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (Акулы)

3 ребенок: Это морская рыба, похожа на доброго дракончика, любит жить в зарослях водорослей морских, похож на шахматную фигурку. Свое название он получил потому, что его туловище по виду напоминает лошадь. У него вытянутая морда, очень маленький рот и ребристое тело. Передвигаются по воде, благодаря спинному плавнику – веслу. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает детенышей малышей. ( Морской конек)

4 ребенок: Любопытное морское существо. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. На брюшке находятся ножки с присосками , они помогают передвигаться. ( Морская звезда)

5 ребенок: Это моллюск, у которого восемь ног, щупальцы. У него есть мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с присосками на нижней стороне. С помощью воды он дышит, как рыбы. Когда он лежит спокойно, его щупальцы могут быть разбросаны по дну. При приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг. Они умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми или серо-зеленым. ( Осьминог)

6 ребенок: Это — самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть
на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. Про медлительного человека говорят: «ползет как. » (Черепаха).

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, а теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Подвижная игра «Море волнуется».
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию. Игра проводится три раза.

Звучит музыка — Шторм
Воспитатель: В нашем подводном мире случилось настоящее бедствие: шторм на море, набежала большая волна и буквально смыла наших морских друзей на берег. А ведь они не могут жить без воды, что же делать, как им помочь вернуться на свое родное морское дно ( ответы детей). Ребята, а ведь мы с вами можем их нарисовать. Проходите, пожалуйста, на свои рабочие места.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые морские обитатели. Какая яркая окраска, необычные формы. Но мы не должны так же забывать, что в море есть растения – водоросли и они тоже все разные по форме и окраске. Давайте попробуем нарисовать, то, что мы увидели с вами во время нашего путешествия в морские глубины.

Как вы думаете, чем лучше всего можно передать всю красоту и необычность морского дна и его обитателей? (красками, цветными карандашами). Верно. Ваши рисунки должны быть красочными. Но я хочу познакомить вас с новым способом рисования – процарапыванием рисунка! Думаю, что этот способ лучше всего сумеет передать всю красоту подводного мира.

Мы с вами уже подготовили вот такое маленькое море ! (загрунтованный картон). Видите, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить это море обитателями и растениями.

Для этого мы возьмём ручку, и её кончиком будем рисовать рыбку прямо по поверхности нашего моря (показ действия). Смотрите, верхний слой синий краски счистился, и под ним оказались яркие разноцветные пятна. Так ваши морские обитатели станут разноцветными и красивыми. Вам нравится моя рыбка? Тогда давайте, скорее, нарисуем рыбок и других животных на ваших морях!

(Во время выполнения рисунка, воспитатель напоминает детям как лучше разместить на листе рыб и растения. Если ребёнок затрудняется нарисовать какого либо морского обитателя, то воспитатель прорисовывает основные части – туловище, голову и т.д., а ребёнку предлагает дорисовать остальные детали – хвост, плавники, щупальца т т.д.)

Воспитатель: У вас у всех получились замечательные работы, молодцы ребята! Посмотрите рисунки своих товарищей и скажите, кто на них изображён? Как вы думаете, мы сумели с вами нарисовать морские глубины? Давайте, соединим все ваши рисунки вместе, и у нас получится одно большое морское дно! (рисунки вывешиваются на стенде)

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морей и океанов»

Наталия Кубанкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морей и океанов»

познакомить детей с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе.

познакомить детей с представителями моря;

расширять представления об их особенностях;

развивать у детей интерес к живой природе;

развивать у детей дошкольного возраста словарный запас;

развивать мышление, память, внимание.

Картинки с изображениями морских обитателей и растений: морские рыбы, осьминог, черепаха, морской конек, дельфин, медуза, акула, краб, кит, ламинария, морская звезда. Краски, карандаши, фломастеры, бумага, кисти, баночки с водой, диск с записью «Звуки моря».

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие, а в какое вы сейчас догадайтесь сами. Отгадайте загадку

Здесь — куда не кинем взор — водный голубой простор.

В нем волна встает стеной белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь. Все смогли его узнать?

Правильно, мы отправляемся в путешествие по морю.

Море — это огромное водное пространство, часть океана, которая находится рядом с сушей или внутри нее. В море соленая вода. В морях и океанах живет много интересных животных: киты — самые громадные и нехищные животные Земли, дельфины — умные и добродушные животные, часто помогают тонущим людям, осьминоги, морские звезды и др. В северных морях водятся тюлени, моржи. Во всех морях много разной рыбы, крупных ракообразных и мелких рачков. Растения растут на мелководье или плавают в толще воды. Все животные и растения приспособлены к жизни в воде морей и океанов.

Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах. Давайте вспомним, что мы о них знаем. (ответы детей)

Рыбы — это водные животные. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах. У них есть плавники, хвост, который служит им рулем. Все тело рыбы покрыто чешуей.

Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с еще одним жителем моря

Живет спокойно – не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним не знает страха

Черепахи — очень древние животные, они живут на земле много лет. За это время они почти не изменили свой внешний вид. Тело этих животных заключено в костный панцирь — говорят, что «носят свой домик на себе». Весит морская черепаха, как маленький легковой автомобиль; питается она водорослями, рыбой, медузами.

Маленькие черепашата вылупляются из яиц.

Черепахи очень хорошо видят, даже различают цвета. У них прекрасный слух, почти как у кошек. Если с черепахой говорить ласково, она вытягивает шею и слушает; если ругать — прячется в панцирь. Очень интересное и загадочное животное.

Воспитатель: Вот еще один житель моря

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его, дружок.

Рыбок друг … (морской конек).

Морской конек — это морская рыба, похожа на доброго дракончика, любит жить в зарослях водорослей морских. Передвигаются по воде, благодаря спинному плавнику – веслу. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает детенышей малышей.

Воспитатель: Плывем дальше и видим …

Плавает прозрачный зонтик.

“Обожгу!- грозит. – Не троньте!”

Ручки у нее и пузо.

Как зовут ее? — … (медуза).

Медузы — костей у них нет вообще. Есть желудок и рот, но нет головы, и состоят они почти целиком из воды. Взрослые медузы имеют форму открытого зонтика или колокола. От края тела вниз свисают щупальца. В центре находится рот. Концами щупалец они ловят свою добычу. У медуз есть жало, и жалят медузы очень болезненно. Большинство морских медуз едят рыбу, а иногда даже других медуз. Они бывают синего, оранжевого, розового, желтого, фиолетового цвета. Медузы используют свою колоколообразную форму для движения в воде. Они расширяют тело, а затем смыкают его, отталкивая воду. Большинство медуз плавают медленно. В основном, они перемещаются при попадании в океанские течения.

Воспитатель: Нас встречает следующий обитатель моря

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я… (Осьминог)

Осьминог — это моллюск, у которого восемь ног, щупальца. У него есть мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с присосками на нижней стороне. Они позволяют осьминогу хватать и очень крепко держать все, за что он уцепится. Когда осьминог лежит спокойно, его щупальца могут быть разбросаны по дну. При приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника щупальцами. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг осьминога. Осьминоги умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми или серо-зеленым.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает

Он клешнями щиплет больно

И кричит: ”С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб”.

Распугал соседей… (краб).

Практически все крабы живут в воде и дышат посредством жабр, так же как рыбы. Некоторые крабы плавают на поверхности моря, другие плавают по дну, а некоторые живут под камнями и на морском побережье. Сверху тело краба защищено панцирем. У краба имеется пара больших клешней, брюшко и четыре пары ног, при помощи которых он ползает, роет песок и почву и иногда плавает.

Воспитатель: А вот еще одна красавица моря

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

Морская звезда – интересное морское существо. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски звезды втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. На брюшке находятся ножки с присосками, они помогают звезде передвигаться.

Воспитатель: Плывем дальше и видим …

Он и серый, он и черный

Очень резвый и проворный.

Плавает он и ныряет

И людей порой спасает… (Дельфин)

Дельфины живут стаями, в которых все — родственники, поэтому и взаимопомощь у них развита так хорошо. Они всегда помогают ослабшему дельфину держаться у поверхности, чтобы тот не захлебнулся; известны рассказы о том, как дельфины приходили на помощь тонущим людям. Дельфины плавают кругами и одним глазом всегда наблюдают за тем, чтобы к ним не подкрались хищники. Через определенный отрезок времени они начинают плавать в обратную сторону и наблюдают уже другим глазом.

Воспитатель: Ребята, сейчас нужно быть очень осторожным…

Эта рыба-хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно (акула).

Акула — часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны.

Воспитатель: Нас встречает самый большой обитатель морей

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит-

Так живёт на свете (кит).

Кит — это самое большое животное в мире. В сказках про него говорят: «чудо-юдо». Живут киты в море. У китов вместо зубов – усы. Китам необходимо дышать воздухом, поэтому они вынуждены время от времени выплывать на поверхность моря. Когда кит плывет, в море виден фонтанчик воды. Их детеныши появляются на свет в воде; сразу после рождения мать подталкивает их к поверхности, чтобы они сделали первый вздох. Это очень ответственный момент, и родители должны быть крайне внимательны, чтобы не встретиться с хищником.

Воспитатель: А теперь мы проплываем мимо зарослей подводного леса. Морские водоросли бывают зелёные, бурые и так переплелись на дне, что сквозь них трудно проплыть. Нам знакома морская капуста, она называется ламинария. Её употребляют в пищу. В морской капусте много йода, необходимого для здоровья человека.

Водоросли – это растения без корней, стеблей, листьев. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели моря. Морские водоросли основной корм для рыб.

Физминутка «Морской мир»

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

Наше путешествие подходит к концу, и морские жители попросили вас нарисовать тех, с кем вы сегодня познакомились.

Дети под музыку «Звуки моря» рисуют и составляют композицию обитателей моря.

Понравилось ли вам занятие? С какими обитателями моря мы познакомились? Что вы узнали нового?

Прикреплённые файлы:

morskie-zhiteli_69voo.pptx | 2681,52 Кб

Календарное планирование «Обитатели морей и океанов» Утро Вводная беседа по теме недели: «Морское путешествие» Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас.

Конспект НОД «Обитатели морей и океанов» в рамках арт-проекта «Океан» Конспект НОД по проектной деятельности Арт- проект «Океан». Тема: «Обитатели морей и океанов» Цель: Закрепить и конкретизировать знания.

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Обитатели морей и океанов» в старшей логопедической группе Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Обитатели морей и океанов» в старшей логопедической группе для детей с ОНР. «Морское.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста на тему «Бытовая техника» Тема: «Бытовая техника» Форма: подгрупповое занятие Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о собственной квартире/доме и предметов.

КВН «Маленькие знатоки» по теме «Обитатели морей и океанов» Сценарий КВН в средней группе «Маленькие знатоки» Воспитатель ГБОУ Школы № 1394 ДГ корпус 2101 Магурина Мария Ивановна Цель: закрепить.

Лэпбук «Обитатели морей и океанов» .

Макеты «Мир динозавров», «Ферма», «Обитатели морей и океанов» В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает.

Презентация «Обитатели морей и океанов» Любопытство — важнейшая черта детского поведения! И педагоги на могут не использовать эту «помогалочку» в своей работе. Зачастую, готовясь.

Проект в старшей группе «Обитатели морей и океанов» Проектная деятельность на тему: «Обитатели морей и океанов» Тип проекта: информационно-творческий Участники: дети старшей группы «Матрешки»,.

Рисование по теме проекта «Обитатели морей и океанов». Рисование — экспериментирование: «Я рисую море». Цель: Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать.

Источник

Читайте также:  Израиль курорты средиземного моря
Оцените статью