«Реки, речки и моря на Земле текут не зря»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
«Реки, речки и моря на Земле текут не зря».
(Занятие для детей подготовительной группы)
Программное содержание: Развивать представление детей о том, какое большое значение имеют реки, озера, моря, родники и другие источники чистой воды для всего живого на Земле. Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода.
Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.
Научить не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. Учить понимать и правильно судить о бедах природы. Дать понятие « Круговорот воды в природе». Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Ведущий: Дети, давайте возьмемся за руки, содиним их в центре круга, тихо постоим так, почувствуем себя теплым солнечным лучиком.
Ведущий: Я хочу загадать вам загадку: «Шар земной внесли в автобус, оказалось это. »(Глобус).
Правильно, дети, это глобус.Давайте рассмотрим его.(Глобус- это уменьшанная модель земного шара).В какой цвет окрашен глобус?
Дети: Белый- это снег, зеленый — это лес, коричневый -земля, голубой -вода.
Ведущий: Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный- голубой.А все потому, что этой краски на нем много больше, чем краски белой, зеленой,коричневой. Голубой краской на глобусе изображена вода-все моря и океаны нашей планеты.
Глубоки моря и океаны! Даже высокая гора и та скрылась бы в их глубине. Если бы в самое глубокое место Тихого океана (в Марианскую впадину), можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов.С 10-го этожа дома- всего полминуты, а тут- 5 часов! Вот какая глубина!
Ведущий: Давайте послушаем шум моря.
Входит Волшебница Вода.
Здравствуйте, дети. Я- Волшебница Вода, услышала шум моря и решила зайти в гости.
Ведущий: Дети, а почему гостью так называют- Волшебница Вода?
Дети: Потому что вода может превращаться в пар, в снег, в лед, в снежинку, сосульку и т.д.
Волшебница вода: Дети, я вас всех очень хорошо знаю, потому что мы очень часто встречаемся.
Ведущая:Дети, где вы могли встретить Волшебницу Воду?
Дети: Мы встречаем Волшебницу Воду в природе в виде дождя, в виде росы, в виде инея, мороси, града, снега, тумана и т.д.
Ведущая:Вы слыхали о воде? Говорят она везде?
1ребенок: В луже, в море, в океане и в водопроводном кране, как сосулька, замерзает, в дом туманом к нам вползает.
2 Ребенок: Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
Средь высоких строиных елей
Рушится потоком селей.
3ребёнок: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!
Волшебница Вода: Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Ведущая: Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Волшебница Вода: В озере меня найдете
И в сыром, лесном болоте,
Все вместе: Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Волшебница Вода: А вы любите путешествовать?
Представьте, что вы капельки. Полетели капельки на Землю. Попрыгали, поиграли.(Звук дождя). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Дети делают 2 ручейка, взявшись за руки). Встретились однажды ручейки и стали большой рекой. (Дети соединяются в один поток, превращая ручей в речку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла- текла река и попала в большой- пребольшой океан. (Перестроились в хоровод). Плавали-плавали капельки,а тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, поднялись вверх, испарились под лучами солнышка, вернулись к маме Туче.
Вода :Молодцы, капельки, хорошо себя вели, хорошо путешествовали, а теперь отдохните. (Дети садятся на стульчики).
Ведущая: А вы знаете, ребята, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.(Подводит детей к схеме и объясняет круговорот воды в природе).
Вода: Дети, а я для вас приготовила загадку.
Дождь прошел, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.(Лужа).
Ведущая: А дети тоже тебе хотят загадки загадать.
В тихую погоду Мойдодыру я родня
Нет нас нигде. Отверни, открой меня!
Ветер подует- И холодною водою
Бежим по воде.(Волны). Живо я тебя умою.(Водопроводный кран).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали .
А пошли искать их днём-
Ищем, ищем-не найдем.(Роса).
Ведущая:А еще дети знают пословицы, поговорки, народные приметы.
1.Ласточка летает низко- 2.Ласточка летает высоко-
Значит дождик близко. Значит дождик далеко.
3.Одуванчик шар сжимает, 4.Клевер листики прижал-
Дождик капать начинает. Папа зонтик с собой взял.
Вода: Капельками вы были, а теперь превратимся в снежинки.
Мы- снежинки, мы-пушинки,
покружиться мы не прочь,
Мы снежинки- балеринки
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок-
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Подходят к «водоему». Игра «Ручеек».
Ведущая:Давайте присядем, отдохнем и поговорим о пользе воды.
-Кому нужна вода?
-Человеку,растениям, животным, птицам, насекомым,рыбам и т.д.
Вывод: Вода нужна всему живому на планете.
-Для чего вода нужна человеку?
-Готовить еду, для питья, для стирки, чтобы умываться, купаться, для водного транспорта, чтобы плавать по рекам, морям, океанам, на воде строят электростанции, из морской воды добывают соль.
-Чтобы пить, некоторые животные живут в воде,например, бобр, нутрия, выдра.
-Без воды растения погибли бы от недостатка влаги.
-А кто всю жизнь проводит в воде?
-Прежде всего рыбы. Недаром говорят,что «рыбы- дети воды».
Вода:Кто живет в водоеме?
Выходит рак ( ребенок в шапочке рака).
Я- рак! Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями,ем что поподет,прячусь в норы под коряги.
Карась: Я-карась! Очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде.Ем все подряд .Когда-то на Востоке нас карасей держали в вазе с водой, для украшения дома.
Щука:Меня рыбаки прозвали речным волком.Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодно,могу утащить на дно гусенка или утенка.
Вода: Много интересного вы рассказали, а теперь я вам задам интересные вопросы.
-Кто пьет не раскрывая рта? (Земноводные: лягушки,жабы,тритоны. Они кожей впитывают воду, их тело всегда должно быть влажным).
-Как утолить жажду в пустыне? (При помощи кактуса, в его мякоти много влаги).
-Почему в океане бъют фонтаны? (Их пускают киты. Они дышат легкими. Кит-не рыба, а морское животное.
-В какую рыбу можно смотреться, как в зеркало? (Зеркальный карп).
Дети:Я не хочу,чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых.
Где пляшет резво лодка у причала,
где теплый воздух так порою тих.
Большие дяди,взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою,
А подрасту и вам я помогу,
И рыбок золотых уберегу .
Вода: Ребята,вы хотите поближе познакомиться со своиствами воды, давайте пройдем в лабораторию для проведения опытов. (Дети надевают шапочки и халаты,садятся за столы).
У воды нет вкуса.
Дети пробуют воду через соломенку.Определяют, есть ли вкус у воды? Объяснить,что если человек очень хочет пить, то когда пьет говорит «Какая вкусная вода»,хотя ее вкуса не чувствует. Для сравнения дать попить сок. Морская вода соленая- ее пить нельзя.
Вывод: У воды нет вкуса.
Перед детьми 2 стаканчика,один с молоком,другой- с водой. В оба стаканчика опустить палочки. В каком стаканчике они видны? В каком- нет?
Вывод:Вода прозрачная, молоко- нет.
Подумайте, что было бы,если бы речная вода была не прозрачная?
Ответ:Не прозрачная вода не пропускает солнечные лучи,а без этого в реках и озерах не могут жить растения,а не будет растений, не будет рыб и других животных.
Вода жидкая,может течь.
Дать детям 2 стаканчика,один с водой, другой- пустой.
Дети переливают из одного стаканчика в другой воду. Вода льется. Почему?
Потому что, она жидкая, если бы она не была жидкая, она не могла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.Так как вода жидкая и может течь ее называют жидкостью.
У воды нет запаха.
Дети нюхают воду,чем она пахнет? Ничем. Для сравнения понюхать духи.
Вывод:Вода не имеет запаха.
Вода бывает теплой и холодной.
На столе 2 стаканчика-с теплой и холодной водой. Дети пробуют пальцем и определяют температуру воды, можно измерить термометром. Сказать, что в реках и озерах вода бывает разной температуры. Некоторые растения улитки,рыбы могут жить в теплой воде, другие-в холодной. В холодных морях меньше растений и животных.
Ведущий: В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это-гейзеры, от них идет пар, в таком «горячем доме» жильцов очень мало, но они есть,это особенные водоросли.
Вывод: Вода в водоемах разной температуры,значит в них живут разные растения и животные.
Воспитатель: Итак, вода очень полезная. Она необходима для купания и умывания, для питья и стирки, для полива растений и получения электричества. Но только чистая вода! Раньше в природе живые обитатели рек, озер, морей сами справлялись с очисткой воды, теперь же, когда на берегах построили много заводов и фабрик вода с каждым годом становится все грязнее. Грязная вода приносит много вреда, поэтому воду нужно очень и очень беречь.
Мы знаем, что многие растения, животные, насекомые занесены в Красную книгу, т.е. их охраняют и берегут, так и воду надо беречь и не загрязнять.
Когда ваши дедушки и бабушки были маленькие, воду можно было пить прямо из речки, а сейчас даже из крана пить сырую воду не советуют, и даже стали продавать чистую питьевую воду в бутылках.
Вместе: «Нет, товарищи, не зря есть и реки и моря, в каждом доме без воды и не туды, и не сюды!»
Волшебница Вода уходит, угощая детей сосульками.
Источник
Конспект занятия в старшей группе на тему«Реки и моря на Земле текут не зря»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- показать значение воды в жизни живой природы;
- пополнение знаний о воде и о том, как человек её использует;
- учить детей беречь водопроводную воду;
- доходчиво объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств;
- пополнить знания детей о солёной и пресной воде.
- Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речевое дыхание, интерес к познавательной деятельности;
- зрительное и слуховое восприятие.
- воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью;
- воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 19.03 КБ |
foto_zanyatiya.docx | 693.76 КБ |
Предварительный просмотр:
— Ребята, я хочу загадать вам загадку:
Она и в чайнике у нас кипит
Она в ручейке бежит, журчит.
— Правильно, это вода. Сейчас я включу вам записи, а вы послушайте (прослушивание записи)
— Вы узнали, что это?
— А вот ещё одна запись, послушайте и её (прослушивание записи)
— Кто сейчас с вами разговаривал?
— Правильно, послушайте ещё одну запись.
— Да, это из крана капает вода.
— Сегодня на занятие мы будем говорить о самой обыкновенной, и в то же время необыкновенной воде, воде волшебнице.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос села клякса.
Кто тогда нам первый друг-
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего не сможем летом
Мы не плавать, не нырять!
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели…
Круглый год, везде, всегда.
— Расскажите о воде, какая она?
— Может быть холодной и горячей.
— Дети, а кому нужна вода?
— Деревьям, птицам, животным, рыбам, людям.
— А нам в детском саду нужна вода?
— Для чего нам нужна вода?
— Умываться, поливать и купать комнатные растения, стирать бельё, мыть полы, посуду, готовить на кухне обед.
— Да, без воды всё живое на земле погибнет. Вода – это жизнь и воду надо беречь. Все говорят «Берегите воду!». А кто знает, что это значит?
— Это значит правильно и разумно расходовать. Не оставлять открытым кран.
— А если кран не исправен и из него капает вода? Что нужно сделать?
— Его нужно быстрее починить.
— Правильно, за минуту из одного неисправного или не плотно закрытого крана вытекает 110 капель. За сутки это составляет 15 литров воды.
— Как вы думаете, много ли воды на земле, хватит ли её всем?
— Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду?
— Воду на глобусе обозначают синим цветом.
— Покажите мне на глобусе воду. (показ детей)
— На нашей планете 30 морей. Как вы думаете, это много или мало?
— Много, очень много.
— У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. 1/3 часть занимает суша, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на планете?
— Многие из вас отдыхали на море, когда вы купались, всем приходилось глотнуть морской воды. Кто помнит, какая она на вкус?
— Солёная, не вкусная.
— Правильно. А кто хочет узнать, какая на вкус вода в морях и океанах, попробуйте воду из стакана стоящего на столе.
— Можно её пить? Готовить из неё пищу?
— Верно, нельзя, а теперь попробуйте воду из чашки. Какая она на вкус?
— Вкусная, чистая, не солёная.
— Да, потому что в этой чашке вода пресная. Горький вкус в морской воде предаёт морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите вот она какая (показ детям морской соли). В пищу люди употребляют поваренную соль. Посмотрите на неё (показ поваренной соли).
— Давайте сравним поваренную соль и морскую. Что вы скажите о морской соли? Какая она?
— А как выглядит поваренная соль?
— Ребята, как я уже сказала в океанах и морях солёная вода, а в реках и озёрах пресная. Подойдите к глобусу и покажите. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода морей и океанов нашей планеты уместится в трёхлитровой банке, а пресной воды хватит только на пол стакана. Так много или мало пресной воды на нашей планете?
— У воды великая забота – поить всех обитателей Земли. Без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду не чем не заменишь.
Ребята, возможность умываться, купаться в ванне под душем, пользоваться водопроводом – это великое благо. Чтобы из крана всегда лилась чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки и озёра попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой. И прежде чем она поступит в водопровод, её приходится очищать. Текущая без нужды чистая вода попадает в канализацию, где смешивается с грязной жижей. Чтобы из этой грязной воды получить чистою воду, строят специальные очистные сооружения, которые не успевают очищать огромное количество грязной воды. А чтобы вам понятнее было слово «очистные сооружения» я покажу вам, как фильтруют воду. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр переливаю воду в чистый стакан. Что вы видите на марле?
— Вся грязь осталась на марле.
— А какой стала вода в стакане?
— Верно, вода стала чистой. Марля, как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает её. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет ещё чище.
Поэтому, если кран остался открытым, то не только в пустую, истрачена чистая вода, но и увеличилось количество грязной воды, которую приходится фильтровать, очищать.
Мы живём с вами в крае, который богат нефтью. Нефть называют чёрным золотом. Из нефти изготавливают очень много нефтепродуктов. Назовите мне, что изготавливают из нефти?
— Бензин, керосин, солярку, масла, резину, мазут и др.
— Молодцы, всё правильно вы назвали. Нефтепродукты необходимы в нашей жизни, это и топливо, и горючее и многое другое. Но, к сожалению, при добыче нефти иногда происходят аварии. И тогда нефть или нефтепродукты попадают в грунт, а с грунтовыми водами в реки, озёра и загрязняют пресную воду. Но нефтяники ставят перед собой задачу не только добывать нефть, но и, добывая её не загрязнять окружающую среду. Что же они для этого делают? В весенние паводки, когда с полей в овраги, реки стекает талая вода, они делают запруды, ставят «нефтеловушки» благодаря которым нефть не попадает в крупные реки и озёра. Также вокруг устья нефтяных скважин строят нефтестоки. При разливе нефти через нефтестоки нефть попадает в резервуары, а не растекается. И многое другое делают нефтяники, чтобы сохранить чистоту и живительную силу воды. Очищают реки, облагораживают родники. А мы с вами должны осознать, как важно всем людям относиться к воде бережно, разумно, экономно, по хозяйски.
Есть такие дни, когда люди разных стран вспоминают, что они живут в одном общем доме. И сберечь его – наш общий долг. 22 марта отмечается Всемирный день воды.
А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!» А вам такое домашнее задание нарисуйте рисунки на тему: «Давайте беречь воду!»
Источник