Конспект занятия реки моря

«Реки, речки и моря на Земле текут не зря»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

«Реки, речки и моря на Земле текут не зря».

(Занятие для детей подготовительной группы)

Программное содержание: Развивать представление детей о том, какое большое значение имеют реки, озера, моря, родники и другие источники чистой воды для всего живого на Земле. Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода.

Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

Научить не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. Учить понимать и правильно судить о бедах природы. Дать понятие « Круговорот воды в природе». Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Ведущий: Дети, давайте возьмемся за руки, содиним их в центре круга, тихо постоим так, почувствуем себя теплым солнечным лучиком.

Ведущий: Я хочу загадать вам загадку: «Шар земной внесли в автобус, оказалось это. »(Глобус).

Правильно, дети, это глобус.Давайте рассмотрим его.(Глобус- это уменьшанная модель земного шара).В какой цвет окрашен глобус?

Дети: Белый- это снег, зеленый — это лес, коричневый -земля, голубой -вода.

Ведущий: Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный- голубой.А все потому, что этой краски на нем много больше, чем краски белой, зеленой,коричневой. Голубой краской на глобусе изображена вода-все моря и океаны нашей планеты.

Глубоки моря и океаны! Даже высокая гора и та скрылась бы в их глубине. Если бы в самое глубокое место Тихого океана (в Марианскую впадину), можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов.С 10-го этожа дома- всего полминуты, а тут- 5 часов! Вот какая глубина!

Ведущий: Давайте послушаем шум моря.

Входит Волшебница Вода.

Здравствуйте, дети. Я- Волшебница Вода, услышала шум моря и решила зайти в гости.

Ведущий: Дети, а почему гостью так называют- Волшебница Вода?

Дети: Потому что вода может превращаться в пар, в снег, в лед, в снежинку, сосульку и т.д.

Волшебница вода: Дети, я вас всех очень хорошо знаю, потому что мы очень часто встречаемся.

Ведущая:Дети, где вы могли встретить Волшебницу Воду?

Дети: Мы встречаем Волшебницу Воду в природе в виде дождя, в виде росы, в виде инея, мороси, града, снега, тумана и т.д.

Ведущая:Вы слыхали о воде? Говорят она везде?

1ребенок: В луже, в море, в океане и в водопроводном кране, как сосулька, замерзает, в дом туманом к нам вползает.

2 Ребенок: Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется,

Средь высоких строиных елей

Рушится потоком селей.

3ребёнок: На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!

Волшебница Вода: Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Ведущая: Смею я вам доложить:

Без воды нам не прожить!

Волшебница Вода: В озере меня найдете

И в сыром, лесном болоте,

Все вместе: Путешествует всегда

Наша спутница вода!

Волшебница Вода: А вы любите путешествовать?

Представьте, что вы капельки. Полетели капельки на Землю. Попрыгали, поиграли.(Звук дождя). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Дети делают 2 ручейка, взявшись за руки). Встретились однажды ручейки и стали большой рекой. (Дети соединяются в один поток, превращая ручей в речку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла- текла река и попала в большой- пребольшой океан. (Перестроились в хоровод). Плавали-плавали капельки,а тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, поднялись вверх, испарились под лучами солнышка, вернулись к маме Туче.

Вода :Молодцы, капельки, хорошо себя вели, хорошо путешествовали, а теперь отдохните. (Дети садятся на стульчики).

Ведущая: А вы знаете, ребята, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.(Подводит детей к схеме и объясняет круговорот воды в природе).

Вода: Дети, а я для вас приготовила загадку.

Дождь прошел, а я осталась

На дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались

На потеху детворе.

Но до завтрашнего дня

Солнце высушит меня.(Лужа).

Ведущая: А дети тоже тебе хотят загадки загадать.

В тихую погоду Мойдодыру я родня

Нет нас нигде. Отверни, открой меня!

Ветер подует- И холодною водою

Бежим по воде.(Волны). Живо я тебя умою.(Водопроводный кран).

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали .

А пошли искать их днём-

Ищем, ищем-не найдем.(Роса).

Ведущая:А еще дети знают пословицы, поговорки, народные приметы.

1.Ласточка летает низко- 2.Ласточка летает высоко-

Значит дождик близко. Значит дождик далеко.

3.Одуванчик шар сжимает, 4.Клевер листики прижал-

Дождик капать начинает. Папа зонтик с собой взял.

Вода: Капельками вы были, а теперь превратимся в снежинки.

Мы- снежинки, мы-пушинки,

покружиться мы не прочь,

Мы снежинки- балеринки

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок-

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Подходят к «водоему». Игра «Ручеек».

Ведущая:Давайте присядем, отдохнем и поговорим о пользе воды.

-Кому нужна вода?

-Человеку,растениям, животным, птицам, насекомым,рыбам и т.д.

Вывод: Вода нужна всему живому на планете.

-Для чего вода нужна человеку?

-Готовить еду, для питья, для стирки, чтобы умываться, купаться, для водного транспорта, чтобы плавать по рекам, морям, океанам, на воде строят электростанции, из морской воды добывают соль.

-Чтобы пить, некоторые животные живут в воде,например, бобр, нутрия, выдра.

-Без воды растения погибли бы от недостатка влаги.

-А кто всю жизнь проводит в воде?

-Прежде всего рыбы. Недаром говорят,что «рыбы- дети воды».

Вода:Кто живет в водоеме?

Выходит рак ( ребенок в шапочке рака).

Я- рак! Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями,ем что поподет,прячусь в норы под коряги.

Карась: Я-карась! Очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде.Ем все подряд .Когда-то на Востоке нас карасей держали в вазе с водой, для украшения дома.

Щука:Меня рыбаки прозвали речным волком.Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодно,могу утащить на дно гусенка или утенка.

Вода: Много интересного вы рассказали, а теперь я вам задам интересные вопросы.

-Кто пьет не раскрывая рта? (Земноводные: лягушки,жабы,тритоны. Они кожей впитывают воду, их тело всегда должно быть влажным).

-Как утолить жажду в пустыне? (При помощи кактуса, в его мякоти много влаги).

-Почему в океане бъют фонтаны? (Их пускают киты. Они дышат легкими. Кит-не рыба, а морское животное.

-В какую рыбу можно смотреться, как в зеркало? (Зеркальный карп).

Дети:Я не хочу,чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых.

Где пляшет резво лодка у причала,

где теплый воздух так порою тих.

Большие дяди,взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою,

А подрасту и вам я помогу,

И рыбок золотых уберегу .

Вода: Ребята,вы хотите поближе познакомиться со своиствами воды, давайте пройдем в лабораторию для проведения опытов. (Дети надевают шапочки и халаты,садятся за столы).

У воды нет вкуса.

Дети пробуют воду через соломенку.Определяют, есть ли вкус у воды? Объяснить,что если человек очень хочет пить, то когда пьет говорит «Какая вкусная вода»,хотя ее вкуса не чувствует. Для сравнения дать попить сок. Морская вода соленая- ее пить нельзя.

Вывод: У воды нет вкуса.

Перед детьми 2 стаканчика,один с молоком,другой- с водой. В оба стаканчика опустить палочки. В каком стаканчике они видны? В каком- нет?

Вывод:Вода прозрачная, молоко- нет.

Подумайте, что было бы,если бы речная вода была не прозрачная?

Ответ:Не прозрачная вода не пропускает солнечные лучи,а без этого в реках и озерах не могут жить растения,а не будет растений, не будет рыб и других животных.

Вода жидкая,может течь.

Дать детям 2 стаканчика,один с водой, другой- пустой.

Дети переливают из одного стаканчика в другой воду. Вода льется. Почему?

Потому что, она жидкая, если бы она не была жидкая, она не могла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.Так как вода жидкая и может течь ее называют жидкостью.

У воды нет запаха.

Дети нюхают воду,чем она пахнет? Ничем. Для сравнения понюхать духи.

Вывод:Вода не имеет запаха.

Вода бывает теплой и холодной.

На столе 2 стаканчика-с теплой и холодной водой. Дети пробуют пальцем и определяют температуру воды, можно измерить термометром. Сказать, что в реках и озерах вода бывает разной температуры. Некоторые растения улитки,рыбы могут жить в теплой воде, другие-в холодной. В холодных морях меньше растений и животных.

Ведущий: В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это-гейзеры, от них идет пар, в таком «горячем доме» жильцов очень мало, но они есть,это особенные водоросли.

Вывод: Вода в водоемах разной температуры,значит в них живут разные растения и животные.

Воспитатель: Итак, вода очень полезная. Она необходима для купания и умывания, для питья и стирки, для полива растений и получения электричества. Но только чистая вода! Раньше в природе живые обитатели рек, озер, морей сами справлялись с очисткой воды, теперь же, когда на берегах построили много заводов и фабрик вода с каждым годом становится все грязнее. Грязная вода приносит много вреда, поэтому воду нужно очень и очень беречь.

Мы знаем, что многие растения, животные, насекомые занесены в Красную книгу, т.е. их охраняют и берегут, так и воду надо беречь и не загрязнять.

Когда ваши дедушки и бабушки были маленькие, воду можно было пить прямо из речки, а сейчас даже из крана пить сырую воду не советуют, и даже стали продавать чистую питьевую воду в бутылках.

Вместе: «Нет, товарищи, не зря есть и реки и моря, в каждом доме без воды и не туды, и не сюды!»

Волшебница Вода уходит, угощая детей сосульками.

Источник

Конспект занятия в старшей группе на тему«Реки и моря на Земле текут не зря»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

  • показать значение воды в жизни живой природы;
  • пополнение знаний о воде и о том, как человек её использует;
  • учить детей беречь водопроводную воду;
  • доходчиво объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств;
  • пополнить знания детей о солёной и пресной воде.
  • Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • развивать мышление, память, речевое дыхание, интерес к познавательной деятельности;
  • зрительное и слуховое восприятие.
  • воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью;
  • воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами.

Скачать:

Вложение Размер
конспект занятия 19.03 КБ
foto_zanyatiya.docx 693.76 КБ

Предварительный просмотр:

— Ребята, я хочу загадать вам загадку:

Она и в чайнике у нас кипит

Она в ручейке бежит, журчит.

— Правильно, это вода. Сейчас я включу вам записи, а вы послушайте (прослушивание записи)

— Вы узнали, что это?

— А вот ещё одна запись, послушайте и её (прослушивание записи)

— Кто сейчас с вами разговаривал?

— Правильно, послушайте ещё одну запись.

— Да, это из крана капает вода.

— Сегодня на занятие мы будем говорить о самой обыкновенной, и в то же время необыкновенной воде, воде волшебнице.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос села клякса.

Кто тогда нам первый друг-

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего не сможем летом

Мы не плавать, не нырять!

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели…

Круглый год, везде, всегда.

— Расскажите о воде, какая она?

— Может быть холодной и горячей.

— Дети, а кому нужна вода?

— Деревьям, птицам, животным, рыбам, людям.

— А нам в детском саду нужна вода?

— Для чего нам нужна вода?

— Умываться, поливать и купать комнатные растения, стирать бельё, мыть полы, посуду, готовить на кухне обед.

— Да, без воды всё живое на земле погибнет. Вода – это жизнь и воду надо беречь. Все говорят «Берегите воду!». А кто знает, что это значит?

— Это значит правильно и разумно расходовать. Не оставлять открытым кран.

— А если кран не исправен и из него капает вода? Что нужно сделать?

— Его нужно быстрее починить.

— Правильно, за минуту из одного неисправного или не плотно закрытого крана вытекает 110 капель. За сутки это составляет 15 литров воды.

— Как вы думаете, много ли воды на земле, хватит ли её всем?

— Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду?

— Воду на глобусе обозначают синим цветом.

— Покажите мне на глобусе воду. (показ детей)

— На нашей планете 30 морей. Как вы думаете, это много или мало?

— Много, очень много.

— У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. 1/3 часть занимает суша, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на планете?

— Многие из вас отдыхали на море, когда вы купались, всем приходилось глотнуть морской воды. Кто помнит, какая она на вкус?

— Солёная, не вкусная.

— Правильно. А кто хочет узнать, какая на вкус вода в морях и океанах, попробуйте воду из стакана стоящего на столе.

— Можно её пить? Готовить из неё пищу?

— Верно, нельзя, а теперь попробуйте воду из чашки. Какая она на вкус?

— Вкусная, чистая, не солёная.

— Да, потому что в этой чашке вода пресная. Горький вкус в морской воде предаёт морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите вот она какая (показ детям морской соли). В пищу люди употребляют поваренную соль. Посмотрите на неё (показ поваренной соли).

— Давайте сравним поваренную соль и морскую. Что вы скажите о морской соли? Какая она?

— А как выглядит поваренная соль?

— Ребята, как я уже сказала в океанах и морях солёная вода, а в реках и озёрах пресная. Подойдите к глобусу и покажите. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода морей и океанов нашей планеты уместится в трёхлитровой банке, а пресной воды хватит только на пол стакана. Так много или мало пресной воды на нашей планете?

— У воды великая забота – поить всех обитателей Земли. Без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду не чем не заменишь.

Ребята, возможность умываться, купаться в ванне под душем, пользоваться водопроводом – это великое благо. Чтобы из крана всегда лилась чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки и озёра попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой. И прежде чем она поступит в водопровод, её приходится очищать. Текущая без нужды чистая вода попадает в канализацию, где смешивается с грязной жижей. Чтобы из этой грязной воды получить чистою воду, строят специальные очистные сооружения, которые не успевают очищать огромное количество грязной воды. А чтобы вам понятнее было слово «очистные сооружения» я покажу вам, как фильтруют воду. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр переливаю воду в чистый стакан. Что вы видите на марле?

— Вся грязь осталась на марле.

— А какой стала вода в стакане?

— Верно, вода стала чистой. Марля, как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает её. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет ещё чище.

Поэтому, если кран остался открытым, то не только в пустую, истрачена чистая вода, но и увеличилось количество грязной воды, которую приходится фильтровать, очищать.

Мы живём с вами в крае, который богат нефтью. Нефть называют чёрным золотом. Из нефти изготавливают очень много нефтепродуктов. Назовите мне, что изготавливают из нефти?

— Бензин, керосин, солярку, масла, резину, мазут и др.

— Молодцы, всё правильно вы назвали. Нефтепродукты необходимы в нашей жизни, это и топливо, и горючее и многое другое. Но, к сожалению, при добыче нефти иногда происходят аварии. И тогда нефть или нефтепродукты попадают в грунт, а с грунтовыми водами в реки, озёра и загрязняют пресную воду. Но нефтяники ставят перед собой задачу не только добывать нефть, но и, добывая её не загрязнять окружающую среду. Что же они для этого делают? В весенние паводки, когда с полей в овраги, реки стекает талая вода, они делают запруды, ставят «нефтеловушки» благодаря которым нефть не попадает в крупные реки и озёра. Также вокруг устья нефтяных скважин строят нефтестоки. При разливе нефти через нефтестоки нефть попадает в резервуары, а не растекается. И многое другое делают нефтяники, чтобы сохранить чистоту и живительную силу воды. Очищают реки, облагораживают родники. А мы с вами должны осознать, как важно всем людям относиться к воде бережно, разумно, экономно, по хозяйски.

Есть такие дни, когда люди разных стран вспоминают, что они живут в одном общем доме. И сберечь его – наш общий долг. 22 марта отмечается Всемирный день воды.

А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!» А вам такое домашнее задание нарисуйте рисунки на тему: «Давайте беречь воду!»

Источник

Читайте также:  Как сшить платье для моря быстро
Оцените статью