В. Сизов «Значение Конвенции Монтрё в современных условиях»
Беспрепятственное использование проливов, соединяющих Черное и Средиземное моря, исторически является одним из ключевых факторов стабильного экономического развития причерноморских государств, расширения их сотрудничества с другими странами, а также защиты своих национальных интересов. В условиях сложной обстановки на Украине и Ближнем Востоке вопрос регулирования судоходства на Черном море становится особенно актуальным.
Конвенция по режиму прохода черноморских проливов была заключена 20 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) в ходе конференции по пересмотру первого аналогичного документа, принятого еще в 1923-м в г. Лозанна (Швейцария). Новое соглашение вступило в силу 9 ноября 1936 года. Формально срок его действия 20 лет. Однако в соответствии с положениями документа он «остается в силе сверх указанного срока до того момента, когда истекут два года после направления уведомления о денонсации в адрес правительства Франции» (депозитарий), которое обязано проинформировать об этом всех остальных участников. По состоянию на август 2019 года к документу присоединились следующие государства: Австралия, Болгария, Великобритания, Греция, Италия, Кипр, Россия, Румыния, Турция, Украина, Франция и Япония.
Конвенция Монтрё закрепила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы. В ней оговаривается, что торговые суда всех государств в мирное и военное время (когда Турция является невоюющей стороной) пользуются полной свободой прохода и плавания в черноморских проливах днем и ночью независимо от флага государства и перевозимого груза без каких-либо формальностей. Вместе с тем Анкаре предоставлено право взимать с каждого судна сбор для покрытия расходов по санитарному контролю, навигационному сопровождению и содержанию спасательной службы. Порядок и режим транзита через указанные проливы кораблей в отношении черноморских и нечерноморских государств отличаются. Из документа следует, что первые в мирное время могут проводить корабли любого класса. Запрещается только в этот период выполнять полеты палубной авиации.
Черноморские страны также имеют право проводить через проливы свои подводные лодки (ПЛ), построенные или купленные вне этого моря, в случае следования к месту базирования при условии, что Турция будет заблаговременно уведомлена о закладке или покупке таких кораблей. Кроме того, ПЛ, принадлежащие данным государствам, могут проходить через проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точная информация по данному факту будет предоставлена турецкой стороне. В обоих случаях лодки должны следовать в дневное время в надводном положении и в единственном числе.
двойной клик — редактировать изображение
Нечерноморским странам разрешается проводить в Черное море только легкие надводные корабли (НК), небольшие боевые и вспомогательные суда. Общий максимальный тоннаж всех иностранных военных судов, находящихся в состоянии транзита через проливы, не должен превышать 15 тыс. т. Их проход возможен только в дневное время, а одновременное количество не превышать девяти единиц. Суммарный тоннаж военных кораблей и судов этих государств, одновременно пребывающих в Черном море, не должен быть более 45 тыс. т, а какой-либо одной нечерноморской страны — 30 тыс. т. При этом независимо от цели пребывания они не могут находиться там более 21 сут. Необходимо отметить, что статья о суммарном водоизмещении кораблей нечерноморских государств, одновременно находящихся в Черном море, допускает ее двойное толкование. Так, Анкара и ее союзники по НАТО исходят из того, что, когда в первой половине 1980-х годов суммарный тоннаж Черноморского флота СССР превысил «по крайней мере на 10 тыс. т тоннаж наиболее сильного флота» на момент подписания Конвенции, то вступил в силу пункт b) данной статьи.
В связи с этим общий тоннаж в 30 тыс. т, предусмотренный пунктом а) для нечерноморских государств, был увеличен до максимального значения — 45 тыс. т, а одного корабля — 20-30 тыс. т. По интерпретации турецкой стороны, такое действие является необратимым. Однако требования той же статьи могут трактоваться по другому: тоннаж кораблей указанных государств следует рассчитывать «в любой данный момент» пропорционально текущему суммарному водоизмещению флотов черноморских стран. Это позволяет снизить приведенные выше лимиты до 30 тыс. и 20 тыс. т соответственно. Такого мнения придерживается Российская Федерация.
Для проведения через проливы военных кораблей турецкому правительству за 8 дней должно быть направлено по дипломатическим каналам предварительное уведомление, нечерноморским государствам — за 15. При этом необходимо указать место назначения, название, тип и количество кораблей, а также дату прохода в первоначальном направлении и при возвращении. Любое изменение сроков является предметом дополнительного уведомления не менее чем за три дня.
В случае участия Турции в войне проход военных кораблей через проливы «будет зависеть исключительно от усмотрения турецкого правительства» (ст. 20). При возникновении для Турции «угрозы непосредственной опасности» (ст. 21) могут быть приняты аналогичные меры. Однако они могут быть отменены, если Совет Безопасности ООН 2/3 голосов признает их необоснованными.
Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов воюющего государства. Военные корабли, которые, пройдя проливы, оказались вне портов основной стоянки, могут вернуться в них. Однако Турция может лишить подобного права корабли государства, вызвавшего применение соответствующих мер.
Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся в войне с ней, будут пользоваться правом свободного прохода и плавания в проливах при условии, что они не оказывают содействие противнику. Эти суда должны будут проходить проливы в дневное время по маршруту, который в каждом случае указывают турецкие власти.
В случае когда Анкара считает себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, свободный проход для торговых судов сохраняется, однако они могут преодолевать проливы, как и во время войны.
Черноморские страны обязаны ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего флота. Военно-политическое руководство республики рассматривает сохранение контроля над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы как один из важнейших элементов поддержания статуса региональной державы, обладающей стратегически важным географическим положением в Европейско-Азиатском континентальном районе. Монопольное право Анкары на регулирование судоходства в проливах является инструментом для оказания определенного давления на черноморские государства, ограничивая по своему усмотрению транзит военных кораблей и гражданских судов. При этом ограничение (затруднение) их прохода, а также введение полного запрета могут быть реализованы как в рамках международного права, так и в обход него.
Так, на фоне обострения отношений с Российской Федерацией в 2015 и 2016 годах фиксировались факты задержки российских гражданских судов в турецких портах и проливах под предлогом различных формальных нарушений, связанных с работой судового оборудования и систем безопасности. Кроме того, Турция периодически ограничивает право на свободное прохождение судов, объясняя это мерами по нормализации экологической ситуации в районе проливов. В феврале 2019 года, например, отмечался значительный рост времени получения разрешения на проход черноморских проливов нефтеналивными танкерами, следующими из порта Новороссийск в Европу и обратно. По официальным данным Анкары, причинами задержки стали неблагоприятные погодные условия.
Одним из путей изменения ситуации, складывающейся вокруг правового статуса Конвенции Монтрё, может стать реализация турецкой стороной транспортного проекта, получившего название «Стамбульский канал». В соответствии с ним планируется построить западнее г. Стамбул искусственный судоходный канал. Предполагается, что его длина составит 45-50 км, ширина — 400 м у основания и 500 м на поверхности, глубина — 25-35 м. К декабрю 2015 года турецкие специалисты разработали технико-экономические обоснования проекта, а в апреле 2016-го парламент Турции принял закон о выделении земельных участков для строительства канала.
двойной клик — редактировать изображение
Однако возникает вопрос о международно-правовом статусе такого проекта, в том числе в контексте действующего соглашения. По заявлениям турецкой стороны, «Стамбульский канал» является прежде всего экономическим проектом, направленным на уменьшение транзитной нагрузки на пролив Босфор и повышение безопасности торгового судоходства. Что касается международно-правового аспекта, то режим Конвенции Монтрё, охватывающий пространство от Средиземного до Черного моря, останется неизменным, в том числе для новой искусственной морской магистрали.
В отношении военных кораблей продолжит действовать установленный этим документом режим прохода через проливную зону. Однако не исключено, что в случае возникновения каких-то нештатных ситуаций в проливе Босфор (неблагоприятные климатические условия, техногенные катастрофы и т. д.) турецкая сторона, временно закрыв его для прохождения судов, направит через строящийся канал и военные корабли. По утверждению Анкары, подобные решения будут приниматься с соблюдением всех требований Конвенции Монтрё.
С 2014 года в связи с политическим кризисом на Украине и обострением российско-американских отношений США и их союзники по НАТО стремятся усилить свое военное присутствие в черноморской морской зоне: так, значительно увеличилось число заходов военных кораблей стран альянса (подавляющее большинство из них принадлежат американским ВМС) в Черное море. Одновременно возросло количество учений с участием черноморских государств — членов НАТО, Украины и Грузии, в ходе которых отрабатываются вопросы формирования оперативных соединений и групп ВМС многонационального состава и различного целевого назначения, а также их развертывания в районах предназначения. В контексте продолжения расширения своей военной деятельности в альянсе изучается возможность пересмотра отдельных положений Конвенции Монтрё, в частности снятия ограничений на водоизмещение военных судов, проходящих через Босфор и Дарданеллы, а также продления сроков их пребывания. Это позволило бы повысить оперативность развертывания формирований ОВМС НАТО на юго-восточном фланге блока и обеспечить наращивание военно-морской группировки в Черном море.
Вместе с тем согласно Конвенции Монтрё инициатива по изменению одного или нескольких ее положений может исходить только от подписавших документ государств. Решение о соответствующем пересмотре должно приниматься в большинстве случаев единогласно путем созыва при необходимости специальной Конференции (один раз в пять лет, ближайшая — до конца 2021 года). Некоторые же поправки, касающиеся суммарного тоннажа военных кораблей и судов нечерноморских государств, одновременно находящихся в состоянии транзита через проливы (ст. 14) или непосредственно в Черном море (ст. 18), могут быть приняты при согласии «3/4 договаривающихся сторон», включая 3/4 причерноморских государств, в том числе Турцию.
Источник: журнал «Зарубежное военное обозрение» №10 2019
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Источник
Конвенция Монтре по Черному морю
Конвенцией Монтре называют соглашение, заключённое рядом стран в 1936 году. В соответствии с ним Турция получила полный контроль над проливами Босфор и Дарданеллы. Своим названием конвенция обязана швейцарскому городу Монтре, в котором состоялось её подписание. Соглашение гарантирует свободный проход гражданских судов через черноморские проливы в мирное время. При этом конвенция Монтре накладывает определённые ограничения на перемещение военных кораблей. В первую очередь они касаются нечерноморских государств.
Положения конвенции в течение многих лет становились причиной споров и противоречий. В основном они были связаны с доступом военно-морского флота Советского Союза к Средиземному морю. Впоследствии в данное международное соглашение внесли некоторые поправки, но оно до сих пор остаётся в силе.
Лозаннская конференция
Конвенция Монтре 1936 года стала логическим завершением серии договоров, призванных разрешить так называемый «вопрос проливов». Суть этой давней проблемы заключалась в отсутствии международного консенсуса по поводу того, какая страна должна контролировать стратегически важные пути из Черного в Средиземное море. В 1923 году в Лозанне было подписано соглашение, которое демилитаризовало Дарданеллы и обеспечило свободный транзит гражданских и военных судов под наблюдением Лиги Наций.
Предпосылки заключения нового договора
Установление в Италии фашистского режима серьёзно осложнило ситуацию. Турция опасалась попыток Муссолини использовать доступ к проливам для распространения своей власти на весь черноморский регион. В первую очередь агрессии со стороны Италии могла подвергнуться Анатолия.
Турецкое правительство обратилось к странам, участвовавшим в подписании соглашения в Лозанне, с предложением провести конференцию для обсуждения нового режима прохода судов через проливы. Необходимость данного шага объяснялась сильными изменениями в международной обстановке. Из-за денонсации Германией Версальского договора нарастала напряжённость в Европе. Многие страны были заинтересованы в создании гарантий безопасности для стратегически важных проливов.
Участники Лозаннской конференции откликнулись на призыв Турции и приняли решение собраться в швейцарском городе Монтре для достижения нового соглашения. Только Италия не была представлена на переговорах. Этот факт имеет простое объяснение: именно её экспансионистская политика стала одной из причин организации данной конференции.
Ход обсуждения
Турция, Великобритания и Советский Союз выдвигали предложения, направленные на защиту их собственных интересов. Соединённое Королевство выступало за сохранение большинства запретов. Советский Союз поддерживал идею абсолютно свободного прохода. Турция призывала к либерализации режима, стремясь таким образом восстановить свой контроль над проливами. Великобритания старалась не допустить присутствия в Средиземном море советского военного флота, который мог создать угрозу для жизненно важных путей, связывающих метрополию с Индией.
Ратификация
После продолжительных дебатов Соединённое Королевство согласилось пойти на уступки. Советский Союз сумел добиться снятия с черноморских государств некоторых ограничений на проход через проливы военных кораблей. Сговорчивость Великобритании была вызвана стремлением не позволить Турции стать союзником Гитлера или Муссолини. Конвенцию Монтре по Черному морю ратифицировали все участники конференции. Документ вступил в силу в ноябре 1936 года.
Основные положения
Текст конвенции Монтре разделён на 29 статей. Соглашение гарантирует торговым судам любого государства абсолютную свободу навигации в проливах в мирное время. Комиссия Лиги Наций, отвечавшая за обеспечение выполнения Лозаннского договора, была упразднена. Турция получила право взять проливы под свой контроль и закрывать их для всех иностранных военных судов в случае начала вооружённого конфликта.
Запреты
Конвенция Монтре накладывает ряд специфических ограничений по классу и тоннажу военных судов. Нечерноморские страны имеют право проводить через проливы только мелкие надводные корабли. Их общий тоннаж не должен превышать 30000 т. Максимальный срок пребывания в акватории судов нечерноморских держав составляет 21 день.
Конвенция позволяет Турции запрещать или разрешать навигацию по своему усмотрению, если её правительство считает, что страна находиться под угрозой войны. В соответствии с п. 5 конвенции Монтре ограничения могут коснуться судов любого государства.
Привилегии
Черноморским государствам предоставлено право проводить через проливы боевые корабли любого класса и тоннажа. Обязательным условием для этого является предварительное уведомление турецкого правительства. 15-я статья конвенции Монтре также предусматривает для данных стран возможность транзита подводных лодок.
Конвенция Монтре о статусе проливов отражала международную обстановку 30-х годов прошлого века. Предоставление более широких прав черноморским державам было уступкой Турции и Советскому Союзу. Только эти две страны обладали значительным количеством крупных военных судов в данном регионе.
Последствия
Конвенция Монтрё о проливах повлияла на ход Второй мировой войны. Она сильно ограничила возможность развёртывания боевых действий в Чёрном море для фашистской Германии и её союзников. Они были вынуждены вооружать свои торговые корабли и пытаться провести их через проливы. Это приводило к серьёзным дипломатическим трениям между Турцией и Германией. Неоднократные протесты со стороны Советского Союза и Великобритании подтолкнули Анкару к полному запрету перемещения любых подозрительных судов в проливах.
Спорный пункт
Турецкое правительство утверждает, что конвенция не разрешает проход через проливы авианосцев. Но в действительности документ не содержит однозначного упоминания об этом. Конвенция устанавливает лимит в 15000 т для отдельно взятого корабля нечерноморской державы. Тоннаж любого современного авианосца превышает данное значение. Это положение конвенции фактически запрещает нечерноморским государствам проводить через проливы корабли подобного типа.
Определение авианосца в тексте соглашения было сформулировано в 30-х годах прошлого века. В те времена корабельные самолёты использовались преимущественно для ведения разведки с воздуха. В конвенции указано, что наличие палубы, предназначенной для взлёта и посадки летательных аппаратов, не позволяет автоматически классифицировать судно как авианосец.
Черноморские государства имеют право проводить через проливы военные корабли любого тоннажа. Однако приложение к конвенции однозначно исключает из их числа судна, сконструированные в первую очередь для перевозки морской авиации.
Обходной манёвр
Советский Союз нашёл способ преодоления данного запрета. Выходом из положения стало создание так называемых авианесущих крейсеров. Эти корабли были оснащены баллистическими ракетами морского базирования. Наличие ударного вооружения формально не позволяло классифицировать их как авианосцы. Как правило, ракеты крупного калибра размещались на крейсерах.
Это дало возможность Советскому Союзу беспрепятственно проводить свои авианосцы через проливы в полном соответствии с положениями конвенции. Проход оставался под запретом для относящихся к данному классу кораблей НАТО, тоннаж которых превышал 15000 т. Турция предпочла признать за Советским Союзом право на транзит авианесущих крейсеров. Пересмотр конвенции был не в интересах Анкары, поскольку мог понизить степень её контроля над проливами.
Попытки внесения поправок
В настоящее время большинство положений международного договора остаётся в силе. Однако конвенция регулярно становиться причиной ожесточённых споров и разногласий. Периодически предпринимаются попытки вернуться к обсуждению статуса проливов.
После завершения Второй мировой войны Советский Союз обратился к Турции с предложением установить совместный контроль над доступом из Чёрного в Средиземное море. Анкара ответила твёрдым отказом. Серьёзное давление со стороны Советского Союза не смогло заставить её изменить свою позицию. Возникшая в отношениях с Москвой напряжённость стала причиной прекращения Турцией ведения политики нейтралитета. Анкара была вынуждена искать союзников в лице Великобритании и США.
Нарушения
Конвенция запрещает боевым кораблям нечерноморских государств иметь на борту артиллерию, калибр которой превышает 203 мм. В 60-х годах минувшего века через проливы прошли оснащённые противолодочными ракетами военные суда США. Это вызвало протесты со стороны Советского Союза, поскольку калибр данного вооружения был равен 420 мм.
Однако Турция заявила об отсутствии нарушения конвенции Монтре. По мнению её правительства, баллистические ракеты не являются артиллерией и не подпадают под действие договора. В течение последнего десятилетия боевые корабли США неоднократно нарушали максимальный срок нахождения в Чёрном море, но представители Турции не признавали случаев нарушения конвенции.
Источник