- Коровин берег черного моря
- Коллекция Государственного Русского музея
- На берегу моря
- К. Коровин. На берегу Черного моря . 1914
- К.А. Коровин. На берегу Черного моря
- Описание картины константина коровина «на берегу моря»
- Художник Константин Алексеевич Коровин | Картины
- Биография художника Константина Алексеевича Коровина
- Картины художника Константина Алексеевича Коровина
- Константин Коровин: биография, произведения художника :
- Детство и юность
- Годы учебы (1875-1886)
- «Поленово. За чайным столом»
- Знакомство с Мамонтовым в 1884 году
- «Зимой», 1894 год
- Коровин и Серов в экспедиции
- «Гаммерфест. Северное сияние», 1895 год
- Нижегородская выставка
- Женитьба и рождение сына
- Работа в театре
- Крымские пейзажи
- Эмиграция
- Выставка Константина Коровина
- Картина «В окрестностях Охотина» (К. А. Коровин)
- Экспертной заключение ОЖ 4471 (2462-31 от 13.02.2013 г.)
- Приложение №1 к Экспертному заключению ОЖ 4471
- Результаты исследования состава наполнителя грунта и пигментов:
- Методы исследования:
- Результаты
- Выводы
- Коровин
- Крым в творчестве Константина Коровина
- Константин Коровин — «Моцарт живописи», вдохновлявшийся Крымом
Коровин берег черного моря
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
На берегу моря
Пост.: 1964 из МК СССР; ранее — собр. А. И. Ачеркан (Москва)
- Период Конец XIX – начало XX века
- Категория Натюрморт, Пейзаж
- Ключевые слова Импрессионизм | Московская школа | Крым | морской пейзаж | день | лето | цветы | посуда
- Виртуальные выставки и 3D-туры
- Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве
Поделиться
Во всех холстах Коровина пульсируют тот жизненный порыв и дыхание живописи, та редкостная способность говорить на языке объекта, на языке цветов и трав, которые даются лишь немногим – тем, кто родился импрессионистом, а не просто стал им. Знаковые признаки импрессионизма – светлая валерная тональность, раздельный мазок, цветные тени, фрагментарность, – присутствуют в коровинском творчестве. Крым занимал отдельное место в творчестве этого живописца. На протяжении 1910-1917 годов художник подолгу жил на даче в Гурзуфе, которую он построил по собственному проекту. Здесь он часто писал свои любимые розы, которые в изобилии росли на участке. Коровинские натюрморты – это часть залитого солнцем, пронизанного ощущением жизни и благодати приморского пейзажа. Художник умел и любил поймать мгновение и легко и свободно его воспроизвести. Вибрация цветовых пятен, интенсивность открытого мазка создавали живописное дрожание воздуха на полотне.
Источник
К. Коровин. На берегу Черного моря . 1914
опубликовано: ноябрь 2017
К. Коровин. На берегу Черного моря (Крым. Гурзуф; Вид на берегу Черного моря). 1914. Холст, масло Картина «На берегу Черного моря», известная также как «Крым. Гурзуф» или «Вид на берегу Черного моря», написана Константином Коровиным в 1914 году.
К. Коровин и раньше приезжал в Крым, чтобы отдохнуть от столичной суеты, поправить здоровье и поработать над новыми этюдами. После того, как в 1910-1912 годах художник построил в Гурзуфе дачу-мастерскую с видом на море, в поселке он останавливался надолго, бывая здесь вплоть до революционного 1917 года. Южный берег Крыма неизменно вдохновлял художника на творчество, радуя солнечными днями и яркими красками окружающего мира, и он часто переносил свои впечатления на полотна.
К. Коровин изображает живописный вид на восточную часть Гурзуфского залива и каменистый мыс у подножия скалы Дженевез-Кая, неподалеку от которого расположилась его вилла «Саламбо». У скалистой бухты, совсем рядом с шумящим морем, белеет покрытый черепицей чеховский домик, по словам Константина Алексеевича, дающий «настроение далёкого края».
На переднем плане художник рисует маленький деревянный причал, у перил которого стоят люди. Возможно, они ожидают катер, курсирующий между Ялтой и Алуштой, а быть может, просто любуются чудесным пейзажем. У берега, отражаясь в морских волнах, покачиваются легкие разноцветные лодки. Над заливом раскинулось сине-голубое небо с легкими облаками. Картина наполнена знойным воздухом и ярким солнцем, усиливающим контрасты света и тени, подчеркивающим игру светлых и темных тонов.
Художник не раз обращался к этой гурзуфской композиции. В том же году он пишет этюд «Берег Чёрного моря (Вид на берегу Чёрного моря)» (1914).
Источник
К.А. Коровин. На берегу Черного моря
Холст, масло. 143 х 103
Творчество блистательного артистичного русского живописца Константина Алексеевича Коровина (1861 – 1939) чрезвычайно многообразно. И с некоторыми страницами его профессиональной деятельности знакомят произведения севастопольского собрания. Среди них пейзажи разных лет, натюрморт и эскиз театральной декорации.
Жизнь и творчество К. А. Коровина были тесно переплетены с Крымом. Вначале 1900-х годов он приобрел землю в Гурзуфе, где впоследствии по собственному проекту построил дом. Сейчас там творческая дача художников. Константин Алексеевич очень любил Крым, солнце, воздух, море, розы и поэтому ежегодно приезжал сюда в разное время года. Ему здесь свободно и радостно «дышалось», жилось и работалось; часто посещали друзья, несколько раз приезжал Ф. И. Шаляпин.
Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов. В ней выражается новое, по преимуществу эмоциональное, художественное восприятие действительности, желание передать прежде всего настроение, в котором бы объединились «состояния» людей и окружающей пейзажной среды.
Коровин отказался от выигрышного мотива, не использовал какой-либо специальный сюжет, а лишь запечатлел то, что как бы случайно оказалось в поле его зрения. Женщина в одиночестве и задумчивости сидит на берегу моря, и природа созвучна ее состоянию. Изысканно и сдержанно, на полутонах, как бы подытоживая пленэрные поиски того времени, написана эта картина. Мягко и ненавязчиво передан лирический облик женщины и «тонкая музыка» ее настроения.
Находясь в Крыму, Коровин не единожды бывал и в Севастополе. С городом его связывали яркие воспоминания. Актриса Н. Комаровская позднее писала, как «огромная, ярко горевшая на солнце рыбина – морской петух, выловленная балаклавскими рыбаками, настолько поразила Коровина, что позже увиденное подсказало ему решение образа царя Додона для оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о Золотом петушке».Источник
Описание картины константина коровина «на берегу моря»
Художник Константин Алексеевич Коровин | Картины
Рубрика: картины и живописьОпубликовано 31.08.2018 · Комментарии: 2 · На чтение: 11 мин · Просмотры:
Художник Константин Алексеевич Коровин – великий русский живописец, писатель и театральный художник, талантливый педагог.
Сегодня я хочу рассказать вам о действительно великом русском художнике Константине Коровине.
Задача, скажу честно, совсем не простая. Всё дело в том, что сайт о живописи я веду уже не первый год и у меня есть все основания утверждать, что из огромного числа посетителей этого сайта (а в год это более 1 миллиона человек) такие «мелочи», как биография художника для большинства – это скучно и не важно.
Поэтому всегда перед оформлением поста стоит вопрос: Как писать? Подробно и с расстановками или общими мазками, в два – три предложения.
Вот и с биографией Константина Коровина та же самая история… Я постараюсь изложить только самые интересные и значимые события, которые случились в жизни художника, и опущу подробности, которые (по моему мнению) будут интересны только тем, кто желает изучить биографию и творчество художника уже не в качестве любителя живописи.
Биография художника Константина Алексеевича Коровина
Художник Константин Коровин родился в 1861 году в купеческой семье. Я ещё расскажу о его родителях, но прежде хочется вспомнить ещё об одном человеке, роль которого в судьбе будущего художника сложно оценить в полной мере. Это дедушка Михаил Емельянович. Человек совсем не простой.
С одной стороны – старообрядец, владелец ямского извоза, купец первой гильдии. Чувствуете, как это звучит. Но есть ещё и другая сторона – в своё время Михаил Емельянович очень сильно помог будущему известному русскому пейзажисту Льву Каменеву.
В дедушкином доме частым гостем был Илларион Прянишников.
Однако, в первую голову, он был купцом и главой своей семьи – своего сына (отца Константина) он определил в университет, пристроил к коммерции. Но у сына не было деловой хватки отца и после смерти Михаила Емельяновича отец Константина очень быстро привел дело к банкротству, и семья была вынуждена перебраться в подмосковную деревню Большие Мытищи.
Портрет кисти В.А. Серова
С этого момента воспитанием детей (Кости и его старшего брата Сергея, который впоследствии тоже стал художником) занималась мама Аполлинария Ивановна, которая достаточно прилично рисовала, много музицировала.
В 1875 году Константин идет по стопам своего старшего брата и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, поступает на факультет архитектуры.
Почему он вдруг решил заняться архитектурой? Нужно сказать, что в этот период времени семья возвращается в Москву. Живут они дружно, но практически в полной нищете.
Возможно, это обстоятельство и побудило будущего художника избрать более перспективную, в материальном плане, профессию.
Целый год Константин боролся с судьбой, а в 1876 году твердо решил, что хочет заниматься только и исключительно живописью, и перевелся на отделение живописи.
Его учителями стали Алексей Саврасов, а в последствии – Василий Поленов. Именно эти два мастера живописи оказали на формирование будущего художника наибольшее влияние.
Нужно сказать, что в это же период в училище трудились не менее серьезные мастера живописи: Павел и Евграф Сорокины, Василий Петров, Илларион Прянишников. В своих воспоминаниях для этих педагогов Коровин не пожалел добрых слов, но… Вот что он пишет:
В 1882 году Саврасов из-за тяжелой болезни оставляет училище. Можно предположить, что именно это событие стало причиной поступления Константина в Петербургскую Академию художеств. Однако, в академии он учится всего несколько месяцев. Вот как вспоминает этот период своей жизни сам художник:
Коровин возвращается в московское училище и попадает в класс Поленова, который заменил ушедшего Саврасова.
Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок, — так запомнил его преподавание Коровин.
И это Поленов рассказал своим ученикам о импрессионизме. Это он «заразил» Коровина духом импрессионизма.
А в 1883 году Константин пишет картину «Портрет хористки», которая впоследствии будет названа «первой ласточкой импрессионизма в России».
Администрация училища отмечает премиями работы Константина, выполненные по заданным темам, дважды награждает работы художника серебряными медалями, но… Ему не простили попыток писать иначе. В 1884 году Коровин получает звание «неклассного художника».
Ещё два года упорного труда в стенах училища не помогли достигнуть высшего звания – «классный художник». Педагоги были непреклонны и примерно наказали выскочку.
Справедливости ради скажу, что таким выскочкой был не один Коровин – со званием «неклассного художника» покинул стены училища и Левитан.
И тут на выручку несправедливо наказанным художникам пришел Поленов – он познакомил своих выпускников с Саввой Мамонтовым. Молодежь понравилась Савве Ивановичу и он взял их под свою опеку.
С этого момента Коровин много работает, как театральный декоратор. Увы, практически не сохранилось эскизов декораций, но современники отмечали особую воздушность произведений автора.
Вот что говорит о этом этапе своего творчества Коровин:
Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю — это выделить меру последнего на фоне цвета.
В 1887 году Коровин выезжает в Париж. Великий город ошеломляет и вдохновляет:
Сейчас я должен был бы написать не столько про душевные порывы художника, сколько про обретение им нового видения своего творчества, о «групповой композиции наполненной светом и воздухом», «чистоту красок и серебряные рефлексы», «светоносность и одновременно воздушность».
Вы не подумайте – я не ерничаю. Это очень важно, но для глубокого понимания творческого становления художника лучше обратиться к его воспоминаниям, а не к моей биографической справке.
Я не смогу в двух-трех предложениях всё это описать, а мы договорились, что биография будет максимально краткой.
В 1892 году художник снова посещает Францию, живет и работает в стране целый год. Эта поездка – ещё один этап в творчестве Коровина. Он самым скрупулезным образом изучает современную французскую живопись:
А вот, что он пишет Аполлинарию Васнецову:
Коровин возвращается в Россию и готовится к путешествию на русский Север. Эту поездку организовал Савва Мамонтов, который решил прокладывать Северную железную дорогу.
А для популяризации Русского Севера он решил отправить в творческую экспедицию Коровина и Серова – художники должны были заинтересовать своими произведениями русскую общественность, что могло стать своеобразным толчком для более активного освоения северных земель.
Можно подумать, что Савва Мамонтов был приличным кровососом – взять художника из Парижа и отправить его на север. Нет, Савва Иванович отлично разбирался в людях. Вот что написал сам Коровин о своем путешествии (из воспоминаний Серова):
Работы, написанные художником на севере поразили публику и навсегда отбили у критиков охоту говорить о «легкомыслии коровинского письма». Более того, эти работы были настолько хороши, что и Серов, работавший рядом с Коровиным, попал под влияние «серебряных гамм».
Впоследствии Игорь Грабарь писал:
Последнее десятилетие девятнадцатого века Константин Коровин работает в самых разных областях: оформляет выставочные павильоны, готовит декорации для Частной оперы, и в этот же период сближается с Федором Шаляпиным, для которого создает костюм Ивана Грозного, и пишет.
Я не буду перечислять все этюды, картины, декорации, выставочные павильоны, эскизы театральных костюмов – только на простое перечисление всего созданного в этот период уйдет очень много времени, а ещё нужно рассказать о достоинствах, о отзывах критиков и т.д., и т.п. Поэтому, с вашего позволения и по достигнутой ранее с вами договоренности, я этот перечень публиковать не буду. Много было сделано. Да, с 1901 году Коровин начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Наконец к художнику приходит официальное признание – в 1905 году его избирают академиком. Он много работает, но его личная жизнь просто разваливается. Брак оказался неудачным. Умер первый ребенок Коровина, а младший сын, которого художник любил просто самозабвенно, в 1913 году попал под трамвай и лишился ног. В этот же период умирает старший брат Сергей Коровин.
Публика ничего этого не знает. Не желает делиться своей болью и сам художник, у него свой особый взгляд на творчество:
Он много и плодотворно работает. За окнами проходят революции, а он продолжает писать. Я не хочу описывать период жизни Константина Коровина от революций и до его иммиграции в 1922 году – это безумие и мерзость.
Однако, жизнь в Париже оказалась только немногим лучше жизни в постреволюционной России – картины покупали за малые деньги, авторские гонорары были мизерными. У французов сменилась мода на живопись, а у русской эмиграции просто не было денег на картины и литературные труды художника.
В 1939 году русский художник Константин Коровин скончался прямо на улице от внезапного сердечного приступа.
Картины художника Константина Алексеевича Коровина
«Ловля рыбы». Эскиз панно для павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке
Геммерфест. Северное сияние
У балкона. Испанки Леонора и Ампара
Рыбы, вино и фрукты
Мальвы в Саратовской губернии
Натюрморт с синей вазой
За чайным столом
Натюрморт с синей вазой
Натюрморт с розами и фруктами
У открытого окна
Пристань в Гурзуфе
Девушка с гитарой
Розы в голубых кувшинах
Константин Коровин: биография, произведения художника :
Большой русский художник Коровин Константин Алексеевич ярко и празднично воспринимал жизнь.Он отражал на своих полотнах первые впечатления от увиденного, поэтому они так свежи, их колорит в основном светел.
Воздухом и удивлением перед красотой мира наполнил Константин Коровин произведения, которые он писал на Севере, в Европе, в Париже, на русском юге. Все, над чем работал К. Коровин, исполнено духа преображения.
Детство и юность
Константин Коровин родился в семье старообрядцев в 1861 году. Его дедушка выбился из крестьян во владельца ямщицкого извоза. Детство мальчика и его брата Сергея прошло в Москве в полном достатке. Колоритный дед мог сидеть, укрывшись тулупом, в зале в стиле ампир и слушать Баха.
Отец, вложив средства в постройку железной дороги, разорился. Семья из Москвы переехала в Мытищи. Мать, образованная дворянка, не могла допустить, чтобы дети остались без образования.
Так как у них у обоих были художественные наклонности, то они один за другим поступили в Московское училище живописи.
Годы учебы (1875-1886)
Константин Коровин в четырнадцать лет открыл двери архитектурного отделения, а через год перевелся на художественное. Это десятилетие характеризуется не только формированием художника, но и ужасным, нищим существованием братьев. К. Коровин учился в классе В. Перова и А. Саврасова, а позже – В. Поленова.
Это был период расцвета или засилья, как угодно, бытового жанра, и пейзажи начальство не жаловало. Когда учение подходило к концу, то добровольно покончил счеты с жизнью отец художника. Позже умерла его мать. Семья Поленова приняла большое участие в жизни Константина, обогрела и приютила его.
Это отразится в жанровой работе 1888 года.
«Поленово. За чайным столом»
Летний солнечный день. На отрытой веранде, за которой всеми красками бушует зеленый сад, мы видим уютную семейную картину: за столом, накрытым белоснежной скатертью, сидит за чаем интеллигентная семья.
Стол – это натюрморт с начищенным до зеркального блеска медным самоваром, бело-синей фарфоровой посудой, которая еще сильнее подчеркивает белизну скатерти и блузок, в которые одеты три женщины, и белую фуражку офицера.
Он, в ярком черном мундире, также становится декоративным акцентом, хотя все внимание уделено двум женщинам. У одной из них в руках рукоделье, вторая, обращенная к нам в профиль, ведет беседу.
В этой светлой работе чувствуются импрессионистические тенденции, которые позже в полную силу разовьются в творчестве художника. Представляем: импрессионист Константин Коровин, картины с названиями: «Сирень», «Крым. Гурзуф», «Осень», «На берегу моря», «Розы и фиалки», «Розы и фрукты», «Розы», «Ночной Париж» и многие другие. Это будут жанровые сцены, натюрморты и пейзажи.
Знакомство с Мамонтовым в 1884 году
В этом году Константин Коровин оканчивает училище и не получает звания художника. Он продолжает учиться еще два года. В 1888-1889 годах он вместе с С. И. Мамонтовым побывал в Италии, Париже, Испании. Его очень заинтересовал итальянский городской пейзаж.
Венеция на его картине предстает не городом-праздником, не гордом масок и маскарадов, а обычным трудовым городом.В темной воде канала на первом плане скопились гондолы, которые ждут пассажиров. Двух-трехэтажные дома, выполненные охрой, золотятся на солнце и отражаются в стоячей воде.
Плотная застройка показывает нехватку пространства и тесноту города на воде. Небо не лазурное, а покрыто сероватыми облаками. Художник другими глазами посмотрел на венецианский пейзаж, увидев в нем не великолепие дворцов и памятников, а обыденную, повседневную жизнь.
Чуть позже он предпримет самостоятельное путешествие в Париж, но работать будет мало, а больше смотреть, учиться, скучать по России. Поэтому Коровин с радостью примет предложение С. Мамонтова поехать на Север. Но прежде он напишет небольшой деревенский пейзаж.
«Зимой», 1894 год
Это до боли знакомый и то же время новый взгляд на русскую деревню в средней полосе. Черная лошадка под красной дугой стоит запряженная в сани около ветхого, посеревшего от времени заборчика.
Рядом – осина, две березки и такая же серая, как забор, маленькая изба. Вот и все украшения пейзажа. Впереди перед лошадкой – наезженная дорога по необъятному полю под серым небом. Художник заставил играть два цвета на своей картине: белый и серый.
Они не дают впечатления однообразия и скуки, столько оттенков нашел в них живописец.
Коровин и Серов в экспедиции
В 1894 году два закадычных друга отправились на работу в Архангельск, Мурманск и Северную Норвегию. Там были созданы эскизы и законченные работы. С севера привез Коровин Константин Алексеевич произведения, которые заняли выдающееся место в русской живописи: «Зима в Лапландии», «Ручей св. Трифона в Печенеге». Одну из работ мы представим на суд наших читателей.
«Гаммерфест. Северное сияние», 1895 год
Этот пейзаж написан на севере Скандинавии. Это одно из самых лучших произведений художника. Оно находится сейчас в ГТГ. В этой высокой и узкой картине все линии подчеркивают вертикали, которым она подчинена. Город сжимают высокие дома, которые своими очертаниями напоминают о скалах.
На доме слева на первом плане ритмично поднимаются вверх черные окна. Рядом стоит полузаброшенная лодка с длинной оголенной мачтой. От нее на темную мерцающую холодную воду падают глубокие тени. А на заднем плане сверкает и отбрасывает багровые и синие отблески на угрюмые стены домов северное сияние.
Его призрачные столбы накладывают неповторимый отпечаток на весь город.
Нижегородская выставка
После поездки на север С. Мамонтов привлек художника к организации выставки, призванной познакомить зрителя с жизнью и бытом северян. К. Коровин сделал проект деревянного павильона, приложил немало сил, чтобы украсить его различными панно, чучелами животных и птиц, связками сушеных рыб, лишайником.
В целом он был доволен такой творческой и необычной работой, которая вызвала отклик у многих. После этого его назначили организатором «Русской деревни» на Всемирной выставке в Париже. Константин Коровин получил признание в Европе, был награжден золотыми и серебряными медалями и орденом Почетного легиона.
Женитьба и рождение сына
В 1897 году художник вступает в гражданский брак с А. Я. Фидлер. У них родился сын Алексей, который впоследствии станет художником и скончается в 1950 году в Париже.
Работа в театре
Сначала была большая работа в театре С. Мамонтова, где он познакомился с Ф. И. Шаляпиным и через всю жизнь пронес с ним дружбу. Коровин создавал эскизы к костюмам Шаляпина, написал не один его портрет.
В 1911 году он создаст истинный шедевр в стиле импрессионизма, с которым Коровин был хорошо знаком и которым свободно владел.
Он посадил свою модель в низкое кресло ясным солнечным днем, на веранде перед изысканно накрытым столом.
Натюрморт на столе как нельзя лучше раскрывает широту и барственность натуры певца: пышный букет роз, ваза с фруктами, откупоренная бутылка дорогого вина, бокал, наполненный красным вином.
Все это на фоне зеленого сада, который заглядывает в помещение. Повсюду играют голубые тени. Федор Иванович одет в белый костюм с синим шелковым кашне и находится в отличном расположении духа.
Эту радость поставил целью передать живописец всеми художественными средствами, что с блеском ему удалось.
Крымские пейзажи
На юге Коровин Константин Алексеевич произведения пишет яркие, наполненные светом и соленым воздухом моря и горными ароматами. Почти везде присутствуют розы – любимые цветы живописца. Они написаны крупными мазками, художник их просто «лепит» на своих полотнах. Пейзаж «Гурзуф» пленяет очаровательным женским портретом в белом на фоне синего моря и голубого неба.
Солнце слепит глаза обворожительной незнакомке. Пышный букет роз лежит на зеленом стуле, который, как и бордовые перила, отбрасывает на сероватый каменный пол глубокие синие тени. Радость бытия сквозит в каждом южном пейзаже.
Еще никто не знает, что вот-вот Австро-Венгрия втянет в войну всю Европу, а в России начнутся революция за революцией и сломается хрупкая жизнь миллионов людей.
А ранее художник в 1910 году познакомится с драматической актрисой Н. И. Комаровской, которая станет на непродолжительное время его женой. Когда больной художник, почти лишенный новой Советской властью возможности работать, уедет за границу, то она останется в России и успешно продолжит работу в театре, скончается в 1967 году.
Эмиграция
В 61 году К. Коровин должен бросить Родину и, как перекати-поле, через Ригу и Берлин выехать во Францию. Он еще не знает, что это навсегда. В Париже, где он обосновался, художник первое время работает в Гранд-Опере.
Кроме того, Коровин Константин Алексеевич картины пишет на темы Парижа: его площади, бульвары, узкие улочки и кафе, освещенные солнцем или ночными огнями фонарей. Позже он потеряет зрение и, чтобы заработать на жизнь, начнет писать рассказы. Он скончается в 1939 году.
Константин Коровин, биография которого перемежала достаток и скудость, не забыт. Из его работ регулярно устраивают выставки.
Выставка Константина Коровина
Чуть больше четырех месяцев до 12.02.17 года работает выставка произведений Константина Алексеевича в Казани. Она постоянно собирает большое количество поклонников его творчества.
На ней можно познакомиться не только с 48-ю работами живописца, а еще с документами и фотографиями. В 7 залах размещены в том числе ранее лежавшие в запасниках монументальные панно, выставлявшиеся в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, о которой мы упоминали выше.
На выставке видно, что его работы нисколько не устарели и созвучны нашему времени.
Картина «В окрестностях Охотина» (К. А. Коровин)
Ознакомиться с биографией автора вы можете в нашем справочнике.
Авторство установила и экспертное заключение предоставила Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П. М. Третьякова.
Экспертной заключение ОЖ 4471 (2462-31 от 13.02.2013 г.)
Слева внизу подпись и дата: Конст Коровинъ 1917 г.
Виды исследований: технологическое (МБС, УФЛ, ИКЛ), макрофотосъёмка, исследование фактуры живописной поверхности, рентгенографирование, стилистический анализ, сравнение с эталонными произведениями художника, специальная литература.
Несмотря на то, что подпись и дата нанесены позднее и не автором, само произведение, несомненно, принадлежит кисти известного русского импрессиониста К.А.Коровина.
Оно написано в типичной для этого периода творчества быстрой манере, широким мазком, плотно и рельефно, покрывающим основу.
Густота красочного слоя объясняется и тем, что пейзаж создавался поверх ниже лежащего портрета дамы, хорошо читаемого на рентгенограмме, и по абрису, также соответствующего почерку мастера. Проведенные исследования в МБС, ИФЛ- и ИК-лучах позволили подтвердить авторство Коровина.
К этому же выводу приводят стилистические особенности исследуемой работы. Так, в построении композиции, прорисовке деревьев, изб и пейзажа, особенно, переднего плана художник использует излюбленные приемы. Пигментный состав также типичен для его творчества.
Художник любил использовать колористическое противопоставление контрастных сочетаний тонов, в данном случае желто-коричневых и зеленовато-серых и декоративный эффект цветовых пятен.
В картинах 1910-х годов Коровин, работая яркими красками, зачастую не смешивал их на палитре, а протяжным, пластичным мазком накладывал рядом, как на исследуемом произведении.
Мотив деревенского пейзажа в творчестве Коровина занимает центральное место с середины 1890-х годов (см.илл.). С 1899 года и практически до эмиграции художник постоянно приезжал и работал на даче в Охотине Владимирской губернии.
Композиции созданных в окрестностях Охотина произведений отличается простотой и ясностью. Они рождались спонтанно и легко, также как его проза. «И вздумал я написать с крыльца дома зимний пейзаж. Взял мольберт, холст, краски и начал писать.
Большие березы кладут синие тени по снежной крыше сарая, бревна стен освещены солнцем. Розвальни около ворот, кусок зеленоватого сена, дедушка, рваный, в линялой шапке, белая бородка и красный вязаный шарф. А вдали леса, леса. Такая красота». Так описывал процесс создания своих произведений сам художник.
По воспоминаниям А.Я.Головина, «он особенно любил писать задворки деревень; ему нравилось старое посеревшее дерево, и он изучал все его оттенки — серебристые, коричневатые».
Результат: Авторство К. А. Коровина подтверждается. Картина «B окрестностях Охотина», 1917 имеет художественную ценность и представляет интерес для музейного собрания.
Эксперты Ольга Дмитриевна Атрощенко и Лидия Ивановна Гладкова
Приложение №1 к Экспертному заключению ОЖ 4471
Предполагаемый автор: Коровин Константин Алексеевич 1861-1939. В окрестностях Охотина. 1917.
Результаты исследования состава наполнителя грунта и пигментов:
Методы исследования:
- микроскопические (в простом отраженном и проходящем поляризованном свете);
- микрохимический качественный анализ.
Результаты
- Подпись нанесена по сухому красочному слою; состав слоя подписи — сажа.
- Грунт — цинковые белила.
- Пигменты — цинковые белила, искусственный ультрамарин, берлинская лазурь (в составе зеленой краски в смеси с желтым хромом), изумрудная зеленая, зеленый кобальт, желтый хром, желтый кадмий, желтый марс, красный органический пигмент, красный кадмий (сульфид-селенид кадмия), красный марс, коричневый железосодержащий пигмент, сажа.
Выводы
Набор материалов грунта и пигментов, идентифицированный в красочном слое картины, характерен для произведений станковой масляной живописи первой половины XX B.
Дипломированный химик, кандидат культурологии С.А.Писарева
Коровин
Масштаб экспозиции прекрасно иллюстрирует первая же строчка официального пресс-релиза: «Долгожданную и столь масштабную ретроспективу К.
Коровина (представлено около 240 лучших произведений из Третьяковской галереи, 22 музеев России, из Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций) Галерея проводит в своих залах спустя девяносто лет после первой выставки, организованной в 1922 году при жизни художника».
Двадцать два музея представили картины Мастера из своих фондов! В том числе, кстати, поделился и Тульский музей изобразительных искусств.
Впечатление от выставки можно передать одним словом — восторг! Лена выразилась ещё эмоциональнее — «просто вынос мозга!» Оно и понятно, если для простого обывателя эта выставка — праздник, яркое и красочное путешествие во времени и пространстве, то для художника — ещё и таинство приобщения к технологии.
Где ещё можно понять, как из совершенно неожиданных красок, казалось бы небрежно набросанных на холст, рождается совершенно фантастический эффект материальности – вплоть до осязаемости – внутрихолстового мира.
Речь идёт, конечно же, не столько о ранних сдержанных по цвету работах художника, сколько о тех, где ярко и смело использованы приемы нашего любимого импрессионизма.
И в этой смелости и виртуозности Коровину, пожалуй, не было равных среди прочих — тоже любимых нами, но других — мастеров Союза русских художников, в составе которого, кстати, блистали такие имена как И. Я. Билибин, А. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих.
Не будем здесь пересказывать биографию Константина Коровина — тем, кто с ней, а также (вдруг) с его творчеством не знаком, настоятельно рекомендуем к посещению специальный сайт этого проекта Третьяковской галереи.
Правда, перед этим хочется предупредить таких зрителей о неадекватном качестве интернет-версий картин. На сайте есть также «Виртуальная экскурсия по выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр.
К 150-летию со дня рождения» — там картинки поменьше, но зато цветопередача гораздо ближе к действительности, чем в «Галерее».
Несмотря на то, что у нас дома уже есть два альбома Коровина, мы очень обрадовались, увидев в продаже специально изданный к выставке альбом-каталог, превосходящий по количеству произведений даже состав представленной экспозиции — в него вошли работы из сорока семи музейных собраний России и музеев ближнего зарубежья. Даже не посетив выставку, мы решили непременно приобрести каталог, но, покидая Галерею, решили ещё раз его полистать перед покупкой. Нас ждало страшное, просто ужасное разочарование! Организовав такую масштабную выставку, Третьяковская галерея даже не удосужилась потрудиться сделать качественное репродуцирование! Репродукции в каталоге все убиты! Убиты просто в хлам. Ни на йоту не соответствуют тому, что мы только что видели! Уже дома мы пересмотрели наши старые альбомы — тот же кошмар, и чуть ли не те же ужасные репродукции. «Напечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета» — оправдывается ОАО «Ярославский полиграфкомбинат», печатавший серию «Великие художники». А в тексте читаем про игру перламутра на платье в знаменитом портрете Т. С. Любатович, который в книге напечатан сплошь оттенками грязно-зелёного и бурого, «перламутр» же безнадёжно провалился в радикально белый…
Вместо альбома мы решили купить электронный каталог «Константин Коровин. Живопись. Театр», в надежде, что файлы хотя бы можно поправить в редакторе по свежей памяти. Да и увеличить их для разглядывания можно всё покрупнее, чем в книге.
Но, к сожалению, на диске оказались всё те же кошмарные репродукции, что и в каталоге, и в Интернете, на сайте выставки.
Судя по файлам, складывается впечатление, что какой-то вредитель прогнал репродукции картин через какой-либо автоулучшатель изображений — на некоторых потери в светах или тенях таковы, что представить по ним, как выглядят оригиналы, уже невозможно. Хорошо хоть с размером не очень пожадничали… И хоть что-то более-менее уцелело.
Совершенно непонятен подобный подход Галереи к сохранению и популяризации творческого наследия такого художника как Коровин, у которого все полотна выстроены на филигранно выверенных соотношениях цветов, убрав которые (плохой репродукцией), так легко создать совершенно ложное впечатление об авторе и его картинах.
Впрочем, глядя на наши альбомы Врубеля, думается, что это система — и если тут не заговор, то налицо банальные разгильдяйство и лень.
Ну вот как так можно? В первый раз за столько десятков лет такая масштабная выставка Коровина — и такой подход, а? Работники культуры, искусствоведы, редакторы, ау! Неужели таких бешеных миллионов стоит сделать качественное репродуцирование? Судя по тому, что открытки к выставке печатались в одной хорошо знакомой тульской типографии а не где-то в Москве, (открытки, кстати, отпечатаны на порядок лучше каталога), бюджет либо сильно экономили, либо… А Третьяковка ещё и деньги за фотографирование берёт! Причём соразмерно стоимости билета: хочешь снимать — плати двойную цену. Нормально? Это что, услуга такая — право на фотографирование? Лучше б, если сами не могут, дали бы людям поснимать, да «спасибо» бы сказали, скачивая потом наши фотки из Интернета. Глядишь, хоть на сайте нормальные репродукции появились бы. Ан нет — в залах выставки царит полный запрет на фото!
Но вернёмся в зал. Там всё-таки праздник, который ни одна ложка дёгтя испортить не сможет.
Огромная площадь экспозиции поделена на две зоны: театральные декорации и эскизы и — основа выставки — станковая живопись, которая в свою очередь разнесена по разделам «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция».
Собранные из картин разных лет, такие не похожие друг на друга разделы «Париж» и «Север» производят одинаково мощное эмоциональное воздействие на зрителя. Монументальные, кажущиеся неброскими на фоне цветов и ноктюрнов, полотна русского севера при ближайшем рассмотрении оказываются наполнены цветом. Например, надолго заворожившее нас «Северное сияние».
Издали почти монохромное, такое цветное вблизи! Ну а Париж. Париж поражает и затягивает игрой цветов, фантазией и видением Художника! Все эти виды из окон на ночные улочки заставляют задерживаться перед картинами как перед настоящими окнами, и, отринув существующую где-то в боковом зрении реальность, погружаться в суету парижских бульваров.
Как же это красиво!
Константин Коровин. Париж. 1912.
Но нас, конечно, чуть ли не сильнее всего манил раздел с родным и зовущим названием — «Крым». И то, что крымские пейзажи даже выделяют в особую веху творчества Константина Коровина, не может не греть наши крымофильские души. Кажется, что мы только вчера были у его памятника в Гурзуфе!
Художник приехал в Ялту в 1904 году навестить тяжело болевшего А. П. Чехова, а чуть позже сам приобрёл участок земли на берегу гурзуфского залива.
Сам разработал проект четырнадцатикомнатной виллы «Саламбо», законченной в 1910 году, сам придумал и выполнил красочное убранство интерьеров, которое отразил потом на картине «У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И.
Шаляпина», и, наконец, создал там целую коллекцию несомненных живописных шедевров!
Константин Коровин. У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И.Шаляпина. 1916.
В заключение хочется опубликовать на страничках своего дневника несколько наших попыток приблизить не слишком удачные репродукции с диска-каталога к нашему восприятию увиденных на выставке картин. Надеемся, что не сильно нарушим чьи-либо права. А чуть позже расскажем о других увиденных нами в Третьяковке экспозициях.
Константин Коровин. Кафе в Ялте. 1905.
Константин Коровин. На берегу моря в Крыму. 1909.
Константин Коровин. Балкон в Крыму. 1910.
Константин Коровин. На берегу моря. 1910.
Константин Коровин. Крым. Фруктовая лавка. 1911.
Константин Коровин. Гурзуф вечером. 1912.
Константин Коровин. Гурзуф. 1914.
Константин Коровин. Крым. Гурзуф. 1914.
Константин Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1914.
Константин Коровин. Высокий берег. 1916.
Константин Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1916.
Крым в творчестве Константина Коровина
опубликовано: ноябрь 2017
23 ноября (5 декабря) 1861 года в московской купеческой семье на свет появился мальчик, которому уже в недалеком будущем предстояло стать выдающимся живописцем, поразившим современников своим самобытным колористическим даром, стать тем, кого позже назовут первым русским импрессионистом.
Константина Алексеевича Коровина бог одарил множеством талантов. Художник, архитектор, театральный декоратор, педагог и писатель, он казался баловнем фортуны, беззаботно шагающим по жизни.
На самом деле судьба уготовила Коровину немало испытаний, но, несмотря ни на что, он оставался человеком добрым и обаятельным, а большая часть его работ – особенно тех, на которых изображены натюрморты и пейзажи Крыма и юга Франции – была наполнена ликованием и радостью жизни.
Дед будущего художника по отцовской линии, Михаил Емельянович, был выходцем из владимирских крестьян-старообрядцев, дослужившимся до первой купеческой гильдии.
Его сын, Алексей Михайлович, получил университетское юридическое образование и унаследовал от отца ямской извоз, однако, не сумев продолжить дело, вскоре разорился. Обедневшему семейству пришлось продать дом в столице и переселиться в подмосковные Большие Мытищи.
Но именно там, в деревне, еще в раннем детстве будущий художник ощутил всю прелесть родной природы. Это чувство он пронесет потом через всю свою жизнь. Любовь к искусству Константину Коровину и его старшему брату Сергею (также ставшему живописцем) прививали и дед, ценивший музыку и принимавший в своем доме художников, и увлеченный литературой отец, и мать, Аполлинария Ивановна, рисовавшая акварели и игравшая на фортепьяно и арфе.
В 1875 году Константин Коровин становится студентом Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества. Сначала он изучал основы архитектуры, а затем перевелся на живописное отделение, где преподавали А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.
В 1881 году юноша решил продолжить обучение в натурном классе Петербургской Академии Художеств, но всего через три месяца вернулся обратно в МУЖВЗ: строгий «академический дух» претил его темпераменту и импульсивному характеру.
Работы молодого художника уже в годы учебы выделялись свежестью восприятия и оригинальными колористическими решениями. Написанный в 1880-е годы наполненный светом «Портрет хористки», критики позже назовут первым произведением русского импрессионизма.
Сам же Константин Коровин говорил, что у него «нет направления и нет моды», а в своем творчестве он старается передать безусловную радость и красоту окружающего мира.
Но стремления художника отойти от традиций академизма и влияния передвижничества вызывали неоднозначную оценку современников: его то чествовали как «огромного таланта», то обвиняли в декадентстве. В 1884 году, благодаря Поленову, Коровин знакомится с известным меценатом, промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым.
Эта встреча во многом определила не только дальнейшую творческую жизнь живописца, но и будущее русского театрально-декорационного искусства. Константин Коровин был приглашен в Русскую частную оперу Мамонтова и принял участие в оформлении более трех десятков постановок.
Впоследствии художник успешно сотрудничал с Большим и Мариинским театрами. Красочные декорации и костюмы по эскизам мастера, наравне с музыкой и актерской игрой, выступавшие частью единого сценического пространства, стали настоящим прорывом для сценографии рубежа XIX-XX веков.
К сожалению, декорационная работа отнимала у Константина Алексеевича немало сил, и времени на проработку собственных холстов у него почти не оставалось. Но художник часто и не стремился к тщательному вырисовыванию деталей.
Начав с традиционной живописи, позже он выработал собственную манеру эскизного письма с широкими энергичными мазками.
Художник старался работать как можно быстрее, чтобы успеть отобразить живые, мимолетные впечатления, ведь иначе, по его словам, «все замирает».
Множество живописнейших этюдов было выполнено Коровиным на пленэре на подмосковной даче Поленова, а позже – в Охотино, где в 1897 году он построил небольшой дом. С конца 1880-х годов живописец начал выезжать в Европу, в Париж, где познакомился с новейшими течениями в искусстве, а в 1890-е побывал на Севере.
Но, пожалуй, самые яркие и жизнерадостные картины были написаны Константином Коровиным в начале ХХ века в солнечном Крыму. Деятельность художника была чрезвычайно разнообразной.
Коровин оформлял павильоны и масштабные панно для Нижегородской (1896) и Парижской (1900) выставок, входил в творческие объединения художников и принимал участие в издании журнала «Мир искусства». Творчество он совмещал с выставочной и педагогической деятельностью.
В 1905 году художник получил звание академика живописи, а в 1909-м – стал профессором Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества. В годы Первой мировой войны Коровин занимался вопросами маскировки и камуфляжа в штабе русской армии.
Революционные события 1917 года перевернули жизни многих, втянули они в свой круговорот и Константина Алексеевича Коровина. При новой власти художник сначала занимал административные посты в области культуры, принимая участие в организации выставок и аукционов и сохранении памятников, но через некоторое время он от должностей отказался.
Вскоре после революции Коровин лишился своей мастерской. Из столицы ему пришлось перебраться в Тверскую область, в деревню Островно. Несмотря на разруху и голод, художник продолжал писать картины, но его творчество все чаще подвергалось критике и нападкам, на этот раз за «буржуазность».
В 1923 году Коровин с семьей выехал из страны, сначала в Германию, а затем и во Францию, в Париж, для организации выставки и лечения сына-инвалида и так там и остался, хотя все время мечтал вернуться на родину. В эмиграции художник продолжал работать как сценограф и заниматься живописью, но в средствах он был крайне ограничен.
Позже, когда у Константина Коровина ослабло зрение, он нашел себя в литературном творчестве: писал рассказы и мемуары. 11 сентября 1939 года художник скончался от сердечного приступа, случившегося на парижской улице во время воздушной тревоги.
Коровин ушел из жизни, так и не увидев больше милой его сердцу русской природы, запечатленной им на красочных и полнозвучных полотнах. Крымские пейзажи заняли особое место в творчестве живописца. Впервые на полуострове художник побывал еще летом 1889 года, но яркая и многоцветная южная палитра привлекла его пристальное внимание чуть позже. Во время очередного визита в Крым Коровин был ослеплен буйным праздником цвета, блеском волн и игрой солнечного света. Сложившийся к тому времени творческий стиль живописца, его техника быстрых мазков кистью как нельзя лучше подходили для отображения пышной крымской природы и переменчивого освещения.
Весной 1904 года Константин Коровин навещал в Крыму товарища своей юности – Антона Чехова. Там, на окраине Ялты, в деревушке Аутка, у тяжело болевшего писателя был свой дом.
Услышав о том, что художник тоже мечтает о кусочке земли на крымском берегу, Чехов предложил ему свою дачу в Гурзуфе, построенную у Генуэзской скалы, над маленькой бухтой.
Однако там поселиться Коровин не мог, шум моря, волны которого подходили почти к самым стенам домика, вызывал у него сильное сердцебиение.
Позже художник все же выкупил участок земли в Гурзуфе, неподалеку от чеховской дачи, и в 1910-1912 годах построил там, на месте старой харчевни, двухэтажный дом с мастерской по собственному проекту. Виллу Коровин назвал «Саламбо» в память о балете А.
Ф. Арендса по роману Г. Флобера, к которому он рисовал декорации для Большого театра. В доме у Коровина побывали многие его знаменитые современник – артисты, писатели, художники. Среди них были Шаляпин, Суриков, Репин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький.
В Гурзуф Константин Алексеевич приезжал до 1917 года, там он подолгу жил и работал. Домик Чехова, хорошо видный с террасы коровинской мастерской, часто попадал на картины художника. В Крыму Коровин писал не только наполненные солнцем пейзажи, но и яркие натюрморты, нередко совмещая эти жанры.
С 1910-х годов полотна мастера становятся более красочными и свободными. В этот период окончательно формируется его эскизная, широкая и свободная манера живописи.
Художник предпочитал писать этюды, ведь именно их сиюминутность и недосказанность позволяла ему наиболее точно передавать ощущения от дрожащего от полуденного зноя воздуха, солнечных бликов, крымского ветра, аромата трав и свежести морских волн.
Константина Коровина недаром называли «Моцартом живописи», сочетая краски, он и сам сравнивал их со звучанием аккордов.
Крыму художник посвятил множество чудесных картин. Одни работы поражают разнообразием оттенков точно подобранных тонов, другие – радуют яркостью открытых, почти не смешивающихся между собой красок. На некоторых из них изображены виды Ялты и Алупки.
— Улица в Ялте. 1904
— Кафе в Ялте. 1905
— Ялта ночью. 1905
— Ялтинский порт. 1909
— Татарская улица в Ялте. Ночь. 1910
— Улица в Ялте. Вторая половина 1910-х
— Алупка. 1912Среди работ Коровина есть и посвящение Бахчисараю.
— Бахчисарай. 1907Приезжая в Крым, художник не раз бывал в Симферополе и Севастополе. А зимой 1915-1916 годов ему пришлось пройти лечение у севастопольских докторов. Несмотря на болезнь, Константин Коровин написал в этот период несколько мастерских этюдов и картин.
— На балконе. Вечер в Симферополе
— Симферополь. Ночь. 1916
— Севастопольский базар. 1915
— Севастополь вечером. 1915
— Фаэтон в Севастополе. 1916
— Севастополь зимой. 1916
— Праздник на воде. 1916
— Гавань в Севастополе. Этюд. 1916
Севастополь. 1916
— Рыбачья бухта. Севастополь. 1916
— Севастополь. Этюд
— Вид на гаваньМногие яркие и артистичные крымские холсты были созданы художником в Гурзуфе. Некоторые работы написаны им на пленэре, другие – в мастерской на вилле Саламбо.
— Гурзуф. 1906
— На берегу моря в Крыму. Этюд. 1909
— Гурзуф. 1900-1910
— Балкон в Крыму. 1910
— Южная ночь. Гурзуф. 1910-е
— Гурзуф. Этюд. 1911
— Вид с террасы. Гурзуф. 1911
— Чайная в Крыму. 1911
— Вид Гурзуфа. 1911
— Гурзуф вечером. 1912
— Пристань в Крыму. 1913
— Гурзуф. 1913
— Вид мастерской. Гурзуф.Крым (Комната на юге). 1914.
— Гурзуф. 1914
— Вечер на веранде. 1914
— В саду. Гурзуф. 1914
— Пристань в Гурзуфе. 1914
— На причале. Гурзуф. 1914
— На берегу Черного моря. 1914.
— Берег Чёрного моря (Вид на берегу Чёрного моря). 1914
— Гурзуф. 1915. Холст, масло. 74 х 93 см
— Гурзуф. Старый город. 1915
— Гурзуф.1915
— Гурзуф. 1915. Картон, масло. 65,5 х 87,5 см
— Гурзуф. Набережная. 1915
— Гурзуф летом. 1916
— Пристань в Гурзуфе 1916
— На террасе. 1916
— Гурзуф. 1917. Холст, масло. 65 x 86 см
— Причал в Гурзуфе. 1917
— Гурзуф. 1917. Холст, масло. 53,5 х 65 см — Базар цветов в Гурзуфе. 1917— Гурзуф.1921. Картон, масло.
— Гурзуф. 1921
— В Краснокаменке под Гурзуфом
— Гурзуфский пейзаж
— Дорога в Гурзуф
— Лето в Гурзуфе. 1917
— Гурзуф. Бумага, гуашь, акварель
— Южный пейзаж на побережье
— Невольничий рынок на Востоке. Эскиз декорации к балету А. Адана и Ц. Пуни «Корсар». 1912В 1910-е годы живописец увлекся декоративно красочными натюрмортами. Большая их часть была написана в Гурзуфе. Особое место на картинах Коровина часто занимали любимые им розы, нередко изображаемые на фоне моря.
А в Севастополе художник, являющийся страстным рыболовом, не раз писал натюрморты с рыбой. — На берегу моря. 1910. Холст, масло. 46 × 77 см — Розы на террасе. Крым. 1910.
— Ваза с цветами у окна с видом на море. 1912
— Розы. 1912 — Гурзуф. Натюрморт. 1914. Холст, масло. 36 x 51 см — Гурзуф. Корзина фруктов. 1916. Холст, масло. 67 х 88 см — Цветы. Гурзуф. 1916. Холст, масло. 87 х 66 см — Натюрморт с розами. 1916 — Натюрморт. 1916. Холст, масло — Гурзуф. Розы и фрукты. 1917. Холст, масло. 88,5 х 66,5 см — Цветы. 1917 — Розы и фрукты. 1917. Бумага на холсте, масло. 90 x 67 см — Розы. 1910-е. Холст, масло. 66 х 88 см — Натюрморт. Вино, фрукты. 1910-е. Холст, масло. 67 × 89 см — Розы. Крым (Розы и яблоки)
— Цветы. Гурзуф
— Букет роз — Цветы. Натюрморт на берегу моря. Холст, масло— Букет роз — Рыбы. 1916. Холст, масло. 85 x 125 см — Рыбы 1916. Холст, масло. 106 x 88 см — Рыбы, вино и фрукты. 1916. Холст, масло. 66 × 87,7 см
— Натюрморт с рыбой и фруктами. 1900-1910-е. 38 х 26 см
В названиях ряда работ крымского периода нет упоминания конкретной местности, запечатленной художником, или узнаваемых с первого взгляда пейзажей. Можно лишь предположить, где именно они были написаны. — На берегу Черного моря. 1900-е. Холст, масло. 143 x 103 см
— Южная ночь. 1904
— На юге. 1906
— Дорога в южном городе. 1908
— Сакля в Крыму. 1910
— Крым. Фруктовая лавка. 1911
— Ночной этюд. 1911
— Крымский пейзаж. 1912. Картон, гуашь. 32 х 40 см
— Крымский пейзаж. 1912. Холст, масло. 69 × 84 см
— Тройка. Крым. Провинция, 1914
— Ранний вечер, Крым. 1915
— Высокий берег. 1916 — В Крыму. 1916. Холст, масло. 87,5 х 66,5 см — Вечер. 1917. Холст, масло. 88 х 67 см— Крым. Цветущий миндаль
— Берег. Картон, масло
— Крым
— Крымский пейзаж — Фрукты из сада— Пейзаж с домами
Глядя на работы Константина Коровина, сложно представить, что в его жизни были не только счастливые времена, но и невзгоды, и даже трагедии. Кисть живописца всегда оставалась быстрой и легкой.
Он был убежден, что картины должны нести зрителям радость, и никому не нужно видеть «пота и мучений» художника. Любовь к природе и людям Коровин передал в своем жизнеутверждающем творчестве.
Мир на полотнах художника наполнен восхищением и чарующей красотой, тем, что он сам называл «пением за жизнь».
Константин Коровин — «Моцарт живописи», вдохновлявшийся Крымом
«Моцарт живописи» — это образное определение закрепилось за блистательным русским живописцем Константином Коровиным с лёгкой руки его коллеги, педагога Бориса Иогансона. Второе — Шаляпина: «Паганини в живописи».
Они вспоминаются в связи со 150-летием выдающегося живописца, жизнью и творчеством неразрывно связанного с Крымом, который он любил, который вдохновлял его на «пение за жизнь», дарил радость.
Яркий, самобытный и глубоко национальный художник, усвоивший заветы учителей Московского училища живописи, ваяния и зодчества Алексея Саврасова и Василия Поленова, Коровин впитал импрессионистическую чистоту цвета, фактуры, умение передать на полотне световоздушную среду.
Он первым из русских художников стал писать не только пейзажи, но и портреты, жанровые картины на пленэре. Личности и творчеству Коровина присущи особый артистизм, изящество и внутренняя свобода. Не случайно друзья-художники называли его «русским французом». А ещё говорили, что «ему улыбаются все краски мира».
Он создавал красочную живописную симфонию, оживляя полотна своим поэтическим чувством. Каждым движением своей души он славил жизнь и человека. Искромётной радостью пронизаны его живописные холсты. За что ни брался — всё делал со вкусом, ярко и талантливо, был не только непревзойдённым живописцем, но и писателем, прекрасно понимал музыку и театр, хорошо пел.
Его участие в выставках известнейших художественных объединений «Союз русских художников», «Мир искусства» становилось событием. Станковист, декоратор и монументалист, он разрабатывал эскизы для интерьеров, писал декорации для Частной оперы Саввы Мамонтова, Большого и Мариинского театров.
Когда открывался занавес на спектаклях «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Садко», половодье красок сверкало на сцене и вызывало бурные восторги публики.
История дома Коровина в Гурзуфе началась со встречи с Антоном Павловичем Чеховым.В своих воспоминаниях Константин Алексеевич живо воспроизвёл это событие в 1904 году на ялтинской Белой даче:
Константин Алексеевич купил кусочек земли в Гурзуфе чуть дальше от моря, чем чеховская дача, построил по собственному проекту виллу из четырнадцати комнат, которую назвал «Саламбо» — по роману о карфагенских страстях Густава Флобера и одноимённому балету в Большом, к которому написал декорации.Гурзуфский период был недолгим — с 1911-го по 1917 год. Работы этого времени отличаются особой лёгкостью, артистизмом. «На берегу моря», «Пристань в Гурзуфе», «Гурзуф вечером», «Базар цветов» «Рыбачья бухта» буквально завораживают. Именно на юге появляется интерес Коровина к натюрморту, недооцениваемому им ранее жанру.
«На берегу моря»«Пристань в Гурзуфе»«Гурзуф вечером»
«Рыбачья бухта»
Многие годы в Доме творчества им. К. А. Коровина, созданном на вилле «Саламбо», существовала мемориальная комната. Там хранились картины, мебель, вещи, принадлежавшие живописцу. Старожилы Дома творчества рассказывают, что в «лихие 90-е» она была безжалостно разграблена. Теперь перед окнами мастерской Коровина на террасе, знакомой нам по многим работам живописца, на которой десятки лет писали этюды гости Дома творчества, сооружена харчевня, заслонившая море, названная словно в знак торжества пошлости и издевательства над памятью хозяина дома, завещавшего его коллегам, ресторан «Саламбо»… И не увидеть теперь из окна чеховский домик у скалы, вдохновлявший Мастера. Из окон дома Коровина в его времена были видны и Адалары — две скалы, которые стали потом визитной карточкой «Артека». Они настолько пленили Шаляпина, что он мечтал их купить, строя грандиозные планы построить на них «Замок искусства», разбить сады на островках среди морской глади, к которым можно попасть через тоннель под водой. Проект остался неосуществлённым. В книге «Маска и душа» Фёдор Иванович писал:
Шаляпин уехал за границу в 1922-м, Коровин — в 1923 году. Задолго до этого между ними состоялся такой разговор. Фёдор Иванович пожаловался другу: «Меня сегодня обязали выступить перед конными матросами. Скажи мне ради Бога, что такое конные матросы?». «Не знаю, что такое конные матросы, — мрачно ответил Коровин, — но уезжать надо…». Они вернулись в Гурзуф в XXI веке… скульптурными памятниками из бронзы у входа в Дом творчества имени К. А. Коровина. Среди сотен работ, написанных Коровиным в Крыму, — знаменитый «Портрет Ф. И. Шаляпина», по которому созданы два памятника. Один — беломраморный — установлен после перезахоронения певца на Новодевичьем кладбище, второй — из бронзы — в Гурзуфе.Константин Коровин
Отъезд во Францию, где Коровин так и не вошёл в художественную жизнь, тоскуя по России, надолго сделал его имя запретным на любимой Родине. И вот теперь славное имя возвращается к нам. Творчество Мастера внимательно исследуют, в том числе и в Крыму. Среди влюблённых в палитру Коровина — искусствовед Севастопольского художественного музея имени Михаила Крошицкого Людмила Смирнова. — Произведения из коллекции нашего музея напоминают некоторые интересные страницы биографии мастера, — говорит Людмила Константиновна. — В художественной среде, у критиков и исследователей творчества Коровина, до сих пор сохранилось довольно устойчивое мнение о том, что маэстро практически не писал городские пейзажи. И только Париж со знаменитыми бульварами, улочками, кафе, активной ночной жизнью занимал исключительное место в душе художника, а потому и отражён в его работах. Однако Коровин писал Москву, и при более тщательном исследовании наследия мастера становится очевидным, что встреча ещё с одним городом — Севастополем — не была проходной, случайной, а стала важным событием и не прошла для него бесследно. Во многих музейных и частных коллекциях хранятся яркие, солнечные, но очень узнаваемые пейзажи: «Фаэтон в Севастополе», «Севастополь. Базарная площадь», «Севастопольский базар», «Севастополь зимой», «Севастополь вечером», «Севастополь. Рыбачья бухта».«Фаэтон в Севастополе»«Севастопольский базар»«Севастополь зимой»
«Севастополь вечером»
— Коровин ведь надолго не поселялся в Севастополе?— Вначале он бывал в нашем городе только проездом, так как тогда многие маршруты крымских путешествий начинались отсюда. Случалось, задерживался, чтобы побродить по городу, порыбачить в Балаклаве. Актриса Н.
Комаровская позднее вспоминала, как «ярко горевшая на солнце рыбина — морской петух, выловленная балаклавскими рыбаками, настолько поразила Коровина, что позже увиденное подсказало ему решение образа царя Додона для оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о Золотом петушке».
А зимой 1915–1916 гг. в течение нескольких месяцев лечился в Романовском институте физических методов лечения, жил рядом в гостинице «Кист» на площади Нахимова.
Несмотря на тяжёлую болезнь, Коровин много работал, внимательно наблюдал за происходящим вокруг него, за бурлящей жизнью города и очень живо интересовался зрительской реакцией на созданные им полотна.
— Слышала, что ему, академику живописи, запретили писать в Севастополе. Почему?
— Об этом он горестно сообщал в письме директору Императорских театров В. А. Теляковскому:В этом же письме он грустно размышлял о «странном», выборочном отношении «властей» к деятельности художника:
Позже, но в том же 1916 году, Коровин был командирован в Севастополь в действующую армию для устройства маскировки. Эту непривычную для художника работу очень высоко оценило командование. И хотя шла Первая мировая война, его полотна оставались радостными и мажорными, ведь художник был уверен, что он всегда должен «дарить людям счастье», «передавать красоту и радость жизни».— Чем севастопольские этюды Коровина отличаются от написанного в других местах?
— Они многокрасочны, наполнены солнцем и динамикой, суетой повседневной жизни, чем убедительно воссоздают образ южного приморского города начала XX века. Художник легко и артистично решает в них сложные задачи передачи изменчивой воздушной среды, и вместе с тем они точны и «видово-конкретны». Знаменитые программные натюрморты «Рыбы, вино и фрукты» и «Рыбы» написаны в нашем городе.В них наглядно проявилась ещё одна характерная черта «русского импрессионизма» — декоративность. Коровин в противовес французским живописцам не растворяет предметы, а подчёркивает их материальность, как гурман «смакует» полнокровность, «осязаемость» их плоти, любуется интенсивным цветом и красотой мощно вылепленных объёмов. Отрадно, что Севастополь не оставил равнодушным такого прекрасного мастера и что именно севастопольские пейзажи, по утверждению известного искусствоведа Д. З. Коган, «являются теми произведениями, которые закрепили за Коровиным славу чародея, маэстро живописи».
— Мы отмечаем в этом году не только 150-летие со дня рождения Коровина, но и 100-летие дачи, 65-летие со дня основания Дома творчества им.
Коровина, — говорит культорганизатор Дома творчества Марина Забродская.
— Мемориальная комната просто необходима, о ней постоянно спрашивают не только приезжающие на пленэры и отдых художники, но и экскурсанты, которые интересуются жизнью выдающихся людей.
В эти дни в Севастопольском художественном музее экспонируется выставка, объединившая шедевры Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника, Севастопольского, Симферопольского, Донецкого и Херсонского художественных музеев.
Председатель Крымской организации Союза художников Украины Николай Моргун отметил: — Это в какой-то степени отдание нашего долга художнику, которому мы должны быть благодарны за внесённую им жизнерадостную нотку в живопись. Крымская живопись напрямую связана с Коровиным, она с него началась. Отличная от всех других, с собственным стержнем.
Коровина надо поднимать на щит. Это — наш художник. Коровин писал: Плоды педагогической деятельности Коровина — мировая известность учеников, среди которых Роберт Фальк, Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Илья Машков, Александр Куприн, Александр Герасимов.
Каждый из них, пройдя коровинскую «школу», не стал слепым подражателем учителю, нашёл свою индивидуальную манеру и самостоятельный путь в искусстве.
В отличие от пейзажей левитановского направления, где природа была как бы резонатором настроения художника, для Коровина сама натура — носитель всей гаммы чувств, и свою задачу он сводит к созданию её цветового образа. В его этюдах с колористической изысканностью переданы приглушённые тона северных пейзажей, чарующие состояния ночных городов, ослепительные цвета залитых солнцем южных пейзажей.
Источник