Крупные порты дальневосточных морях

Крупные порты дальневосточных морях

Россия, Северо-западное побережье Японского моря
на берегу бухт Золотой Рог, Диомид, Улисс, Новик, Амурского
и Уссурийского заливов, бухта Андреева

43°05′ С.Ш. 131°54′ В.Д.

Владивосток — это важный грузовой и пассажирский порт, поскольку является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. В нём перерабатываются как каботажные, так и экспортно-импортные генеральные грузы широкой номенклатуры: навалочные, насыпные, рефрижераторные, нефтепродукты, рыбопродукция, лес и пиломатериалы, контейнеры, автомобили и строительная техника.

Внешнеэкономическая деятельность Владивостока осуществлялась со 104 странами, а наибольший процент её объёма пришёлся на Китай, Республику Корею, Японию, США, Германию и Тайвань.

Владивосток — это важный грузовой и пассажирский порт, поскольку является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. В нём перерабатываются как каботажные, так и экспортно-импортные генеральные грузы широкой номенклатуры: навалочные, насыпные, рефрижераторные, нефтепродукты, рыбопродукция, лес и пиломатериалы, контейнеры, автомобили и строительная техника.

Внешнеэкономическая деятельность Владивостока осуществлялась со 104 странами, а наибольший процент её объёма пришёлся на Китай, Республику Корею, Японию, США, Германию и Тайвань.

Россия, Приморский край,
бухта Врангеля, Японское море

42°46′ С.Ш. 133°03′ В.Д.

Значимость морского порта Восточный для России в том, что он является единственным глубоко­водным портом на Дальнем Востоке. Это позволяет заходить в порт грузовым судам с дедвейтом до 170 тысяч тон. Порт расположен в бухте Врангеля залива Находка Японского моря и входит в крупнейший транспортный узел России на Тихом океане.

Грузооборот порта Восточный по итогам 2017 года составил 70 млн тонн грузов в год.

Значимость морского порта Восточный для России в том, что он является единственным глубоководным портом на Дальнем Востоке. Это позволяет заходить в порт грузовым судам с дедвейтом до 170 тысяч тон. Порт расположен в бухте Врангеля залива Находка Японского моря и входит в крупнейший транспортный узел России на Тихом океане.

Грузооборот порта Восточный по итогам 2017 года составил 70 млн тонн грузов в год.

Россия, Приморский край,
Северо-Западный берег
Японского моря

42°47′ С.Ш. 132°52′ В.Д.

Порт Находка — крупный тихоокеанский порт России, расположенный на северо-западном побережье Японского моря в заливе Находка.

В порту располагается терминал «Роснефть-Находканефтепродукт» обеспечивающий нефтепродуктами районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также экспорт нефтепродуктов в страны Юго-Восточной Азии.

Порт включает морские универсальные и нефтяные терминалы в одноименном заливе и многочисленные рыбные терминалы. Кроме рыбы и нефтепродуктов, в порту осуществляется перегрузка угля, контейнеров и рефрижераторных грузов.

Порт Находка — крупный тихоокеанский порт России, расположенный на северо-западном побережье Японского моря в заливе Находка.

В порту располагается терминал «Роснефть-Находканефтепродукт» обеспечивающий нефтепродуктами районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также экспорт нефтепродуктов в страны Юго-Восточной Азии.

Порт включает морские универсальные и нефтяные терминалы в одноименном заливе и многочисленные рыбные терминалы. Кроме рыбы и нефтепродуктов, в порту осуществляется перегрузка угля, контейнеров и рефрижераторных грузов.

Камчатский край образован 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. В регионе расположены всего три города (остальные — поселки и деревни), а численность населения немногим выше 300 тысяч человек.

Камчатка — это край вулканов, ледников, горячих источников и кипящих гейзеров. Охотским морем полуостров омывается на западе, Беринговым — на северо-востоке, а Тихим океаном — на юго-востоке, и все эти водоемы у берегов Камчатки покрыты льдом не менее 7 месяцев в году.

Как и многие другие регионы Дальнего Востока, Камчатка — край рыбной промышленности. В экспорте Камчатского края рыбная продукция составляет 97%. Основные торговые партнеры региона — Республика Корея, Китай, Япония и США.

Россия, Камчатский край, Тихий океан, Охотское и Берингово моря, Авачинская и Петропавловская губы

53°00′ С.Ш. 158°39′ В.Д.

Россия, Камчатский край, Тихий океан, Охотское и Берингово моря,
Авачинская и Петропавловская губы

53°00′ С.Ш. 158°39′ В.Д.

Самый большой морской порт Камчатского края расположен на восточном побережье полуострова в глубоководной Авачинской бухте и открыт для круглогодичной навигации.

Через морской порт обеспечивается устойчивое транспортное сообщение с портами Владивосток, Корсаков, а также северными портами России.

Основным направлением отгрузки экспортных грузов является Южная Корея, Япония.

Основной вид деятельности — перевалка экспортных, импортных и каботажных грузов-контейнеров, автотехники, генеральных и навалочных грузов, а также морских биоресурсов.

Несмотря на то, что офис направления судовых масел «Газпромнефть-смазочные материалы» был открыт в Санкт-Петербурге, самая первая партия высококачественных судовых моторных масел была отправлена именно в Петропавловск-Камчатский.

Самый большой морской порт Камчатского края расположен на восточном побережье полуострова в глубоководной Авачинской бухте и открыт для круглогодичной навигации.

Через морской порт обеспечивается устойчивое транспортное сообщение с портами Владивосток, Корсаков, а также северными портами России.

Основным направлением отгрузки экспортных грузов является Южная Корея, Япония.

Основной вид деятельности — перевалка экспортных, импортных и каботажных грузов-контейнеров, автотехники, генеральных и навалочных грузов, а также морских биоресурсов.

Несмотря на то, что офис направления судовых масел «Газпромнефть-смазочные материалы» был открыт в Санкт-Петербурге, самая первая партия высококачественных судовых моторных масел была отправлена именно в Петропавловск-Камчатский.

Сахалин — крупнейший остров России. Лежит в Охотском и Японском морях к северу от японского острова Хоккайдо и занимает основную часть территории Сахалинской области. Омывается с запада Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.

Экономика Сахалина имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Одним из главных экспортных товаров Сахалина с недавнего времени является сжиженный природный газ (СПГ), производимый в рамках проекта «Сахалин-2», в котором участвуют «Газпром», Shell и японские компании Mitsui и Mitsubishi. Сахалинский экспорт преимущественно представлен продукцией топливно-энергетического комплекса (94-95%), импорт — машины и оборудование, металлы, которые обеспечивают технологи­ческую реализацию нефтегазовых шельфовых проектов на Сахалине.

Источник

Транспортно-географическое
положение Дальнего Востока

Т.А. АДАШОВА
г. Комсомольск-на-Амуре

Продолжение. Начало в № 3/2001
Порт Находки
Заход судна в порт Ванино
Порт Ванино
Картина Льва Гимова

Морской транспорт

С ростом грузоподъемности Тихоокеанского флота морской транспорт стал одной из ведущих отраслей специализации регионального хозяйства. В последние годы Дальневосточному бассейну принадлежит 1-е место в грузообороте (около половины всех отправленных грузов) морского транспорта России. Через порты региона осуществляются внешнеторговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Дальневосточный морской транспорт представлен пятью морскими пароходствами: Дальневосточным (самым крупным по тоннажу в РФ), Камчатским, Сахалинским, Арктическим и оставшимся единственным в России танкерным Приморским пароходством. В общем объеме перевозок на долю морского транспорта приходится до 13% грузовых и около 1% пассажирских перевозок.

В регионе всего 32 морских порта — 22 торговых и 10 рыбных. Однако среди них наибольшее значение имеют только 10 портов с круглогодичной навигацией и грузооборотом каждого не менее 1 млн т в год. В Приморье, где до 30% всех перевозок осуществляется морским флотом, это порты Владивосток, Находка, Восточный, Посьет и Хасанский (пос. Зарубино); в Хабаровском крае — Ванино; на Сахалине — Холмск и Корсаков; на Крайнем Севере — Магадан и Петропавловск-Камчатский. На них приходится почти 90% грузооборота всех портов Дальнего Востока. Для развития экономики региона особенно значима роль южных портов, имеющих выход на Транссиб и БАМ. Через них проходит главный грузопоток экспортно-импортных грузов всей России в страны АТР, а также каботажные грузы, идущие транзитом из центральной части страны в районы Крайнего Севера и на Сахалин. На эти порты приходится около 80% транзитных грузов. Доля экспортно-импортных перевозок составляет около 90%, включая до 50% перевозок грузов иностранных фрахтователей.

В состав пароходств входят суда различного назначения, всего до 50 типов. В основном это сухогрузные суда: балкеры 4 , ролкеры 5 , контейнеровозы, транспортные рефрижераторы, лесовозы, щеповозы, лихтеровозы 6 , пассажирские лайнеры, железнодорожные и автомобильные паромы, а также танкеры и ледоколы. Общее число судов торгового и рыбного флота около 400 дедвейтом 5 млн т. Средний возраст морских судов в регионе превышает 17 лет 7 . Замедление темпов обновления флота стало общей проблемой морского транспорта страны, а для многих дальневосточных районов состояние этого вида транспорта при отсутствии других видов связей определяет условия жизнеобеспечения хозяйства и населения. По сравнению с периодом 1981—1990 гг. поставки флоту новых судов сократились в 1,6 раза. Ожидается, что при сохранении существующего положения к началу 2001 г. будет списано более половины всех судов.

Старение судов привело к удорожанию перевозок и снижению конкурентоспособности на фрахтовом рынке. Новые суда используются в основном на перевозках грузов иностранных фрахтователей. В результате наблюдается увеличение роли внешнеторговых перевозок иностранным флотом. Если в 1985 г. его доля в перевозках на Дальнем Востоке составляла 39%, то в 1994 г. — 45%. В то же время с увеличением доли иностранного флота были введены повышенные тарифы за портовые сборы и стивидовые 8 услуги. В связи с этим существенно изменилась структура доходов. Вероятно, в ближайшем будущем более 50% внешнеторговых морских перевозок через порты региона будет осуществляться флотом иностранных судовладельческих компаний. Чтобы в дальнейшем обеспечить высокорентабельную работу Дальневосточного флота, необходимо его обновление на 80%. Это снизит средний возраст судов до 10 лет. Решение проблемы во многом зависит от реализации государственной программы «Возрождение торгового флота России» (октябрь 1993 г.). В соответствии с ней с 1993 по 2000 г. предусматривается пополнить флот 589 судами суммарным дедвейтом 8,4 млн т, в том числе выделить для Дальневосточного бассейна до 200 судов.

Наибольшее сокращение перевалки грузов (в среднем более чем на 50%) наблюдается в небольших портах Приморья, Сахалина, Камчатки и порт-пунктах Крайнего Севера. В более крупных портах значительно сократилась доля каботажных грузов, в среднем грузооборот упал на 5%. Приобретение в результате приватизации портами самостоятельного статуса привело к повышению ими тарифов за портовые сборы и стивидовые услуги до уровня ведущих портов мира, а во Владивостоке — даже выше. Однако при этом они пока не обеспечивают высокой эффективности обработки флота. Среди многих причин — устаревшее техническое оборудование, особенно традиционная крановая техника, которая эксплуатируется свыше 25 лет. О необходимости технической реконструкции портов и их перегрузочных терминалов свидетельствует, например, тот факт, что на Дальнем Востоке почти столько же портов, сколько на Хоккайдо (там их 39), а грузооборот портов Хоккайдо в 10 раз превышает грузооборот дальневосточных портов.

Развитие Дальневосточного региона всегда жестко контролировалось Центром и было в значительной мере подчинено стратегическим целям СССР. Поэтому некоторые районы Дальнего Востока были закрыты для посещения не только иностранцев, но и своих граждан. В числе закрытых территорий оказались крупнейшие торговые и военные порты. Так, например, Владивосток был открыт для свободного посещения лишь в 1991 г. Вполне естественно, что это сдерживало развитие экономики и социальной сферы. Проводимая ныне политика открытости создает новые возможности для сотрудничества с зарубежными странами. Но полезной и эффективной она станет только при помощи со стороны Центра и местных органов управления.

Современные преобразования в стране, политика открытости и добрососедства стали основой для установления братских связей: Хабаровск—Ниигата (Япония), Находка—Донгхе (Южная Корея) и др. Это, в свою очередь, стимулировало открытие новых морских пассажирских линий: Находка—Пусан (Южная Корея); Находка—Донгхе (Южная Корея); Владивосток—Ниигата (Япония); Владивосток—Тояма (Япония). Планируется открыть паромную переправу между портами Корсаков (Сахалин) и Отару (Хоккайдо), по которой будут осуществляться перевозки грузов и пассажиров (до 20 рейсов за сезон).

В процессе реализации проекта «Туманган» предусмотрено строительство крупного порта в дельте реки Туманная, способного обрабатывать контейнерные грузы на базе Хасанского коммерческого порта. Через него, как предполагается, будут проходить грузы северо-восточного Китая. Это поможет компенсировать валютные потери от неполного использования мощностей других портов. Используя приграничное положение, порт будет специализироваться на транспортно-транзитном обслуживании и судоремонте. Удобное географическое положение бухты и благоприятные природные условия дают основания для рассмотрения вопроса о строительстве крупного глубоководного порта международного класса.

Оценивая работу морского транспорта Дальнего Востока, следует отметить, что его роль в условиях нового геополитического положения РФ существенно возросла. С потерей выходов на Черном и Балтийском морях из 17 пароходств страны только Дальневосточное морское пароходство не претерпело изменений. Ныне оно самое крупное в России по тоннажу и количеству судов.

Источник

Читайте также:  Поставки газа с северного моря
Оцените статью