Крупные природные комплексы берингово море восточно европейская равнина

Методическая разработка урока . Тема :«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины» 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Урок сиспользованием элементов технологии развития критического мышления. очень понравился обучающимся . Позволяет эффективноиспользовать время урока и развивает познавательный интерес учит работать с различными источниками географической информации. Применение полученых знаний на уроке в практической жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 38.98 КБ
вопросы- слайды для проверки д/з 710.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»

Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;

Развивающие: Развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности,

развитие пространственного воображения, памяти, мышления;

Воспитательные: продолжить развитие нравственно – эстетического отношения к природе, совершенствовать культуру общения.

Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости Русской равнины, воспитание чувства бережного отношения к природе страны, Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: Урок путешествие с элементами технологии развития критического мышления и ИКТ

Вид урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: физическая карта России, видеоролик о красоте России, карточки, таблица, атласы, дополнительные тексты из научно популярной и художественной литературы.

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
  3. Изучение нового материала
  4. Этап первичного закрепления
  5. Этап обобщения и систематизации материала.
  6. Этап подведения итогов и рефлексия
  7. Информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по просторам Русской равнины . Но для этого нам необходимы знания, ранее полученные в пути следования.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.

Учитель проводит опрос .

1.Индивидуальная работа на местах по карточкам. (3 чел).

Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и размещениях природных зон Русской равнины.

«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны сокращается до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»

  1. Работа у доски. Устный опрос

Назовите климатообразующие факторы определяющие климат равнины? Действия, каких климатообразующих факторов приводит к формированию неустойчивой, быстро и резко меняющейся погоды?»

Воронеж Климат Волгоград

  1. Задание: Установите соответствие между реками Русской равнины и бассейнами, к которым они относятся?

Волга Атлантический океан

Дон Бассейн внутреннего стока

Нева Северно-Ледовитый океан

  1. Фронтальная работа с классом
  1. Задание : Работа со слайдами (задания загадки озера)

А) Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским, Хазарским. (Каспийское)

Б) Это озеро – самый крупный природный пресноводный водоем Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)

В) Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» — от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется Нево . (Онежское)

Г) А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское)

Проверка работ по карточкам «Природные зоны» дополнительный вопрос: Вспомните определение природной зоны.

  1. Этап изучения нового материала

Три пути ведут к знанию:

Это путь самый благородный,

Путь подражания – это путь самый легкий,

И путь опыта – это путь самый горький.

Сегодня на уроке нам предстоит пройти эти три пути. Мы попытаемся, используя уже накопленные нами знания, пройти сложный путь первооткрывателей землепроходцев и боле подробно изучить пусть уже известные ранее территории. Но мы пока учимся, а дальше как знать может быть вам и откроется своя «Терра инкогнито».

Но мы с вами не просто учащиеся, мы – ландшафтоведы и находимся в научно-исследовательской экспедиции. За нашими действиями наблюдают представители Российского географического общества. Они будут принимать у нас материалы экспедиции. Познакомившись с разными компонентами природы, убедились, что все компоненты изменяются в пространстве и времени. Но всегда и везде они взаимосвязаны. И так нас ждет первый путь – путь размышления.

После просмотра части видео ролика учитель задает вопросы.

— О какой территории идет речь?

— Взаимосвязь, каких природных компонентов можно проследить?

— А если мы прослеживаем взаимосвязь, то и речь пойдет о …. (Природном комплексе)

Тема урока «ПТК Русской равнины»

Цель урока: Изучить ПТК Русской равнины и изучить их особенности.

— В какой части Равнины располагается данный ПТК?

— Какие ассоциации всплывают у вас при упоминании об этом крае? Составьте схему

Какой вывод можно сделать?

По учебнику, стр. 185определите к какому ПТК относится?

Учитель: Мы подошли к следующему пути – пути подражания – это путь самый легкий. И вам предстоит заполнить дневник путешествия – таблицу. Я попрошу вносить только ключевые слова, характеризующие территории, указанные в первой колонки. Время работы 10 минут.

Учащиеся заполняют таблицу (работа в группах по рядам)

Кольско- Карельская тундрово – таежная территория.

Малоземельская и Большеземельская морено- морские тундровые и лесотундровые равнины.

Моренные лесные равнины

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали

Руки вверх и руки вниз

Влево вправо повернись.

  1. Этап первичного закрепления

Учитель просит прокомментировать результаты заполнения.

  1. Этап обобщения и систематизации материала.

Учитель перед нами завершающий путь – путь опыта

Учащиеся выполняют тест (5 минут)

Работаем с тестом

А. Лесные мореные равнины

Б. Кольско — Карельскую тундрово-таежную территорию

В. Малоземельскую и Большеземельскую территорию

2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:

В) еловые и сосновые

3. Почти вся Карелия лежит в пределах

А) Балтийского щита

Б) Алданского щита

В) Плато Путорана

4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»

А) Водная эрозия

Б) Складчатые движения земной коры

В) Движение ледников

5. « Край лесов, болот и сосен» это

В) Малоземельская морено — морская территория

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».

Ответы теста: (1- б; 2-в; 3-а; 4- в; 5-б)

Все ответы правильные — «5»

  1. Этап подведения итогов и рефлексия

— Как я работал (а) на уроке?

— Самым интересным было…

— Что изучил нового?

— Ваши пожелания учителю.

  1. Домашнее задание : §33 по предложенному тексту определите о каком ПТК Русской равнины идет речь?

Таблица для первой группы

Кольско- Карельская тундрово – таежная территория.

Таблица для второй группы

Малоземельская и Большеземельская морено-морские тундровые и лесотундровые равнины.

Таблица для третьей группы

По предложенному тексту заполните таблицу.

Моренные лесные равнины

Текст для третьей группы

Южнее тундры расположены моренные лесные равнины, где отчетливо выражены ледниковые отложения и ледниковый рельеф.

Но если на севере ледник проделал разрушительную работу, уничтожив осадочные слои горных пород, то здесь его деятельность проявилась в формировании своеобразного и живописного мореного рельефа. В понижениях между мореными холмами возникли многочисленные озера.

Климат района формируется под влиянием переноса теплых воздушных масс, которые с циклонами приходят с запада и юго-запада. Частое прохождение циклонов создает очень не устойчивую погоду.

С юга моренные лесные равнины окаймляются прерывистой полосой песчаных низин – полесий. Полесья часто называют « Краем песков, болот и сосен»

«К северу от Оки, где она делает резкий поворот на восток, не доходя до Рязани, лежат громадные мещерские болота – мшары. Это заросшие течение тысячелетий озера. Они занимают площадь в 300 тысяч га.

Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера — «материк» — с его густым сосновым лесом.

Идти по мшарам трудно. Нога тонет в зеленых и серых мхах по самое колено.

Озера окружены такими густыми зарослями и высокой травой, что можно пройти в нескольких метрах и не заметить воды»

Текст для третьей группы

Южнее тундры расположены моренные лесные равнины, где отчетливо выражены ледниковые отложения и ледниковый рельеф.

Но если на севере ледник проделал разрушительную работу, уничтожив осадочные слои горных пород, то здесь его деятельность проявилась в формировании своеобразного и живописного мореного рельефа. В понижениях между мореными холмами возникли многочисленные озера.

Климат района формируется под влиянием переноса теплых воздушных масс, которые с циклонами приходят с запада и юго-запада. Частое прохождение циклонов создает очень не устойчивую погоду.

С юга моренные лесные равнины окаймляются прерывистой полосой песчаных низин – полесий. Полесья часто называют « Краем песков, болот и сосен»

«К северу от Оки, где она делает резкий поворот на восток, не доходя до Рязани, лежат громадные мещерские болота – мшары. Это заросшие течение тысячелетий озера. Они занимают площадь в 300 тысяч га.

Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера — «материк» — с его густым сосновым лесом.

Идти по мшарам трудно. Нога тонет в зеленых и серых мхах по самое колено.

Озера окружены такими густыми зарослями и высокой травой, что можно пройти в нескольких метрах и не заметить воды»

Текст к домашнему заданию

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».

Текст к домашнему заданию

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».

Текст к домашнему заданию

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».

Текст к домашнему заданию

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».

Текст к домашнему заданию

«Серые скалы, стройные ели, розовый вереск, разноцветная тундра … Бескрайние снежные просторы, среди которых подобно гигантским сугробам возвышаются ослепительно белые горы…..

Все это …… полуостров около 80 % территории занято тайгой и лесотундрой с березовым криволесьем. И лишь прибрежная часть Баренцева моря – тундра».

Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и размещениях природных зон Русской равнины.

«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны сокращается до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»

Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и размещениях природных зон Русской равнины.

«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны сокращается до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»

Прочитайте текст и определите ошибки в характеристиках и размещениях природных зон Русской равнины.

«Равнинный рельеф и резкое изменение климата привели к тому что, значительная часть Русской равнины это зона тундры. Причем на востоке площадь данной природной зоны сокращается до узкой полосы. Леса занимают боле половины площади равнины и представлены главным образом тайгой. Возрастание континентальности климата приводит к тому, что основными древесными породами являются: ель, сосна, лиственница, а в южных частях дуб, клен. Вдоль южных границ леса располагаются ареалы лесостепей»

А) Лесные мореные равнины

Б) Кольско — Карельскую тундрово-таежную территорию

В) Малоземельскую и Большеземельскую территорию

2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:

А) елово–пихтовые Б) лиственничные В) еловые и сосновые

3. Почти вся Карелия лежит в пределах

А) Балтийского щита Б) Алданского щита В) Плато Путорана

4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»

А) Водная эрозия Б) Складчатые движения земной коры

В) Движение ледников

5. « Край лесов, болот и сосен» это

А) Карелия Б) полесье В) Малоземельская морено- морская территория

А) Лесные мореные равнины

Б) Кольско — Карельскую тундрово-таежную территорию

В) Малоземельскую и Большеземельскую территорию

2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:

А) елово–пихтовые Б) лиственничные В) еловые и сосновые

3. Почти вся Карелия лежит в пределах

А) Балтийского щита Б) Алданского щита В) Плато Путорана

4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»

А) Водная эрозия Б) Складчатые движения земной коры

В) Движение ледников

5. « Край лесов, болот и сосен» это

А) Карелия Б) полесье В) Малоземельская морено — морская территория

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским , Хазарским.

Каспийское море Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским , Хазарским.

Это озеро – самый крупный природный пресноводный водоем Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом.

Это озеро – самый крупный природный пресноводный водоем Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом. Ладожское озеро

Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» — от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется Нево

Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» — от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется Нево Онежское озеро

А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения .

А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения . Чудское озеро

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме «Индийские касты» с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово.

Подробная методическая разработка по теме «Столетняя война» с использованием презентации.

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи.

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска.

Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление умения применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения.

Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу.

Разработка урока по теме одномембранные органоиды «Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи&quot.

Источник

Читайте также:  Отели стамбула мраморного моря
Оцените статью